1 АНЗАРЯ 1959 г.
	№ 1 (11473)

Великая экатва
	1949 год закончилея. Он привнес обиль-
Hy жатву. На необозримых пространствах
Советекого Союза. в Польше. Чехословакии.
Болгарии. Румынип. Венгрии и Албании
поднялись, —плод искусных рабочих рук!—
тысячи новых промышленных прелирнятвй,
поля. облаеканные людских трудом. слили
золото своих вив в гигантекие закрома.
Веё для мира и всё миру!

Великой жатвой гола минувшего варалы
земного шарз справелливо признают победу
китайского народа, создание миролюбивой
демократической  Германекой республики,
консолидацию сил мира. ‘лемократии и со-
пчализма, сил света, жизны и надежд
против сил реакции. империализма. агрес-
сии, войны, сил тьмы и унижения
человеческого достоинства. Перевее сил
мира, лемократии и социализма. руководи-
мых величайшим гением  современноста
Сталиным, — это ли He велекая жатва,
плоды: которой питают все человечество п
заставляют радостно биться’ серлца!

В истезитий год, как и десятки лет перел
тем. весь прогрессивный мир шагал вперед
пол етягом гениев человечества Леняна п
Сталина.
	Думая © великой эпохе, в которой мы
	живем. убеждаешься. что нет другого
Человека. который на CBOHX плечах и
В Своем  серлае несет столько  иетории.
	столько борьбы за счастье простого люда,
только гуманизма и человечности. Имя
ему — Сталин.

Гений Сталина — веепобежлающий.
Сталин — твореп величайших илей, кото-
рые революпионизируют всю нашу эпоху
и наше будущее.

Наша эпоха носит его имя. Сталин —
вдохновитель гигантских побед, которые
решили судьбу целой эпохи. — побелонсс-
ной Октябрьской революции и победной
борьбы с фашистекими людоедами. Только
гениальный руководитель первой битвы
мог выиграть вторую.

Героическая Советская Армия бросила в
мзе 1945 года в ногам своего вождя мерзкие
знамена с черной свастикой. Это пламенная
революция сделала то. что советские нароты
стали под руководством великого Сталина
громадной силой — не только физической,
но и. поежде всего. моральной и политиче-
ской. Великий кормчий Сталин — еейчае
нана эпоха.

В наступающем новом году, как и Bre
годы в будущем. во веки веков человече-
ство будет непоколебимо итти вперед под
стягом Ленина и Сталина. величайших
гениев и вождей всего трудового люда, дэ
полного торжества грялущшей победы.

Самому большому на свете человеку,
влохновителю народов мира в их борьбе за
свободу и счастье, великому Сталину поль-
ский поэт шлет в день Нового года слова
сердечной благодарности, внося тем свою
скромную долю в выражение огромной люб-
ви и признательности всего польского на-
рола. всех трудовых людей. которые
живут и которые увидят озаренный луче-
зарным именем Сталина светлый ипр.
	г. Варнава. Юлиан ТУВИМ.
—(}—
	Наше великое
счастье
	‹ Начиная новый год; всегда хочется огля-
нутьея на годы прошедитие. Опенивая про-
шлое, лучшие видишь настоящее и будущее.
И когла я начинаю думать о жизии
в искусстве — своей и своих товарищей, —
волнение и ралость охватывают меня.

Наше поколение актеров рождено Вели-
ким Октябрем. Моя творчеекая биография
началась в год Октябрьекой революции, и
с тех пор все свои силы я отдаю любимому
делу в любимом мною теалое.

„Неузнаваемо преобразилась за это время
наша Родина. Неизмеримо вырое новый го-
ветекий человек—строитель, воин, творец,
хозяин своего счастья, И вместе со всей
страной, со воем нафодом духовно рос кол-
лектив Художественного театра — мои
учителя, мои старшие торарищи, мои
сверстники по’ искусству, я сама.

Мы воспитывались на пьесах современ-
ных авторов и на произведениях фодной
классической литературы.

Советекая хдраматургия-—источник твор-
ческой жизни тедтра. И с жадным нетерпе-
нием мы жлем от советских писателей но-
вых пьес, которые позволят нам етие глуб-
же проникнуть в лушу своего нарола и пол-
нее воплотить его образ на сцене.

Советская эпоха открыла нам подлинный
смысл и назначение искусства.

Нет большего счастья для художника,
чем служение своему народу. Нет болыпей
ралости, чем сознание, что твой труд помо-
гает людям строить новую жизнь, итти в
коммунистическое завтра.

В великие дни праздвования 70-летия
Иосифа Виссарионовича Сталина мне была
оказана Честь присутствовать на товже-
ственном заселании в Большом театре. С не-
обычайным: волнением слушала я выетупле-.
ния наших многочисленных друзей, с’ехав-
шихся в Москву со всех концов земного
шара. Вее они на своих родных языках
славили Сталина, нашу страну.

То был праздник поистине мирового
масштаба, какого не вилела история.

И меня с новой силой охватило чуветво
гордости за свою Родину — передовой отрях
человечества, надежду сотен миллионов про-
сетых людей. Меня охватило с новой силой
чувство гордости за нашего Сталина —
вождя советских народов, вождя трудящихся
всего мира.

Мы, советские художники, являемся сви-
детелями и участниками событий огромной
важности. Так каким же боевым, пеле-
устремленным и страстным должно быть на-
ше искусство, чтобы успевать за неудер-
жимым движением жизни, чтобы глубоко
воссоздать современность на сцене!

В нашей стране искусгтво окружено оте-
ческой заботой и лаской. Лучшим другом
советского искусства, чутким и требова-
тельным. заинтересованным в напгих успе-
хах, ставяшим перед нами все новые ответ-
ственные и вдохновляюние задачи, является
Иосиф Виссарионович Сталин. pa всей
(Bot занятости государственными делами:
Иосиф Виссарионович находит время, чтобы
глубоко вникать в творческую жизнь совет-
ского театра.

Уверенно вступаем мы в 1950 год, Мы
знаем, что он будет для нас, каб и для всех
советеких людей. годом новых работ и иска-
ний. Мы знаем, что он будет годом новых
созидательных полвигов советского народа,
с жизнью и трудом которого неразрывно
слиты наша жизнь ий наше творчество.

А. ТАРАСОВА.
Народная артистка СССР.
	СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
	10 делу бывших военнослужащих японской аомии, обвиняемых
	 Триговор
	Именем Союза Советских Социалистических Респубпии
	25—30 декабря 1949 года Военный Tpu-
бунал Приморекого военного округа в 69-
етаве:

председательствующег — генерал-майора
юстиции Черткова Д. Д. и членов: полков-
ника юстиции Ильницкого М. Л. и подноз-
ковника юстинии Воробьева И. Г., при сес-
ретаре старшем лейтенанте Коркине Н. А..
	современности + ‚Сс участием государственного обвивитела —
	государственного советника юстнцин 3-го
класса Смирнова Л. Н. и зашиты —
адвокатов: тл. Беравина Н. H., Ee-
лова Н. П., Санникова С. Е., Звзреза А, В.,
Богачева П. Я., Проколенво Г. К., Луньян-
цеза В. П, и Болховитинева Д. Е. в откры-
том сулебном заселании в городе Хабаровезе
рассмотрел дело японеких военных престу-
ВИков, Но которому обвиняются:

1. Ямада Стозоо, 1881 гола рождения,

уроженен города Токио, японец, генерал,
‘бывший главнокомандующий японской Еван-
‘тунекой армией:
° 2. Кадзяцука Рюдзи, 1888 rosa рожде-
ния, уроженец города Тадзири, японец, ге-
нерал-лейтенант медицинской службы, док-
тор медипинских наук, бывший начальних
<анитарного управления японской Квантун-
ской аруини:

3. Кавасима Киоси, 1893 гола рождения.
ypomenen префектуры Чиба, уезда Санику,
деревни Фасанума. японеп, генерал-майзр
медицинской службы, доктор медининеких
наук, бывший начальник производетвенного
отдела отряда № 731 японской Квантун-
ской аэмии;

4. Hien Тозихидэ, 1904 года рожденич,
уроженен префектуры Кагосима, уезла Са-
кума, села Хинаки, японец, подподковнях
медицинской службы, врач бактериолог,
бывший начальник учебно-просветительного
отдела отряда № 731 японской Евантун-
ской армии;

5. Нарасава Темио, 1911 года рождения,
уроженец префектуры Нагано, уезла Чисз-
rata, деревни Тоесато, японец, майор меди-
пинской службы, врач бактериолог, бывший
начальник отделения производетвенного 0т-
дела отряла № 731 японской. Ввантунской.
армии;

6. Оноуз Масао, 1910 года рождения,
уроженен префектуры Вагосима, уезда Илзу-
ми, города Вомэнопу, японец, майор меди-
пинекой елужбы, врач бактериолог, бывший
начальник филиала № 643 отряда № 731
японской Ввантунекой армли;

7. Сато. Сюндзи, 1896 года рождения,
уроженен префектуры Анчи, города Тоехаси,
японец, генерал-майор медипинской служ-
бы, врач-бактериолог, бывший начальник
санитарной службы 5-Й армии японской
Квантунской армии.

с. Такахаси Танаацу, 1888 года рожле-

ния, уроженеп префектуры Акита, уезда
Юри, города Ходзо, японен, генерал-лейте-
нант ветеринарной службы, химик-биолог,
бывший начальник ветеринарной службы
японской Квантунской армии;

9. Хиразакура Дзенсаку, 1916 года рож-
дения, уроженец префектуры Иеикао, города
Наказава, японец, поручик ветеринарной
службы, ветеринарный врач, бывший науч-
ный работник отряда № 100 японской
Ввантунской армии;

10. Митомо Надзуо, 1924 года рождения,
уроженец префектуры Сайтам, — уезда
Чичибу, деревни Харая, японец, старший
унтер-офицер, бывший” сотрудник отряда
3№ 100 японской Квантунской армии;

11. Кикучи Норимицу, 1922 года рожде-
ния. уроженец префектуры Эхиме, японец,
ефрейтор, быв. санитар-практикант филиала
№ 643 отряда № 731 японской Квантун-
ской армии;

12. Курусима Юдзи, 1923 года рождения,
уроженец префектуры ЁЕогава, уезда Сеодзу,
деревни Нод, японец, быв. санитар лаборант
филиала № 162 отряда № 731 ‚японской
№вантунской армии.

Все двенадцать — в совершении нреступ-
ления, предусмотренного статьей 1-й Указа
Президиума Верховного Совета СССР от
19 апреля 1943 года,

Материалами предварительного и судебно-

го следствия Военный Трибунал окрута
установил:

Правяшая клика империалистической
„Японии в течение ряда лет подготавливала
агрессивную войну против Союза Советеких
Сониалистических Республик.

На процессе главных японских. военных
преступников, закончившемея в Токио в
1948 году, было установлено, что агрессив-
ная война против СССР была одним из ое-
новных элементов политики японских пра-
вящих кругов, ставивших своей пелью за-
храт советеках территорий.

Охваченные бредовой илеей превосход-
ства японской расы и создания под эгидой
Японии «Великой Восточной Азин» и по-
ставив себе целью установление совместно
с гитлеровской Германией мирового гоепод-
ства путем развязывания агрессивных войн,
японские милитаристы не останавливались
для постижения этой цели ни перед какими
чудовищными преступлениями против чело-
вечества.

В своих преступных планзх агрессивных
войн против миролюбивых народов янон-
ские империалисты предусматривали при-
менение бактериологического оружия AAA
массового истребления войск и мирного. ва-
селения, в том числе стариков, женщин п
детей, путем распространения смертонос-
вых эпилемий чумы, холеры, сибирекой яз-
вы и других тяжелых болезней.

В этих целях в янонекой армии были
созланы особые формирования, прелназна-
ченные для производетва бактериологиче-
ского оружия, и подготавливалиеь спепн-
альные воинские команды и диверсионные
банды для заражения бактериями горолов и
сел, волоемов и колодцев, скота и посевов
на территорий государств, подвергшихся
японской агрессии.

Eme 8 1931 roxy после захвата япон-
пами Маньчжурии и превращения ее в
плацларм лля наналения на Советекий Co-
юз в составе японской Квантунской ар-
мии в пелях полготовки бактериологической
войны была созлана под зашифрованным
наименованием «отряд Того» бактериологи-

ческая лаборатория пол начальством одного
из илеологов и организаторов бесчеловеч-
	ной бактериологической войны Исии Сиро.
В 1936 году, когда военные приготов-
ления Японии к войне против СССР были
	усилены, по указу императора Хирохито
генеральный штаб японской армип развер-
нул на территория Маньчжурии 18a круп-
ных бактернологических учреждения: pac-
считанных не только на изыскания спосо-
бов веления бактериологической войны. но
и на произволство бактериологического
оружия в оззмерах, достаточных лля пол-
ного снабжения японской армии.

Учреждения эти были строго засекрече-
НЫ и В целях маскировки получили паиме-
вования: «Управление по волоснабженню н
профилактике частей ВБвантунекой армии»
н «Иипоэпизовтыческое управление Кван-
тунской армии». Впоследетвии она были
переименованы в ‹отрял № 731» и «отрял
№ 109».

Оба отряла имели многочисленные фи-
лналы, приланные частям и соелинениям
Ввантунекой армии и расположенные на
направлениях главных уларов, намеченных
японским оперативным планом войны про-
тив Советского Союза.

Эти филиалы являлись фактячески бое-
выми потразлелениями, готовыми в любой
момент по приказу командования приме-
нить бактериологическое оружие.

Отрялы №№ 731 п 100 вместе ео свои-
MB Филиалами находились в похчинении
главнокоманлующего Квантунекой армией,
что полтвержлается приобщенным к лелу
` приказом быв. главнокомандующего армией
тенерала Умедзу Иосидзиро от 2 лекабря
1940 гола о формировании четырех новых
филналов отряла № 731.

Отряз № 731 был размещен в специ-
ально выстроенном и строго охраняемом во-
‚енном городке в районе ст. Пинфань в
20 км от города Харбина и предетаваял
из себя мошный ннетитут по подготовке
бактериологической войны со штатом, на-
считывающим около 3 тысяч научных и
технических работников, и лаборатория-
ми, оснащенными новейшей техникой и
усовершенствованной аппаратурой.

Назначение этого отряла и его практиче-
ская деятельность вытекали из его струк-
туры. Он состоял из нескольких отделов,
причем только 3-й отдел, расположенный в
гор. Харбине. занималея вопросами водо-
снабжения армии. 7

В функции 1-го (исследовательского) от-
дела входило изыскание и выранивание
смертоноеных бактерий, наиболее эффек-
Тивных для использования их в качестве
срелств бактериологического напаления.

Второй (экспериментальный) отдел за-
нимался проверкой действия вывеленных в
результате изысканий бактерий на орга-
низмы живых людей, разрабатывал образ-
цы снарядов и епениальных раепылите-
лей, с помошью когорых бактерии должны
были перебрасывать на сторону противни-
ка, и выращивал блох, зараженных чу-
мой, лля распространения при их помощи
эпилемия чумы на неприятельекой терри-

тории. Б отделе было. 4.500 питомника 2
	(инкубаторов) для развеления блох на гры-
зунах, В этих питомниках в короткие еро-
БИ могли быть выранечы многие десятки
миллионов чумных блох. 2-й отлел имел в
своем распоряжений лля проведения пре-
ступных экенериментов особый полигон в
районе станиии Аньыа и авиационную
часть с самолетами, оборудованными специ-
альной аппаратурой.

4-й (производственный) отлел был прел-
назначен для размножения выведенных ла-
бораторным путем баклерий и представлял.
из себя как бы фабрику бактерий оетрых
инфекционных болезней.

Этот отдел располагал мощным технича-
ским оборудованием, рассчитанным на мас-
совое размножение бактерий в размерах,
необходимых для ведения бактернологиче-
ской войны.

Производственная мошность отдела лава-
ла возможность выращивать до 300 кг
бактерий чумы в месяц,

В 5-м (учебно-«просветительном») отле-
ле подготавливалиеь кадры, способные при-
менять средства бактериологической войны
и путем распространения бактерий рРызы-
вать эпидемин чумы, холеры, сибирской
язвы и других тяжелых заболеваний.
	Таким образом, отрял № 731 изготаваи-
вал огромное количество бактерий оетрых
инфекционных заболеваний, предназначен-
ных к. использованию в качестве бактерно-
логического оружия LIA опустошения пе-
	лых раионов и умерщвления гражданского
-HAaCPHEeHHA.
	По заключению  сухебно-мелицинской
экспертизы, выращивание бактерий в та-
ких размерах было рассчитано на ведение
активной бактериологической войны.
	Отряд № 100 был расположен в м. Мо-
гатон в 10 км южнее гор. Чанчунь и за-
нималея той же преступной деятельностью,
что и отрял № 731.
	Произволетвенный отхел отряда № 100
имел шесть отделений, которые изготовля-
ли: 1-е отделение — бавтерни сибирской
язвы; 2-е отделение — бактерии сапа; 3 и
4-е отделения — бактерии, вызывающие
иные инфекционные заболевания скота:
5-е отделение занималось выращиванием _
микробов хля заражения хлебных злаков с `
пелью их уничтожения; 6-е отделение —
возбудителей чумы рогатого скота.
	Как установлено на предварительном и
судебном следствии, в японских войсках,
действовавших на территории Центрального
и Южного Кятая, также были созданы два
секретных форипрования, предназначенные
для подготовки бактериологического оружия,
зашифрованные наименованиями «отряд Эй»
и «отряд Нзии». Деятельность их была ана-
логична деятельности отрядов №№ 731
и 109.
` Имея в виду, что при применении бакте-
риологического оружия возникает опасность
заражения собетвенных войск, японское
команлозание создало противоэпидемичеекаа
отряды при всех батальонах а полках с
подчинением вх начальникам санитарных
управлений армий. Это являлось составной
частью общего плана подготовки к бакте-
риологичеекой войне,
	Изыскания способов и средств ведения
бактериологической войны, провотивинеея
	в отрядах №№ 731 и 100, сопровождались
(Окончание на 4-й стр.)
	вактериологического Оружия
	В ПОДгОТОВКе И ПОНМенении
	Я смутно припоминаю рожление века,
пифру ХХ в витринах молных лавок. раз.
говоры взрослых of «исторической дате»,
рзевых и тосты «за новый век!». Ha
углах заснеженных переулков каменели

седые лошали извозчиков. В жарко натоп-

ленных особняках Замоскворечья храпези
купчихи. В казармах заводов, срела емрада
	И МГЛЫ, ТЯ
Вутилы, лабазе
1 присяжные
	тяжелым CHOM спали рабочие.
	ласазники, жанлармекие ротмиетры
TRADI  поверенные. — евлоролоотла
	АА,

фабриканты и юные белополклалочникя спе.
	ИЛИ В «Яр»
	или в «Стрельну». чтобы
	воорыснуть начало века. На Бронных ету-

ао О Ме А
	Оли-
	AGH bY OHH OBO, спорили до хрипоты
} пели «Из страны, страны далекой». (

‚ Новая курсистка ночь напролет читала 1
* нышевекого. .
		А лалеко от Москвы, в сибирском селе
ппенское, Ленин не спал ло утра: пиеал
	записку о первой рабочей газете «Искра».
Может быть, он повторял про себя: «Из
искры возгоритея пламя»”  Роориа паза.
	ча, мало вто догадывалея, какие чувства
ширят ее сердце.
		р ый -
мылялея. Era seckoapeo емущали”и мол-
чанне этой загалочной страны, в ее разме-
ры, и рассказы о каких-то «нигилиетах».
Он знал. что в России проживает знамени-
тый и странный писатель-—граф Толстой.
Но буржуа Запада не слитиком антерееовал-
	ся литературой. куда больше его увлекали
проценты с займов п лихие казаки.

Весело встретили вовый век люди денег.
Хлопала пробки в лорогих ресторанах Пз-
ржа и Лонлова, Берлина и Нью-Йорка.
Люди позалорнее мечтали о других выетре-
лах: шла споры вокруг послелних Бусков
пирога. Франция столкнулась е Англией в
Судане. Япония сгаотнула Корею. Итазь-
янцы зарились на Абиесинию. Американцы
захватывали тихоокеанекие острова.

Под Новый гол апгличане тозлковали о
боях в Южной Африке, гле буры отчаянно
сопротивлялвсь. Лонлочекие джентльмены
сокрушались о судьбе молодого Уинстона
Черчилля, который попал в плен к бурам.
Новый век джентльмены ознаменовали но-
вым изобретением: они посадили в конп-
пагери жен и летей буров.

Американны не хотели уступить первен-
ство англичанам и в честь нового века по-
ложгли несколько. сел на Филиппивах: они
уемиряли восставших Филиппинцев. кото-
рые-не хотели понять, какая для них честь
попасть под пяту велякодушного янки.

Из Битая шли тревожные вести: огром-
ную страну хищники разделили на сферы
влияния; нарол восстал, и это восстание,
проззанное «бокеерским». началось нака-
нуне вового века. Дипломаты договарива-
лись об усмпрекии, Ha поет главного ка-
рателя прочили фельлмаршала Вальхерзее,
Усмирить Китай жажлали все: прусекие
юнЕеры и франнузекие радикалы, Николай
Романов и ловлонские лжентльмены, саму-
фан и бизнесмены Чикаго.

Они еше’ могли об’елиниться хля войны.
Они уже не могли об’елиниться лая мира.
В Гэаге собралась межхународная конфе-
ренция. Дипломаты говорили о необхоли-
мости ограничить вооружение. но дело

“отраничилось разговорами, a вооружения
продолжали расти,

Мир денег _ казался  ‘непоколебимым,
Правза, улипы франпузеких городов порой
вздрагивали от пения «Интернанионала» и
от залнов усмирителей. Но Ффранпузекий
буржуа знал, что в правительстве рядом. с
«социалистом». Мильераном заселает гене-
рал Галифэ, потопивший в крова Царнж-
скую Воммуву. Французекий буржуа eme
Брепко стоял на вогах, ов мог себе позво-
лить волноваться от того, что военщина
засулила невинного Дрейтуса, он мог апло-
дировать поэтам. прославяявиити беспорялок:
он верил, что порядок. установленный им.
вечен. Празла, Либкнехт и Бебель говорнаи
0 росте голосов, полавных за сопинал-лемо-
кратов. Но каждый уважающий себя бюр-
тер был уверен, что люли. голосующие за
Либкнехта и Бебеля, пойлут исправно вое-
вать за кайзера и за Круппа. Правда. в
Америке то и дело вспыхивали забастовки:
смельчаки протестовали против новорож-
денного «Стального треста». Но бизнесме-
ны свято верили в доллар и человека, у
Боторого больше всего долларов,—в главу
«Стального треста» мистера Джона Пир-
понта Моргана.

Они ловерчиво встретили новый век, все
эти призракн старого: императоры в ското-
торговпы, банкиры и колонизаторы, пре-
сгарелая королева Виктория и мололой ко-
роль хлопка, кровавый султан Абдул Га-
MHA of фабривант смертовосных орудий
Шнейдер, Французские рантье и поелво-
	‚’дители дворянства росенйеких губерний.
	м В ТФ Ват

# моралисты * из публичных домов и гума-
	нисты из волониальных ведомств. Франп-
Иосиф, вспоминая. как он еовлалал с гро-
зой 1845 г., думал, что ничто больше
не угрожает его апостольной империи. Га-
зета «Фигаро» писала, что если «ХХ век
был энохой коммунистических поджагатель-
нии и террористических актов, ХХ станет
эрой гармония между работодателями и раз-
бочими».

На улицах столип появилиеь шумные
автомобнли, пугая аошалей и влохновляя
бизнесменов. золя ‘заявил. что «новый
способ передвижения, сблизив народы,
устранит опасность войн». Форда увлека-
uO не сближение  наролов. а повыше-
ние доходов; он налаживал серийное про-
изводетво новых машия. Ёомпания Элисона
предложила правительствам различных
штатов высокогумаиное изобретение: элек-
трический етул для казни.

Часы пробили двеналцать и на Вестмин-
стерском аббатетве, и в Зимнем дворце, и в
роскошном доме Джова Нирпонта Моргана,
и в «Кафе ле Пари», гле ужинали париж-
ские биржевиин. ‹33 новый век» — вос-
	мал г. Серван Шрайбер, отмечая легкомыс-
лие американских сеяаторов?) заявил, что
«новые сверхмошные бомбы должны уепо-
воить общественное мнение». Это вывело
из себя даже такого почтительного сторон-
ника Америки, как писатель Франеуа Мори-
ав; он пишет: «Я. этого не понимаю, может
быть, я отетал. Неужели бомба. более смер-
тоносная, чем та, что разрушвла Хироси-
му, может кого-либо успокоить? Неужели
найдется мать в Америке или в Европе,
которая, улажив своего ребенка. скажет:
«Спи спокойно, мой малютка. вель суще-
ствует новая бомба»?

Фопрестоз давно преззойден. Г-н Поль
Гофман. один из крупнейших государетвен-
ных деятелей Америки, недавно изрек: «Bae
может это уливнть. но Москва помышляет
о завоевании Соединенных Штатов». Не
знаю. удивились ли слушатели. но. никаких
известий о консилиуме пеихнатров не по-
ступило. Сенатор Томае (тот самый. чт
	успокаивает матерей бомбами), несколько
варьируя брел г. Поля Гофмана. обратал
	внимание нз другую чаеть света: «Совет-
ский Союз может оккупировать Африку».
Военный министр Джонсон тоже проявляет
оиасные симнтомы, он, например, сказал:
«Напаление на Америку произойлет в че-
тыре чага утра». Сенатор Уайли. явно
больной манией преследования, лошел 10
того, что потребовал перемешеная’ прави-
тельства Соелиненных Штатов «в беспре-
рывво перелвигающийся поезд, откула оно
сможет управлять страной е помощью теле-
визоров». Нелавно Америку посетил пред-
ставитель Франции в военно-штабном коми-
тете ООН генерал Бийот; после беседы со
своими американскими коллегами он об’-
явил. что «русские могут закяпуть атом-
ную бомбу в Америку разными способами—
на подводных лодках, через Мексику, в ко-
раблях с потайным трюмом или даже в
дипломатической почте», Отмечу, что и ге-
нерала Бийота никто не подверг мелицин-
екому осмотру. ~

Несколько нелель тому назал генерал
Эйзенхауэр и маршал Монтгомеря устроили
питимное рандеву для разговоров. которые
трудно назвать лирическими. Rorgza любо-
пытные репортеры спросили их, о чем они
совешалиеь, маршал Монтгомери ответил:
«Мы говорили о`том, какая будет погола».
Маршал опинбаетея: погоду теперь делает
не он, не генерал Эйзенхауэр и не парано-
ики из сената. Даже если они поставят
стрелку всех свонх барометров на «грозу»,
гроза врял ли разразитея. Ибо погоду те-
нерь делают наролы. А народы хорошо
знают, что мы, советекие люди, пе гобира-
емея завоевываль ни Америку, ни Африку,
He собираемся посылать сенаторам бомбы
ни в дипломатической почте, ви в нотай-
ных трюмах, не собираемея на них напа-
хать ни в четыре часа утра, ни даже в че-
тыре часа пополудни. Наролы хорошо зна-
ют, что Советский Союз, Китай и see
страны наролной лемократни зорко стоят
на страже мира. Вот почему те матери
Европы и Америки, о которых пишет Фран-
суз Мориак, увлалывая севонх детей, гово-
par: «Спи спокойно, мой малютка. веть на
свете не только бомба Джонсона, есть на
свете восемьсот миллионов людей, которые
не позволят Джонсону начать его страшную
игру». .
	Государственные деятели Соединенных
Штатов неоднократно утверждали, что
«коммунистическое хвижение — экепанеия
России». Они могли бы призадуматься: по-
чему в таком случае столько коммунистов
на свете? Они могут нанять в разных стра-
нах двести или две тысячи ииионов, но это
будут не люди. разделяющие мировоззрение
г. Трумэна, а попросту штатные мошенни-
ки. Можно купить миниетра, генерала,
изобретателя, нельзя купить народ. Ёте по-
казал себя патриотами Китая — приятели
Чан Кай-ши, о продажности которых пишут
теперь все американские газеты, или ки-
тайские коммунисты, двахпать лет подряд
этстаивавшие свою землю от японцев, от
американцев, от англичан? Гло патриоты
Франции — среди коммунистов, которые
геройски сражались в маки, среди товари-
щей Габриэля Пери и Даниэль Казанова,
или, может быть, в передней американского
посольства, где шебечут полувишисты-по-
лупаннеты, лондонские ожидальщики и в3-
шингтонские приживальщики? Кто еражал-
ся за свободу Италии — друзья Грамши
или господа, которые провели свою жизнь
межху исповэлальнями Ватикана и спальня-
ми Ввиринала?
	Недавно. сидя в Большом театре, я велом-
вил детские толы, этот’ зал на заре
вска. Москва тогла была окрзиной мира.
Бели теперь она стала пентром мира, 0
Н8 Потому, что мы возомнили себя высшей
расой, не потому, чте спесиво захотели
быть первыми, а потому, что первые от-
врыли путь новому веку. Пока они линче-
вали негров, усмиряли арабов. анпамитов.
	  индейцев; мы создали государство для лю-
	лей разных pac. Пока они сносили заволы
й жгли пшеницу, мы строплая Кузнеик, 1е-
лали тракторы, орошали пустыни. Иока они
воспитывали своих детей в презренпи к
простым людям, иы приполымали народное
сознание, мы лали книгу пастуху и камен-
щиков привели в музеи. Тотда, как они про-
поведуют человеконенавиетничество, мы
живем идеями Сталина о том, что нет ничего
ценнее и выше, чем звание человека. Вот
почему в Бельшом театре рядом с Мао Дзе-
дуном сихел Тольятти, рялом е поляком —
франнуз. Я че апеллирую к совести люлей
денег — ee пет. Если эти параноики
не разучились считать, пуеть полечитают.
Пусть взвесят. Пусть семь раз примерят.

После первой войны они потеряли Рос-
сию. После второй войны они потеряли пол-
дюжины ввропейских государетв. Они поте-
ряли также госуларство, в котором почти
столько жителей, сколько во всей Евро-
пе.— Китай. Пусть лучше не лумают о
третьей войне: если они осмелятея ее на-
чать, они потеряют все.
	Были века бурные и тихие, века изобре-
тений и века мора, века высоких порывов и
века стоячие, как мертвые воды. У ХХ ве-
ка своя сульба; трудная п большая. Он na-
чался с мелких дел, с колониальных войн.
	с биржевых скандалов. Он пережил много,
слишком много пля своих пятилесяти лет.
Но твердо он идет к цели; этот век войльт в
историю. как век коммунизма. Дети. кото-
рые сейчас кружатся вокруг елок, нарядных
или скромных, будь то в Москве. в Париже
нли в Нью-Йорке, увилят тяжело оплачен-
ное, трижды хюрогое счастье. Загалаем под
Новый гол, пожелаем, чтобы легче был
путь и большого века, и маленьких, еще
беспечных детей.
	Илья ЭРЕНБУРГ
°

битва за Верден. снега Карпат. залитые
	русской кровью, — восемь миллионов 3a-
гуоленных жизней. Так они начали новый
	ВЕК.
	Мы не занялись составлением евоего ка-
даря: другие у пзе заботы. Первый гол
	роистину нового века мы скромно называем
семналиатым годом’ ХХ столетия. С того

осеннего дня мир раскололел: есть мир де-
ег и есть мип трута_
	‚и есть мир труда,
Они пытались задушить Советскую рес-
	EEE EEE OEE AEE EE EI САС КФ 116 Вх

родет читала Чер-   публику. Они шли на Москву се севера а ©
	fora, с востока.-и с запада, Голодная, одро-
вавленная Россия выетояла. Влохновитель
похода Уинстон Черчияль на этот раз не
попаз в плен; он благоразумно осталея в
Лондоне.

& в Версаде зипломаты делили пирог и
ссорились. Старый мир еше жил, но какой
бесчеловечной и бессмысленной была ata
жизнь! Люли денег оглушали себа ревом
1жаза. механически тряслись в козвульеи-
ях фокстрота; они старались забыться, —
век росе не таким, каким его задумали
Джозеф Чемберлен и Джон Пирпонт Морган.

Не прекращшалзеъ война. Немцы убивали
поляков, & поляки шли походом на Дитву.
Итальянцы захватывали Фнумэ. Румыны
п чехи вторгались в Венгрию. Греки
сражались с турками. Французы усмиряли
марокканиёв. Япония нанала на Витай.
Итальянцы душили ипритом пастухов Абис-
синий. Три гола подряд Испанию терзали
итало-немецкие интервенты.

Люди денег больше пе изображали из се-
бя вольнолумцев. В 1909) они еше могли
возмущаться осуждением одного невиняого.
В 1935 они аплодировали  убийпам
сотен тысяч невинных, Италией upa-
вил  чванливый и неумный человек.
Он начал се касторки a быстро дошел
хо ядовитых газов. С этим кровавым
шутом лондонские демократы заключили
«джентльменское соглашение». В Гер-
мании пришел в власти человек, которого
нельзя назвать ипаче, как бесноватым. Его
выпестовали промышленники Рура. Он на-
чал с костров, на которых пылали книги, &
кончил газовыми камерами Освенцима.
Этого бесноватого убийцу жаловали и ан-
глийекие гуманисты и франпузекие ради-
валы: они думали, что хушевнобольной, по-
ставленный во главе хорошо вооруженной
нации, сможет осуществить то, что не удз-
ловь Черчиллю и Клемансо: задушить Co-
ветекое государство.

Что они создали в ХХ веке? Их мир пора-
жает духовным запустением, это вонстину
живой труп. Разумеется, в странах Запад-
ной Европы еше жили большие ученые,
ученики ХЕХ века, обогатившие человече-
ство своими открытиями, но их труды были
обращены людьми денег не на благо чело-
вечества, з на порабошение и уничтожение.
Во втором десятилетии века люди умирали
на полях битв, в конце третьего десятилетия
началея мировой кризис, и в четвертом—
людя умирали на мостовых. на пустырях,
под мостами. В 1931 г. было тридцать
миллионов безработных. Началось уничто-
жение вещей и людей. В аыбарах
мира гнили миллионы бушелей птеницы, и
ежедневно люди умирали от голода. В Co-
единенных Штатах жгли хлонок. в Бразя-
лини — кофе, в Дании — молочных коров.
Во Франции сносили прядильни, ломали
станки. В Канаде пшеницу окрашивали
эозином. Они метались в поисках спасения;
жить мирной жизнью они уже не могли, A
Гони прибегли в испытаплому средству —
‘кровонусканию: началась вторая мировея
война.

Был страшный год в истории нашего ве-
ка, когда бесноватый люлоед, захватив сем-
надцать государств, грозил гибелью чело-
веческой культуры. Эсэговпы сноснли па-
мятники Парижа, бесновалиеь на Акронпо-
ле. в печах Освенпима жгли детей. Совет-
ский народ enac человечество. Он спае Ан-
глию не потому, что там жи мистер Чер-
чилль, но потому, что помимо Черчилля в
Англии жил нарол, достойный уважения.
Он спас Францию не потому, что там име-
лись Далалье и Боннэ, а потому, что во
Франции был славный народ санкюлотов и
Воммуны. Он спас Соединенные Штаты не
потому, что там проживал челове, радо-
вавшийся тому, что «русские булут убивать
немцев, а немцы будут убивать русских»,
Но потому, что кроме этого человека в Аме-
рике проживали миллионы простых и по-
рялочных людей.

Вместе с чистыми спаслись нечистые.
Что же сделали мистер Черчилль, мистер
Трумэн, Даладье на следующий лень ноеле
спасения мира? Они начали думать. как бы

уничтожить тех, кто их спас. Сказка про
белого бычка еше продолжается. пи не
могут жить мирной жизнью, опи снова
мечтают о страшной войне.

Франпузекий официоз «Монд» опублико-
вал 1 декабря статью г. Серван Шрайбера,
который пишет; «Есть разница между пес-
симистами и пораженцами. Пессимиеты, к
которым принадлежу и я, говорят: «Bee
илет плохо. Илан Маршалла почти лиЕкви-
дирован. Атлантический пзкт в значитель-
ной степени потерял значение. Англия в
отчаянном состоянии. Континентальная Ев-
она не способна организовать евою жизнь.
Американские сенаторы поражают нае сво-
им легкомыелием. Близок мировой экономи-
Г ческий кризие». Нораженцы отличаются от
пессимистов тем, что добавляют: «Нам нече-
го противопоставить той системе, которой
облалают комиуниеты». Г-н Серван Шрай-
вер считает системы вообше излишними,
свои належды он возлагает на личность:
«Человек, жест, воля могут отогнать при-
зрав роковой неизбежности. Вее завяеит от

седоволоСыЫе   лендапя:
	КЛИЕНУл кайзер Вильгельм, «за новый   Нескольких людей, от.их характера»,
вск» — рявкнул Горемыкин, «за новый Где они, эти герои, способные спасти ка-
век» — деловито отчеканил мистер Джон   Нитализм? У них был Форрестол. OH ORA-
	зался параноиком, У них был Парнелл То-
мае, ов оказался вором. Конечно, у них мно-
жество и паранойков и воров, у них имеют-
ся лаже сумасшедшие воры и вороватые
умалишенные. Ё тому же в их распоряже-
ния все репидивисты Евролы. Министр па-
лача Франко Артахо побывал в Риме: илут
переговоры о включении Испании в воен-
ный 6003. В Дюссельлорфе предетавитель
г. Бевина договаривается со старым <«гума-
нистом» г. Гуго Стивнесом и с другими маг-
натами Рура. Они могут привлечь не толь-
ко Франко и Стяннеса, они могут привлечь
всех уголовников Европы «е жестами и во-
лей», но вряд ли это их спасет,

Они верят только одному союзнику:
съерти. Сенатор Джонсон (не о нем лн ду-
	Пирпонт Морган.

Мир. который вазался яюлям денег веч-
вым, дрогнул в самом начале века: пятый
гот показал, что русекий нарол че торгует
совестью, что ов неё собирается заменить
глупых ий жалных помешиков жадными и
глупыма заводчивами.

А они все еще делили и не могли поле-
лить пирог. Вайзер принюхивалея к Марок-
ко. он почышлял также 06 Украине. Ва-
питигтон прибирал к рукам Латинскую Аче-
рику. Франи-Иосиф облюбовал Боснию. Раз-
разилась итало-турецкая война, вскоре за
нею — первая балканекая война. вторая.
Изконеп — мировая война: растерзанная
Польша. кровавые бои за «дом паромшика»,
вттоптанные Бельгия и Франция, страшная