6 ДЕНАБРЯ 1949 г., № 340 (11447)
	Пленум ЦК Кб)

Молдавии
	ИПИНЕВ, 5. (Корр. «Правды»), Пле-
нум ПВ ЕП(б) Молдавии обсудил довлад се-
кретаря ИЕ ЕП(6) Молдавии тов. Боваля о

задачах партийной. организации в связи
с коллективизацией сельского хозяйства в
западных районах республики.

— Истекитий году—@казал докладчик, —
был переломным в развитии сельского хо-
зяйства республики. Под отно И при
повседневной помощи ЦВ ВБИ(б) и личн
товариша Сталина партийная организация
республики добилась решающих успехов в
сопиалистическом переустройстве сельско-
го’ хозяйвтва. Молдавская деревня прочно
встала на колхозный путь. В селах запад.
ных районов республики организовано
1.743 ^ колхоза, об’единивших евыше 8)
пропентов креетьянских дворов.

Теперь. заявил докладчик, центральная
задача партийных организаций крепить
колхозы в организационно-хозяйственном
отношении. В республике немало колхозов,
которые умело ведут хозяйство, успеп-
но справляются с сельскохозяйственных
работами, всемерно расптиряют свое обще.
ственное хозяйство. Благодаря колхоз
ному строю, несмотря на неблагоприятные
природные условия нынешнего годз, в №
публике выращшен неплохой урожай веет
сельекохозяйственных культур. Молдавская
CCP досрочно выполнила государственный
план заготовок хлеба, фруктов, шерсти в
овошей и < честью выполнила свое обяз.
	тельство. даннов товарищу Оталину о сверт-

плановой сдаче хлеба,
Большое внимание было уделено на пле
	нуме вопросам улучшения работы MTC,

Великий Сталин-—вдохновитель
и организатор победы под Москвой
	К восьмой годовщине разгрома
гитлеровской армии
на подступах к столице
	шительным образом, поскольку было ликви-
дировано нерзвенетво в условиях войны,
созданное внезапностью немецко- -фашистеко-

го напаления.
	«Теперь . еудьба войны, — указывал
товариш Сталин в феврале 1942 г.,—будет
решаться не таким привходящим моментом,
как момент внезапности, а постоянно дей-
ствующими факторами: прочность тыла, мо-
ральный дух армии, количество и качеетво
дивизий, вооружение армии, организатор-
ские способности начальствующего состава
армии».
	Народы мира увидели новое подтвер-
ждение могущества Советского Союза, проч-
ности его государственного и ‘обществен-
ного строя, убедились в том, что силы
социализма превосходят силы его врагов, и
это вселило в сознание угнетенных народов
надежду на избавление от немецко-фаптист-
	ского рабства.
	Восемь лет назад, 6 хекабря 1941 го-
да, советские войска под водительством
товарища Сталина перешли в победоноеное
контрнаступление под Москвой. закончив-
шееся разгромом главной ударной групни-
ровки немецко-фашистских войск.
	Немецко-фапгиетские захватчики, опья-
ненные победами в Западной Европе, ‘рас-
считывали на молниеносный разгром С0-
ветского государства, на быстрый захват
Москвы. Ленинграда и Украины. Однако
гитлеровцы жестоко просчитались.
	_ Советская Армия, претворяя В ЖИЗНЬ
сталинский план активной обороны, нано-
сила врагу тяжелые, невосполнимые поте-
ри. последовательно срывала его замыслы.
	Гитлеровский авантюристический план
«молниеносной» войны потерпел крах. Но
вражеские силы были еще велики. Отеут-
ствие второго фронта, момент внезапности
в нападении на Советский Союз, чиелен-
ное превосхолетво в танках и. авиации еще
давали немецким войскам серьезное пре-
имущество. В октябре 1941 года неменко-
фашиетским полчищам удалось ценой ко-
	лоссальных потерь прорваться в пределы
Московской области. Смертельная опасность
нависла над столицей нашей Родины. По-
добно огромному чудовищу, гитлеровские
войска двумя сильными клешнями намере-
вались охватить город c севера и с юга.
	За свою многовековую историю Москва не
раз подвергалась ударам врага, но никогда
война не приобретала столь птирокого разма-
ха. никогда борьба не развертывалаеь в
	столь ожесточенных и решительных формах.
Война охватила огромные пространства на-
шей Родины. Враг рвался вперед на важней-
ших направлениях в глубь страны. Осенью
1941 года решающие события войны,
как в’ фокусе. концентрировались вокруг
Москвы, куда была нацелена главная удар-
ная группировка врага, насчитывавшая
свыше пятидесяти дивизий, тысячи танков
и самолетов.
	Советекий народ, вдохновляемый великой
партией Ленина— Сталина, напрягал герои-
ческие усилия для защиты своей Родины и
ге стотипы Москвы,
	19 октября 1941 года Государствен-
ный Комитет Обороны издал подписанное
товарищем Сталиным постановление о вве-
дении в Москве и прилегающих в столице
районах осалного положения. Постановление
заканчивалось словами: «Государственный
Комитет Обороны призывает всех труля-
шихея столины соблюдать порядок и епо-
койствие и оказывать Красной Армии,
обороняющей Москву, всяческое содействие».
	Товарищем Сталиным был разработан и
блестяще претворен в жизнь план обороны
столицы. план разгрома немецких войск
пох Москвой.
	Товарищ Сталин лично руководил оборо-
ной Москвы, непосредственно направлял
лействия Советской Армии, вдохновлял
	боицов и командиров.

Народы мира © затаенным дыханйем сче-
или за результатами этой титанической
борьбы. Победа Советского Союза означала
победу сил прогресса, несла освобождение
от фашистского рабства народам оккупиро-
ванных стран, К
	6 лекабря 1941 тода советские войска,
выполняя тениальный план товарища
Сталина, под непосредственным  руковед-
ством Верховного‘ Главнокомандующего пере-
шли в решительное контрнаступление под
Москвой. Этот день знаменовал перелом в
нашу пользу в гигантской битве за столицу
нашей Родины.
	Результаты контрнаступления Наших
войск под Москвой хорошо известны. Мил-
лионная группировка немецко-фашистеких.
войск, обильно оснащенная всеми вилами
боевой техники, была наголову разбита, и
остатки ее отброшены далеко от Москвы.
	Удар, нанесенный советскими войсками по
флангам обеих обходящих группировок вра-
га, был внезапным для противника. Фз-
птистекое командование не смогло принять
каких-либо мер противодействия. В сраже-
ние вступили свежие крупные резервы,
искусно подготовленные, сосредоточенные
в районе Москвы и своевременно разверну-
тые на самых решающих направлениях.
	Вонтрнаступление, начатое на флангах, в
дальнейшем переросло в общее наступление
советских войск на московском направлении.
Инициатива была вырвана из рук немецко-
фашистского командования. Почти одновре-
менно © контрнаступлением под’ Москвой
были разгромлены ударные группировки не-
менко-фаптистских войск под Ростовом-на-
Лону и Тихвином.
	Наступление Советской Армии, последо-
вательно расширяясь, охватило важнейшие
направления советско-германского фронта.
Впервые за время второй мировой войны не-
мецко-фашистекие войска потерпели таке
сокрушительное поражение. В битве пол
Москвой был растоптан и развеян миф о
«непобедимости» германской армии.
	Победа советеких войск избавила столицу
нашей Родины Москву от угрозы гитлеров-
ского нашествия. Разгром немецко-фантиет-
ских войск пол Москвой явился решающим
военным событием первого года Великой
(Отечественной войны.
	Победа под Москвой. ярко свидетельство-
вала о росте силы и могущества Совет-
ской Армии. В огне войны закалялись совет-
ские бойцы и командиры, которые превра-
тились в грозу для немецкой армии.
	«В ходе войны,— указывал товарищ
Сталин,— Красная Армия наливалаеь но-
выми жизненными силами, пополнялзеь
людьми и техникой, получала на помощь
повые резервные дивизии. Й настало время,
	когда Красная Армия получила возможность

перейти в наступление на главных участках
громадного фронта. ...В ожесточённых боях
	под Москвой она разбила немецко-фапгист-
ские войска, угрожавшие окружением со-
ветской столицы. Красная Армия отброси-
ла врага от Москвы...».
	Нобезовосное контрнаступление советских
	войск под Москвой, а также контрудары под
Тихвияом и Ростовом лишили немцев того
	военного преимущества, которое они имели
	в первые месяцы войны в результате веро-
ломного и внезапного нападения. Условия
дальнейшего развития войны менялись ре-
	‚ Сталинский призыв «За полный разгром
немецких захватчиков!» превращался в Пе-
зльную действующую силу, мобилизуя энер-
гию всего советского народа на достижение
побелы над врагом.

Час за часом, лень за днем великий
вожль и полководец готовил вашу партию,
нарол, армию и флот к решительным битвам.
	Созданные и своевременно. сосредоточен”
ные в районе Москвы крупные боевые ре-
зервы сыграли решающую роль в разгроме
немпев под Москвой.
	Товарищ Сталин нацелил резервные ар-
мии на самые чувствительные для врага
направления и, умело определив момент,
отдал приказ о переходе в контрнаступление.
Войска. вдохновленные на подвиги, под
победоносным знаменем Ленина, под води-
тельством Сталина © честью выполнили свой

долг перед Родиной.
	Подготовляя контрнаступление, товарин
Сталин неослабно руководил действиями
войск, сдерживавших врага на полступах в
Москве. Он лично встречался с командира-
ми, каждому из них давал необходимые уБЗ-
зания. Постоянная отеческая забота товарища
Сталина в период битвы под Москвой о вос-
	питании командиров дала свои огромные
результаты. Из числа командиров — Участ-
ников битвы под Москвой вышло много 38-
мечательных сталинских полководцев.
		Яркая демонстрация всенародной
любви к товаришу Сталину

Празднование Дня Сталинской Конституции в стране
	МОСКВА ПРАЗДНИЧНАЯ
	В СТОЛИЦЕ ГРУЗИИ
	Москвичи вместе со всем советским на-
родом отмечали вчера День Сталинской
Конституции.

Город выглядел празднично, На корпусах
заволов и фабрик, на зданиях жилых домов,
учреждений, учебных заведений развева-
лись государственные флаги СССР. Улицы
и плошади были заполнены людьми. Тыся-
чи. трудящихея © интересом осматривали
освободившиеся к ‘празднику от строитель-
ных лесов новые наземные вестибюли коль-
цевой линии Московского метрополитева.

Большим успехом пользовались выетав-
ки. посвященные Основному Закону СССР.
	ТБИЛИСИ, 5. (Нерр. «Правды»). залитая
солнцем столица Грузии украшена врасны-
ми флагами. Трудящиеся Тбилиси торже-
ственно отметили День Сталинской ВБонсти-
туции. На улицах — толпы празднично
одетых людей. Радостны их липа. Мысли и
чувства их обрашены к творцу Вонетиту-
ции-—великому вождю и учителю товарищу
Сталину. Под солнцем Сталинской Вонсти-
туции Грузия превратилась в цветущую со-
циалистическую республику.

Тысячи тбилисцев посетили вчера и ее-
толня исторические места города, связан-
ные ес революционной деятельностью
	ВСЕОБЩЕЕ ТОРЖЕСТВО
	КИЕВ. 5. (Норр. «Правды»). Нарядно
выглядел сегодня Киев. Веюду на фасадах
домов — портреты товариша Сталина, крае-
ные стяги. Из мошных репродукторов
льются песни о сталинской дружбе народов,
о великой советской Родине, о большевист-
ской партии.

Днем многолюдно было в филиале Музея
В. И. Ленина, где открылась выставка ли-
тературы и Ффотодокументов, посвященная
Сталинекой Конституции и ее гениальному
творпу товарищу Сталину. В окружням До-
ме офицера, во Дворне культуры пищеви-
ков, в клубе работников искусств состоя-
лись праздничные вечера. Выступали писа-
тели, артисты, коллективы художественной
самодеятельности.
	СТАЛИНАБАДЛ, 5. (Норр. «Правды»). Ра-
хостно праздновали День Сталинекой Вон-
ституции трудящиеся Таджикистана. Накз-
нуне на предприятиях и в колхозах состоя-
лись торжественные собрания, повсеместно
проводились доклады, лекции и беседы.
Вчера и сегодня десятки тысяч рабочих и
	колхозников ознакомились с праздничными
выставками, открытыми в музеях, библио-
теках. рабочих и сельских клубах.
	Они были открыты в многочисленных биб-
лиотеках и клубах столицы.

Свьние четырех тысяч человек посетило
Музей Революции СССР. Особенно много-
людно было в залах, где экспонируются
подарки товарищу И. В. Сталину.

Вечером зажглись огни, в домах культу-
ры, клубах, театрах. Праздничные вонцер-
ты состоялись В Колонном зале Дома с0-
юзов` в зале имени Чайковского. Большой
вечер. посвященный Дню Сталинской Вов-
ститупии, прошел во Дворце культуры
автозавода имени Сталина. Такие же вечера
состоялись и в других клубах столицы.
	товарища Сталина в Закавказье. Б доме,
гле находилась известная Авлабарская неле-
тальная типография Кавказекого Союза
РСДРП, побывало вчера более двух тысяч
человек.

В домах культуры, клубах и концертных
залах Тбилиёи состоялись праздничные в®-
чера и концерты, посвященные Дню Сталин-
ской Конституции. В Публичной библиотеке
	имени Маркеса, во Дворце пионеров имени
Берия и других культурно-просветитель-
ных учреждениях города открылись выстав-
ки, отражающие великие победы советского

народа.
	ПРАЗДНИК В ЛАТВИИ
	РИГА, 5. (Норр. «Правды»). Со’ всех кон-
цов Латвии приходят вести о трудовых до-
	стижениях, которыми республика отметила
День Сгалинской Конституции.

В Риге коллектив фабрики «Лайма» в
три с лишним раза превзошел довоенный
выпуск продукции. Работники табачной
фабрики № 2 выработали сверх годового
плана десятки миллионов папирое. Завод
«Радиотехника» выпустил сверх годового
задания большое количество радиоприемни-
ков. Железнодорожники ЧЛатвии досрочно
выполнили годовой план выгрузки. Лиепай-
ские портовики отметили праздник широ-
ким применением скоростных методов об-
работки судов.
	Подведены предварительные итоги всена-
родного соревнования в честь Дня Сталин-
ской Конституции. 10 передовых районов
республики — Кагановичабалекий, Каниба-
дамский. Курган-Тюбинский и другие —
успешно выполнили план сдачи государетву
хлопка-сырца и продолжают сдавать хлопок
сверх плана. Сегодня заверигил rocysap-
ственный контрактационный план один из
крупнейших хлопковых районов Таджики-
стана —— Ленинабадекий.
	Результаты сражения под Москвой, есте-
ственно, сказались на всем ходе второй миро-
BOH Войны.
	: Большое внимание уделял товарищ   Справедливой критике было подвергнум
I. Сталин Московской партийной организации.   Министерство сельского хозяйства 38 сла-
о возглавляя героическую   бую помошь молодым колхозам в наведении
овителем и организатором победы   Непосредствени
Вы am non оной явился   оборону Москвы, товарищ Сталин направлял   порядка в землепользовании, ортганизапия

р а а аи Е о Е Г ТГ ва 1 Учат ви Onrerrye
	великий вождь советекого` народа гениаль-
	ный полководец товарищ Сталин.
	Мудрый вождь партии и  советекого.
народа, прозорливо предвидя ход историче-
ских событий. с величайшей  последова-
тельноетью готовил нашу страну к актив-
ной обороне. В результате осуществления
политики индустриализации стрены ий кол-
лективизации сельского хозяйства была
создана мошная экономическая база для
активной обороны Советского государства.
Опыт войны показал, FM «экономиче-
ская основа Советского государства оказа-
лась несравненно более  жизнеспособ-
ной. чем экономика вражеских государств»
(И. Сталин).
	С первых же дней войны ‘вождь и
учитель трудящихся товариш Сталин встал
во главе Вооруженных Сил СССР, возглавил
борьбу всего советского народа против злей-
шего и коварного врага. Своевременно
вскрывая замыслы врага. его стратегию и
тактику, товарит Сталин направлял дей-
ствия Советской Армии на изматывание и
обескровливание фашистской армии, готовя
условия для перехода в наступление.
	В то время как буржуазные военные
специалисты на весь мир кричали о ненобе-
димости немецко-фашистской армии,
товариш Сталин предсказал неизбежность
ее гибели, показал порочность и дефек-
	тивность. стратегии немецко-фашистекого
	командования.
	Не oe РЕЗ 55 = В ка

всю работу Московской партийной организа-   учета и оплаты труда. Участники пленум
mam. По сталинским указаниям Москва пре-   критиковали также сельскохозяйственный
	CO ЕКА ^*

критиковали также сельскохозяйственный
отлел ЦК ВП(б) Молдавии.

Пленум обсудил доклад секретаря ith
КП(б) Молдавии тов. Горбаня 0 меры
улучшения работы по подбору, Paccranosre
ий воспитанию вадров.
	СТАЛИНСКИЕ СТИПЕНДИАТЫ
	Десять лет назад были учреждены четы.
ре тысячи етипендий имени И. В. Сталина
для етудентов-отличников высших учеб-
ных. заведений Москвы, Ленинграда, Киев,
Минска, Горького, Сталинграда и дру
городов страны. Высокой чести удостал-
вается наиболее способная студенческая
молодежь.

Большая группа сталинских стипендиатов
в Московском государственном университе-
те. Среди отличников учебы, удостоенных
стипендий имени И. В. Сталина, — студет
физического факультета Герой Советеког
Союза тов. Хохлов, участник Отечественной
войны молодой географ тов. Евтеев, cry-
хентка исторического факультета тов. Ацам-
ба, теограф тов. Врининкая, филол
тов. Даронян — представители многих Ht
циональностей.

По окончании университета большитет
во сталинских стипендиатов углубляи
свои знания в аспирантуре, ведут иссле
вательскую ‘работу. Многие 23 “HHS yet
имеют ученые степени. х
_ Тысячи молодых ученых, специалисю
промышленности, транспорта, сельском
хозяйства, деятелей науки и культуры, 1%
лучавших во время учебы в различных в}
зах стипендии имени И. В. Сталина, сам
отверженно работают сейчас на’ благо в
	шей Родины.
—oO—
	вратилась в несокрушимую крепость. Мо-
сквичи в суровых условиях глубокой осени
строили оборонительные рубежи на подету-
пах к столице, не покладая рук работали на
предприятиях но производству вооружения
и снаряжения для армии. Москвичи шли
добровольцами в дивизии народного ополче-
ния и истребительные батальоны, героиче-
ски сражались за родной город.
	В своем письме товарищу Сталину трудя-
щиеся столицы в день 800-летия Москвы,
вспоминая дни героической обороны Москвы,
писали: г

«Бойцов и офицеров Советской Армии,
население Москвы вдохновляло сознание,
что Вы, товарящ Сталин, лично руководите
битвой за нашу славную столицу...
	Примите же напгу глубокую благодар-
ность 35 спасение Советского государства,
27 спасение нашей столипы!».
	Колоссальная энергия, полководческий
гений товарища Сталина обеспечили выдаю-
щуюся историческую победу под Москвой.
		ТРУПОВЫЕ ПОБЕДЫ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА
	Великая победа под Москвой показала
могучую силу сталинской военной науки,
ее новаторский, творческий характер.-

В битве пол Москвой был осуществлен
разработанный товарищем Оталиным и
внервые примененный с небывалым разма-
хом такой вид наступления, как контрна-
ступление. Это был крупнейший вклал
в советекую военную науку, получивший
затем дальнейшее развитие в нобедоносных
битвах пол Сталинградом и Вуреком.
	Сталинские положения 0 постоянно деи-
ствующих факторах, решающих судьбу
войны, дали могучее срелетво для познания
явлений войны. для подготовки страны к
	‘обороне, для планирования и победоносного
веления войны.
	Указания Товарища Сталина, данные в
этот период по вопросам оперативного
искусства и тактики, по вопросам ведения
операции и боя, по боевому использованию
артиллерии, танков и авиации, а также по
вопросам управления войсками и всесторон-
нему обеспечению боевых действий, помо-
гали нашим войскам успешно решать бое-
вые задачи не только в битве под Моск-
вой, но и в последующих победоноеных сра-
жениях Великой Отечественной войны.
	Вдохновляя советских воинов на разгром
врага, товарищ Сталин подчеркивал освобо-
длительные задачи наших Вооруженных Сил.
В самые критические дни битвы под Москвой
товарищ Сталин указывал советским вои-
нам:

«На вас смотрит весь мир, как на
силу, способную уничтожить грабительские
полчища немецких захватчиков. На вас
смотрят порабощённые народы Европы,
подпавигие под иго немецких захватчиков,
как на своих освободителей. Великая осво-
бодительная миссия выпала на вату долю.
Будьте же достойными этой миссии!»
	Советские Вооруженные Силы е честью
выполнили указания своего ‘любимого
вождя. Народы Европы, освобожденные Co-
ветским. Союзом от угрозы фашистского
порабощения, преисполнены горячей благо-
дарности своему освободителю — советеко-
му. народу и его великому вождю —
Генералиссимусу И. В. Сталину.
	Б Указе Президиума Верховного Совета
CCCP от 26 июня 1945 года о присвоении
	звания [Героя Советского Союза Сталину
Иозифу Виссарионовичу говорится:
	«Бозглавившему Красную Армию в тяже-
лые дни защиты нашей Родины и ее столи-
	ЦЫ Москвы, с исключительным мужеством
	и решительностью руководившему борьбой с
гитлеровской Германией, Маршалу Совет-
	ского Союза Сталину Иосифу Виссарноновичу
присвоить звание Героя Советского Сомза
	с вручением ордена Ленина и медали
«Золотая Звезда».
		ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ ВЫПОЛНЕНЫ ДОСРОЗПО
		ВИЛЬНЮС, 5. (Норр. «Правды»). Столи-
ца Литвы в праздничном наряде. На зда-
ниях, в зелени и цветах, — портреты
творца Конституции СОСР великого вождя

трудящихся товарища Сталина, лозунги,
плакаты.
	Бчера и сегодня на предприятиях, в учре-
	жлениях и учебных заведениях Бильнюса
прошли торжественные собрания.

Праздник литовская столипа встретила
новыми успехами в развитии наредного хо-
зяйства, науки и культуры. Большинство

предприятий. города выполнило годовые
производственные планы.
	Товарищ Сталин с искусством непревзой-
денного военного стратега и величайшего
полководца организует в этот период актив-
ную оборону наших войск на решающих
направлениях. Враг буквально везде встре-
чал упорное сопротивление советских войск,
и веюду он оказывалея скованным, лишен-
	ным свободы маневра. Последовательно уси-
ливая то или иное направление, Верховный
Главнокомандующий организует и проводит
	контрудары такой силы, которые изматы-
рали фашиетские. войска. ‹-
	0собое значение для обороны московекого
направаения в тот период имело Смоленское
сражение. Как известно, гитлеровский план
нападения на нашу Родину предусматривал
быетрое выдвижение главной группировки
немецко-фашистеких войско к Москве c
пелью её захвата. Немецко-фашистское
командование было уверено, что удар на
Москву будет подобен походам в Запад-
ной Европе, фактически превратившимея в
военные прогулки.

«...Немпы.—указывал товарищ Сталин, —
рассчитывали ударом в. лоб по Москве взять
Москву, заставить Врасную Армию капиту-
лировать и тем добиться окончания войны
на Востоке. Этими иллюзиями кормили они
своих солдат».
	Но иное получилось на деле.
	Отлично понимая замыслы противника,
товарищ Сталин своевременно двинул круп-
ные силы советских войск в район Смолен-
ска, гле завязалось длительное сражение. В
течение двух месяцев советские войска вели
овесточенную борьбу, измотав врага, осла-
бив его ударную силу. Вее это срывало за-
мыслы гитлеровского командования, давало
нам решающий, в условиях обстановки того
периода, выигрыш времени и оказало ‘огром-
ное влияние на ход борьбы не только на
московском направлении, но и под Ленин-
градом и на Украине. Смоленское сражение
было одним из важнейших звеньев сталин-
ского плана активной обороны.
	Осуществляя свои всесторонне разрабо-
танные стратегические и оперативные
планы, товарищ Сталин настойчиво готовит
кадры командиров и войска к дальнейшим
решительным битвам. Он дает им указания
по веем важнейшим вопросам военного
искусства. На опыте боев наиболее стойких
соединений советских войск в сражении на
московском направлении товариш Сталин

разработал основные положения о гвардии
Советской Армии.
	В то же время товарищ Сталин мобили-
зует народ на трудовые подвиги по обеспе-
чению всем необхолимым нашей армии и
флота. По сталинскому призыву фронт ий
	тыл превратились в единый, нераздельный
боевой лагерь.
	В суровые дни, когда враг стоял на под-
ступах к Москве, 6 ноября, как всегда, со-
	состоялось торжественное заседание Москов-
ского Совета и 7 ноября—парад войска
Красной плошади. Исторические выступле-
	ния товарища Сталина в эти дни вселили
в советских людей твердоеть духа. мужество
	и непоколебимую уверенность в победу над
врагом.
	Слова товарища Сталина «Наше дело пра-
вое, — победа будет за нами!» выразили
мысли, стремления и глубочайшую уверен-
ность советского народа в разгроме врага.
	ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ
ИЗАНОВСКИХ ТЕКСТИЛЬЩИКОВ
	ИВАНОВО. 5. (Корр. «Правды»). На 01
рых, капиталистических предприятиях №
бочим выдавались так называемые расчет
ные книжки. В них обычно записывали
различные вычеты из зарплаты, paTpagy.
элминистративные взыскания.
	Трудовые книжки текетильщциков совр.
	менных, социалистических предприятий, г:
небо от земли, отличалотся от бывших [и
четных книжек.

Старая ткачиха Большой Ивановской
нуфактуры А. П. Костина ничем особых 1
выделяется среди других ткачих фабрит
B ee трудовой книжке отмечено 11 прет
и наград, полученных пачиная с 1938 п
да. За высокое качеетво вырабатывает
тканей и перевыполнение производственинт
заданий она неоднократно была премиро
на деньгами и ценными подарками.

Еще больше записей о премиях, нагр
и поошрениях в трудовой книжее ткачи
фабрики имени Дзержинского А. Ф. №
вой. В нынешнем году тов. Монова наткаи
в счет будущей пятилетки более 80 тыс
метров ткани высокого качества.
	записями о многочисленных премиях, 1
четных грамотах, благодарностях и дру
поопрениях заполнены трудовые ния
ткачих фабрики имени  Дзержинетт
Е. М. Кузнецовой, А. А. Comnnontl
М. Г. Охапкиной и тысяч других текста
щиков Ивановской обтаети.
		ОТОВСЮДУ
	`<> Новые клубы и библнотеки открыт
ко Дню Сталинской Конституции в 328
лах Тернопольской области. т
<> Механизированный льнозавод сто
	ся в Локнянском районе, Великолуки“
области.

<=> Электрифицировано в этом году ©
двух с половиной тысяч домов колхоз
Новосибирской области. Построены Ерё\ий
ская, Серебрениковская, Лушниковская !
ряд других сельских гидроэлектростании,

<> Благоустраивается Красноводск
озеленение города затрачивается 200 rach
рублей. Сейчас илет посадка деревьев
площали имени Сталина и многих ул

<> Автомобильный парк в колхозах Ke
захстана быстро растет. В некоторых apt
	лях имеется уже по десяти грузовых та
нескольку . легковых машин. В этом Г

о С ВАТ Е а НОУ
	колхозы приобрели сотни грузовых 28
билей. у

TOM
		<> Новое издательство — пятое
ту — организовано в Узбекистане,
	мется выпуском учебников для IKON,
кумов и вузов.
	a Me we

сы - 4
<> Более 235 миллнонов мандаринов,
лимонов урожая нынешнего года отр.
но из Грузии в разные города Cccp. Ge
и отгрузка цитрусовых продолжаются
<> Расширяется курорт Белокуриха 1

эт ней
	Оильм о чешских патриотах

народа, который гитлеровцы истязали и
мучили, но не в силах были сломить.
Узница Освенцима среди борющихся на
баррикадах чешских рабочих олицетворяет
великую солидарность народов, сливших
свой силы во всеобщей борьбе с фаптизмом.

Остаются также в памяти образы жены
Гошека (И. Паненкова), его сына (А. Шу-
ра), утольшика (И. Плаха), коменданта
баррикады (Р. Врхота), полисмена Бручека
(Я. Марван), работницы Недведовой (М. Ва-
шова) п многих других.

Огромное впечатление оставляют массо-
вые сцены. бемьи рабочих начинают opra-
низовывать тыл  поветанческой борьбы.
«Воюющей Праге нужен хлеб! Пекарни
должны приетупить к работе!» «В больни-
пах нужны доноры!» И люди уходят под
огонь выполнять свой долг перед родиной.

Правдиво и вдохновенно повествуется в
этом фильме о красоте души народа, о его
великой стойкости и неукротимом духе.

Но, к сожалению, далеко не так полно
показаны люди, которые вели народ в этой
борьбе, возглавляли ее. Силы гитлеровцев
намного превосходят силы повстанцев. В во-
енном повстанческом штабе майор сообщает
командирам отрядов, что он не может больше
дать помоши и что больше нет сил удержи-
вать врага. Майора поправляет представи-
тель коммунистической партии: «Неправда!
Мы неотдадим Прагу! Партия недопуетит...»
Этот эпизод, полный драматизма, свидетель-
ствует о том, что коммунисгы Чехословакии
были теми людьми, которые возглавляли ге-
роическую борьбу повстанцев и вселяли в
них несокрушимую веру в победу. Но образ
представителя партии не получил дальней-
шего развития в фильме.

Вместе с тем авторам фильма с большой
силой удалось ноказать рабочих-комму-
нистов на баррикаде. Это прежде всего Го-
шек и Ароупа, сражавшийся с фашистами
еще в Испании. В ярких сценах запечат-
лено, как они вдохновляют людей, воспи-
тывают их.

Апофеозом волнующей картины являет-
ся спасительный приход Советской Армии.
Могущественные советские танки мчатся
по мосту,  сбереженному защитниками
баррикады. Они освобождают Прагу, co-
крушая гитлеровекое сопротивление.

Мы вилим ецены народного торжества,
	видим, как население освобожденной Праги
любовно чествует своих  освободителей.
Вмонтированные в фильм кадры из кинохро-
	ники, заснятой в исторические незабывае-
мые дни, неразрывно вошли в ткань фильма.
	Чехословацкий ‘фильм «Немая баррика-
1а» — большое и значительное произведе-
	ние искусства; он является звачительным
вкладом в великое дело дружбы демокра-
тических народов. Такие произведения по-
мотают братским Флавянеким народам еще
	лучше узнавать друг друга.
Валим КОЖЕВНИКОВ.
	Новый чехословацкий кинофильм «Немая
баррикада» *) создан по одноименной но-
велле чешского писателя Яна Дрды.

Фильм посвящен событиям весны 1945
тода. когда Советская Армия, разгромив
титлеровские войска, водрузила знамя
побелы над Берлином и население еще
порабошенной Праги, воодущевленное под-
вигом советского народа, близостью сво-
его освобождения, под руководством чехо-
словацкой коммунистической партии под-
няло восстание против фаптистов.

Мы видим ликующее население Праги,
видим, как патриотическое чувство об’еди-
_няет людей; они срывают вывески на нена-
вистном языке, украшают себя лентами на-
ционального флага.

«Входите! Мы поедем в свободную Пра-
ту!» — вричит сияющий счастьем кондук-
тор трамвая.

Но гитлеровцы еще не покинули Прагу.
Они расстреливают людей в трамвзе.

На мосту, ведущем в Прагу, возникают
‚две баррикады. И хота в фильме не ноказан
общий размах восстания, не раскрыто,
как. оно было подготовлено и организовано,
какие реакционные силы, кроме гитлеров-
цев, вступили в борьбу с повстанцами, ` но
история борьбы защитников баррикад, рас-
сказанная с великой правдивостью реали-
сетического искусства, помогает нам узнать
доблестный чешский рабочий класс, и
сердца наши наполняются братекой любовью
и восхищением.

Сила этого фильма — правда. И то, что
в фильме, кроме актеров, снимались участ-
ники баррикадных боев 3a освобождение
Праги, вытекало из самого замысла хулож-
ников. Но хроникальное воспроизведение
событий не означает подчинения художника
репортажу. Реалистическое искусство — это
всегла одухотворенное творческое обобщение,
это раскрытие типических черт нарола.
	Режиссер Отакар Вавра в содружестве с
талантливым коллективом актеров пошел

именно по этому ПУТИ,
	Замечательный образ старого табочего
Тошека создал артист Я. Пруха. Он сумел
раскрыть‘ существо героизма передового
рабочего — вожакл, заключающееся в глу-
бочайшем осознании своего’ долга перед на-
родом, своей ответственности перед ним,
спокойной уверенности, способности вести
люлей 3a собой с мудростью и простотой
коммуниста.
	Незабываем образ польской девушки 1а-
лины, узнацы Освенцима. Польская актриса
В. Люзиннекая создала характер, полный су-
ровой поэзии мести и гнева. Она воплотила
непокоримый дух своего народа, бессмертие
	*) «Немая баррикала». Производство Че-
хословацкой государственной киностудии.
Сценарий—Я. Дрлы и О. Вавры. Режиссер—
О. Вавра, онератор—В. Гунька, художник—
Я. Зазворка. Композитор — И. Срнка.
	„Величие и значение битвы под Москвой
колоссально, его нельзя переоценить.
	Битва под Москвой, подобно другим круп-
нейшим событиям Великой Отечественной
	войны, продемонстрировала перед веем ми-
ром непобедимую мощь нашей социалисти-
ческой Родины, величие нашего героиче-
ского народа, немеркнущую славу его Bo-
оруженных Сил, организующую и руково-
дяшую роль большевистской партии, вели-
чайшую мудрость и полководческий гений
нашего великого вождя товарища Сталина.
	о п РУ ТИТ) 913 РАЕН! ЗОНЫ fauuiwh «a Аа basal

— Сталин с нами! А где Сталин — там положенный в Алтайских ropak ист
. . атория “
победа! — говорили москвичи, говерил   Генерал-полковник а. а и отдал
советский народ. J А. ПОКРОВСКИЙ.

is
eters ie em TALS