19 ДЕКАБРЯ 1949 г., № 344 (11451)

ВЫСТУПЛЕНИЕ ХОРА
АЛБАНСКОЙ НАРОДНОЙ АРМИИ
	Вчера в Москве в Центральном доме }з.
	ботников искусств состоялось первое выету»
пление хор Албанской Народной Армии,

У

gt om Le,
	стова 06 утаивании от советских предета-
вителей цен и условий, на которых Болга-

пути: - 5 2° Fe
	А ВЕРЬ ЕАК

ПТИ

140 НОСТОВА И ЕГО СООБЩИИНОВ
	 Йорханка Чанкова, Благой Иванов и рай
	Иван находились в Полной изоляции.
	OY EBLE ПРОЦЕСС БОЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕСТУПНИКА TPA
	(Продолжение. Начало в «Правде»
от 9 декабря)
	‚В разгар переговоров руководитель деле-
тапии Божилов заболел. Тогда в Москву
снова прибыл Трайчо Костов и вновь упор-
но продолжал защищать линию, которую
до. тех пор поддерживали мы: я, Боню Пет-
ровский и Божилов,— линию препятствий
и срыва торговых переговоров между Бол-
тарией и Советским. Союзом.
	Трайчо Востов пожелал познакомиться с
ютославским торговым советником Жибер-
ной; и я познакомил их в одном из номе-
ров гостиницы «Напиональ».
	`В’ это время Трайчо Востов встречалея
© находившимся в Москве югославеким
минибтром внешней торговли Петровичем,
который устроил в честь Трайчо остова
обед, на котором присутствовал и Bont
Петровский, так как он находился в тес-
ной связи с его югославеким коллегой, по-
мошником министра внешней торговли
Ирнобрня:

Позже Трайчо КВостов был принят юго-
славеким послом в Москве Владимиром По-
повичём. После этих встреч мине показа-
лось, что’ Трайчо Костов очень упорно и
твердо проводит вражескую линию, кото-
рой Бы’ придерживались во время пере-
говоров.
	Ноив 1947 году, продолжает показания
Христов, наши усилия не оправдались. Тор-
говое соглашение, очень благоприятное для

нашей страны, было заключено. 1

Пронурор Владимир Димчев: Но © боль-
тим опозданием.
	Подсудимый Борис Христов: Да, торговое
сотлашение было поднисано ос запозданием,
и, если бы Советский Союз снова не аван-
сировал бы нас товарами, наша промыш-
ленность осталась бы без сырья, и это вы-
звало бы затруднения в нашем народном
хозяйстве.
	Наша вражеская работа в такси направ-
лении прололжалась и в 1948 году.
	Во время ведения переговоров я снова
навестил Жиберну, которого снабдил необ-
холимой информацией. Торговые переговоры
по нашей вине опять затягивалихь.
	В этот момент в Москву прибыла болгар -
ская правительственная делегация во главе
с премьер-миниетром Георгием Димитровым.
Он предпринял все меры, благодаря которым
торговые переговоры были завершены очень
быстро и весьма благоприятно для нашей
страны. 1 апреля 1948 года в Москве было
подписано торговое соглашение на 1948. год.
Наряду с другими соглашениями, регули-
рующими экономические и торговые отно-
	На вечернем заседании суд приступил №
хопросу подсудимого Николы Навлова, быв-
тиего административного секретаря полит-
бюро ЦЕ БЕП, впоследствии получившего
пост заместителя министра строительства и
путей сообщения.

Подсудимый признал себя виновным. Он
заявил: что во время следствия против чле-
нов ЦВ в 1942 году капитулировал перед
начальником политического отделения бол-
гарской полиции Гешевым; подписал заяв-
ление о том, что отказывается от всякой
политической деятельности, и обещал со-
трудничать с полицией.

После того, когда он вместе с Трайчо Ко-
етовым попал в Плевенскую тюрьму, Во-
стов сообщил ему, что знал о`его капитуля-
пии от самого Гешева, и добавил: «Нужно
держаться дружно и следовать своей c06-
ственной линии. Из этого я понял, что Во-
стов проводит и хочет проводить в дальней-
нем свою левосектантекую линию, которую
он проволил до 1942 года».

— После этого откровенного разговора,
который я имел с Костовым,— сказал да-
лее Павлов, — Костов в последующих раз-
говорах. раскрыл передо мной цели и за-
лачи той работы, к которой ‹он меня при-
влек в Плевенской тюрьме. Ёостов не раз
подчеркивал, что он имест в виду захват
руководства партией, когда партия снова
станет легальной, а потом и правящей пар-
тисй, после чего будет осуществлен захват
н всего государственного управления.

По показаниям Павлова, Трайчо Костов
поддерживал в Плевенской тюрьме тесную
связь также с Иваном Масларовым, Стефа-
ном Богдановым и Георгием Ганевым. После
9 сентября 1944 года Трайчо Rocros назна-
чил Богданова и Ганева на ответственные по-
сты в Управлении государственной безопас-
ности, а Павлова — управляющим делами
ЦК. В сентябре — октябре 1944 года Костов
поручил Павлову найти его полицейское
дело и передать это дело ему.

Трайчо. Костов также потребовал от Пав-
лова подобрать материалы, компрометиру-
ющие членов ПВ и другах руководящих ра-
ботников партии. Павлов подобрал компро-
метирующие материалы 06 Иване Масларо-
ве. Цетко Кунине и Боню Петровском и
передал. их Востову.

Ноесле 9 сентября 1944 года Востов на-
Wal усиленно подбирать кадры для дости-
	Затем суд допросил подсудимого Ивана
Георгиева Тутева, бывшего директора внеш-
ней торговли в Министерстве внешней тор-
говли. Он. полностью признал себя винов-
ным.

— В. 1936 году, — сказал Тутев, — я,
булучи на службе в болгарском торговом
представительстве в городе Дюссельдорфе,
связался. с агентом английской разведки
толландцем Нимеегеном, которому переда-
вал.сведения относительно болгарского им-
порта и-экепорта.

В 1940 году я получил приказ англий-
ской разведки вернуться в Болгарию и про-
должать там евою шпионскую деятельность.
В Софии я установил связь в Султаной Рачо
Петровой. известной английской шинонкой,
которой ‘я продолжал давать сведения 06
экономпческом положения Болгарии. За это
я-получил от Петровой 500 тысяч левов.
	— В 1943 году, — показал Тутев, —
очглийсная разведка предложила мне всту-
пить в ряды коммунистической партии, ве-
дя’ шпионаж внутри ее. OT Султалы Петро-
вой я узнал, что английские политика ечи-
Tar: что и без открытия второго фронта
	АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Мо
Экономичесного — Д 2-36-82;3 Иностранного -
		Б 03331.
	Вечернее: заседание 8 декабря
	Допрес Николы Павлова
	Попрос Мвана Тутева
	1948 года и продолжалиеь до апреля
1949 гола.
	щения между Болгарией и Советеким Сою-
зом, соглашение ‘на 1948 год явилось широ-
кой базой для восстановления и дальнейше-
го развития болгарского народного хозяй-
СТВА.

— Жиберна, навешая меня тогда, гово-
рил,— показывает Христов,— что Югосла-
вия надеется получить более дешевую и
лучшую помощь CO стороны американцев и
англичан.
	После от’езда нашей торговой делегации
я с Виктором Жиберной встречался летом
1948. года, когда была опубликована резо-
люция Информбюро компартий о положении
в югославской коммунистической партии.
Виктор Жиберна передал мне тогда доклады
Тито и Кидрича — председателя плановой
комиссии Югославии. Я владею сербским
языком и прочел оба эти доклада. На меня
они. произвели плохое впечатление. В них
было какоз-то несоответствие, какая-то
неувязка между тем, что писал Тито в своем
докладе, и тем, что в действительности про-
исходило в Югославии. В своем докладе Тито
говорил о тесных связях между Югославией
и Советеким Союзом, а в то же время Тито
и югославское правительство и все‘их орга-
ны рвали эти связи. В своем докладе Тито
говорил о классовой борьбе в Югославии и
особенно о борьбе с кулаками, а на прак-
тике, как это уже было известно всему свету,
кулаки стали опорой титовской власти.
	В 1949 году наша делегация подписала

торговое соглашение с СССР, по которому
товарооборот между обеими странами был
увеличен по сравнению с прошлым годом на
20 процентов. \
‚ После от’езда делегации меня опять на-
вестил Виктор Жиберна. Он сказал, что Юго-
славия решительно пошла по пути разрыва
с Советским Союзом ‘и что Болгария тоже
должна итти по этому пути.
	В марте 1949 года, сказал затем подсу-
димый Борис Христов, я был вызван на
доклад в Софию. По прибытии я связался
по телефону с Трайчо Костовым. Он при-
гласил меня к себе на дачу в Княжево. При
встрече Трайчо.Костов был в подавленном,
мрачном настроении. Он рассказал мне, что
политбюро ЦЕ БЕП известны все его пре-
ступления.
	Заканчивая свои показания, подсудимый
Борис Христов признался в том, что он был
ровлечен в шпионскую и вражескую груп-
пу врагом болгарекого народа Трайчо Ko-
стовым, что зействовал для подрыва но?-
мальных отношений между Болгарией и Со-
ветским (Союзом и по поручению Трайчо
Костова снабжал шпионскими сведениями
работников югославского посольства в Мо-
схве.
	жения своих целей, он помог Павлову стать
членом ПЕК, а Петко Кунину — членом
политбюро. Иван Масларов был назначен на

работу в Орготдел ЦК партии.
	— Таким образом, —— сказал Павлов, ——
Костов окружил себя своими людьми в ЦА
партии. Эти люди проводили политику,
угодную и выгодную Костову. Какова эта
политика, Востов раз’яснил мне в начале
1945 года. во время одного из наших раз-
говоров в его кабинете в ПК. Костов тогда
заявил, что «теперь мы навсегда“ связаны
друг с другом» и он не намерен скрывать
от меня еще одно важное обстолтельетво, а
именно, что он согласился «установить кон-
такт с англичанами в лице их представите-
ля при СЕК полковника Бейли».
	Далее Костов заявил, что Бейли сообщил
сму о намерениях англичан расколоть с по-
мощью Гемето Отечественный фронт и со-
здать открытую оппозицию в стране. При
этом `Костов добавил, что мы должны счи-
таться с этими планами англичан и не чи-
вить препятствий и затруднений Гемето,
который, по его мнению, должен скоро вер-
нуться в Болгарию.
	И действательно, сказал далее Пав-
лов, Гемето, вернувшись в Болгарию,
развил широкую вражескую деятельность в
стране и в Отечественном фронте. Это бы-
стро скомпрометировало его, и он был от-
странен от руководства Земледельческим
сотозом. Гемето сменил Никола Петков, ко-
терый продолжил политику раскола Отече-
ственного фронта, а впоследствии стал’ во
главе открытой оппозиции в нашей стране.
	Or КЦостова я узнал, продолжает Пав-
лов, что он установил тесный контакт с
Наколой Петковым, ссылаясь на то, что
Петков действует также по указаниям и
в интересах англичан. Далее Павлов подроб-
но рассказал об известной уже по погаза-
ниям других подсудимых вражеской дея-
тельности в экономической жизни страны,
в чем особенно большую активность про-
явили Стефанов, Кунин, Вочемидов, Гове-
дарский и др.
	Павлов показал, что Востов осведомил
его 0 разговорах, которые Ёостов имел с
агентами англо-американской разведки и с
югославскими руководителями. Он сообщил
ему также о планах присоединения Болга-
рии к Югославии.
	Советекий Сотз одержит победу во второй
мировой войне и установит свое влияние
на Балканах. Англичане решили воспре-
пятствовать распространению советского
влияния на Балканах и особенно в Болга-
рии, которую они считают важным для себя
стратегическим районом.
	Выполняя инструкции английской раз-
ведки, я стал членом партии и успел завое-
вать в ее рядах известное доверие, в резуль-

тате чего был назначен директором внешней
торговли.
	В 1947 году, сказал далее Тутев, меня
посетил секретарь английской миссии в (9-
фии Хауз, который сказал, что ему известна
моя служба в английской разведке, и потре-
бовал собрать материалы 0 товарообороте
Болгарни, главным образом с Советским
Союзом и странами народной демократии.
Эти сведения я собрал и передал Хаузу. По
инструкциям Хауза и Трайчо Костова я за-
тормозил на четыре месяца болгаро-венгер-
ские торговые переговоры.
	— Шо распоряжению Трайчо Костова я
также затянул и болгаро-чешекие торговые
переговоры. которые начались в декабре
	скнва, 47, Ленинградсное шоссе, улица
Ц 3-37-50; Стран народной демонратии
	м Е Са ee =r a т. дитель и дирижер —
ядился Вукманович. Художественный руБово. b
и mse 1944 Ole штаб Вукмановича   капитан Албанской Народной Армин Гачо

прибыла и американская военная миссия, ©0-   Аврази.

А eine В Пя:
	Появление албанских певцов на сцене
	было встречено дружными аплодисжентами,
Перед началом концерта нафюдная артистка
СССР В. Барсова и заместитель предеела-
теля Комитета по делам искусств при (и.
вете Министров СССР В. Арапова горячо

приветствовали гостей.
	тель албанской делегации майор Алознекой
Народной Армии Назим Баталы. Свою врал-
кую речь он закончил словами:
	— Пусть живет столько, сколько живут
	горы, советско-албанская дружба! Пусть жи-
вет столько, сколько живут горы, великий
и родной Сталин!
	Bee встают. Б зале долго не смолкам
	овация в честь нерушимой дружбы между
соретскими и албанскими народами, в честь
	товарища Сталина.
	Свое выступление хор качал «Вантатой
	о Сталине». Затем были исполнены «Мари
Первой албанской дивизии», песнь 0 народ-
ном албанском герое, вторая сюита из албан-
ских налодных песен и другие произведе-
ния. Наибольшим успехом У слушателей
пользовалась «Кантата о Сталине», испол-

ненная на русеком языке.
	Вечер закончился выступлением MOCROB-
IX артистов.
—©—

Турнир на первенство мира
по шахматам среди женщин
	ХХ конгресс Международной шахматной
	федерации поручил проведение турнира нз
первенство мира по шахматам среди женщин
шахматной секции СССР.
	Турнир состоится в Москве. Он откроется
текабря в Центральном Доме Красной
	19 декабря в
Армии.
	стоявшая из двух офицеров и одного cep-
жанта. Когда прибыли американцы, парти-
заны начали задавать вопросы генералу
Темпо: «Почему нет советской миссии?»

В августе 1944 года, но решению гене-
рального штаба, я уехал на остров Вис, В
верховный штаб, где находился Тито. 38-
ехав в сербский генеральный штаб, нахо-
дившийся в горах, западнее Лясковеца, я
увидел там много английских офицеров.

Прибыв на остров Вис, я обнаружил, что
он сильно укреплен. Повсюду я видел анг-
лийские патрули. Я увидел также 20—25
английских самолетов тина «Спитфайр»,
украшенных югославскими флажками. Мне
сказали, что самолеты были «подарены»
Тито англичанами для охраны острова.

По городу расхаживали английские и
американские офицеры. Здесь же находи-
лись и представители временного прави-
тельства и национального комитета по 06-
вобождению Югославии — Тито, Джилас,
Ранкович и др. Тито жил вне города в одной
пещере, специально оборудованной для не-
го. Из пешеры он выходил очень редко и
всегда в сопровождения Ранковича и силь-
ной охраны. Перед его выходом с улиц ис-
чезали все люди, кроме английских и аме-
риканских офицеров. В их обществе Тито
видели часто.

Когда Советская Армия перешла границы
Югославии, в штабе Тито наступило уны-
ние и паника. Последовало немедленное
распоряжение об от’езде в Югославию.

В сентябре 1947 года Лазо Латинович —
главный секретарь министра иностранных
дел Югославии, он же представитель управ-
ления государственной безопасности, с00б-
щил мне, показал далее Хаджи-Панзов, что
меня назначают советником посольства Юто-
славии в Софии. Мне сказали, что, кроме
дипломатической службы, я буду занимать-
ся и разведывательной деятельностью. В
связи с этим я получил необходимые ин-
струкции. Латинович заявил мне, что свою
разведывательную деятельность в Болгарии
я должен вести тернеливо и тактично и про-
являть большую осторожность при секрет-
ных ветречах с агентами. В своей разведы-
вательной деятельности, сказали мне, я бу-
ду иметь то облегчение, что в Софии нахо-
дитея в качестве посла Югославии Цицмил,
являющийся фактически начальником юго-
славской разведки.

— В конце марта 1948 года;— показал
Хаджи-Панзов,— посол Цицмил вызвал ме-
ня в вой кабинет и сказал, что наетунило
время начать работу с помощью агентов,
которыми до сего времени руководил совет-
‘ник посольства Перо Манговекий.
	— Во время моей работы в ъгославеком
	посольстве в Софии я видел по различным
документам, что руководители Белграда и
Скопле занимались разведывательной ий
пропагандистской деятельностью еще с
1945 года, сразу же после освобождения
Македонии и Югославии. В первые дни пос-
ле освобождения это делалось специально
посланными в Болгарию людьми, а поззке—
дипломатическими представителями Вирил-
лом Мильовским и Цветой Чальовской —
сестрой Колинтевского. дни получали липло-
матической почтой из Белграда и Cronae
различные  пропагандистекие материалы.
Основная тенденция этой пропаганды co-
стояла в том, чтобы убедить болгарский
народ и македонцев, живущих в Болгарии,
в том, что счастливая жизнь для них в03-
можна только после присоединения Пирин-
ского края к Югославии.

Окончание допроса Хаджи-Панзова пере-
несено на вечернее заседание суда.
		Вечернее заседание 9 декабря
	СОФИЯ, 9 декабря. (ТАСС). На вечернем
заседании суд продолжал допрос подсудимого
Хаджи-Панзова.

Шпионазк в Болгарии, заявил подсуди-
мый, первоначально был организован го-
сланником Югославии в Софии Николой Во-
вачевичем, советником Перо Мантовеким,
первым секретарем Митко Зафировеким и
атташе по культурным вопросам Антоном
Колендичем. Они вели широкую разведыва-
тельную работу и вовлекли в нее Димитра
Христова, братьев Баялцалиевых, Трайко
Поп-Димитрова и Кирилла Николова.

В 1947 году из Скопле в Болгарию был
прислан Илья Милчинов, который вместе 6
групной артистов должен был организовать
македонский народный театр в Пиринском
крае. Эти «артисты» были агентами юго-
славской разведки. Для руководства шпион-
ской деятельностью в Пиринекий край были
направлены офицеры управления государ-
ственной безопаености Югославии Илья Па-
новский п Благой Нетровский, а также Перо
Вюробар и Перо Олиоловский.

В 1948 году по указанию югославекого
посла Цицмила Хаджи-Панзов занял поет
стозванного Перо Манговекого. Он устано-
вил связь с деятелем Центрального комитета
македонских культурно-просветительных 0б-
ществ в Болгарии Ангелом Линевым, кото-
рый стал снабжать Хаджи-Панзова сведе-
ниями политического, военного и экокоми-
ческого характера. По личному распоряже-
нию министра инострапных дел Югославии
Симича, в Болгарии были специально орга-
низованы две молодежные бригады, которые
также занялись разведывательной деятель-
ностью.

По указанию Хаджи-Панзова, Ангел Дя-
нев совершгил поездку с разведывалельными
целями в пограничные районы Болгарии.

В начале июля 1948 года Хаджи-Панзов
и заместитель военного атташе Милатович,
по распоряжению Ранковича, установнли
своим агентам-питионам ежемесячную «зар-
плату» в сумме 15 тысяч левов. Вроме это-
го, шпионы Димитр Христов, Кирилл Cono-
лов и Лука Джеров получили единовремен-
ное вознаграждение по 20 тысяч левов.

В 1948 году, показал далее Халжи-Пан-
зов, когда я находился в отпуске в Белграде.

заместитель министра внутренних лел Юго-
славии Стефанович передал мне, что по pe-
	шению правительства я должен выехать в
Болгарию, об’явить себя там противником
Тито и развернуть подрывную работу среди

югославских политэмигрантов. Вернувшиет

27 ноября 1948 года в Софию, я приступил
	ь выполнению полученного залания.
	(Продолжение следует)
	Литерэтуры и нскусства — д 3 38-73;

RD сим Ат
	Энспедиции —Д 3-39-80.
	ори

Далее подсудимый Тутев заявил, что ему   рия торгует с капиталистичесвими  стра-
были известны распоряжения Трайчо Ко-   нами. :
	Лопрос Цоню Цончева
	Утреннее заседание 9 декабря
	Лопвос Ивана Гевренова
	время своих встреч с Блэком и Вларком я
передавал им информацию для американ-
ской разведки.

— Я встречался также с американским
посланником в Софии Дональдом Хийтом и
Яневичем — военным атташе  американ-
ской миссии. Им обоим я дал сведения с де-
нежном обращении в Болгарии и о размерах
банковских вклалов.
	Хийту подсудимый давал другие сведе-
ния 0 болгарской экономике.

Далее подсудимый Цончев призналея, что
он, принимая участие в работе болгарских
торговых делегаций в Советском Союзе в
1946—1947 г.г., способствовал саботажу
п задержке торговых переговоров с СССР.

Подсудимый показал, что Иван Стефанов
передал ему инструкцию вести всеми спо-
собами борьбу с растущим влиянием Совет-
ского Союза. Однажды, сказал Цончев, Сте-
фанов мне заявил: «Есть видные члены
партии, которые считают, что по некото-
рым вопросам нужно будет спорить и бо-
роться с Советским Союзом». Стефанов на-
помнил, что среди таких членов партии на-
ходится и Трайчо Востов.
	На мой вопрос, сказал Цончев, какую
пель преследует заговорщический центр,
возглавляемый Трайчо Костовым, Стефанов
ответил, что нужно действовать так, чтобы
замедлить построение социализма в нашей
стране.
	Допросом подсудимого Цончева закончи-
лось сегодняшнее вечернее заседание суда.
	промышленности фабрика «Бакиш» произ-
вела на 850 тысяч пар обуви и 9 тысяч
комплектов автопокрышек меньше плана.
То же произошло и на других резиновых
фабриках.

Осенью 1947 тода по распоряжению
Кирилла Славова подсудимый Гевренов
разослал специальные формуляры всем
промышленным ‹ предприятиям, которые
были заполнены подробными данными о
местонахождении, мощности и производ-
ственном профиле всех предприятий. Эти
данные Гевренов передал Славову, который
в свою очередь передал их английской раз-
Berke.

После национализации промышленности,
показал Гевренов, саботаж усилился. По
директивам Петко Кунина, для того, чтобы
диекредитировать национализацию, я, за-
явил Гевренов, закрыл некоторые рэнта-
бельные фабрики, а нерентебельные оста-
вил. По моему распоряжению, продолжал
подсудимый, производился демонтаж обору-
дования законсервированных фабрик и 3a-
волов.

Когда Трайчо. Востов узнал об этой моей
деятельности, сказал Гевренов, он выразил
больное удовлетворение этим вредитель-
CTROM.
	В июле 1948 года, показал Гевренов,
Стефанов заявил мне, что ожидается свер-

жение правительства Димитрова и создание

правительетва во главе с Трайчо Босто-
РЫМ.
	Гевренов заявил, что позиция Стефанова
выражалась в следующем: свержение пра-
вительства Георгия Димитрова, образование
нового правительства во главе с Трайчо
Костовым, разрыв с Советским Союзом и
новый политический курс — ориентация
на капителистические страны, на Англию и
Америку, с которыми необходимо устанав-

ливать политические, дипломатические и
экономические связи.
	Пронуроер Владимир Димчев: Что сказал
вам Стефанов в связи с поведением Трайчо
Костова на пленуме ЦЁ и заседаниях полит-
бро, а также по поводу его нападок на
Георгия Димитрова, которые повели к 050-
стрению заболевания Георгия Димитрова?
	Подсудимый Иван Гевреноз: Стефанов
сказал: «Лучше было бы, если бы он умер
и тем избавил нас от необходимости его
умертвить».
	В сентябре 1948 года Стефанов дал рас-
поряжение Гевренову не выезжать из Софии,
Tak как на 5-м с’езде коммунистической
партии ожидается перелом, который будет
благоприятным для сторонников Трайчо
Костова и поможет им быстрее резлизовать
пели заговора.
	Жаджи-Панзова
	После Тутева был допрошен подсудимый
Цоню Цончев, бывший директор Болгарско-
го народного банка. Он признал свою вре-
хительскую деятельность в финансовой 06-
пасти, которую он проводил вместе со своим
двоюродным братом Иваном Стефановым.

В 1936 году он поступил. на елужбу в
статистический институт в Софии, дирек-
тором которого являлся американский шии-
он Андерсен. В этом институте Цончев со-
ставлял месячные и годовые отчеты о хо-
зяйственном положении страны, которые
Андереен передавал своим американеким
хозяевам.

В 1939 году, заявил далее Пончев, я
уехал в США, где познакомился с агентами
американской разведки Джеймеом Кларком
и Кириллом Блэком.

В октябре 1945 года я был назначен ди-
ректором Софийского статистического ин-
ститута, председателем правления которого
был уже Иван Стефанов. В этот период аме-
риканская миссия в Софии потребовала от
меня регулярной передачи сведений об ин-
ституте. Я посоветовался 06 этом co Сте-
факовым. Он счел необходимым передавать
такие сведения. Эти сведения, бесспорно,
носили пшионский характер и были полез-
ны для США.

В 1946 году в разговорах со мной Ви-
рилл Блэк, находившийся в это время в (о-
фии, не раз намекал мне о намерениях США
вмешаться во внутренние дела Болгарии.

С Джеймсом Кларком я встречался в Со-
un три раза. Это было в 1946 году. 3a
	СОФИЯ, 9 лекабря. (ТАСС). На сегодняш-
нем утреннем заседании Верховный суд На-
родной республики Болгарии, рассматриваю-
ший дело государственного преступника
Трайчо Костова и его сообщников, приету-
пил к допросу подеудимого Ивана Гезренова,
бывшего директора об’единения резиновой
промышленности. Гевренов полностью при-
знал себя виновным. Гевренов-——выходен из
кулацкой семьп. крупный промышленник.
Гевренов давно знаком с подсудимым Иваном
Стефановым. Они оба сошлись на том, что
им одинаково ненавистна пролетарская ре-
волюция.

Вогда парь Борис подписал указ о назна-
чении Стефанова профессором торговой ака-
демии в городе Свиштове, показал Гевренов,
он заявил: «Стефанов-— безопасный комму-
нист. Он может быть профессором».
	В июле 1946 года Стефанов сообщил Гев-
ренову о существовании заговорнитческого
центра и рассказал о его целях и задачах.

— Стефанов сообщил мне, — сказал Гев-
ренов,— что вовлекает меня в заговор по
указанию Трайчо Костова. С Костовым я
впервые встретился в ноябре 1944 года,
котда вместе с членами правления Союза
промышленников Казанджиевым, Неболие-
вым и Кириллом Славовым посетил его в
Центральном комитете партии.

— Когда мы вышли из Центрального ко-
митета,— показал Гевренов,— то по дороге
поделились впечатлениями об этой встрече.
Неболиев, Вазанджиев и Славов отозвались
о Трайчо Востове, как о человеке, с кото-
рым мы нашли общий язык. Я и раныпе
слышал от наших промышленников подоб-
ные отзывы о Трайчо Костове. Многие из
них говорили следующее: «Если бы все
коммунисты были такими, как Трайчо Во-
стов, то мы весе, промышленники, также
сделались бы коммунистами». (Общий смех
в зале). Как это видно из показаний, Сте-
фанов возложил на Гевренова две задачи, а
именно: добиваться разложения коммуни-
стов — членов Союза промышленников и
вербовать из их числа новых участников за-
гозора. Таким путем в затовор были вовле-
чепы Казанджиев и Михаил Герасимов, ра-
ботавшие в министерстве промышленности.
	Далее Гевренов перешел в описанию CBO-
ей вредительской деятельности в промын-
ленности. Инструкции и указания в этом
отношении он получал от Кирилла Славова.
Такие же инструкции и указания от Славо-
ва получили Асланян из об’елинения mep-
стяной, промынгленноети, Стоян Тевекелиев
из 0б’единения консервной промышленности
и Димитр Стоянов из об’единения деревооб-
рабатывающей промышленности.

Гевренов признал, что веледствие его
вредительской деятельности в резиновой
	Лопрос Благоя
	Оспаривать почетное звание чемпиона
	мира по шахматам среди женщин будут
16 сильнейших шахматисток мира, в том
числе А шахматистки Советского Союза.
	пили от шахматисток Англии, Бенгрии,
Голландии. Германской демократической
республики, Дании. Италии, Кубы, Польши,
Соединенных Штатов Америки, Франции,
Чехословакии. (ТАСС).
	ПРИБЫТИЕ В ПЕКИН ДЕЛЕГАЦИИ
ЖЕНШИН СССР
	ЦЕКИН, 9. (ТАСС). В Пекин прибыла де-
	легация женщин СССР во главе с Н. Ilap-
феновой лля участия в конференции женщин
	стран Азии. Прибыли также делегатки (т-
рии, Ливана, Экваториальной Африки и М3-
	лагаскара.
	На аэродроме лелегаток встречали заме-
	стители председателя Всекитайекой демокра-
тической федерации женщин Дэн Ин-чао, In
Дэ-чуань, члены Подготовительного комите-
тета по созыву конференции, делегатки, ра-
нее прибывшие на конференцию, и др.
	Пекине в честь прибывших состояля
	митинг, на котором с приветствием от П9-
готовительного комитета выступили Un  e
чуань и представительница женских органи-
запий Пекина Чжан Ся0-мэй.
	На привететвия ответили от советской
делегации Н. Парфенова и представительви-
цы других делегаций.

Конференция женщин стран Азии от
кроется 10 лекабря.
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Программа передач Центрального
радиовешания на 11 декабря
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА (на волнах: 196%
1724; 420,8; 50,36; 49,75; 48,94; 41,27; 31.58
метра). 10.00 — Для детей — «Песни свобод:
ных народов мира». 11.30 — Музынальное
приложение к радиосборнику «Русская пес:
ня». 12.20 — Концерт-загадка. 13.15 — Песни
на стихи А. Суркова. 14.30 — Театральный ут
я для детей—Н. Гоголь «Мертвые души».

6.00 — Концерт-лекция «Чайковский». 17.00-
Танцовальная музыка. 17.30 — Симфонический
концерт для детей. 18.00 — Концерт по заяв-
кам радиослушателей. 19.00 — Новости неде
ли. 19.30 — Опера Римского-Корсанова «Мо
царт и Сальери». 20.40 — Трансляция концер-
та хора Албанской народной армни, 21.20-
Новые стихи ленинградских поэтов. 00.05-—
Камерный концерт.

ВТОРАЯ ПРОГРАММА (на волнах: 1293;
312.8; 40,93 и 30,61 метра). 10.00 — Узбекская
оперная музыка. 10 30 — Эстрадные ансамбли.
11.00 -- Концерт из произведений Аренского.
11.45 — Монтазж (оперетты Мокроусова «Роза
ветров». 13.00 —\Трансляция симфонического
концерта из Большого зала консерватории,
15.00 — Концерт грузинской музыки, 15.45-
Опера Глюха «Королева мая». 16.30 — Тани
вальные ритмы. 17.00 — Передача, посвящея:
ная М. Горькому. 18.00 — Концерт мастеров
искусств. 18.30 — Симфонические произведе
ния Мусоргского. 19.00 — Песни Беранже
20.25 —А. Филиппенко — Второй квартет
21.00 —Н. Вирта — «Сталинградская бита».
21.45 — Трансляция концерта из Ленинграда.
22.30 — Танцевальная музыка. 23.00 — Укранё
ские народные песни. 93.30 — Балетная музв
ка Василенко. 00.05 — Русские песни.

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА (на волне 360,6 мет
ра). 18.30 — Сцены из опер Россини и Мейер
бера. 19.15 — Концерт артистической молоде
ки. 20.00 — Русские песни. 20.35 — Трансля
ция концерта Краснознаменного ансамбля
песни и пляски Советской Армии.
	СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ

(Начало спентанлей в 8 ч. вечера)
	ТОС. БОЛЬШОЙ Т-Р — Садко.
ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО Т-РА — Коппелия,
МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — Заговор обре

ченных.

ФИЛИАЛ МХАТ — Домби и сын.

ГОС. МАЛЫН Т-Р — Бесприданница.

ФИЛИАЛ МАЛОГО Т-РА — Пигмалион,

ТР им. Евг. ВАХТАНГОВА — Заговор 06Ре
чезчных. Се ФЕ
	T-P им. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА МесЯц
	в дерезне.

ЦЕНТР,
Америки.

ЦЕНТР.

ТР КРАСНОМ АРМИИ — [onc
ТР ТРАНСПОРТА — Молодой ч*
СТАНИСЛАВСКОГО и НЕМИРС
	ВИЧА-ДАНЧЕНКО — Хозяйка гостиницы, ye

T-P um. МОССОВЕТА (пл. Журавлева,
Модная лавка (премьера). ФИЛИАЛ (Пушки
ская, 26) — Красавец мужчина, я

ТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19)— Леди
джентльмены.

Т-Р ОПЕРЕТТЫ — Воздушный замок,

Т-Р САТИРЫ — Вас вызывает Таймыр.

Т-Р ДРАМЫ И КОМЕДИИ — Последняя ГР
ница, .

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ЦИРК
Пирковое представление — Дружба сме mip
Новый аттракцион «Медвежий цирк» 134
В. Филатова. На манеже Каран AA
8 8&4. 30 m. Sasrpa 4 предст, Начало в
	ч.. 6ч. и 9ч..   -

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. ЧАЙКОВСКОГО»
Первый концерт хора Албанской Народ
Армин. Начало в 8 ч. 30 м. вечера. р

ГОС. ЦЕНТР. Т-Р КУКОЛ —в 12 4. ИЗ м
Сармико; в 8 ч 30 м— Волшебная
	ГОС. СТУДИЯ —КИНОАКТЕРА — Нахлебни»®
	Завтрак у предводителя.
	В 1943 году, продолжал свои показания
Хаджи-Панзов, в Скопле прибыл уполно-
моченный ‘Тито Светозар Вукманович, a
перед этим, в конце 1942 года, в Скопле
приехал Добривой Радосавлевич, нынешний
министр финансов Югославии. После их
прибытия проанглийекие настроения среди
официальных лин приобрели еще более яс-
ный характер. Люди, окружавшие Вукма-
новича, начали открыто выступать в поль-
зу Англии.
	В 1943 году но распоряжению ЦЬ македон-
ской компартии и генерального штаба был
образован так называемый инициативный
комитет для создания в Македонии народно-
освободительных отборов (советов). Этот ко-
митет, в который входил и я, показал Хаджи-
НПанзов, состоял из 8 членов. В сентябре
1943 года генеральный штаб, находивитийся
в руках генерала Светозара Вукмановича
(Темпо).. выступил: с манифестом, в котором
подчеркивалось, что освобождение Македо-
нии возможно лишь в рамках Югославии.
Инициативный комитет не согласился © тек-
стом манифеста и заявил генеральному шта-
бу Вукмановича протест. Вукманович не-
медленно дал распоряжение о роспуске ко-
митета.

— Весной 1944 года,— продолжал Хад-
жи-Панзов— мы прибыли в главный штаб
Темтю, который находился в селе Стайовце,
нз реке Пчинья. Там нам сразу бросалось
в глаза присутствие английской военной
миссии в составе майора, лейтенанта и сер-
жанта. Все они были в английской военной
форме.
	Английским офицерам вы геперальном
	штабе Темпо оказывалось большое внимание,
& представители болгарской компартии —
	затем суд перешел к допросу подсудимого
Благоя Хаджи-Панзова, бывшего советника
югославского посольства в Софии. Подеуди-
мый признал себя виновным в совершении
инкриминируемых ему преступлений.

— По окончании университета в Бел-
граде и частной адвокатской практики, —
показал  Хаджи-Панзов— я вернулся в
1941 году в Скопле, где жил нелегально
и участвовал в политической борьбе маке-
	‚дОоНЦеВ.
	В это время в Скопле начали прибызать
люди Тито, которые были намерены при-
брать в своим рукам македонскую компартию
или, как ве тогда называли, «Окраинный
комитет». :
	Среди прибывших были Драган Павло-
виц и Лазарь Колишевский, которые сразу
же повели борьбу против бывитего тогда
секретарем «Окраинного комитета» Мефо-
дия Шатарова (Шарло). Они об’явили его
сторонником капитуляции перед болгар-
скими оккупационными войсками. В ре-
зультате Шатаров был вынужден уехать
в Болгарию, где в 1944 году погиб, будучи
цартизаном в Паринском крае.
	После от’езда Мефодия Шатарова в ма-
кедонской компартни началась чистка. По
признанию Хаджи-Чанзова, из партии изго-
нялись сторонники Шатарова, люди Тито,
прибывшие в Македонию, проводили бур-
‚куазно-националистическую, открыто вра-
зздебную в отношении Болгарии, политику.
Они стали принимать в партию людей с
ярко выраженными проантлийскими симпа-
тиями. Македонская компартия занолня-
лась людьми —— сторонникама буржуазно-
	капиталистического строя, настроенными
антисоветеки.
	«Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочного бюро —Д 3-30-68; Партийной жизни —Д 3-39-16:
	‚ Д 3-37-50; Стран народной демократии — Д 3-35-46; Писем — В 3-1>-03; местных  корреспобвнентов о + пиформ“езни ста 26%; Литерэту!
Д 3-10-81; Науки и техники — АД 3-35-33; Критики н библиографии — Д 3-31-05; Пресс-бюро — Д 3-30-99; Секретариата — Д 3-15-64; Отдела об’лвлений — Д 3-39-00;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.
		Пропаганды — Д 3-33-88; Сельснохозяйст
сства —Д 3-38-73; Военного — & 3-37-63;
	Сельснкохозяйственного — Д 3-10-55;

Местных газет—
	Изд. № 840.