2 ИЮЛЯ 1349 г., Ne 183 (11290)

$

te

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Книга о Пушкине
	А. С. НУШКИН И АЗЕРБАИ-
ДЖАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Из-
дательство Академии наук Азербай-
джанской ССР. 1949 г., стр. 144.
	Олицетворяя собой лучшие черты  вели-
кого русского нарола, Паликян оказал огром-
ное влиянле на духовную жизнь всех на-
родов нашей страны. Могучую, животвор-
ную снлу этого влияния испытал и азер-
байджанский народ. 06 этом рассказывает
сборник «А. С. Нушкнн и азербайджанская
хитература». Помещенные в сборнике статьи
дают прэдетавление о том, как творчество
Пушкина двигало вперед азербайджанекую
литературу и общественную мысль.
	Мир Джалал в статье «Азербзйджанские
писатели о А. С. Пушкине» и Ф. Басум-за-
де в статье «А. С. Пушкин и М. Ф. Ахун-
дов» показывают, что, начиная с Мирзы
Фатали Ахундова, новая демократическая
литература в Азербайджане опиралась на
PYCCRYIO классику, на ее богатый опыт.
	Первым художественным произведением
М. Ф. Ахундова была написанная им
112 лет назад поэма «На смерть А. С. Пуш-
кина». Положение современной М. Ф. Ахун-
дову азербайджанской литературы требовало
рентительной ломки старой, схоластической
поэзии, отражавшей  патриархально-фео-
Тальные отношения того времени.
	Совершить коренной поворот в развитии
азербайлжанской литературы М. ©. Ахун-
хову удалось потому, что во всей своей
творческой деятельности — в поэзии, дра-
матургии, прозе, критике, философии— он
шел за Пушкиным. Учась у Нушкнна, Бе-
линского, Чернышевского, М. Ф. Ахундов
выступил зачинателем реалистической ли-
тературы в Азербайджане и на всем Ближ-
нем Востоке, основоположником азербай-
джанской прозы и драматургии, борцом за
переловую эстетику, за народность литера-
турного языка.

Развитие пушкинских традиций в Азер-
байджане продолжали нисатели Сеид Азим
Ширвани, Рашид-бек Эфендиев, Мамед Та-
ги Сидти, Аббас Сиххат, Джалил Мамедку-
ли-заде и другие. После установления со-
ветской власти эти традиции продолжают
Все советские писатели Азербайджана.
	Первые переводы творений Пушкина на
азербайлжанский язык были сделаны еще
в 70-е годы прошлого века. За голы совет-
ской власти огромную работу по переводу
крупнейших произведений Пушкина про-
делали писатели М. С. Ордубады, Самед
Вургун, Мамед Рагим, Мехтн Сеид-заде, Ра-
сул Рза, М. Рзакули-заде, 3. Мамелханлы.
	Интерес к творчеству Пушкина стал в
Азербайджане всенародным. Литературовед
A. Ахундов сообщает, что в каетоящее вре-
мя в Азербайджане записано много песен и
сказок, сложенных в народе о Пушкине и
его творениях.
	Олна из сказок своеобразно и ярко рас-
крывает бессмертие поэта. Убитый Данте-
сом, Пушкин неожиданно появляется в цзр-
ском дворце, в разгар пиршества, и повер-
тает царя в тренет. Отшельник, которого
вызывают для об’яснения чуда, открывает
	‚Царю, что .Лушкина. убить. нельзя, так-как
	душа поэта находится в его произвелениях.
	Наряду со статьями в сборнике `нпомеще-
ны стихи о Пушкине, написанные поэтами
и ашугами Азербайджана, и большой биб-
лиографический материал.
	д. МИНКЕВИЧ.
	` Кто владеет Канадой?
	УОТТ ХЬЮ МАК-КОЛЛАМ. «Кто
владеет Канадой». Государственное
издательство иностранной литерату-
ры. 1948 г. 195 стр.

— В чьих руках находится Канада —
ее пахотные земли и леса, рудники и рыбб-
ловные промыслы; ее заводы, транепорг и
средства связи; ее банки и страховые коч-
nanan?

— Принадлежит ли Канада своему наро-
ду? — спрашивает автор книги. И сам же
категорически отвечает: «Нет!».

Над промышленностью, банками, транс-
портом и связью Канады, так же как и нах
ее природными богатствами, господствуют
ето крупнейших капиталистических корно-
раций. Во главе этих монополистических
об`единений стоит горстка из 50 «некоро-
нованных королей».

Во время кровопролитной второй мировой
войны Канада нисколько не пострадала.
Напротив, в то время, когда гитлеровекие
орды разрушали древние русские города,
канадские дельцы вместе ео своими амери-
канскими партнерами получали большие
прибыли. За годы войны промышленная
продукция Канады выросла более чем в два
с половиной раза, & оборот внептней тор-
товли — почти в три раза.

Одновременно с этим усиливалась экочо-
мическая и политическая зависимость Ка-
нады от Соединенных Штатов. Из доми-
ниона Англии она быстро превращается в
американскуто провинцию.

Мак-Коллам собрал обширный фактиче-
ский материал о «некоронованных коро-
лях» Канады, о крупнейших компаниях и
трестах, подчинивших себе всю экономиче-
скую,. политическую лм культурную жизнь
страны. Из полеотни этих «королей» сорок
семь являются директорами восьми круп-
нейших банков Канады, пятнадцать одно-
временно — директорами компании, вла-
деющей Канадской Тихоокеанской желез-
ной дорогой. Они занимают 769 директор-
ских постов в 425 канадских корпорациях.

Даже правящая верхушка Канады вы-
нужлена признать факт экономического
подчинения страны американским мононо-
лиям. Министр финансов Эбботт на собрании
канадских экспортеров заявил: «Наиболее
характерной чертой современной промыш-
ленной структуры Канады является наличие
тысяч дочерних предприятий и филиалов
американских концернов». Американская
экепансия в Канаде ставит своей целью не
только подчинить себе полностью канахекую
экономику, но, как отметил Эбботт, и «про-
никнуть на рынки Британской империч,
используя преимущества имперских префе-
ренций». Так американские капиталисты
изнутри подрывают экономическую мощь
своего английского союзника.

Вто же владеет Канадой?

Факты, представленные Мак-Колламом,
неспровержимо показывают, что народ
не является владельцем национальных цен-
ностей Канады. Но сам автор боится еделать
нужные выводы. Он трусливо прячется
в кусты, вместо того, чтобы вынести обви-
нительный приговор американским хозяе-
вам Канады и их канадским приказчикам.
Ere лепет о «товаришеском содружестве» и
	«экономической евоболе» -—— это затасканная:
	социал-реформистекая ложь. Она призвана
оправдать агрессивные действия американ-
ских империалистов, которые вовлевли
Канаду в Северо-атлантический военный
блок и фактически превратили ее в амери-
	канский штат.
А. БОБРОВСКИИ.
	оветекой культуры в Берлин
	Симонова, народной артистки ССХР В. В.
Барсовой, заместителя начальника Мозков-
ского метрополитена 3. П. Троицкой, про-
фессора В. С. Кружкова, профессора В. М.
Хвостова, профессора Н. И. Нуждина, кино-
режиссера М. 9. Чиаурели, М, М. Ваганова
(секретарь делегации).
	На пресс-конференции английской женской делегации,
возвратившейся из СССР
	ДОНДОН, 1 июля. (ТАСС). Делегация ан-
глийских женщин, только что возвраливша-
яся из Советекого Союза, устроила вчера
преес-конференнию, основным оратором на
которой была возглавлявшая  делегапию
г-жа ди Мэннинг, Мэннинг подчеркнула,
что она не является коммунисткой, но, до-
бавила она, «было бы неправдой, если бы
я не сказала, что все виденное мной в Со-
ветском Союзе произвело на меня огремнсе
впечатление, Мне кажется, что даже кон-
серваторы были бы поражены».

Мэннинг подчеркнула, что делегация
пользовалась полной свободой передвижения
и члены делегации могли разговаривать с
кем хотели. Веюду, тде они бывали, раз-
говор сразу же заходил о мире, и люди вы-
ражали стремление к дружбе между наро-
дами Англии и Советского Союза. Невероят-
но; заявила Мэннинг, чтобы страна, заня-
тая такой гигантской реконструкцией, мог-
ла думать об агрессивной войне, как пыта-
ются изобразить антисоветские пропаганди-
еты.

Мэннинг подробно описала, план рекон-
	струвции Сталинграда, заявив, что выпол-
	БЕРЛИН, 1 июля. (ТАСС). Сегодня в
Берлине начал свою работу второй конгресс
Немецкого общеетва по изучению культу-
ры Советского Союза. Присутствуют деле-
гаты местных организаций общества из зе-
мель советской оккупационной зоны и из
Берлина, представители западных зон Гер-
мании, а также иностранные гости. Всего в
работе контресса участвует более 700 чело-
век.

Конгресс открыл председатель общества
профессор Юрген Кучинский. Он представ-
ляет участникам конгресса состав прези-
диума. Бурными аплодисментами присут-
ствующие встречают избрание в. презихиум
председателей Немецкого народного совета
Вильгельма Пика, Германа Кастнера и Отто
Нушке, политического советника пря глав-
ноначальствующем советской военной адми-
нистрации в Германии Семенова, председа-
теля правления Социалистической единой
партии Германии Отто Гротеволя, президента
Немецкой академии наук академика Штрук-
са, писателей Анны Berepc, Иоганнеса
Бехера, Вилли Бределя, известных немецких
борцов-антифашистов Герхарда Эйслера и
Макса Реймана (избирается заочно) и др.

Профессор Кучинский предлагает далее
избрать в президиум иностранных тоетей,
прибывитих на второй конгресс Общества по
изучению культуры Советского Союза. При
сообщении о прибытии на конгресс совет-
	Окончание сезда Демократического
ссюза нарола Финляндии
	ХЕЛБСИНВЙ, 1 июля. (ТАСС). Сегодня
закончил работу второй с’езд Демокраличе-
ского союза народа Финляндии. С’езд, про-
ходивший в обстановке полного ‘единодушия
и при большой активности делегатов, -обеу-
дил ряд важных проблем финского. рабочего
движения. `В прениях выступило около
150 человек.

С’езд единодушно решил направить при-
вететвенное письмо Советекому  правитель-
		HCHHe плана продвинулось далеко вперед и
что Сталинград будет одним из самых кра-
сивых горолов мира. :

Далее Мэннинг говорила о том; что чле-
ны английской делегации с одобрением от-
метили полное равенство между мужчинами
и женшинами, и упомянула о многих вы-
соких постах, ‘которые занимают . совет-
ские женщины. Я считаю; заявила она
дальше, что семейная жизнь в Советском
Союзе строится и процветает на здоровых
основах.

Коснувшись системы просвещения, Мэн-
нинг подчеркнула, что трудно найти страну
с более высоким уровнем образования, чем
Советский Союз. На Мэннинг произвели
большое впечатление возможности. предо-
ставленные одаренным детям, и она заяви-
ла, что Советский Союз. представляет ‹обой
огромную организацию по «изысканию та-
дантов».

Все члены делегации были поражены
обилием и прекрасным качеством продо-
вольствия, которое можно купить в Совет-
ском Союзе.
	Т-жа Джойс Браун подчеркнула тот фавл,
	это  ввартирная плата составляет ORO
4 процентов заработной платы советского
рабочего, тогда как в Англии она, достигает
25 проц. заработной платы, и что: все <5-
циальные мероприятия и многие культур-
ные развлечения бесплатны. Члены делега-
ции считают, что. в результате этого реаль-
ная стоимость зарплаты советских рабочих
повышается почти на 40 процентов.

Г-жа Джесси Кидди говорила об удиви-
тельной чистоте в советских продовольст-
венных матазинах и на пищевых предпри-
ATHAX.

Журналисты проявили живой интерес ко
всему, что было сказано членами делега-
ции. Пресс-конференция продолжалась два
часа.

Члены делегации проведут ряд публич-
ных выступлений, первое из которых ©0-
стоится в Лондоне 11 июля.

В беседе с корреспондентами после пресс-
конференции г-жа Браун заявила, что, как
только она приехала в Лондон, множество
людей собралось в ее квартире. Все они жа-
ждали узнать о том, что она видела в G-
ветском Союзе.
	тии профессор. Бастнер. Они отметили боль-
пгую работу, проделанную Обществом по
изучению культуры Советского Союза.
	затем на трибуну поднялея советский
ученый академик И. И. Мещанинов. Сноза
все встают со своих мести привететвуют
бурными аплодисментами руководителя де-
легации, деятеля советской культуры и в
его лице передовую культуру страны социа-
лизма и миролюбивого советского народа.
Академик Мешанинов передает участникам
конгресса горячий привет от деятелей со-
ветской культуры, об’единенных во Всесо-
юзное общество культурной связи с загра-
ницей.

С большим вниманием конгресс - выслу-
ттал ту часть речи, в которой академик
Мешанинов говорил 0б успехах советского
народа в послевоенном мирном строительет-
ве, о росте производетва, о под’еме матери-
ального благосостояния трудящихся, о раз-
витии науки и культуры. Свою речь акаде-
мик Мещанинов закончил следующими ©ло-
вами на немецком языке: «Мне, советскому
гражданину, хочется закончить свое привет-
ственное слово пожеланием успеха немецко-
му народу в борьбе за единую, демократиче-
скую и миролюбивую Германию».

В конце утреннего заседания © большим
докладом «Друзья навсегла» выступил про-
фессор Кучинский.
	Заявление Английской
коммунистической
		ЛОНДОН, 1 июля. (ТАСС). Истолнитель-
ный комитет Английской  коммунистиче-
ской партии опубликовал заявление, в ко-
тором указывает на растущую угрозу эко-
  номического кризиса и массовой безработи-
цы в Англии.

В ззявлении говорится: «Вепьшка про-
тиворечий межлу Англией и Америкой из-за
системы европейских платежей и беспощал-
ный нажим американцев, старающихея на-
вязать соглашение, которое приведет к рез-
ROMY сокращению золотых и долларовых
запасов Англии, являются результатом кри-
зиса, быстро развивающегося в Соединел-
ных Штатах и во всем капиталистическом
мире».

Хотя выпуск продукции и экспорт това-
ров увеличились в Англии, говорится да-
лее в заявлении, положение трудящихся
ухудшилось. «Теперь рынки капиталистиче-
ского мира свертываютея. Между капитали-
стическими державами разгорается ожесто-
ченная конкуренция. Промышленность 8a-
падной Германии и Японии. основанная
	на дешевом труде и находащаяея под
господством американского крупного капи-
тала, конкурирует с английским экспортом
и представляет собой угрозу для англий-
ской текстильной и суд ительной про-
мышленности. Послевоенный бум закончил-
ся, и все катиталистические страны стоят
перед лицом экономического кризига, а (9-
единенные Штаты — самое могуществен-
ное капиталистическое государство в ми-
ре — уже переживают экономический кри-
auc. При таком положении CITA не только
усилят конкуренцию на мировом капитали-
стическом рынке, но будут все больше при-
бегать к диктаторскому использованию пла-
Ha Маршалла в качестве средства сбыть из-
`лишек товаров и не допустить торговых со-

глашений между странами, получающими
помощь по плану Маршалла, и другими
странами.

- Ни на одной стране всемирный капита-
листический кризис не отразится в такой
мере, как на Англии. Война показала, что
английский империализм лишилея свопх
прежних монопольных позиций, и все пос-
левоенное развитие еще больше ослабило
позиции империализма и показало бееплод-

ность попыток преодоления кризиса Англии
с помощью прежней империалистической
политики». }

Исполком компартии осуждает лейбо-
ристское правительство за политику при-
служничества перед США и английскими
капиталистами. «Все, что делает и намере-
вается делать правительство, — говорится
В заявлении, — может лишь усилить фак-
торы, вызывающие кризис, поскольку оно
продолжает сокращать покупательную спо-
собность внутри страны и обострять капи-
талистическую конкуренцию и противоре=
чия на международной арене».

Коммунистическая партия требует nepe-
смотра этой политики. Она призывает к со-
‘кращению расходов на вобружённые Силы,
прекращению замораживания заработной
платы, сокращению компенсации, выплачи=
вземой бывшим владельцам национализи=
рованных предприятий, к повыпению’ за=
работной платы и улучшению условий тру=
да рабочих.

’ В заявлении подчеркивается также на-
` стоятельная необходимость немедленного
заключения широких торговых соглашений
с Советским Союзом, восточноевронейскими
‘странами и демократическим Витаем.

В заключение исполком компартии заяв-
ляет, что только проведение политики, от-
вечающей этим требованиям, может пред-
	отвратить кризис и войну.
	Открытие второго конгресса Немецкого общества
по изучению культуры Советского Союза
	ской делегации делегаты конгресса и гости
	встали со своих мест. Юрген Вучинекий
представляет советскую делегацию, в составе
которой: действительный член Академии
наук СССР И. И. Мещанинов (руководитель
делегации), председатель правления ВОКС
профессор А. И. Денисов, заместитель гене-
рального секретаря Союза советских писа-
телей В. М. Симонов, проф. В. М. Хвостов,
проф. Н. И. Нуждин, директор Института
Маркса—Энгельса—Ленина проф. В. С.
Вружков, кинорежиссер М. 9. Чиаурели,
секретарь делегации М. М. Вагапов. Избра-
ние представителей советской культуры в

президиум конгресса было встречено долго
He смолкавитими овациями.
	Места за столом президиума занимают
также представители иностранных делега-
ций: вице-председатель Общества англо-со-
ветской дружбы Янг, Стефан Матушевский
(Польша), доктор Конетантин Димитриу
(Румыния), писатель Тейн де Фриз (Голлан-
дия), главный директор радиовещания Бол=
гарии Луканов, тенеральный секретарь 06-
щества Швейцария— Советский Союз Маке
Дерх и др.

На конгрессе е приветственными речами
выступили обер-бургомистр Берлина Фрид-
рих Эберт, председатель президиума Немец-
кого народного. совета Вильгельм Пик, пред-
седатель либерально-демоклатической пар-
	Репрессии ленбористского австралийского правительства
против бастующих шахтеров
	закона предусматриваетея пгтраф в размере
одной тысячи фунтов стерлингов для орга-
низаций и 100 фунтов стерлингов иля
шесть месяцев тюремного заключения или то
и другое для отдельных. лиц. .

Закон имеет силу с 16 июня, то-есть ©
Тото дня, когда шахтеры проводили митин-
ги, на которых было одобрено предложение
06 об’явлении забастовки. Это означает, что
профсоюзные средства, из’ятые после 16 ию-
ня для оказания помощи шахтерам, должны
быть возмещены.

ЛОНДОН, 1 июля. (ТАСС). Бак передает
сиднейский корреспондент агентства Рейтер,
в ответ на закон о замораживании профео-
юзных фондов, принятый федеральным пар-
ламентом, лидеры бастующих австралий-
ских шахтеров заявили, что они отзовут из
шахт персонал, обеспечивающий ‘технику
безопаености.
	СИДНЕЙ, 1 июля. (ТАСС). 29 июня обе
палаты австралийского парламента в спеш-
ном порядке ‘приняли закон о заморажива-
нии профсоюзных фондоз. За закон голосо-
вали как правительственная партия лейбо-
ристов, так и оппозинионные партии. Этот
закон расечитан на то, чтобы заставить
шахтеров прекратить забастовку, как только
истощатся их сбережения. Закон запрещает
всем организациям делать какие-либо зпо-
жертвования в профсоюзный фонд, получать
денежные средства от каких-либо органи-
заций и использовать эти средства на ока-
зание помощи бастующим шахтерам. Феде-
ращии профеотозов герняков запрещеню вы-
кавать бастующим пособия или талоны на
получение кредита в продовольственных ма-
газинах. Шахтеры могут быть даже оштра-
фованы на большую сумму за принятие де-
нег или подарков от друзей. За нарушение

Ухудшение экономического
положения в Иране
	ТЕГЕРАН, 30 июня. (ТАСС). Газета
«Журналь де Тегеран» указывает, что
«промышленность Ирана вступила в полосу
острого кризиса, который особенно прояв-
ляется в текстильной промышленности. В
Исфатане текстильные предприятия закры-
лись, и тысячи рабочих оказались без рабо-
ТЫ... То же самое наблюдается в Иранском
Азербайджане».
	_@гезд делегации деятелей с
	Из Москвы в Берлин на П зональный
конгреес Немецкого общества по изучению
культуры СССР вылетела делегация деяте-
лей советской культуры в составе: акаде-
мика И. И. Мещанинова (руководитель де-
легации), председателя Правления BORC
профессора А. И. Денисова, писателя В. М.

в котерой они требуют, чтобы заводы рабо-
тали для нужд населения. Он отметил, что
«продукция авиационной промышленности
может найти коммерческий сбыт внутри
страны, но компания «Эр Франс» предпочи-
тает платить гораздо дороже за материалы,
производимые американскими трестами».
	Марти передал председателю Националь-
ного собрания резолюции трудящихся, при-
нятые на заводах, требующие сохранения
французской авиационной промышленности.
	В заключение Марти сказал: «Мы всеми,
наптими силами поможем рабочим, работаю-
щим на наших предприятиях. И мы увере-
ны, что вместе с ними мы добьемея свохра-
нения нашей авиационной промышленности
BO имя выюших интересов трудящихся и
для того, чтобы защитить национальную
независимость нашей страны».
	Но предложению коммунистической груп-
пы на заседании Национального собрания
состоялось поименное голосование (с три-
буны) правительственного законопроекта о
«реорганизации национализированных авиа-
ционных обществ». Коммунистическая груп-
па предложила произвести голосование с
трибуны для того, чтобы каждый депутат
принял на себя личную ответственность, го-
лосуя за то или иное решение. В результате
голосования проекта с предложенными к, не-
му поправками он был в целом утвержден
275 голосами против 153.
	Характерно при этом, что большое
число депутатов воздержалось от голосова-
ния. Сейчас еще трудно сказать, насколько
широко сумеет французекое правительство
использовать полученные им полномочия.
Совершенно очевидно, однако, что это будет
в первую очередь зависеть от того, как от-
ветят на принятое сегодня решение трудя-
щиеся Франции и прежде всего рабочие и
служащие авиационной промышленности.
	В связи с этим особое значение приобре-
тает борьба против закрытия ряда авиаци-
онных заводов, начатая рабочими об’элине-
ния  самолетостроительных предприятий
Центра (СНКАЕ). Эти заводы после войны
были перевелены на производетво мирной
продукции (тракторов, троллейбусов и т. д.).
Первоначально предполагалось закрыть эти
заводы еще 22 июня, но рабочие заняли
цехи и заявили, что они не допустят пре-
кращения работы. Были созданы комитеты
защиты авизиромынленности. Рабочие хру-
гих предприятий провели забастовку соли-
дарности и послали в Национальное собра-
	ние и в соответствующие министерства. де-
	Поход против национализированных отраслей
промышленности Франции
		От собственного корреспондента

«Правды»
	хотят закрыть заводы, переключенные после
войны на производство мирной продук-
ции —— гражданских сзмолетов, тракторов,
троллейбусов и т, п.

Разгром авиационной промышленности
Франции, осуществляемый ныне, не сле-
дует рассматривать как эпизодическое яв-
ление. Закон, принятый 30 июня прави-
тельетвенным большинством Национального
собрания, является лишь одним из этапов
широкого похода против национализирован-
ных отраслей промьниленности Франции,
начатого еще полгода назад в соответствии
с указаниями, поступившими из-за океана.
Министр транспорта Нино разработал про-
грамму сокращения сети национализирован-
ных железных дорог. Готовится план «реер-
танизации» нацпионализированных энергети-
ческих предприятий; говорят, что под пред-
логом ликвидации «дефицита» будет вы-
пущен гарантированный правительством
полуторамиллиарлный заём. Ето облигации
попадут в руки былых «электрических ко-
ролей» Франции Мерсье — Дюран и таким
образом они вернут себе контроль над фран-
цузекой энаргетикой.

Лишь одна’ отрасль индустрии — камен-
ноугольная— оставлена пока в стороне ини-
циаторами этого похода, и это не случайно.
Во время жестокой расправы с бастующими
горняками осенью прошлого года етало ясно,
что «государство — патрон (хозяин)» го-
раздо лучше приспособлено для такого дела,
чем обычные. «патроны». Некоторые амери-
канские газеты откровенно заявляли, что
частные предприниматели были бы не спо-
собны подавить забастовку сотен тысяч гор-
няков, действовавигих столь сплоченно, что
забастовка эта неминуемо закончилась бы
победой шахтеров, если бы «государетво —
патрон» не пустило в ход войска. К тому
ше американские монополии не считают
французскую каменноугольную промышлен-
ность серьезным конкурентом для себя. Вель
уголь из США и Рура попрежнему ввозится
	9 Францию в огромных количествах.
	Нрохожие невольно замедляют шаг у ог-
ромного дворца Бурбонов, в котором засе-
дает Национальное собрание Франции, —да-
же привычные ко всему франнузы удивле-
ны мощным сосредоточением военно-поли-
цейских сил вокруг этого дворца.
	— В чем дело?— спросил у парижанина
простоватый сельский кюре в длинкополой
сутане, видимо, приехавший из провинции.
	— Похороны, —обозленно ответил пари-
жанин,— хоронят нашу авиапромыпыен-

ность. С шумом и звоном. Вам понятно,
отец?
	Вюре раскрыл рот ет удивления и ничего
не понял. На всякий случай засеменил бы-
стрее в сторону от дворца...

Нарижанин в сущности был ‘недалек от
истины. То, что происходило в течение поз-
ледних дней во Французском Национальном
собрании, действительно было похоже на
похороны французской азиационной про-
мышленности. Сам военный министр Фран-
ции Рамадье, выступивший в роли главчо-
го защитника проэкта так называемой «ре-
организации» авиационной промышленно-
сти, одобренного ‚30 июня правительствен-
ным большинством парламента, охарактери-
зовал его достаточно откровенно, заявив
7 июня в комиссии национальной обороны:
«Мы намереваемся закрыть половину авиа-
ционных заводов. Я готов принять решение
9 хирургическом вмешательстве...»
	Подлинная суть «хирургического вмеша-
тельства»,  предпринимаемого - правитель-
ством в отношении напионализированных
звиационных предприятий, сводится к еле-
дующему: целый рял национализированных
авиационных заводов будет продан с мо-
	дотка и, следовательно, вернется в руки
частного капитала. Многие тысячи рабочих,
инженеров и техников будут выброшены на
улицу; пронзволство французских самолетов
будет свернуто. «Мы сами себе запретим
постройку некоторых типов самолетов, —
пишет газета «Либерасьон».— Брюссель-
ский и Атлантический пакты ввергли нас
в международную систему, которая под. пред-
логом сотрудничества связывает нас по ру-
Кам и ногам, вырывая у нас крылья». Xa-
	равтерно при этом, что в пеззую очередь
	С некоторых пор уже выработана стан-
дартная тактика разгрома национализиро-
ванных предприятий: вначале об’яеняют,
Что ‘данное предприятие убыточно, потом
начинают готовить проект различных «ад-
министративных реформ» и, наконец, дело
кончается закрытием предприятия либо про-
ame его частным фирмам.
	Пример авиационной промышленноети в
этом отношении типичен. 0 необходимости
«реформы» ее реакционная печать начала
трубить еще прошлой осенью, когда госу-
дарственным секретарем (министром) авид-
ции был назначен Жан Моро. Политическая
физиономия этого человека станет ясна, если
BCHOMBUTh, ‘Что даже газета правых воциа-
листов «Попюлер» сочла нужным выразить
тогда свое возмущение тем, что в прави-
тельетво вошел вишист (винтисты == соуча-
стники продавшегося гитлеровцам маршала
Петэна, «правительство» которого во время
войны находилось в городе Виши). Прошло.
однако, немного времени, и вишист Моро
прекраено сговорилея с правым сопиалистом
и военным министром Рамадье — они влво-
емо выдвинули проект «реорганизации»
авиационной промьниленности, равносиль-
НЫЙ ее ЛИЕВИЛаЦИИ.
	Пытаясь замаскировать столь непристой-
ный с0ю3 с вишистом в борьбе за ликзида-
цию национализированной промьпиленности,
правьте социалисты месяц тому назад вы-
бросили очередной ‘пропаганлистский трюк,
опубликовав дематогическое решение своего
руководства, в котором было сказано, что
они «восстают» против «настойчиво прово-
димой в прессе и в парламенте кампании,
напразленной против напионализированных
предприятий». Однако, когда дело в пар-
ламенте дошло до решения вопроса о сульбе
национализированной авиационной промыш-
ленности, то «сопиалисты» спрятались в

кусты и только коммунисты выступили в
	защиту этой помыпюменности...
	Член политбюро французской компартии
Андре Марти, бывший министр коммунист
Шарль. Тийон и другие депутаты-коммуни-
CTH ¢ фактами и цифрами в руках разобла-
чили подлинную суть законопроектов, под-
готовзенных Моро и Рамалье.
	Обращаясь в депутатам, Андре Марти за-
явил: «Рамадье предупредил вас сегодня о
том, что каждый депутат, который будет
голосовать 3а проект, тем самым проголо-

сует за увольнение трудящихся и за закры-
тие завотов».
	Отметив факт прекращения экеперимен-
тальных работ на заводах СНЕКМА (0бще-
ство национализированных авиамоторных
заводов), Марти подчеркнул, что теперь хо-
тят ликвидировать и французскую промыш-
ленность авиационных материалов.
	Приведя цифры, опубликованные в
«Журналь офисиель», Марти показал, ка-
ким образом подготавливалея трюк, имею-
щий целью предетавить дело так, будто нз-
ционализированные предприятия СНЕКМА
являются дефицитными. «СНЕКМА, —сказал
Марти, —в частности, вынуждена платить
предателям из фирмы «Гном з Рон», фир-
мы, которая была экепроприирована во вре-
	мя освобождения. это общество лолжно бы-
	ло выплачивать капиталистам прибыли да-
же за 1941 год. И наряду с этим требуют,
чтобы СНЕКМА оплатила стоимость машин,
украденных немцами во время оккупации
и ‘возвращенных затем ‘из Германии в
1945 г. В 1948 г. государетво-клиент
должно было СНЕЕМА 4 миллиарда фран-
ков, но оно вынуждено было брать взаймы
у банков. Вот каким образом был создан ва-
ми так называемый дефицит. Вы назначи-
ли директором СНЕКМА некоего Дебрюэра,
который, будучи администратором компа-
нии «Эр Франс», делал заказы на авиаци-
онные материалы в Америке и отказывалея
применять французские материалы. Подоб-
ный директор является не директором, а
ликвилатором».
	«Бторая причина наступления на на-
ционализированные преднриятия, как 06
этом сказал Шарль Тийон, состоит в том,
что вы применяете план Маршалла. Амери-
канские миллиардеры не хотят, чтобы во
Франции существовали крупные заводы
авиапионной промышленности, которые
могли бы конкурировать е их заводами».
	«Рамадье разоблачил сам себя, когда в
своем выступлении он обвинил Шарля
Тийона в стремлении любой ценой предоста-
вить работу рабочим и инженерам». Марти
указал, что. капиталистам необходима безра-
ботица для того, чтобы постоянно угрожать
трудящимся и снижать их заработную

плату,
	Марти огласил резолюцию, принятую ин-
женерами авиапионных заводов CHERMA,
	легации с требованием сохранить заводы
СНКАК.

В этой обстановке власти сочли пёлесооб-
разным об’явить; что заводы СНКАЕ в Бур-
же и Шатору будут сохранены, что закры-
тие остальных предприятий СНКАЕ откла-
дываетея на неделю. 28 июня было об’яв-
лено о новой отсрочке еще до 1 июля с
тем, что с 1 июля рабочим будет досрочно
дано две недели отпуска. Однако рабочие
отказались от отпуска и потребовали отме-
ны решения о закрытии заволов.

30 июня с утра по призыву союза ме-
таллистов парижские рабочие авиационно-
строительных предприятий организованно
двинулись из предместий в центр Парижа
Е резиденции премьер-министра, чтобы пе-
редать ему петицию и резолюцию с требо-
ванием сохранить эти предприятия. Рабочие
несли с собой выработанный ими самими
план реорганизации предприятий, на основе
которого можно было бы повысить их рен-
табельность и ‘увеличить выпуск мирной
продукции: Дорогу рабочим преградили
крунные отряды охранных частей; полицей-
ские и жандармы, вооруженные карабина-
ми, автоматами и бомбами со слезоточивыми
газами, установили многочисленные за-
траждения.

Однако основному ядру демонстрантов
удалось прорваться к улице Варенн, на Ео-
торой находится резиденция Кэя. Металли-
CTH дружно сказдировали по слогам: «Мы
хотим работы! Работы для мира!»

— У меня четверо детей. Мы с женой
ждём пятого, —‹ волнением товорил 0б-
росптий щетиной изможденный металлист из
Бийанкура в рваных тряпочных туфлях на
босу ногу: — Завтра меня выбросят на ули-
пу. Я проработал ва этом заводе 14 лет. Но
у меня нет никаких сбережений. Чем же я
буду кормить семью? Скажите. чем?..
	— Вонечно, это выгодно американцам,
они будут продавать ещё больше самолетов
и моторов, но для нае это смерть, — реши-
тельно сказал его сосед -—— седой инженер
моторостроительного завода CHERMA. —
Смешно и горько подумать, что страна
Блерио и Фармана останется без своей
авиапромышленности! Вот до ‘чего довел
нае «план Маршалла»...

* Вручив резолюцию и план рабочих пред=
ставителю правительства, делегаты метал=
листов призвали рабочих соблюдать бди-
тельность и продолжать борьбу за спасение
французской авиационной промыгтленноети,
	Париж.

Ю. ЖУКОВ.