6 АВГУСТА 1950-г., №`218-(11690)
			ПРАЗЛА

Махмут Макал
	Стамбульская
	В начале нынешнего года
	Стамбуле вышла книга Махмут
Макала. «Наша деревня». Книга
вызвала оживленные отклики в
кругах турецксй интеллигенции и
в турецкой прессе. В течение
трех месяцев она выдержала три
издания — факт небывалый в ту-
рецких условиях. Автору ее —
17 лет. Он сын крестьянина Цен-
тральной Анатолии, безвыездно
живущий в деревне, и последние
два года—учитель сельской шко-
лы. Его записки показали жизнь
и быт современной турецкой де-
ревни во всей ее потрясающей
наготе. Книга произвела огром-
	Турции.
	ное _ впечатление
печать отмечает,
	печать отмечает, что Махмут Макал’ рас-
крыл перед читателем весь ужас нищеты и
произвола, царящих в турецкой деревне.
	зима сволит счеты. 0 жизни в Восточной
Анатолии идет худая слава. Мы же живем
в Центральной Анатолии. Я вижу собствен-
ными глазами наши страдания и прихожу
в ужас, когда думаю: неужели жизнь в Во-
сточной Анатолии еще тяжелее нашей? Нет
жилиша и одежды, чтобы спастись от холо-
да. Нет пищи, чтобы утолить голод, Нет
топлива. Можно ли зимовать в таких усло-
виях? У нас, если покупзют одежду, то не
чаще чем один раз в пять — десять лет,
причем эта одежда сделана из самого плохо-
го материала. Здесь не ноеят пиджаков, &
только жилет и брюки, На ногах — дере-
вянные башмаки. Вожаную обувь имеют
очень немногие, Большинетво. мужчин ви-
мой носит деревянные башмаки, а летом
башмаки из овечьих шкур. Редко у кото
есть носки. Поскольку зимой люди почти
не выхолят из дому, да и некуда им ходить,
то большинство обходится деревянной
обувью,

Женщины одеты еще хуже. Холод они
переносят легче, чем мужчины, но зимой
женщины больше работают. Они ухажива-
ют за домашним скотом, таскают воду, и
вся работа лежит на их плечах. Мужчина
же сидит в хулых штанах дома и дрожит
	от холода, Нам говорят, что сжигать кизяк
	безумие,. ибо он нужен для удобрения по-
лей. Иногда даже в газетах помещаются
статьи на эту тему, но, видимо, авторы та-
ких советов не знают, что у нае нет даже
навоза. Но если коестьянич не будет жечь
	58803. ТО Чем же ему обогреться? Разве
	только ему остается сжечь свои грехи! Мно-
	о ли наидетея крестьян, которые видели
	дрова и уголь? Отеутетвие. топлива — 0ед-
ствие для крестьянина.

У меня в пеколе занимается 50—60 уче-
ников. До начала февраля мы, дрожа от хо-
лода, кое-как занимались, В феврале у нас
иссякли вое запаеы топлива, и положение
осложнилось. Оказалось, что только у двоих
из учеников есть кизяк. Но это — дети
кулаков. Поэтому я даже и не осмелился
просить их принести в школу топливо.
Днем я еще кое-как работаю, однако с на-
ступлением вечера сижу, ничего не делая,
и дрожу от холода, Мы жгли тетради и кни-
ги, чтобы дотянуть до. апреля. Взрослые лю-
ди © трудом переживают зиму, а дети поги-
бают. Детей до году не осталось ни одного
в деревне — все погибли. Холод и болезни
унесли этих крошек. В нашей деревне жи-
вет инспектор здравоохранения. Он обелу-
живает 13 деревень. Иногда он заходит ко
мне. Мы вместе с ним написали правитель-
ственному врачу письмо о положении в де-
ревнях. Через 35 дней снова написали и
получили, наконец, такой ответ:

«Зима очень сурова. Ввиду того, что все
дороги занесены, мы не можем выехать
в деревню. Даже если бы мы и нашли
грузовик, все равно мы ничего не могли бы
сделать. Пусть родители держат детей
в тепле, пусть дети отдыхают и пьют ле-
карство от кашля. Пусть делают им со-

гревающие компрессы, лучше кормят. Мы
посылаем вам две брошюры, читайте их
	населению, и если люди будут соблюдать
этот режим, то смертность частично
	сократится...»
	Лахмут Макал не ставил перед
собой задачи обличать правите-
	лей Турции — виновников бед-
ствий турецкого   крестьянства.
Тем не менее его книга — обли-
чительный документ большой си-
лы. Так и расценили ее турецкие
власти. Их первой реакцией на
выход в свет книги Махмут Мака-
ла был арест автора и предание
его суду. Однако даже судебные
органы не нашли оснований. для
обвинительного приговора. Дело
Махмут Макала было прекращено,
и он вернулся в родную деревню.

Ниже публикуются несколько
отрывков изкниги Махмут Макала,
несомненно представляющей об-
щественный интерес в силу своей докумен-
тальности и безыскусственного, правдивого
показа жизни турецкой. деревни. Перевод сту-
рецкого сделан В. Крымским и А. Пакаевым.

го согреемся. В теплые дни мы занимаемся
с детьми на травке. Кругом пашут кресть-
яне. Одни пашут на волах, другие на ослах,
некоторые обрабатывают землю даже моты-
гой. Около меня пашет крестьянин, а его ©6=
	‘стра разлелызает вепаханную землю моты=
	гой. Она босая, руки в мозолях, лицо в мор-
шинах.
	Мои ученики рассказали мне, что брат з2-
	ставил ее растаптывать колючки босыми
	ногами, она покалечила ноги и долго болела,
но теперь поправилась. Соседи смеются, го-
воря, что теперь у нее ноги каменные и ей
не нужно обуви. Вид у нее болезненный,
лицо пожелтело. Пот с нее льется градом. Но
действительно, она теперь не замечает, хо-
дит ли по колючкам или по камням. Волы
устали и остановились, но девушка продол-
wala работать. Я спросил у крестьянина:
— Сколько земли вы обрабатываете за
	день’
	урнал
«Сторонники мира» № 13
	Вышел в свет на русском языке № 13
журнала «Сторонники мира» — органа По-
стоянного Комитета Всемирного конгресса
сторонников мира.

Под рубрикой «Факты обвиняют...» жур-
нал печатает материалы, разоблачающие
американскую агрессию в Корее. В ряде кот-
респонденций, опубликованных в номере,
освещается ход кампании по сбору подписей

под Стокгольмеким Воззванием в различных
странах.
	БВ статье г-жи Сунь Ят-еен «Витай ro-
лосует за мир во всем мире» рассказывается
о борьбе китайского народа за мир.

Журнал публикует материалы, клеймя-
щие пропагандистов новой войны: члена ан-
глийского парламента Робертса, американ-
ских конгрессменов Риверса, Бентеена и
Брюстера, физика-атомника Кэмптона, тре-
бующих применения атомного оружия, а
также членов пресловутого «Международно-
го комитета по изучению европейских про-
блем» Поля Рейно, Ле Трокера, Мур-Враба-
зона, Ванситтарта и других, опубликовав-
ших недавно доклад с требованием использо-
вания атомной бомбы, биологических и дру-
гих средств войны.

В конце номера опубликована общирная
информация о движении сторонников мира
во всех странах.
			5 августа в г. Гоилиси состоялось сове-
цание Патриарха Московекото и веея Py-
сп Алексия, Католикоса — Патриарха всея
Грузии Каллистрата и Католикоса — Пат-
риарха всех армян Георга УТ, посвященное
опросу защиты мифа.
	После сообщений и обмена мнениями ©о-
ющание приняло «Обращение Предстояте-
ef Русской, Грузинской и Армянской цер-
хвей к христианам воего мира», в котором,
в частности, говорится:

«Beem хорошо известно то упорство, с
каким враги мира продолжают готовиться к
юйне. Они стараются прикрыть свои за-
увелы широкими планами «помощи» дру-
им народам, а злую волю к войне — яко-
бы оборонительными союзами. Но их выдает
напряженноеть их военных приготовлений
в их стремление навязать мирным народам
сю ВОЛЮ вместе с запасами смертоносных

орудий.
	Однако в противовес усилиям этих вра-
оз мира, подготовляющих новую войну,
стремительно растет и укрепляется союз
спронников мира, объединяющий всех. лю-
{1 доброй воли — без различия политиче-
ских и религиозных убеждений. Нравствен-
1 превосходство этого союза и ето мощь
	внушают народам уверенность в победе нал
урачными силами войны. Уже многое сде-
	1ано в смыхле укрепления этого союза ми-
илюбивых людей в деле сопротивления на-
супательным планам врагов мира. А’в мар-
те этого года весь мир услышал от Посту-
явного Комитета Всемирного конгресса сто-
рнников мира призыв к запрещению атом-
nono оружия. В этом призыве сказалась со-
BCT человечества, обязывающая каждого
з Нас ПОДНЯТЬ свой голос против оружия
смерти.

„.Руесвая православная церковь сразу
присоединила свой голос к голосу сторон-
ников мира, как сделала это и: церковь Гру-
	зиНовая ий другие православные церкви —
Румынская, Болгарская, Албанская, Поль-
кая, Присоединилась к союзу защитников
мира и Армянская церковь...

Но враги мира всеми способами изощря=
ются в мерах сопротивления этой правде,
урожая ей сверхмощными силами разру-
шения и смерти. Поэтому мы, Патриархи
трех христианских церквей, нашли благо-
временным усилить помощь движению. CTO-
ронников мира и обратиться с призывом о
т0у же ко всему христианскому миру, кото-
	ВИШИНЕВ, 5. (Корр. «Правды»). В
ON Wa лучших зданий вишинева по-
yemaetca республиканский музей Г. И.
Готовского. В пяти залах выставлено
выше 1.500 документов, фотографий и
картин. Они ярко и полно раскрывают гб-
ронческий образ Котовского — примерного
артийца, опытного военного организатора
п искусного командира.

(юда, в музей Г. И. Котовского, приезжа-
ют экскурсии из Москвы, Ленинграда, Ки-
а, Одессы и других городов страны. 0со-
бен ‚много посетителей сейчас, в связи
	‚6 29-летием со лня гибели Г. И. Котовского.
	«Храбрейший среди скромных наших
уандиров и скромнейший среди храб-
рых» — так охарактеризовал товарищ Сталин
Григория Котовското.

Многочисленные документы рисуют Ко-
товского, как талантливого командира
Юрасной Армии, мужественного, пламенного
	ВЫСТАВКА
	рыи не может и не должен стать опорой
безумной политики уничтожения.»
	В обращении содержитея следующий при-
зыв Ко всем христианам:

«В приложении к нуждам современного
человечества христианское дело состоит,
прежде всего, в том, чтобы действенно ‘под-
держать благородные решения борцов за мир
о запрещении атомного оружия и о призна-
нии военным преступником того правитель-
ства, которое первым применит это оружие.

Е этому неотложному делу мы и призы-
ваем всех христиан и, прежде всего, до-
сточтимых Предстоятелей церквей.
	Тот же призыв направляем мы ик про-
тестантскому миру в лице «Всемирного С0-
вета церквей». Присоединившиеь к Сток-
тольмскому акту мира, «Веемирный Совет
церквей» на деле оправдал бы свое осужде-
ние военного насилия.

Мы призываем к тому же и католическую
часть христианского мира, в надежде, что
сна не разделяет политики римской курии,
всецело ставшей на поддержку поджигате-
лей новой войны, и что она не хочет слу-
жить опорой для этой антихристианской
политики истребления.

Пусть наш призыв дойдет и до Англи-
канской церкви, являющейся всегда про-
возвестницей идей христнанского единения,
& также и до всех других христианских
обществ, живущих на, земле.

Присоединяясь в указанным решениям,
христианский мир этим самым придаст им
такую нравственную силу, которая будет
в состоянии воздействовать и на самих но-
сителей идей войны.
	Одобрение решений о запрещении атом-
ного оружия и 06 ответственности того
правительства, которое его решитея при-
менить, Получит еще большее значение,
если духовенство и верующие всех хри-
стианских исповеданий, во имя спасения
человечества. от опасности новой войны,
еще более кровавой, чем все прежние вой-
ны,— присоединят к нему новые меры,
именно: если будут вступать в союзы за-
щиты мира и всемерно содействовать их
работе; если каждый архипастырь и ка-
ждый священник, будет продолжать ту же
работу на церковной кафедре, призывая
пасомых к молитве о мире во всем мире, к
мирному созидательному труду и благослов-
ляя всякие действия, направленные к
утверждению мира...» (ТАСС).
	патриота своей Родины. Он вел. кипучую
подпольную работу в Одессе, в тылу интер-
вентов, воевал против Юденича, Деникина,
белополяков, банд Антонова и других врагов
советской Власти.

Особенно неувядаема слава кавбригады
Котовского в жестоких боях с белополяками.
Товарищ Сталин, оценивая боевую деятель-
ноеть Вотовекого, пишет:
	«Я особенно хорошо помню его на поль-
ском фронте в 1920 году, когда т. Буденный
прорывалея к Житомиру в тылу польской
армии, а Котовский вел свою кавбригаду на
отчаянно-смелые ‘налеты на киевскую ар-
мию поляков. Он был грозой белополяков,
ибо он умел «крошить» их, как никто, как
говорили тогда красноармейцы»,

Прошло 25 лет со дня гибели Григория
Ивановича Котовского. Советский народ
окружил горячей любовью светлую память
героя.

Там, где жил Котовский
		ПРИЕМ В МИНИСТЕРСТВЕ
СОВХОЗОВ СССР
	В течение трех недель в Советском Союзе
находится делегация рабочих и руковоля-
щих работников государственных земледель-
ческих хозяйств Чехословакии. Они побы-
вали в совхозах Подмосковья, Украины,
Северного Кавказа, Костромекой области,
посетили заводы сельскохозяйственното ма-
шиностроения, научно-исследовательские
учреждения. Делегаты тшщалельно изучали в
совхозах агротехнику, механизацию, орга-
низацию ‘труда, внедрение в производетво
достижений сельскохозяйетвенной науки.

Министерство совхозов СССР 5 августа
устроило прием вернувшейся в Москву де-
легации. Гостей принимали министр совхо-
зов СССР Н. А. Скворцов, заместители ми-
нистра, чдены коллегии. Руководящие ра-
ботники министерства дали развернутые
	огветы на интересовавигие делегатов в9про-
	сы 00 оплате труда, организации социали-
стического соревнования, хозрасчете в сов-
хозах и селекционно-семеноводческой работе.

Руководитель делегации заместитель ми-
нистра земледелия Чехословацкой респуб-
лики И. Сирковский выразил глубокую бла-
тодарность Советскому — правительству,
товарищу И. В: Сталину за великую школу,
которую‘ пропили посланцы сельского хозяй-
ства Чехословакии, изучая достижения
сельского хозяйства СССР.

После ‘выступления члена делегации
Ю. Маурера краткую речь произнес
Н. А. Скворцов, пожелавший делегатам успе-
хов в переустройстве сельского хозяйства
Чехословакии.

На приеме присутствовал Чрезвычайный
и Полномочный Посол Чехословацкой рес-
публики в СССР г-н К. Крайбих. (ТАСС).

при каждой ветрече. я никак не могу за-
быть одного случая. В букваре мы прочли
предложение: «Папа, купи мне меду». Я
спросил у своих учеников, что такое мед.
Из 56 учеников только один видел мед,
остальные не имели о нем представления.
Й тот мальчик. который видел мел, видел
	его в соселней деревне,
	В нашей деревне выращивают и овощи.
Сажают в мае, собирают в августе. Кресть-
яне обычно сажают тыкву, свеклу. В тече-
ние нескольких месяцев утром и вечером
	ОНИ едят тыкву И свеклу, потому что дру-
	гой нищи нет. оимой едят вареную крупу,
причем во многих домах зимой даже нет
хлеба, и приходится 3—4 месяца ждать но-
вого урожая. Женщины и девушки собира-
ют траву. ее варят и едят. Почти в кажлом
доме кипит котел, но в нем нет пищи, а ки-
пит горе. От такого отвара, люди о И
бледнеют.

Правда, в некоторых домах едят фасоль
и картошку, но таких домов очень мало, на
всю деревню — пять или десять. Большин-
ство крестьян ест сухой хлеб, лук, кислое
молоко -—— это Всё. Крупа бывает очень ред-
ко. У моей соседки двое детей. Весной они
едят траву, зимой сухой хлеб. Все ее демаш-
пие вещи — это старый мешок, старая цы-
новка и несколько овечьих шкур. Мать и
дети зимой и летом спят на цыновке п
укрываютея ‘овечьей шкурой. Да поможет
им бог и даст терпенье!

Ввиду отсутствия корма количество ско-
та весьма ограничено. Из всей деревни толь-
ко в 5—6 домах едят масло, все остальные
готовят пищу на воде.

Торговля. Крестьяне очень трудолюбивы.
Там, где можно заработать 10 пара, они
будут работать 10 дней, Чтобы заработать
денег, крестьянин отправляется в путь на
любое расстояние. Иногда в нашу деревню
привозят изюм, а у нас покупают зерно.
Иногда крестьяне возят в город яйца, кур.
Торговлей занимаются только два крестья-
нина, один из которых скупает у крестьян
индеек и продает в городе.

Земельный вопоос. Несколько дней тому
назад я зашел к старосте деревни. В доме у
старосты я увидел странную картину: кре-
стьяне один за другим приходили к нему и
давали клятву. Позже я узнал, что их за-
ставляли давать клятву драться с крестья-
нами соседней деревни, чтобы отнять у них
землю. Такова наша темнота, заставляющая
нае враждовать. Такова земельная проблема,
которую никак не могут разрешить в Ана-
толии.

Склады. Некоторые крестьяне имеют са-
райчики около своего дома. Однако не каж-
дый может построить себе такой сарайчик.
Обычно. крестьяне роют глубокие ямы и
хранят там зерно. Естественно, зерно в ямах
переменгивается с землей, портится, пропи-
тываетея влагой, и крестьяне остаются ео-
всем без хлеба. .

Хлеб. Как трудно в деревне заработать н на
хлеб, так же трудно его выпечь, так же
трудно его и есть. В деревне нет обычных
печей для выпечки хлеба, и крестьяне дела-
ют печи в земле. Не думайте, что в деревнях
елят хлеб, похожий на горолекой. Злесь едят
	лепешки, часто такие сырые, что они трулд-
	но перевариваются. Этот хлеб екорее всего
напоминает жесткую резину. Сначала этот,
твердый, как картон, хлеб размачивают, по-
том уже едят. Если бы вы знали, как трудно
печь хлеб в деревне! Мне кажется, что эта
работа наполовину сокращает жизнь налгих
женщин. Некоторые крестьяне осенью целы-
ми неделями занимаются выпечкой лелешек,
й затем едят их до весны, размачивая в во-
де; В соседней деревне некоторые крестьяне
едят свежий хлеб. Они пекут его чаще, чем
мы. За то, что женщины пекут плохой хлеб,
мужья избивают и оскорбляют их.

Когда женщина печет хлеб, у нее из глаз
от черного дыма, текут слезы. Все помещение
наполняетея дымом, YrapoM и, если бы
меня спросили, что такое адские мученья, те
я бы ответил: «Это печь хлеб в нашей де-
ревне».

Я также ем этот черствый хлеб, который
в 20 дней один раз соседи пекут мне. Пер-
вые 5—6 дней этот хлеб еще можно есть, но
потом он превращается в кусок камня и
даже после того, как его размочишь, его гло-
таешь в трудом. Только котда человек очень
голоден, он может есть такой хлеб. Я могу
съесть в день всего несколько таких несъе-
добных лепешек. Поэтому выпеченных для
меня лепетшек хватает на, 50 дней. Мой сосед
однажды сказал мне:

— Ты напрасно сеылаешься на чер-
ствоеть хлеба и слишком увлекаеться свои-
ми’ книгами. Человеку досталочно прочесть
одну книгу, да, и того мното...

Я ему ответил:

— Ваш хлеб невозможно есть, и нигде не
едят такого хлеба. Я считаю, что для сохра-
нения здоровья крестьян им нужен, в пер-
вую очередь, хороптий хлеб.

На это мой ‘сосед сказал:

— Городской хлеб переваривается за

один час, а наш за 5 часов. Если бы мы
питались городским хлебом, то разве нашему
брату хватило бы хлеба?..

Машин у нас нет. Холодная зима смени-
лась теплыми весенними днями, и мы немно-
	„т
И!
	— Иногда 10—15 шагов, — ответил
крестьянин. .

Темпы — не быстрее черепашьих. Земля
здесь каменистая, и обрабатывать ее трудно.

Ypomaii, Наступил июнь, Хлеба созрели:
У нас сеют ячмень, пшениду и рожь. Я жну
вместе с крестьянами. Мой отец, сестра’ и
брат круглые сутки работают в поле, не
возвращаясь домой, Рано утром, на рассве-
Te, я также спешу в поле и работаю вместе
е ними. Вогда я вечером возвращаюсь домой,
на меня смотреть страшно! Рубашка прили-
пает к телу, волосы спутались так, что
нельзя расчесать, грязь и пот превратили
волосы в черный цемент. Я весь в грязи,
одежда на мне рваная, и мне стыдно встре-
чаться с людьми. А вымыться невозмож-
но — нет воды. По дороге я ветречаю наше-_
го кулака, и он мне говорит:

— Передай твоему отцу, что стыдно на
тебя смотреть, ты похож на батрака...

Вогда я кончил школу, мне сказали:

— Раз ты учился, то должен быть губер=
натором, либо начальником уезда. Что тол-
ку, если ты будешь работать как рядовой
крестьянин?

Мой отец. Вогла наступает молотьба, мы
питаемея либо тыквой, либо свеклой. Еду
нам приносят в открытой посуде, так, что по
‘дороге всея пища смешивается © пылью.
Только я заметил, что мы целый день рабо-
таем в грязи и пыли, так неужели мы не
можем хоть поесть из чистой посуды.—
как отец вскипел. Он закричал:

— Можно подумать, что ты родился и во-
спитызался в Стамбуле! Ты не забывай, что
ты сам-то заквашен на грязи!

Вчера нам принесли тыкву с простоква-
шей, однако вся простокваша была покрыта
толстым слоем пыли. Я решил пошутить и
сказал отцу:

— Простокваша, как известно, бывает
белая. Где же делают черную простоквашу?

Отец возмутился и сказал:

— Ты должен знать, что батрак должен
съесть за гол целую телегу пыли, и если он
	не натлотаетея пыли. то заболеет...
	_ Моя мать. Наступил пост. Моя мать, не-
смотря на то, что говела, работала вместе ©
нами. Так как она целыми днями не ела
и не пила — она вся высохла. Глядя на нее,
я страдал вдвойне. Хотя большинство вре-
стьян постится, однако в этом году мы де-
шево отделались: всего-навсего умер от го-.
лода только один молодой человек. Что же
касается малых детей, то здесь картина дру-
тая. Пока родители косят на полях, смерть
косит детей. В деревне каждый день уми-
рает какой-нибудь ребенок в возрасте от.
одного месяца до одного года. За первые две
недели умерло 22 ребенка.

Если я спрашиваю иногда у матери что-
либо, она мне отвечает;

— У меня нет силы произнести даже
одно слово.

Она ‘целый день молится. Когда я спра-
шиваю ее;

—- Хорошо, мать, но разве ты не устаещь
молиться? :

Она мне отвечает:

— Нсли бы я не произносила слова
молитвы, то у меня нехватило бы терленья
вынести такую жару.

О с=бз. Эти записи я делаю в поле на
рассвете. Урожай созрел. Отец работает
в поле. Мы с матерью собираем арбузы.
Жара невыносимая. В деревне никого нет:
все на работе. Серое поле, Все выеохло. Нет
воды.

С наступлением вечера возвращаемся до-
мой. Завтра утром мы пойдем дергать горох.
Колесо судьбы душит нае, нангу жизнь TAR
же, как тысячи лет тому назад. Ничего
не изменилось. Я бессилен рассказать’ всю
правду. Где наши писатели, где наши’
художники? Они должны бы видеть все это
и написать об этой горькой жизни целые
произведения,

Наш писатель Якуб Вадри в своем романе
«Ябан» пыталея нарисовать жизнь деревни.
OxHako Wo этому поводу подняли настоящий
вой, его обвинили в клевете на турецкую
деревню. Но люди, которые думают, что это
клевета на турецкую деревню, не знают
страны. А еели мы не знаем деревни, то
давайте лучше не будем выступать ее адво-_
хатами. 7
	(Продолжение следует)
	СЛЕТ ЮНЫХ ТУРИСТОВ

КИЕВ, 5. (Морр. «Правды»). Сотни ты-
сяч школьников Украины совершают
экскурсии и походы, изучают родной край.
В туристеких базах Москвы, Ялты, Враено-
дона, Запорожья, Канева и других городов
проволят летний отдых евыше 16 тысяч
	детей.
Вместе с пионерами и школьниками
	Украины в экскурсиях и походах по род-
ному краю участвуют школьники Литвы.

Открылея второй республиканский слет
юных туристов, краеведов, натуралистов-
мичуринцев.

Прибывшие на слет юные путешествен-
ники привезли © собой археолотические Ha-
ходки, гербарии, дневники, альбомы.
	рабочим классом, преследуя сторонников
мира и все прогрессивные демократические
элементы.

В то время как буржуазная демократия
находитея в состоянии глубочайшего кри-
зиса, показывая всему миру свою несостоя-
тельность, страна диктатуры рабочего клас-
ca — Советский Союз являет собой расцвет
подлинной демократии, демократии социа-
листической. Величайшие завоевания 600-
циалиетической демократии нашли cBoe
законодательное закрепление в Сталинской
Конституции, свидетельствующей 0 том,
что социализм и демократия непобедимы,
	В речи «0б основании Воммуниетического
Интернационала» В. И. Ленин пророчески
Говорил: «...МЫ боремея не только за побе-
ду социализма для нае, не только за то,
чтобы дети наши вспоминали о катитали-
етах и помещиках, как о доисторических
чудовищах, — мы боремся за то, чтобы рабо-
чие всего мира победили вместе с нами»
(стр. 461).

Наша великая Родина — страна побе-
дившего социализма-—етоит во главе могу-
чего лагеря мира, демократии и социализ-
ма. Опираясь ма братскую помощь Совет-
ского Союза, на путь социализма прочно
ветали трудящиеся стран народной демокра-
тии, вырвался из цепей империализма и
завоевал свою свободу великий китайский

народ.
# * +
Произведения В. И. Ленина, вошедшие в
28 TOM, являются огромным вкладом в
бессмертную сокровищницу творческого
	марксизма.
В И Тенин в статье «Завоеванное И
	зтисанное» указывал: «Теория маркеизма,
освещенная ярким светом нового, воемир-
но-богатого, опыта революционных рабо-
чих, помогла нам понять вею закономер-
ность происходящего. Она поможет борю-
щимся 38 срержение капиталиетинеского
наемного рабства пролетариям всего мира
яенее сознать цеди своей борьбы, тверже
идти по наметившемуся уже пути, вернее
и прочнее брать победу и закреплять побе-
ду» (етр. 456).

В гениальных трудах В. И. Ленина и
И. В. Сталина марксизм получил свое даль-
нейшее развитие, поднят на новую, выс-
шую. ступень. Бессмертное учение марксиз-
ма-ленинизма оказывает великое воздей-
слвне на весь ход мировой истории, яв-
ляясь могучим оружием в борьбе рабочего
класса и трудящихся всех стран 35 мир,
демократию и социализм.

Вл. ЛЕБЕЛЕВ.
	Икрамова, Владимира КВайдалова, художни-
ка В. Рождественского и других. Здесь же
экспонированы кафтограммы роста газетной
и книжной продукции Узбекистана, 0собое
внимание посетителей привлекает раздел
политической карикатуры.
	ТАШВЕНТ, 5. (Корр. «Правды»). В
Узбекской государственной публичной биб-
motese имени Навои открылась республи-
канокая выставка  книжно-журнальной
графики. Представлены работы народных
хуложников Узбекской CCP Искандера

Шего типа, показывает коренную противо-
положноеть советской и буржуазной демо-
ROATHA.
	банклютивитийся интернационал каут-
	‚ их, шейдеманов, реноделей, макдональлов,
	PeHIOPCOHOR и им подобных, выслуживаясь
ред своими империалистическими хозяе-
ами, начал идеологический поход против
революционного марксизма, против совет-
ской России. Одним из первых выступил
злейший враг марксизма К. Каутокий, вы-
пустивший насквозь лживую книжонку под
названием «Ликтатура пролетариата».
	Распоясавтиеся Jakeu ‚ империализма,
рьяно выступазигие против диктатуры про-
тотариата, пытались убедить рабочий класс
западноевропейских стран, что если «боль-
шевистский эксперимент» (так они назы-
вали Октябрьскую социалистическую рево-
тоцию) удался в Росеии, то он якобы пепра-
вомерен и неприемлем для других страм.

Тенин не оставил камня на камне от
этого утверждения. Он писал, что «массам
пролетариев всех стран с каждым днем ста-
новилея яснее, что большевизм указал вер-
НЫЙ путь к спасению от ужасов войны и
нипериализма, что большевизм годится как
абразеи тактики для всех» (стр. 270).
	Жизнь блестяще подтвердила ленинский
	тлубоко научный вывод. Фальшивые р06-
казни каутеких о каком-то 060бом, не
тебующех будто бы революционных дей-
ствий, пути к социализму для других стран,
развеяны в прах. Рабочий класс, трудящие-
я вех стран на своем собетвенном опыте
	видят, что освобождение от цепей калитала
можно завоевать, только следуя великому
	примеру страны победившего социализма,
Только так, как учит ленинизм.

В ввоих произведениях Ленин показал ве-
личайшее значение диктатуры пролетариа-
Ta: «„диктатура пролетариата, — указывал
он,— являотся не только вполне законной,
Ка средство свержения эксплуататоров и
подавления их сопротивления, но и абео-
Лютно необходимой для всей массы трудя-
щихся, как елинственная залита против
диктатуры буржуазии, приведшей Е
войне и подготовляющей новые войны»
(стр, 444).
	Апологоты катитализма — правые  60-
цизлисты всячески восхваляют буржуазную
демократию. В. И. Ленин в своих работах
«Пролетарская революция и ренегат Езут-
ский», «Тезисы я доклад о буржуазной де-
мократии и’ диктатуре пролетариата»,
«0 «демократии» и диктатуре» и других
раоблачает всю фальшь и лицемерие бур-
	жуазной демократии, показывает ее антина-
родную сущность.

«Буржуазная демократия... — писал
Ленин,— всегда остается — и при капита-
лизме не может не оставатьея — узкой,
урезанной, фальшивой, лицемерной, раем
для богатых, ловушкой и обманом для экс-
плуатируемых, для бедных» (стр. 222).

Октябрьская социалистическая револю-
ция создала новую, пролетарекую демокра-
тию, которая, по определению В. И. Ленина,
в миллион раз демократичнее всякой бур-
жуззной демократии.

«Только Советская Россия дала проле-
тариату, и всему гигантекому трудящему-
ся большинству России, невиданную, невоз-
можную и немыслимую ни в одной буржу-
азной демократической республике свободу
и демократию, отняв, напр., дворцы и 060б-
няки у буржуазии (без этого свобода собра-
ний — лицемерие), отняв типографии и
бумагу у капиталистов (без этого свобода
печати для трудящегоея большинства на-
ции есть ложь), заменив буржуазный пар-
ламентаризм демократической  организа-
цией Советов, в 1000 раз более близких к
«народу», более «демократичных», чем Ca-
мый демократичный буржуазный парла-
мент» (стр. 88).

Ленин указывает, что буржуазии выгод-
но и необходимо окрывать от трудящихся
масс классовый хараклер буржуазной демо-
кратии. Превозноея мнимые достоинства
буржуазной демократии, правосоциалисти-
ческие атенты империализма изображают
ее «чистой», внеклассовой. На самом деле
буржуазная демократия является дактату-
рой эксплузтаторокого меньшинства Над
тромадным большинством ‘трудящихся и
экоплуатируемых. Ленин отмечал, что,
охраняя права господствующего меньшин-
стра, буржуазная демократия несет трудя-
щимся массам «военные положения или по-
тромы». Чем больше развита буржуазная
демократия, писал Ленин, — «...TeM ближе
бывает при всяком глубоком политическом
расхождении, опасном для буржуазии, н по-
грому или к гражданской войне» (стр. 225).

Каждый раз, как только возникает опас-
ность для каПИТалистического господства,
буржуазия прибегает к открытому террору,

wi. А.
	ee .

к фашистоким методам управлелия, Так бы-
ло в Италии, Германии, Японии и других
странах. Так происходит ныне в США —
этой цитадели мирового империализма.
В 1918 году Ленин говорил, что в Америке
«за единое слово, призывающее в миру,
толпа шовиниетов расстреливают людей на
улице» (стр. 337). Теперь американская
реаклия еще более свирепо расправляется ©
	cs & 2 & <= {1
	В. этих бропиорах были изложены ©пое0-
бы лечения от кори и других болезней. Мы
прочли их. Там рекомендуются различного
рода лекарства, но где их взять? Когда мы
читали крестьянам 0б этих лекарствах,
крестьяне говорили: разве доктор может
пойти против бога — бог дал, бог и взял.
Я вместе ¢ инспектором здравоохранения
составил список умерших и отправил его в
район. В нашей деревне 130 домов. В фев-
рале умерло 34 ребенка, не достигших то-
да. Четверо детей умерло в один день и час.
Мы похоронили их вместе. В других 13 де-
ревнях умерло 120 детей. В июле дети по-
гибают от поноса.

Дорогой навоз. Не смейтесь над тем, что
я пишу о навозе. Когда утром крестьяне
выгоняют скот и по вечерам стадо возвра-
щается в деревню, то все женщины и де-
вушки нашей деревни выходят собирать
коровий навоз. Каждая старается собрать
побольше. Иногда они дерутся из-за навоза.
Этот навоз они приносят домой и сушат. От
навозного запаха и мух в летние дни нель-
зя пройти по улице.

..Врестьянин не очень нуждается в
спичках, ибо он для освещения жилища
жжет сухой навоз. Однако спички бывают
нужны крестьянам, чтобы посмотреть 3a
скотом в ночное время иди же в случае бо-
лезни. В этом году мы испытывали боль-
шой недостаток в спичках.

Пища. Не ищите у нас разкосолов. Мы
ничего не покупаем в лавках и He печем
свежего хлеба. Что собираем осенью, то
едим зимой. Насколько наша жизнь безна-
дежна, настолько и бедны наши мыели, на-
столько и ограничено нате питание, Даже
рис и чай для нае роскошь. Если за 40 лет
раз вы захотите выпить чаю, вы его в де-
ревне не найдете. У одной женщины забо-
‘лел ребенок. Знахарь посоветовал напоить
его чаем в сахаром. Женщина пришла ко
мне, попросила сахара, я дал ей несколько
кусков. За это женщина. благодарила меня
	Журнал «Новое время» № 30 и 31.