7 ИЮЛЯ 1950 г., № 188 (11660)
	ВАА

паучная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР

ПОС, МВанова-сомолененого о развитии идей и, [, Павлова
	бота должна нами проводиться совместно.
Это важное дело надо обеспечить, а для
этого его необходимо хорошо организовать.
Никому не секрет, что два института Ака-
демии наук — институт физиологии и ин-
ститут философии — работают даже в этом
направлении без всякого контакта между
собой, а такой контакт очень важен, он
помог бы нам предотвратить ошибки другу
труга и своевременно их исправить.

У нас 30 сих пор никто серьезно не за-
нялея разоблачением последкего философи-
ческого сочинения Шеррингтона «Человек
и его природа», изданного в Англии в 1941
DOTY и переизданного несколько раз после
	этого, а также работы Шеррингтона о Фер-
неле (1946 г.).
	Несколько слов о проблеме второй сиг-
нальной системы. Эта проблема имеет важ-
нейшее философское значение, как по-
блема физиологических основ нашего со-
знания, и также сушщественкое и практиче-
ское значение для клиники, особенно для
психиатрической клиники. Отсюда лолжно
быть понятно, что эта проблема не может
плодотворно разрабатываться только одни-
уи физиологами, занимающимиея изучением
высшей нервной деятельности человека.
Здесь должны быть привлечены физиологи,
пеихологи, философы, невропатологи, пеи-
хиатры, языковеды.

Я полагаю, что только так; может стоять
Бопрос в нашем социалистическом госу-
дарстве, где планируется наука, Kak of
этом говорил президент Академии наук
	СССР С. И Вавилов.
	Всея наша научная общественность,
наше правительство, лично сам Иосиф
Виссарионович Сталин уделяют пристальное
внимание развитию физиологического уче-
ния И. ИП. Павлова. Это и понятно, ибо уче-
ние И. П. Павлова представляет собой один
из самых драгоценных вкладов в сокровищ-
нипу нашей отечественной и мировой науч-
ной мысли. Материалистическое учение
И. П. Павлова о высшей нервной деятель-
ности составляет нашу национальную гор-
дость. Высока ответственность, возложен-
ная на последователей и ближайших учени-
ков И. П. Павлова в творческом развитии
его учения, в обогащении этого учения но-
выми достижениями.

В обстоятельном и глубоком по содержа-
нию локладе академик К. М. Быков дал ис-
черпывающую характеристику современно-
го состояния учения И. П. Павлова, вскрыл
ошибки, допущенные в развитии этого уче-
ния и показал пути к их преодолению.

В порядке самокритики я лолжен разо-
брать свои собственные ошибки, допущен-
ные мною в разработке учения И. П. Пав-
лова. Прежде всего речь идет об оценке. ис-
токов учения 06 условных рефлексах, оцен-
ке приоритета И. П. Павлова, в области раз-
работки высшей нервной деятельности. В
книге «От Декарта до Павлова» я упомянул
0 некоторых «исторических  пионерах»,
как я их называл, в разработке учения
06 условных рефлексах.
	Конечно, это абсолютно неверно и не со-
ответствует истинному положению вещей.
Нельзя считать пионерами, даже историче-
скими, тех, кто случайно, мимоходом гово-
рил нечто близкое к условным рефлексам.
Теория условных рефлексов — это закон-
ченная система мышления, это метод науч-
ного исследования, и приоритета в этом от-
ношении ни у Koro, кроме как у И. I.
Павлова. не было и не может быть.
	Второй вопрос — оценка творчества И. И.
Павлова с точки зрения соотношения в нем
анализа и синтеза. В своей статье, поевя-
щенной этому вопросу, я допустил маееу
оптибочных выражений, неправильно пред-
ставляя отдельные категории мышления в
творчестве Павлова. Я подчеркивал преоб-
ладающие аналитические подходы в его
творчестве в первый период развития учения
о высшей нервной деятельности. Это утверж-
дение было абсолютно неверно. Переоценка
анализа в творчестве Павлова означает ие-
дооценку того синтетического, того гранди-
озного, что считается наиболее важным в
его руководящих идеях.
	Эта поучительная ошибка ‘показывает,
что, взявшись за философскую. оценку И. П.
Павлова, надо иметь политическую остроту
в оценке научного мировоззрения и для
векрытия истинных пружин деятельности
такого великого ученого, каким является.
мой учитель И. П. Павлов.
	Третий вопрос — это переоценка мною
достижений зарубежной неврологии и зару-
бежной физиологии, прежде всего пере-
оценка работы Пауля Вейса. Еще в 1933 ro-
ду, когда я впервые опубликовал у нас не-
	Исходя из представления о физиологиче-
ском процессе, как новом — качестве,
И. П. Павлов всегда учитывал именно каче-
ственные особенности физиологии. Он
изучал целостную функцию отдельных орга-
нов и всего организма. Сила павловской
мыели —— в ее диалектико-материалистиче-
ской основе. Целостная фунЕция расематри-
вается без разрыва ее на отдельные соста-
вляющие процессы.
	Тем не менее исследователи незаметно для
себя соскальзывают с изучения целостной
функции на определяемые ими подробности,
части этой функции или даже просто хими-
ческие вещества и начинают их считать за
изучаемое ими явление, за функцию органа
или даже за деятельность организма.
	Стоит вспомнить получившее совершенно
отрицательную оценку учение Штерн. Оно
в корне еще не изжито. Я имею в’ виду ме-
ханистическое выдергивание одного какого-
либо химического вещества и расемотрение
его не как звена в процессе обмена, а попыт-
ку присутствием или отсутствием этого ве-
щества объяснить функции органа. Приме-
ром могут служить некоторые работы с ме-
диаторами и с веществами обмена, в частно-
сти, с аденозинотрифосфорной кислотой, как
мы это встречаем в некоторых работах проф.
Бабекого.
	При очень глубоко зашедшем и очень тон-
ком анализе электрофизиологи чаето дела-
ют ошибку, признавая электрические явле-
ния, протекающие в нерве или в центре, за
самый процесс возбуждения. Это — механи-
стические ошибки.
	А наша физиология труда? Далеко ли она
ушла от того времени, когда целостный
физиологический процесс утомления объяс-
няли наличием молочной кислоты, отсут-
ствием энергетических веществ и др. част-
ными явлениями. Такой подход не подни-
мается до уровня понимания целостного фи-
зиологического процесса утомления, соответ-
ствующего в данном случае павловскому по-
ниманию целостной функции.
	У Павлова не было анализа ради анали-
за — это был анализ для синтеза, для пони-
мания функционального сцепления отдель-
ных частей в целом. Но при глубоком анали-
зе явлений Павлов никогда не терял из виду
качественных особенностей физиологии.
	В работе Павлова главное значение приоб-
ретает самое напряженное, внимательное
наблюдение явлений, а когда является
Убеждение в достоверности наблюдений. то-
гда материал подвергается всегда диалекти-
ческой обработке. Этот павловский метод мы
противопоставляем инструментальной фи-
зиологии, основывающей успех исследова-
ния исключительно на применении сложных
приборов и инструмевтов.
	Указанные качества павловской физиоло-
гии долают учение Ивана Петровича Павло-
	Ва столь близким и столь нужным всем от-
	после чего было проведено специальное 0б-
суждение.

В чем же заключается ревизия, о кото-
рой говорили здесь товарищи? Вопрос за-
ключалея в том, что наши факты не мо-
гут сочетаться с тем, что торможение ло-
кализуется в первой инстанции растрм-
странения условного возбуждения по коре.
Мы предлагаем объяснять это тем, что тор-
можение развивается в последующих ин-’
станциях, и говорим, что эти последующие
инстанции несомненно могут быть и в ко-
ре, и в подкорковом аппарате.

не вижу здесь какой-либо ревизии
основных принципиальных положений Паз-
лова о корковом торможении и 0б условном
рефлексе как таковом. Это есть одно из
нелзбежных следствий нового методического
приема, который позволяет нам итти вглубь,
анализируя и учитывая все новые факти-
ческие материалы.

Второй вопрос — относительно функцио-
нальной системы, выросшей из учения
И. If. Павлова о саморегулирующей системе
организма. Это понятие является необходи-
мым для объяснения ‘именно саморетуля-
тивных процессов организма.

Но, несомненно, в моих публикациях по
этому вопросу тоже была допущена одна
серьезная ошибка, о которой я должен ска-
зать. Говоря о новых представлениях, вы-
росших у нас на основе нашего фактиче-
ского материала, говоря о функциональной
системе, я не показал или, вернее, плохо
показал связь этих новых представлений с
исходными принципиальными. позициями
И. ПН. Павлова. Я понимаю, что здесь, как
ученику И. П. Павлова, мне надлежало это
в первую очередь подчеркнуть и указать те
источники, на которых выросла наша кон-
цепция, наше представление о физиологии
центральной нервной системы. Это не было
сделано. В этом ‘была допущена грубая
ошибка, и я считаю, что товарищи, высту-
пившие с критикой моих положений по это-
му вопросу, были совершенно правы.

Что является причиной такого ненормаль-
ного положения в нашей школе? Причиной
является изоляционизм, который с годами
развивался между отдельными школами п
направлениями в разработке научного на-
 следства И. П. Павлова. Каждый работал В
своей плоскости, параллельно идущей с пло-
  скоетвю других сотрудников, нигде мы не
встречались. Наши концепции, часто исклю-
чающие друг друга, противоречащие друг
другу, никогда не скрещивались.

Прекрасный образец мудрости
И. В. Сталин дал нам в своем историческом
выступлении по вопросам языкознания. И
я лично уверен в том, что сталинский
гений осветит ярким лучом и наше трудное
дело. Я уверен, что вопрос о творческом
развитии будет с большей. осторожноетью и
более сознательно обсуждаем сотрудниками
и учениками И. П. Павлова и выражение
«ревизия Павлова» будет употребляться. С
‘большей четкостью, с большей осторожно-
‘стью, как и подобает в семье павловцев, в
которой все преследуют единую цель про-
гресса и совершенетвования нашей отече-

сТБЕенной НАУКИ.
	Речь ПТ К АНОХИНА
	Действительный член Академии медицинских наук СССР
	которые эксперименты П. Вейса, я не сумел
проникнуть в глубь идеалистического содер-
жания его теории резонанса.
	Это, конечно, не был достаточно глубо-
кий, политически острый анализ, на кото-
рый должен быть способен советский уче-
ный. Я это прекрасно понимаю и считаю
своей ошибкой.

В последующем нашими экспериментами
мы полностью разрушили эту идеалистиче-
скую теорию.

Возникает вопрос, в чем же причина до-
пущенных ошибок, которые приводили к
недооценке учения Павлова, к излишнему
увлечению резонансной теорией, часто
враждебной нам по своей глубокой идеоло-
гической сути? Мне кажется, основная
причина заключается в том, что я лично не
проявил достаточно острого политическоге
подхода к оценке идейной сущности некото-
рых научных зарубежных теорий.
	В настоящее время предстоит серъезная
работа по вскрытию и критике идеалисти-
ческих корней зарубежных теорий, и я де-
лаю это в своей монографии, посвященной
анализу основных принципов историчесзо-
го развития нервной деятельности.

В такой же степени необходимо дать
развернутую критику неправильных, иска-
жающих учение Павлова, установок акаде-
мика И. С. Вериташвили по проблеме выс-
шей нервной деятельности. Мои прежние

возражения против его установок я считаю
недостаточными.
	Тлавной своей заботой в настоящее вре-
мя я считаю научно обоснованное и развер-
нутое идейно-политическое опровержение
и критику идеалиетических концепций
Шеррингтона, высказанных в его послед-
них монографиях.
	Одной из моих крупных ошибок, co-
рершенно недопустимой для ученика Пав-
лова, я считаю отсутствие критических
статей по работам американских авторов,
в том или ином виде подрывающих осно-
вы учения о высшей нервной деятельно-
сти. Предстоит большая работа по серь-
езному опровержению всех измышлений,
которые касаются отдельных принципи-
альных и фундаментальных положений
И. П. Павлова, в особенности о пригодно-
сти условных рефлекторных методов в ре-
шении вопросов высокого масштаба выс-
шей нервной и психической деятельноебти.

Вот те конкретные пути, по которым
я предполагаю итти в ближайшее время
для исправления допущенных ошибок.

Не могу обойти молчанием два вопро-
са — проблему коркового торможения и
принцип функциональной системы.
	Несколько неверно с исторической точ-
ки зрения было указано на сессии, что я
стал, как здесь выражались, ревизовать
корковое торможение после смерти И. П.
Павлова. Это неверно. Впервые фактиче-
ские материалы, которые вызвали у меня
сомнение в правильности наших представ-
лений о локализации корковых торможе-
ний, были получены в 1930—1931 гг., и
по существующей традиции я немедленно о
своих сомнениях сказал Й. ЦП. Павлову,
		Член-корреспондент Академии наук УССР
	раслям знания, практически опирающимся
на физиологию, и столь понятным деятелям
таких практических наук, как медицина,
животноводство, педагогика и др.
	Это же качество строгого анализа дало
И. П. Павлову возможность считать физио-

логию основой единственно настоящей мате-
риалистической психологии.
	Я должен сделать несколько замечаний к
докладу В. М. Быкова и начну с того, что
было сказано о моих работах и работах моих
сотрудников. Они представлены неправиль-
но, как касающиеся только пищеварения.
Я считаю себя гораздо более ответственным
за работы по физиологии утомления и 01-
дыха.

Исходя из работ И. П. Павлова, мы уста-
новили закономерности этих процессов на
слюнных железах, проверили найденные
нами закономерности почти на всех органах
высших и низших животных. Предполагав-
шееся Павловым значение этих процессов в
высшей нервной деятельности мы доказали
экспериментально.

А ведь сам Иван Петрович глубоко вдумы-
валея именно в эти наши работы и их оце-
нивал по-своему. В знаменитых «средах» он
неоднократно возвращался к нашим данным
и указывал, что они многое вскрыли для не-
го в процессах высшей нервной деятельно-
сти.

Я должен поддержать упрек, который
В. М. Быков бросил А. Д. Сперанскому о том,
что в системе развития своих мыслей Сле-
ранский недостаточно ссылался на Павлова.
Когда говорится о нервной трофике, то ясно,
что в центре должна стоять фигура И. П.
Павлова.
	И. П. Павлов ясно разграничивает патоло-
гический процесс как таковой от той дея-
тельности, которую он называет «деятельно-
стью оборонительных приборов тела».
	Если мы более общо будем понимать за-
щитные реакции организма, включая в них
вообще компенсаторную, вспомогательную
деятельность органов, то мы можем выде-
лить их в 06обую группу физиологических
функций. А возможность компенсаторной
деятельности вегетативных органов явится
тогта важнейшим физиологическим вопросом.
	Я придерживаюсь мнения Павлова, что
это есть физиологическая функция, которая
должна непременно стоять не только в поле
зрения физиолога, но и быть предметом по-
вседневного изучения со стороны гигиени-
стов, и хочу только напомнить им, что та-
кая физиологическая работа налагает на
них большие обязательства Ведь И. П. Пав-
лов назвал гигиену «медициной будущего».
	Я ечитаю совершенно необходимым на на-
стоящей сессии поставить также насущный
вопрос о конкретных формах обеспечения и
развития павловской физиологии.
	эдесь важнейшим требованием является
	широкое развитие павловской физиологии не
	Прения по донладам анал, Быно
	Скажу о собственных ошибках. В 1948
Tory вышла моя книга «История учения 05
‘условных рефлексах». Эта книга писалась
в течение шести лет и была закончена еще
хо войны. Она была задумана в порядке
осуществления одного из замыслов Ивана
Петровича Пзвлова — критически пересмо-
треть весь наш фактический материал и его
систаматизировать. Он в отлной беседе ео
	мной и © другими нашими сотрудниками.
	говорил, что хорошо было бы как-нибудь
заняться, разложить 2ъ многообразный
наш материал, в котором есть и совпадения
и противоречия, разложить по полочкам и
полвести иззестные итоги.
	Я поставил перед собой задачу дать опыт
работы павловской школы по изучению
высшего отдела головного мозга. Прежде
всего, можно ли назвать эту книгу марк-
систской историей учения 06 условных

рефлексах? Конечно, нёт. Правда, автор и
не ставил перех собой задачи, это видно и
из прелиеловия.
	Далее, мною предполагалось дать «опыт
работы павловской школы» не только ¢
фактической, но также’ и с методологиче-
ской стороны.

Если с фактической стороны этот «опыт»
я лично на основании многочисленных
отзывов, которые. я получил, признаю
удачным, то с методологической стороны
	WOH «опыт» я ечитаю неудачным. В книге
	мною были допущены два основных де-
фекта.

Прежде всего в ней не выявлен в пол-
ной мере стихийный диалектико-материали-
	В настоящее время трудно найти 00ъ-
ективно мыслящего человека, который бы
не признал, что классическими трудами
И. П. Павлова по физиологии пищеварения
заново создан один из важнейших разделов
физиологии — раздел физиологии пищева-
рительных систем человека и животных.

Нетрудно в этом видеть исключительное
признание и особую заслугу нашей отече-
ственной русской и советской науки как са-
мой прогрессивной, самой передовой науки в
мире.

Наряду © важными успехами в фи-
зиологии -нищеварения мы со всей откровен-
ностью и прямотой должны сказать, что на-
следетво И. П. Павлова в этой области ис-
следования.еще недостаточно нами освоено и
разработано.

Нап долг и нанга задача — поставить ис-
следовательскую работу по изучению вопро-
сов физиологии и патологии пищеваритель-
	HOH системы так, чтобы она полностью от-
	вечала павловскому направлению в физиоло-
гии и патологии. чтобы она целиком и пол-
	‚ностью была пронизана павловскими идеями
	и принципами, являющимися в своей основе
сугубо материалистическими и диалектиче-
ски обоснованными.

Наряду с этим мы должны уделить макси-
мум внимания глубокой и серьезной разра-
ботке наследства, ‘оставленного Павловым в
области физиологии и патологии пищевари-
тельной системы.

Павлов придавал так называемой экспе-
риментальной патологии и эксперименталь-
ной терапии пищеварительного аппарата
исключительно важное и серьезное значе-
ние. Ёше полвека тому назад он выдвинул
	во всей полноте илею о создании экхопери-
	ментальной патологии и экспериментальной
терапии как неотъемлемых приемов физио-
логов в решении вопросов клинической прак-
ТИКИ.

Жизнеутверждающе звучат слова И: П.
Павлова о том, что «окончательная победа
медицины придет только через лаборатор-
ный эксперимент».

Но мы должны признать, что эти бес-
спорно плолотворные идеи Павлова не
нашли в наших физиологических лаборато-
риях надлежащего продолжения и развития.

Взять, к примеру, вопрос о патогенезе яз-
венной болезни. В течение ста лет медицин-
	Все мы считаем отцом нашей физиологии
И. М. Сеченова не только потому, что он
‚первый лал самостоятельные труды, но И
	ПОТОМУ, что он полнял на принципиальную
	высоту нашу отечественную физиологию,
потому. что. откликаясь на призыв Герпе-
	- На, Чернышевского, исхолил 03 филосод-
	ского материализма и боролся © идеализ-
-мом. Так возникла гениальная мысль 0
рефлексах головного мозга.

Приведем справку, освешающую вопрос
. Иначе.
	«Ноихический акт не может явиться В
` сознании без внешнего чувственного в0з-
буждения».— писал в своем классическом
`труле «Рефлексы головного мозга» И. М.
Сеченов, развивая и конкретизируя мысль,
высказанную еще в ХУП столетия фило-
софом Гоббсом», — этому учит со страниц
своего учебника советскую молодежь укра-
пнекий академик Бабский в своем учебнике
Ha стр. 603, изд. 1947 г.

Все мы знаем многочисленные жалобы
паших корифеев физиологии на то, что их
капитальные открытия в физиологии 09-
кралываютея иностранцами.
	Н. Е. Введенский в своей монографий
‘говорит, что он в 1895 году на Мюнхен-
ском конгрессе физиологов демонстрировал
свае крупнейшее открытие — взаимосвязь
процессов возбуждения и торможения в
-коре головного мозга. «На этой демонетра-
ции, — говорит Введенский, — присутство-
вал Геринг, который через год повторил
опыт, но на мозге обезьяны. Он их описал и
_нигле не упоминает, — говорит Введен-
ский, — 0 том, что я сделал это раньше его».
	_ Таким образом, взаимосвязь процессов
торхожения и возбуждения в коре’ голов-
ого мозга открыта Введенским.

Бабский же всю честь этого открытия
приписывает Шеррингтону.
	Теперь посмотрим Бабекого в роли кри-
тика. На одной сессии я поделился своим
	Речь проф. Ф. П. МАЙОРОВА
	Институт эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова
		стический путь исследований И. П. Пав-
лова.

В книге отсутствует также итоговая ме-
  тодологическая глава, которая должна была
  бы в ней быть. Поэтому в этом отношении
книга оказалась по существу незакончен-
ной. Это, конечно, не оправдание для ав-
тора.

Второй крупный дефект книги состонт в
Том, что в ней оказалась невскрытой глубо-
кзя органическая связь матерналистиче-
ского мировоззрения Павлова с матернали-
стическими идеями передовых русских мыс-
лителей ХХ столетия (я имею в виду Гер-
цена, Чернышевского, Добролюбова, Писа-
рева).
  Моя позиция в общей методологической
оценке учения Павлова о высшей нервной
деятельности многим должна быть ясна не
из книги без философского конца, а из
моих докладов на павловских сессиях, на-
учных конференциях и заседаниях ученых
советов ленинградеких институтов, где я
работал.

Моя точка зрения по данному вопрееу
тостаточно ясна из опубликованной в
1949 году брошюры «Ответ американским
критикам Павлова».

Тов. Александров сегодня правильно го-
ворил о том, что мы проявляем совершенно
недопустимую беспечность, не давая долж-
ного отпора англо-американским реакционе-
рам — «критикам» Павлова.

В этом повинны и физиологи и, еще более
того, наши философы. Я думаю, что такая
ответственная научная и политическая ра-
	Речь И. Т. КУРПИНА
	Доктор медицинских наук. Институт физиологии центральной нервной системы, г. Ленинград
	ская мысль находилась и до сих пор еще в
значительной мере находится в плену ло-
калистических, метафизических теорий ино-
странных патологов, клиницистов и физио-
логов о возникновении и развитии язвы же-
лудка и 12-перстной кишки. Ло сих пор
многие придерживаются механической тео-
рии Ашофа, воспалительной теории Конеч-
ного, пептической теории ЁВлода Бернара—
Ввинке—Лериша.

Еще до сих пор среди некоторой части
клиницистов имеет успех теорня патогенеза
язвенной болезни Балинта, сосудистая тео-
рия Вирхова. Многие. советские клиницисты,
среди которых можно было бы назвать та-
ких, как Петров, Богораз, Гальперн, Нижи-
бицкий, Зильберман, придерживаются пеп-
тической теории, получившей в последние
тоды особенно широкое распространение в
американских и английских медицинских
кругах.
	В своему стыду, мы должны сказать, что
местную теорию образования язвы желудка,
локалистическую по своему содержанию тео-
рию, поддерживают и в той или иной форме
высказывают и по сей день некоторые круп-
нейнтие физиологи. Так, на происходившей
недавно в Институте физиологии централь-
ной нервной системы Академии медицинских
наук СССР научной конференции по пробле-
мам язвенной и гипертонической болезней
проф. Н. А. Рожанский представил доклад,
трактующий механизм образования язвы в
желудке как местный процесс, вне связи с
нервной системой, корой головного мозга.

Придерживаясь таких взглядов, иселедо-
ватели забывают, что в настоящее время
наши современные знания позволяют со всей
определенностью говорить не о язве желудка
или язве 12-перстной кишки, а о язвенной
болезни, как общем заболевании всего орга-
низма, где нервному фактору принадлежит
очень важная роль.

Более современным следует считать не-
врогенные теории патогенеза язвенной бо-
лезни. Однако не все они дают правильное
освещение механизма образования язвы.

Бергман весь упор ставит на дисгармонии
вегетативной нервной системы, отрывая по-
	следнюю от высших нервных регуляторных
центров —— коры головного мозга. Этой тео-
	рии в основном придерживаются и невото-
	Речь проф. А. И. ЕМЧЕНКО
	Киевский государственный университет
	экопериментальным материалом в докладе
«Факторы пространства и времени в. услов-
но-рефлекторной деятельности животных».
Этот доклад был подвергнут Бабским уни-
чтожающей критике. Он обвинил меня в
извращении учения Павлова и в бихевио-
ризме. Но в чем же суть моего бихе-
виоризма? Я, видите ли, осмелился у щен-
ков находить восприятие философских кате-
торяй пространства и времени. Я бы
не останавливался на вопросе восприя-
тия пространства, если бы этот вопрос
не имел принципиально важного значения.
В этом вопросе нам помогает разо-
браться хиалектический материализм.
	Я приведу слова В. И. Ленина из «Мате-
ризлизиа и эмпириокритициема»: «Одно
дело вопрос о том, как именно при помощи
различных органов чувств человек воепри-
нимает пространство и каЕ, путем долгого
исторического развития, вырабатываются
из этих восприятий абстрактные понятия
проетранства.— совсем другое дело вопрос
о том. соответствует ли этим восприятиям
и этим понятиям человечества объективная
реальность, независимая от человечества».
В. И. Ленин прямо говорит, что есть два
понятия пространства: одно — абстрактное,
сложившееся путем долгого исторического
развития, и другое — конкретное.

Е. Б. Бабский путает эти два поня-
THA.

Bor tyr I. С. Бупалов  расеказы-
вал, что Павлов открыл такой услов-
ный раздражитель, как время. «Но что та-
noo” время?» — Бупалов неопределенно
развел руками. Конкретное восприятие
пространства и конкретное восприятие
времени — это одно дело, и совсем дру-
гое — абстрактное понятие, которое мы
имеем. Это пример субъективного подхода
EK животному, в анализу того, как оно вос-
принимает время и пространство. Вак жи-
вотное воспринимает время и простран-
ство, — это задача физиолога. Это, П. С.
Купалов, ваша задача — раскрыть, как
	рые наши клинициеты, в частности, проф.
Бадылкее.

А. Д. Сперанский и его школа считают
ведущим звеном в механизме образования
язвы раздражения центральной или перифе-
рической нервной системы, которые вы-
зывают наруптение трофики в органе. Одна-
ко эта теория, так же как и вышеуказанные
неврогенные теории, игнорирует в своих
положениях роль высшего регуляторного
центра больших полушарий — коры толов-
ного мозга. Мы считаем, что правильное
решение вопроса о патогенезе язвенной 00-
лезни может быть только на основе павлов-
ского учения, & именно с точки зрения ко]-
тико-висцеральной теории.

В связи с вышесказанным я хотел бы: сде-
лать некоторые замечания по поводу высту-
пления заместителя министра здравоохране-
ния РСФСР тов. Иванова. Создается впе-
чатление, что тов. Иванов не разобрался в
сущности кортико-висцеральной теории па-
тогенеза язвенной болезни. Казалось бы, что
он должен был осветить нам, как органы
здравоохранения намечают перестроить свою
работу в связи с темой происходящей ди-
скуссии. Но этого мы не услышали от не-
го. Наоборот, мы услышали необосно-
ванные и несерьезные высказывания от-
носительно невозможности объяснения PAIS
заболеваний с павловских позиций, т. е. по
существу мы услышали завуалированную
защиту зарубежных, реакционных, локали-
стических теорий.

Следовательно, вместо мобилизации вра-
чебной общественности вокруг вопросов пав-
ловского учения и его внедрения в практику
советского здравоохранения тов. Иванов
ориентирует медицинских работников на
отрыв павловекого учения от вопросов меди-
Цинской практики, на невозможность при-
менения принципов учения Павлова в реше-
нии ряда вопросов практической медицины.
	В заключение позвольте призвать клини-
цистов объединиться © физиологами и фи-
	зиологов © клиницистами для решения 00-!
	щих задач клинической практики. Цусть
единый фронт представителей теоретической
п практической медицины послужит еще
большим стимулом к осуществлению замеча-
	тельных идей гениального естествоиспыта-
	теля И. П. Павлова о союзе между физиоло-
гией и кЛИНИКОЙ.
	жизотное воспринимает время и простран-
ство. Е животному нельзя подходить с по-
зиций субъективизма, с вашего человече-
ского миросозерцания. И этому учат исто-
рические традиции развития нашей науки.
Сеченов указывал, что способность воепри-
нимать пространство и время приобретает-
ся путем опыта ребенка. Оно кажется нам
внечувственным. так как воспринимаетея
при помощи «темного мышечного чувства».
	Вопросы восприятия пространства и вре-
мени имеют чрезвычайно большюе практи-
ческое значение. Эти славные традиции се-
ченовекой школы продолжала павловекая
школа.
	Как известно. Константин Михайлович
Быков в своем классическом опыте показал,
что после перерезки мозолистого тела у жи-
вотного пропадает способность «дифферен-
цировать» положение свистка справа от
положения слева. Вот пример физиологиче-
ского анализа с материалистических пози-
ций.

Теперь остановлюсь еще на том, как Баб-
ский, как руководитель развития павлов-
ского учения на Украине, представляет его
развитие. Цитирую его первый тезис на
юбилейной Павловской сессии: «И. П. Пав-
лов в своем гениальном учении о выс-
шей нервной деятельности раскрыл оенов-
ные физиологические механизмы — дея-
тельности выеших отделов ‘центральной
нервной системы. Дальнейшее изучение
элементарных и физиологических процес-
гов нервного возбуждения и торможения,
	по мнению И. П. Павлова, елелует веети.
	с помощью физики и химии, которые дол-
жны помочь раскрыть природу этих про-
цессов».

Таким образом, павловский метод уелов-
ных рефлексов — это пройденный этап...
Нам остается применять физику и химию
тля тальнейшего развития,
	Я убежден, что сессия явится поворот-
ным пунктом в развитии павловской науки.
	Bt,
ТИ.
	Te
ve
	ов
AB.
	ИЯ,
Ba
AR,
ГСЯ
THO
	‘только в больших центрах -— в Москве и
	Ченинграде. Перед периферийными физиоло-
гами вузов всей нашей страны стоит ответ-
ственнейшая задача руководить внедрением
этого великого учения во все дисциплины
BY3OB.

И тут прежде всего—0о руководителях. Сей-
чае все хотят быть павловскими физиолога-
ми. И мы видим, как ученые, которые всю
жизнь отворачивались от павловской физио-
логии и разрабатывали мелкие детали, по-
черпнутые из работ второстепенных ино-
странных авторов, сейчас претендуют на
ведущую роль как павловские физиологи.

Е таким ненормальным явлениям относят-
ся претензии действительного члена Акаде-
мии наук УССР Бабского на то, чтобы руко-
водить павловской физиологией.
	Й дальше вопрос: может ли воспитывать
павловские кадры даже самый квалифициро-
ванный павловский физиолог, если эти кад-
ры по положению лишены возможности при-
общаться к научной разработке учения Цав-
лова? Может ли сформироваться полнопен-
ный павловский физиолог — научный ра-
ботник и преподаватель из ассистента, ко-
торый только после напряженной педагоги-
ческой работы может приступить к научной
работе? Ведь павловский опыт, в котором мы
шаг за шагом следим за физиологическими
процессами, длится не менее 6, а иногда и
10—12 часов. Увеличивающаяся педагоги-
ческая нагрузка в вузах делает совершенно
нереальным требование воспитывать пав-
ловеких физиологов.
	Конечно, важны и вопросы программы, и
вопрос об учебнике. Недопустимы учебники,
в которых подрастающее поколение ‘воспи-
тывается на немарксистских и космополити-
ческих началах. Поражает, как могло быть
допущено такое пренебрежительное отноте-
ние к теории отражения Ленина, которое мы
находим в учебнике Бабекого? Эта основа
диалектико-материалистической теории по-
знания изложена как дополнение к учению
о специфической энергии Мюллера в виде
нескольких строчек мелким шрифтом. В из-
ложении Бабского отец русской физиологии
И. М. Сеченов, наша. гордость — И. П. Пав-
лов и акад. Ухтомский, — все являются
только ‘продолжателями того, что делали
иностранные ученые.
	заканчивая выступление, я ве могу не
высказать полной уверенности в том, что на
этой сессип мы, физнологи, найдем то на-
правление для наших исканий, которое яв-
ляется правильной основой развития полез-
ного павловского физиологического знания,
столь нужного для нашей великой Родины.
Мы этим отдадим должное памати великого
Павлова и вооружим нашу науку новыми
основами, прочно стоящими на великом
диалектическо-материалистическом учении
	Маркса-——Энгельса—Ленина-——Сталина.
	И Че