Пролетарии всех стран, согдиняйтесь!
	Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш).
м а А АР   ЧАН
	Орган Центрального Номитета и МН ВКП(б).
	` ЦЕНА 20 КОП:

ПЯТИЛЕТОК
	изводства, конкуренцию, кризисы, безра-
ботицу, обнищание трудящихся масс.
	Вот почему всякие теории и рассуждения
империалистов и их лакеев — правых со-
циалистов 0 возможности планирования
буржуазной экономики есть не что иное,
как наглая демагогия, рассчитанная на
обман трудящихся.
	Планирование хозяйства возможно только
в условиях социалистического строительства.
Успехи социализма были умножены на-
пгим народом в период второй и третьей пя-
тилеток. Могучая сила социалистической
экономики ярко проявилась в годы Великой
Отечественной войны, в которой советский
народ одержал — всемирно-историческую
победу над фашистской Германией и импе-
риалистической Японией. Послевоенная
сталинская пятилетка приносит нашему
народу новые выдающиеся лостижения в
коммунистическом строительстве.
	Созетский опыт научного планирования
народного хозяйства имеет огромное между-
наротное значение. На этом опыте учатся
трудящиеся стран народной демократии Ев-
ропы и Азии, ветупившие на путь строи-
тельства сопиализма.
	Исторический опыт показывает бан-
кротство анархичной и насквозь прогнив-
шей капиталистической системы хозяйства.
Экономика США все больше вползает в но-
вый кризис. Промышленное производство
этой главной страны капитализма в июле
1949 г. составляло лишь 65 процентов от
наиболее высокого уровня, достигнутого в
годы войны, и было на 18 процентов ниже,
чем в октябре 1948 года. В соответетвии с
волчьими законами капитализма империа-
листическая Америка взваливает послед-
ствия растущего кризиса на своих более
слабых партнеров — капиталистические
страны Европы, экономика которых и без
того находится в состоянии упадка.
	убийственным приговором капитализму
служит тот факт, что уже в течение целых
десятилетий экономика капиталистических
стран Европы топчется на одном месте. В
то время как объем промышленного произ-
водетва Советского Союза увеличился за
последние двадцать лет в девять раз, про-
мышленное производство  капиталистиче-
ской Европы в целом за эти 20 лет осталось
на озном и том же уровне. С кажлым днем
	растет обнищание трудящихся масс.

Полную противоположность капиталисти-
ческой экономике представляет социалиети-
ческая экономика СССР. За истекший пе-
риод послевоенной пятилетки валовая про-
дуЕция советской промышленности узвели-
чивалась ежегодно на 20 и больше процен-
тов. Объем продукции всей промышленности
СССР в 1949 году превысил производетво
довоенного 1940 года более чем на 40 про-
центов, а уровень производства в четвертом
квартале 1949 года был выше довоенного
более чем на 50 процентов. Вместе е про-
мышленностью неуклонно идет в гору со-
циалистическое сельское хозяйство, превы-
сившее довоенный уровень урожайности и
успешно претворяющее в жизнь грандиоз-
ный сталинский план преобразования при-
роды.

В нашей стране непрерывно улучшается
материальное и культурное благосостояние
трудящихся. В послевоенный период повы-
спилась покупательная способность совет-
	ского рубля, возросла реальная заработная
плата рабочих и служащих, увеличились
доходы крестьянства. На этой основе рас-
пгиряется товарооборот, уже в 1949 году
уровень народного нотребления достиг до-
военного уровня по важнейшим товарам, а
по некоторым изделиям превысил его.
	В 1950 году советский ‘народ самоотвер-
женно борется за досрочное выполнение
послевоенной сталинской пятилетки. Все-
народное социалистическое соревнование
помогает полнее использовать неисчерпае-
мые возможности, таящиеся в недрах на-
него строя, привести в движение богатей-
шие внутренние резервы. Каждый день при-
носит нам новые и новые успехи в выпол-
нении государственного плана. Но совет-
ские люди не успокаиваются на достигну-
том. Законом Hamel жизни является
неуклонное движение вперед, преодоление
всех и всяческих трудностей на пути Е ве-
ликой цели. Смело развертывая больше-
BIICTCKYIO KDHTURY HW CAMORPATHURY, советские
люди решительно и настойчиво устраняют
недостатки в работе. Первейший долг пар-
тийных, советских, хозяйственных органи-
заций мобилизовать все силы трудящихся
на выполнение государственного плана
1950 года, на борьбу за досрочное заверше-
ние послевоенной сталинской пятилетки, 3a
новые успехи в коммунистическом строи-
		Суббота, 7 января 1950 г.

Союзу (  стр.):

Обозреватель. — К положению в Япо-
нии (3 стр.).

Константин Симонов. — Сражающийся
Китай (3 стр.).

М. Цапенко. — Выдающееся достиже-
ние советского зодчества. Архитектура
4-й очереди Московского метрополитена
		Официальное заявление-Англии б при-
знании де-юре Китайской народной pecs

публики (4 стр.).
Китайская газета о приговоре япоиз
ским военным преступникам (4 стр.).
Нота польского правительства прави-
тельству Франции (4 стр.).
Австралийское правительство. намерено
объявить компартию вне закона (4 стр.).
Подготовка американских шпионов в
Швейцарии (4 стр.).
Рост инфляции во Франции (4‘стр.).

Поток приветствий (2 стр.).
	о Советскому
	М. Филимонов.—Над Неманом (1 стр.).

Трудовой подъем на’ предприятиях
Казахстана (1 стр.).

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: И. Цеков.—
Политическое образование хозяйственных
кадров. А. Зенченко. — Канцелярский
стиль руководства (2 стр.).

ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ: «На перед-
нем плане Д. В. Обухов» (2 стр.).

С. Селюк. — Огни на Каспии (2 стр.).

Новые смертные приговоры в Греции
		вт 4419)

И. Филиппов. — Забастовочное движе-
ние в США (4 стр.).

ВЕЛИКАЯ СИЛА
	ПЕРЕВЫПОЛНЕВИЕ
ПРОИЗВОЛСТВЕННЫХ ПЛАНОВ
	ПЕКИН, 6. (ТАСС). Агентство’ Синьхуа
в сообщении из Мукдена передает, что’ мно-
гие промышленные предприятия и шахты
Маньчжурии выполнили и перевыполнили
производственные планы 1949 года; Госу-
даретвенные шахты Маньчжурии выполни-
ли свой план досрочно. дав 7,3 миллиона
тонн угля. Мукденский третий `` машино-
строительный завод перевынолнил план 60-
лее чем на 33 процента. Велосипедный за-
BOI влвое перевыполнил план.
	Многие железнодорожные — мастерские,
стекольные заводы, бумажные и текстиль-
ные фабрики, металлургические заводы и
другие промышленные предприятия в Дай-
рене, Порт-Артуре, Аньдуне, Харбине, Ги-
рине и других северо-восточных городах
также выполнили и перевыполнили свои
планы в 1949 году.
	РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
	ПРАГА, 6. (ТАСС). В минувшем году
сельское хозяйство Чехословакии наряду с
промышленностью и другими отраслями на-
родного хозяйства страны добилось больших
уепехов. По сравнению с 1948 годом про-
дуктивность сельского хозяйства возросла
на 14 процентов. Значительно выросло по-
головье скота: количество свиней увеличи-
лось на 35 проц., мелкого рогатого скота—
на ‘10 проп., крупного рогатого. скота —
на 2.4 проц. ит д.
	В 1949 году продолжалась, дальнейшая
механизация сельского хозяйства. В на-
стоящее время во всех районах страны

имеются государственные машинно-траектор-
ные станции.
	Сейчас труженики полей энергично‘ го-
TOBATCA к весенне-посевной кампании.
Многие сельскохозяйственные кооперативы
разработали планы весенне-полевых работ,
которые предусматривают проведение кол-
лективных посевов и коллективную уборку
урожая.
	УЛУЧШЕНИЕ УСЛОБИИ ЖИЗНИ
ТРУДЯШИХСЯ

БУДАПЕШТ, 6. (ТАСС). Будапештское
радио сообщает некоторые данные, свиде-
тельствующие о неуклонном повышении

жизненного уровня трудящихся в демовра-
тической Венгрии.
	Б 1940 году, передает радио, в среднем
ежемесячно заключалось 5.995 браков. В
первые `8 месяцев 1949 года в среднем еже-
месячно заключалось 7.116 браков. Значи-
тельно снизилась смертность грудных де-
тей. В 1949 году емертность детей в`возра-
сте до года снизилась на 36 процёнтов по
сравнению с 1938 годом. В 1938 году бы-
ло всего 37 детских яслей, ав 1949 году
уже насчитывалось 178 детских яслей. В
1938 году при фабриках и заводах было
только 12 детских садов, а в 1949 году—
270 детских садов, которые обслуживали
13.200 детей. В 1938. году было 83 тубер-
кулезных диспансера, а в 1949 голу —
171. В 1945 году в стране было 257 боль-
ниц с 28 тые. коек. В январе 1949 тода
работали уже 308 больнип с 48 тые. коек.
	72-ЛЕТИЕ,
СО ДНЯ ОСВОБОЖПНЕНИЯ СОФИИ
		СОФИЯ, 6. (ТАСС). Вчера в БоНн-
пертном зале «Болгария» состоялось торже-
	  ственное заседание. посвященное 72-летию
	со дня освобождения Софии от турецких
захватчиков русскими войсками.
	На заседании присутствовали: замести-
тель Председателя Совета Министров и
министр земледелия Георгий Трайков, пред-
седатель комитета по делам науки, искус-
ства и культуры, Сава Гановский, секретарь
бюро исполкома национального совета Оте-
чественного фронта Гочо Грозев, 97-летний
участник освободительной войны, почетный
гражданин Софии Крыстю Попов, предста-
вители дипломатического корпуса, обще-
ственных организаций, фабрик и заводов.
	В почетный президиум были избраны
члены Политбюро ЦЕ ВЕП(б) во главе
с великим. Сталиным и политбюро Болгар-
ской коммунистической партии. С докладом
выступил председатель софийского город-
ского народного совета Иван Пашов.

Собрание единодушно приняло привет-
ствие вождю народов  Генералиссимусу
И. В. Сталину.
	ТРУДОВЫЕ УСПЕХИ АЛБАНСКОГО
НАРОЛА

ТИРАНА, 6. (ТАСС). Албанское теле-
графное этентетво продолжает сообщать 06
успешном выполнении годового плана пред-
приятиями Албанской народной респуб-
лики.

Судоверфи города Дуррес перэвыполнили
план на 11 проц. Рабочие ремонтных ма-
стерскихо государственного предприятия
строительства мостов и дорог в городе Тира-
на выполнили обязательства, принятые в
честь 70-летия товарища И. В.’Сталина, на
четыре дня ранее србка. Рабочие мастер-
ских обязались досрочно выполнить план
1950 года.

Строители, работающие по осушению озе-
ра Малик, выполнили в 31 декабря план
1949 года и закончили ряд работ сверх
предусмотренных планом. Закончено строн-
тельство Деволского канала, что ‘дает ‘воз-
можность устранить затопление земель _ B
районе реки Дева,
	ПО СОБЕТСКОМУ СОЮЗУ
				СТАЛИНСКИХ
	Народное хозяйство Советского Союза на-
ходится на новом мощном подъеме. В успе-
хах нашего хозяйственного `строительетва
ярко проявляются преимущества социали-
стического строя, его превосходство над ка-
питалистическим строем. Советская эконо-
Мика — плановая, она развивается по мар-
RCRCTCROH теории расширенного <социали-
стического воспроизводства, является самой
передовой и прогрессивной в мире.
	Плановость является важнейшим принця-
пом развития социалистической экономики,
законодательно закрепленным в Сталинской
Конституции. В нашей стране нет частной
собственности на средства производства,
ликвидированы все и всякие эксплуататоры,
навсегда уничтожена эксплуатация человека
человеком. Социалистическая система про-
изводства дает возможность активно воздей-
ствовать на все стороны хозяйственной дея-
тельности, научно руководить хозяйством,
сознательно направлять его развитие по
единому государственному плану.
	Творчески развивая маркеизм-ленинизм,
товарищ Сталин разработал основные полд-
жения политической экономии социализма
и определил эадачи  социалистического
планирования. Руководствуясь сталинекими
научными положениями, партия добилась
исторических ‘успехов в осуществлении
планового руководства народным  хозяй-
ством. 06 огромных достижениях в планиро-
вании нашей социалистической экономики
ярко свидетельствуют советекие пятилетки.
Еще в 1927 голу в докладе на Х\ съезде
ВЕЦ(б) товарищ Сталин указывал: «Уже
тот факт, что мы решили поставить на этом
съезде вопрос о пятилетнем плане народно-
хозяйственного строительства, уже этот
факт говорит о том, что партия продвину-
лась далеко вперед в деле планового руко-
водства нашим хозяйственным строитель-
ством как на местах. так и в центре».
	Товарищ Сталин явилея творцом и вдох-
повителем пятилетних планов развития на-
родного хозяйства СССР. Весь наш на-
род называет пятилетние планы сталин-
скими пятилетками. Великую школу борь-
бы за социализм прошли советские люди
еще в период первой пятилетки, выполнив
ев в четыре года и три месяца. Итоги пя-
тилетки показали, что партия непобедима,
эти она знает, куда вести дело, и не боится
трудностей. Благодаря мудрому руководству
партии Ленина — Сталина советский народ
осуществил индустриализацию страны и
коллективизацию сельского хозяйства,
впервые в мире построил социалистическое
общество.
	В итоге осуществления первой пятилет-
ки было обеспечено безраздельное господ-
ство социализма во всем народном хозяй-
стве. Наша Родина превратилась из аграр-
ной в индустриальную, из отсталой в пере-
довую, из слабой и неподготовленной к 0бо-
роне в могучую в смысле обороноспособно-
сти. Воренным образом улучшилось матери-
альное и культурное благосостояние трудя-
щихея города и деревни, советский народ
вышел на путь зажиточной и культурной
жизни.
	1 января 1933 гола товарищ Сталин в
историческом докладе 0б итогах первой
пятилетки дал глубокий анализ всемирно-
исторической победы социализма в СССР и
показал огромное международное значение
первой пятилетки. Успехи пятилетки опро-
кинули клеветнические утверждения бур-
жуазии и ее прислужников о нереальности
пятилетнего плана и еще более мобилизова-
ли революционные силы рабочего класса
всех стран на борьбу против капитализма.
Итоги пятилетки разбили буржуазную кле-
вету о неспособности рабочего класса Е со-
зидательной деятельности и показали, что
рабочий класс способен не только разру-
шать старое, но также хорошо строить но-
вое. Успехи пятилетки разбили тезис со-
циал-демократов о невозможности построе-
Бия социалистического общества в одной
‚гране. Итоги пятилетки наглядно показали
несостоятельность и непрочность капитали-
стической системы хозяйства, ее обречен-
ность на неминуемую гибель, тем самым
опрокинули лживые утверждения буржуа-
зни и ее агентов о вечности и незыблемо-
сти капитализма.

Марксизм-ленинизм учит, что капитали-
стическое хозяйство по самой своей еущно-
сти является бесплановым хозяйством. По-
пытки планировать капиталистическую эко-
номику-——это такая же нелепость, как, мерт-
вому прописывать лекарства! Частная е0б-
ственность на ‘средства производства, беше-
ная погоня за прибылью, составляющая
весь смысл и единственный стимул капи-

талистического производства, с абсолютной
	неизбежностью порождают анархию про-
	Забота о будущих
мастерах
	СТАЛИНО, 6. (Корр. «Правды»). На шах-
ты и заводы Донбасса непрерывно прибы-
вает новое пополнение рабочих. Молодые
шахтеры и металлурги нуждаются в помощи
и советах старших, стремятся перенять их
передовой опыт. Горняки шахты № 5/6
имени Димитрова треста «Ёраоноармейск-
уголь», учитывая запросы молодых шахте-
ров, взяли шефство над горнопромыштлен-
ной школой № 62.
	Этой школе, по итогам Всесоюзного социа-
листического соревнования учебных заве-
дений Министерства трудовых резервов,
дважды присуждалось переходящее Красное
Знамя Совета Министров СССР. Коллектив
шахты решил помочь школе добиться еще
больших успехов. Для производетвенного
обучения молодых горняков отведена лава,
оборудованная новейшими механизмами.
Пополнен наглядными пособиями горный
кабинет. Создан кабинет крепежного дела.
Он снабжен макетами всех вилов крепле-
ния, применяемых в Донбассе. ПГколе пере-
дана техническая библиотека. Организуют-
ся встречи учащихся со знатными горня-
ками.
	Десятки юношей во внеурочное время
обучаются управлению утольным комбай-
ном «Донбасс». Отстающие ученики при-
крепляются к передовым горнякам, маете-
рам угля.
	Почин коллектива шахты имени Димит-
рова получил в Донбассе широкое распро-
странение. Над учебными заведениями Ми-
нистерства трудовых резервов шефствуют
уже десятки промышленных предприятий.
	Коллектив Енакиевского металлургиче-
ского завода снабдил ремесленное училище
№ 18 оборудованием для учебных каби-
нетов и мастерских. Передовые люди за-
вода читают будущим ‘мастерам лекции,
знакомят их с историей завода, © опытом
передовых рабочих.
	Для воспитанников горно-промышленной
школы № 27 шахта № 1 «Щегловка» 0бо-
рудовала горный кабинет, поручила обуче-
ние молодежи лучшим шахтерам. По-дело-
вому помогают горнопромышленным шко-
лам и ремесленным училищам и другие

предприятия.
	УСПЕХ ГЕРОЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
тов. ГАСАНОВОЙ
	БАЗУ, 6. (Корр. «Правды»). В колхозах
республики подводятся итоги соревнования
XIOURCPOHOB за высокий урожай.
	В минувшем сельскохозяйственном году
тысячи звеньев перевьшюлнили свои социа-
листические обязательства. Самый выеокий
урожай вырастило звено Героя Социалисти-
ческого Труда Чичак, Гасановой из колхоза
«Октябрь», Зантеланского района. Весной
участники этого звена дали слово вырастить
на каждом тектаре своего участка по 100
центнеров хлопка. Собрав весь урожай до
последней коробочки, звено Чичак Гасано-
вой сдало государству е каждого гектара по
110 пентнеров хлопка. Звеньевая лично
собрала за, сезон 11.000 килограммов хлоп-
ка, завоевав в районе звание лучшей сбор-

щицы.

Была, глубокая осень. Мы ехали по ши-
рокому ровному шоссе, ведущему к Неману.

придорожных селениях всюду кипят
строительные работы. Тянутея подводы с
бревнами и кирпичом. Около живописных
рощ по берегам речек закладываютея фун-
даменты новых зданий. Возникают конту-
ры благоустроенных колхозных поселков с
клубами и школами, фруктовыми садами,
электростанциями. Свыше трех. тысяч
бригад занято в Литве на колхозных
стройках.

Алитусский уезд. В колхозных селениях
построены новые склады, животноводческие
фермы, свежей краской блестят здания
школ.

Всего два года назад тут были раз-
бросаны пю холмам и лесным опушкам оди-
нокие, покосившиеся избы © воломенными
крышами. А кругом — сотни узеньких, ма-
леньких полос самых причудливых форм.
Около хутора — огород, окруженный не-
сколькими деревцами. 3& огородом — кло-
чоЕ земли с ошетинившимея жнивьем ячме-
ня, за ним клинышек озимых, дальше по-
лоска, вспаханная под зябь. Такой лоскут-
ной, изрезанной была вся Литва.

В течение дваднати лет господства. фа-
шистекой диктатуры литовские крестьяне
подвергались постоянному грабежу. Они го-
товили бекон и масло для Берлина и Лон-
дона, а сами жили впроголодь. Только за
14 лет господства Сметоны задолженность
крестьян возросла в 40 раз. 68 тысяч кре-
стьянеких хозяйств были проданы © мо-
лотка. Десятки тысяч батраков в. поисках
работы и хлеба бродили с хутора на хутор.

Житель деревни Бутримоние Якубас
Жверблис на 54-м году своей жизни получил
шесть гектаров земли. Землею его надели-
ла советская власть. Советская власть дала
ему плуг, телегу, лошадь, корову, дом.
Якубас Жверблис говорит; «Теперь я на-
стоящий хозяин, но не так надо жить. Один
в поле не воин, много не сделаешь. Надо
0 колхозе думать».

Такие мысли владели не только Якубасом
Жверблисом. Они владели многими тыся-
чами безземельных и малоземельных кре-
стьян, которые. из рук советской власти
получили землю. 1

На заводе учатся все
	ЧЕНИНТРАД, 6. (Hopp. «Правды»).
В минувшем году свыше 1.700 рабочих
Металлического завода имени Сталина
повысили свою производственную квали-
фикацпию в различных кружках.
	Учеба продолжается. Сейчае на заводе
нет ни одной. бригады, участники которой
не повышали бы свои технические знания.
Свыше тысячи токарей; ` елесарей, фрезе-
ровщиков и рабочих других профессий
обучаются на курсах повышения квалифи-
кации, в стахановских. школах, в кружках
техминимума. Большая группа мастеров и
квалифицированных рабочих занимается
на вечернем отделении заводского техни-
КУМа.

Учатся и инженерно-технические работ-
ники завода. В этом учебном году в полтора
раза возросло число заочников инлустриаль-
ных вузов. 54 инженера занимаются в’ груп-
нах диссертантов, готовясь получить уче-
ную степень кандидата технических наук.
	заводским работникам большую помощь
в учебе оказывают ученые Политехниче-
ского института имени М. И. Калинина.
		Благоустройство
Тбилиси
	ТБИЛИСИ, 6. (ТАСС). Широким разма-
хом работ по благоустройству характерен
новый год для городского хозяйства, столи-
цы Грузии. В соответствии с генеральным
планом развития города в нынешнем году
особенно большюе строительство развернетоя
в районе Сабуртало. Этот район превра-
щаетея в благоустроенный участок города
с новыми улицами, кварталами красивых
домов. Здесь воздвигаются монументальные
здания Академии наук Грузинской CCP,
института инженеров железнодорожного
транепорта, медицинского, политехническо-
го институтов. Только что сняты леса, ©
прекрасного здания, выстроенного лля ин-
ститута металла и горното дела Академии
паук Грузинской ССР.

Вдоль Военно-Грузинской дороги-——основ-
ной магистрали района Сабуртало — выеят-
ея корпуеа строящихся многоэтажных зда-
ний. Развернулиеь работы по сооружению
водопровода и канализации.

Крупнейший‘ в городе жилой дом закла-
дывается на набережной реки Куры. В пер-
вой половине года заселяются новые пяти-
этажные жилые дома Министерства местной
промышленности Грузии, комйината шам-
панских вин, завода имени Кирова, кам-
вольно-суконной фабрики и других пред-
приятий и учреждений.

Влагоустраивается набережная Куры. В
концу года o6a берега реки оденутея в
	асфальт. Вще более густым и широким ста-
пет в этом году зеленый пояс Тбилиси.
	Намечено посадить 190 тысяч новых де-
ревьев и кустарников. Впервые ‘будет про-
	водиться озеленение склонов скалистых
гор, окаймляющих город.

—_o-—
	НОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА
	ТАШЕЕНТ, 6. (Hopp.  «Правды»).
С каждым годом развивается музыкаль-
ная культура Советского ‘Узбекистана.
	В крупнейших городах республики рабо-
тают музыкальные школы; ‘талантливые
юноши и девушки обучаютея в государ-
ственной консерватории. “Созданы ‘нацио-
нальные кадоы певцов, музыкантов, ком-
позиторов. Работают театры оперы и бале-
та. музыкальной ‘драмы.
	Ярким показателем расцвета музыкаль-
	ной культуры служит творческий рост уз-
	бекских композиторов. за последние полто-
ра года они создали ‘около 200 произведе-
ний различных жанров: оперы, инструмен-
тальные и вокальные‘ камерные ‘пьесы, ро-

мансьы.
	В театре оперы и балета имени Навои с
успехом идет опера, Т. Джалилова и Б. Бров-
цына «Тахир и Зухра», в театре имени Му-
кими — музыкальная драма «Алтын-куль»
Уйгуна, музыка Е которой напивана моло-
дым композитором М. Ливиевым.

На проходившем в конце прошлого года
пленуме Союза советоких композиторов Уз-
бекистана были прослушаны десятки новых
произведений различных жанров. Многие
из них будут исполняться на концертах в
	ближайшее время.
		ЯНВАРСКИЕ УЧИТЕЛЬСКИЕ
СОВЕЩАНИЯ
	Сегодня в Москве, Ленинграде, Горьком,
Саратове, ‘Во всех городах и районных цент-
pax Российской Федерации заканчивают
свою работу январские учительские сове-
щания. В них приняли участие работники
народного образования, всесторонне обсудив-
шие задачи школ в 1949/50 учебном году.

Рассмотрены итоги работы школ по
осуществлению всеобщего обучения детей
и подростков школьного возраста, мероприя-
тия по борьбе с отсевом. школьников, по
повышению качества знаний и предупрежде-
нию неуспеваемости учащихся.

В Сталинском, Свердловском, Советском,
Молотовском и ряде других районов Мо-
сквы © докладами по этим вопросам вы-
ступали заведующие районными отделами
народного образования. Они осветили pe-
зультаты успеваемости учащихся и опыт
работы лучших преподавателей. Сегодня
проводятся секционные совешания, на ко-
торых будут подведены итоги учебно-вос-
питательной работы за первое полугодие и
намечены планы на второе полугодие. Учи-
теля обсуждают конкретные меры повыше-
ния качества своей работы в каждом: клас-
се, по каждому предмету.

В Первомайском, Октябрьском и Бауман-
ском районах Москвы сегодня состоятся
пленарные заседания учительских совеща-
		СУДА ДЛЯ РЫБАКОВ
	ВЛАДИВОСТОВ, 6. (Норр. «Правды»).
В бухте Тетюхе расположен колхоз «Смыч-
ка». Основное занятие колхозников этой
артели — постройка рыболовецких судов.
Бригада, возглавляемая мастером тов. Бор-
бат, построила в минувшем году три сейне-
ра, показавшие хорошие мореходные каче-
ства’
	эимой здесь будет закончено строитель-
ство еше нескольких сейнеров.
	Надо Неманом
	От корреспондента «Правды»
по Литовской ССР
	На одном из хуторов з& Неманом мы
	встретили тогда крестьянина  Игнаса
Ажукаса.
— Вот хлопочем насчет колхоза —
	оживленно сказал он.— Правда, трудности
немалые... Но колхоз все равно будет!

Нам припомнилась эта, встреча, когда мы
минувшей осенью опять проезжали эти
места. Как многоводная река, разлилась
народная инициатива по хуторам Литвы,
разлилась и смахнула своей волной старый
Уклад жизни. Воспитательная работа пар-
тии и успехи социалистического земледе-
лия дали свои результаты. За год более по-
ловины крестьянских хозяйств объедини-
лось в колхозы. В республике создано око-
ло шести тысяч сельскохозяйственных арте-
лей. На колхозных полях работают тысячи
тракторов и сложных сельскохозяйствен-
ных машин.

..Зеленая прямая ‘улица. Светлые кре-
стьянские дома упираются в большой сад.
На другой стороне сада возвышается белое
двухэтажное каменное здание. Тут размести-
лись правление колхоза, клуб, Читальня,
библиотека.

Вправо, неподалеку от липовой рощи,
большая пасека. В стороне от поселка, око-
ло водоема, раскинулись скотные дворы и
склады. Речку перегородила высокая пло-
тина. Около нее — здание гидроэлектростан-
ЦИИ.

— Я говорил тогда, что колхоз будет. —
начинает Ажукас.— Вот он и есть. Кол-
X93 — верный путь к счастью, так мы и
назвали свой колхоз — «Верный путь».

В помешении правления колхоза на
столе аккуратно сложенные книги. Среди
них— биография И. В. Сталина, «Краткий
курс истории ВКП(б)», труды Вильямса по
почвоведению. Ажукас подробно рассказы-
вает, как создавалась артель, как работали
первый год, какие встретились трудности,
каких добились результатов.

Уже в 1948 голу колхозники получили
	на трудодень по пять килограммов зерна,
по три рубля деньгами, много шерсти, меда,
овощей, фруктов. В истекшем году’ етои-
мость трудодня поднялась в полтора раза.
Колхоз собрал высокий урожай, созлал че-
тыре животноводческие фермы, полностью
укомплектовал их скотом, приобрел грузо-
вую автомашину, возвел несколько хозяй-
ственных построек. Достатою и изобилие
пришли в колхозные дома.

Во времена господства буржуазии в ли-
товских селениях не было ни одного клуба,
а сейчас их 2.787, имеется 88 домов куль-
туры, 30 музеев, 350 государственных
библиотек. Все это создано за последние
годы. Редко какой колхоз не имеет своей
библиотеки.

Колхоз имени Сталина стоит на берегу
Вилии, воспетой в стихах великого поль-
ского поэта А. Мицкевича. Невдалеке от
колхоза Вилия сливает свои воды с водами
Немана. Когда-то это. местечко отличалось
СВосй заброшенностью и темнотой. Теперь
здесь есть средняя школа, клуб, библиоте-
ка. радиоузел.

Труд и учеба сочетаются в культурным
отдыхом людей. Колхозники проводят свой
досуг в клубах, библиотеках.

Великие изменения происходят в куль-
турной жизни литовской деревни. Выведен-
ные партией Ленина-—Сталина на светлую
дорогу колхозной жизни, литовские крестья-
не с жадностью вбирают в себя знания,
повую советскую культуру.

Никогда так не расцветала литовская куль-
тура, как в сталинскую эпоху. № Сталину
обращены мыели и думы тружеников полей.
Любимой песней литовцев стала «Песня ‘о
Сталине», написанная верной дочерью ли-
товского народа Саломеей Нерис. Как гимн,
звучат слова этой песни над Неманом:
	«Нас греет сталинское пламя,
Открыл ворота к солнцу он!
Земля с цветущими полями
ВКладет ему земной поклон.

(0 нем везде легенды. снова
Творит народная молва,

Й славит Сталина родного
Освобожденная Литва!»
			Трудовой подъем на предприятиях Пазахстана
	также механизирован кузнечный цех, что
позволит в нынешнем году значительно
увеличить выпуск продукции.

В результате более рациональной и пра-
вильной расстановки оборудования в меха-
	нических мастерских Иртытиского медепла-
зильного завода высвобождена значительная
	производственная нлощадь.

В токарном пехе Павлодарского судоре-
монтного завода создано слесарное отделение,
на  Алма-Атинском электротехническом
заводе — лакировочное отделение и т. Д.
Одновременно на предприятиях Казахстана
используются другие резервы увеличения
выпуска продукции. Партийные и проф-
	союзные организации, инженерно-техниче-
ские работники, новаторы и стахановцы
производства развернули борьбу за макси-
мальное использование оборудования, ин-
струмента и производственных площадей.
	АЛМА-АТА, 6. (Корр. «Правды»). На
предприятиях Казахстана за сравнительно
короткий срок высвобождены десятки тысяч
квадратных метров производственных пло-
щадей. За счет этого созданы новые цехи
и оттеления, дополнительно установлены
тысячи станков и другого оборудования. В
результате значительно повынгается съем
пролукщии с одного метра заводской площа-
ди и иницы оборудования, увеличивается
выпуск промышленных изделий. Так, напри-
мер, на Аральском судоремонтном заводе на
высвобожденной площади установлено но-
вое оборудование, смонтированы дополни-
тельные подъемные механизмы, в литейном
цехе установлен грохот для просеивания
Кокса, что резко улучигило качество плавок.

На Семипалатинском метизно-фурнитур-
ном ‘заводе дополнительно налажена выра-
бота измерительных и режущих приборов и
штампов по холодной обработке металла, &