Уход за посевами на Одесшине
	Болхозники и механизаторы Одесщины
упорно борются за высокий урожай. Зная,
что судьба его зависит. от хорошего ухода
за посевами, они тщательно следят за сво-
ИМЯ полями.
	Мы побывали в ряде районов и всюду
видели чистые, хорошо обработанные поля.
Повсеместно колосится рожь. Выбрасывает
колос пшеница. Замечательны по траво-
стою и яровые культуры, посеянные по
раннему пару и по зяблевой пахоте. Этот
наглядный пример служит для хлеборобов
отличным уроком. Сейчас в области нет ни
одного колхоза, который бы не имел вспа-
ханных паров. В Ширяевском, Ананьевском
и многих других районах тракторные брига-
ды культивируют пары Уже второй раз.
	В Ананьевском районе колхозники арте-
лей имени Ленина и имени Воропеилова с
уважением отзываются о работе трактор-
ной бригады коммунистки тов. Клименко.
	Й действительно, на паровых полях ред-
ко где увидишь сорную траву. Отдельные
участки, засоренные осотом, трактористы
бригады тов. Клименко обрабатывали три-
жлы. Так же доброкачественно ведет ‚„трак-
торная бригада обработку междурядий под-
солнуха и кукурузы.

В колхозе «Пятилетка в ао года»,
Лобатевского района, мы застали агронома
Андрея Яковлевича Калевского за состав-
лением очередного десятидневного графика
обработки посевов. В этом году здесь за
каждой культурой установлен тщательный
уход. Сахарная свекла, кориандр, подеол-
нух, кукуруза, просо, чумиза, многолетние
и однолетние травы, лесопосадки, кормовые
корнеплоды, ячмень, овес, озимая и яровая
пшеница, овощи, картофель, сад, виноград-
НИК — Все ЭТО требует своих определенных
способов обработки. И всё это агрономом
учтено. Агроном внес также в график и
культивацию паров, и мероприятия по
уничтожению суеликов.
	Вечером бригадиры вручили звеньевым
наряды. С восходом солнца люди были уже
в поле. Следом за тракторным и конными
культиваторами, пущенными но между-
рядьям пропашных культур, колхозницы
проверяли густоту насаждений и произво-
дили прорывку. По обочинам дороги, в балке,
пересекающей поля, колхозники закладыва-
ли в норы сусликов отравляющее вещество.
Всюду работа илет дружно, организованно.
Вот трудятея звенья Героев Социалиетиче-
ского Труда Анны Бовкун и Ольги Любин-
ской из бригады Героя Социалистического
Труда тов. Коломийченко. Они уже третий
раз обрабатывают участок сахарной свеклы
и вторично — кукурузу. Бригада обещает
вырастить по 100 центнеров кукурузы, по
30 центнеров пшеницы и по 400 nentHe-
	ров сахарной свеклы с гектара. Состояние
	Выдающееся
	посевов на полях бригады таково, что есть
все основания ожидать значительного пере-
выполнения бригалой своих обязательств.
		Шлодотворна здесь деятельность колхоз-
ной партийной организации. Коммуниеть-—
председатель колхоза тов. Бровченко, секре-
тарь партийной организации тов. Приблу-
да, шофер тов. Славинский, заведующий
животноводческой фермой тов. ДалищуЕ и
другие — всегда в поле, в звеньях. В 066-
денные перерывы они проводят © колхоз-
никами беседы, читают им тазеты, номо-
тают бригадным редколлегиям выпускать
«молнии» и «боевые листки».
	Председалель колхоза «Красный парти-
зан» Павел Степанович Стоцкий организо-
вал на свекловичных плантациях спе-
цнальный сигнальный пост из опытных
колхозников. Их задача -— следить за
малейшим появлением насекомых-вредите-.
лей и немедленно принимать меры борьбы.
	— Вак и в довоенное время, — говорит
тов. Стоцкий— мы вырастим в этом году
He меньше чем по 350 центнеров свеклы
на гектаре, з наши передовые звенья —
Лилии Шиманской и Ольги Березовской —
дадут по 400—450 пентнеров.
	Почти во всех колхозах области впер-
вые в этом тоду созданы очень важные
условия для выращивания высокого урожая
кукурузы. Таким условием является гнез-
дово-шахматный посев кукурузы, благода-
ря которому на ее обработку не требуется
столько затрачивать физического труда, как
при обычном рядовом посеве. В колхозе
«Красный партизан», например, трактори-
CTH производили пропашку междурядий ку-
курузы вдоль и поперек поля на площади
120 гектаров. Колхозникам же пришлось
заняться при этом только прореживанием.
Если в прошлом году кукуруза обрабатыва-
лась два раза, то теперь — три — четыре.
Так всюду, где посев произведен гнездово-
шахматкым способом. Вея площадь кукуру-
зы в колхозе «Красный партизан» засеяна
высокоурожайными гибридными семенами.
Здесь расечитывают получить по 50—60
центнеров кукурузы с гектара.
	Волхозы области \ораздо лучше, чем в
прошлом году, справляются с уходом за по-
севами. Прополото уже более трех четвертей
всех колосовых культур, полностью обрабо-
тавы по первому разу подсолнух и сахарная
свекла. Однако не везде хорошо организован
Уход за полезащитными лесными полосами.
В Ширяевеком, Октябрьском, Раздельнян-
ском и в ряде других районов из-за плохой
обработки молодые деревья сохнут. За ле-
созащитными насаждениями должен быть
образцовый уход!

Г КОСТЮК.
	‘Ответ Советского Правительства
на ноту Югославского правительства
	23 мая Министерство Иностранных Дел
Югославии передало Советскому Посольству
в Белграде ноту, в которой содержится
утверждение, будто бы Советское Прави-
тельство проводит по отношению к Югосла-
вии «враждебные и дискриминационные
действия», превращающие Советеко-Юго-
славский договор в «мертвую букву на 6бу-
магз». Эти свои утверждения Ютославекое
правительство. пытается обосновать ссыл-
кой на деятельность революционных юго-
славских эмигрантов в СССР, которая ха-
раклеризуется в ноте как враждебная в от-
ношении Югославии.
	Нота заканчивается выражением проте-
ста и требованием, чтобы Советское Прави-
тельство запретило деятельность югослав-
ской революционной эмиграции в СССР п,
в частности, запретило бы издание газеты
югославских эмигрантов в Москве.
	В ответ на ноту Югославекого празитель-
ства 31 мая Повольство СССР в Белграде
передало Министерству иностранных дел
Ютослазии следующую ноту Министерства
Иностранных Дел СССР:
	«В связи с нотой Миниестеретва Иностран-
ных Дел Федеративной Народной Реепубли-
ки Югославии от 23 мая сего года Мини-
стерство Иностранных Дел СССР имеет
честь довести до Вашего сведения нижесле-
дующий ответ Советского Правительетва.
	Советское Правительетво отметает, как
грубую клевету, утверждение Министерства
Иностранных Дел Югославии о том, будто бы
Советское Правительство проводит по отно-
шению к Югославии «враждебные и диекри-
минационные действия».
	Подобные клеветнические утверждения;
очевидно, имеют своей целью ввести в за-
блуждение народы Югославии и скрыть от
них правду о том, что действительной при-
чиной ухудшения отношений между СССР
и Югославией является враждебная поли-
тика правительства Югославии в отноше-
нии Советского Союза. Советское Прави-
тельство в своей ноте от 11 февраля 1949
года уже дало надлежащую оценку этой
политики ШЮгославекого поавительства.
	Нельзя смешивать отношение Советского
Правительства к нынешнему Югославскому
правительству с его отношением к Югосла-
вии, © его отношением к народам Югосла-
вии. Югославское правительство лишило
себя права ожидать от Советского Прави-
тельства дружественного отношения, по-
скольку Югославское правительство прово-
дит в своей деятельности враждебную Co-
ветскому Союзу политику, поскольку оно
установило в Югославии антикоммунисти-
ческий и антидемократический террористи-
ческий режим, поскольку оно, ведя борьбу
с Советским Союзом, скатилось в силу л0-
гики такой борьбы в лагерь врагов Совет-
ского Союза, поскольку оно превратило юго-
славскую печать в рупор разнузданной
	антисоветской агитации, ведомой фашист-
скими агентами империализма. Что касает-
ся ‘отношения Советского: Правительства
к Югославии. его отноения к народам
		эмигрантов, рассматривая их, Ба своих
друзей, как своих братьев; Но это несо-
мненно означает, что Советское Правитель-
ство не препятствует гражданам СССР ока-
зывать поддержку деятельности революци-
онных югославских эмигрантов: Советевое
Правительство считает нужным’ заявить,
что оно действительно ‘не. препятствует и
не намерено препятствовать советским гра-
кданам оказывать помощь югославским pe-
 волюционным эмигрантам, так как подоб-
ный образ действий советских граждан и
советской общественности. является их
неот’емлемым. правом, закрепленным в Вон-
ституции СССР.

Ввиду сказанного, утверждение ютослав-
ской ноты от 23 мая сего года о’ том, что
Советское Правительство. допускает якобы
«самое грубое вмешательство во внутрен-
ние дела Югославии». поскольку оно прело-
ставляет убежище югославским революци-
онным эмигрантам и не препятствует. их
деятельности, — Советское Правительство
может рассматривать лишь как результат
политического недомыслия и юридической
неразберихи.

Югославское правительство’ «требует»
(именно — требует!) в своей ноте, чтобы
«Правительство СССР запретило... ‘хальней-
шее печатание газеты» революционных юго-
славских эмигрантов. Иначе говоря, Юю-
славское правительство «требует», чтобы
СССР установил у себя такой же антиком-
мунистический и антидемократический тер-
рористический режим, какой установлен в
настоящее время в Югославии, с репре-
	сиями. и тюрьмами ДЛЯ ROMMYHACTOR, дем0-
	кратов, беспартийных и всех вообще граж-
дан, высказывающихся за хружбу между
Югославией и СССР: Н6 находит ли Юго-
славское правительство, что это смехотвор-
ное «требование» равносильно «самому гру-
бому вмешательству» во внутренние дела
СССР? Не считает ли Югославекое прави-
тельство, что, вылвигая это нелепое «тре:
бование», оно ставит себя в смешное’ поло-

жение?

Югославская нота квалифицирует юп-
славских революционных эмигрантов в
СССР, как «предателей своей родины». (+-
ветекое Правительство придерживается дру-
гих взглядов. Советское Правительство счи*
тает, что югославские революционные‘ зми-
гранты являются подлинными социалиста-
ми и демократами, верными сынами Юю-
славии, стойкими борцами за независи-
мость Югославии, строителями дружбы мех-
	ду Югославией и Советским Союзом. Если ух
искать предателей Югославии, то их ную
искать не среди революционных югослав-
ских эмигрантов, & среди тех господ, кото-
рые стараются подорвать дружбу между Co-
ветским Союзом и Югославией, ослабляют
таким образом Югославию и готовят ей тем
самым судьбу стран, попавших в кабалу
империализму и потерявших свою, незави-
	СИМОСТЬ».. --- со нл ПАНА в лезеь
са ППУ ИОВ
	лись также на других курсах и факульте-
тах университета.
	Организованно прошел первый день эк-
заменов в Московском высшем техническом
училище имени Баумана. Там состоялись
экзамены по основам марксизма-ленинизма,
	химии и другим дисциплинам, В Мооков-
ском институте стали имени И. В. Сталина

вчера началась защита дипломных. проек-
тов.

Экзамены начались во веех вузах сто-
лицы. Сессия продлится до конца июня,

Югославии, — то оно’ всегда было и
остается. неизменно-дружественным.

Общеизвестны мноточисленные факты
	помощи Советского Союза. народам. Югосла-
вии как во время войны, так и в послевоен-
	ный период. Никто не может отрицать, что
	само существование Югославии, как неза-
висимого государства, явилось результатом
разгрома гитлеровской Германии, решающую
роль в котором сыграл Советский Союз;
Нельзя скрыть от народов Югославии и ту
большую экономическую, культурную, тех-
ническую и всякую другую помощь в после-
военном восстановлении и развитии юго-
славского народного хозяйства, которую
оказал СССР. Хорошо известна также поли-
тическая помощь СССР Ютославии в между-
народных отношениях, когда Советский
(0103 последовательно отстаивал законные
интересы Югославии на многочисленных
международных конференциях при обсужде-
нин вопросов, затрагивающих государствен-
ные интересы Югославии. Все это служит
неопровержимым доказательством друже-
ственной политики Советского Правитель-
ства по отношению к народам Югославии.
	Неудивительно поэтому, что перед лицом
‘таких фактов враждебная политика Юго-
славекого правительства в отношении Совет-
ского Союза не разделяется теми югослав-
скими гражданами, которые в дружбе меж-
ay СССР. и Югославией видят залог неза-
висимого развития своей страны. В настоя-
щее время эти граждане, преследуемые тер-
рористическим режимом Югославии, только
за пределами Югославии могут найти воз-
можность свободно и открыто выражать
свое отрицательное отношение K антисо-
ветской политике Ютгославского правитель-
ства. Такое же отрицательное отношение в
антисоветской политике Югославского прз-
вительетва высказывают и югославские ре-
волюционные эмигранты, находящиеся В
Советеком Союзе и издающие свою газету

в Москве.
	Советское Правительство решило оказать
тостеприимство  югославским” патриотам-
эмигрантам,  преследуемым  югославским
антидемократическим режимом за их демо-
кратические и социалистические убеждения,
и предоставило им убежище. Советское Пра-
вительство заявляет, что оно и впредь бу-
дет оказывать гостеприимство югославеким
революционным эмигрантам. Это, конечно,
не значит-— как неправильно утверждает
югоелавская нота,— что Советское Прави-
тельство или его государственные органы
будто бы оказывают «полную поддержку»
	югославским революционным эмигрантам.
Нельзя сменгивать такие разнородные вещи,
как право убежища для революционных
эмигрантов и «полная поддержка» деятель-
	ности последних, не впадая в юридическую
бесемыслицу. Впрочем, югославские рево-
люционные эмигранты, собетвенно, и не ну-
ждаютея в поддержке государственных орга-
	нев СССР. ибо советекая общественность и
	советские граждане’ лостаточно полно: под-
	держивают югославских революционных
	чачались экзамены в вузах
	па студентов философского факультета, за-
кончивших первый учебный год. Предмет
экзамена — логика. Четко и уверенно от-
вечают юноши и девушки на вопросы экза-
уинаторов. Студенты Астафьев, Альмуха-
ивдова, Шария, Щукин, Левин сдали экза-
мен на «отлично».

На филологическом факультете вчера на-
чались государственные экзамены по осно-
вам марксизма-ленинизма и другим пред-
метам. Университет выпускает в этом голу
свыше 300 филологов. Экзамены проволи-

весь овеян легендарностью, поэзией, ска-
зочностью, богатырской силой, ромавтикой.

Крайне знаменателен сон Гринева, ири-
снившийся ему в дороге, в санях, после
встречи с чернобородым мужиком, сметли-
вость и бойкость которого сразу же пора-
зили Гринева и который оказался потом
Пугачевым.
	«Мне приснился сон, которого никогда
не мог я позабыть, и в котором до сих пор
вижу нечто пророческое, когда соображаю
с ним странные обстоятельства моей жизни».
	Приснилось ему, что он возвратилея в
свой родительский дом: <...матушка ветре-
чает меня на крыльце с видом глубокого
огорчения. «Тише, — говорит она мне, —
отец болен, при смерти, и желает с тобою
проститься».— ...Я стал на колени и устре-
мил глаза мои на больного. Что ж?.. Вме-
зто отца моего, вижу: в постеле лежит му-
жив © черной бородой, весело на меня по-
глядывая. Я в недоумении оборотился к
матушке, говоря ей: «Что это значит?
Это не батюшка. Й с какой мне стати про-
сить благословения у мужика?» — «Все
равно, Петруша,— отвечала мне матуш-
Ka,— это твой посаженный отец: поцелуй
	У него ручку, и пусть он тебя благосло-
ВИТ...»
	Сон в самом деле пророческий. Он имеет
такое же значение сгустка всего содержа-
ния произведения, как сон Анны и Врон-
ского. Пугачев в дальнейшем оказывается
фактическим посаженным отцом Гринева.
Именно Пугачев устраивает счастье Грине-
ва и Мапи, он в повести их добрый гений.
	Не «дочка» и не ее посредственный же-
них, олицетворение «золотой середины»,
являютея истинными героями повести, а Пу-
гачев. Судьба Гринева и его Маши инте-
ресует автора лишь в той мере, в какой
XACT возможноеть показать великую лоброту
H благородство Пугачева, представить его в
той роли и в том оресле, который всегда яв-
ляется наиболее привлекательным и неот-
разимым — в роли устроителя челзвече-
ского счастья. Финал повести, с традицион-
	ной доброй царицей (кстати, образ Екате-
раны Пушкин демонстративно воспроизво-
дил не пс своему живому воображению, а
в точноети по известному портрету, под-
черкивая нарочитой казенностью всего фи-
нала, что автор лишь отдает неизбежную
дань необходимости; хорошо известно пре-
зрительное отношение Пушкина к Икате-
рине), — фичал повести, где делается вид,
что якобы императраца оказывает благо-
деяние Маше и Гринёву, призван ляшь хо-
	В ПАРТИЙНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
	Пленум ЦИ КП(б) Грузии
	ТБИЛИСИ, 1. (Норр. «Правды»), Состоял-
ся очередной пленум Центрального комитета
ВП(б) Грузии.

Пленум обсудил доклад председателя С0-
вета Министров Грузинской ССР тов. 3. Н.
Чхубианишвили о мероприятиях по выпол-
нению трехлетнего плана развития обще-
ственного колхозного и. совхозного продук-
тивного кивотноволетва.
	Докладчик отметил, что колхозы A COB-
хозы Грузии под руководством партийных
организаций за период 1940—1948 гг.
добились прироста общественного поголовья
крупного рогатого скота в колхозах на
27,1 пропента, овец и коз— на 89,2 про-
цента и свиней -—— на 88.6 пропента.
	Наряду с этим в докладе и в прениях
отмечалось, что еще не все колхозы 063a-
велись животноводческими фермами, мало
уделяется внимания улучшению продуктив-
ных и племенных качеств скота, слабо
поставлено зооветеринарное обслуживание
животноводетва. Многие ораторы говорили
также о неудовлетворительном состоянии

кормовой базы.
	Пленум обратил внимание партийных,
советских и сельскохозяйственных органов
на необходимость решительного улучшения
работы в области развития животноводства,
подбора и расстановки животноводческих
			Пленум Чкаловского
_ обкома ВНП(б)
	ЧЕАЛОВ, 1. (Пэ телефону). Состоялся
пленум обкома ВЁП(б). Пленум обсудил до-
клад председателя облисполкома тов. Саф-
ронова о мерах по выполнению постановле-
ния Совета Министров СССР и ЦК ВЕП(б)
о трехлетнем плане развития животновод-
ства.
	В минувшем году колхозы области доби-
лись значительного увеличения поголовья
продуктивного скота. Государству сдано
мяса и молока значительно больше, чем
в довоенном 1940 тоду. В то же время
область располагает всем необходимым для
того, чтобы более энергично развивать
животноводство.
	С докладом по второму вопросу, об итогах
весеннего сева и задачах по уходу за посе-
вами, подготовке к уборке урожая и хлебо-
затотовкам, выступил первый секретарь 0б-
кома ВВ(б) тов. Корчагин.
			Доклад начальника политотдела
	на бюро ЦК «ПСб) Латвии
	РИГА, 1. (Пс телеграфу). Бюро ЦВ RIT(6)
	`Латвий заслушало доклад о работе полит-
	отлела Аепайского отделения Латвийской
дороги. Политотдел за короткий‘ период ‘до-
бился значительного. улучшения организа-
ционно-партийной и массово-политической
работы. Созданы новые партийные группы,
улучшилась практика подготовки и прове-
дения партийных собраний, повысилась от-
ветственность коммунистов за выполнение
партийных поручений. Значительно улуч-
шена марксистско-ленинская учеба комму-
нистов и беспаттийного актива.
	Политотдел отделения уделяет много
внимания распространению новых форм
социалиетического соревнования.
	ЦЕ RUG) Латвии предложил политотделу
и первичным парторганизациям усилить
массово-политическую работу среди желез-
нолорожников всех профессий, вести неус-
	танную борьбу за соблюдение трудовой дис-
ПИПЛИНЫ.
		(Корр. «Правды»).
Олесская область.
	достижение
	бригалы Михаила Кузнепова
	СТАЛИНОГОРСВ, 1. (ТАСС). Сегодня в
Сиородинском строительном управлении
№ 2 треста «Мосшахтострой» закончен за-
мер и подведены итоги работы проходчеекой
бригады комсомольца Михаила Кузнецова.
	С 3 шо 31 мая бригада прошла одним за-
боем 420 погонных метров штрека. Бригада
также закрепила штрек постоянным креп-
лением_
	Находящийся в Сталиногорске началь-
НИК Главпентрошахтостроя Миниетерства
угольной промышленности тов. Картозия в
беседе с корреспондентом ТАСС сказал:
	— Бригада Михаила Вузнецова устано-
вила новый выдающийся рекорд прохолки
штреков. Таких темпов проходки штреков
олним забоем не знает мировая техника

к
	шахтного строительства. Они возможны
лишь в условиях нашего социалистическо-
го строя.

Успех коллектива тов. Кузнецова яв-
ляется результатом детально продуманного
плана организации работ и самоотвержен-
ного труда проходчиков и инженерно-тех-
нических работников, борющихся за досроч-
ное выполнение плана шахтостроения в
Мосбассе.
	Включившись во всесоюзное соревнование
за достойную встречу Дня шахтера, широ-
ко внедряя механизацию и скоростные ме-
тоды работы, коллектив треста «Мосшахто-
строй» обеспечил выполнение майского пла-
на прохождения горных выработок на 170
процентов.
	К 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина

«Мы были дети 1812 года», — сказал
один из вождей декабризма — Муравьев-
Апостол; эти слова равно характеризуют и
декабристов. и Пушкина.
	Путь Нушкина был путем декабристов.
В начале двадцатых годов, после некоторых
политических уроков и примеров Западной
Европы (особенно крах «военной револю-
ции» в Испании и казнь лидера этой
революции Puero), Пушкин испытывал
серьезные сомнения в ‘успехе «военной
революции», не связанной с народом. Несмо-
тря на сомнения в успехе дворянской «воен-
ной революции», не опиравшейся на натод,
Пушкин вплоть до 14 декабря 1825
года, -—— до рокового дня восстания на Ce-
натской площади и разгрома движения дво-
рянских революционеров, — продолжал
связывать с восстанием все свои надежды
на свободу. Он был таким же сыном 1812
года, как и все декабристы. Слова отчизна и
свобола были в пушкинской поэзии слова-
ми-соседями, словами-друзьями; служение
отчизне было служением свободе.
	По-настоящему патриотичен может быть
только наред и те, кто хочет свободы для
него, — вот убеждение, к которому при-
шел Пушкин.
	«Велед‘ Радищеву» Пушкин восславил
свободу; продолжая радищевскую традицию
и намечая направление будущей некрасов-
ской музы мести и печали, Пушкин вос-
ставал против главного зла того времени —
крепостного права, со всей силой бичуя
«барство дикое».
	Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства. без
	закона,
Приевоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время
земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя
бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
° МНеумолимого владельца... .
В оде «Вольность» поэт звал: «Вос-
станьте, палшие рабы!»
	Всем существом своим поэт влекся к Ha-
	ели Man
	Московский государственный универси-
тет имени М. В. Ломоносова. Десятки ты-
сяч боветских математиков, историков, ли-
тераторов, юристов получили образование
в стенах этого старейшего учебного заве-
дения, Сейчае здесь овладевает знаниями,
готовится к научной, педагогической, госу-
дарственной деятельности новое поколение
молодежи. Вчера студенты университета
держали первые экзамены в начавшейся
весенней экзаменационной сессий.
	...Ровно в десять часов утра закрылись
двери аудиторий. В одной из них — груп-

над «Историей Пугачева», предшествовав-
шая «Вапитанской дочке», являются в выс-
шей мере знаменательными. Пушкин чув-
ствовал непрочность буржуазно-дворянекого
общества, возможность новых и новых по-
трясений. Он не мог не видеть законности
и справедливости крестьянских возмущений.
Недаром в чачале двадцатых годов, нахо-
дяеь в кишиневской ссылке, Пушкин го-
ворил в лицо помещикам, что всякий, вла-
деющий крестьянами, — преступник.

Но Пушкин видел и бесплодность кре-
стьянских восстаний, крах даже и таких
мощных движений, как разинское, пуга-
чевское, движений, сотрясавших всю кре-
постническую монархию.
	Белинский указывал, что, оставаясь в
пределах дворянского мировоззрения, Пуш-
кин вместе с тем «нападает в этом классе
на все, что противоречит гуманности». По-
дхавляющая народ «грубая сила» (А. Гер-
цен) дворянского государства, «барства ди-
кого» вызывала возмущение у поэта. Но
вместе с тем Пушкину была в высокой
мере присуща забота о силе и крепости
русского государства, необходимой для
сохранения русского народа, как нации, в
борьбе против иноземных завоевателей. Это
противоречие было неразрешимым для Пуш-
КИНА.
	Герцен писал: «...великие поэты бывали
царедворцами, свидетельетвом этому Гете,
Расин и другие; Пушкин не был ни царе-
цворцем, ни сторонником правительства, но
грубая сила государства отвечала ero
патриотическим чувствам...» Да, сила
государства отвечала патриотическим чув-
ствам Пушкина, если она была обращена
против врагов русекого народа, против
иноземных завоевателей и всех центро-
бежных сил, против государственных из-
менников, авантюристов, опиравшихся на
иностранную поддержку, вроде Дмитрия
Самозванца, Мазепы и других подобных. Но
грубая сила дворянсного государства была
отвратительна и ненавистна Пушкину, по-
тому что она направлялась против русекого
	народа. Со своим всеоб’емлющим гением
Пушкин видел и значение мощи государства
для народа, и всем своим существом чувство-
вал, как дворянское государство утнетает
й порабошает народ — тот самый народ,
который являлся единственным источником
силы государства, спасителем его. Разре-
шить это противоречие Пушкин не мог.
Тем более поразительно, что он создал
	глубоко поэтический образ вожака кре-
стъянского восстания.
		сти. Мужик, «смерд», «разбойник», «лу-
шегубец» устраивает счастье дворянско-
MY сынку ¢ капитанской дочкой! Это
было дерзко, и нельзя было. обойтись 063
зашифровки, нельзя было не вытащить.
хотя бы в финале, раскрашенную ‘чужой

RHCTBIO куклу добродетельной  императря:
ЦЫ!
	Без вмешательства Пугачева судьба Гри
	нева и Маши сложилась бы так, как сказ
хывались в подобных случаях сотни тысяч.
судеб; родители Гринева не разрешили ему
жениться на бесприданнице, «Неожиданные
происшествия, имевшие важные влияния нз
всю мою жизнь, дали вдруг моей душе силь-
ное и благое потрясение». —=говорит Гринев.
	Сильное и благое потрясение! Но ведь
оно связано с тем потрясением всех основ
обычной, несправедливой, мертвенной, лжя-
вой, убивавшей повседневно тысячи и ты*
сячи людей и их души, убивавшей и м0л0-
дость, и любовь, — жизни  феодально-
дворянского (как и буржуазно-дворянского)
общества, — тем потрясением, которое при
несло с собою движение Пугачева. Поэт при-
знает его. глубоко поэтическим. ° Поэтично
все то, что дружественно любви и прост
му человеческому счастью, на котор
имеет право каждый человек, и антипоэтич
Но все т0, что отнимает это естественное,
простое человеческое право. Человек рож-
дается для счастья — это гуманистическое
убеждение было глубокой верой Пушкина.
Без «неожиданных происшествий», т. в. 63
вторжения в жизнь дворянского общества
могучего пугачевского движения, стихийно-
дружественного всем. прямым, открытым,
естественным человеческим стремления,
и не знать бы настоящей жизни, не зизть
счастья любви Гриневу и Маше.

Знаменательно и то, что во сне Гривен
именно мать его велит ему подойти 10
олагословение Пугачева. Это — такая Санг
ция—такое освящение образа «злодея». Пу
гачева,—выше, чище, святее. которого “и:
могло быть. Мать не. обманет, мать: сыну ®
посоветует дурного, малъ — это cBATHHL.
Так образ Пугачева освящен ‘уже в нача
повести самым высоким и чистым. ав

тетом.

Пушкин не мог и не хотел изобразить
Пугачева врагом любви и счастья SF
естественно было бы ожидать в том слу
если бы он хотел своею повестью пи
низить образ Пугачева. Поэт не №!
сделать этого по той простой причине, 97
он любил Пугачева и втайне гордился п
Недаром он писал знаменитому герою 01
	«Двенадцатый год был великою эзпохою
в жизпи России... писал Белинский. —-
Напряженная борьба насмерть с Наполеоном
пробудила дремавшие силы России и за-
ставила ее увидеть в себе силы и средетва,
которых она дотоле сама в себе не подозре-
вала».
	«В двадцатых годах текущего столетия
русская литература... устремилась в само-
бытности: явился Пушкин».
	Явился Пушкин! hak просто и торже-
ственно звучат эти два слова. Само по себе
появление поэзии Пушкина было одним из
самых величественных событий эпохи, оха-
рактеризованной Белинским. Пушкин во-
плотил в себе все главное и лучшее в с0-
временной ему действительности, окрепшую
мошь своего народа.
	Детские и отроческие годы Пушкина бы-
ли окрашены героической поэзией нацио-
нального пол’ема, могучего напряжения
духовных сил народа с небывалой остро-
той и ясностью осознавшего себя народом-
великаном.
	Тордость за отечество, за то, что ему
выпала честь быть сыном народа, к вели-
чию И славе рожденного (А. Радищев),
	пеною своей крови освободившего Евро-
пу от наполеоновской тирании, была
первым юношеским впечатлением Пуш-
	кина, оставившим живейший след в его
сознании, не стиравшийся до конца его дней.
Эт было начало егэ поэзии, залог его
неослабевавшей, несгибаемой веры в свой
народ ив его будущность, — веры, не покидав-
шей Пушкина никогда, как бы ни были тя-
желы и мрачны испытания и потери, кото-
тыми столь шедро наградила его судьба ге-
	ния, жившего и работавшего в крепостни-
ческую эпоху.
	Пушкинекая поэзия вся целиком прони-
зана радостью силы и национального свое-
образия русского народа, она вся созна-
тельно устремлена на наиболее полное вы-
явление этого своеобразия. В этом сказы-
валось ев новаторское значение, сделавшее
поэзию Пушкина великим историческим со-
бытием в жизни нашей Родины, — собы-
тием, способствовавшим духовному укреп-
лению нашего народа, как нации. =“ -
		всетда продолжала зреть в ето душе. После
14 декабря к его постоянной идее восстания
присоединяется другое раздумье: о кре-
стьянеком восстании, о крестьянской рево-
люции. Уже в 1826 году он создает свои
Цесни э Стеньке Разине — одно из глубо-
ко народных творений ето гения. Разина
Пушкин считал самым поэтическим лицом
русской истории. Со своим неиз’яснимым,
волшебным лаконизмом, в небольшом стихо-
творении он создает чудо; разбушевавшаяся
народная стихия, весь буйный разлив кре-
стьянекого восстания дан в образе бушую-
щего моря, грозней, разгульной «погодуш-
ки». Рее стихотворение проникнуто чув-
ством стихийного простора, широкой уда-
ли, —— вам кажется, что и вас несут озор-
ные волны, вздымают вместе с собой; вы не
можете не почувствовать властность бунтар-
ского призыва, вас так и влечет тоже «по-
гулять по морю, по синему». А пейзаж весь
настолько чувственно-осязаем, что вам ка-
жется, будто вы видите эти волны, чув-

ствуетё на губах их соленый вкус, дышите
запахом моря:
	Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,

Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю. по синему...
	Стихийный разлив крестьянского восста-
ния вызывал к себе двойственное отноше-
ние у поэта: эта мощь и влекла к себе
неудержимо, приковывала мысли и в00б-
ражение, — и страшила, отталкивала поэта.
Пушкин до конца дней своих не смог вый-
тн из круга идей и представлений просве-
щенного дворянства и стать на точку зре-
ния крестьянекой революции, как это сде-
лали революционеры-разночинцы, тгениаль-
ный Белинский. Но нельзя не подчеркнуть
глубину народолюбия великого поэта, его
упорное стремление понять сущность и пеи-
хологию крестьянских восстаний.

Самый факт исключительного интереса
Пушкина к пугачевскому восстанию, память
	0 котором была жива и сильна в народе
(поэт беседовал с современниками восета-
	Образ Пугачева в «Вапитанской дочке» (тя бы слегка зашифровать суть всей пове-
	`_›1 роду. Идея восстания, овладев им с юности,   ния), исследовательская patetra Пушкина