1 ЯНВАРЯ 1950 г., № 1 (11473)
	КИТАЙСКАЯ ГАЗЕТА
	О СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДЕЛУ
БЫВШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
ЯПОНСКОЙ АРМИИ
	ПЕКИН, 30 декабря. (ТАСС). Вак пере
дает агентство Синьхуа, пекинская газета
«Жеёньминжибао» публикует статью, посвя-
щенную судебному пронессу по делу бывших
военнослужащих японской армии, обвиняе-
мых в подготовке и применении бактериоло-
гического оружия во время второй мировой
	войны.
«Этот суд— пишет газета, — является

мероприятием, направленным ‘на защиту
Дальнего Востока и на обеспечение прочно-
го мира во всем мире. Мы, китайский народ,
переживший 8 тяжелых лет войны с япон-
пами, одобряем этот справедливый акт со
стороны нашего великого дружественного со-
седа — Советского Союза. Мы требуем, что-
бы фашистские военные преступники были
сурово наказаны».

Далее газета пишет, что, как выяснилось
на суде, японекие захватчики создали огром-
ную силу для ведения бактериологической
Ройны в Китае. Много беззащитных китай-
ских и советских людей погибло, когда эти
преступники использовали их вместо мор-
ских свинок при производстве и испытании
действия смертоносных микробов. Множе-
ство китайцев из гражланского населения
умерло после того, как японпы распростра-
нили эти микробы в Южном и Центральном
Китае. Японские захватчики создали также
базы по использованию своего бактериологи-
ческого оружия в районах Маньчжурии,
граничащих с Советеким Союзом. Именно
микробы, распространявшиеся е этих баз,
вызвали эпидемию чумы и унеели много
человеческих жизней в Маньчжурии после
окончания антияпонской войны.

Этот суд над военными преступниками,
ведущийся советским Военным трибуналом,
является выражением дружбы советекого
народа по отношению в китайскому народу.
Этот суд «елужит предостережением англо-
американским поджигателям войны, пытаю-
WHMCA применить бактериологическое ору-
жие и поставить под угрозу мир на Дальнем
Востоке и во всем мире».
			СОС УДЕБНЫЙ ПРО
	по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия
	(Окончание. Начало на 3-Й стр.)
	преступными, бесчеловечными опытами по
проверке действенности бактериологического
оружия на живых людях. Во время этих
опытов японские изуверы умертвили звер-
ским ©10с0бом тысячи попавших им в руки

жертв.
	На протяжении нескольких лет в отрядах
№№ 731 и 100 производились опыты по
заражению людей вырашенными в лабора-
торнях бактериями чумы, холеры, тифа, си-
бирской язвы, газовой гангрены. Большич-
ство зараженных умирало в страшных му-
чениях. Те же, кто выздоравливал, подвер-
тались повторным опытам и в конце конпов
умершщвлялись.
	Июди, предназначенные для мучительного
истребления, доставлялись в специальную
внутреннюю _ тюрьму, существовавшую в
отряде № 731, яцонской жандармерией,
имевшей для подобных операций условное
название «особые отправки». Этими жертва-
ми японских изуверов были китайские пат-
риоты и советские граждане, заподозренные
в антияпонской деятельности и обреченные
на уничтожение. Исключительный цинизм
японских убийп выражался, в частности, и
в том, что содержавииеся в тюрьме и пред-
назначенные для преступных экспериментов
люди условно назывались ими «бревнами».
	Вак установлено показаниями подсудимо-
го Kasacuma, только в отряде № 731 ежё-
годно истреблялось не менее 600, заключен-
ных, & ¢ 1940 года по день капитуляции
японской армии в 1945 году было умерщвле-
но не менее 3.000 человек.
	Преступные эксперименты производились
и над пелыми группами заключенных. На
полигоне в районе ст. Аньда людей привя-
зывали к железным столбам, а затем в пелях
их заражения в непосредственной близости
от них взрывали бактериологические снаря-
ды, наполненные бактериями чумы, газовой
гангрены и других тяжелых болезней.
	Так, в конпе 1943 гола при участии под-
сулимого Карасава на полигоне был произ-
велен опыт по заражению сибирской яз-
вой 10 китайских граждан. Весной
1944 года при его же участии группа лю-
дей на полигоне была заражена чумными
бактериями. В январе 1945 года на том же
полигоне подсудимый Ниси участвовал в
заражении 10 человек газовой гангреной.
	Аналогичные бесчеловечные опыты над
живыми люльми производились и в отряле
№ 100, нахолившемея под общим руковод-
ством подсудимого Такахаси.
	Так, в августе—<сентябре 1944 года в
отряде № 100 было произведено зараже-
ние через пишу 8 китайских и советских
граждан, которые вскоре после этого
умерли.

Помимо преступных экспериментов по
заражению людей бактериями острых ин-
фекционных заболеваний, отряд № 731
производил опыты по обмораживанию ко-
	^^“ зечноетей заключенных. Большинетво не-
	счастных жертв зверских опытов после за-
болевания гангреной и ампутации конеч-
HocTeH умирало.
	Испытания бавтериологического оружия
не ограничивались только опытами, прово-
лимыми внутри отрядов №№ 731 п 100.
Японские империалисты применяли бакте-
риологическое оружие в войне против Ки-
	тая и диверсионных вылазвах против
CCCP.
	Б 1940 году специальная экспедиция
отряда № 731 пол руковолетвом генерала
Исии была командирован, на место боевых
действий в Центральный Китай, где через
блох, зараженных чумой. сброшенных при
помощи специальных приборов с замолета,
возбудила эпидемию чумы в районе Нимбо.
	Эта преступная ‘операция, повлекшая за
собой тысячи жертв срели мирного китай-
ского населения, была заснята ва кино-
пленку, и этот фильм впоследствии был
показан в отрялже № 731 представителям
высшего командования японской армии, в
том числе и подсудимому Ямада.
	Аналогичная экспедипия была направле-
на отрядом № 731 в 1941 голу в район
г. Чанда, который также был заражен бак-
териями чумы.

В 1942 году бактериологическое opymue
было вновь применено на территории Ku-
тая. В этом елучае экспелиция отряла
№ 731, в подготовке которой принимали
участие подсулимые Нарасава и Кавасима,
действовала совместно с отрялом «Эй». на-
ходившимея олно время пол командой пол-
судимого Сато, и заразила бактериями оет-
рых инфекционных заболеваний террито-
рию, которую японские войска были вы-

нужлены оставить под натиском китайской
армии.
	Отрядом № 100 на протяжении ряда лет
на гранипу СССР направлялись бактериоло-
гические группы, в состав которых входиля
подсудимые Хиразакура и Митомо. Эти rpyn-
пы проводили бактериологические диверсия
против Советского Союза путем заражения
пограничных водоемов, в частности; в районе
Трехречья.

Таким образом, предварительным и судеб-
ным следствием установлено, что японские
империалиеты готовились к тому, чтобы,
развязав агрессивную войну против СССР п
других государств, широко применить в ней
бактериологическое оружие и этим вверг-
нуть человечество в пучину новых бед-
Ствий.

Осуществляя подготовку Е бактериологи-
ческой войне, они не останавливались ни
перед какими злодеяниями, умерщвляя во
время своих преступных опытов во приме-
нению бактериологического оружия тысячи
китайских и советских граждан и распрэ-
страняя эпидемии тяжелых заболеваний
среди мирного населения Витая.
	Переонально в отношении подсудимых по
настоящему делу Военный Трибунал счи-
тает установленным елелуюшее:
	1. Ямара Отозов, являясь с 1944 года по
день капитуляции Японии главнокомандую-
щим японской Ввантунской армией, рукэ-
водил преступной деятельностью подчинен-
ных ему отрядов №№ 731 и 100 по подго-
	АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Мо
Экономического — Д 3-36-82;  Иностранного —
		8. Такахаси Такаацу, будучи начальни-
ком ветеринарной службы Ввантунекой ар-
мии, являлся одним из организаторов произ-
водетва бактериологического оружия, 0су-
ществлял непосредственное руЕоводетво пре-
ступной деятельностью отряда № 100 и не-
сет ответственность за проведение бесчело-
вечных опытов по заражению заключенных
бактериями острых инфекционных болезней.
	9. Хиразанура Дзенсаку, являясь сотруд-
ником отряда № 100, лично вел иселедова-
ния в области выработки и применения бак-
териолотического оружия.
	Он неоднократно принимал участие в спе-
циальной разведке на границах Советского
Союза в целях изыскания наиболее эффев-
тивных способов бактериологического напа-
дения на СССР и при этом производил отрав-
ление водоемов, в частности в районе Трех-
	речья.
	вительно-трудовой лагерь сроком Ha два-
дцать пять лет.

Такахаси Такаацу на оеновании ст. 1-й
Указа Президиума Верховного Совета СССР
от 19 апреля 1943 года заключить в испра-
вительно-трудовой лагерь сроком на два-
дцать пять лет.

Кавасима Кисси на основании ст. 1-й
от 19 апреля 1943 г. заключить в испра-
дать пять лет.

Ниси Тосихидз на основании ст. 1-Й
от 19 апреля 1943 г. заключить в иепра-
вительно-труловой лагерь сроком на восем-
надпать лет.

Kapacasa Томио на основании ст. 1-й
от 19 апреля 1943 г. заключить в иепрз-
вительно-трудовой лагерь сроком на двз-
дпать лет.

Оноуз Масас на основании ст. 1-й Указа
Президиума Верховного Совета СССР от
19 апреля 1943 г. заключить в исправи-
тельно-трудовой лагерь сроком на двена-
дпать лет.

Сато Сюндзи на основании ст. 1-й Ука-
за Президиума Верховного Совета СССР от
тельно-труловой лагерь сроком на двадпать
лет.
	Хиразакура Дзенсаку на основании
ст. 1-й Указа Президиума Верховного (о-
вета СССР от 19 апреля 1943 г. заклю-
чить в исправительно-трудовой лагерь
сроком на лесять лет.

Митомс Надзусо на основании ст. 1-й
вительно-трудовой лагерь сроком на пят-
налпать лет.
	Кикучи Неримицу на основании ст. 1-й
вительно-трудовой лагерь сроком на два
года.

Курусима Юдзи на основании ст. 1-й
вительно-трудовой лагерь сроком на три
года.

Приговор может быть обжалован в кас-
сационном порядке в Военную Воллегию,
Верховного Сула СССР в течение 72 часов
CO дня воучения копии его осужденных.
	Председательствующий:
генерал-майор юстиции Д. ЧЕРТКОВ.
	члены:
полковник юстиции М. ИЛЬНИЦКИЙ.
полполковник юстиции И. ВОРОБЬЕВ.
	Рис. Кукрыниксы.
	И вдруг над ними в вышине
Явился дух из бездны ада.
	5 эфирном этом существе
Друзья узнали Форрестола
Со шпорою ва пятке голой
И чайником на голове.
	‹Ах! — он сказал, — В году прошедшем
Прослыл я первым сумасшедшим,
Теперь со мною заодно

Вы тоже прыгайте в окно!..»

zs s&s:
	Уж близится начало года.

Но поджигатели войны

Уныло жлут его прихода,
Предчувствий тягостных полны.
	А честный люд земного шара
Стремится к мирному труду
И ва любителей пожара
Наденет крепкую узду!
С. МАРШАК.
	товке бактериологической войны, поошряя
производимые в этих отрядах зверские убий-
ства тысяч людей во время производетва все-
возможных экспериментов по применению
бактериологического оружия.

Ямада принимал меры Ев тому, чтобы
отряды №№ 731 и 100 были полностью
подготовлены к бактериологической войне я
чтобы их производственная мошь обеспечи-
вала потребности армии в бактериологиче-
ском оружии.
	2. Навасима Киоси, будучи с 1941 по
1943 г. начальником производственного от-
дела отряда № 731, являлея одним из ру-
ководящих работников отряда, принимал
учаетие в подготовке бактериологической
войны, был в курсе работы всех отделов
отряда и лично руководил вырашиванием
смертоносных бактерий в количествах, до-
статочных для полного снабжения японской
армии бактериологическим оружием.
	В 1942 году Навасима принимал участие
в организации боевого применения бактерио-
логического оружия на территории Централь-
ного Витая. На протяжении всего времени
своей службы в отряде № 731 Навасима
принимал личное участие в массовом умерш-
влении заключенных во внутренней тюрьме
при отряде во время преступных опытов по
заражению их бактериями тяжелых инфек-
пионных болезней.
	3. Нарасава Томио занимал должность
начальника отделения  производственного
отдела отряда № 731. Он был одним из
активных организаторов работы по созда-
нию бактериологического оружия и участни-
ком подготовки бактериологической войны.
	В 1940 и 1942 г.г. Нарасава участво-
вал в организации экспелиций по распро-
странению эпидемий среди мирного насе-
ления Витая. -
	Парасава неоднократно лично участво-
вал в опытах по применению бактериоло-
гического оружия, в результате которых
истреблялись заключенные китайские и
советекие граждане.
	4. Кадзицука Рюдзи еше с 1931 гола
был сторонником применения бактериоло-
гического оружия. Являясь в 1936 году
начальником отдела  военно-санитарного
управления военного министерства Японии,
он способствовал созданию и комплектова-
нию специального — бактериологического
формирования, во главе которого по его
прелетавлению был поставлен полковник,
за впоследетвии генерал Исии.
	1939 года Надзицука был назначен
начальником санитарного управления
Квантунской армии и осуществлял непо-
средственное руководство деятельностью от-
ряда № 731. снабжая его веем необходи-
	В полночный час сошлась компания
Лля новогоднего гадания.
	Бот мистер Трумэн в зал вошел
Со всею знатью Уолл-стрита
И ноги положил на стол —

На верноподданного Тито.
	Сюда пришли из дальних стран
Марионетка Anenaysp

И Франко, сумрачный тиран,
По Гитлеру носящий траур.
	Проводят долгие часы

Они пред зеркалом овальным...
Но чья прическа, чьи усы
Отражены ‘в стекле зеркальном?
	Чей это вытянутый нос,

На клюв похожий утконоса?
Чья прядка острая волос

На левый глаз ложится косо?
	Гр ито во»
	мым для производства бактериологического
оружия.

Кадзицука систематически посещал от-
ряд № 731, был полностью в курсе всей
его деятельности, знал о злолейских пре-
ступлениях, совершавшихея при произвол-
стве экспериментов по заражению люлей
при помоши бактерий, и одобрял эти зло-
деяния.
	5. Ниси Тосихидэ с января 1943 года
по день капитуляции Японии занимал дол-
ность начальника филиала № 673 отряда
№ 731 в гор. Суньу и лично активно уча-
ствовал в изготовлении бактериологиче-
ского оружия. м
	Будучи по совместительству начальни-
вом 5-го отдела отряда № 731, Ниси под-
готавливал кадры специалиетов по ведению
бактериологической войны для спепиаль-
ных подразделений при армейских частях.
	Он лично участвовал в убийствах заклю-
ченных китайских и советских граждан
путем заражения их при помощи бактерий
остро-инфекпионными болезнями.
	В пелях сокрытия преступной деятель-
ности филиала и отряда № 731 Ниси в
1945 году при приближении советских
войск к гор. Суньу приказал сжечь все
помешения филиала, оборудование и доку-
менты. что и было выполнено.
	6. Oncys Macao, являясь начальником
филиала № 643 отряда № 731 в г. Хай-
лине, занималея изысканиями новых видов
бактериологического оружия и подготов-
кой материалов для отряда № 731.
	Под его руководством готовились кадры
спепиалистов по бактериологической войне.
	Онсуз знал 0 массовых умершвлениях
заключенных в отряде № 731 и своей
работой способствовал этим  тягчайшим
преступлениям.

13 августа 1945 года, в целях сокрытия
следов преступной деятельности филиала,
Оноуз лично сжег все здания филиала, запа-
сы материалов и документы.
	7. Сато Сюндзи с 1941 года являлея на-
чальником бактериологического отряда в
гор. Кантоне, имевшего условное наименова-
ние «Нами», & в 1943 году был иазначен
начальником аналогичного отряда «Эй» в
гор. Нанкине. Возглавляя эти отряды, Сата
принимал участие в создании бавтериологи-
	ческого оружия и подготовке бахлериологи-  ‘
	ческой войны.
	10. Митомо Надзуо, сотрудник отряда
№ 100, принимал непосредственное участие
в изготовлении бактериологического оружия
ий лично испытывал действие бактерий на
живых людях, умерщвляя их этим мучи-
тельным способом.

Митомо являлся участником бактериоло-
гических диверсий против СССР в районе
Трехречья.

11. Кикучи Норимицу, санитар-практи-
кант, работая в лаборатории филиала № 643
отряда № 731, принимал непосредственное
участие в работах по изысканиям новых ви-
дов бактериологического оружия и культи-
вированию бактерий брюшного тифа и дизен-
терии. В 1945 г. Кикучи прошел спепиаль-
ную подготовку на курсах, готовивших кад-
ры для ведения бактериологической войны.
	12. Иурусима Юдзи, работая лаборантом
филиала отряда № 731 и имея специальную
подготовку, принимал участие в культивиро-
вании бактерий холеры, сыпного тифа п
других инфекционных болезней и в испы-
таниях бактериологических снарядов.
	На основании изложенного Военный Три-
бунал округа признал виновность всех пере-
численных подсудимых в совершении прз-
ступлений, предусмотренных ст. 1-й Указа
Презилиума Верховного Совета СССР от
19 апреля 1943 года, доказанной и, ру-
ководетвуясь ст. ст. 319 и 320 Уголовно-
Пропессуального Водекса РСФСР, с учетам
степени виновности каждого подсудимого,
° приговерил:

Ямада Отозоо на основании ст. 1-й Указа
19 апреля 1943 года заключить в исправя-
тельно-трудовой лагерь сроком на двадцать
пять лет.

Кадзицука Рюдзи на основании ст. 1-й

Агентство Телепресс
о похищении австрийского
гражданина американской
контрразведкой
	ПРАГА, 29 пекабря. Корреспондент
агентства Телепреес передает из Вены:

Австрийская газета «Эетеррейхише
фолькештиммё» поместила заметку о том,
как американская контрразвелка «Си-Ай-
Си» 9 месяцев тому назал похитила моло-
дого коммуниста й с тех пор держит его в
заточении. Это — Маке Байр, 32-летний
коммунист, пролавший все свое имущество
для того, чтобы оплатить проезл в Иепа-
нию, где он сражался в рялах интернацио-
нальной бригалы против фашистов Фран-
ко, и прололжавший с оружием в руках
бороться против фашизма во время второй
мировой войны в австрийском батальоне
своболы, который действовал на территории
Югославии. После поражения Гитлера Байр
вернулся домой в чине майора и продолжал
свою политическую деятельность в рядах
Австрийской коммунистической партия. Во-
гла 9 месяцев тому назал он не вернулся
от своего брата из Иннебрука, его родетвен-
ники, опасаясь самого худшего, немелленно
обратились к властям с просьбой разыскать
похищенного борпа за своболу.

Теперь Байру удалось тайно передать из
своего плена письмо, в котором он 005-
шает семье о своем местопребывании. Йз
письма явствует, что Байр является плен-
виком «Си-Ай-Си» и числится под именем
Йозефа Майера в зальнбургекой тюрьме, в
одиночной камере № 22. Американцы, ко-
торые, используя грубую силу. пытались
завербовать Байра в качестве своего шпи-
она, зашли так далеко, что лаже перемени-
лн его имя, и поэтому Байр официально не
числится у них. Американские агенты пы-
таются заставить Байра бороться против
честных коммунистов в Югославии. Ав-
стрийская  лемократическая  обществен-
ность требует, чтобы министр внутренних
Дел ответил, не с его ли согласия иностран-
ная держава похищает на австрийской
территории гражлая и что он, министр
внутренних дел суверенного государетва,
предпринимает в связи е этим.
		Будучи впоследствии начальником сани-
тарной службы 5-й армии, входившей в с9-
став Ввантунской армии, Сато руководил
филиалом № 643 отряда № 731 и, булучи
осведомлен о преступном характере леятель-
ности отряда и филиала, оказывал им со-
действие в работе по производству бакте-
риологического оружия.
	HOBOTOMHEE TAHAHWNE
	При свете новогодних свеч
Из гроба Гитлер держит речь.
	Он говорит печально: «Здрасте!
Из преисподней я пришел.
Стремился я к всемирной власти,
Но трех аршин не понобрел!..»
		При нем остались лишь манжеты,
Портфель потертый и пробор.
	Стоят почти у самой двери

В костюмах легких, как пловцы,
И Фагерхольм, и де-Гаспери,

И бевилюксы-близнецы.
		Агентство Телепресс
о вербовке бывших эсэсовцев
в югославскса гестапо
	ПРАГА, 29 декабря. Корреспондент
агентства Телепресе передает из Берлина:

Югославская военная миссия во Франк-
фурте-на-Майне и в Гамбурге занимается
вербовкой бывших эеэеовнев и соллат гит-
леровской армии на службу в тогославекое
гестапо Ранковича. Но имеющимся сведе-
ниям, уже около 500 немецкнх фашистских
наемников служат у Тито. .

Типичный пример их деятельностн в
Югославии лается в письме бывшего унтер-
штурмбанфюрера СС Ганса Дотера из Дюс-
сельдорфа своей «приятельнипе» Хельге
Шефер (зарегистрированной проетитутке):;
«...Мне очень нравится мол служба. Как я
уже говорил тебе раньше, Югославия не
является для меня незнакомой страной. С
1944 гола здесь произошло немного пере-
мен. В нашем отряле 10 немпев, причем
только трое из них не являются бывшимн
эсэсовцами, а служили в обычных войсках.
Несколько дней тому назад нас в четвертый
раз подрял посылали в олну и ту же дерев-

вю для того, чтобы вправить мозги этим
тупоголовым крестьянам...»
	_ LS Sea: eee
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ
	(Начало спектаклей: днем —в 12 ч.,
веч. —в 8 ч.}
ГОС. БОЛЬШОЙ Т-Р — днем — Конек-Горбу-
нок; веч. — Кармен,
ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО Т-РА днем — Про-
данная невеста; веч. — Коппелия.

МХАТ СССР им ГОРЬКОГО — днем — Синяя
птица, веч. — Последняя жертва.

а аа < о
	ФИЛИАЛ МХАТ — днем — Идеальный муж:
веч. — Илья Головин.
	ГОС. МАЛЫЙ Т-Р — днем
шо, а счастье лучше: веч. — Ревзизср,

ФИЛИАЛ МАЛОГО Т-РА днем-—Беспридзн-
ница; веч. — Тайная война.

Т-Р им. ЕВГ. ВАХТАНГОВА — днем — Сердце
не камень; веч. — Глубокие корни.

T-P им. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА —

днем — Особняк в переулке; веч. — Так и
Burner

— Правда — хоро-
	Сельскохозяйственного — 3-10-85;
+0Го — Д 3-37-53; Местных газет —
		Изд. № 3.
	Казненный Тодзио — в обиде;
Мечтал он тоже-о войне!..

И говорит он Иосиде:
«Пожалуй, братец мой, ко мне!»
		Перел зловешею гадалкой
Два англичанина стоят.

В американской раздевалке
Они оставили наряд.
	Глядит гадалка на лалони,
То в «Аче-сонник» поглядит.
«Вам не видать своих колоний!» —

Она британцам говорит.
	Стоит француз полураздетый,
Вперяя в’ будущее взор.
	Сидят за б0очкою спириты.

Вот повернулся всей спиной

К нам Чёрчилль, интриган маститый.
Вот — Брэдли, бредящий войной.
	Вот Макартур, второй микало,
Бормочет что-то о войне...
	сква, 47, Ленинградское шоссе, улица «Правды», д. 24. ЧЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДААЛЦИИ: Зпревозноо эоре- 5 -2>5-°, партийном жизни — В 3-33-16; Пропагандь
.Д 3-37-50; Стран народной демократии — Д 3-35-46; Писем — Д 3-15-69; Местных корреспондентов — Д 3-15-47; Информации — Д 3-15-80; Литературы и искусства —Д:
Д 3-10-81; Науки и техники — Д 3-35-33; Критики и библиографии — Д 3-31-05; Пресс-бюро — Д 3-30-99: Сенретариата -— Д 3-15-64; Отдела об’явлений — Д 3-39-00; Экспедиции — Д 3-39-80.
	Типография газеты «Правда» имени Сталина,