Донбасс в живописи
и скульптуре
	СТАЛИВО, 5. (Корр. «Правды»). На от-
крывшейся здесь выставке иретставлено
более двухсот ‹ произведений живописи,
скульштуры и трафики, созланных мест-
ными мастерами кисти и резца. Болынин-
ство этих произведений посвящено социз-
листическому Донбассу и его. передовым
людям. .

Художник тов. Кириченко выставил
большое полотно «Ироподка», на котором
отображены характерные черты донецкого
пейзажь — соседство колхозных носевов с
пахтными поселками и террикониками. Ху-
дожник тов. Дысов написал портрет из-
вастного в Донбассе проходчика тов. Ни-
китенко, скульнтор тов. Кратко выетавил
скульштурные портреты. знатных людей
Донбасса — старейшего макеевекого домен-
mura Ивана Коробов» и проходчиков
тт. Ященко и Денисенко.

Значительную работу проделал за по-
следний год донецкий екульттор тов. Пу-
хальскнй. На выставке пользуется успехом
большая серня о его скульптур, выполнен-
ных по темам поэмы Т. Г. Шевченко «Ёз-
терчиа».

Художник тов. В. Головатый выставил
картину «Отдых», тов. К. Тодоров — серию
этюдоз «Но репинским местам», художник
тов. ©. Афонин -— рисунки «У доски по-
казателей» и «За достойный труд».
		Новое рождается
в борьбе со старым
	Истекший 1949 тод для Чехословакии
был годом возмужания ее народно-демокра-
тического строя. Страна вступила в пору
самого радостного и массового творчества.
Народ творит новую жизнь. Новое значение
приобрел труд шахтера в забое. новой
	истинной правде начинает служить иекус-
СТВО.
	Старый мир, однако, не желает сдавать-
ся без боя. Чувствуя неминуемую ‘гибель,
он оказывает ожесточенное сопротивление.
	Новое утвержлает себя в борьбе со ста-
DIM. .
	‚ На экраны страны выходит художеетвен-
ный кинофильм, рисующий хни историче-
ского перелома в жизни рабочих. «Два ог-
ня» — так называется фильм. В цевтре
его образ передового рабочего. Простой
рабочий днем таскает кирпичи. вечером
проверяет бухгалтерекие книгн заводчика,
ночью выходит с винтовкой нз охрану заво-
да. Он председатель заводского комитета, и
народное правительетво в канун национали-
зации промышленностн наделило его функ-
циями контролера. Зритель видит, как из
дюлей подневольных рабочие превращаются
в хозяев. Исторический спор закончен, и за-
водчик пытается соверитить диверсию на TOM
самом предприятии, которое еще вчера бы-
л0 его собетвенностью. А рабочие, лля ко-
торых оно было вчера местом ненавистной
эксплуатации, ловят диверсанта. Они——хо-
зяева. И они в интересах народа делают то,
чего не мог добиться в корыстных интере-
сах заводчик: переводят обжиг кирпича на
«ява огня». Свободная республика трудя-
	щихся получит тогда нужный ей строитель-
	ный материал.

—[ Разве ты не знаешь, как назвал со-
циалистический труд товарищ Сталин: де-
лом славы, чести, доблести и геройства!

Те, кто говорил все это, и представляют
рабочий класс Остравы. Потому-то в Остраве
и превзошли по производству металла выс-
(ий довоенный уровень. И вее же централь-
ной задачей остается борьба за более эффек-
тивное использование производственных
мощностей. От успехов социалистической
рационализации, особенно в добыче угля, от
TOTO, как быстро укоренитея новое отноше-
ние к труду, зависят темпы движения
вперед.

Как-то я навестил в деревне Тиемице,
у Yemcxoro Брода, коестьянина-бедняка
Иосифа Старка. Усальба его лежит во
впадине. Высокий, сухой, с седеющей ко-
ротко стриженой головой крестьянин гозо-
рил мне:

— На этом месте был кирпичный завод.
На нем работал мой отец. Еще в самом рак-
нем детстве я холнл между рядами кирничей
H переворачивал их по мере того, как они
подсыхали. Когда завод закрылся, мы купили
в расерочку ямы, оставшиеся на месте, где
добывалась глина. В течение 14 лет я по-
гнал долг! Землю под посевы брал в
аренду. И все плоды моего труда уплывали
в чужие руки.

Минувшим летом Иосиф Старка органи-
зовал в своей деревне производственный ко-
оператив. Коопвративу передали семь гекта-
ров помещичьей земли, удобной для сало-
водства, а также помещичьи постройки и
пастбище.
	—щ Никогда не вернутся к власти земель-
ные матнаты, мы не допустим этого.—
заявил Старка.—_Мы понимаем также, что
не можем стоять на месте. Мы хотим больше
получать от своей земли. хотим культурно
жить. Будем учиться и научимся этому.

Осенью 1949 года Иосиф Старка вместе
с тремя сотнями евоих земляков изучал в
Советском Союзе опыт социалистического
замлелелия. .
	успешно развернувшаяся борьба нового
	со старым начинает прозикать в искусство.

Углекопы, токари, простые люди труда
обрели в новых произведениях искусства
свой голос. Вышедшая нынче на экраны
картина «Немая баррикада» рассказала
о Пражеком восстании.

Рабочий Вацлав Канева написал пьесу
«Бригада шлифовальщика Каргана», кото-
рая показывает, что в людях труда —
неиссякаемый источник силы для социали-
стического строительства.

Не удивительно, однако, что старые, от-
живите идеи связывают еше и художников.
Нередко можно видеть, как робость обелняет
замыеел художника в подходе к новой теме.
Иные спектакли развертываются, как своего
рода, дискуссии, только что без участия
публики.

В упомянутом фильме «Два огня» старое,
боязливое отношение интеллигенции к лю-
дям физического труда, в их делу, к их
судьбе, характерное даже для прогрессивно-
го искусства прежних времен, сказалось в
том, что тема победы по-настоящему не. раз-
вернута в этом фильме. Не показана в не-
обходимой мере радость народа, который
в эти исторические дни стал хозяином не
только У своего станка, но и на всей своей
земле. :

Социализм возвратил чехословацкому на-
роду ту веру в себя, которая была у него
отнята капитализмом. Сбудутся мечты пе-
редовых. умов, оправдаются предчуветвия
благородных сердец.

Хоть слава дедов и не охладела,
Нам собственную нужно хобывать!
	Так писал прогрессивный боевой‘ чехо-
словацкий поэт Ян Нэруда. Его народ ныне
вступил на путь славы.
	г. Прага.
	С КРУШИНСКИИ.
	От собственного корреспондента «Правды»
	За мир и безопасность народов
	Манифест французской организации
«Борцы за мир и свободу»
	ПАРИЖ, 5 января. (ТАСС). Организация
«Борцы за мир и евободу» опублавовала ма-
нифест, который уже подписали несколько
сот лиц — nos еских деятелей, предета-
вителей литературы и искусств самых раз-
личных направлений. Манифест будет пере-
дан депутатам ин выборным органам после
одобрения его народом. у
	«Ро имя человечества и права Ha
жизнь.—— говорится в манифесте, — мы хо-
тим, чтобы Halll парламент высказался 3&
запрещение атомной бомбы. Мы хотим, чтд-
бы Организация Объединенных Наций немед-
ленно дала указания об уничтожении атом-
ных бомб. Мы требуем, чтобы каждый чело-
‘век, который будет угрожать миру атомной
войной. считалея военным преступником.
	Мы призываем к этому все выборные о]-
ганы © тем, чтобы CHE предпоиняли птаги
перед правительством и чтобы восторже-
ствовал разум.

а р а ЗиЛ
	Разум требует, чтобы была прекращена
гонка вооружений, которая ввергает народы
в нищету и разрушает все належды на бла-
госостояние: чтобы был положен конец
страшной угрозе бомбардировок атомными
бомбами; чтобы прекратились захватниче-
ские войны, которые ведутся против наро-
дов; чтобы прекратились ренресеин против
сторонников мира; чтобы прекратилась вой-
на нервов.

Сегодня, объединившись в борьбе за запре-
щение атомной бомбы и другого оружия мас-
сового уничтожения, мы знаем, что победа
в этой борьбе будет первым показателе
установления международного доверия и из-
вестным путем к разоружению и миру.

Повторяя слова Пастера, мы провозгла-
шаем: «Наука и мир восторжествуют над
невежеством и войной».
		_ В результате победы социализма Совет-
ский Союз превратился в страну самой пе-
родовой культуры, страну сплошной гра-
котности. Советские люди, создавая комму-
нистическое общество, упорно повышают
свой культурный уровень. Только в учед-

ных заведениях нашей страны учится треть
населения. `

Сверштившаяся в Советском Союзе куль-
турная революция сделана книгу веенарод-
ным достоянием. Трудяшиеся глубоко изу-
чают произведения классиков марксизма-
денинизма. Сочинения В. И. Ленина и
И. В. Сталина издаются на русском языке
тиражом по 500 тыс. экз., большими
тиражами на языках других народов
CCCP. Полностью распространен тираж
сталинского  «Краткого  куреа истории
ВАП(б)», изданного после Великой Отече-
ственной войны на русеком языке дополни-

бы.

тельно в количестве 11 млн. экз. Растут

тиражи книг по всем областям знаний,

художественной и детской литературы.

Большевистская партия проявляет
нрустанную заботу о серьезном улучшении
издательского дела и распространении лите-
ратуры.

Книжная торговля в городах за последнее
время несколько улучшилась. Работники
KHEPOTOPrOBOH сети начинают проводить
массовую работу но пропаганде книги. Мно-
гие партийные организации на местах сталя
	регулярно заниматься вопросами книжной
торговли.
	Шлан розничной продажи литературы по
стране в целом за одиннадцать месяцев
минувшего года выполнен на 99,5 проц.
	году открыто 824 новых
книжных магазина и 356 клосков. Прове-

дена значительная работа по созданию мага-
зинов подниеных изданий и типизированных
магазинов для более квалифицированного
обслужавания покупателей книгами по от-
дельным областям знания. Распространением
Бниг занимается около 7.000 книгонош.

Олнако, несмотря на некоторые положи-

тельные факты, в распространении книг
имеются серьезные недостатки.
	Hee ene He справляются полностью со
своими залачами книготорговые организа-
кии. Дело распространения книг в настоя-
щее время значительно отстает от темпов
выпуска литературы центральными и мест-
ными издательствами. Поэтому создается
довольно странное положение: < одной сто-
роны, не удовлетворяется огромный спрос
читателей на книги, с другой стороны,
на складах лежит без движения ценная
литература. Особенно неудовлетворительно
организована торговля книгами на селе.

Недочеты в БЛИЖНОЙ торговле руководя-
щие работники Главполиграфиздата объяе-
няют недостаточной сетью магазинов в не-
которых республиках. Например, в Бело-
русской и Казахекой CCP еще мало
книжных магазинов. Не везле выполняетея
план открытия повых районных книжных
магазинов. В Дагестане было памечено
открыть в минувшем тоду 33 КнЕжных
магазина, но Е 20 ноября было открытое
только семь. Главполиграфиздат и местные
партийные организации обязаны принять
все меры, чтобы обеспечить выполнение
плана развития книготорговой сети.
	Но дело не только в недостаточной сети
книжных магазинов. В ряде республик,
краев и областей не привлечена к распро-
странению книг потребительская коопера-
ция. Между тем она имеет большое коли-
чество лавок сельно и магазинов культ-
товаров, в которых можно продавать
литературу. В Татарской АССР из 2.426
матазинов и лавок еельпо только 400 тор-
туют литературой. Следует сказать, что
некоторые работники потребительской ко-
опералии считают книгу малодоходным това-
	ром и не принимают мер к активному рас-
пространению литературы.
	Важная роль в своевременном pacnpo-
	ээвепонаи ORHAP принадлежит  издатель-
ствам. За последнее время они стали ЛУЧ-
	ше изучать потребности в литературе. со-
	вотоваться с гниготорговыми организация-
ми при составленни планов выпуска книг,
правильнее опрелелять размеры тиражей.

Но все еще имеется немало случаев, когда
книги издаются завышенными тиражами,
без учета фактической потребности в них.
Так, например, Гостехиздат, вынуекая в
1947 г. книгу П. Паренаго и Б. Букаркина
«Переменные звезды и способы наблюдения»,
установил для нееслишком большой тира —
20 тыс. экз. Книга не распродана до сих
‚пор, на складе по сей день лежат 8 тыс.
экз. Музгиз издал рад крупных произведе:
ний для большого симфонического оркестра
тиражом от 5 до 10 тые. экз., хотя фак
тическая потребность в такого рода изда-
ниях иечиеляется только сотнями окзем-

нляров. Почти весь тираж этих поонзве-
	Денни также не распространен.
	Советские издательства выпускают книги
3 интересах нолитического просвещения
народа, в целях повышения’ культурного
уровня трудящихея. Это обязывает постоян-
но учитырать запросы читателей, их мне-
ния © книге. Издательства должны инфор-
мнровать читателей о вышедших новинках,
настойчивее пропагандировать литературу.
Свою работу над книгой они могут считать
законченной липть тогда, когда она доведена
до читателя, когда получен отзыв читателя
на книгу.

До Великой Отечественной войны широ-
кой популярностью среди населения поль-
зовалась «Книга — почтой», высылавшая
литературу по заявкам читателей. Глав-
полиграфиздат восстанавливает  деятель-
ность отделов «Книга — почтой». Однако

в большинстве своем они работают еще
плохо.
	Распространение книг, книжная. торгов-
ля требуют систематического внимания и
помощи местных вартийных организаций.
Многие местные партийные организация
принимают практические меры по улучнше-
кию книжной торговли. Однако в неко-
торых областях и фреспубляках торговля
книгами попрежнему находится в неудов-
летворительном состоянии.

Слабо еще используются на местах та-
кие формы распространения дитературы,
кав книжные базары, продажа книг ©
лотков, разъездная торговля книгой на
предприятнях и в учреждениях, в кояхо-
зах и совхозах.

Одно из основных условий успешного.
распространения книг — хорощая органи-
зация их пропаганды среди трудящихся.
Пропаганда литературы в ‘ряде областей
поставлена неудовлетворительно. В меет-
ных газетах, «Блокнотах ‘агитатора», в
местных передачах по ралио редко можно
встретить библиографию и информацию о
вышедших в свет изданиях. Не организу-
ются выставки книжных новинок. Недо-
оцениваются иногда и ‘такие формы про-
паганды книги, как лекции, доклады и
беседы 0 советской литературе, читатель-
ские конференции и т. д.

Лальнейшее развитие книжной ‘торговли
можно осуществить. только при правиль-
ном подборе и подготовке кадров книготор-
товых работников. Существующая в па-
стоящее время сеть учебных. заведений и
курсов недостаточна. Главнолиграфиздат с
помощью местных партийных организаций
должен решить задачу подбора, подготовки
и переподготовки кадров книготорговых ра-
ботников, повышения их квалификации.

Необходимо устранить все недостатки в
распространении литературы среди народа,
Дело за тем, чтобы книжная торговля была.
взята под неослабный контроль советских
и партийных организаций, чтобы они ока-
зывали больше помощи в развитии RHATO-
торговли, в улучшении пропаганды совет-
	СБОЙ КНИГИ.
	М. МОРОЗОВ.
	Тихон ХРЕННИКОВ
}
	хение может быть доступным для восприя-
	тия, написанным близким & русской клас-
сической музыке языком. Но если в музы-
кальных его образах не найдет своего выра-
жения то новое, что ` создано советской
жизнью, оно не будет соответствовать выеу-
ким требованиям, предъявляемым в музы-
KAAbHOMY искусству партией и советским
народом. С другой стороны, не могут быть
жизненными и такие произведения, в Еото-
рых актуальная советекая тема выражена
	поверхностно, без достаточной глубины и
художественного мастерства.

Наибольшее внимание пленума, есте-
	ственно, привлекли крупные пПроньведеная,
авторы которых обратились к значительным
темам современности. Отрадным в музыкаль-
ном творчестве 1949 года является бурное
развитие ораториально-кантатного и про-
граммно-симфонического жанров. Компози-
торы решительно повернули от преобладав-
шего в прошлом абстрактного «чистого»
симфонизма к созданию произведений глу-
боко идейных, воплощающих жизнеяные 0б-
разы еоветской действительности. Таковы,
например, оратория «Песнь о лесах» Д. Шо-
стаковича, посвященная великому сталин-,
скому плану преобразования природы нашей
страны, симфоническая поэма «Азов-гора»
А. Муравлева, ‘вокально-симфоническая поз-.
ма «Славься. отчизна моя!» украинского,
композитора Е. Жуковского, четвертая «Мо-
лодежная» симфония одного из старейших
эстонских композиторов А. Канна, оратория
Ш. Мивелидзе. «Кавказ», ‘повествующая
9 разгроме фантиетской армни на юге нашей.
страны, кантата В. Дехтерева «Русская зем-
ля», кантата-былина Н. Rpwrosa «demas
сибирская». кантата А. Маневича «За мир»,
сихфоническая поэма молодого азербайлжан-
ского композитора Д. Джангирова «По ту
сторону Аракса», посвященная жизни и
борьбе угнетенного народа Иранского Азер-
байджана. Вее эти произведения, так же
как шестая симфония Яниса Иванова, сим-
фоническая поэма Б. Нерсесава «Алексаидр
Матросов». хоровая симфония Г. Попова

«Слава Отчизне!» симфоническая позмз.
		ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ОГНИ
НА БЕРЕГАХ БУГА
	ОДЕССА, 5. (Норр. «Правды»). В Сав-
ранеком районе, Одесской области, на жи-
вописном берегу Буга на днях впервые
зажглиеь электрические огни. Была нуще-
нз мощная межколхозная гидроэлектростан-
ция, Электрознергио получили 10 сельско-
хозяйственных артелей и две МТС.

Возле железобетонной плотины, перего-
родившей Буг. заложен большой парк. В
Годхозы на десятки километров протяну-
лись провода электролиний.

Сейчас на новой станции работают на
полную. мощность три турбины, Колхозы
имени Ворошилова, имечи Петровского, име-
ни Куйбышева, имени Буденного, «Врасный
ударник» устанавливают на животноводче-
ских „фермах кормоперерабатывающие ма-
шины, механизируют маслобойки, раснилов-
Бу лесоматериалов и другие трудоемкие
работы,

В Савраяеком районе ведется подготовка
г электрибяканции веех колхозов.
	—_oO—
ХРОНИКА
	КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	<> Лом. высокой культуры земледелия
открыт в передовом колхозе, «Революцион-
ный путь», Ново-Светловского района,
Ворошилозградской области. В нем собраны
образцы зерновых культур, выращиваемых
колхозом, схемы и диаграммы, отображаю-
щие развитие артельного. хозяйства.
	<> заседание ученого совета Института
языка и мышления имени H. Я. Марра сс-
стоялось в Ленинграде под председатель-
ством академика И. И. Мещанинова. Реше-
но провести 16—18 января научную сессию,
посвяшенную 85-летию со `дия рождения
академика Н. Я. Марра.

<> Пятидесятилетие педагогической дея-
тельности учительницы средней школы
Л. А. Поводновой отметила общественность
г. Моршанска, Тамбовской области. Старей-

ная учительница ‘недавно награждена
орденом Ленина.
	<> Первый номер ежемесячного журнала
«Колхозкик Литвы» вышел в свет. Журнал
излается на литовском и русском языках.
	<> Русско-таджикский словарь, содержа-
щий 45 тысяч слов, выпущен в. свет. Книга
подготовлена Институтом истории, языка и
литературы Таджнкского филиала Академии
наук СССР. В составлении словаря приняли
участие научные сотрудники института, внд-
	ные таджикские ‘писатели и литературоведы.
	Так рождается новое. Оно. однако, еше
встретит на пути своего роста и развития
многие препатетвия.
	Недавно мне пришлось присутствовать
при ‘одном споре в клубе металлургов
Остравы.

Торол Острава, в Северо-Западной Чехии. —
	это. собственно, гигантский мегаллугиче-
	ский комбинат с примыкающими улицами
и площадями, е расположенными поблизо-
CTR Угольными шахтами. Идешь по цен-
тральному проснекту, а над твоей головой
проплывают по тросам. подвесной дороги
вагонетки с углем. За прокопченным хоша-
тым забором паровозик тащит платформу с
ковшом, в котором только что выплавлен-
ный металл кольннетея, как загустевшее
пламя.
	Ис вечерам рабочие встречаются в своем
клубе. Злесь-то и ‘завязался знаменатель-
ный спор © коворольником. (Буквальный
	перзвод этого местного слова означает
пузчецопахарь).

Угольные тахты закладывалиеь В
	Сетравском бзссейне помещиками. С целью
создания резерва дхешевей рабочей силы они
выделяли шахтерам крошечные клочки зем-
ли и тем поивязывали их Так, что даже
	в годы кризиса и безработицы ‘рабочие пе
	покидали этого края, а перебивались здесь
с хлеба на воду в ожидании лучигих вре-
мен.

В истекшее eto у коворотьников . ‚было
много прогулов.
	— НЗ тэ мы и взяли в свои руки власть,
чтобы жилось вольготнее,— говорил один
из коворольников в клубе. — Бывало,
я даже не видел, какие такие овощи растут
на моих грядках. А теперь я сверх отнуска
взял себе лве недели и хожу себе на огороде,
цоливаю грядки. Недхурно походить около
тгрядоз с лейкой в руках, — добавил он.—
А республику свою я люблю не меньшие
всякого друтого,-— хвасталея коворольник.
	ТИК.
	Товарищи резко критиковали прогуль-
	Французские всиска несут
большие потери во Вьетнаме
	ЛОНДОН, 5 января. (ТАСС). Аль пере-
дает корреспондент агентства Рейтер из
`Сайгона, представитель французекого вер-
`хевного командования заявил, что в ходе
крупных наступательных операций, пред-
принятых в последнее время въетнамскими
партизанами против соединения француз-
ских войск, расположенного в 18 милях от
Донтгхоя (на восточном побережье Инто-Би-
тайского полуострова), Французы несут
«серьезные потери».
	Этот представитель указал далее, что, па-
чиная с декабря 1949 года. атаки въетнам-
ских партизан усиливаются по всему по-
IVOCTDPOBY и особенно в Тонкине.
			Германской демократяческоя
республике создана
агробиспогическая станция
	БЕРЛИН, 5 янваля. (ТАСС). Han с00б-
щает агентство АЛН, в городе Мархварлт
(около Нотедама) создана агробиологическая
научно-иослеловательская станция. Cra-
ция имеет пелью освоение и внедрение в
сельское хозяйство Германской демократи-
ческой республики новейнтих метолов 2гро-
техники, применяемой в сельском хозяйстве
Советского Союза. Руководителем станции
назназен доктор Хене, известный своими
успешными работами в области исслелова-
ния и практического применения учения
Мичурина.
		Забастовка портовых рабочих
в Австралии
	СИДНЕЙ, 5 января. (ТАСС). Сегодня в
сихнейском порту забастовало более 2.300
портовых рабочих в знак протеста против
увольнения администрацией 200 рабочих
порта. :
	ния С. Рустамова, Д. Каминского, Н. Ала-
дова, Б. Гиенко и других композиторов —
серБезный вклад в небольшой пока еще ре-
пертуар народных оркестров.
	Ряд крупных программных сочинении со-
здан для духовых оркестров: «Поэма о
Сталинградской битве» А. Лзегеленка, «Дон-
цы лод Сталинградом» И. Шапошникова.
Однако достижения композиторов в этой
области надо признать очень скромными.
В частности, крайне мало создается строе-
вых малигей.
	Успехи советекой музыки 38 последний
год несомненны, но советекие композиторы
обязаны во много раз превзойти достигнутом.
Мы не можем допускать благолушия, долж-
ны создать атмосферу большевистской: кри-
тики и самокоитики вокруг музыкальных
произведений. Олна из самых главных за-
дач, стоящих перед советскими композятора-
ми, развернутых фронтом вступивнимя на
путь искусства социалистического реализма,
заключается в борьбе за создавие музыкаль-
ных произведений, отличающихея единством
идейного еодержания и художественной фор-
мы. Эта задача тесно связана © необходи-
мостью новышения уровня коммунистиче-
ского сознания наших композиторов, повы-
шения их мастеретва.
	Многие наши неудачи в различных. му-
зыкальных жанрах связаны © недоетаточ-
ной свободой и естественностью мелодиче-
ского мышления. Это относится и к харак-
теру музыкальных тем, зачастую мелодиче-
ски безжизненных, не запоминающихся,
лишенных пластичности и красоты. В со-
жалению. не все композиторы умеют соче-
тать чувство нового с плодотворным, твор-
чески: активным претворением традиций
музыкальной классики.
	Мы еще недостаточно используем в своем
творчестве и интонации современной ‘народ-
ной пасни. Глубокое изучение и творче-
ское претворение современного музыкаль-
ного песнатворчеетва в наших произведе-
ивях— одна из наиболее важных и ak-
туальных задач нынешнего этапа развития
советской музыки.

Наша музыка развивается в изумительно
благоприятных условиях. Социалистическая
жизнь — мощный, неисчерпаемый истечнак
для творческого вдохновения. Партия,
великий Сталин помогают нам своими
мудрыми ‘указаниями. OT ‘напряженного
творческого труда и высокой социалисти-
ческой ответственностя советских комно-
зиторов за свою работу зависит скорейтее
завоевание нашей музыкой веедародного

признания.
	— Мало любить реснублику на словах,
НУЖНО строить ее. — говорили они.
	Ш пленум правления Союза советских
композиторов смог констатировать Сдвиг,
происшедший и в оперном творчестве.
Музыкальная общественноеть высоко опе-
нила недавно законченную оперу Г. Жу-
ковекото «От всего сердца» (нА сюжет
одноименного романа Е. Мальцева). Мело-
личность и ярко-народный колорит оперы,
проникковенный лиризм присущи этому та-
лантливому произведению, воспевающему
радость созидательного труда в послевоен-
ной колхозной деревне. Серьезными достоин-
ствами отличается последняя редакция опе-
ры Д. Кабалевского «Семья Тараса». К числу
удачных опер следует отнести также «Бо-
гатую невесту» Б. Трошина и В. Энке.
Песенноеть и мягкий юмор—наиболее силь-
ные стороны этого произведения. Упорно я
тщательно работал украинский композитор
Ю. Мейтуе нал новой редакцией оперы «Мо-
лодая гвардия». С глубоким проникнове-
нием в характер бурят-монгольской народ-
ной музыки написана опера С, Ряузова
«Мэдэгмаша», поставленная в 1949 году
оперным театром Улан-Удэ.
	Интересные детские оперы на сказочные
сюжеты «Непрошенные гости» и «Морозко»
написали композиторы А. Букия и М. Кра-
сев. Следует также отметить поставленную
уже в Таллине оперу Г. Эрнесакса «Берег
бурь», а также «Ивана Болотникова»
Л. Степанова и «Баменный цветок» моло-
лого композитора К. Молчанова.
	Перелом, наметивигиися в развитии опер-
ного творчества, этого наиболее отетавав-
шего жанра советской музыки, — только
начало большого и. трудного цути. Нам
предстоит полностью ликвидировать модер-
нистическое влияние в оперном искусетве,
которое проявляется: и сейчас еще в ряде
произведений. Оно сказываетея в недоста-
точно развернутом мелодичееки песенном на-
чале, неумении подчинить основной веду-
щей идее вее элементы оперы, неуменян
создать правдивые образы советекнх героев.
Композиторы должны много и настойчиво
работать над расширением узкого пока еще
круга тем’ и ‘образов оперного творчества,
емелее вторгаться в жизнь:

Советский балет в 1949 году пополнил-
ся рядом новых произведений. Выделяется
своими высокими художественными достоин-
етвами балет «Медный всадник» Р. Глиэра.
Балеты «Приключение Алдаркесе» Е. Корч-
марева, написанный на основе туркменского
фольклора, «Юность» М. Чулаки (по повести
	фрагменты из. балетов К. Караева «Семь
красавиц» и А. Скультэ «Играл, плясал»
позволяют сделать вывод о плодотворном
развитии созетской балетной музыки:

То же следует сказать о советской опе-
ретте. «Трембита» Ю. Милютина и «Аку-
лина» И. Ковнера-— свидетельство дальней-
ших успехов советской оперетты, как жан-
ра, основанного на народности и реализме,
в отличие’ от упадочного буржуазного
HCRYCOTRA.

1949 год ознаменовался новыми достиже-
ниями`в области советской массовой песни.
Новые песни советских композиторов помо-
гают снлачивать силы мира и демократии.
Так, несня Вано Мурадели, получившая пер-
вую премию на международном конкурсе
студенчееких ‘песен, в 1949 году была
утверждена как официальный гимн между-
пародного союза студентов. В ‘этом эже году
стала официальным гимном! международного
демократического Союза молодежи широко
известная песня А. Новикова. Новые выра-
зительные песни, посвященные борьбе за
мир, создали А. Новиков. Й. Дунаевский,
С. Туликов, В. Белый, Г. Носов, В. Бручи-
нин и другие, .
	Особенно напряженно работали наши ком-
позиторы над песнями о реликом Сталине.
Песни А. Новикова, С. Туликова, М. Блан-
тера, А. Хачатуряна и других композиторов,
посвященные великому вождю, звучали на
концертных эстрадах в торжественные дни
семидесятилетия И. В. Сталина.
	Потребность нашего народа в новых хо-
роших песнях, однако, значительно презы-
шает то, что дали до сих пор советские ком-
позиторы. Темы. и жанры. массовой песни
недостаточно разнообразны. В большом дол-
гу композиторы перед Советекой Армией,
мало еще у нас хороших походных песен.

Борьб»ь . за высокое качество музыки,
за художественный вкус, за крепкую нацио-
пально-народную основу наших песен долж-
на продолжаться и впредь, ибо влияние
западноевропейской эстрады еще  ветре-
чзетея в творчестве ныпих песенников.
	Мало пока еше достижении в области лег-
	кой развлекательной музыки. Небольшое
число удачных. произведений,  отмечен-
иых жизнерахостноетью, народным колори-
TOM, хорошим художественным ‘вкусом и
подлинным профессионализмом, еще не ©о-
здало перелома в развитии этого массового
музыкального жанра.
	Следует отметить несомненный подъех
	Пути развит
	Лва года, прошение после исторического
постановления ЦЕ ВКП(б) об опере «Вели-
кая дружба», советские композиторы упорно
и интенеивно работали над новыми музы-
кальными произведениями. Они стремились
осуществить в них принципы социалисти-
ческого реализма, народности, итти путем,
указанным партией, великим Сталиным.
Высокая задача олухотворяла композиторов:
создавать музыку глубоко идейную, проник-
нутую величием и героикой сталинской эпо-
хи, правдиво отображающую мысли и чув-
ства советских людей — строителей комму-
низма, музыку, способную доставлять ра-
дость миллионам. Только такая музыка мо-
жет выполнить свою роль в коммунистиче-
ском воспитании массе.

Недавно закончивитийся ПГ пленум прав-
ления Союза советских композиторов СССР,
прошедший в атмосфере большого обще-
ственного внимания, подвел итоги двухго-
дичной работе композиторов на новом этапе.
Многочисленные участники пленума, 60-
бравшиеся в Москве со всех концов нашей
великой, многонациональной Родины, про-
слушали и обсудили обширную концертную
	программу пленума, состоявшую более чем.
	из лвухсот новых произведений.
	УЗ  4

бобчае не ‘может быть сомнений в полной.
	победе реалистического направления в совет
ской музыке.

Советская тема стала ведущей в произ-
ведениях наших композиторов; глубже, жиз-
неннее стали творческие замыслы; проше и
образней музыкальный язык; все более ор-
танично и естественно проникаются комно-
зиторы духом народного, национального му-
зыкального искусства. Теперь уже почти
нельзя встретить сочинений абстрактных,
зстетских, столь характерных для осужден-
ного советской общественностью формали-
стического направления.

Само собой разумеется, нельзя мирить-
ся и C одиночными проявлениями фор-
малиетической музыки. Не случайно на пле-
нуме прозвучала резкая критика по адресу
композиторов, отстающих в своей перестрой-
ке от общего. развития нашего искусствз.
Однако ‘дело не ограничилось только крити-

кой проявлений формализма.
	Jane B лучших произведениях 1949 го-
ха есть немало недостатков, которые свя-
	заны с неглубоким, а иногда и ОНО
‘сторонним пониманием сущности социали-
стичеекого реализма в музыке. Произве-
	советской музыки
	А. Свечникова «Шоре», третья симфония
Е. Тиконкого, посвященная героической
борьбе белоруеского народа в Великой Оте-
чественной войне, и ряд других свидетель-
ствуют о том, что жизненные темы совре-
менности заняли преобладающее место в ©о-
ветекой музыке, существенным образом. по-
влияли на содержание, стиль и характер
музыкального творчества.
	В ряде сочинений, отличающихся своей
реалистической направленностью, жизнэ-
утверждающим характером, яркоетью му-
зыкальных образов, в той или иной сте-
пени сказываются, однако, различные
недостатки. Одни-— связаны с отоутствием
широкого мелодического развития улачно
найденных музыкальных тем («Песнь о ле-
сах» Д. Шостаковича), хругие—с несколько
пассивным использованием традипий рус-
ской музыкальной классики (<Русбкая зем-
ля» В. Лехтерева), третьи-——с недоработан-
ностью ‘конструкции произведения в целом,
перавноценностью всех частей симфониче-
ского цикла (шестая симфония Я. Иванова,
третья симфония Е. Тиконкого) и так лалее.
	‚ На плевуме был исполнен ряд симфони-
ческих произведений менее крупного мас-
штаба, близких к истокам национальной на-
родной музыки, отличающихся свежестью и
выразительностью музыкального языка.
Мугам «Раст» азербайджанского компози-
тора Ниязи, сюита татарского композитора
	Н. Иъиганова, туркменская сюита В. Муха-
това, узбокекая сюита М. Ашрафи. лве части
	 Из симфовия карело-финского композитора
	Г. Синисало — таков далеко не полный епи-
со произвелений, авторы которых плодо-
творно развивают художественные богатства
наролного музыкального твобчеетва.
	Отрадно отметить широкое обращение к
народному творчеству и к тратициям клае-
	‘сической музыки композиторекой молодежи,
	чьи произведерия заняли видное место в
концертных программах пленума. Сочннения
уже уномянутых молодых композиторов —
Муравлева, Джангирова, Мухатова; вокально-
симфоническая поэма «Сон Степана Разина»
Г. Уствольской, кантата «Родные поля»
Е. Светланова. симфоническая ноэма «38
отчизну» Р. Дагилзе, камерные прюизведе-
ния С. Цинцалзе, С. Джербашяна, М. Ахме-
това, 3. Исмагилова, К, Смирнова и многие
хругие свидетельствуют о стремлении моло-
тых авторов к реализму и нарохности,
	Н. Островского «Вак закалялась сталь»), а  творчества композиторов, пишущих для ор-
такхо показанные в концертном исполнении  ! костров народных инструментов. Произведе-