‚ Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	Орган Центрального Номитета и МН ВКП(б).
		  WEHA 20 НОП,

Вторник, 3 января 1950 г.

Cl lk HNO JEP Sa
	ЕЕ «<» RATE PE.
		Поток приветствий (2 стр.).
Приветствия иностранных дипломати-

> >
‘ww 8 TemanewantiuTte wa nm BA Reem wm ee
	Бессуднов. — Большой водный путВ
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ:
	заре 1вия ипозрапных дипломати-.

ческих представителей в Москве товарищу
И. В. Сталину (2 стр.).

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: Н. Боголю-
бов. — Повышать роль партийных орга-

К. Джеджула. — Грубые ошибки в книге
по новейшей истории (3 стр.).

Константин Симонов. — Сражающийся

Китай (3 crp.).
Новогоднее послание

ЦК Китайской

(4 стр.).. .
Разногласия между США и Англией
(4 стр.).
Чудовищные зверства греческих монар-
хо-фашистов в концлагерях на острове
		компартии
	я

Макронисос (4 стр.).
Американцы финансируют бельгийских
фашистов (4 стр.).
	МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗАМЕТКИ;
	Жуков. — Откровения людседа.
	С. Маршак. — Дело — табак (4 стр.).

низаций в советских учреждениях. А. Го-
	ловко. — В угоду приятельским отноше-
ниям. На пленумах партийных комитетов
	Ссюзу (1 стр.).
	(2 стр).
По Советскому
	Экономика Польши на пути к новым
пехам. Новогодняя речь Б. Берута
	успехам.
(3 стр.).
	№3 (415
	Новогоднее послание Клемента Гот-
вальда чехословацкому народу’ (4 стр.).

Успехи кузнецких
	метлаллур?о6
	СТАЛИНСЕ, 2. (Корр. «Поавды»). Ста-
хановским трудом ознаменовал новый.
1950 год коллектив Кузнецкого металлур-
гического комбината имени Сталина. С пер-
вого дня он уверенно набирает высокие
темпы выплавки металла и производства
проката.
	Особенно хорошо работали 1 января
сталеплавильшики, выполнившие дневное
задание по выплавке стали на 104 проц.
Впереди соревнующихея и в этом году
попрежнему идут сталевары первого марте-
новского цеха, которые сварили сверх плана
много сотен тонн качественной сталя и
провели несколько скоростных плавок; Так
хе хорошо работали прокатчики завода.
		А. Луковец. — Долина счастья (1 стр.).

ВЫПОЛНЯТЬ ПЛАН
	(< ПЕРВЫХ ДНЕЙ НОВОГО ГОДА
	№ сожалению, руководители некоторых
предприятий еще не добились планомерной,
ритмичной работы каждого производствен-
ного участка в течение каждого дня и
месяца. Кое-где еще не отрешились от при-
вычки работать в начале месяца не спеша,
& затем в пожарном порядке наверстывать
упущенное. штурмовать.
	Хозяйственные ‘руководители hysbacca,
например, не позаботились о правильной
организации работы е первых’ дней января
на каждой шахте. Поэтому некоторые шах-
ты установленные суточные задания За
первые дни января не выполнили.
	Особенно нетерпимы факты нарушения
рятмичноети в маптиностроительной про-
мышленности, где ‘отетавание олного цехз
пли небольшого предприятия тормозит
успешную работу ряда крупнейших пред-
приятий. Так, например, 2 января по вине
завода «Красная Этна», не обеспечивиего
своевременный выпуск ряда деталей, была
затруднена работа Горьковского автозавода.
Серьезные недостатки в первые январские
дни обнаружились в работе ряда железных
дорог.

Партийные и хозяйственные руководи-
тели предприятий, работающих неравно-
мерно, отстающих в выполнении планов,
забыли неоднократные указания большс-
вистекой партии о необходимости вести ре-
шительную борьбу co  штурмовщиной.
ХУШ Всесоюзная конференция ВВП(б) по-
  требовала покончить е бесплановостью, с
неравномерным выпуском продукции, со
штурмовщиной в работе предприятия и ло-
биться ежедневного, но заранее разработан-
ному графику, выполнения производетвен-
ной программы каждым заводом, фабрикой,
шахтой, железной дорогой.

«Нартийные организации, — говорится в
резолюции конференции, — должны понять,
что неравномерный выпуск готовой про-
дукции еоздает неправильный режим рабо-
ты предприятия, приводит к простоям обо-
рудования, простоям рабочей силы, Е недо-
использованию производственных мошно-
стей, к увеличению брака, к непроизводи-
тельным переплатам за сверхурочные ра-
боты. Такой неправильный режим держит
предприятие в лихорадочном состоянии и
етавит под постоянную угрозу срыва вы-
полненне им государственного плана»,

Партийные организации заводов и фабрик,
шахт и промыелов ‘холжны возглавить
‘борьбу за ‘иланомерную. ‘ритмичную: работу
своих предприятий в ‘новом году и обеспе-
чить фавномерный выпуск продукции,
образцовое выполнение и перевыполнение
заланий с первых дней нового’ года.

Надо решительно пресекать вредные
попытки отсталых хозяйственников доби-
ваться заниженных производственных пла-
нов или оправдывать провалы в работе пред-
приятий ссылками на всякого рода сезонные
трудности. За последние годы советская про-
мышленность поднялась на такой высокий
уровень, что она в любое время года
работает без всяких сезонных  спалов,
неуклонно увеличивает выпуск продукции.

С новой силой развертывается соцнали-
стическое соревнование за досрочное вы-
полнение послевоенной пятилетки. В аван-
гарде соревнования идут коммунисты и
комеомольны. Задача наших партийных
	организаций-—конкретно и повседневно ру-
	ководить соревнованием, поддерживать . все
новое, передовое, прогрессивное. Необходимо
шире развертывать большевистекую крити-
ку и самокритику, поднимать массы Ha
борьбу с недостатками,  тормозящими
успешную работу предприятий.

Миллионы советских патриотов, не жалея
сил, трудятся на благо Родины, проявляют
творческую инициативу на производстве.
Советские люди горячо. желают выполнить
и перевыполнить ‘производственный план.
Производственный план, учит товарищ
Сталин, есть живая ‘и практическая дея-
тельность миллионов людей. Реальность на-
шего производетвенного плана — это мил-
лноны трудящихся, творящие новую жизнь.
Реальность нашей программы — это живые
люди, это мы с вами, наша воля к труду,
наша готовность работать по-новому, наша
рептимость выполнить план.

Выше знамя всенахолного социалистиче-
	ского соревнования за досрочное выполне-
ние послевоенной сталинской пятилетки!
	Первые дни 1950 года — последнего
гола послевоенной сталинской патилетки-—
	Ознаменованы новыми производетвенными
достижениями.
	‚Со всех концов страны поступают сооб-
щения об успешной работе фабрик и заво-
дов, рудников и шахт, колхозов, совхозов и
МТС. Перевыполнили ‹ производственный
план первых дней января крупнейшие
предприятия металлургичрекой премыш-
ленности — Магнитогорский и Кузнецкий
вомбинаты, Сталинский металлургический
завод в Донбасве, Серовский и Верх-Иеет-
ский заводы на Урале. На высоком уровне
работают многие шахты Донбасса, Кузбасса
и других угольных бассейнов страны.
Нефтяники ряда промыслов Баку в первые
дни нового года значительно превысили за-
дания. Машиностроители Москвы, Ленин-
трада, Урала и других промышленных
‘центров выпустили немало продукции
сверх плана. Колхозная деревня органи-
зованно готовится в весенне-полевым ра-
ботам: ремонтируются тракторы и сельско-
хозяйственные машины, очищаются семе-
на, на поля вывозятея удобрения.
	Труженики города и деревни с большим
патриотическим подъемом приступили к
выполнению плана последнего года по-
слевоенной пятилетки. В 1950 году совет-
ской промышленности предстоит решить
задачи большой важности, сделать новый
крупный шаг вперед.
	В послевоенные годы промышленность
нашей страны непрерывно идет в гору, вы-
полняя и перевыполняя государственные
НЯАНЫ.
	Еще в четвертом квартале 1947 гола,
несмотря на огромные разрушения во вре-
MA войны, советская промышленность д9-
стигла среднеквартального довоенного уров-
ня выпуска продукции. В 1949 году объем
продукции всей промышленности СССР пре-
высил производство довоенного. 1940 года
более чем на 40 процентов.
	‘`Принятые советским правительством ме-
ры позволили в 1949 году выявить допол-
нительные резервы в промышленности и на
основе этого увеличить плановые задания.
Увеличенные задания систематически пере-
выполнялись. Уже в октябре 1949 года
промышленность СССР работала на значи-
тельно более высоком уровне, чем до войны,
ий на более высоком уровне, чем это наме-
чалогь по пятилетнему плану на 1950 20д.
	Наша промышленность имеет, таким 00-
разом, полную возможность значительно
раньше срока завершить в нынешнем году
выполнение послевоенной сталинской пяти-
летки. Для этого необходимо день за
днем выполнять ‘и перевыполнять плано-
вые залания 1950 года. Ровная, ритмичная
работа с первых дней нового года, система-
тическое выполнение и перевыполнение
производственной программы должны стать
законом лля каждого соцпиалиетичеекого

предприятия.
	Развитие нашеи экономики на основе
единого государственного плана требует
четкой, согласованной работы всех пред-
приятий, всех отраслей нашего народного
хозяйства. Наши планы, учит товарищ
Сталин, есть не планы-прогнозы, не планы-
догадки, а планы-директивы, которые обя-
зательны для руководящих органов и кото-
рые определяют направление нашего хозяй-
ственного развития.
	Равномерный, строго но плану выпусЕ
	промышленной продукции каждым  пред-
приятием имеет громадное народнохозяй-
ственное значение. Государственные планы
связывают в единое целое деятельность всех
предприятий страны. Первейший долг каж-
	- лото завода, каждой фабрики — выполнять
	залания систематически, из смены в смену,
	530 дня в день. Ровная, ритмичная работа
	эткрывает пути к дальнейшим успехам в
работе индустрии. Чем равномернее будут
загружены на протяжении месяца, кварта-
ла, года основные средства предприятий,
тем больше продукции они дадут.

Чем полнее будут загружены основные
средства предпряятий, тем быстрее будут
оборачиваться оборотные средства. Равно-
мерное, рассчитанное по часам и минутам,
использование основных средств является
залогом роста производительности труда.
Оно позволяет наиболее эффективно вести
борьбу за повышение качества и снижение
	себестоимости продукции.
		Четвертый и ‘пятый томы Сочинений В. И. Ленина
	на узбекс
	ом языка
		Бысокий творческий
	7005ем
	ЕГСКОМмМУ

ВАРШАВА, 2. (506. корр. «Правды»).
Трудовое соревнование, охватившее в Поль-
ше сотни тысяч рабочих промышленности,
находит также широкое развитие в сельском
хозяйстве. В истекшем году в государствен-
ных земледельческих хозяйствах в соревно-
вании участвовало свыше 100 тыеяч сель-
скохозяйственных рабочих и специали-
сетов — трактористов. механиков. агроно-
мов, зоотехников, служаших алминистра-
тивного аппарата.

Первое место среди соревнующихся занял
коллектив государственного земледельче-
ского хозяйства «Поледно» в Поморском
воеводстве. Хозяйство собрало в 1949 году
по 28 центнеров зерновых и по 210 цент-
неров сахарной свеклы с гектара, вынол-
нило ‘план развития животноводства. В
«Поледно» созданы клубы, открыты библио-
тека, три детских сада. За хорошую pa-
боту хозяйству присуждена премия в 5 MEI
лионов злотых.

Индивидуальные ‘премии за лучшие по-
казатели в соревновании получили более
10 тысяч рабочих и служащих  государ-
ственных земледельческих хозяйств.
	  ПОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНОВ
	ТИРАНА, 2. (ТАСС). ВБак передает
Албанское телеграфное агентство, коллек-
тив угольных шахт Мборие ДЛренова в
районе Корча выполнил годовой план за три
дня до срока и начал давать продукцию
в счет 1950 года.

Работники морского транспорта в порту
Дуррес. развернув социалистическое сорев-
нование в честь 70-летия товарища
И. В. Сталина, выполнили годовой план
за 10 дней до срока.

Программу 4-го квартала 1949 года
деревообделочные ° предприятия в городе
Шкодер выполнили на шесть дней ранее
ерока.
	РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЗНОГО ДЕЛА.
	БУДАПЕШТ, 2. (ТАСС). В буржуазной
Венгрии было всего 278 публичных библио-
тек. За 5 лет народной власти их число
возросло до 3.298. В библиотеках значи-
тельно увеличилось количество книг.

Общегосударственная библиотека им. Се-
чени при Будапештском национальном музее
имеет 1.222 тысячи томов литературы и
150 тысяч различных локументов, рукопи-
сей ит. д. Библиотека Академии наук Вен-
герской пародной республики насчитывает
690 тысяч книг и журналов.

Большим успехом пользуется Библиотека
	.  русской литературы им. Горького в Буда-
	пенте. Библиотека снабжает русской клас-
сической и советской литературой трудя-
шихея Венгрии. изучающих русский язык,
а также создает курсы по изучению русско-
то языка.
	ОПЫТНАЯ СТАНПИЯ
	ПО РАЗВЕДЕНИЮ РЫБЫ
	СОФИЯ, 2. (ТАСС). На базе нескольких
небольших водоемов, расположенных непо-
далеку от города Самокова, после установ-
ления в Болгарии наролдно-лемократического
строя была создана опытная рыбная стан-
ция. Перед ней была поставлена задача —
изучение рыбных богатств и разработка
практических мер по увеличению количе-
ства рыбы в водоемах страны.

Станция успешно справляется с этой за-
дачей. В ее питомниках в 1949 году было
выведено 2.400 тысяч мальков лососевой
и других пенных пород рыб. Построены
новые бассейны, в которых разводятся цен-
ные вилы речной рыбы.
	ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПРОФСОЮЗЫ
РЕМЕСЛЕННИКОВ ПЕКИНА

ПЕКИН, 1. (ТАСС). Агентство Синьхуа
передает, что з& последние 10 месяцев бо-
лез 19 тыс. ремесленников, или 10 про-
центов всех рабочих 58 отраслей кустар-
ной промышленности в Пекине, объединены
в 14 профсоюзов по производетвенному
принципу. у

В ходе создания этих профсоюзов между
ремесленниками и предпринимателями были
полписаны коллективные договоры.
	УСПЕХИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯИСТВА
	ПХЕНЬЯН, 1. (ТАСС). Выступая © до-
кладом на пленуме Центрального комитета
Крестьянского союза, заместитель прелсела-
теля ЦЕ союза Хан Хон Гык отметил, что,
небмотря на крайне неблагоприятные кли-
матические условия, крестьяне северной
части Корейекой народно-демократической
республики добились в 1949 голу значи-
тельных успехов. Посевная площаль в рес-
публике составила 101,5 процента, а пло-
шадь под хлопком—165 процентов к пла-
ну. План валового сборз зерновых выпол-
нен. на 101,9 процента, хлопка—на 156 и

прочах культур — на 114 процентов.
	НОВАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ
линия

БУХАРЕСТ, 2. (ТАСС). Вторая годовши-
на CO дня провозглашения республяки
ознаменовалась открытием регулярного дви-
жения поездов по вновь построенной же-
лезной дороге Салва — Вишэу протяже-
нием в 61 километр: Эта дорога связывает
район Марамуреш с остальной частью
страны.

На TODmeCTREHON открытии дороги вы-
	  ступил министр финансов Василе Лука.
	Вице-председатель президиума Бетикого
национального собрания Йон Никули огла-
сил декрет о награждении наиболее отли-
	чившихся  рабочих-строителей и техни-
ков орленами и медалями.
	С первых дней нового года набирать
высокие темпы работь! Досрочно вы-
полнить сталинскую пятилетку! Тано-
вы патриотические мысли и стремле-
ния советских людей.

Сегодня «Правда» сообщает о пер-
вых производственных успехах пред-
приятий страны в 1950 году.
		ТЕНИНГРАД, 2. (Норр. «Правды»). Но-
вый год на предприятиях Ленинграда начал-
ся с высоким творческим подъемом.

Знатный сталезар Кировского завода тов.
Семенов свою первую плавку в новом году
дал скоростную. Коллектив гракторного це-
ха, досрочно завершивший программу 1949
года, сейчас работает строго по графику.
С конвейера четко по плану сходит в не-
сколько раз больше трелёвочных тракторов,
чем в первые дни прошлого гола.

На фабрике «Скороход» широко развер-
нулось соревнование за экономию топлива
и выпуск продукции отличного качества. В
прошлом году скороходовпы дали сверх пла-
на 700 тысяч пар обуви и занесли в свои
лицевые счета экономии почти 7 миллио-
нов рублей. 103 бригады, 14 участков и
9 цехов завоевали почетное право называть-
ся бригадами, участками и цехами отлично-
го ‘качества.

Вступив в 1950 год, коллектив фабрики
начал борьбу за то, чтобы все бригады,
участки и пехи давали только нервосортную
обувь, в том числе обувь новых моделей,
которая внедряется в 1950 году.

На многих заводах Ленинграда в первые
дни 1950 года началось производство но-
вых совершенных машин, станков и при-
	боров.
	D первые дни
	ДНЕПРОПЕТРОВСВ, 2. (Норр. «Правды»).
Трудящиеея ‹ крупнейших промышленных
предприятий области первые дни новего  го-
да отметили высокой производительноетью
труда. В листопрокатном цехе завода имени
Ленина смена почетного прокатчика —
мастера Д. Вдовина 1 января выполнила
дневное задание на 120.2 процента. Стар-
ший вальцовщик нагревательных печей
этого цеха И. Бакулин выполнил сменную
норму на 125 процентов.

Берясь за выполнение социалистических
обязательств, завод имени Молотова 29 де-
кабря завершил нятилетнюю программу по
объему производства. В новом голу молотов-
цы работают с большим подъемом. 2 января
все рабочие завода выполнили нормы выра-
ботки.

1`января хоропю работали коллективы
горняков многих шахт Вривбасса. Первая
семена шахты «Новая» выполнила дневное
залание на 102.5 процента. Проходчик
этой шахты Н. Коверов за первую смену
выполнил три нормы. На шахте «Гигант»
коллектив участка № 3 выполнил сменное
задание на 146,4 процента. Горняки первой
смены шахты «Коммунар» 1 января дали
сверх плана тысачи тонн железной руды.
	—_—O—

СВЕРХПЛАНОВЫЙ УГОЛЬ
АНГРЕН (Ташкентекая область), 2.
	(ТАСС). Вчера, неся новогоднюю стаханов-
скую вахту, коллектив угольного разреза
добыл сверх задания сотни тонн угля.
Экскаваторщики бригады С. Шарипова вы-
полнили суточное задание на 127 процен-
тов. Вдвое превысил норму машиниет паро-
воза А. Борисов.
	ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕТАЛЛ
	МАГНИТОГОРСВ, 2. (ТАСС). За первые
сутки нового года Магнитогорский металлур-
гический комбинат отгрузил тысячи тонн
проката в Москву. Ленинград, на Украину,
в Белоруссию и другие районы страны.
Сверх плана отгружено несколько тяжело-

весных составов с металлом.
	По-стахановски начали 1950 год стале-
вары Магнитки. За два дня они провели
15 скоростных плавок. Лучшую скоростную
плавку выдал тов. Макаров.
		СТАХАНОВСКАЯ ВАХТА
	ТУЛА, 2. (Норр. «Правды»): Доменщики
Новотульского. металлургического завода,
выполнившие пятилетний производственный
план и задание 1949 года, работают сейчас
еще на более высоком уровне. В. первый же
день они“дали стране несколько десятков
тонн чугуна сверх плана.

На новогодней стахановской вахте ocec-
бенно отличились смены инженеров тт. Ба-
лакина и Аршинова. Стахановская бригада
мастера тов. Гольцева за смену выплавила
два вагона еверхиланового металла.
	ГОРЬБИЙ, 2. (Корр. «Правды»). Нака-
нуне нового года в цехах автозавода имени
	Молотова прошли беседы агитаторов. Аги-
	таторы рассказали, как, велики задачи, стоя-
шие пёред автозаводпами в наступающем
году. Намного увеличивается выпуск машин
всех марок. Выпуск автомобилей «Победа»,
например, возрастает почти на 30 процен-
тов. Рабочие начали новый год желанием
с первого же часа перевыполнять план.
	К началу нового года завод набрал высо-
кие темпы.

Но сегодня с утра повторилась старая ис-
тория. В утреннюю смену с завола «Ёрас-
ная Этна», поставляющего крепежные ма-
териалы, не поступило несколько деталей
		У ПАРОВОЗОСТРОИТЕЛЕЙ
	ВОРОШИЛОВГРАД, 2. (Норр. «Правды»).
В новогоднюю ночь ворошиловгралекие па-
ровозоетроители ветунили в последнюю сме-
ну старого года и к утру выпустили еще
один сверхплановый паровоз — последний
локомотив 1949 гола.
	В новый год большинство цехов паровозо-
строительного завода вступило с хорошим
заделом. Это позволит им с первых же дней
работать ритмично, строго по графику.
	графику

— Задела нет, сейчас принимаем меры,
добиваемся перелома.

То, что случилось сегодня, не является
новостью ни для кого в городе Горьком. Как
правило, в первые дни нового месяца завод
«Красная Этна» подает детали е большим
опозданием.

Удивляет спокойное отношение к этому
горкома и обкома партии. Сигналы о верит-
мичной работе завода «Краская Этна»
имеются и в горкоме и в обкоме. 0б этом
говорилось на предпоследнем пленуме горко-
ма партии. Автозаводцы тогда просили при-
нять нужные меры. Но, как свидетельствует
	опыт нынешнего дня, пх требования не бы-
	ли учтены.
	КУЛЬТУРА эстонской
ЛЕРЕВНИ
	ТАЛЛИН, 2. (Корр. «Празды»). Эконо-
мический подъем эстонской деревни, вы-
званный социалистическим преобразованием
сельского хозяйства, сопровождается боль-
шим оживлением культурной жизни. Вре-
стьяне имеют возможность теперь видеть,
не выезжая за пределы своей волости, луч-
шие спектакли, концерты.

Особенно успешно развивается библио-
течное дело. В деревнях создано более семи-
сот библиотек, обслуживающих широкий
круг крестьян и сельской интеллигенции.
В артели «Ыйге Теэ», волости Тыстама,
библиотека насчитывает более 500 томов
политической, художественной и научно-
популярной литературы. Многие колхозни-
ки обзавелись собственными библиотеками.

В ряде мест при библиотеках созданы
литературные кружки, устраиваются кол-
лективные воскресные чтения новинок со-
	ветской литературы.
	_`Работать ритмично, по
	для сборки автомобилей «Победа». С кон-
вейера машины сходили некомплектными.
За всю утреннюю смену не было собрано
полностью ни одной. машины. 0 том, как
завод «Красная’Этна» поставлял в этот день
детали, можно судить по такому примеру:
автозаводцы не получили до 4 часов дня
ни ‘одной поужины для сиденья.
	Около двух часов. иростоял и главный
конвейер, на котором собирают автомобили
«ГАЗ-51». Виной опять-таки был завод
«Красная Этна». Болты, гайки для мотора
начали поступать только к вечеру. Руково-
дители автозавода, диспетчеры сегодня не от-
ходили от телефонов. Они звонили директо-
py завода «Ирасная Этна» тов. Гуськову.
В ответ же слышали одно и то же:
	Оизамены в вузах
	В высших учебных завелениях вчера на-
чалась зимняя экзаменационная сессия.

В Московском государственном универси-
тете имени М. В. Ломоносова на механико-
натематическом факультете состоялись
экзамены по астрометрии, дифференциаль-
ной геометрии, на физическом факульте-
те — по общей химии, на филологиче-
ском — по иностранным языкам, истории
древнерусской литературы.

Ортанизованно начались экзамены в М-
сковском высшем техническом училище
имени Баумана, которое готовит инженероз
33 специальностей. Около 1.500 студентов-
отличников этого вуза сдали часть экзаме-
нов досрочно.

В зимней экзаменационной сессии уча-
ствуют 128 тысяч студентов московских
вузов.
	ДОЛИНА СЧАСТЬЯ
	От корреспондента «Правды»
по Таджикской ССР
	стве долины ярче всяких слов. В Вурган-
Тюбинском и Октябрьском районах средний
доход колхоза превышает миллион рублей.
В Молотовабадском районе все колхозы ста-
ли миллионерами.
	Всесторонне развито хозяйство колхозов
Вахшекой долины, но их особой гордостью
является хлопок. Здесь научились выращи-
валь такие урожаи, каких никогда не полу-
чали ни в одной стране мира. Вурган-Тю-
бинский район в 1949 году сдал с каждого
гектара не один десяток высококачествен-
HOMO советского тонковолокниетого хлопка.
	Во всей полноте сказалась роль передовой
агробиологической науки, роль советских
ученых. В первые годы на землях Вахшской
долины сеяли низкосортный малоурожайный
хлопчатник. Кандидат сельскохозяйственных
наук В. П. Красичков много лет работал над
тем, чтобы вывести сорт, достойный ROAX03-
Horo строя. И он такой сорт создал —
«504-Вахш». Минувшей весной новый сорт
высевалея на большинстве хлопковых план-
тапий долины и дал замечательный урожай.
	Но здепгние колхозы могут гордиться не
только хлопком. По обеим сторонам канала
шумят колхозные сады. В траншеях стан-
пии сухих субтропиков растут лимоны,
мандарины. джут, сахарный тростник. На
	НОВОСТРОЙКИ АУЛОВ
КАЗАХСТАНА
	АЛМА-АТА, 2. (Норр. «Правды»). Под-
ведены предварительные итоги строитель-
ства в.минувшем году в аулах и селах
Казахстана. Около 30 тысяч колхозников
и рабочих совхозов встретили 1950 тод в
новых жилых домах. За год в бывшей Голод-
ной степи, Южно-Казахстанской области, в
Приишимеких просторах Акмолинской обла-
сти выросли аулы, построенные по проек-
там архитекторов. Кроме жилых домов,
в сельских местностях сооружено более
19 тысяч школ, клубов, изб-читален, би-
блиотек, хат-лабораторий, производственных
помещений.
	Колхозы Вустанайской области план куль-
турно-бытового строительства в. 1949 тоду
перевыпелнили в пять раз; Намного перевы-
полнены задания по сельскому строитель-
ству в Джамбулекой, Западно-Казахстан-
ской и Карагандинской областях.
	  Веками лежали нетронутыми земли Вахш-
CRO долины. «Земля смерти» — так назы-
вали ее в недалеком прошлом. Это была пу-
стыня: на десятки километров вокруг не бы-
ло ничего живого. Не раз приходили на эти
земли дехкане из горных кишлаков и в03-
вращались обратно: обработка дикой степи
была им не под силу.

Но вот пришли в долину советские люди,
и все изменилось. В сухой, закаменев-
шей почве был проложен глубокий Вахш-
ский канал имени Сталина. По земле, изре-
занной арыками, потекла вода. Тракторы,
присланные сюда, подняли целину. 20 ты-
сяч дехканских семей спустились © гор.
И единая воля народа победила: «земля
смерти» ‘превращена в долину. счастья.

Жители далекого гармского кишлака Сай-
Дон приехали сюда в числе первых. Они
облюбовали себе место на безбрежном степ-
ном массиве, построили кишлак, объедиви-
лись в колхоз «Политотдел», стали работать
сообща, и дело у них пошло. Из года в год
богател колхоз, развивалась и крепла его
экономика. Появились уютные дома, гилро-
станция, клуб. школа. Все полновееснее ста-
повился трудодень. И достаток, веселье
прочно вошли во вее квартиры колхозников.

— 970 средний колхоз нашего района, —
говорит секретарь Курган-Тюбинского рай-
кома партии Герой Сопиалистического Труда
тов. Парамонов.— Так же зажиточно живут
и во всех остальных кишлаках.

QO расцвете колхозной жизни свидетель-
ствуют многочисленнейшие примеры. Но есть
один показатель, который говорит о’ богат-

зимние пастбища идут бесчисленные стада
каракульских овеп. Недаром  Вахшекую
долину в наши дни прозвали жемчужиной
Таджикской республики.

Вахшекие колхозы могут гордиться свои-
ми достижениями. На днях в Курган-Тюбин-
ском районе пущена еще одна межколхозная
гидростанция. Она дала свет 11 кишлакам,
обеспечила энергией квартиры. улипы, етаз-
ки. Колхозы строят дома культуры, жилые
дома. Только в минувшем году в районах
лолины поставлено более пяти тысяч до-
бротных домов для колхозников.
	Вахшекая долина славится на всю респу-
блику своими людьми. Холмурат Турдыев
долгое время был рядовым колхозником в
сельскохозяйственной артели «Кзыл-шарк».
Когда он вернулся из армии, его избрали
председателем. Быстро поднялся колхоз под
его руководством. Коммунисты Курган-Тю-
бинского района увидели в нем талантливого
организатора, чуткого, отзывчивого това-
риша. И год назад партийная конференция
избрала Холмурата Турдыева секретарем
райкома партии.

Или вот Малик Гияев, прошедший путь от
батрака до Героя Сопиалистического Труда,
или — Угульбиби Миротаева, ставшая пред-
седателем колхоза. Из здешних кишлаков
вышли учителя, врачи, агрономы, партий-
ные и советские работники. Все это люди,
воспитанные. партией, советской властью,
колхозным строем.
	г. Сталинабад.
		Перевод с русского издания‘ осуществлен
Узбекским филиалом Института Маркса —
Энгельса—Ленина при ЦЕ ВКП(б).
	ТАШВЕНТ, .2. (ТАСС). Узбекское rocy-
дарственное издательство выпустило в свет
в переводе на узбекский язые четвертый и
пятый томы Сочинений В. И. Ленина.
	НОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА БАКИНСКИХ НЕФТЯНИКОВ
		Выступившие на собрании представите-
ли промыслов сообщили, что их коллективы
решили начать последний год послевоенной
сталинской пятилетки массовым социали-
стическим соревнованием в честь 30-летия
со дня установления советской власти в
Азербайлжане, которое исполняется 28 апре-
ля 1950 года. Каждый промысел взял на
себя конкретные обязательства, которые
	намного Превосходят . плановое задание и
последние достижения.

Участники совещания обратились с
письмом ко всем нефтяникам Азербайджа-
на, в котором призывают  ознаменовать
30-летие ©0 дня установления . советской
власти в Азербайджане новыми производ-
ственными успехами, досрочным выитолне-
нием плана первых месяцев нового года.
	`ВАКУ, 2. (Корр. «Правды»). Сегодня В
передовом и Ерупном В Баку Сталинском
нефтяном районе состоялось совещание ста-
хановпев. Оно подвело итоги работы про-
мыслов и других предприятий за минувший
год и наметило задачи на новый, 1950 гол.

Выступивший ¢ докладом управляющий
трестом «Сталиннефть» тов. Мамед-заде со-
общил, что промыелы района досрочно вы-
полниди головой план и лали сверх плана
Десятки тысяч тонн нефти. .

Закрепляя небывалый по размаху твор-
ческий подъем нефтяников, которым озна-
менована Подготовка к празднованию
10-летия со дня рождения И. В. Сталина,
промыслы района продолжают прочно’ дер-
жаться На завоеванных позициях И подго-
товились к дальнейшему увеличению добы-
	чи нефти и газа.