_ Пролетария всех стран, соединяйтесь!

SE ава
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.). _
жЖ—Ж—Ж—жж—ж—ЫЫЫдЫ——А——Ад————А—А—аАа—— ne

№ 157 (11264) :
		Орган Центрального Номитета и МН BHI(6).

Noveneasunk, 6 июня 1949 г.   ЦЕНА 20 КОП:

Слава и
	`Сегодня` вся советская страна
	т

; _`  Празднует 150-летие р
со дня рождения великого народного поэта,
	гения русской и мировой литературы
_ - Александра Сергеевича
	[Тушкина._

памятник:
	А. С. Пушкин.
	_ 1499.

Празднества
в Ленинграде
	ЛЕНИНГРАД, 5. (Корр. «Празды»). Де-
сятки тысяч ленинградцев посетили сегодня
места, связанные с именем А. С. Пушкина.
Особенно много трудащихея побывало в го-
роде Пушкине. Людно было на аллее Лицеи-
стов, -Y памятников славы: русского наро-
да — Чесменской колонны и Кагульского
обелиска, воспетых поэтом.

На Кировских островах, в Центральном
парке культуры и отдыха, проведен обще-
городской пионерский костер, посвященный
Пушкину. За Невской заставой — в парке
культуры и отдыха имени Бабушкина, на
Выборгской стороне —в Доме культуры,
на Васильевском острове — во Дворце куль-
туры имени С. М. Кирова состоялись пуш-
кинские вечера.

Многочисленные автобусы развозили экс-
курсантов по нушкинским местам. Большое
число лёнинградцев побывало в районе
бызшей Коломны, где Пушкин жил после
окончания лицея; нь улице Римекого-Кор-
	  сакова, у дома, гле собиралея кружок «3е-
	леная лампа»; Ha стрелке Ваеильевексго
острова, с которой поэт любовался Невой;
на последней квартире поэта, где находится
музей. :
Завтра на площади Искусств будет зало-
жен памятник поэту. Вечером состоится об-
щегородское торжественное заседание.
	По пушкинским
	местам
	TODPIOCTL
	великого русского народа
	Сегодня исполняется 150 лет. со anal
	рождения великого русского поэта Алексан-
	&0а Сергеевича Пушкина.

Эта юбилейная дата превратилась В под-
линно всенародный праздник. Пушкина зна-
юти любят во всех уголках советекой зем-
ли. Пушкина высоко ценит вее передовое
человечество. Имя Пушкина великий вождь
трудящихся товарищ Сталин назвал в ря-
ду имен самых выдающихся сынов вели-
кой русской нации — имен, составляющих

славу нашего народа, его патриотическую
гордость. .
	Чем же так дорог нам, Пушкин? Почему
Е такой любовью чествуют его память мил-
лионы советских людей?
	Пушкин был родоначальником русской
художественной литературы. В его творче-
стве, писал М. Горький, «чувствуется не-
что вулканическое, чудесное сочетание
страстноети и мудрости, чарующей любви к
жизни и резкого осуждения ее пошлости,
его трогательная нежность не боялась са-
тирической улыбки и весь OH — чуло».
Пушкин — основоположник того реалисти-
ческого направления в’русской литературе,
которое составляет ее самую характерную,
самую сильную и самую близкую народу
черту. Но замечательному выражению Бе-
THHCKOTO, вн был «не Только великий pyc-
ский поэт своего времени, но и великий поэт
всех народов и веех веков, гений европей-
ский, слава веемарная...»
	Но Пушкин дорог нам, советским людям,
не толька как великий художник. Он дорог
нам прежде веего своими прогрессивными
идеями, своим вольнолюбием, своим гума-
низмом. Несмотря на то, что ето идеи не
поднимались выше идей «просвещенного
дворянства», Пушкин принадлежал к са-
мым прогрессивным кругам евоего обще-

ства — к тем кругам, которые хали Росени
декабристов.
	В первоначальном тексте стихотворения
«Я памятник себе воздвиг нерукотвор-
НЫЙ...» Мы читаем следующие пламенные
струки, рисующие свободолюбивое миро-
воззрение поэта:
	‚В долго буду тем любезен я народу,
Что звуки`новые для песни я обрел,
Что вслед Радищеву восславил я.

свободу
И милосердие воспел.
	Нушеин мечтал о том времени, кота над
ero Родиной взойдет звезда пленительного
счастья свободы, когда «Россия `вепрянет
ото сна», когда «на обломках самовластья»
потомки напишут имена тех, кто ждал «с
	томленьем упованья минуты вольноети евя-
ой».
	Вскоре после ссылки труппы декабри-
стов в Сибирь Пушкин пишет им етихо-
творное послание, в котором призывает их,
несмотря ни на что, верить в торжество
	оввих идеалов, верить, что придет время,
Бога
	Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радоетно у входа,
И братья меч вам отдадут.
	И декабристы ответили Пушкину, что его
«струн пламенные звуки до слуха нашего
хошли», что за затворами тюрьмы они в
луше смеются над царями, что ‘их «екорб-

ный труд» не пропадет для истории, для
грядущих поколений.
	Поэт-декабрист Одоевский в ответе Je-
кабристов на послание: Пушкина пивал ве-
Щив строки о том, что «из искры возгорит-
ся пламя» — строки, которые. как извеет-
	Чо, енин взял эпиграфом к, газете «Искра».
	Б иную эпоху, в иных исторических
условиях, иными классовыми силами осу-
Ществилось это предвидение, влохновленное
посланием великого поэта. Пролетариат,
единственный до конца революционный
ВТасс, поднялся во главе -народных масс ‘и
впервые ‘в истории повел их дорогой победо-
ноеной революционной борьбы, «...Из за-
Жжженной Лениным «Искры» разгорелось
впоследствии пламя великого революцион-
ного пожара, которое сожгло. дотла дворян-
0-помещичью царскую монархию и бур-
жуазную власть», — писал товарищ Сталин
в «Иратком курсе истории ВКП(б)».
	Пушкин дорог нашему народу тем, что
OH умел проникнуть в его душу — вольно-
тюбивую, богатырскую душу- народа, кото-
рому история уготовила великую миссию
освободителя человечества. Энергический, по
выражению Белинского, полный мощного
негодования голос великого поэта, его пла-
менная, вся проникнутая благородным пафо-
сом речь будили сознание лучших <ынав
России, славили свободу, бичевали мерзость
царского самодержавия, глатолом жгли серд-
Ra людей, вдохновляли их веру в торжество
подлинного разума над «ложной мудростью»,
В Победу солнца нал тьмой!
	Полтора столетия отделяют нае чт. того
ня, когда родился Пушкин. Но прогрессив-
НЫе идеи не стареют. не знают забвения.
	Разве, например, не звучат предельно
три, исключительно злободневно, гневные
слова Пушкина, разоблачающие показную,
Тицемерную, прикрывающую всесилие и
всевластне денежного мешка, пресловутую
американскую «демократию»:
	«С изумлением увидели демократию в ее
Отвратительном цинизме, в ее жестоких
предрассудках, в ее нестерпимом тиран-.
‘тве. Все благородное, бескорыстное, все воз-
ышающее душу человеческую — подав-
Ленное неумолимым эгоизмом и страстию к
	довольству (сош{огф)... рабство негров посре-
ди образованности и свободы; родословные
ГОнения в Hapote, не имеющем дворянства;
	CO стороны изонрателей алчность и завиеть:
со стороны управляющих робость и подобо-
страстиз... такова картина Американских
Штатов, недавно выставленная перел нами».
	Какой это пламенный и уничтожающий
обвинительный акт против современных
американских  реакционеров, доведших до
крайних пределов наиболее отрицательные
черты американской буржуазной лжедемо-
кратии ХХ века!
	Советским патриотам особенно понятеп,
близок и дорог Пушкин за его пламенную
любовь к Родине, за его неугасимую веру в
великое и славное свободное будущее наше-
го народа. Во имя этого будущего. Пушкин
призывал и свое и грядушие поколения не
щадить сил, не знать устали в труде.
	Нока свободою горим,

Нока сердца для чести живы,
Мой друг, ‘отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
	Как близки эти ‘проникновенные строки
каждому советскому человеку, ибо соци-
алистической Родине, ее возвеличению, ее
славе посвящены все его душевные поры-
вы, ‘его труд, его творчество, поевящено
самое дорогое, что у него есть, — жизнь!
	Олно из самых сильных своих. патрилти-
ческих стихотворений Пушкин назвал
«Клеветникам России». С гневом и возму-
щением бичевал он всяких иноземных «ви-
тий», которые грозили Росеии «анафемой»,
ненавидели ее. Говоря 0б этой ненавиети,
Пушкин негодующе вопрошал о ее причи-
нах:
	5& что ж? ответствуйте: 34 то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли

Того, пох кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили
Мы ‘тяготеющий нал царствами кумир
И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир?..
	Черная: неблагодарность была ответом
«витий» на подвиг России, которая в 1812
году «дубиной народной войны» сбила с
Европы оковы, наложенные Наполеоном.
	р

Ценою величайших, неисчислимых жертв,
ценою жизней миллионов своих сынов на-
ша советская Родина, страна победившего
социализма, спасла народы от угрозы
гитлеровского рабства, спасла  европей-
скую и мировую цивилизацию,  поту-
шила адские печи. майданеков и бухен-
вальдов, дала народам величайшее благо—
благо мира. И что же? Чем ответили нам
нынешние буржуазные «витий», пишущие
по заказу поджигателей. новой войны?
Озлобленной хулой, потоками грязной кле-
веты, разнузданными угрозами. Этим шан-
тажистам и клеветникам можно было бы
ответить бессмертными словами Пушкина:
«Вы грозны на словах — попробуйте на
деле!»

Советский народ желает одного — воз-
можности мирно трудиться, творить вели-
кое дело строительства коммунизма. Но
вместе с тем он твердо уверен в своих си-
лах, и эту уверенность не удастся поколе-
бать никаким «газетным витиям», состоя-
щим на содержании ‘у капиталистических
монополий. Не будь эти «витии» столь
невежественны, им не мешало бы вспом-
нить слова нашего Пушкина?
	Иль мало нас’? или от Перми до
Тавриды,
г финских хлалных скал ло пла-
	менной. Волхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкал,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
	Своих озлобленных сынов;
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
	Будучи пламенным русским патриотом,
Пушкин был в То же время чужд нацио-
нализма, он уважал другие народы, ценил
их культуру, их свободолюбивые идеалы.
Достаточно напомнить о дружбе Пушкина
се великим польским поэтом Аламом Миц-
кевичем, с которым вместе он мечтал. о
братстве славянских народов и народов
всего мира, о его уважении к французеких
просветителям, о его глубокой симпатии к
народам Кавказа, о его живом интересе к
освободительной борьбе в Греции.

Вот почему мы, еоветские люди, любим
и чтим Пушкина. Вот почему его чтит все
передовое человечество, которое’ гордится
тем влиянием, которое оказал Пушкин на
всю мировую литературу. Bor почему
150-летие Пушкина отмечается как, вели-
кий праздник культуры во всех странах
народной демократии, отмечается всем
передовым человечеством.

Мы, советские люди, — преемники и
наследники всего лучшего, веего прогрес-
сивного, чем прославилась наша Родина в
прошлом. Мы не ‘растеряли этого наслед-
ства, а приумножили его во много крат.
Наша социалистическая культура — самая
передовая культура в мире, и мы по
праву гордимся тем, что наша страна ста-
13 светочём мировой цивилизации, знаме-
носцем самых передовых идей.

Все порывы своих душ, вею силу своего

свободного труда и творчества посвящаем
мы. советские люди, осуществлению этих
	идей — великих,  всепобеждающих идей
Ленина—Сталина. идей коммунизма!
	ВИЕВ, 5. (Корр. «Правлы»). Трудящие-
ся столицы Украины торжественно отмеча-
ют 150-летие со дня рождения А. С. Пуш-
кина. В Киеве немало памятных мест, свя-
занных с пребыванием здесь великого рус-
ского поэта в 1820 и 1821 гг. Сегодня эти
места посетили тысячи киевлян. А. С. Пуш-
кин, приезжая в Киев, останавливался в
доме, гле жила в то время семья хекабри-
ста Раевского. Теперь на этом доме — по
улице Кирова, № 21-А-— установлена мемо-
риальная лоска.
	На Крещатике, у подножья Владимирской
	горки, в первой половине. АГА столетия по-
мещалея городской театр. Тут произошла
встреча Пушкина с. великим русским арти-
стом М. Шепкиным.
	Многолюлно было сегодня в Пушкинском
	Парке, который был открыт полвека назад
	в честь 190-летия со дня рождения поэта.
	В домах культуры, в клубах сегодня со-
стоялись пушкинские вечера. Более 600
преподавателей киевских школ и вузов со-
бралось в Доме учителя. После доклада
«А. 0. Пушкин — великий. русский нацио-
нальный поэт» были подвелены итоги кон-
курса певцов и вокалистов, посвященного
150-летию co лня рождения поэта.
			—.._ Портрет работы художника В. Тропинина (1827. г.).
	кину
	Митинг в Москве у
	Пушкинский юбилей наложил отпечаток
на весь облик Москвы, где 6 июня 1799
года родилея величайший русский поэт.
	На улицах— плакаты с портретами Пуш-
кина, воспроизведены иллюстраций к еказ-
кам поэта, строфы его бессмертных стихов.
Бесчисленные афиши извещают о лекциях,
докладах, концертах и спектаклях, посвя-
щенных А. С. Пушкину. В кинотеатрах де-
монстрируется новый фильм «Пушкин».
	В столице много ‘мест связано с жизнью
Пушкина. Москва оставила глубокий слел
в его творчестве. Ей он посвятил вдохно-
венные строки:
	Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилоеь!
Как много в нем отозвалось!
	08 годы сталинских пятилеток Москва
реконструирована, она стала прекрасной, ве-
личественной. Вчера, в канун всенародного
торжества, тысячи людей шли по ее обнов-
ленным широким улицам, направляясь на
Пункинскую площадь. ставшую ‘центром
большого праздника. У памятника вели-
кому поэту состоялея многолюдный митинг
москвичей, пришедших воздать ‘почести
своему гениальному земляку.

В полдень на трибуну, сооруженную пе-
ред памятником Пушкину, поднимаются
председатель Веесоюзного пушкинского ко-
митета, генеральный секретарь Союза со-
ветеких писателей СССР А. А. Фадеев, пре-
зидент Академии наук СССР академик, С. И.
Вавилов, секретари МГК ВЕП(б) т.т.. И. А.
Парфенов и Н. П. Фирюбин, заведующий
отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)
тов. Д. Т. Шепилов, секретари МВ ВЕП(б)
т.т. С. А. Молния, А. Я. Секачев, замести-
тель председателя исполкома Московского
Совета тов. Т. А. Селиванов, председатель
Мособлисполкома тов. П. Г. Бурыличев,
писатели, представители братеких союзных
республик, потомки великого ‘поэта: ето
правнук Г. Г. Пушкин, праправнучки —
юные пионерки Наташа и Юлия Пушкины.
На трибуне также находятся зарубежные
гости, среди которых 80-летний датский
писатель Мартин Андерсен Нексе.

Митинг открыл тов. А. А. Фадеев.

Первым выступает заместитель генераль-
ного секретаря Союза советских писателей
СССР. поэт Н. С. Тихонов. Он говорит, что
имя Пушкина произносят на всей
необ’ятной советской земле, и нет такого
места на ней, где бы не звучало оно на
языках братских народов, как дорогое, лю-
бимое имя. Пушкин создал русский ‘литера
	турный язык, явился родоначальником но-
вой русской -литературь-— передовой, pea-
листической, свободолюбивой. Он служил ей
непрестанным подвигом поэтического труда,
посвятив этот подвиг родному народу, воз-
вел литературу в достоинство национально-
го дела, Александр Пушкин раскрыл с
огромной поэтической ясностью лушу п
сердце русского человека, красоту его нрав-
ственного облика, все величие русского на-
рода. Поэт чувствовал его скрытые силы и
его прекрасное будущее, спасительное для
всего человечества. <
	В заключение оратор восклицает:
	— Слава великому тению, нашей радо-
сти и гордости -—— Алексанлру Пушкину!
	— Слава советской литературе, которая
продолжает бесемертную традицию Пушки-
на, помноженную на героические дела, что
исполнил советский народ под руковод-
ством великой партии большевиков, в эноху,
носящую имя величайшего тения чело-
вечества — товариша Сталина’
	затем слово’ предоставляется заместите-
лю председателя исполкома Московекого го-
родского Совета депутатов трудящихся
Tos. T. A. Cenusauosy.
	— Нам, москвичам, — сказал он, —
Пушкин особенно дорог. Мы гордимся тем,
что величайший поэт всех времен и наро-
дов, страстный певец свободы родился
в Москве. Пушкин понимал величайшее
значение Москвы для русского государства,
не раз спасавшей Россию от’ нантествия
иноземных захватчиков.

Пушкин мечтал о той поре, когда над
его родиной взойдет «звезда пленительного
счастья». И эта звезда взонета над Россией.

Наш народ, руководимый большевистской
партией, величайшими тениями человече-
ства— Лениным и Сталиным, сбросив
6 себя царские оковы, на «обломках само-
властья» построил социалистическое госу-
даретво и успешно двигается вперед в ком-
мупизму.

Президент Академий ‘наук СССР” акаде-
мик С. И. Вавилов посвятил свое выступ-
ление народности пушкинской поэзии.
Пушкин был и остался подлинно народным
поэтом, самым народным русским поэтом.
В нем сосредоточились лучшие черты вели-
кой нации.

Более 100 лет Пушкин ‘говорит своим
чудесным языком с русским народом о са-
мом заветном для народа. Творчество Пуш-
кина понятно всем — от философа до про-
етого человека и ребенка: В этом’ —= одно из
проявлений глубочайшей народности и 16-
ния Пушкина.

Величие и значение народного творче-
ства Пушкина раскоылось со всей полно-

тои в советской стране, в условиях победив-
шего социализма. Пушкинское наследие
в новых, невиданных ранее исторических
условиях не только сохранило свою силу,
но необычайно выросло и углубилось. Его
литературное наследие помогает формиро-
вать сознание советского человека.

Горячее слово любви к Пушкину от име-
ни украинского народа произнес поэт Пав-
ло Тычина:

— Пушкин ‘принадлежит. всем народам
нашей страны: ибо ‘в нем видят они. олице-
творение могучего духа русского народа.
Великий русский поэт тениально провидел
братское единение народов.

Пушкин знал и любил Украину. В свою
очередь передовые люди украинского народа
всегла в душевной блатодарностью ‘обра-
`щались в Пушкину, к ето творчеству.

Еще при жизни Пушкина, его произведе-
ния начали переводить на украинский
язык. Ими восторгалиеь, благоговея передл
поэтом, Тарас Шевченко и Павло Грабов-
ский, Иван Франко и Панас Мирный, Леся
Украинка и Ольга Кобылянская и многие
другие поэты и писатели Украины.

Павло Тычина © большим воодушевлени-
ем прочитал на украинском языке стихи,
обращенные к Пушкину.

Народный артист СОСР.А. А. Хорава 0б-
ратилея к участникам митинга от имени
трузинского народа.

— Грузинский народ— сказал он, — <
благоговением, с тлубоким уважением и
любовью  преклоняет свою голову перед
бессмертным именем великого сына вели-
кого народа.

Мы торды тем, что Пушкин побывал в
Грузии, изучал наш народ, его быт, его
людей, его историю. Мы тгорды тем, что
Грузия и ее люди в бессмертных творениях
Пункина занимают немалое место.

150-летие, со дня рождения Пушкина для
Грузии, как и для веей нашей страны, —
большой праздник, большое торжество в
честь старшего брата — русского народа,
в честь мирового значения вго ‘великой куль-
туры, в честь славного его сына-—Пушкина:
Этот праздник — символ братства и нераз-
рывной идейной связи литератур народов
Советского Сотоза,

Продолжительной овацией встречают при-
сутетвующие. здравицу в’ честь. великого
русского народа, ленинско-сталинекой друж-
бы народов, в честь великого Сталина.

Сталевар завода «Сери й молот» С. В. Чес-
ноков сказал, что произведения Пушкина
оказывают благотворное влияние на твор-
ческий труд. советских ‘людей: Рабочие,
инженеры, техники. и глужащие завода
«Серп и молот» постоянно. читают замеча-
тельные творения поэта. :

От имени молодежи столипы выступила
студентка ‘ Московского государственного
университета имени Ломоносова В. В. Ни-
нолавва, Она: говорила о сбывшихея мечтах
поэта. Впервые в истории молодому поко-
лению открыта широкая дорота к знаниям,
Б глубокому изучению духовных богатств,
созданных человечеством. В многочиелен-
ных вузах нашей страны советская моло=
дежь овладевает этими богатствами. GC -oco-
бой любовью советекое студенчество изу=
чает творчество Пушкина. Он для нае —
вечно молодой спутник, живой источник
познаний. Поэтому в день юбилея Пушкина
мы говорим: «Он—с нами. Он целиком
наш. Черэз столетие он тротягивает нам ру-
RY CO словами: «Здравствуй, племя младое,
незнакомое». Народная тропа к Пушкину
не заросла и не зарастет никогда!»
	Председатель колхоза имени 12-Й годов-
щины Октября, Ухтомского района, Герой
Социалистического Труда-И. б. Мерезов ста-
зал: о гы
— Мы гордимся Путиным, перет та-
лантом которого преклоняется весь мир. Мы
чтим и глубоко любим Пушкина, за то, что
он был истинным патриотом нашей Родины;
с негодованием бичевал барство и произвол
царского самодержавия, верил в светлое.бу-
дущее грядущих поколений. Пушкин будет
вечно жить среди народов советской страны,
успешно строящих светлое здание и
низма. р

Председатель Сотоза писателей Чехоелоз
вакии Ян Apna заявил: ре
	— Я счастлив, что могу от имени. наро=
дов Чехословакии почтить вместе ¢ вах
память. бессмертного. гения. Пушкина.

Пушкин в свое время черпал вдохнове-
ние в чувствах и. мыслях народа. Наро т же

в свою очередь вдохновлялся в борьбе за
свободу пламенными призывами поэта. Cos
вотский народ разбил оковы: рабства, создал
новый строй, в. котором народ. является. хо+
зяином всей страны, в котором‘ нет угноте-
ния человека человеком. В советском обще-
CTBe расдветает новый, подлинно социализ
	стический гуманизм; -

Свобода, завоеванная трудящимиея (0:
ветского Союза, вдохновляёт- все’ народы
мира на борьбу за окончательное: освобоже
дение человечества, ce

Болгарский nose Amwurp Monauos - прое
никновенно. прочитал на родном языке свои
стихи, посвященные Пушкину. .

Митинг, в котором приняло участие
свыше 10.000 человек. окончен. Он явился
	ядрьим свидетельством всенародной любви
к великому Пупгкину,
	+