Ца
		AUdy
	г
	БИЮНЯ 1949 г.. № 157 (11264)
	Пушкин — наша гордость и слава. Веч-
50 сняющее солнце его поэзии. много: деся-
тилетий согревает сердца миллионов людей.

Под животворными лучами поэзии Пуш-
кина расцвело много художественных  та-
лантов, которыми гордится наша Родина.
	В творчестве основоположника новой: рус=.
	сваи литературы нашли евоз воплощение
замечательные черты русской классической
литературы: неподкупная реалистическая
правдивость, богатство идей, любовь к на-
роду, свободолюбие, ‘единетво блестящей
художественной формы е глубоким солер-
	жанием, высочайшего мастеретва се просто-.
	той и доступностью. .
	Солнце русской поэзий‘
	Chil, что 0ез их воли и участия нельзя BHe-
	сти. коренные изменения в общественную
ЖИЗНЬ.
	С глубоким сочуветвием Пушкин внервые
в русской литературе правдиво расеказал о
жизни малевьких, простых людей, чье
стремление. к счастью разрушалоеь самодер-
жавно-крепостничееским строем. :
	Вместе с тем он ярко отразил героиче-
ское прошлое России, свободолюбие, ум, си-
лу и талантливость своего народа. Харак-
терно `особоё внимание Пушкина к изобра-
жению революционно-крестьянских BOCCTA-
ний. В этом сказалась глубина и прогрес-
сивность мышления поэта.
	В условиях самодержавия творчестве
Пушкина не могло получить должной оцен-
ки и широкого распространения: Tak как
`маесы народа были забиты, неграмотны.

Только Великая Октябрьская социалиети-
ческая революция приобщила миллионы лю-
дей к культурным ценноетям прошлого и
настоящего, сделала великие произведения
	Пушкина достоянием каждого гражданина
	нашей Родины. Пушкин в Советеком Союзе
стал поэтом народным, в подлинном и вы-
соком смысле этого слова, поэтом, которого
читает и любит весь народ.
	Творчество Пушкина проникнуто гордым
патриотизмом. Поэт пламенно любил евою
родину, верил в великое будущее своей
страны. «Блянуеь честью, — писал он,—
ни за что на свете я не хотел бы переме-
нить отечество или иметь по историю,
кроме ислории наших прелков...>
	Восторженно говорил поэт о великих
	веемирно-историчееких полвигах евоето Ha-
	рода, дважды спасавшего западную Евро-
пу от врагов. «Росеии определено было
высокое предназначение, — писал поэт: —
ее необозримые равнины поглотили силу
монголов и остановили их нашествие на
самом краю Европы... Образующееся про-
свещение было спасено растерзанной и из-
дыхающей Россией...»

Голосом Пушкина говорил могучий на-
род-победитёль, свергнувший тиранию Напо-
леона,  отетоявший «вольноеть, честь: и
мир» Европы. Например, такие стихи
Пушкина, как «Воспоминания в Кареком
Селе», «Наполеон», «Клеветникам России»,
«Бородинская годовщина», полны патриоти-
ческой страстности и гнева против врагов
родины.

Пушкин напомнил зарвавшимея клевет-
никам России о свобололюбии и высокой

национальной гордости русского народа, но-
	валившего в бездну Наполеона. перел кото-
	рым трепетала завоеванная им Ёвропа. Пред-
	БИДЯ То время, когда все славянекие наро-
	ды об’единятся в ‘одну братскую семью,
поэт. предупреждал озлобленных витий, что
Росеия способна сокрушить всякого нагло-.
го. врага. И.в наши дни, когда ничему. не
научившиеся иноземные клеветники и пол-
	жигатели: новой войны, мечтающие. о миро-
	BOM тосподстве, пытаются угрожать нашей
могучей стране, живой отклик в сердце
каждого еоветского человека найдут страст-
ные патриотические слова поэта:
	«Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? или от Перми до Тавриды.

От финских хладных скал до пламенной
Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной `шетиною сверкая,

Не встанет рузская земля?..»

По адресу разных зарубежных клеветни-
ков, врагов нашей Родины; поэт бросил
тневную реплику: «Европа в отношении
к России всегда была столь же невежест-
венна, как и неблагохарна».

Слова эти метко характеризуют и совре-
менных злобствующих врагов нашей. Ро-
ДИНЫ. .

Пушкин-патриот — подлинный друг на-
родов всех стран. В сотую годовщину
во дня рождения поэта царское правитель-
ство конфисковало революционную листов-
ку, в которой говорилось, что, написав сто
тысяч строк, Пушкин не написал ни одной,
которая могла бы обидеть какое-либо племя.

Глубоко сочувствовал ‘поэт национально-
освободительной войне в ‘Греции, ‘борьбе
славяноких народов против поработителей.
Гневно обличал он нравы американских ра-
	бовладельцев и английских торгашей,
Подлинная народность творчества - Пупе-
	вина определена. тем, что в HEM воедино
слиты патриотические и . освободительные
мотивы.

«Пока своболою горим. :

`Пока сердца для чести живы,

‹ Мой друг, отчизне- поевятим

_ Души прекрасные + перывы».
-. Пламенный призыв. поэта нашел наиболее
глубокое понимание в свободной Советекой
стране, в которой поеле` победы Великой
Октябрьской социалистической революции
светлые -цели: борьбы за коммунизм нераз-
рывно` связаны се национальной гордостью
народа. `
‚ Пушкин заложил начала свободолюбивой
поэзии, которая на последующем этапе рус-
ского ‚освободительного движения определи-
лась в творчестве Некрасова, как муза
мести и печали.

В стихотворениях «Деревня», «Воль-
ность», «Памятник» Пушкин, велед за Ра-
дищевым, восславил свободу, призывал к
борьбе с самодержавием и крепостниче-
ством.
	Рассматривая роль различных сословий и
классов в развитии освободительного дви-
жения. в. России, В. И. Ленин писал: «Эпо-
ха крепостная (1827—1846 г.г.) — полное
нреобладанние- дворянства. Это — эпоха от
декабристов до Герцена. Крепостная Росейя
забита ‘и неподвижна. Протестует ничтож-
ное меньшинство’ дворян, бессильных без
поддержки‘ народа. Но лучшие люди из дво-
PSH помогли. разбудить народ».
	Нушкин ‘принадлежит к этим «лучшиу
юдям». Его поэзия будила русский народ,
содействовала его борьбе за освобождение.
Реакционное. литературоведение . оклеве-
тало Пушкина, утверждая, что после пора-
жения JeRAGDHCTOS поэт примирился с само-
державием. -
	Свою преданность идеям патриотизма и
свободы поэт потчеркнул в знаменитом по-
слании  ‘декабристам, во стихотворениях
«Арион» и`«19 октября».
	_ Обращаяеь к сосланным на каторгу дея-
телям_ восстания. 25 декабря 1825 тода, по-
эт призывал их. хранить . гордое. терпенье,
высказывал горячую уверенность, что дело
феволюционного ‘освобождения народа вос-
торжествует. В ответ на это послание де-

кабристы из ая ссылки писали
Пушкину:

«Нати’ скорбный труд не пропадет:
Из иекры возгорится пламя...»
	В стихотворении «Арион» поэт пишет
0 себе, как о певце декабристов; подтвер-
ждая свою верность заветам борьбы с само-
деёржавием, он многозначительно говорит:
	«На берег выброшен” грозой, -
Я: гимны прежние 11010...
	После поражения декабриетов поэт понял
оторванность дворянских революционеров от
	народа;  отсутетвие‘ нирокой ‘ноддержки
масс.` Поэтому 060008”внимание он обратил
на’ изучение. положения крестьянства:
«История села Горюхина», «История Нуга-
чева», «Дубровский», статья о Радищеве
свидетельствуют о новом, более углубленном
понимании Пушкиным положения ‘и стремле-
ний вреетьянетва.
	В последние годы своей жизни Пушкин
делал попытки сближения © представителем
революционно-демократического движения,
только начинавшим свою деятельность в ли-
тературе, — Белинским. Он хотел призлечь
Белинского к сотрудничеству в’ журнале
«Современник». Гениальный ноэт, певец
свободы тнел навстречу‘ новой, ‘демократиче-
ской России.

Непримиримо бичевал Пушкин все про-
явления реакции и тупости — в общеетвен-
ной жизни, в науке и искусстве. Разящей
сатиры требовал поэт для того, чтобы за-
клеймить угнетателей народа, обманщиков,
реакционных литературных °проходимцев
типа Фаддея Булгарина. В стихотворении
«0 муза пламенной сатиры» поэт обещал
метить казнью стыда, Ювеналовым бичом
сатиры «широко-медные лбы» всякой подоб-
ной «еволочи». :
	С полным основанием классики русской
критики называли Пушкина вождем про-
свещения его времени. Творчество поэта
проникнуто бодроетью и жизнеутвержде-
нием. Пушкинская поэзия — великолепный
гимн человеческому разуму, жизни, творче-
ской силе человека. Против всяких вилов
	реакционной идеологии направлена неподра-
жаемая «Вакхическая песня», утверждаю-
	Родное и близкое имя
	кина, Чермонтова, Некрасова, бессмертные
сочинения Льва Тозлетого; Чехова; Горько-
го, которые воспитали болгарских” пибате-
лей и болгарскую интеллигенцию. научили
их любить человека, верить: в ‘правду, в тор-
жество социальной ‘справедливости. ~
	Светлый образ Пушкина шествует <во-
бодна в нашей стране. Он ветречает Bac B
	каждой читальне, в каждой школе, где ра-
стет и крепнет молодое поколение—зав-
трашняя надежда родины. Его ‘прекрасные
стихи декламируются на фабриках, на
стройках, и это. является выражением глу-
бокой любви и преданности болгарского
народа к великому русскому. народу-и ето
тениальному сыну и чародейному певцу.

Чествуя славное дело бессмертного Hyun
кинз. болгарский народ еще больше крепит
свою нерушимую дружбу с руеским наро-
дем и народами Советского Союза, дружбу,
так жизненно необходимую длЯ НИХ, «как
воздух и солнце для всякого живого <у-
щества» (Г. Димитров). Пушкин является
мостом между прошлым. и настоящим, ме-
жду борьбой: против рабетва и торжеством
свободы,
	Людмил СТОЯНОВ.
г. София. :
	Не только в дни чествования 150-летия
со дня рождения великого поэта имя Пунт-
кина гремит под прекрасным толубым бол-
гарским небом. Нет, это имя— близкое и род-
ное для каждого болгарского сердца, имя
поэта и наставника, способствовавшего рас-
цвету болгарской литературы, ее демокра-
тическому и боевому духу.

Еще на заре новой болгарской литерату-
ры, под благотворным влиянием Пушкина,
выросли такие писатели, как Ботев и Ва-
Е: ;

Болгарские писатели и болгарские обще-
ственные деятели последовали совету Бе-
линского: «Учитесь, учите, добрые бол-
гары». Белинский, Чернышевский, Добро-
любов были в числе первых наших учи-
телей. Среди первых наших учителей ©
исключительной силой блестит и имя Пуш-
кина. .

Болгарский поэт Пенчо Славейков писал
в начале нынешнего века: :

«Роесия освободила нас политически. Это
и дети знают, Но Россия. освободила и наш
ум. Ей мы обязаны и той культурой,
которая является прекраснейшим залогом
для дальнейшей жизни и развития».

Великая русская литература совершила
это духовное освобождение. И ‚на первом
месте была непревзойденная поэзия Пуш-

щая торжеетво Я Har всеми ка.
CHAAMH! oo “eS tae! Е:

«Так ложная-мудроеть мерцает: и тлеет”
Пред солнцем бессмертных ума. -
Да. здраветвует солапе, да скроетея тьма!»
	Пафос твэрчества Пушкина ‘был обращен
в будущее. Поэт не мог знать конкретных
исторических. путей. освобождения _ народа,
но он из тьмы николаевской реакции. меч-
тал о России завтрашнего дня, когда над
родиной вепыхнет заря «свободы просве-
щенной».
	Родоначальник. новой. русской литерату-
ры, Пушкин первый утвердил мыель, что
литература — национальное дело перво-
степениой важности.
	_ С самого начала своей литературной дея-
тельности он’ отмечал необходимость
освещать в литературе темы и вопросы жи-
вого актуального общественного значения.
	Пушкин настаивал на активном вмеша-
тельстве литературы в жизнь, на непо-
средетвенном участии ее в общественной
борьбе. Когда закрылась в: 1831 году «Ли-
тературная газета», Пушкин  хлонотал об
издании своего .нечатного органа; Одну из
задач. своего будущего журнала поэт оп-
ределил, как борьбу с озлобленной Европой,
нападавшей на Россию бешеной клеветой.
«Пуекай позволят нам, русским писателям,
отражать бесстыдное ‘и невежественное
нападение иностранных газет». Боевые
традиции журналистской и публицистиче-
ской деятельности Пушкина были -вноелед-
ствийи продолжены и развиты классиками
революционно-дхемократической литературы.
	Революционно-демократические — крити-
ки — Белинский и Чернышевекий — пер-
вые слелаля серъезную попытку раскрыть
общественный смысл творчества Пушкина,
	  сб’яенить его мировоззрение. Эта попытка
	являлась большим шагом вперед в истории
русской общественной мыели.

Белинский-и Чернышевский относят Пуш-
кина к самым передовыми свободолюбивым
людям своего, времени. . Г ф
	Однако, преклоняясь перед гением Пуш-
кина, они тем не менее отмечали некоторые
дворянские сословные предрассудки, свой-
ственные великому поэту. Они критиковали
искренние иллюзии ноэта, его веру в про-
грессивную роль просвещенного дворянетва.
Вместе с тем они` показали, как OTH иллю-
зии рассеивались при столкновении с реак-
ционной политикой самодержавия, рельефно
раскрыли: черты творчества и мировоззре-
ния Поэта, делавшие его близким народу
и людям последующих эпох.
	Сам Пушкин говорил: «от кого бы я ни
происходил... образ мыслей моих от этого ни-
как бы не зависел».
	Это слова человека, который почувство-
вал, что. для. него интересы. народа выше
интересов дворянства. ........
	Во главе е Пункиным русская литерату-
ра выпила на. пирекую реалистичеекую до-
рогу, выдвинула такое созвездие блестяптих
талантов, как ни одна литература в мире.
	Нушкин принадлежал: к числу тех гениев
культуры, . которые, ‘работая Ala настоя-
щего, готовили будущее. Белинекий писал,
что, по мнению современников Пушкина,
оп был не только великий русский поэт
	своего времени, нд и ‘великий поэт всех
	народов и всех веков, Teun _ SBPOTTeHCKAM,
слава всемирная. -°
	Известно также, что Карл Маркс в свое
время изучал русский язык по Нушкину.
Он читал и высоко ценил произведения ге-
ниального. русского поэта.
	В. И. Ленин. высоко ценил и любил
Пушкина. Товарищ Сталин назвал Пушкина
в числе великих деятелей, которые состав-
ляют гордость русской нации.
	Пушкин отстаивал право на свободу. че-
ловеческой личности. Великий гуманист и
	‚оптимист близок и дорог нам, как глашатай
	свободы, как борец за счастье человечества.
	Все ослепительнее сияет его слава в напги
дни, все. дороже и ближе-Пушкин народу.
	И новые уепехи советской литературы, на-
	следовавшей и продолжившей лучшие ‘тра-
хиции пушкинского творчества, являются
новым памятником тениальному ноэту.
	В рядах созидающего и берющегося со-
ветского народа всегда будет вечно живой
Пушкин — любимый поэт и друг.
	В. ЩЕРБИНА.
	Пушкин был сыном своего времени. Но
‘он — вечно живой, боевой деятель нашей
культуры, всегда родной народу, так’ как
своими творческими помыелами тениаль-
ный поэт был устремлен к грядущему, ко-
гда «Россия вепрянет ото сена» и на «об-
ломках самовлаетья» построит новую, сво-
бодную жизнь.
	Цушкин — наш вечно живой, родной
спутник на жизненном пути, наша нацио-
нальная тордость, гениальный поэт, ока-
завший могучее воздействие . на. развитие
мировой литературы и искусства.
	Первый национальный народный поэт—
Пушкин с полным правом мог. сказать 0
себе: «неподкунный 10л0е мой был. эхо
	‚ русского народа».
	Бессмертный певеш свободы
	Сегодня не только в Советском Союзе.
	‚Не только в странах народной демокра-
	тии, которым советские войска принесли
свободу, но и во всех странах мира
сотни миллионов людей будут с любовью
‘отмечать 150-летие co дня рождения
могучего гения, пророка сегодняшней сла-
вы и свободы советских. народов, — той
свободы, которая становится гарантией
полного освобождения всего человечества.
Тысячи журналов; газет, сборников Ha
многих десятках языков отметят пушкин-
ский юбилей, передовые писатели и кри-
тики выразят сердечную привязанность,
любовь свою и своих народов к бесемерт-
ным творениям Пушкина. Не было во все
времена и на всем свете поэта, который
был бы более любим, более почитаем таким
множеством народов, как А. С. Пушкин.

Для нашего чехословацкого народа пуш-
кинекий юбилей — радостный праздник.
Около 120 лет тому назад прозвучали нер-
вые пушкинские строки сна чешеком язы-
ке, на языке, в ту пору преследуемом, на
языке народа угнетенного, на языке, кото-
рый только-только оживал носле двухеот-
летнего молчания народа. Как горячо уже
тогда наши «будители» приветствовали в
лице Пушкина «первую и ярчайшую звез-
ду на небе славянской поэзии», с какой
ненавистью проклинал навечно Коллар над
свежей могилой Пушкина ето-убийцу Дан-
теса!

Поколение за поколением узнаёт Пушкина
все глубже. Во второй половине минувшего
	столетия и в наш век пушкинские строки.
	начинают сверкать для нашего народа всё
ярче и ярче. Новые и новые переводы пущ-
кинских произведений помогают читателю
увидеть все их богатство. Недавно. умер-
ший народный художник Карел Тома наи-
более сильно выразил отношение чешских
поэтов к Пушкину, когда написал к 100-
летию со дня его смерти: «Насколько co-
временен этот поэт, после смерти которого
прошло уже столетие! И если его стих се-
годня вызывает слезы или будит жажду
борьбы, то aTO потому, что он наполнен
жизненными соками, которые составляют
тайну поэзии действительно народной.
Пушкин хорош, как хлеб. А хлеб HHROTEA
не надоедает».
	Нам, свидетелям торжества свободы на
родине поэта, нам, кому принесли освобож-
дение советские народы, для нас, кто ви-
дел советских воинов, освободивигих по при-
зыву Сталина Прагу, кто имел счастье об-
нимать живых героев советского народа,
пушкинекие строки о свободе звучат, как
проникновенное пророчество. Из далекого
прошлого звучат нам слова поэта, в вото-
рых он выразил свои мечтания — мечта-
ния, ныне исполнившиеся. Какой образец
для поэзии совремённой! Вак смело мечтать
учит этот величайший из поэтов! Пушкин
учит нас проникать взором в тот мир, в
котором все народы, сбросив свои оковы,
найдут свое славное будущее в социализме

и коммунизме..
Ян ДРДА.
	Председатель Союза писателей
Чехословакии.
	Тений Пушкина проницательно выразил
самые передовые и значительные. явления
эпохи, неразделимо связанные друге дру-
гом. Патриотическая любовь к родине, оево-
бодившей Европу от владычества Наполео=
на, у поэта неотхелима от мечты о свободе.
Слова «Отчизна» и «свобода» всегда у Пуш-
кина сопутствуют друг другу. Однако с са-
мого начала литературной деятельности
поэт увидел глубокое противоречие между
идезлами желанной свободы и реальной
жизнью страны, придавленной крепостни-
чеством, между народом и самодержавным
государетвом.
	Поэзия Пушкина — высшая точка, итог
предшествующего развития литературы и
озновременно начало нового художествен-
ного направления. Пушкинское творчество
представляет собой художественный рубеж,
с которого началея расцвет новой, реали-
стической русской. литературы.
	Решительный переворот, который Пуш-
кин совершил в русской и мировой литера-
туре, был вдохновлен стремлением поэта
воплотить в своем творчестве отличитель-
ные черты русекой жизни, величие рубеко-
‘To народа. Для этого, по мнению Пушкина,
нужна прежде всего художественная правда.

Пушкин потготовил почву для’ появле-
ния Гоголя и Лермонтова, Некрасова и дру-
тих классиков русекого реализма.

Развитие основ пушкинекого реализма
дало материал для создания боевой эстетики.
Белинекого, Червыйтевехого И ` Добролюбова,

Советская ‘литература последовательно
развивает в новых исторических условиях
и на основе невого мирозоззрения реалисти-
ческий художественный метол,  осново-
положником которого является Пушкин.
	Поэзия Пушкина отличаетея яркой на-
циональной самобытностью, выражающей
оригичальные черты культуры рубекого на-
рода. Нельзя не отметить удивительную. епо-
собность поэта ‚раскрывать поэтичноеть
внешне самых обычных, самых прозаич-
цых предметов и явлений. С огромной пат-
риотичеекой силой открыл он прекраеное в
русской природе, в русском человеке, в рус-
ской истории.
	Цушкин научил русскую литературу вы-
сокому художественному мастерству, прав-
дивости и естественности, без которых он
не мыслил народного искусства.
	Понимание народности литературы у
Пушкина имеет глубокий общественный
смыел. По_мненню поэта, искусство должно
вырастать. из народной жизни, иметь глу-
бокую связь. со стремлениями нарола.
	«Что развивается ‘в трагедии? какая
цель ее? — спрашивает поэт и отвечает: —
Человек и народ. Судьба человеческая, судь-
ба народная». В этих проникновенных сло-
вах выражено самое главное, что. делает
творчество Пушкина подлинно народным.
	Сделав глубокие выводы из бурных исто-
рических событий своей эпохи, Пупкин
пришел к твердому убеждению, что важней-
шей силой истории являются народные мас-
	Великий учитель венгерских висателей
	До 1945 года, когда Советская Армия
освободила нашу страну от’ господства
внешних и внутренних врагов, венгерские
писатели и читатели знали Пушкина и его
творчество главным образом через” немецкое
литературоведение и по переводам с немец-
кого языка. Понятно, что ‘до венгерского
читателя не мог дойти настоящий Пушкин.
В течение многих десятилетий для венгер-
ской общественноети Пушкин был только
певцом любви и ироническим наблюдате-
лем великосветекой жизни. Характерно, что
	большинство переводов произведений. Нуш-!
	кина на венгерский язык ПоявилУсь В
период между 1844—1866 rr. Инте-
рее к Пушкину в революционную эноху
1848—49 готов понятен. ©

В1849—66 годах—в период австрийского
угнетения и террора — лучшие венгерские
поэты и писатели в знак протеста против
режима молчали. Й в это время стихотворе-
ния Пушкина, даже прошедшие через
фильтр немецких переводчиков, звучали как
протест и призыв к борьбе против утгнете-
НИЯ.

В 1866 году в Венгрии впервые появил-
ся пушкинский «Евгений Онегин». Перевол
	hapia Берци был. сделан уже с русского
	подлинника так тщательно и © таким ма-
стеретвем; что и сегодня остается Е
пушкинским. переводом:

2 июня 1949 года к 150- летию. co JHA
рождения А; Пушкина sbriio B CBeT: D04-
Hoe собрание сочинений поэта B ABYX TO-
мах. Больнтинство произведений Пушкина
для этого издания переведено заново.: ``

Поэзия Пушкина предстала перед: венгер-
ским читателем в подлинном виде, без: из-
менений.

Сегодня широкие круги вентерского
народа так же любят. творчество Пушкина,
как и творчество лучшего венгерского по-
эта Шандора Петефи.

В результате, большой... работы видных
деятелей венгерской литературы. наследие
А. Пушкина стало драгоценным достоянием
трудовой Венгрии. _

Мы, прогрессивные писатели Венгрии,
считаем великого русского. классика, одного
из основоположников русской национальной
литературы A. GF Пушкина, и классиком
венгерской литературы, ee великим учите-
дем. Пушкин также и наш!

Пушкин живет и будет жить в сердцах
свободных венгров.
	Шандор ГЕРГЕЛЬ.
	Митинг в Москве 5 июня 1949 года у памятника А. С. Пушкину, посвященный 150-летию со дня рождения великого русского. поэта.
	- Фота.А. Устинова: и. С: Коршунова.