КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Полезная книга
	BIA ЖКИВОТНОВОДОВ
	С. И. ШТЕЙМАН. Совершевство-
нание молочного стада. Сельхозгиз.
1948 г., тираж 50.000 экз., 95 стр.
	Костромская, порода крупного рогатого
скота, созданная коллективом племсовхоза
«Караваево» под руководством старшего
зоотехника лауреата Сталинской премни
С. И. Штеймава, в настоящее время яв-
ляется наиболее обильномолочной породой
во всем мире, Опыт работы караваевских
животноводов, изложенный в книге С. И.
Штеймана «Совершенетвование молочного
стада», представляет большой научный н
практический интерее.
	Бся многолетняя деятельность животново-
хов совхоза «Бараваево» является блестя-
щим примером умелого применения мичу-
ринского учения в животноводстве и 0п9о-
вержением ихеалистяческих утверждений
сторонников формальной генетики о точ, что
якобы существуег закон неизменности на-
следственных свойств и задатков живот-
ных. Автор утверждает, что задачи совер-
шенствования молочного екота заключа-
ются «не в TOM, чтобы поддерживать
наследственные залатки животных на той
ступеня, на которой сни находятся, а
в том, чтобы непрерывно развивать их
и постоянно совершенствовать стало. Каж-
дое новое поколение должно по своим ка-
чествам превосходить предыдущее. В этом—
основа движения селекционного дела впе-
ред». Чтобы в короткий срок добиться
наибольшего успеха, необходимо  использо-
вать все средства, облегчающие племенную
работу. В` числе этих средств первое место
С. И. Штейман отводит корилению. Хоро-
шии кормлением можно ускорять развитие
организма, увеличивать продуктивность жи-
вотного, изменять его формы. «Поэтому, —
пишет автор, — совершенствование. стада
надо начинать е улучшения кормовой базы».
	С. И. Штейман подробно описывает ком-
плокс зоотехнических мероприятий, приме-
няемых в совхозе «Караваево». Отромную
роль в улучшении стада играют отбор и под-
бор животных. Правильный отбор и подбор
можно вести только тогда, когда работники
фермы знают все особенности животного и
могут правяльно оценить его.
	ABTOP большое значение придает кору-
лению и уходу за. стельными коровами,
книге приводятся многочисленные примеры,
таблицы, характеризующие практику корм-
ления коров перед: отелом, в первые дни по-
сле отела ив периох всей лактации.
	оначительное внимание автор уделил
описанию метода воспитания животных на
холоде. Метод выраптивания телят в неотап-
ливаемых помещениях Штейман начал при-
менять с 1932 года. За-последние десать лет
в совхозе «Каразаево» не было падежа те-
лят в зимнее время. Закаленные на холоде,
‚ни лучше растут и развиваются, оказы-
ваются более продуктязными и долговеч-
выми. /

Штейману принлось провести упорную
борьбу с приверженцами вейсманиетско-мор-
тановских. «теорий», которые об явили его
метод антинаучным. Но еще Ивая Влалинми-
рович Мичурин, со свойственной ему прозор-
ливостью, увндел в дерзаниях караваевнев
‘To: HOROe,; что необхохимо растать изо дня в
день. В письме на пмя тогда еще мало изве-
стного караваевского зоотехника великий
преобразователь природы призывал смелее
экспериченгировать и решительнее ломать
устаревитие понятия в зостехнии.
	-С. Й. Штейман ведет большую работу по
продлению жизни и срока хозяйствензого
использования коров-рекорхистох. Он разо-
блачил лжавые утверждения формальных
генетиков 0 том, что высокопродувтивиые
коровы быстро изнашиваются и легче под-
вертаются различным заболеваниям. Штеё-
ман на практике хоказал, что для рекордя-
сток 13—14-летний возраст не предел. В
«Караваеве»  высокопродуктивные коровы
используются хо 18-—20 лет.

= 54 > ew oe

eh ok
	Продление жизни и службы продуктив-
ных животных облегчает работу по совер-
шенствованию стала. А улучшение качества
	скота нарялу с увеличением поголовья —
	одна из важнейших задач пол’ема сельзко-
го хозяйства в послевоенный период.
Внига С. И. Штёймана. липитий раз дока-
зывает животрорность идей мичуринской
тауки. В ней обобщен многолетний опыт,
который насущно необходим многочисзенной
армии советских животноводов в борьбе за
претворение в жизнь трехлетнего плана раз-
вития общественного жавотноролства_
		Концерт.

- Поля  Робсона
	Вчера в деленом ‘театре - Пентральногто
парка культуры и отдыха имени Горького
COCTOMACA концерт вылающегося негрятян-
ского певца Поля Робеона. Артист е боль-
шим мастерством ‘исполнил вегритявские
народные песни, песню’ американских ра-
бочих «Джо Хилл», а Также произведения
советских композиторов. -

Нартню фортепьяно исполнил А; Ерохин.

В концерте приняли участие заслужен-
ный артист РСФСР Вс. Аксенов и Государ-
ственный русский народный оркестр именя
Н. Осипова (лирижер и художественный ру-
ководитель оркестра Д. Осипов).
	В сопроваждении Государственного рус-
‘ското народного оркестра Поль Робсон с в0-
одушевлением исполнил «Несню о Родине»
И. Дунаевского, русскую вародную песню
«Ноченька», «юбимый гопод» Н. Бото-
словского, песню из оперы И. Дзержинско-
го «Тихий Дон» — «Or края и до края»,
негритянскую песню «Миссисипи».

На концерте в Зеленом театре присут-
ствовало свыше 10 тысяч человек. Зрители
горячо приветствозали талантливого арти-
ста, борца против поджигателей войны,
против. расозой дискриминации. .

Многие произведения исполнялись два-
	A ABL о
_—-O—.

` КОЛХОЗНЫЙ САНАТОРИЙ _
	ВРАСНОДАР, ТЕ. (ПЭ: телефону). Колхоз
имени Сталина, Ивановского района, —много-
отраслевое хозяйство. В прошлом году его
	  Доходы возросли до двух миллионов рублей.

‚+
	`Волхоз построил. клуб, амбулаторию, po-
ДилЬНый дом, механизировал животноводче-
ские фермы, образпозо оберуховал полевод-
ческие и тракторные станы, приобрел пять.
грузовых ий две легковых автохашины.
	Каждый Колхозный дом элевтрифициро-
ван и радиофицирован.

В прошлом. году колхозники начали
строить колхозный санаторий. Сейчае в
горной долине, оболо поселка «Горячий
ключ», возвышаются четыре здания бана-
тория. В нем отдыхает четвертая группа
	KO TAOSHHROB, oo Бе.
: : io
	ровокация на берлинской железной дороге
		Or собственного корреспондента
«Правды»
	погромщики получили открытое благоелове-
ние американских властей, Вот, между про-
чим, характеристика событий первых дней
«забастовки», которая показывает, какую
роль играют англо-американские власти в
‘событиях на берлинской железной дороге.
  21 мая. В первом часу ночи мелкие ди-
‘версионные группы вместе с переодетыми
‘полицейскими начали разрушать пути, при-
водили в негодность подвижной состав.

Утром городские станции западного Бер-
лина были бюкированы группами погром-
диков и отрядами полиции, которые неё про-
пускали пассажиров, избивали железнодо-
‘рожников, явившихся на работу. Вечером
в Тегеле погромщики пытались разрушить
транеформаторную подстанцию.

В тот же день представители английской
и американской адуинистрации заявили о
своей «солиларности с забастовщиками».

22 мая. Перед утром группа погромщи-
ков в сопровождении полипий ворвалась в
депо Темпельгоф, избила директора Шлтейн-
rorepa и многих рабочих.

В Нейкельне в присутствии американско-
го офицера совершено нападение на желез-
нодорожчую охрану станции. Группа по-
громщиков пыталась вывести из строя же-
лезнолорожное оборудование, диверзанты бы-
ли доставлены к станции на американской
машине № 12311. Сопровождал их амери-
канский офицер.

В 13 часов 30 минут американская pa-
лиостанция в Берлине передала призыв:
«Все: враги коммунистов, собирайтесв для
захваты станций Весткройц и Шарлоттен-
бург».

Через несколько часов на этих станциях
были совершены нападения на железнодо-
рожную охрану. Погромшивкя были воору-
жены огнестрельным оружием. Налеты про-
исходили под охраной полиции западных
секторов.

В казармах ИЛихтерфельле амерлканский
комендант Хаули произвел смотр пггуммов-
ской полиции и «черной твардии», выде-
ленных для участия в «забастовке». .

° Ночью около Еурфюрстендамма группы
погромщиков получили американские сига-
реты, консервы, спиртные напитки. Иродо-
вольствие раздавали с американских грузо-
вых машин американские солдаты.

23 мая. Диверсантами разрушена под-
станция в Тегеле, Здесь же в присутствии.
туммовской полиции потгромщики разо-
	Нейкельне ремонтные бригады были
обстреляны погромщиками из пистолетов.
24 мая. Сотруднив английской разведки
полковник Стюарт во главе отряда титум-
мовской полиции и погромшиков явилея на
вокзал Цоз и потребовал. от железнодорож-
ной охраны оставить здание, пригрозив, что
в противном случае он пряменит «другие
меры». Охрана осталась на местах. Стюарт
покинул здание, а через несколько минут
из-за развалин раздались выстрелы. По-
громшики ворвались на станцию. Олин че-
	‘open, был” ‘убит, ‚ранен 14-летний нод-
росток.

a
	20 мая. Помимо нападения на железно-
дорожные об’екты, преступники учинили
погромы в помещениях районных правае-
ний Социалистической ‘единой партии и
свободных профсо1озов.

‘Ha Ангальтском вокзале в американском
секторе тлавари «забастовки» ворвались в
	кассу вокзала, потребовали ключ. от сейфа
и забрали 30 тысяч марок.
	Bee это лишь неполные данные O Worpo-
мах, грабежах фашистских банд, изобража-
ющих события на железной дороге. Берли-
на как «забастовку». Но и эти неполные
сведения наглядно говорят об участии. офи-
циальных представителей западных обву-
пационных властей в провокациях на го-
родской железной дороге.

После того, как стало известно, что. за-
падный магистрат провокационно отказы-
вается выполнять принятые на себя обяза-
тельства по обмену зарплаты железнолорож-
никам на западные марки, дирекция ..го-
родской дороги договорилась 31 мая е проф-
€01030M железнодорожников, входящим в
ОСН (Об’единение свободных немецких
профсоюзов), о том, что она будет вышаа-
чивать рабочим и служащим железной. до-
роги, проживающим в западных секторах
Берлина, 60 проц. их заработной платы
в западных марках, soos
_ Tana o6pa30m, хаже формально omar
последний новод к прохолжению «забастов-
ви». Однако организаторы провокации не
унимаютея и продолжазот мешать BoccTa-
новлению порядка на железной дороге. В
ночь на 9 иювя толпа дебоптиров и хули-
ганов при поддержке штуммовекой полинии
произвела налет на здание даревции бер-
линсгой городской железной дероги, раено-
ложенное в американской секторе” города:
Налетчики обезоружили железнодорежных
	полицейских, охранявших здание, и, про-
рвавшиеь внутрь здания дирекции, учи-
нили там настоящий погром. ` Характерно,
что американская полиция прибыла на-ме-
сто погрома, чтобы унять ‘хулиганов, линь
через несколько часов после ее вызова. .

Чего :ё добиваются провокаторы из.так
называемой ° «независимой  профооюзной
оппозиции» и их покровители из англо-
американских городеких комендатур?

Они пытаются сорвать соглашение о вос-
становлении транспортной связи между
Берлином и западными зонами. Прогокато-
ры уже добились того, ‘что около 2 тыс.
вагонов, главным образом с продовольствием,
прибывших из западной Германии, Стоят
неразгруженными, и сделали невозможным
прибытие дальнейших поездов из запалных
зон в Берлин. Вое-кто из представителей
англо-американских властей уже пытавтея
при помощи нзуклюжей клеветы приниеы=
вать созетским властям ответственность за
то, что железнодорожное сообщение между
Берлином и Западной Германией прекрати-
лось. Но слишком очевидны для всех фак-
ты, чтобы не видеть, кто действительно от-
вечает за беспорядки на ни зкелез+
ной дороге.

Провокаторы из «независимой профбоюз-
ной оппозиции» и их англо-американские
вдохновители вовсе не интересуются тем,
чтобы работа на железной дороге возобнови-
лась. Они всеми средствами добиваются
лишь того, чтобы дирекция городской ae
роги вступила в переговоры с пресловутой
«оппозицией», что означало бы признание
этой незаконной. раскольнической органи
	зации в Берлине.
	Выход из создавшегося ненормального
положения был указан на заседании комен-
дантов 3 июня советским комендантом
г. Берлина генералом Котиковым: комендан-
ты западных секторов Берлина должны. от-
вести штуммовскую полицию со станций,
предприятий и служебных мест ‘железной
дороги, оградить дорогу от диверсий и дать
возможность железнодорожной ми
ций выполнять свом фунЕиции.
	Ю. КОРОЛЬКОВ.
	Берлин. Июнь 1949 г.
	Сообщение секретариата ОСН.
	НЬЮ-ИОРЕ, 11 июня. (ТАСС). Секре=
тариат Ортанизации 0б’единенных Наций
известил, что председатель Совета Безопас-
ности Сунде (Норвегия) созовет заседа-
ние Совета 16 июня. На этом заседании
‘будут вновь рассматриваться заявления о
приеме в члены OOH Албании, Монгольской
Народной Республики, Транспордании, Пор-
тугалии, Ирландии, Венгрии, Италии, Ав-
стрли, Румынии, Болгарии и Финляндии.
	ставителем народа, но, отказывая в зва-

шей симпатии. абсолютному большинству
гоголевских персонажей, мы проникаемея
этим хорошим чувством к Осипу. Этот кре-
постной человек в городской обстановке ку-
ла умнее своего барина, он обладает и здра-
вым смыслом, и неподдельным чувством
юмора. Жизнь с Хлестаковым до известной
степени ‘испортила Осипа, научила его 0б-
ману и плутовству, и все-таки за непригляд=
ной оболочкой угадывается в Осипе pyc-
ский человек с присущими ему чертами ха-
рактера, с его метким и образным словом, с
его остротой и резкостью в суждениях, с
ero хитрецой и лукавством. Артисту Н. Ша-
мину удался ‘образ Осипа и тогда, когда ен
произносйт свой знаменитый монолог, и
тогда, когда он сталкивается с другими ге-
роями комедий.

Постановка ¢Pessizopa»—nonan творче=
ская Удача Малого театра. Гениальный
смех Гоголя снова звучит нод ето сводами,
Комедия Гоголя поистине бессмертна. И не
только о далеком прошлом России говорит
она нашему зрителю. Сцена русского театра
расширяется лля зрителя, и он переносится
умственным взором в тот мир, где еще бы
туют герои Гоголя вместе с героями Щед-
рина. Разве современная действительность
капиталистических стран He изобилует
этими. героями?!  Разве не видим мы Хлез
стаковых и Головлевых в политических, дип-
ломатических, моральных учреждениях и
институтах Америки и Западной Европы?!
Гениальная гоголевская сатира бьет по co~
временным зарубежным ^ крепостникам —
в этом ее непреходящая злободневность, в
этом ее политическое звучание, в этом мо-
гучая сила ее; а
	Сам Гоголь говорил о том, что долго суж-
дено ему итти вместе со своими героями.
Русскими дорогами не оканчиваются их
судьбы. «Ревизор» и «Мертвые души» —
эти книги великого русского писателя—яв-
ляются могучим оружием в борьбе двух
миров, которой ознаменован нали Bek. Opy-
жием этим мы разим своих противников,
пытающихея повернуть историю вспять,
сохранить свое темное парство крепостни-
Ков, эксплоалаторов, реакционеров. Вот по-
Чему мы называем Гоголя современником
нашим и числим его в строю борцов про-
тив нензвистного нам темного царства.

И. РЯБОВ,
	Несколько дней назад в американском
пресс-клубе зашла речь о берлияеких собы-
Тиях. Говорили о‘так называемой «забастов-
ке» на городекой железной дороге в запад-
ной части Берлина. Один из’ корреспонаден-
тов сказал: .

— Несомненно, что забастовка будет
продолжаться, пока идет Парижекая ‘сессия
Совета министров ‘иностранных дел...

Собеседник явно намекал На «липломати-
ческий» характер берлинских событий, на
связь их с происхозяшей сесеней. Совета
министров иностранных дел в Нариже.

Чтобы уяснить смысл «забастовки», сле-
дует познакомиться е ее. предисторией.

Еще весной раскольническай западнобер-
TCR магистрат ‘по указке западных

вБупационных властей вынее решение, по
ROTUpOMY в продовольственных магазинах за-
палных секторов города запремалось прини-
мать немецкие марки, выпушенные в совет-
ской оккупационной зоне Германии. Оплата
коммунальных услуг, кзартирная плата так-
ще должны были производиться только в
западных марках.
	Это провокационное распоряжение поста-
вило в тяжелое положевие рабочих и слу-
	жащих городекой железной дороги, которые
	получали свою зарплату в восточных Map-
ках. Тотда лирекция дороги, нахолянаяся
	пол контролем советских властей. хобилась
	соглашения, по которому все доходы город-
свой дэроги, поступающие в западных маз-
ках, передавались западному магистрату, а
магистрат обязывался обменивать часть зар-
платы. железнодорожникам На запалные
	марки. Вроме того, для железнодорожников
западного Берлина дирекция открыла на
станциях специальные продовольственные
магазины, где они могли покупать продо-
вольствие за восточные марки. Однако в
начале мая западные оккупационные вла-
сти закрыли всё железнодорожные магази-
ны, & магистрат, нарушив соглашение, пре-
кратил обмен денег сотрудникам городской
дороти. Так была подготовлена провокация.
	Одновременно «профсоюзной оппозиции»,
созданной по директиве американских вла-
стей, был дан сигнал начать «забастовку».
Профсоюзные ввислинги пытались подву-
пить рабочих.

Олнако организаторов. провокации поетиг-
ла неулача. Им не удалось создать Jame
видимости ‘какого-то массового движения. В
районе. Целендорфа, например, где работают
сотни железнодорожников, на собрание ула-
лось затащить только двадцать человек. Но
и из них проголосовали за участие в «за-
бастовке» веего лишь шесть,
	„РОВЕе» ВоеГО лишь шесть, 1 брали рельсы.
Тогда организаторы провокации перешли! В Нейкелы
	® иным методам. Из уголовников, спекуляз-
тов, лавочников, Qamuerckoro сброда, из
людей, не  имеющих никакого отношения к
железнодорожникам, были сколочены груп-
пы ‘погромшиков. В ночь на 21 мая эти
групны нод охраной штучмовекой полиции
(полиция западных секторов) ворвались на
станция, расположенные в западных сег-
торах. города, и начали избивать рабочих,
силой закрыли Еаесы, ‘закрыли вход для
пассажиров. Были разбиты и разгромлены
пассажирские, составы, находившиеся на
станция, Погромщики били стекла. резали
сиденья, ломали стрелки, разрушали транс-
форматры, рвади электрические кабели,
разбирали рельсы. Вее это проиеходило пох
наблюдением, а порой и пол руководством
	‚ английсках и американских офицеров . U0
	строго установленному плану, В первый же
хень «забастовки» американекий комендант
генерал Хаули поспешил заявить по радио,
что cH «подлерживает забастовшиков». Так
	On,
			ит
					a,

rt

Дальневосточный
	следопыт
	В. К. АРСЕНЬЕВ. Сочинения. Прим-
издат. Владивосток. Тома 1—6,
1347—1949 rr.
	Во Влаливестоке вышло в свет шеститом-
ное собрание сочинений В. В. Арееньева.

Труды Владимира Клавдиевича Арсеньева
входят в сокровишинину руеской географиче-
ской литературы. Неутомимый путешествен-
ник, выдающийся ученый, замечательный
писатель триднать лет своей жизни отдал
исследованию Дальнего Востока. Арсеньева
но праву называют дальневосточным следо-
HEITOM.

Наиболее известны яве его княги: «По
Уссурийскому краю» и «Дереу Узала» —
увлекательная повесть о лесном человеке —
гольде. Кроме них, в литературном наслед-
стве знаменитого путешественника много
других произведений, а также ценные науч-
ные работы, географические и этнографиче-
ские хоклалы и письма. ^^ :
	Нятьдесят лет назад молодой офицер
В. В. Арсеньев приехал во Владивосток, в
котором тогда только одна улица походила
на городскую. Ерутом шумела тайга.
Арсеньев мечтал © культурном распвете
Дальневосточного края. Теперь его мечта
осуществилась. Там, где он охотился Ha ди-
вих кабанов и оленей, вырос новый ‘краси-
вый Владивосток, построены заводы, фабри-
ки, институты. Город превратился в боль-
шой культурный центр.

За тридцать лет своей неутомимой под-
вижняческой работы Арсеньев побывал на
Камчатке, на побережье Охотского моря, на
Амуре, на далеких Командорских островах.
Он исследовал кратер известного Авачин-
CROTO вулкана, внимательно изучал быт
народностей Лальнего Востока, был органи-
затором краеведческих музеев в Хабаровске
и Владивостоке, инициатором птирохого из-
учения природных богатств Приморья. В
изданных книгах мы находим интересные
очерки о жизни и быте удегейцев: С боль-
шим интересом читаются также ‘очерки.
о промысле дельфинов, © моржах, о целеб-
ном корне жень-шень.
	Особенно много внимания уделил Арсень-
ев Уссурийскому: краю `илего горному. рай-
ony Сихотэ-Алинь. Он исходил этот обшир-
ный, интересный район вдоль ‘и поперек;
красочно опивал его. Здесь он встретил сво-
его-друга: Дерсу Узала’-= лесного слелопыта
п охотника. Очерки о путешествиях по`эт9-
му краю — самбе интересное. и. ценное со-

чинение Арсеньева.
	_ Прочитав «Дерсу Узала», А. М. Горь-
кий писал Арсеньеву:

«Книгу Вашу я читал с великим наслаж-
дением. Не говоря 0 ее научной ‚ценности, —-
‘Rowena несомненной и крупной, я увлечен
‚и очарован был, ее изобразительной силой...
`Гольд написан Вами отлично, для меня он
ее живая фигура, чем «Следопыт» (Фе-
нимора Купера. — А. Р.), более «художе-
ственная». - .

В. К. Арсеньев умер в 1930 тоду во Вла-
‘дивостоке. Его именем названы Приморский
краеведческий музей и одна из улиц Влади-
востока.

Приморское краевое W31aTeABCTBO проявя-
	19 хорошую инициативу, выпустив сочине-
ния В. В. Арсеньева.
	А. РОСТКОВ.
	ый

КЕ К

На первеис/тво С COP
no футболу
	` Вчера состоялись четыре очередных мат-
ча на первенетво СССР по футболу.
	Б Москве вотретились. команды Цент-
рального Лома Красной Армии и спортивно-
го ‘общества «Локомотив». (Москва). Игра
проходила при явном преимуществе ‚армей-
ских футболистов, забивших в первой поло-
вине. игры три мяча и после перерыва
пять мячей в ворота железнолорожников.
Общий счет матча — 8 : 0 в пользу коман-
		ды ПДВА,
	Свыше 40 тысяч зрителей наблюдали
‘интересный матч, проходивший в Киеве
‘на стадионе: «Динамо», где хозяева поля
принимали своих тбилиеских одноклубни-
ков. Игра шюходила в быстром темпе. Пер-
вая половина матча окончилаевь без резуль-
	  тата. После перерыва на пятой минуте ки-
	свлянам удалось провести один мяч в во-
р тбилисцев. Матч закончился со’ счетом
;.0 в пользу динамовцев Виева,
		B Вуйбышеве на стадионе «Локомотив»
состоялжея матч между местной командой
«Крылья Советов» и московскими футбо-
листами ‘общества «Ториедо». Игра прошла
в 0боюдо0стрых. атаках и закончилась
победой москвичей со счетом №: 0.
	ож * *
Встреча между командой общества. «Top-
ajo» (Слалингроалу и футболистами «Шах-
	тера» (Сталино), состоявшаяся в Оталин-
граде. закончилась вничью с результатом
	0;

0..
	’Пребывание советской делегации в Болгарии
	‚ СОФИЯ, 10 пюня. (ТАСС). Как передает
Болгарское телеграфное  атентетво, пребы-
вающих в Болгарии по случаю месячника
советской культуры и _болгарско- советекой
дружбы советских гостей местное население
всюду встречает с большим ралуптием. ^
Глава советской делегации генерал Гун-
торов с группой членов делегации посетил
Асеновграх и исторический Башковский мо-
	Окружение Сквозника-Дмуханозвского по-
казано на снене Малого театра убедительно
	и талантливо, Смотритель училищ Лука Ду-
	кич Хлопов в исполкении А. Сашина-Ни-
Больского отлично олицетворяет убогость и
нищету «просвещения» в государстве кре-
Постников, где фельдфебели ходили в Воль-
терах, где учителю хозволялось говорить 06
Александре Македонском и запрещалось
распространяться насчет  современноети.
Лука Лукич Хлопов боится, трепещет боль-
ше других чиновников, хотя он гораздо
меньше их грешен. Этот высохший, как му-
мия, желтый, как карельская береза, чело-
вечек с жидкими ‘косипами на голове не
663 основания считает службу «но ученой
части» в стране‘ крепоствиков самой елож-
ной, трудной и неблагодарной. Он несколько
недоволен тем, что в сферу его велом-
ства’ может вмешиваться любой солдафон,
но жалуется он Ba свое положение лишь
уезхному.  лекарю Христиану . Ивановичу
Гибнеру, пребывая в убеждении, что этот
немец, ни бельмеса не знающий по-русски,
не разберется и в его жалобах...
	Актер А. Ржанов играет роль судьи ЛДяп-
кина-Тяпкина. В ето исполнении показан
уездный  «вольнодумец», придающий вес
каждому своему слову и справедливо пол3-
гающий, что вго ведомство застраховано от
неприятностей. Храм уездной Фемиды не
	представляет большого интереса тля реви-
	зора из столицы. Б самом деле, кто заглянет
в уездный суд для того, чтобы ‘встать на
защиту какого-вибуль купчишки или меща-
нина, не говоря уже о мужике, что. по. сво-
ему крепостному состоянию даже не имел
поава приносить жалобу на помещика...
	Зато попечитель’ ботоутодных ‘заведений
Земляника имеет много оснований трястись
своим упитанным, жирным телом, как оси-
новый лист. Богоутодные заведения ипред-
ставляли широкое поприще для вороветва, и
в исполнении В. Владиславским и Н. Рыжо-
вым! роли попечителя мы видим негодяя,
вполне ‘способного преступить” любую из
десяти заповедей. Он и крадет, и лжет, и
Двурушничает, и доносит на ближнего
своего. Из тероев комедии эта ползающая
по сцене богоугочная каракатина ‘больше
	вс8х вызывает чувство омерзения у зрителя,
	Я. Любезнов и В. Савельев, исполняя роль
почтыейстера, достигают высокой степени
изобразительносети в обрисовке характера
	“чиновника, наивного до простолушия. Их
	настырь. Гостей сопровождал министр руд-
ных и природных богатств Влисурский.

Советские журналисты Заславский и
Пилипчук посетили Плевен и осмотрели
русский музей.

Советские шахматисты-гроссмейстеры
Керес и Бондаревский, сердечно ветречен-
ные в Варне, дали там сеанс одновременной
игры на 30 досках.
	Шлекин еметоя yame mp своем появлении
на сцене.

«Сморчки короткобрюхие» Бобчинский и
Лобчинский, хотя и попадают в явно коми-
ческие положения, держатся с ревизором
смелее, чем, скажем, смотритель училищ.
Они помещики, они, так сказать, соль зем-
ли, и их положение в обществе определяет
их св0болу в обращении с высоким гостем.
	`В отличие от чиновников они не с0би-
раютея подкупать ревизора деньгами. Ни-
Кто из чиновников не. осмеливается утруж-
дать высокопоставленное лицо. своими лич-
ными просьбами, а вот Петр Иванович Боб-
чинский возноситея до того, что просит за-
явить о его существовании самому импера-
торекому величеству... Актеры П. Оленев и
Н. Светловидов хорошо передают этот отте-
нок в поведении своих героев.
	В рели петербургского чиновника Ивана
Александровича  Хлестакова выступает
И. Ильинский. Мы давно узнали и полюби-
лй этого талантливого мастера смеха, и в
роли Хлестакова он снова блеснул перед
нами своим замечательным искусством. На
театральных подмостках— Хлестаков в его
легкостью в мыслях необыкновенной, с рас-
сеянным взглядом и 63 napa B голове. Его
ложь в высшей степени натуральна, его
мгновенные переходы из одного состояния в
другое глубоко оправданы, и весь его 05-
раз предстает перед нами в своем смешном
и жутком правдоподобии. Хлестаковщина
была явлением в старой России, и как ти-
пический характер изображает актер пе-
тербургското чиновника, внесшего великое
смятение в сонную жизнь уездного городка.

Женские роли не занимают большого
места в гоголевской комедии. Роли Анны
Андреевны (В. Пашенная и А. Сальникова)
и Марьи Антоновны (0. Хорькова и 9. Федо-
ренко) исполнены хорошо. Мы видим бары-
ню и барышвю, изнывающих от безделья и
с первого взгляда влюбляющихея в. петер-
бургского гостя, являющегося для них во-
плошением тонкого французского стиля, гос-
подствовавшего в то время в столичных еа-
лонах и гостиных. Дамы потрясены назва-
ниями иностранных книг, которые сыплет
в разговоре гость, и супом в кастрюльке, что
«прямо на пароходе приехал из Парижа».
	Нам остается сказать о людях из толпы,
что проходят по сцене Малого театра в
	гаголевской комелии. дакей Осип, разумеет-
	ся, лишь условно может считаться пред-\
	«Ревизор» на сцене Малого театра
	Из окон гостиной городничего вилны хе-
тали уездного пейзажа: позлащенные маков-
ки собора, окрашенные з традиционный жел-
тый цвет злакия присутственных мест, ско-
пище обывательских домишек, господствую-
щая над ними каланча пожарной части.

Ощущение застойной жизни, ощущение
сонного царства возбуждают в зритеде эти
виды старой провинции. Наше воображение
дорисовывает то, что находится за предела-
ми декорации, принадлежащей. талантливой
кисти Jl. Карловского: уездное проетранетво,
населенное ревизскими душами, помещичьи
берлоги, оскудевшая при рабском труде зем-
ля, соломенные крыши над вросшими в зем-
лю хатами...

«Самые замечательные мастера, — писал
В. И. Немирович-Данчёнко о гениальном
чувстве епены, присущем автору «Ревизо-
ра»,— не могли завязать пьесу иначе, как
в нескольких первых сценах. В «Ревизоре»
же одна фраза, одна. первая фраза: «Я при-
гласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить
вам пренеприятное известие. № нам едет
ревизор», — и пьеса уже начата.

Дана фабула и дан тлавнейший им-
пульс — страх». ^

Страх врывается в безмятежное зоолоти-
ческое существование городских властите-
лей, потрязних в THHe казнокрадства и
взяточничества, давших полный простор на-
чальственному произволу и административ-
ному восторгу. Городничий, конечно, пони-
мает, что он и подчиненный ему город не
являются ‘исключениями › в - государетве,
что пример непотребетва даст провинции
столица этого государства. «...страху-то
нет, а так немножко... — говорит он почт-
мейстеру. — Купечество да’ гражданетво
меня смушает». Городничий знает; чем
взять столичного чиновника, ибо и он, и
Чиновник составляют единое тело, отно-
сятся в привилегированному классу в иу-
перии. Актер Ф. Григорьев великолепно пе-
редает все полутона и оттонки в поступках
и в речах горолничего. Актер. показывает
убедительно и ярко возвеличение и надение
Сквозника-Дмухановското. Его’ городничий
овладевает вниманием зрителя с первого
произнесенного им слова и кончая вырази-
тельной позой в немой сцене, завлючающей
Бомелию,
	на однон цепи, в «Мертвых душах» мы на-
ходим развитие и углубление тех положений
и образов, которые были даны в «Ревизо-
ре». В «Ревизору» в полной мере относятся
те слова, которыми Герцен охарактеризовал
значение «Мертвых душ» для читающей
России: «Подобное обвинение необходимо
было современной России. Это — история
болезни, написанная мастерекой рукой».

Прошло свыше ста лет со дня первой
постановки «Ревизора». Несколько истори-
ческих эпох отделяют нас от того времени,
когда. гоголевекая комедия потрясла всю
Россию. Произошла смена нескольких поко-
лений. Наролился на Руси новый читатель
и новый зритель. Но Гоголь пережил исны-
тание временем. Он — один из самых
любимейших писателей’ наших, он спра-
ведливо считается  бесемертным гением
русского народа и по праву же считается
нашим современником. Нам дороги те свет-
лые идеалы, за которые боролея он оружием
художественного слова, нас роднит с ним его
вера в Творческие силы народа и в его бу-
`дущее, нам дорога его проповедь добра и его
ненависть ко злу. И если в стране нашей
уже нет ‘героев гоголевской сатиры, то они,
эти герои, еще заявляют о своем существо-
вании в тех странах и государствах, в ко-
торых еще властвует денежный мешок.
«Свиные рыла» этих героев еще маячат на
исторических горизонтах. Твердолобые кон-
верваторы, архиплуты, окаменевшие мон-
стры еще живы и на Европейском матс-
рике, и по ту сторону ‘Атлантического
океана... .

Малый театр в своей новой постановке
бессмертной комедии Гоголя приближается;
на наш взгляд, К тем требованиям, которые
пред’являлись спене автором «Ревизора».
Перед зрителем не смешной фаре, не весе-
лый водевиль, возбуждающий утробный,
физиологический смех, — зритель видит на
снене старую, дворянскую Россию, раскры-
тую во всей ее ужасающей наготе, со всеми
ee свинновыми мерзостями. Тины и харак-
теры, & не гротескные, не водевильные фи-
горы, даны в спектакле. Малого театра. По-

тановшив «Ревизора» В. Цыганков, акте-
	ры, занятые в спектакле, убеждают зрителя
	в глубокой реальности сценического вонло-
щения «Ревизора».
	Не один городок в России заявлял CBOE
право считаться тем местом, в котором про-
изошло чрезвычайное происшествие, вдох-
порившее Гоголя на создание комедин «Ре-
визор». Белозерск спорил’е Череповном, в
спор вмешивалея Чембар, утверждая, что он
находился на пути Хлестакова, следовавшего
йз Санкт-Петербурга, в саратовекое поместье
свогго родителя. Эти споры кажутся нам на-
ивными и смешными. Чрезвычайное про-
исшествие могло быть или He быть в дей-
етвительностн захолустного Череповиз или
Чехбара — это не имеет никакого значения.
В комедии. дано не чрезвычайное проиеше-
ствие, а реалистическая картина современ-
ной Гоголю царской России.

Впервые со сцены Александринского те-

‚ атра предстало перед зрителями креностни-

‚460506 государство, тде процветали воры и

“взяточники во  вицмундирах,  бесчеетные
судьи; немецкие лекари, моривиие людей,
деятели «просвещения», затемнявшие умы,
помещики-лармоеды, купчишки-канальи, пу-
стые и праздные барыни, полицейские
держиморды, глё глумились они над уни-
женным, замордованным крепостничеством
простонародьем.

Тоголевская комедия появилась в ту пору,
когда петербургская сцена была переполне-
на посредственными французскими. и немец-
кими пьесами, в которых не было ни правды
жизни, ни Человеческих характеров и ти-
‘пов. «Ревизор» был явлением совершенно
исключительным для этой сцепы и для
публикя, пришедшей на первое предотавле-
ние комедии,   о

«Избранная публика» поняла, что гого-
левская сатира направлена не только против
пороков и недостатков, присущих Человече-
ской натуре; вся дворянская, чиновничья,
‘полицейская, креностническая Россия под-
Bepraach беспощадному сатирическому облин-
чвнию, Нахменные генералы и сенаторы,
смотревшие на’ спену из’ позолоченных лож,
Увидели себя в образах. Сквозника-Дмуха-
roscxoro, Дяпкина-Тяпкина,  Земляники.
Им, конечно, было не до смеха над самими
бой, Зато вволю смеялась галерка, уви-
Хевшая на сцене в неприглядном виде, без
Красивых масок представителей привилеги-

рованного общества.
«Ревизор» и «Мертвые души» — два зве-