& ЯНВАРЯ 1950 г., № 6 (11475)

оток приветствий

Рабочие, ‘инженерно-технические работни-
ки и служашие Рижского завода  электро-
установочных изделий;

Рабочие. работницы, инженерно-техниче-
ские работники и служашие Нижне-Гнилов-
ской судоверфи Ростовского областного
управления моторно-рыболовных станций;

Рабочие, яинженерно-технические работни-
ки и служашие Ленинградского завода
«Электропульт»;

Коллектив рабочих, ° инженерно-техниче-
ских работников и служащих Бакинского

газового треста;
Коллектив работников станции Балашов

Юго-Восточной ж. д.;
Работники связи г. Павлодара;
Рабочие, инженерно-технические работни-
ки и служашие Чкаловского геологоразве-
дочного треста «Южуралуглеразвелка»;
Коллективы рабочих, инженерно-техниче-
ских работников и служаших Кемско-Лоух-
ской моторно-рыболовной станнии в Кемско-

го морского порта;

Коллектив рабочих, инженерно-техняче-
ских работников и служащих Барнаульского
аппаратурно-механического завода;

Личный состав экипажей сулов «Ермак» в
«Русь»; .

BaGoune, специалисты и служащие хлебо-
завода № 5 г. Шахты;

Коллектив рабочих, инженерно-техниче-
ских работников и служащих суконной фаб-
рики «Красный Октябрь» Пензенской об-
ласти;

ских работников и служащих Тимашевского
сахарного комбината Куйбышевской об-
ласти:

Коллектив работников Северного района
Балтийского техфлота;

ских работников и служащих Харьковского
аппаратно-ралиаторного завода;
	Шахтеры, инженерно-технические работни-
	ки и служащие Аютинского шахтоуправле-
ния; .

Рабочие, инженерно-технические рабстни-
ки и служашие Краснодарского кожзавода
им. Калинина;

ки и служащие Саратовского авторемонтно-
го завода;

Коллектив рабочих, .инженерно-техниче-
ских работников и служаших Лнепровского
электродного завода;

ки и служашие треста «Ленинградолежда»,

Рабочие, работнипы, инженеры, техники
и служашие Алтайского строительного тре-
ста; Ве
Студенты, — профессорско-преподаватель-
ский состав, рабочие и служашие Ленин-
гралского планового института;

ских работников и служащих Орлынского
леспромхоза треста «Новосибугольз»;

Студенты, = профессорско-преподаватель-
ский состав и служащие Московского инсти-
	тута тонкой химической технологии их.
М. В. Ломоносова;

Рабочие фабрики «Рекорд», Медиаш,
Румыния;
	Рабочие и техники лесных предприятий
«Совромлемна» в Ветра Дорней, Румыния;

Металлурги Булонь-Билланкур. Франниня;

Население села Душнок, Венгрия;

Жители родопских сел Заните, Давидково,
Петково и Славейно. Болгария;

Земледельческий кооператив села Тоал-
маш, Венгрия;

Рабочие Валентин Алсина, предместья
аргентинской столицы: .

Работники просвешения т. Чнрпан, Бол:
гария; .

Рабочие деревообделочной фабрики «Фло-
рень», Румыния;

Рабочие-железнодорожники в Тыргу Окна
уезда Бакэу, Румыния;

Группа рабочих леревообделочного завода,
Алжир;

Организация Венгерской партии труля-
шихся села Балатонсарсо;

Организания Венгерской партни трудя-
шихся села Вацботян;

Молодые коммунисты провиннии Санта-
Фе, Аргентина;

Трудящиеся города Васлуя, Румыния;

Трудяшиеся города Тетеван, Болгария;

Граждане г. Губина, Польша;

Собрание Отделения Общества «Норве-
гия — СССР» в Драммене.
	(Продолжение списка поступивших
прыветствий — в следующих номерах)

fe nal be

Армии», Гороховского района, Волынской
области;

Ученики 4` класса. «Б» срелней школы
№ 5 г. Станислава;

Учителя, комсомольны, пионеры и все
ученики Ново-Краснинкой семилетней шко-
лы Ново-Шепеличского района, Киевской
области; .

Пионерская дружина № 17 средней ‚ жен-
ской школы № 64 г. Омска;

Коллектив учителей и учащихся средней
ikon им. Горького Лениногорского райо-
на. Восточно-Казахстанской области;

Воспитанники Средне-Ахтубинского дет-
дома им. Рубена Ибаррури Сталинградской
области; м ,

Пионеры 7-го отряда средней школы № 15
поселка Каахка Туркменской ССР;

Артисты, рабочие и служащие Куйбышев-
ского государетвенного театра оперы и ба-
	лета;
Медицинские работники Комсомольского
	района, Сталинградской области;
Партийное собрание Николаевского ко-
аблестроительного института им. адмирала
Макарова. г. Николаев;
Коллектив работников Казахского теле-

графного агентства;

Студенты,  профессорско-преподаватель-
ский состав, рабочиё и служащие Новгорол-
ского учительского института;

Работники советского посольства и совет-
ских учреждений в Софии;

Коллектив работников советского посоль-
ства в Париже; т

Профессорско-преподавательский состав,
студенты, рабочие и служашие Курского ме-
дицинского института;

Слушатели, профессора, преподаватели и
сотрудники Финансовой академин Мини-
стерства финансов СССР, г. Ленинград;

Работники Художественного фонла СССР;

Научные сотрудники н служащие Инсти-
тута геологических наук Академии ваук
БССР;

Работники редакции журнала «Огонек»;

Общее собрание художников г. Минска,
преподавателей Минского художественного
училиша и научных работников Белорусской
государственной картинной галлереи;

Артисты, рабочие и служащие Башкирско-
го государственного акалемического театра
драмы;

Артисты Государственного симфонического
оркестра Украинской ССР;

Коллектив работников  Госуларственной
публичной исторической библиотеки в г. Мо-
скве;

Коллектив медицинских работников Мо-
сковской городской ордена Ленина клиниче-
ской больнипы им, С. П. Боткина;

Коллектив работников Всесоюзного науч-
но-исследовательского кино-фотоинститута;

Студенты, профессора, преподаватели и
сотрудники Московского станкоинструмен-
тального института;

Учащиеся и преподаватели Орловского
педагогического училиша;

Коллективы медицинских работников
Ленинградской областной клинической боль-
ницы, областного госпиталя инвалидов Оте-
чественной войны # противомалярийной
станции;

Пелагоги и учашиеся Курского музыкаль-
ного училища;

Коллектив работников больницы № 2 и ро-
дильного дома № 7 г. Новосибирска;

Учителя и работники народного образова-
ния Ярковского района. Тюменской области;

Коллектив работников. релакнии воро-
нежской областной газеты «Коммуна»:

Медицинские работники Нанайского рай-
она, Хабаровского края; а

Работники центрального аппарата и Мо-
сковской конторы Торгбанка;

Научные работники, рабочие и служащие
Всесоюзного научно-исследовательского ин-
ститута природных газов;

ский состав, рабочие и служащие Ростов-
ского-на-Дону инженерно-строительного ин-
ститута; г

ских работников и служаших республикан-
ской тчпографии «Красный печатник»,
г. Минск;

Торжественное заседание представителей
партийных, советских и общественных орга-
визаций г. Кутаиси;

ЦК профсоюза рабочих промышленности
вооружения СССР;

Рабочне, инженерно-технические работни-
ки и служащие Ленинградского, станко-
строительного завола им. Свердлова;

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ
	т контини временно воздержаться.
	подобно своему предшеетвеннику т. Аристо-
лю5ову, вместо того, чтобы решительно
присоединитьея к голосу членов бюро и
актива. занял позицию невмешательства.
Он не требовал. & робко просил т. Слюсаре-
ва признать недостатки и ошибки. Окры-
ленный такой снисходительностью. Слюеа-
рев. приняв позу обиженного. продолжал
упорно отрицать, ве критические замеча-
ия. Й только пол давлением нараетавшей
критики со стороны всех остальных чаеноз
бюро райкома он, наконец, вынужден был
Бевнятно произнести нечто вроле призна-
ния своей вины со многими оговорками и
ссылками на объективные причины.
	— Две колонки статьи могу признать,
а третью не могу,— заявил т. Слюсарев.
	А именно в третьей-то колонке и шла
речь 0 самом председателе райисполкома и
его ошибках. Что и говорить, достойное
признание.
	Бюро райкома партии приняло прострав-
ное решение, признав критику газеты пра-
вильной. Не секретарь райкома г.. Иванов,
подписав решение. положил его в нацку и
успокойлея, полагая, что этим все дело и
исчерпано. Но действительноеть нарушила
благолушное настроение секретаря райкома.

В райисполкоме мало что-либо измени-
лось. Слюсарев продолжал держаться своего
негодного стиля работы.

В октябре газета «Красное знамя» снова
напечатала большое письмо садоводов Бу-
денновского района тт. Ковалева и Луболе-
лова. Они писали о том, что сады в Сучан-
ской долине запушены, гибнут, а руково-
	дители района не обрашают на это ника-
кого внимания, Газета. не ограничившись
опубликованием письма, выступила с рез-
кой передовой статьей на эту тему и попы-
талась на примере отетающего района по-
казать недостатки в развитии садоводства в
крае.

Резкая критика краевой газеты на этот
раз не понравилась не только т. Слюсареву,
но и секретарю райкома партии т. Иванову.
Руководители района пожаловались на
газету секретарю краевого комитета ВЕ(б)
т. Аронову. Последний, не долго думая, дал
указание релакции-—временно воздержаться
от критических выступлений по Буленнов-
скому району. С тех пор в «Красном зна-
мени», если не считать олпого отчета с
пленума райкома ВЕП(б), някаких материа-
лов о Буденноэеком районе не появлялось.
	— Все-таки наша взяла.—похвалялся
после этогс в кругу свонх близких друзей
Слюсарев. И, пользуясь искусственным
слерживанием критики, этот горе-руково-
литель окончательно распоясался. Лостаточ-
но сказать, что при его попустительстве
растранжирено  150 тысяч рублей гоеудар-
етвенных средств.
	Вот в чему приводят болаголущие и зажим
критики. И в этом сказалась неприглялная
роль. которую сыграл секретарь крайкома
партии т. Аронов, административно оградив-
ший от критики. руководителей Буленнов-
ского района. Невероятно, не Факт: Примор-
ский крайком не поллержал правильные вы-
ступления ‘газеты. че использовал свой пе-
чатный орган для широкого развертывания
критики и самокритики. для исправления
ошибок и недостатков руководителей Буден-
новекого района. Тем самым крайком прини-
зил роль газеты — острейшего оружия на-
	ии © А. РОСТКОВ.
	(Корр. «Правды»).
	Приморская краевая газета «браеное
знамя» имеет в Буденновеком районе соб-
ственного корреспондента. Но вот уже око-
ло трех месяцев из Буленновскоги района
на страницах краевой газеты почти ве по-
являлось ни единой строчки. Вее это время
корреспондент Г. Мокренок, выполняя за-
дания редакпни, путешествует по краю.
Его корреспонденции появляются в газете
из Молотовекого района, из городов Воро-
пилова, Сучава... откула угодно. но только
не из Буленновекого района. Вогда коррес-
понденту кто-либо задает вопрое о том, поче-
му он ничего не нишет в газету из Буденнов-
ского района. он вынужден говорить:
	— Не велено.
Й это не вылумка. а фаст.
	Дело в том. что корреспондент краевой
тазеты по Буленновекому району Г. Мокре-
нов на протяжении последних двух лет
много раз выступал с резкими критически-
Mu статьями. В них отмечались крупные
ошибки и недостатки в работе райкома пар-
тии и райиеполкома. № справедливым вря-
тическим выступлениям газеты райком
партии, возглавлявтийся первым секрета-
рем т. Христолюбовым, отноеилея равно-
лушно. В ответ на некоторые статьи рай-
вом партии посылал формальные отписки,
а на иные совсем не реагировал. Что же
касается райисполкома и его предселателя
т. Слюсарева, то здесь сигналы печати по-
просту игнорировались упорным замалчи-
ванием их. За прошедший год в «Ёрасном
знамени» было опубликовано несколько
хорреспонленний и писем о недостатках в
работе Буленновекого райясполкома. Ни
одно из этих выступлений газеты т. Слю-
сарев не удостоил своим ответом. Пишите-
де, мол, сколько вам угодно, а меня это ни-
сколько не трогает. Только так можно было
истолковать отношение районного руково-
дителя в сигналам газеты. Так продолжа-

ACh лолЛгГО.
	Но вот в конце сентября газета «Врасно®
знамя» опубликовала статью «Когда живая
работа с люльми подменяется канпеляриеи-
ной». В ней подвергался критике стиль рз-
боты  Буденновекого райисполкома и er
председателя т. Слюсарева. В статье отмеча-
_ ось. что богатые паноеные почвы в районе
„плохо используютея. что урожай картофе-
- ля. и овошей собирается медленно, что план

развития поголовья скота не выполняется,
что электрификация колхозов и районного
центра по сути сорвана, что сады в районе
находятся в запущенном состоянии. Й все
это в статье объяснялось неправильным.
бюрократическим методом руководства хо-
зяйством со стороны райисполкома. Говори-
лось. что исполком районного Совета лепу-
татов труляшихся отгоролилея от жизни,
живое общение е люльми, с активом рабэот-
ники исполкома полменили канцелярской
перепиской, организапионно-массовую ра-
боту подменили начальственным, админи-
стративным команлованием, В подтвержде-
ние всего этого приведены были убедитель-
НЫР факты.

`Пройти мныо такого выступления газеты
было нельзя. Статья обсуждалаеь на засе-
дании бюро райкома партии. 12 ораторов,
разделяя мнение газеты, критиковали
т. Слюгарева за бюрократизм. грубое игно-
рирование сигналов печати и жалоб тру-
ляшихея. Казалось бы. появился подхоля-
ший повод для того. чтобы. наконен. сделать
вывод из всего этого. Й тем не менее но-
	вый секретарь райкома партии т. Иванов,
	РИГА, 5. (Корр. «Правды»). В Ражеком
вечернем университете марксизма-ленинизма

и его восьми филиалах учатся 3.200 че-
ловек. Среди слушателей много врачей. учи-
‘телей. работников науки и искусства. В
филиале университета лля медицинских ра-
	Жилищное строительство
	в Запорожье
	ЗАПОРОЖЬЕ. 5. (Порр. «Правды»). B
минувшем голу металлурги и ковсохимики
Запорожья получили около семитесятв ты-
сяч квадратных метров жилой плошади.
Только в новой части города трест «За-
порожетрой» построил к 1 января 90 иного-
зтажных домов. Около плотины Лнепрогэса
вырос большой 134-квартирный. лом для
металлургов завода «Запорожсталь», по-
строенный за четыре месяна ноточно-еко-
ростным методом. Он облицован белыми пли-
тами, которые устанавливались одновре-
менно с кирничной кладкой стен. .

В январе трест «Запорожетрой» сдаст
еше 30 многоэтажных домов. А веего‘в на-
ступнвшем году жилишная площадь в За-
порожье. увеличится Ha десятки тысяч
квадратных метров.
	—C—

ЛАМПЫ ДНЕВНОГО СВЕТА
МоскозскияЯ  элактроламповый = завод,
	давший в прошлом году миллионы о0еве-
тительных ламп сверх плана. в наету-
пившем голу продолжает  раеширять их
выпуск. Олновременно в крупных масита-
бах организуется производетво ламп днев-
ного света (люминесцентных). Эти лампы
находят вее более широкое применение.
Ими, в частности, освещены залы «Эрми-
тажа» в Ленинграде, ряд станций моеков-
свого метрополитена, многие крупнейшие
универмаги. Они с успехом используются
в угольных шахтах, типографиях, на тек-
стильных фабриках.

В нынешнем голу завод увеличит вы-
пуск лами дневного света в 7—8 раз.

В связи с  7Олетием товарища
И. В. Сталина продолжают поступать мно-
гочисленные приветствия от партийных, со-
ветских и различных общественных органи-
заций. коллективов трудящихся н отдель-
ных граждан Советского Союза, от государ-
ственных, обшественных организаций и от-
дельных лна из-за границы.

Приветствия с сердечными пожеланиями
доброгс здоровья и долгих лет жизни
товарищу Сталину прислали:

республиканских. областных и городских
партийных, советских, профсоюзных и ком-
сомольских организаций столицы Белорус-
сии —г Минска совместно с представите-
лями Советской Армии;

Горьковский областной совет профсоюзов;

Работники Министерства кинематографии

СССР; /
Собрание партийного и советского акти-

ва узунского района, Новосибирской
области;

Ленинабалский обком КП(б) Таджикиста-
на и исполком областного Совета лепутатов

трудящихся:
	Делегаты первой районной Березовской.
	партконференции Ханты-Мансийского на-
ционального округа;

Новороссийский горком ВКП(б);

Собрание‘ профсоюзного’ актива г. Пензы;

Кишиневский горком КП(б) Молдавия;

Коллектив рабочих, инженеров, техников
я служаших Алтайского тракторного завода;

меланжевого комбината;

Рабочие и работницы, инженерно-техни-
ческие работники и служащие нефтепромыс-
лов на Самарской Луке «Главвостокнефте-
строя»; т

Коллектив шахтеров, инженерно-техниче-
ских работников и служаших шахты «Пио-
нерка» комбината «Кемеровоуголь»;

‚ Коллектив рабочих, инженерно-техниче-
ских работников и служащих Шерловогор-
ского рудоуправления;

Колхозники, колхозницы, рабочие МТС и
совхозов и интеллигенция Вишневского рай-
она, Акмолинской области;

Колхозники колхоза им. Чкалова Розов-
ского района, Запорожской области;

Колхозники, колхозницы  сельхозартели
«Первое Мая» Кузедеевского района, Кеме-
ровской области;

Трактористы. комбайнеры, рабочие и слу-
жашие CouneKoii МТС Днепропетровской
	жашие Сталинской МТС Днепропетровскон

области;
Коллектив работников Сталинградской
	плодоовощной селекционной станции;

Колхозники в колхозницы сельхозартели
им. Ворошилова, Пашковского района, Крас-
нодарского края;

Коллектив рабочих н служащих Сизов-
ской МТС Сталинградской области;

им. Красного Октября Ганцевичского paii-
она, Пинской области;

Колхозники и колхозницы сельхозартели
им. Молотова Селивановского района, Ро-
стовской области;

Колхозники и колхознины, рабочие МТС,
интеллигенция села Ояш Новосибирской
области;

Колхозники колхоза им. Молотова Сургут-
ского района, Тюменской области;

Колхозники колхоза «Первое Мая» Виле-
годского района, Архангельской области;

Колхозники колхоза «Красный путиловец»
Тагайского района. Ульяновской области;
«Восход» Октябрьского райова, Крымской
	Колхозники колхоза им. Сталина Алевен-
ского района, Воронежской областиу

им Сталина Гурлжаанского района, Грузин-
ской ССР;

Колхозники и колхознины орлденоносной
сельхозартели. им. Ленина. Кирсановского
района, Гамбовской области;

Центральный’ комитет ЛКСМ Литвы;

Учителя и все работники народного обра-
зования Казанского района, Тюменской об-
ласти;

женской школы № 328 Красногварлейского
района г. Москвы;

Учителя и ученики Кегенской казахской
средней школы им. Молотова Алма-Атин-
ской области;

‘Учителя и учащиеся Вятско-Полянской
средней школы Кировской области;

Комсомольпы колхоза «30 лет Советской

ЛЕДОКОЛЫ ДЛЯ ВОЛГИ
	ГОРЬКИЙ, 5. (Корр. «Правды»). В ва-
ступившем году сормовские машиноетрои-
тели освоят много новых видов продукции.
Сейчас в конструкторском бюро завода идут
работы над созданием речных лехоколов. В
1950 году завоз «Красное Сормово» имени
А. А. Жланова должен выпустить два таких
ледокола. С их помощью речники Волги
смогут водить суда и после того, как река
покроется льдом. На большом участке вод-
ного пути навигадия будет продолжаться
	Бруглый год.
—l}—
	РАБОТНИКИ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА НА КУРОРТАХ
	АЛМА-АТА, 5. (Норр. «Правды»). Сотни
колхозников, механизаторов. агрономов, 309-
техников и ветеринарных работников Казах-
стана находятся сейчас на курортах и в
домах отдыха Крыма, Кавказа и Прибалтики.

Около двух тысяч тружеников социали-
стического земледелия уже вернулись с ку-
рортов. Комбайнер Таллы-Курганской МТС
тов. Старниенко. убразший за прошлый се-
зон более 1.340 гектаров зерновых культур,
провел свой отпуек в ломе отлыха в Южно-
Казахстанской облаети. Директор Дуговекой
МТС Герой Сопиалистического Труда
тов. Гаурлик отдыхал в Сочи. Директор
Киевской МТС Герой Сопиалистичеекого
Труда тов. Скоромный побывал в Киело-
водеке. ^^
		Сопиалистичеекого  ! области;
	СКОРОСТНЫЕ ПЛАЕКИ
	ДНЕНРОПЕТРОВСВ. 5. (Корр. «Прав-
лы»). На мартеновской печи № $ завода
имени Дзержинского сталевары первые AHO
нового года отметили трудовыми успехами.
3 января знатный сталевар завода П. К»-
четков слелал плавку в течение 5 часов
35 минут и снял < квадратного метра пола
печи 9.48 тонны. Такую же скороетную
плавку дал сменщик тов. Кочеткова — ста-
левар А. Михайлен. Этими пларкамив мар-
теновпы положили начало социалистнче-
CKOMY соревнованию. на заволе за массовое
	скоростное сталеварениз в новом году.
	Политическая учеба интеллигенции
	ботников запимаютея 650 человек, в фи-
лиале для работников искусств — 420.

По сравнению © прошлым годом занятия
в университете проходят значительно орга-
низованнее. Посещаемость лекций высокая.
Слушатели активно учаетвуют в семинар-

школу. поехали гудз. Там я векоре вступил   двух нянек. Были еще садовник, сторож,   Брасной армии. В этих бюллетенях с0001:а-
	лись подробные извеетия об успехах Брас-
ной армий и © неудачах  гоминлановских
походов против нее. Выпускали мы вх в
нескольких сотнях экземпляров на листках
размером в школьную тетраль.

В 1934 году гоминлановпам удалось рас-
крыть и разгромить шанхайекую подполь-
ную партийную организацию. Наша гипо-
графия сразу перестала получать в &рел-
ства, и материалы для печатания, и рубо-
волящие указания. Нам пришлось закрыйь
типографию. й мы, вее восемь человек,
	тапографию, й мы, все восемь человек, ‚
работавшие там, пошли продолжать партий-
ную работу: одни — на шанхайекие baips-
	ьи, другие — в деревню.

Сейчас я знаю судьбу четырех из своях
тоглашних товаришей. оставшихся в XA
вых: один — секретарь уездного партий-
ного комитета в Жэхэ, другой — секретарь
уездного партийного комитета в Маньчж)-
рии, гретий — директор государственного
химического завода, четвертый — руковоля-
щий профсоюзный работник в Соверо-3а-
падном Китае. Все они, без исключения,
поеле роспуска нашей гинографии осталась
работать в революционном подполье.

Я устроился на работу сельеким учителех
и стал руководить крестьянеким лвижениех
сначала в одном из пригоролов Шанхая. 8
потом перебрался к себе на родину, в Xy-
наль. Разумеется, пол чужой фамилией.
Вернее — под чужими, — улыбнувшись. по-
правляет он себя и, медленно загибая один
за другим четыре пальца, вспоминает фамп-
Лии, под которыми жил в то время.

..Лнем ему приходилось заниматься ©
детьми, а по вечерам он вел вечернюю Ш5е-
лу для взрослых и учвл в ней крестьян.
Это была легальная форма работы, но среди
крестьян, дегально обучавшихея в вечерлей
	школе, он постепенво отбирал наиболее
активных и сознательных и помогал и»
развиваться. Он отдельно вел работу’ с ка”
ждым из таких, понемногу подводя ем К
пониманию политики коммунистической
партии.

Революционные книги держать у сб
было опаено, даже, пожалуй, невозможно.
Шанхайский комитет ‘был разгромлен.
Брасная армия ушла в свой Велякий 190
через левять провинций. Руководящие пзр-
тийные документы получать не удавалось.

Веего в его радиусе действий было чело-
век шесть—семь коммунистов. Они знали 0
существовании друг друга, но ячейки Ее
могли создать — так далеко были р836ро-
саны по разным местам.
	(Продолжение следует)
	в партию.

Совсем недавно, когда я уже с севера, из
Маньчжурии. ехал на работу сюда, в Ху-
нань, я специально задержался на несколь-
ко часов в Тяньнзине. Меня тянуло посмо-
‘треть на 404, где когда-то помешалась наша
подпольная типография.

’ В ге времева эта улипа находилась на
‘терригорив английской концессии и назы-
валась Гуандунской. Это было в центре го-
‘рода, па самом людном месте. Но теперь
я не нашел вашего старого лома. Оказы-
вается. вв уже давно снесен, и сейчае на
его месте стоит совсем другой дом.

AB te BpemeHa, 8 1929 roay, на старом
доме висела вывеска, сообщавшая, что здесь
находится гипография и что эта типография
принямает заказы на всякого рода бланки,
приглашения я извешения — о свадьбах,
похоронах и тому подобном.
	Такие гипографии были очень раепро-
странены в Витае. в особенности в больших
городах, и ее существование не вызывало
у властей никаких особенных подозрений.

Я рабогал там наборщиком. Всего нас,
наборщиков и печатников, было около три-
дцати человек. Днем мы печатали бланки п
приглашения, конторские книги я визитные
карточка, а по ночан — четырехполосную
коммунистическую газету «Красное знамя».
Газета издавалась под руководством ЦК
компартия Витая. При ЦК был издатель-
ский отдел, и его филизаы существовали
в Тяньцзине. Ханькоу я Шанхае.
	Мы не знали, кто писал в газету и откуда
постунал материал. Мы не знали, кем и где
распространялась газета. Нам по вечерам
приносили текст. доставляли бумагу и клв-
ше. а пол утро забирали весь тираж, и он
печезал из типографии.

В типографии я проработал два года.
В 1931 году меня послали в Шанхай, — там
тоже понадобилось наладить типографию.
Но обстановка к тому времени в Шанхае
сложилась такая, что пришлось организо-
вать типографию другого типа — уже co-
вершенно подпольную.

Я выдал себя гам за сына богатых роли-
телей и снял большой купеческий дом.
Я. в зависимости от обстоятельств, выдавал
себя то за уроженца Тяньцзиня, то за
урожениа Ханькоу.

В парадных комнатах дома все было
устроено гак, как и должно быть в состоя-
тельном купеческом доме: был я — моло-
хой купен, моя жена (товарищ, которого я
выдавал за свою жену). были даже деги,
потому что при них удобно было держать
	повар и бой. В общем Hac было восемь
		`Сражающийся Китай о

союз коммунистической молодежи. Ячейка
была в школе. Он не слишком глубоко гогла
разбирался в политике, но твердо знал, что
коммунистическая партия етойт за уничто-
жение помещиков-люлоелов (так их назы-
вали в народе) и. чтобы уничтожить их,
нало помогать коммунясгической партии.
Вот та простая и единетвенвая причина, по
которой он вступил в организацию  мело-
JOKE.
	‹Еге родители 0 этом знали и в оощем
не возражали, только были немножко нело-
вольны гем. что он много занимается 76е-
ственной работой и поэтому мало зарабаты-
вает денег. Но потом — ничего ве воде-
лаешь — примирились и с этим.
	Вскоре он стал секретарем ячейки. Ёму
было тогда пятнадаать лет. В ячейке со-
стояло несколько учеников сельской шко-
лы и несколько молодых крестьян.
Вее-таки с тех пор прошло немало лет, и
он многое забыл, но прекрасно помнит одно:
как они вешали на стеву в комнате ма-
ленький, величиной в листок записной
книжки, портрет Левина в как новые чле-
ны организации, вступая в нее, лавали 0>-
ред этим портрегом горжественную клятву
работать для ревелюции. После поражения
революнии, в 1927 году, работать стало
очень грулно, м приходилось скрываться,
прятаться по пелым неделям. жить в горах,
чзето без паша. пе ночам без света.
	В 1927 году гомандановпы, захватив
власть. стали громить крестьянские  обите-
ства. вылавливать и казнить тех предееда-
телей обществ, которые были коммуниста-
ми. Человек, в 1926 голу рекомендовавший
его в союз молодежи, в 1931 голу был каз-
нен гоминдановцами в Нанкине, ему отру-
били голову.
	— Я вепоминаю именно о нем, — говорит
товаряш Мао.— потому, что он меня реко-
мендовал в комсомол. А вообще гогда мно-
гих казнили, очень многих, — повторяет
он, на секунду задумавши ь.— Что касает-
ся меня, тоав 1929 году переехал на под-
польную работу в Тяньцзинь. Меня вызвал
туда Мао `Цзе-мин — брат говарища Мао
Цзе-дука. В то время в Тяньцзине организо-
валаеь подпольная партийная типография,
я для работы в ней собирали из разных мест
грамотных молодых людей. За мной в еше
	3& одним товарищем прислали из Тяньизиня,
и мы, двое учеников шестого класса, бросив
	Я изображал тил купца, весьма распро-
страненный в Шанхае. — человека, который
избрал евоим местом жительства Шанхай,
потому что ему приятно злесь жить и раз-
влекаться, а свои основные торговые дела
ведет в других городах. Моя «фирма» нахо-
дилась в Ханьхоу. за исключением тех глу-
чаев, когда я сталкивалея е люльми. кото-
рые были хорошо осведомлены о тамошних
воммерческих делах. Тогла моя «фирма»
перемещалась в другой город.

Дом помещался в иностранной концеесии.
Время от времени местные власти требовали,
чтобы какзя-нибудь фирма представила га-
рантии за меня, за мой платежи, за мои
арендаые взносы, в общем, гаравгировала
бы мою платежеспособность. В таких слу-
чаях мы сами на несколько дней создавали
какую-нибудь «фирму» или магазин, и эта
нами созданная фирма представляла пись-
менные гарантии нам же самим.
	Так шла жизнь днем. А как только тем-
	‚560, мы завешивали ВвВ0 всех задних KON-
	ватах окна и в страшной духоте, особенно
нестерпимой в лезнюю шанхайскую мокрую
жару, все восемь человек — купеп и его
жена, няни, сторож, садовник, повар и б0а—
начинали печатать книги, листовки н га-
зеты. .

Нашей конспирации помогало то, что
рядом с нашим домом, почти стена к стене,
днем и ночью громыхала работавшая в три
смены фабрика. Это не было, конечно, елу-
чайноетью. Мы долго подыскивали дом
именно с таким удобным соседством.

За четыре года работы в этой шанхайекой
типографии я и другие товариши испортили
себе зрение. С тех пор ношу очки.
	Мы печатали там книги Ленина «Две
тактики сопиал-демократии в демократиче-
ской революция» и «Детская болезнь «ле-
	визны» в коммунизме», Сталина «(6
основах ленинизма», книги о партизанском
	движений, 0 работе со взрывчатыми вещая-
ствами. Самым же больлим и длительным

трудом быле излание для наших военных
боевого устава Краеной армии.
	Работать приходилось много, потому что;
если бы мы стали держать в доме больше
восьми человек, это могло показаться лодо-
зрительным.

Кроме книг, нам приходилось печатать
листовки, газету «Победа» — орган Шан-
хайского комитега партия, а в последние
годы — в 1933-м и 1934-м — постоянные
бюллетени о боевых действиях китайской
	Константин СИМОНОВ
		‚ Завтра мне предстоит отъезд в 1359-ю ди-
визию. которая особенно огличилась в по-
слелних боях на юге Хунани и сейчас pac-
 квартирована километрах в’ семилесяти
южнее Хэнъяна, в том самом местечке Хуан-
туну, где она разгромила и взяла в плен
-нитай одной из гомандановеках армий. А се-
годня, в ожидании отъезда, я почти весь
день разговариваю © мэром города Хэзнъян
тбварищем Мао Юач-я0.

‘Разговор наш затянулся. Я прекрасно
понимаю, что у мэра недавно ‘освобожден-

ного’ города ио горло’ дел, что он очень за-
нят: и все-таки я испытываю его долготер-
пение и задаю ему все новые и новые
коирогы. — настолько ‘интересна и полна
испытаний в опасностей его жизнь, жизнь
одного из многих тысяч китайских профес-
енональных революционеров.

Передо мою, держа в загорелой малень-
кой. крепкой руке чашечку китайского чая
п изредка прихлебывая из нее, сидят худо-

щавый высокий человек в синих бумажных

штанах и синем ватнике — градационной
одежде кигайских коммунистов, ваходящих-
-<я-на гражданской радоте.

у: говариша Мао коротко острияженная_
тойова с легкой проседью на висках, и за.

„толстыми стеклами сильных очков — Bece-

-одые емеющиеся в в го же время немножко
усталые глаза, окруженные сетью мелких
морщинок. :

Он отвечает на вопросы быстро и весело,
TO ий дело: мелькает ва его губах улыбка,
когла он вепоминает о гаких обетоятель-
ствах своей жизни, о которых другой чело-
век, наверное, вепоминал бы CO вздохом
облегчения после перенесенных опасностей,
° Товарищ Мао немножко понихает русский
язык. и хотя мы разговариваем при помощи
переводчика, он иногда начинает отвечать
на моб вопрос раньше, чем переводчик успе-
вает до конна перевести.

Собственно говоря. когда мы начинали
боседу. я хотел спросить главиым образом
0 efo нынешней работе а первых шагах его
` Rag предетавителя новой власти здесь, в
Узнтане. Цо его биография профессиональ-

кого революпионера настолько люзопытна и
В то. же время насголько типична для таких
”люлей. как он, что трудно говорить с ним
	Продолжение. См. «Правду» от 1, 2, 9
и 5 января.
	0 Настоящем, не расспресив сначала 0 619
прошлом.
	Он родился тридцать семь лет назад,
в 1912 году, в бемье бедняка здесь, в пре-
винции Хунань. Его’ родина — Сянтанский
уезд, гот самый уезд, гяе родился Мао Цзе-
RYH.

— 410. фамилия Мао — это распростра-
ненная фамилия в вашем уезде? — copa-
шиваю я.

Он улыбается.

— Как вам сказать? Да нет, пожалуй.
Эта фамилия не более распространенная,
чем все остальные девяносто девять китай-
ских фамилий.

— Почему девяносто девять?

— А потому. что (разве я этого не
знаю?) в Китае ведь всего. сто фамилий,
так что, учитывая количество  населе-
ния (он снова улыбается). у каждого
китайца без исключения по менылей мере
несколько миллионов однофамильцев. По-
этому, межлу прочим. а принято веегда вме-
стё-с фамалней называть сразу и одно пля
Aba имени. которые идут после фамилий.

Ему было тринадпагь лет, когда началаеь
китайская революция 1925—1927 годов.
В его памяти прекраено сохравилоеь это
время. Он помнит, как организовалиеь пер-
вые крестьянские отряды, боровшиеея про-
тив помешиков. В их деревне были тогда.
крестьянское общество, женекое общество и.
пионерский отряд. В 1925 году он был пно-.
нером. Конечно, нельзя оказать, чтобы он
вез тогда особенно серьезную политиче-
скую работу, но все-таки вместе с другими
детьми он помогал взрослым.

Их организация состояла из учеников
сельской школы. (ни боролись е курильщи-
ками опиума, с игроками ва деньги, 600б-
Wadd 0 них в врестьянское общество или,
собравшись пелой толпой, ходили за ними,
били в мелные гарелка и_шумели. до тех
пор. пока не привлекали к ним всеобщего
внимания. Это ве было просто летекой 3a-

бавой. Помещики и торговпы тогда спаива-
ли крестьян, торговали опиумом, устрап-
вали игорные притоны, а крестьянские
	обитества: боролись с этим,
Через год, в 1926 году, он вступиа в