VA cn
	yeh
	Py!
	fla
					9 о  »ь -—ыщ = —
			Е АТИ
	O 6 3 O P
	В ЧЕСТЬ
	Конституция победившего социализма
		К. ГОРШЕНИН
00°08
	Вонституция СССР исходит из того, что
в нашем обществе нет больше антагониети-
ческих классов, что наше общество состоит
из дружественных классов, из рабочих и
крестьян, стоящих у власти, что государ-
ственное руководство обществом (диктатурз)
принадлежит. рабочему классу, как передо-
вому классу общества. Наша Конституция
закрепляет общественные порядки, угодные
и выгодные трудящимся.
	Буржуазные конституции, являясь в 0с-
нове своей националистическими, исходят из
неравенства рае и наций, закрепляют пре-
имущество за господетвующими нациями.
	Сталинская Конституция глубоко интер-
национальна. Она исходит из равноправия
всех наций и рае, независимо от цвета ко-
жи, от языка, культурного уровня или
уровня государственного развития.
	Особенностью Сталинской Вонституции
	является ее последовательный и до конца
выдержанный демократизм.
	«Не имущественное положение, —
говорит товарищ Сталин, — не нацио-
нальное происхождение, не пол, не слу-
жебное положение, а личные способности
и личный труд каждого гражданина опре-
деляют его положение в обществе».
	Буржуазные конституции обычно огра-
ничиваютея фиксированием формальных
прав граждан, не гарантируя их реальное
осуществление.

Сталинская Конституция не ограничи-
вается фиксированием формальных прав
граждан. Она переносит центр тяжести на
вопрос о гарантиях этих прав, на вопрос
о средствах осуществления этих прав.

Разве можно, например, говорить о праве
на труд в условиях капитализма, когда за-
коном его развития являются систематиче-
ские кризисы, безработица и обнищание
масс. Чего стоит болтовня о демократии и
свободе в буржуазных странах, когда, по
официальным, явно преуменьшенным дан-
ным, число полностью безработных в Соеди-
ненных Штатах вместе с полубезработны-
ми составляет свыше 14 миллионов чело-
век, а во всех странах капиталистического
мира насчитывается не менее 40 миллио-
нов безработных и полубезработных!

0 каком праве на образование можно го-
ворить, когда в Индии 90 процентов населе-
ния являются неграмотными и даже в США
десять миллионов человек неграмотны п
свыше двадцати миллионов человек не име-
ют начального образования.

Буржуазные конституции лицемерно де-
кларируют всеобщее избирательное право,
равные и прямые выборы, тайное голосо-
вание. На деле же опромные массы трудя-
щихся выталкиваютея при помощи тысячи
ухишрений из активного участия в изби-
рательных кампаниях или фактически `ли-
шены возможности осуществить свое воле-
из’явление.
	В докладе товарища Сталина о проекте
Конституции дана уничтожающая критика
буржуазной демократии, показана обречен-
ность всего общественного и государствен-
ного строя в капиталистических странах.
	Только в условиях социализма всеоб-
щее, равное и прямое избирательное право
при тайном голосовании, провозглашенное
Сталинской Конституцией, реально обесие-
чено всей советской избирательной системой.
	Советы депутатов трудящихся, составля-
ющие политическую основу СССР, избира-
ются у нас на основе всеобщего, равного
и прямого избирательного права при тай-
ном голосовании.
	Сталинская Вонституция является во-
площением высшего типа демократии, со-
циалистической демократии.
	Предоставляя советским гражданам ши-
рочайшие демократические права и свобо-
ды, Сталинская  Ионституция налагает
на них определенные обязанности, соста-
вляющие единство общегосударственных ин-
тересов и личных интересов.

Сталинская Конституция обязывает
граждан СССР исполнять законы, блюсти
социалистическую дисциплину труда, чеет-
но относиться к общественному долгу, ува-
жать правила социалистического общежи-
тия. В соответствии с Конституцией каж-
дый советский гражданин обязан беречь и
укреплять общественную социалистическую
собственность, как священную и непри-
косновенную основу советского строя, как
источник богатства и могущества нашей
Родины. Защита социалистического отече-
ства является священным долгом советских
граждан.

Говоря о праве граждан на об’единение
в различные общества, Конституция запи-
сала в одной из своих статей:

«...Наиболее активные и сознательные
граждане из рядов рабочего класса и дру-
гих слоев трудящихся об’единяются во
Всесоюзную коммунистическую партию
(большевиков), являющуюся передовым
отрядом трудящихея в их борьбе за
укрепление и развитие социалистиче-
ского строя и представляющую руково-
дящее ядро всех организаций трудящих-
	ся, как общественных, так и государ-
стенных».
	Тем самым Конституция выразила волю
всего советского народа. Советские люди
знают, что всем, чего достигла наша Co-
ветская Родина, они обязаны великой пар-
тии Ленина -— Сталина.
	В нашем движении вибред по пути к ком-
мунизму ведущей, направляющей силой
является партия Ленина-—Сталина. Под ее
руководством советский народ построил
социализм в нашей стране.
	годы Великой Отечественной войны
с огромной силой проявилась вдохновляю-
шщая и организующая роль большевистской
партии, которая возглавила веенародную
борьбу против немецко-фалнистеких захват-

чиков и обеспечила веемирно-исторические
побелы Советского Союза.
	5 декабря 1936 года Чрезвычайный
УШ Всесоюзный с’езд Советов утвердил но-
вую Конституцию СССР, названную совет-
ским народом по имени ее создателя, вдох-
новителя и организатора побед социализма
в нашей стране — Сталинской Конетиту-
цией.
	В историческом докладе о проекте Вон-
ституции Союза ССР товарищ Сталин дал
тениальное обобщение итогов борьбы wt
побед советского народа под руководством
большевистской партии. Товариш Сталин
поднял марксистеко-ленинскую теорию на
новую, высшую ступень, обогатив ее но-
выми положениями о социалистическом об-
ществе, о социалистическом демократизме,
о значении и роли социалистического госу-
дарства в строительстве социализма и ком-
мунизма.
	В своем докладе товарищ Сталин раскрыл
коренные изменения, происшедшие в нашей
стране за период с 1924 по 1936 год, и
показал, что социалистическая система
победила во всех сферах народного хозяй-
ства.

«Это значит, — говорил товарищ

Сталин, — что эксплоатация человека

человеком уничтожена, ликвидирована,

& социалистическая собственность на

орудия и средства производства утвер-

ждена, как незыблемая основа нашего со-
ветского общества».
	В нашей стране была создана новая, со-
цизлистическая экономика, не знающая
кризисов и безработицы, не знающая ни-
щеты и разорения трудящихся масс и даю-
щая гражданам СССР все возможности для
зажиточной и культурной жизни.
	Изменения в области советской эконо-
мики вызвали коренные изменения в клас-
совой структуре нашего общества. Пол-
ностью были ликвидированы вее эксплоата-
торекие классы.
	Товарищ Сталин указывал, что наше
советское общество состоит из двух друже-
ственных друг другу классов, из рабочих
и крестьян, которые также претернели зна-
чительные изменения. Изменился рабочий
класс, возглавивший дело созидания социа-
листического общества; изменилось совет-
ское крестьянство, перешедшее на рельсы
колхозов, на рельсы социализма. Выросла
новая, народная советская интеллигенция,
ставшая на службу народу.
	Изменение классовой структуры совет-
ского общества и коренные изменения са-
мих классов явились свидетельством того,

что грани между рабочим классом и кре-
стьянством, равно как между этими клас-

сами и интеллигенцией, стираются, падают.
Создалась основа морально-политического

единства советекого общества.
	Огромные изменения произошли и в на-
циональных взаимоотношениях в СССР.
Отсутствие эксплоататорских классов, явля-
ющихся основными организаторами между-
национальной драки; отсутствие эксплоа-
тации, культивирующей взаимное недове-
рие и разжигающей националистические
страсти; наличие у власти рабочего клас-
са, являющегося врагом всякого порабоще-
ния и верным носителем идей интерна-
ционализма; фактическое осуществление
взаимной помощи народов во всех областях
хозяйственной и общественной жизни; на-
конец, расцвет культуры народов СССР,
национальной по форме, социалистической
по содержанию, — все это привело к, тому,
что изменился в корне облик народов СССР,
исчезло в них чувство взаимного недове-
рия, укрепилась нерушимая дружба наро-
дов нашей страны.
	«В результате, — говорил товарищ
Сталин, -— мы имеем теперь вполне сло-
жившееся и выдержавшее все испыта-
ния многонациональное социалистиче-
ское государство, прочности которого
могло бы позавидовать любое националь-
ное государство в любой части света».
	Бее эти глубокие изменения, происшед-
шие в нашей стране, получили евое выра-
жение в Сталинской Конституции, которая
закрепила тот всемирно-исторический факт,
что СССР вступил в новую полосу разви-
тия — в полосу завершения строительства
социалистического общества и постепенно-
го перехода от социализма в коммунизму.
		Партия Ленина—Сталина сплачивает, во-
одушевляет и организует советских людей,
об’ ‘единяет их усилия на достижение вели-
кой цели — построения коммунистического
общества. Ее кровная связь с народом укре-
пляется с каждым днем. В этом источник
непобедимости партии и могущества совет-
ского государства. Наша партия предста-
вляет собой единую, монолитную и несокру-
шимую силу, сплоченную как никогда во-
круг Центрального Комитета, вокруг нашего
великого вождя и учителя товарища
Сталина.
	Великий творец Вюнституции социалиети-
ческого общества товафипе Сталин созлал
цельное, законченное учение о’социалиети-
ческом государстве, являющемся государ-
ством нового типа.
	В историческом докладе на ХУШ с’езде
ВКП(б) товарищ Сталин дал Фазвернутый
знализ этапов развития социалистического
государства, изменения его функций в связи
с изменением обетановки.
	Великий корифей науки, товарищ Сталин
творчески развил  марксиетско-ленинское
учение о социалистическом  государетве,
смело отбросил то, что устарело в теории.
Опираясь на опыт строительства социализ-
ма, товарищ Сталин обосновал гениальное
положение о возможности построения ком-
мунизма в нашей стране и в том елучае,
вели сохранится капиталистическое окру-
жение. Выдвинутое товарищем Сталиным
положение обогащает ленинизм, вооружает
рабочий классе новым идейным сружием,

открывает великую перспективу борьбы за
KOMMYHESM.
	Товариш Сталин блестяще разработал во-
прос о функциях и о фазах развития со-
циалистического государства, о перспекти-
вах отмирания государства при коммунизме.
	«...Мы имеем, — говорил товарищ
Сталин, — теперь совершенно новое, со-
циалистическое государство, не виданное
еще в истории и значительно отличаю-
щееся по своей форме и функциям от со-
циалистического государства первой
фазы».
	Но развитие государства не останавли-
вается на этом, оно идет дальше, к комму-
низму. Что будет с государством, сохранит-
ся ли оно при коммунизме? Отвечая на
этот вопрос, товарищ Сталин выдвинул
гениальное положение о том, -что государ-
ство сохранится и при коммунизме, если
будет продолжать существовать капитали-
стическое окружение. Этот замечательный
вывод товарища Сталина открыл новую
главу в марксистско-ленинской теории о
государетве.
	Во всех своих трудах товарищ Сталин
постоянно учит партию, советский на-
род всемерно укреплять наше  социа-
листическое государство, являющееся. ре-
шающей силой социалистического преобра-
зования нашего общества и перехода от со-
циализма в коммунизму.
		ДНЯ СТАЛИНСКОЙ   По историческим местам _
	«Сеголня в Гори».
	КОНСТИТУЦИИ
	НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТОЛИЦЫ
	Трудящиеся столицы нашей Родины —
Москвы ознаменовали День Сталинской Кон-
ституции новыми замечательными производ-
ственными успехами,
	В предпраздничные дни тысячи рабочих
звтомобильного завода имени Сталина
стали на стахановскую вахту. Ежедневно с
заводского конвейера сходили еверхплановые
машины. Большой трудовой победой встретил
День Сталинской Конституции коллектив
завода «Борец». В канун праздника
предприятие заверитило годовой план по
выпуску машин и запасных частей для
нефтяного оборудования. Шо сравнению
с прошлым годом выпуск продукции намного
увеличился.
	Значительных успехов добились рабэчие
Электролампового завода, завода «Машино-
строитель» и других предприятий столицы.
	Десятки тысяч пропагандистов и агитато-
ров провели в предпраздничные дни беседы
об Оесновном Законе первого в мире социа-
листического государетва.
	Вчера днем тысячи москвичей побывали
в музеях. Особенно многолюдно было в Цен-
тральном музее В. И. Ленина. В .Государ-
ственной библиотеке имени В. И. Ленина,
Исторической и других библиотеках Москвы
открыты выставки, посвященные Сталин-
ской Конституции.
	ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕТСКОГО
АЗЕРБАЙДЖАНА
	БАБУ, 4. (Норр. «Правды»). Б послед-
ние дни < нефтяных промыслов, машино-
строительных и нефтеперерабатывающих
заводов Баку идут радостные вести о но-
вых трудовых победах в честь Дня Сталин-
ской Вонетитуции.
	В крупнейшем нефтяном  Сталинеком
районе сверх 11-месячного плана лобыты
многие десятки тысяч тонн нефти. Коллек-
тивом шестого промыела этого района пер-
воначальное обязательство о сверхплановой
добыче нефти перевыполнено в одиннадцать
раз. Этот промысел, как и многие другие
в Баку, добывает топливо в счет поелед-
него гола пятилетки.
	Но вечерам многолюдно во всех дворцах
культуры и клубах. Лекции и доклалы о
Вонституции СССР, о ее творце великом
Сталине проходят в переполненных залах.
На многих предприятиях и в учреждениях
открылись выставки, которые отображают
величественные успехи нашей Родины и ее
составной части-——Советекого Азербайджана.
	На некоторых предприятиях проводятся
беседы у карты’ Советского Азербайджана.
Перел слушателями развертывается картина
гигантеких преобразований, проибсшедитих
за годы сталинских пятилеток в степях и
торах Советского Азербайджана. Только в
послевоенные годы появились новые города
и рабочие поселки, колхозные села, ороси-
тельные каналы, новые районы возделы-

вания хлопка, цитрусовых и других сель-
скохозяйственных Культур.
		АШХАБАД, 4. (Норр. «Правды»). Над
полями Советской Туркмении щедро светит
солнце. Ясная, теплая погода способствует
успешному завершению уборки и сдачи
хлопка государству. Участвуя в соревнова-
нии в честь Дня Сталинской Конституции,
выполнили план хлопкозатотовок колхоз-
ники Ашхабадекой области. Сейчас здесь
продолжаетея сдача хлопка сверх плана.
	Широко развернулось соревнование в
честь Дня Сталинской Конституции на по-
лях Ташаузекой области. В нынешнем году
здесь выращен прекрасный урожай. Еруп-
нейпгий в Туркмении колхоз «Большевик»
е площади 500 гектаров сдал государству
115 тысяч пудов сырца.
	В эти дни мы побывали в колхозе «Ин-
клаб», Каахкинского района, Ашхабадекой
области. С каждым годом богатеет эта ар-
тель. В домах колхозников, в школе, в клу-
бе, на улицах, в производственных поме-
щениях горит электрический свет. Его по-
дает собственная гидростанция. Местный
радиоузел доносит в дома колхозников голое
Москвы. В колхозном клубе состоялся доклад
о Сталинской Вонетитуции,
	В БРИГАДЕ ЗНАТНОГО
CTANEBAPA
	СВЕРДЛОБСЬ, 4. (Корр. «Правды»). Знат-
ный сталевар Верх-Исетского завода тов.
М. Ушаков был делегатом Чрезвычайного
УШ е’езда Советов. Он принимал участие
	в рассмотрении и утверждении Вонституции
СССР.
	По установившейся традиции бригада
тов. Ушакова ежегодно встречает День
Сталинской Конституции новыми производ-
ственными успехами. Вчера она подвела
итоги своей работы за 11 месяцев. Бригада
провела много скоростных плавок. Ею си-
стематически перевыполняется норма с’ема
стали с квадратного метра пода печи. Вы-
дано сверх плана свыше 450 тонн металла.
	да самоотверженный труд тов. Ушаков
награжден лвумя орденами Ленина.
	Рабочий тов. Ц. Юшков еще недавно был
подручным сталевара, а затем сталеваром.
Закончив техникум, он стал помощником
начальника мартеновекого. цеха. Другой
подручный сталевара, тов. Ц. Фадеев, полу-
чил высшее образование и сейчас работает
в институте. Беседуя с металлургами о
Сталинекой Конституции, бригадир тов.
Ушаков называет много имен рядовых рабо-
чих, которые, используя свое право на об-
разование, стали крупными инженерами и
специалистами.
	— Отеческая забота товарища Сталина
о советских людях, — говорит он,— зажи-
гает сердце каждого патриота горячим
	желанием работать еще лучше на благо
Родины.
	зовал стачки. Тов. Пхакадзе приводит
знаменитые слова товарища Сталина:
«Я вспоминаю 1898 год, когда я впервые по-
лучил кружок из рабочих железнодорожных
мастерских... Здесь, в БРУГУ Этих товари-
шей, я получил тогда первое свое боевов
революционное крещение...»

Тов. Пхакадзе, обращаясь к молодежи
завода. говорит, что на ее долю выпало
счастье  трудитьея там, где полвека
назад вел революционную работу величай-
ший человек современности, наш родной
И. В. Сталин. Он призывает молодежь свято
беречь и приумножать славные больше-

ив.
	sO

вистские традиции завода, работать по-

сталински.
Рак бы продолжением рассказа тов.
	Пхакадзе служат выступления тт. Хубу-
лури и Гвазава. Они поведали молодежи 0 Toy,
как бывшие железнодорожные мастерские
превратились в передовой завод. насыщен-
ный самой совершенной советской техникой,
которой владеют новые люди-—людли сталин-
ской эпохи. Тов. Гвазава называет некото-
рых из них: кузнец Константин Илуридзе,
выполняющий четыре годовые нормы; токарь
Вахтанг Байсанашвили, первый на заводе
применивший скоростной метод резания
металла: прославленный  стахановец, ко-
	тельник-новатор Бабаев, 0 котором
«драматург Тина Донжашвили написала

пьесу «Улыбка победителей». Эта пьеса
с успехом идет на сцене театра Руста-
	вели».
Жить и работать Tak, как эти люди—&
	этому призывают все три напечатанные в
газете выступления старых рабочих.

В следующем номере опубликован фото-
очерк под заголовком «По историческим ме-
стам». Перед читателем — здание бывшей
Тифлисской духовной семинарии, где учила
товариш Сталин, где впервые познаю-
мился он с маркеизмом, где возглавлял он
марксистские кружки. А вот — Тифлисская
физическая обсерватория, вы Которую
товарищ Сталин после исключения из семи-
нарии поступил на работу в качестве вычи-
слителя-наблюдателя, ни на минуту не пре-
кращая революционной деятельноети.

В одном из следующих номеров выступает
тов. Е. Домакури, работница Тбилисекой
шелкоткацкой фабрики, возникшей на м-
сте бывшей табачной фабрики Бозарджян-
ца. На этой фабрике в 1898—1901 гл.
товарищ Сталин организовал и руководил
нелегальными социал - демократическими
кружками и забастовками рабочих. Тов.
Домакури рассказывает о жизни фабрики, 1
глубокой признательности рабочих Тбилися
	товарищу Сталину, воспитавшему их.
«Новая жизнь, — говорит она, — борьбе
за которую Сталин учил полвека назад
тифлисских рабочих, за которую они боро-
лись под сталинским руководством, завое-
вана, восторжествовала, расцветает».
	Одним из исторических мест, связанных
с деятельностью товарища Сталина в Тби-
лиси, является бывшая фабрика Адельха-
нова, ныне обувная фабрика имени Сталина.

Стахановец фабрики В. Гоношилин рас-
сказывает о революционной. деятельности
товарища Сталина на фабрике и о славных
делах коллектива обувщиков, продолжаю-
щих героические традиции своего предприя-
TEA.

Публикуемые «Зарей Востока» материалы
представляют большой интерес для читате-
ля. В этих материалах отражены горячие
чувства любви и преданности трудящихея
Грузии великому вождю советского народа,
готовность новыми сопиалистическими 0бя-
зательствами, новыми трудовыми подвига-
ми, самоотверженной работой ознаменовать
историческую дату 70-летия со дня рожде-
	ния родного и любимого Сталина.
		скую, солнечную Кабарду. Интернациона-
лизм, идея дружбы народов нашли ярко
поэтическое выражение в его стихи
«Тарасу Шевченко», «Роза Пиренеев» и Л.

В стихах, призывающих к беспощадно
борьбе с фашистскими извергами, А. Ш
тенцуков создал образцы гражданской поз
зии для своей национальной литературы,
	5 руках миллионов

Горит наше знамя,

И с нами — победа,

И Сталин наш — с нами! —
	писал поэт в начале Великой Отечественной
ВОЙНЫ.

Стихи А. Шогенцукова часто напомина-
ют маленькие поэмы: они драматичны, 61-
жетны. В них всегда чувствуется живой,
страстный голос патриота советской Роли:
ны. Произведениями A. Шогенцукова ка-
бардинекая поэзия вышла на всесоюзную
арену. Недавно издательство «Советский п-
сатель» выпустило книгу его стихов и 10эу.

Традиции Б. Пачева и А. Шогенцукова
успешно продолжают Алим Кешоков, АмиГ-
хан Шомахов и другие поэты. Стихи А. Be:
шокова «Труд», «Путь всадника», «Поэту
и другие глубоки по мысли, образны, п9-
этичны. Они посвящены современности,
проникнуты задором и силой молодости,

С интересом читаются стихи Б. Куашевз
«Индыл» («Волга»), Х. Хавпачева «3863
ды Времля».

Молодая поэзия Кабарды, в истоках к
торои лежит народное творчество, разви
вается под непосредственным влияние
русской классической и русской советской
поэтической культуры. В этом ее сила, при-
чина достигнутых и залог будущих успехов.

Переводчики Н. Столяров, Н. Гребиеь
Я. Козловский, М. Фофанова и другие Cit
лали важное дело, ознакомив русского 9
тателя с поэзией Кабарды. Однако на м
работе видны следы торопливости. В стихах
нередко встречаются чересчур усложненны:
речевые обороты, бедные рифмы, нарушаег
	0°
ся ритм. Слабо переданы особенности нади
нальной формы.
	Перевод — дело творческое. Поэт-перевох
чик должен хорошо знать историю и кул
туру народа, чувствовать дух и строй наци
нального языка. Только в безукоризнениой
поэтической форме можно точно передать
содержание того или иного переводного про
	изведения.
В ПАНКОВ.
	Этой поистине волнующей страницей
начала республиканская газета «Заря
Ростока» печатание серии материалов,
	06 исторических местах, связанных ©
жизнью и деятельностью великого вожля
народов товарища Сталина.

В центре страницы — очерк «Любовь
народная». В нем описываетея дом в Гори.
в котором родился И. В. Сталин. Слода при-
ходят люди со всех. коннов Советского Союза.
Сюла приезжают делегации из многих
	зарубежных стран.
0 больших. горячих чувствах говорят тро-
	гательные записи посетителей в книгах

дома-музея:
«Счастливые минуты, проведенные В
	этом доме, будут памятны на всю жизнь...”

«С глубоким волнением созерцаю место,
которое дорого всему миру, каждому
человеку, стремящемуся к свету, к. ком-
	MYHHSMY>.
Многочисленны запиеи посетителей до-
мика, приехавших из США, Франции, Да-
нии, Индии, Бразилии, Кубы, из стран на-
родной демократии. Газета воспроизводит
	я ae <.
запись бразильского писателя Жоржи Амаду:
«Сталин — символ творческих сил рабо-
	цего класса, его способностеи управлять и
строить. Здесь, в Гори, в этом музее, мы
видим, откуда вышел этот исключитель-
ный человек, чтобы начать свою плодо-
творную жизнь, всецело посвященную делу
пролетариата и социализма. Никто в мире
не сделал для человечества столько,
сколько двое величайших людей: Ленин
и Сталин».

Каков Гори сегодня — 06 этом расека-
зывает корреспонденция «Город древний и
юный».

Еще в годы довоенных пятилеток облик
Гори совершенно преобразился. После вой-
ны строительство и благоустройство его
	развернулось еще шире и быстрее.
«Только за нослелние 2—3 года общий
	асфальтовый ‘покров улиц составил более
20 тысяч квадратных метров... Горийцы
с гордостью показывают трассу строи-
тельства проспекта Сталина».

Это будет, как говорят они, одна из кра-
сивейших улиц городов Грузии. Она про-
тянется OT вокзала до  домика-музея
Сталина. Ширина нового проенекта соста-
вит 38 метров. В центре его образуется
большая площадь, на которой будет уста-
новлен монумент товарища Сталина.

Из года в год растет промышленность
Гори.

Из города, в котором родился вождь, га-
зета ведет читателя в Тбилиси — на паро-
в030-вагоноремонтный завод имени Сталина,
бывшие Тифлисские железнодорожные ма-
стерские. Здесь в течение нескольких лет
товариш Сталин воспитывал, закалял, ор-
ганизовывал рабочих.

24 ноября на заводе собрались мололые
рабочие для того, чтобы послушать рас-
сказы старых рабочих 0 замечательных
революционных тралициях завода, oO его
	героических трудовых буднях. Их рассказам
посвящена вторая страница «Зари Востока»
под заголовком ‘«Воспитывать молодежь
на большевистских традициях».

Тов. Пхакадзе рассказал молодежи о том,
что представлял собой завод в далеком про-
шлом. Изнурительный 12—14-часовой ра-
бочий день, каторжная работа на капита-
листов, невыносимая жизнь.

«Каждый из нас чувствовал тогда, —
говорит тов. Пхакадзе, — что дальше жить
так нельзя, но не находил выхода. Этот
выход впервые указал  тифлисским
рабочим товариш Сталин».

Далее следует рассказ о том, как товарищ
Сталин вел большую  пропагандистекую
работу, руководил нелегальными собрания-
ми и кружками, писал листовки, органи-
		Счастье
	Выход книги «Гора счастья» * — первого
сборника стихов кабардинеких поэтов в це-
реводах на русский язык — большое
событие для Кабарды. Это одно из ярких
свидетельств успешного развития культуры
кабардинского народа в сталинекую эпоху.

До революции народ Кабарды знал только
устное творчество. Теперь у него создана
своя литература — национальная по форме,
социалистическая по содержанию. Сборник
«Гора счастья» знакомит русского читате-
ля с лучшими произведениями кабардин-
ской поэзии.

Кабардинский народ устами поэтов воспе-
вает советский строй, славит гениальных
вождей, своих  освободителей, творцов
социалистической жизни В. И. Ленина и
И. В. Сталина.

Народ Кабарды питает к товарищу
Сталину глубочайние чувства любви и
преданности. С именем И: В. Сталина он
связывает все великие перемены в своей
судьбе. 05 этом поетея в пеене*
	В торжественный день

для республики нашей
Народ поднимает заздравные чаши:
И первую чашу кипучей махсымы
За нашего Сталина все мы полнимем!
	Ведущая тема книги поэтически ярко
выражена в стихах Бекмурзы Пачева «Пес-
ня о Ленине», «Кабарда», «Рождение жиз-
ни», в стихах Али Шогенцукова «С нами
Сталин!», Алима Кешокова «На вершине
Ошха-Махо», А. Шомахова «За Сталина ча-
шу поднимем».

Гимном в честь вождя звучит «Здравипа»
пародного поэта Б. НПачева.

Б. Пачев — основоположник письменной
кабардинской литературы-— сильно и глубо-
ко выразил духовную жизнь своего народа.
Он создал гневные песни о прошлом, дал
яркие картины жизни кабардинского аула,
в четкие строки отлил народную мудрость.

Его дело продолжил Али Шогенцуков.
Своим глубоко идейным, новаторским твор-
чеством он поднял кабардинскую поэзию на
новую, более высокую ступень. А. Июген-
пуков значительно расширил круг тем, со-
здал первые поэмы и роман в стихах на
кабардинском языке. Его стихи исполнены
	EEE! EIS EAD

торячеи ненависти к старому миру угне
тения и рабетва.
	Горячо и страстно воспевал поэт совет-
	* «Гора счастья». Кабар динское государ-
ГУ ТТ ти. ФА а ап
	ственное издательство, Нальчик.
	Сталинекая Конституция, закренившая
факт победы социализма в СССР, факт
утверждения новых, социалистических по-
рядков, не знающих ни социального, ни
национального гнета, имеет огромное между-
народное значение. Онз является докумен-
том, свидетельствующим о том, что «...то,
о чем мечтали и продолжают мечтать мил-
лионы честных людей в капиталистических
странах, уже осуществлено в СССР».

Отражая и демонстрируя развернутый
до конца последовательный демократизм
советского строя, Сталинская Конституция
является обвинительным актом против
буржуазной лжедемократии, против антина-
родной, реакционной политики правящих
групи в капиталистических странах, 0со-
бенно в США и Англии, где сведены на
нет последние остатки буржуазно-демокра-
тических свобод.
	Для всех прогрессивных сил мира
Сталинская Конституция служит моральной
помощью ‘и реальным подспорьем в их
борьбе за демократию и социализм, за сво-
боду и равноправие наций.

Страны народной демократии, ставшие на
путь строительства социализма, учатся на
великом примере созилательной деятельно-
сти советского народа. Сталинская Вонети-
туция показывает трудящимея стран ча-
родной демократии. как нужно на деле про-
водить в жизнь принципы социалистиче-
ской демократии.
	Для народов СССР Сталинекая Вонсти-
туция является документом, свидетельству-
‘ющим о том, что советские люди одержали
поистине всемирно-исторические победы.
Она вооружает духовно всех трудящихся
нашей страны, двигает их. вперед, поднима-
ет чувство законной гордости за свою вели-
кую социалистическую отчизну, укрепляет
веру в свои силы и мобилизует их на но-
вые трудовые подвиги.

Под руководством великото Сталина пар-
тия болыневиков и советский народ за-
воевали победу социализма в нашей стране.

Гениальный вождь и учитель Сталин
спас нашу Родину от опасности фашистеко-
го порабощения и привел советский народ
в всемирно-исторической победе в Великой
Отечественной войне против фашистской
Германии и империалистической Японии.
	В дни послевоенного мирного етроитель-
ства товарищ Сталин ведет советский народ
вперед, по пути победоносного строитель-
ства коммунистического общества.

Социализм и демократия непобедимы,
говорил товарищ Сталин в докладе о про-
екте Конституции Союза ССР.

Жизнь полностью подтвердила мудрость
этих пророческих слов. товарища Сталина.
Всемирно-исторические победы Советского
Союза, выдающиеся успехи стран народ-
ной демократии, образование Китайской
народной республики, создание Германской

reoxparuecxoit республики — все это
  знаменует гигантский рост сил демократии
ти социализма.
	Гений Сталина освещает трудящимся
всех стран ‘путь к победе коммунизма.
	Сталинская Конетитуция в корне отли-
чается от конституции любого буржуазно-
го государства. Конетитуция СССР — ca-
мая демократическая в мире.
	В основе буржуазных конституций лежат
принципы капитализма, его устои: частная
собственность на орудия и средства произ-
водства; экеплоатация человека человеком;
нищета трудлящегоея болыцинетва на OOM
	полюсе оощеетва и роскошь нетрудящегося
меньшинетва на другом и т. п.
	Главной основой Сталинской Конституции
яваятотся прянципы социализма, его оенов-
ные устои, осуществленные в жизни нашего
общества: господство социалиетичеекой соб-
ственности на средетвз производетва; лик-
видация экеплоатации и эксплоататорских
классов; ликвидация нищеты и безработицы;
труд, как обязанность и долг чести каждого
работоспособного гражданина по формуле
«Кто не работает, тот не ест»; право на труд,
па отлых. на образование и т. п.
	Буржуазные вонетитуции молчаливо ис-
ходят из предпосылки о том, что общество
состоит из антагониетических классов, из
классов, владеющих богатством, и классов,
пе гладеющих им, что какая бы партия ни
пришла к власти, государственное руковод-
ство обществом (диктатура) должно при-
падлежать буржуазии, что конституция
нужна для того, чтобы закрепить обществен-

ные порядки, угодные и выгодные имущим
классам.