184 (116567

Научная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР
	единяющие громадное количество болезнен-
ных форм патологические процессы, как,
например, воспаление, нарушение прони-
цаемости капилляров, расстройства тонуса
мышц, возникают и развиваются под непо-
средственным влиянием нервной системы —
по преимуществу ее трофической функции.

Мы глубоко убеждены в том, что, не-
смотря на блестящие достижения советской
хирургии, подтвержденные опытом Великой
Отечественной войны и успехами последних
лет, дальнейшее развитие нашей дисципли-
ны задерживается главным образом из-за
того, что до сих пор нами не было воспри-
нято единое, основанное на нервном генезе
представление о механизме возникновения
патологического процесса. Это лишает нас
возможности создать в хирургической клини-
ве правильную, патогенетически обоснован-
ную систему лечения ряда болезненных форм.

Для нас, советских хирургов, поеле-
дователей учения Павлова, должно быть
ясно, что мы можем и обязаны строить на-
ши методы лечения с учетом их воздействия
именно на нервную систему.

И. П. Павлов впервые показал функцио-
нально-восстановительное и лечебное значе-
ние сна, как охранительного торможения
корковых центров. Одной из предпосылок
этих взглядов Павлова явился тот установ-
ленный им факт, что чрезмерно сильные раз-
дражения клеток коры оказывают отрица-
тельное влияние на реактивность нервной
системы подопытного животного,

Именно с этих установленных Павловым
позиций нервизма А. В. Вишневекий и ero
сотрудники, разрабатывая проблему 0обезбо-
ливания, подошли в клинике к созданию
новых методов патогенетической терапии,
основанных на принципе слабого раздраже-
ния периферических нервов, как лечебном
факторе,

Единая Павловская концепция в пони-
	Я, как представитель Физиологического
института Академии наук СССР, в своем вы-
ступлении хотел бы остановиться на недо-
статках в работе института — одного из ве-
дущих институтов нашей страны, разраба-
тывающего великое наследие И. П. Павлова.

В докладах академика Быкова и проф.
Иванова-Смоленского правильно поднят во-
прое о неудовлетворительной разработке
павловского научного наследия. В докладах и
в ряде выступлений была подвергнута спра-
ведливой критике работа и нашего института.

В сожалению, академик Л. А. Орбели, как
директор института, не дал той критиче-
ской оценки своей работы, которой мы впра-
ве были ожидать на данной сессии. Тов.
Волохов обрисовал положение в институте
эволюционной физиологии в Koarymax.
Многое из этого справедливо и по отноше-
нию к нашему институту.

Академик Л. А. Орбели и старейшие его
ученики А. Г. Гинецинский, А. В. Тонких,
Е. М. Крепе не сумели перестроить свою
работу и сосредоточить внимание на разра-
ботке проблем высшей нервной деятельности.

Оказалось, что вопросы сравнительной
физиологии, сравнительной биохимии и фи-
зиологии вегетативной нервной системы по-
лучили большее развитие в работах инети-
тута, чем разработка павловокого учения о
высшей нервной деятельности.
	Развитие научной теории отнюдь не сво-
дится к накоплению массы частностей,- в
детализации тех положений, которые были
установлены ее основателем. Развитие на-
учной теории— активный процесс, в ходе
которого, как говорил Й. П. Павлов,
«предмет исследования все ширится, и вме-
сте с тем неукоснительно растет научный и
жизненный интерес HOY TaeMEIX результа-
тов».

Метод условных pedaencon является
непревзойденным методом изучения тончай-
щих «механизмов» работы коры больших
полушарий` головного мозга. Но условный
рефлекс-——это не только «показатель», ко-
торый может быть использован для дан-
ной цели. Условный рефлеке—существен-
ный биологический акт животного организ-
ма в его отношениях с внешней средой. Раз-
работка этой, биологической стороны пав-
	NOBCROTO учения должна занять пезвосте-
	пенное место. Она раскрывает обширные
перспективы практического применения
павловской теории в области животновод-
ства.
	Практическое применение теории Пазло-
ва в области животноводства нередко сво-
дили только к дрессировке животных. Но
совершенно очевидно, что учение Павлова
захватывает несоизмеримо более крупные
биологические проблемы. Не случайно, а в
результате своих предшествующих работ по
физиологии пищеварения Павлов перешел
к изучению высшей нервной деятельности
Животных.

Из работ, посвященных одному из оенов-
ных законов Павловской теории-—«закону
силы», а также из работ В. М. Быкова и
его сотрудников, посвященных влиянию
процессов, проиеходящих внутри животного,
на деятельность коры больших полушарий
головного мозга, видно, что во внешних
свойствах пищевых объектов, детерминирую-
	Сила и жизненность учения И. П. Пав-
ловз заключаетея не только в том, что оно
объясняет физиологический механизм, уста-
навливает закономерности высшей нервной
деятельности, но также в том, что намечает
перспективы, как изменять, подчинять и
направлять природу в пользу человека.

Учение И. П. Павлова о функциональной
тренировке и учение Введенского о функ-
циональной подвижности нервных процес-
сов, изменчивость ее в ‘процессе усвоения
ритиа,— проводят одну и ту же идею, ука-
зывающую пути направленного  воздей-
ствия, т. е. овладения возможностью уеко-
рять, замедлять и в определенных грани-
цах изменять ход эволюционного процесеа.

Оценивая достижения физиологии ва
	Речь А. А. ВОЛОХОВА.
	Доктор биологических наук. Институт эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова
	Я должен признать правильной критику,
которая была дана в докладах в алрес ин-
ститутов. Я категорически не могу согла-
ситься C сегодняшним — выступлением
Л. А. Орбели, который не нашел возможным
фактически признать ошибки в работе ин-
ститутов и свои ошибки в руководстве раз-
работкой павловекого учения. Я должен
прямо сказать, что институты, носящие имя
Павлова, не выполнили полностью возл0-
женных на них задач. В работе этих инсти-
	тутов еще нет боевого духа и нужной целе-.
	ъустремленности в разрешении выдвинутых
Павловым основных вопросов физиологии и
патологии высшей нервной деятельности.
Нет необходимой действенности в приближе-
нии и смелом внедрении павловских идей
в медицинскую практику. Эти положения
я хочу проиллюстрировать на ряде приме-
ров из деятельности Института зволюцион-
ной физиологии и патологии высшей нерв-
ной деятельности в Волтушах.

Нельзя сказать, чтобы в работе Колтуш-
кого института не было достижений. Они
безусловно есть.

Но все же в разработке основных разде-
в павловского учения наш институт не
добилея существенных успехов. Научные
силы института не были сконцентрированы
вокруг разрешения таких узловых проблем,
как экспериментальная генетика высшей
нервной деятельности, изучение физиологи-
ческих механизмов временных связей, онто-
генез условных рефлексов, вторая сигналв-
ная система, экспериментальная патология
высшей нервной деятельности и др.

Центральной проблемой нашего инсти-
тута является проблема экспериментальной
генетики высшей нервной деятельности. За
послелние годы разработка данной проблемы
в институте шла неудовлетворительно.

Таборатория экспериментальной генети-
жи высшей нервной деятельности инетиту-
та не имеет конкретного рабочего плана ис-
следований на более длительный период.
Сотрудники лаборатории большую чаеть
своего времени используют на выполнение
тем, не имеющих отношения к эксперимен-
тальной тенетике высшей нервной деятель-
ности. Работа шла блабыми темпами, без
достаточных указаний и контроля со сто-
роны научного руководителя академика
1. А. Орбели.

Недостаточно целеустремленно в инсти-
эуте проводится работа по дальнейшему раз-
зитию учения о физиологических механиз-
мах временных связей.

В малой степени проводятся иесследова-
ния по изучению влияния на деятельность
		воры воздействий, не связанных с наруше-
нием функциональной целостности орга-
низма.

Исследования по второй сигнальной <и-
стеме проводились только в пеихиатриче-
ской клинике и касались изучения меха-
низмов распада второй сигнальной сиете-
мы при различных формах психозов.

В то же время специальная лаборатория
физиологии и патологии высшей нервной
деятельности человека (заведующий проф.
Ф. П. Майоров) этими вопросами. почти
не занималась. Эта лаборатория в своих ис-
следованиях очень мало касалась вопросов
второй сигнальной системы, а главное вни-
мание фиксировала на разработке двух
частных проблем. В общем можно сказать,
что вторая сигнальная система еще не ста-
ла центральной проблемой в институте, а
она по праву должна была бы быть тако-
вой.

В Колтушеком институте, как нигде в
другом месте, могут быть широко развер-
нуты исследования по изучению онтогенеза
условно-рефлекторной деятельности собаки
и других животных. Пока в этой области у
нас в институте работает один В. А. Тро-
шихин.

В институте не находят также надлежа-
щего развития вопросы экспериментальной

Нельзя не отметить недостаточно удовле-
творительного состояния организации и ра-
боты Павловских клиник. Ёлиники слабо
укреплены научными кадрами, специалиста-
ми. Тематика клиники частично распылена
по многим проблемам.
	3a работу павловских клиник несет OT-
ветственность не только институт, но и ме-
дико-биологическое отделение и президиум
Академии медицинских наук СССР. Руко-
водящие органы академии должны были бы
больше интересоваться работой клиник, ибо
значение их важно для всех медицинских
учреждений страны. Однако © их стороны
к вопросам организации и направленности
павловских клиник не было проявлено до-
статочного внимания.

Причинами, порождающими отмеченные
упущения и недостатки в развитии физио-
логии и патологии высшей нервной дея-
тельности в институте, являются: непра-
вильная расстановка научных кадров, не-
достаточное внимание к подготовке новых
кадров, отсутствие смелой научной крити-
ки и обмена мнениями по важнейшим во-
просам разработки учения Павлова.

Исключительное значение имеют подго-
товка и воспитание новых кадров по вопро-
	Речь М. Г. ЛУРМИШЬЯНА
	Доктор медицинских наук. Биологическое отделение Академии наук СССР
	низма. Этот момент уже говорит с том, что чественной
	А. Д. Операнекий дбазируетея на рефлек-
торном принципе, т. е. на основном физио-
логическом принципе Павлова.

В 1937 г. БВ. М. Быков констатировал
тесную связь взглядов А. Д. Сперанского ¢
физиологией («Архив биологических на-
ук», 1937 г., выпуск 2, стр. 154). Нено-
нятно, на каком основании он вчера гово-
рил, что учение А. Д. Сперанского оторвано
не только от павловской, но и вообще от
всякой физиологии.

В чем же заключаются действительные
недостатки учения А. Jl. Сперанекого?
Прежде всего в том, что он не раскрывал
связи своих взглядов © учением Павлова,
умалчивал 0б этой связи.

Существенный недостаток состоит также
в отсутствии экспериментального анализа
конкретных механизмов рефлекторных реак-
ций, лежащих в основе различных патоло-
гических процессов. Недостаточно на модели
столбняка или туберкулеза показать опоере-
дованный, т. е. рефлекторный характер дей-
ствия токсина или микроба. Анализ реф-
лекторного механизма предполагает не
только знание рецепторных приборов, Boc-
принимающих раздражение, но и промежу-
течных, межцентральных путей протекания
нервного возбуждения. Мы, сотрудники Спе-
ранекого, этим почти не занимались. А ме-
жду тем, если бы это делали, то могли бы
понять и значение различных уровней цент-
ральной нервной системы и подойти к оцен-
ке значения коры в развитии тото или дру-
гого патологического процесса. Понятие
«нервной сети», не имеющее морфологиче-
ского смысла, не противоречит вышесказан-
ному. Оно было введено Введенским и Ух-
томсвим и применено Сперанским лишь для
обозначения способности центральной нерв-
ной системой диффузно проводить волну
возбуждения.

В работах, особенно в ранних, А. Д. Спе-
ранского и некоторых учеников имеются по
важнейшим вопросам неточные, а подчае п
оптибочные формулировки, порождающие
недоумения среди врачей. Для коллектива
А. Д. Сперанского характерна также слабая
связь с физиологами и клиницистами.

В докладе К. М. Быкова следовало бы
определить в мощном большаке павловского
учения роль и значение других выдающих-
ся представителей отечественной физиоло-
гии. 0 Введенском и Ухтомском много было
сказано, ню конкретное место их не было

определено. Громалные заслуги перед оте-
	Речь А. А. ВИШНЕВСКОГО
	Институт хирургии им. А. В. Вишневского, г. Москва
	ни говорил, что хирургия находится на рас-
путье, что не на что ей опереться в своем
дальнейшем развитии. что нет у нее руково-
дящих идей.

Между тем это глубоко неверно. Такие
руководящие для развития хирургии идеи
уже были. Они родились в недрах нашей
отечественной физиологии и клинической
медицины, в трудах наших выдающихся
ученых Сеченова, Боткина, Павлова и их
последователей. Мы имеем в виду идеи
нервизма, поднятые Павловым на уровень
не только чисто физиологической, но обще-
медицинской доктрины и даже гораздо
шире.

Не вина, а беда С. П. Федорова и его
современников, да и многих ныне работаю-
щих представителей нашей дисциплины с9-
стоит в том, что они недостаточно поняли и
	сам высшей нервной деятельности. Однако
в институте в послевоенные годы закончил
аспирантуру по высшей нервной деятель-
ности всего один человек.

Большое значение имеет повышение ква-
лификации научных кадров по высшей
нервной деятельности. В нашем институте
многие работники по физиологии высшей
нервной деятельности являются молодыми
специалистами, имеют малый опыт работы
и поэтому нуждаются в контроле и руково-
дящих указаниях опытных и квалифициро-
ванных товарищей.

К сожалению, квалифицированное руко-
водетво молодыми научными кадрами у нас
в должной мере не осуществляется. Науч-
ный руководитель института акад. Л. А. 0р-
бели, ввиду перегруженности работой, не
всегда может уделить достаточное внимание
работе всех лабораторий. Заместитель ди-
ректора института по научной части проф.
А. М. Алексанян также не может оказать
помощи директору в обеспечении руковод-
ства, так как он, во-первых, не является
специалистом в области высшей нервной
деятельности, а, во-вторых, занимается в
основном административно-хозяйственными
делами.

Серьезным препятствием к успешному
развитию работы в институте в нужном на-
правлении является отсутствие смелой науч-
ной критики и обмена мнениями по вопро-
сам разработки павловекого учения.

У нас как-то принято больше говорить 06
успехах и достижениях и любоваться эти-
ми достижениями, а недостатки и теневые
стороны замалчиваются и не вскрываются.
Часто наши руководители и рядовые това-
рищи не выступают с критикой недостат-
ков, исходя из чувств большого уважения
& авторитету руководителя академика
Л. А. Орбели. Я думаю, что это ложное пред-
ставление. Оно не приносит пользы делу,
его нало отбросить.

Отсутствие критики и самокритики в на-
шем институте наглядно подтверждается
сегодняшним выступлением Л. А. Орбели,
который не сумел в надлежащей форме из-
ложить имеющиеся принципиальные оптиб-
ки и недостатки в работе института и не
дал развернутой программы и и
деятельности института.

Вритика, высказанная в адрес нашего
института на данной сессии, справедлива.
Она, безусловно, принесет ‘GoubUry10 пользу
	в нашей дальнейшей работе. Я думаю, что
	коллектив института глубоко продумает все
высказанные замечания и примет наллежа-
	шие меры к устранению всех ошибок и
	недочетов.

SbINOBA И ПОС, BAHOR

молененого о развитии
	мании патогенеза патологических процессов
позволяет нам оторваться от эмпиризма и
строить в клинике новые рациональные ме-
тоды лечения.

Возьмем, например, тканевую терапию по
Филатову. Внешне, по характеру своего
применения, она как будто совсем не связа-
на с элементами нервной системы. Между
‘тем мы уверены в том, что ее лечебное
действие при широком круге самых разно-
образных заболеваний не может разверты-
ваться иначе, как на путях нервной трофи-
ки. Следует отметить, что и сам академик
Филатов в последнее время в евоих выетуп-
лениях He исключает непосредственно
влияния своих биостимуляторов на нерв-

ную систему. Тем более досадно, что до CHX
пор ни клиницисты, ни особенно теоретики
никаких сколько-либо приемлемых объяс-
нений механизма действия тканевой терапии
не дали. Чуть ли не во всем Советском Сою-
зе производятея подеадки ткани по Филато-
ву, а наши физиологи, .да и не они одни,
так и не проявили к этому делу никакого
	интереса.
Нам, хирургам, не следует забывать и то-

го, что труды Павлова дали и дают очень
много также и для развития специфических
«рукодейственных» особенностей нашей
специальности, ибо он внес в хирургическую
технику принцип физиологического отноше-
ния к органу, как к части целото.

Характерной особенностью этого направ-
ления является взгляд Павлова на организм
животного как единое целое. При разработке
своих заслуживших широкую известность
операций на пищеварительном тракте и
центральной нервной системе животного
Павлов руководилея идеей исследовать
функцию того или иного органа в условиях
его обычной нормальной деятельности.
	Вместе с тем Цавлов всегда интересовалея
	вопросом как 0 состоянии всего организма,
	Речь А. И. КАРАМЯНА
	Физиологический институт имени И. П. Павлова Академии наук СССР, г. Ленинград
	В институте недостаточно была развер-
нута критика и самокритика. На заседаниях
Ученого Совета отсутствовало систематиче-
ское обсуждение научных проблем, широ-
кий обмен мнениями, не созлавалась атмо-
сфера истинной научной дискуссии.

Подбор и выращивание научных кадров,
работающих по проблемам высшей нервной
деятельности, не обеспечивали должного вы-
полнения поставленных перед институтом
задач. Проводимые в институте работы
не имели практической направленности.

Институт, как ведущее научное учреж-
дение нашей страны, не сумел поставить
организованную борьбу против реакци-
онных представителей зарубежных физио-
логов, неврологов, психиатров, которые в
настоящее время объявили поход против
учения И. П. Павлова.

Особенные достижения, которыми закон-
	Но может гордиться наш коллектив, —— это
применение исторического метода в изуче-
нии возникновения, формирования нервных
как периферических, так и центральных
функций, в том числе и коры головного моз-
га, в филогенезе и онтогенезе.

Я позволю себе в нескольких словах оха-
рактеризовать проводимые у нас работы по
сравнительной физиологии высшей нервной
деятельности. Этот вопрос оставался без до-
статочного внимания. больше того. имеются
	Речь А. В. ПЛЕТНЕВА
	Заведующий кафедрой физиологии животных Чувашского сельскохозяйственного института
	щих внешнюю деятельность, проявляется
их биологическое (пищевое) значение, а
внешняя деятельность, избирательно на-
правленная на определенные предметы
внешней среды, может служить показате-
лем потребностей животного.

Передовые работники животноводства
указывают на необходимость самого вни-
мательного отношения к охоте, с которой
поедается корм, к характеру пищевой дея-
тельности животных, к внешним свойствам
пищи, действующим как раздражители. Они
указывают, что от умелого разрешения этих
вопросов зависит продуктивность кормле-
ния. А Иван Петрович Павлов, подчеркивая
значение раздражающих свойств пищи, пи-
сал: «для пищи мало состоять из питатель-
ных веществ», нужно, говорил он,— «смо-
треть... как принимается данная еда -—— с
удовольствием или без него».

Опыты К. М. Быкова и его сотрудников
показывают, что условные раздражители
через посредство коры больших полушарий
головного мозга существенео влияют на
процессы пищеварения и на обмен веществ,
происходящий внутри организма. Следова-
тельно, изменяя внешние отношения жи-
вотного, можно влиять на все последующие
этапы питания и повышать питательную,
пролуктивную ценность корма.

Учение И. П. Павлова позволяет преодо-
левать безусловные (наследственные, по-
стоянные) реакции животного организма,
заменять их новыми, условными (приобре-
тенными, временными) реакциями, которые
затем при сохранности одних и тех же усло-
вий жизни в ряде последовательных поко-
лений переходят в постоянные. Метод уелов-
ных рефлексов позволяет подетавлять живот-
ному организму новые условия. Большие
полушария головного мозга представляют
	с000й «специальный орган для беспрерыв-
ного дальнейшего развития животного орга-
	так и о функциях его отдельных эрганов
и систем при удалении, выключении или
подавлении деятельности той или иной пи-
щеварительной железы, того или иного
участка коры головного мозга.

Таким образом, физиологическая хирургия
по И. П. Павлову предполагает для нас бе-
режное отношение к тканям и органам боль-
ного, постоянный учет функционального
значения того или иного органа, на котором
производится наше вмешательство, и, глав-
	ное, оценку последующего состояния BOM-
пенсаторных систем организма в результате
	наших операций.
Наши выдающиеся советские хирурги
	НТ ae

Бакулев, Савиных, Еланский, Шамов, Левит,
Линбер, Егоров и другие блестяще разрабо-
‘тали за последние годы хирургию легких,
сердца, пищевода, а также центральной и
периферической нервной системы. Мы доби-
лись в этих разделах хирургии прекрасных
клинических результатов. Но вместе с тем
нам очень мало известно о состоянии всего
человеческого организма после такого рода
вмешательств, его реактивность, приспо-
собляомость в тем или иным воздействиям
внешней среды и в связи с этим и общий
режим, в который должны быть поставлены
такие люди.

Справедливость требует отметить, что из
всех наших современных крупных физиоло-
гов лишь немногие — и в первую очередь
К. М Быков и И. И. Разенков, а из моло-
дых Асратян — правильно и широко подо-
шли кв разрешению насущных физиологи-
ческих проблем в клинической медицине.

Наетупило время, когда физиология долж-
на стать такой же основой ‘для развития
клинической хирургии, какой являлась и
является для нее анатомия. Если хирурга-
мастера делает анатомия, то мыслящего хи-
	рурга-клинициста может сделать лишь фи-
зиология Павлова.
	отдельные попытки оторвать физиологию
низших животных от павловского учения ©
высшей нервной деятельности.

Мы, используя павловскую методику вы-
работки условных рефлексов, сочетая ее ©
хирургическим выключением различных
отделов центральной нервной системы, 06-
наружили, что на ранних этапах филоге-
нетического развития ведущими органами
условно-рефлекторной, компенсаторной п
трофической деятельности являются мозже-
чок, средне- и промежуточно-мозговые 0брз-
зования. По мере же возникновения и 1аз-
вития коры и возрастания ее роли ‘указан-
ные функции переходят к ней, и она ста
вится господствующим органом во всех укд-
занных выше функциях.

Павловское учение дорого каждому со-
ветскому гражданину. На нас возложена
ответственная задача творчески развивать
	великое наследие И. П. Павлова. Мы не
справились с этой задачей.

Нам необходимо коренным образом пере-
строить свою работу. И прежде всего надо
‘повести жестокую борьбу с кастовостью в
науке. Всякие претензии на монопольную
разработку павловского учения были и 0у-
дут обречены на неудачу.

Мы должны овладеть теорией Маркеса —
Энгельса — Ленина — Сталина и творче-
`ски применять ее в наших исканиях,
	низма». Следовательно, учение Павлова,
надлежащим образом примененное в прак-
тике животноводства. будет служить одним
	[ИЗ рычагов, направляющих развитие сель-
	скохозяйственных животных по желатель-
ному для нас пути.

стороны павловского учения 06 ус-
ловных рефлексах, сливающиеся с пробле-
мами мичуринской биологии и се коренными
вопросами сельского хозяйства, почти не
разрабатываются. В лабораториях, ‘специ-
ально занятых изучением условных рефлек-
сов, работа ведется представителями меди-
Цинской науки, далекими от зоотехнической
практики. А зоотехнические научные учреж-
дения далеки от идей «нервизма», вдохнов-
лявших Сеченова и Павлова.

Участие народа — важнейшая гарантия
успешного развития научной теории. И ко-
гда я ратую за то, чтобы связать павловекое
учение с практическими вопросами сельского
хозяйства, — я имею в виду, что, если мы
это сумеем сделать, то это будет означать,
что миллионы работников сельского хозяй-
ства практически включатся в наше дело
и будут вместе с физиологами двигать пав-
ловскую теорию вперед.

Я надеюсь привлечь к поставленным
мною вопросам внимание физиологических
лабораторий, располагающих большими Boa
можностями. чем та маленькая лаборато-
рия, в которой я работаю. Я надеюсь на, это
потому, что нашим советским физиологам,
как и всему советскому кароду, свойственно
превосходное большевистское чуветво ково-
го. Когда у нас рождается что-либо новое,
отстаивая свое право на существование —
оно смело может рассчитывать на обще-
ственное внимание. И если оно лостойно
жизни, то. оно непременно получит под-
держку. В этом проявляется замечательный
	демократизм советской науки, влохновляемой
гением Иосифа Виссарионовича Сталина!
	этсутотвуют  исслелования в
функциональной тренировки нервных про-
Цессов, а также изучение влияния функ-
ционального состояния коры на возникно-
вение и течение патологических процессов

направления
		Проблема изучения
системы, проволимаа
	Прения по донладам анад.
	—/~— >}
	чественной нейрофизиологией ;меет
В. М. Бехтерев. В своих блестящих работах
по выявлению влияния коры головного моз-
га на внутренние органы В. М. Быков про-
должает традиции не только Павлова, но и
исследования В. М. Бехтерева, который
очень много сделал для того, чтобы раскрыть
значение различных полей коры головного
мозга для внутренних ‘органов. 06 этом
К. М. Быков, к сожалению, умалчивает.

Критикуя совершенно правильно амери-
канское. поихосоматическое направление,
следовало бы сказать, что К. М. Быков вре-
менно тоже отдавал дань этому направле-
нию. В частности, полтора тода назад он
созвал конференцию не по кортико-висце-
ральной натологии, а по психосоматике.
Следовало бы говорить и о некоторых серь-
езных ошибках, которые имеются в книге
«Кора головного мозга и внутренние ор-
Ганы».

Два слова относительно выступления
Н. И. Гращенкова и А. А. Зубкова. Проф. 356-
ков почему-то умолчал о своих ошибках по
гуморальной теории возбуждения. Известно,
что он на протяжении ряда лет пытается
подвести теорию наркоза Н. Е. Введенского
под ошибочную теорию англичанина Дейла
и американца Нахманзона. Проф. Н. И. Гра-
щенков также умолчал о своем ошибочном
отношении к павловскому наследию и о про-
паганде им идеалистических взглядов Эдриа-
на и Метюса.

Наши советские физиологи, продолжа-
ющие славные традиции отечественной фи-
знологии и прежде всего великого И. I.
Павлова, составляют ряд замечательных
	Школ. Споры между различными школами,
	принадлежащими одному и тому же гене-
ральному направлению, являются важней-
шим стимулом развития науки. Если же
школы замыкаются в себе, то это превра-
щается в сектантетво, в кастовость. Руко-
водители отдельных школ — Орбели, Сие-
ранекий, Быков, Вупалов и другие проявля-
ют тщеславие и больше всего беспокоятся
о собственном имени.

Пора те ширмы, которые существуют
между разными школами, ликвидировать,
покончить с кастовостью, сектантетвом. От
этого выиграет пала наука. Необходимо во-
всю развернуть критику и самокритику.
Тогда в нашей стране, где интересы пере-
довой науки и социалистического человека
неразрывно ‘связаны, павловская физиологи-
ческая наука получит безграничный пробтор
для своего развития.
	недостаточно восприняли идеи нервизма
Павлова, как новый источник поступатель-
ного движения клинической медицины во0б-
ще и хирургии в частности. _

Какие же новые пути для развития хи-
рургии открывает научное наследие Пав-
лова? Мы считаем, что оно позволяет нам
создать новые представления в таких прин-
ципиальных проблемах нашей дисциплины,
как механизм развития патологических про-
цессов и лечение связанных с ними болез-
ненных форм; внести в хирургическую тех-
нику принцип физиологического отноше-
ния к органу, как к части целого.

Согласно учению Павлова, нервная ‘и-
стема определяет ответные реакции орга-
низма на раздражения не только в уело-
виях нормы, но и патологии. Для клиниче-
ской хирургии это значит, что такие объ-
	Пути развития и принципы нашей отече-
етвенной павловской физиологии прямо
противоположны путям развития и принци-
пам господствующей вирховокой патоло-
гии. В физиологии исходным было положе-
ние о целостности организма и его един-
стве с окружающей средой, в патологии
же— отрицание единства и целостности ор-
танизма, разложение его на клеточные тер-
ритории. В физиологии основным механиз-
мом влияния раздражителей среды на орга-
низм считается рефлекторный механизм, в
патологии же признается непосредственное
‘лействие раздражителей на клетки соответ-
ствующих органов.

В физиологии эффекты раздражений рас-
Юматриваютея прежде всего как результат
юпосредованных через нервную систему воз-
действий, и рефлекторные эффекты могут
появляться вдали от места действия раздра-
жителей. В патологии принято думать, что
эффекты раздражений появляются на месте
действия раздражителей и как местные про-
Цессы, способные лишь потом к простран-
ственной генерализации, т. е. суммации.

В физиологии установлено, что рези-
етентность по отношению к тем или иным
раздражителям возникает рефлекторным пу-
тем и по закономерностям, раскрытым Пав-
ловым и Введенским. В патологии резистент-
ность (иммунитет) по отношению к пато-
тенным  раздражителям рассматривается
лишь как результат прямого действия
антигена на клетку, т. е. опять-таки след-
етвие не рефлекторного, а лишь непоеред-
ственного действия.

Тах образовалея разрыв между павлов-
ой физиологией и современной патоло-
пией. Этот разрыв касается в первую оче-
редь принципиальных, идейно-методологи-
ческих основ этих дисциплин. Основной
принции пазловской физиологии, физиоло-
тии высших животных, — рефлекторный
принципи, тах и не завоевал должного ме-
ста в патологии, все еще основывающейся
на целлюлярном принципе непосредетвен-
ного действия.

В этих условиях полного разрыва между
принципами павловской физиологии и тра-
диционной патологии и возникло в стенах
тавяовских лабораторий учение А. Д. Спе-
занекого. :

Сущноств учения А. Д. Сперанского ва-
злючается в утверждении, что нервная си-
хема играет решающую роль в возникно-
зении заболеваний, что она является орга-
низующей системой выздоровления юрга-
	Хирургия, как наиболее активная по
звоим лечебным приемам клиническая дис-
циплина, испытывает особенно острую не-
%бходлимость в наличии руководящих идей
ция того, чтобы правильно освоить веками
закопленный опыт и, главное, наметить но-
зые пути развития своей специфической
лечебной деятельности.

Олин лишь механический инструменталь-
ный подход, основанный на локалистиче-
ском представлении о болезни, в значитель-
ной мере исчерпал себя еще в начале ны-
нешнего столетия, и хирургия после бур-
ных успехов, связанных в достижениями
патологической анатомии и микробиологии,
резко замедлила темпы своего развития.

: Даже такой крупный и талантливый
Представитель нашей дисциплины, как Сер-
тей Петрович Федоров, к концу своей жиз-
	Гечь А. 1. ХУДОРОЖЕВОИЙ _
	Физиологический институт имени И. П. Павлова Академии наук СССР
	период после смерти И. П. Павлова, нужно
прямо сказать, что эта творческая действен-
ная сторона учения И. П. Павлова физиоло-
гами не разрабатывается, и в основном мы
остановились на стадии созерцания и объ-
яснения процессов, а не переделки их, что
является показателем отставания от вапро-
сов современности, от конкретных задач
нашего времени.

Принимая вполне заслуженный упрек в
недостаточной разработке проблемы выс-
шей нервной деятельности в Физиологиче-
ском институте, нахожу выеказанную здесь
критику правильной. Считаю евоим лолгом

остановиться на основных недостатках и
причинах этих упущений.
	Дело в том, что в институте совершенно
	зает уже возможности направ
на формирование нервных п

соответствующей тренировки
Тем не менее эта проб

ленно влиять
роцессов путем
и воспитания.
лема не может раз-
	(Окончание на 5 стр.)