$ ЯНВАРЯ 1950 г., № 8 (11480)

Народна
	«Галька» С. Монюшко на сие
	В 1948 году коллектив Большого театра
Союза ССР порадовал советских зрителей
отличной постановкой популярной оперы
«Проданная невеста» чешского композитора
Б. Сметаны. Опера полюбилась иснполните-
му, музыкантам и завоевала симпатии у
широкого советского зрителя. Слушая ее,
мы еще раз почувствовали благородную крз-
сту музыки Б. Сметаны, увидели на сцене
жизнь дружественного славянского народа.

Продолжая эту репертуарную линию, ко-
торая, надо полагать, станет хорошей тра-
	‚ дицией, коллектив Большого. театра показал
	другую свою работу. На этот раз театр обра-.
тился к классическому наследию польской
музыки — к опере «Галька», созданной
основоположником польской национальной
оперы Станиславом Монюшко.

Русские композиторы Мусоргский, Дарго-
чыжекий, Серов, Вюи с любовью произно-
сили его имя. Иден, созревавшие в недрах
знаменитой «могучей кучки» и реализо-
вавшиеся в русской оперной класеике,
несомненно оказали влияние и на С. Мо-
нюшко, избравшего для себя путь музы-
канта-реалиста, музыканта-общественника.

Творчество С. Монюшко свидетельствует
о крепкой дружеской связи польского ком-
позитора е русскими музыкантами-лемокра-
тами, воспевавшими в своих произведениях

проетых людей, их благородные чувства.
Глубокой человечностью дышит весь облик
	этого скромного труженика, вдохновенного
художника, подлинно народного композитора.
	Огромное знание народных песен. посто-
янное обращение С. Монюшко к народному,
доступному и выразительному  языву
обеспечило ему возможность и в крупных
сочинениях говорить просто, правдиво, как.
это сделано в «Гальке». Музыкальный язык,
оперы, насыщенный свободно льющимися
песенными мелодиями, танцевальными рит-
мами мазурки, полонеза, создает исключи-
тельно яркое впечатление.

Постановка оперы «Галька» на ецене
филиала Большого театра — крупное музы-
кальное и культурное явление. Ее значе-
ние заключается не только в выражении
наших дружеских чувств и симпатий к
польскому народу. к польской музыке, но и
в том, Что талантливый коллектив Большого
театра, вооруженный метолом сопиалисти-
ческого реалистического искусства, по-но-
вому раскрыл оперу Монюшко. показав ее
как социальную народную драму.

В драматических ариях Ионтека, молодого
крестьянского парня, носителя социального
протеста. в гневных хорах народа, в обра-
зах бездушинбго, пустого, трусливого богача
пана Янупта, самодовольной польской шдях-
TH по-новому раскрыта ‘основная идея
оперы — протест против сопиального нера-
венства. «Галька» на сцене филиала Боль-
Moro TeaTpa зазвучала как драма народа,
находящегося еще под властью панов и стра-
дающего от барекото произвола и угнетения.
Но в этом народе накоплены огромные силы
протеста, этот’ народ не сегодня-завтра
яростно обрушится всей своей исполинской
“мощью ‘на угнегателей, свергнет‘ ненавиет-
ное панское иго. Впервые опера С. Монюшко
зазвучала именно так, как ее мыслил сам
автор. В этом большая заслуга постановоч-
пого коллектива: режиссера Б. Покровекого,
хирижера В. Кондрашина,  хуложников
	хирижера №. понлтраигина, художников
М. Петровского и М. Сэпегина, обнаружив-
щих единство мысли при новом прочтении
		РАВЛА
		ЛАС

Стахановпы
	ВЫСОКОВОЛЬГНЫХ ЛИНИЙ
	ЗАПОРОЖЬЕ, 7. (Корр. «Праввы»). На
сотни километров в окружности направляет
Днепрогэе электроэнергию. Высоковольтные
сети, по которым расходится TOR, всегда
должны находиться в образцовом, безупреч-
ном порядке.

Безаварийную работу подстанций и ли-
ний обеспечивает особая служба Днепро-
энерго — сетьевой район. Днем и ночью, в
пургу и слякоть, в мороз и грозу стоят на
вахте инженеры и диспетчеры, ремонтники
я монтеры. От их оперативности и бдатель-
ности зависит успех дела.

Сетьевики Днепроэнерго добились значи-
тельных успехов. В январе многие из них
начали уже четвертый и пятый год безава-
ряйной работы. Свыше 48 месяцев образ-
цово обеспечивает подачу тока городам и
заводам дежурный техник подстанции тов.
Носик. Около 40 месяцев безаварийно ра-
ботают линейные монтеры тт. Слуцкий и
Иващенко, диспетчер тов. Блюмин, релей-
шик тов. Гладун и другие. Старший дежур-
ный техник tos. Прокопенко работает без
аварий уже 60 месяцев.

Ответ Чжоу Энь-лая
	на ноту Неру
	ПЕБИН, 7 января. (ТАСС). Вав передает
згевтетво Синьхуа, 4 января министр
иностранных дел Китайской народной рес-
публики Чжоу Энь-лай направил министру
иностранных дел Индии Джавахарлалу Неру
ответ на его ноту, в которой товорилось, что
индийское правительство ‘готово установить
дипломатические отношения с Китайской
народной республикой.

Чжоу Энь-лай в своем ответе заявил, что
Китайская народная республика  готовз
установить дипломатические отношения
между Китайской народной республикой и
Индийским союзом на основе равенства,
взаимной выгоды и взаимного уважения
территориального суверенитета, и выразил
надежду, что индийское правительство на-
правит евоих представителей в Пекин для
ведения перетоворов по этому вопросу.
	Предложение порвегин
сб установлении диплематическмх
отношений с Китайской народной
республикой

0610, 7 января. (ТАСС). Газеты с00б-
щают о решении Норвегии установить ди-
пломатические отношения с Китайской на-
родной республикой. Норвежекое прави-.
тельство выразило готовность послать CBO-
его поверенного в делах в Пекин.
	Предложение Цеилона
об установлении дипломатических
республикой
	ЛОНДОН, 6 января. (ТАСС). Взв сообщает
корреспондент агентства Рейтер, сеылаясь
на официальное сообщение из Коломбо
(Цейлон), правительство Цейлона 6 ян-
варя решило установить дипломатические
отношения с Центральным народным прави-
тельством Китайской народной республики
и порвало дипломатические отношения с
правительством Чан Вай=иги.
		Деятельность правительства Германской
демократической республики
	Министерству сельского хозяйства и
лесоводства поручено доложить о ходе под-
готовки к весенней посевной кампании и
разработать постановление о мерах повы-
щения урожайности н по дальнейшему раз-
витию животноводетва, имея в виду достн-
жение ловоенного уровня.

БЕРЛИН, 7 января. (ТАСС). Как с0об-
щает агентство АДН из Дрездена, сельское
хозяйство Саксонии в 1949 году добилось
97 процентов довоенного урожая зерновых
с гектара. При этом в ряде хозяйств урожай
достиг довоенного уровня и даже выше.
Посевная плошадь картофеля в 1950 году
будет увеличена на 25 тысяч гектаров.
Строительство 16 плотин в Саксонии су-
шественно улучшит систему орошения.
	ИРЛИН, 7 января. (ТАСС). Как сооб-
щает главное управление информации вре-
менного правительства Германской  демо-
кратической республики, правительство
обсудило и приняло план своей деятельно-
сти на первый квартал 1950 года.

Правительство в первую очередь считает
необходимым заняться проектом бюджета
Германской демократической республики и
подготовкой закона о развитии хозяйства на

1950 год с учетом опыта осуществления
хозяйственного плана в 1949 году.

Правительство намерено обратить 0е0бое
внимание на повышение качества продук-
ЦИИ, Экономное использование материалов,
производство заменителей, использование

внутренних ресурсов, снижение себестои-
мости продукции и т. д.
		не филиала Большого театра
	талантливой музыки Монюшко, сумевших
вернуть опере ее похпензурный облик.
		Сюжет оперы «Галька» (русский текст
Бирюкова) — это трагедия крепостной
	девушки Тальки, ослепленной своей чи-
стой любовью. к пану Янушу. обольшен-
	HOw, OOMaHYTO и отвергнутой им. женив-
	шимеся вместо Гальки на богатой панночке
Софье. Henoeneterrpenanem, олени: Зы
	VOObE. Непосредетвенноеть, пельность и
гтуоина чувства искренней любви мешают
Гальке разглядеть лживого, трусливого и
пустого пана Януша; Галька не верит уго-
ворам любящего ее парня Ионтека. На-
Праено ждет она встречи ‘с любимым па-
ном. Януш, справляя свою помолвку с
Софьей, вместе с гостями смеется над
Галькой и прогоняет ее. От горя Галька
сходит с ума. В последнем действии на-
ступает развязка. Решив покарать винов-
ников своего несчастья своею смертью,
Галька со словами: «Укором вечным будет
вам смерть моя!» — бросается в реку.
Если ранее «Гальку» играли как любов-
ную мелодраму, то сейчас перед нами в
трактовке Большого театра опера впервые
зазвучала как острая социальная драма.
Галька не одинока. Ее страдания ваходят
сочувствие и поддержку у народа. С ней
Ионтек, любящий ее крестьянский па-
рень. Он полон любви к Гальке, ов по-
нимает, что пан Януш издевается, смеется
над Галькой, но не может убедить в этом
ослепленную любовью Гальку. С ней на-
‘род, который жалеет и утешает ее в
безысходном горе, ненавидит бесчеловеч-
вого пана. причинившего Гальке тяжкие
	страдания.
	И/риветствие Центрального правления СЕНТ
	тестам трудящихея масс правительство
Аденауэра решило дать евое согласие на
участие в руреком органе.

Таким образом в Рурекой ‘области, ‘на-
ходящейся в руках лиц, ответственных 38
две мировые войны, и руководимой амери-
канским империализмом, снова создалась
серьезная опасность для мира и безопас-
ности Германии и всех наролов Европы.

От имени Социалистической елиной пар-
тии Германии — большой и руководящей
силы в Германской демократической рес-
публике — мы заявляем:

Немецкий народ никогда не признает
отделение Рурской области, отделение и
колонизацию Западной Германии. Все па-
триотические силы немецкого народа долж-
ны, объединившись в напиональном фронте,
сообща вести борьбу за мир и создание еди-
ной, демократической, миролюбивой Герма-
нии, пока не будут хостигнуты цели нацио-
нальной освободительной борьбы: заключе-
ние справедливого мирного договора, отвод
оккупапионных войск и созлание единой,
	демократической, миролюбивой республики.
	БЕРЛИН, 6 января. (ТАОС). Газета
«Hefiec Дейчланд» опубликовала правет-
ствие Центрального праваения Социалисти-
ческой единой партии Германии (СЕПГ) тру-
дящимея Рурской области.

Социалистическая единая партия Герма-
нии, говорится в приветствии, со времени
своего создания весной 1946 года неолно-
кратно заявляла: Рурская область. являет-
ся сердцем Германии, и немецкий народ
никогда не потерпит, чтобы это сердие бы-
ло вырвано. из немецкого организма.

Англо-американские  империалиеты ©
помощью рурского статута, продиктованно-
ГО Год тому Назад, сделали попытку полно-
стью вырвать это промышленное серлце
Германии из неменкой экономики и пре-
вратить его в базу напионального угнете-
ния и своих военных приготовлений, на-
нравленных против Востока. Эти империа-
листы могли так действовать потому. что
нашли в Аленауэре, Блюхере и Шумахере
таких немецких политиков и партийных
руководителей, которые согласились Co-
трудничать в этях преступных  махина-
циях. Без опроса населения и вопреки про-
	трудящимся Рурской области
	РЕКОНСТРУКЦИЯ
ОРОСИТЕЛЬНЫХ КАНАЛОВ
	НАЛЬЧИВ, 7. (ТАСС). °Волхозники Ва-
бардинской АССР ведут подготовку гидро-
сооружений к весенним и летним поливам
сельскохозяйственных культур. Во многих
селениях реконструируютея оросительные
каналы, что позволит увеличить количество
орошаемых площадей почти на 7.500 гекта-
ров.

В Баксанском районе’ закончена по-
стройка головного сооружения канала «3е-
лемгаж». В станице Екатериноградской,
Прохладненского района, завершен  капи-
тальный ремонт вохосброса.

Всего в наступившем году в республике
намечено оросить около 28 тысяч гектаров
колхозных полей, садов и огородов.
		Режиссер спектакля Б. Покровский, вы-
разительно противопоставляя угнетенный
народ и угнетателей, удачно подчеркнул
в живописных массовых сценах нарастание
революционного сознания у народа.

Отлично звучит под руководством ди-
рижера К. Кондрашина оркестр Большо-
го театра, выявляя богатейшие красоты
музыки С. Монюшко. Красочно, динамично
сыгранная увертюра Е опере сразу же за-
воевывает внимание слушателей.

Правдивый, поэтичный образ Taran
создает Н. Соколова. Большие спенические
и вокальные данные, глубокая непосрел-
ственность, одухотворенность создают моло-
дой артистке вполне заслуженный успех.
Ее Галька глубоко волнует зрителей и вы-
зывает не только сочувствие в несчастью,
но и рождает желание защитить ее и отом-
стить обилчику-пану за страдания. Отлично
ведет Г. Нэлепп партию ИЙонтека, Красивый
голос артиста звучит легко, непринужденно
и выразительно.

Улачно выступает в роли безлушного,
трусливого пана Януша П. Лисициан.

Значительную работу проделали глав-
ный хормейстер М. Шорин, хормейстеры
А. Рыбнов и J. Савва: под их руковод-
ством трудные хоры в опере звучат отлич-
но, колоритно. Балетмейстер В. Вайнонен
со вкусом поставил стильные характерные
польские народные танцы,

С. Монюшко создал свободолюбивую на-
родную оперу, наполненную высокими чело-
веческими чувствами. Заслуга коллектива
Большого’ театра в том, что он правильно
‘прочитал гениальную партитуру С. Монюш-
ко, постазив «Гальку», как острый соци-
альный спектадль.
	А. ПОВИКОВ.
Заслуженный деятель искусств РСФСР.
		ФРУНЗЕ, 7. (Корр. «Праезы»). На окра-
ине города строится новое предприятие —
завод шампанских вин. Одновременно с 0с-
новным корпусом возводятся подсобные кор-
пуса, компрессорная, электростанция и
жилые здания, ,

Сырье для производства киргизского шам-
панского будут поставлять два виноградных
совхоза. На днях закончена закладка новых
виноградников в Ворошиловском совхозе.
Кроме того, пенные сортз виногралз возде-
лывают окрестные колхозы в предгорьях
Виргизского.Ала-Тау. Их плантации, защи-
щенные горами от ветров. дают высокие
урожаи.

Завод рассчитан на ежемесячный выпуск
250 тызач бутылок. шампанского.
			Резолюция политбюро Французской компартии
	Рост безработицы в Баварии
	на забастовки. Но трудящиеся должны и в
дальнейшем проявлять бдительность и дей-
ствовать единым фронтом © тем, чтобы вос-
препятствовать новому наступлению реак-
NaH.

Политбюро заверяет трудящихся, что
коммунистическая партия и ее печать ока-
жут им самую полную поддержку в борьбе
за необходимое улучшение их условий
Жизни.

Политбюро приветствует трудящихся, до-
керов, моряков, железнодорожников, метал-
лургов, которые, выступая против произ-
водства и перевозки военных материалов,
поднимают на более высокий уровень борь-
бу в защиту мира. Трудящиеся, создавая
комитеты защиты мира на предприятиях,
железнодорожных станциях, в портах, выра-
жают свою волю принять активное участие
в борьбе народных масс в защиту мира.

Политбюро призывает членов партии и
всех французов и француженок ответать на
призыв организации «Борцы за мир и сво-
боду», которая организует широкую кампа-
нию за запрещение атомной бомбы, за срыв
подготовки империалистической войны про-
тив СССР, стран народной демократии и
международного рабочего и демократическо-
го движения. Срыв преступного плана им-
периалистов и спасение мира зависят от
единства и действий народных масс.
	(американская оккупационная зона) соста-
вит 500 тысяч человек. Таким образом,
безработица достигнет уровня 1932 года,

ПАРИЖ, 7 января. (ТАСС). 6 января
под председательством Мориса Тореза со-
стоялось заседание политбюро Французской
коммунистической партии.

В принятой на заседании резолюции го-
ворится:

Политбюро разоблачает антирабочую по-
зинию правительства, которое во время
обсуждения законопроекта о коллективных
договорах проявило стремление сохранить
блокирование заработной платы. Эта поли-
тика, направленная на ухудшение и 663
того тяжелого положения рабочих масс,
вызывает законный гнев всех трудящихся.
Трудяшиеся, независимо от своих полити-
ческих убежлений и профсоюзной принад-
лежности, укрепляют и расширяют свое
единство для защиты своих требований.

Политбюро констатирует, что если бы
Национальное собрание приняло предложе-
ние коммунистов о выплате ежемесячного
пособия в 3 тысячи франков всем трудя-
щимся внредь до общего повышения зара-
ботной ‘платы, то было бы найдено первое
решение волнующей проблемы скандально
низкой заработной платы. ПМолитбюро вы-
	ражает свде. удовлетворение по поводу того,
	что Национальное собрание под давлением
рабочего движения отвергло обязательный
арбитраж, с помощью которого правитель-
ство хотело практически уничтожить право
	БЕРЛИН, 7 января. (ТАСС). По сведе-
ниям газеты «Националь цейтунг», к кон-
HY января число безработных в Баварии
	Среди бела дня взлетает на воздух здание
	тестапо и сигуранцы. Аетят под откос вра-
жеские поезда с войсками и боеприпасами.
На стенах домов регулярно появляются ли-
стовки партизан се неугасимым словом боль-
шевистской правды. Й советские люди в
оккупированном городе видят, что всегда
где-то поблизости находится... сама совет-
ская власть и что именно эта власть, а не ка-
кая-нибудь другая, была и оставалась ехин-
ственной, настоящей, законной властью.

Великой влохновляющей силой, цементи-
рующей волю и мужество советских пат-
риотов, выступают в романе большевики.

Подпольный райком партии — Черноива-
ненко, Синичкин-Железный, Туляков, Цим-
бал, а также бесстрашный разведчик —
большевик Дружинин находятся весе вре-
мя в центре позествования. Взволнован-
но следит читатель за поступками и судь-
бами героев мана — большевиков.

Эти образы вызывают горячее ‘желание
подражать им, следовать в жизни их при-
меру. Особенно живой отклик вызывают
эти герои в сердцах юных читателей. Вдох-
новляющий пример коммунистов превра-
щает беспартийных советских людей —
Петра Взсильевича Бачей, Матрену Пере-
пилицкую, Святослава Марченко, Валенти-
ну в тероев — народных метителей.

В романе есть сцена, являющаяся идей-
ной и художественной кульминацией про-
изведения. Фашисты ведут по улицам за-
хваченных и приговоренных к смерти Дру-
жинина, Святослава и Валентину. Враги
думали этим устрашить советских людей,
во получилось совсем противоположное.
Величественно ‘идут  герои-патриоты на
казнь, они ‘олицетворяют неумирающую,
непокоренную, вечно живую советскую
душу гороха.

Писатель, осуществляя одно из корен-
ных требований социалистического реализ-
ма, изображает своих героев прежде всего
в деянии, в борьбе за торжество нового,
в важнейпих проявлениях этой борьбы.
	Слабее те страницы романа, где автор не
XO конца придерживается своих же твор-
ческих принципов, положенных им в оснс-
ву работы над произведением.

Иногда детали, сами по себе красочные и
увлекательно показанные, заслоняют изоб-
ражение главных событий в деятельности
подпольщиков. Существенные стороны по-
вествовапия остаются переданными в бег-
лом пересказе, лишаются черт полнокров-
ного реалистического изображения.

В этой связи следует  остановаться
на образе ‘секретаря подпольного райкома
	Тайное соглашение
французских колонизаторов
с гоминдановнами
	ШАНХАЙ, 5 января. (ТАСС). Как пере-
дает Въетнамекое радио, выходящая раз в
две недели газета «Суда» («Правда») в де-
кабрьском номере, в статье под заголовком
«Разрушим попытку заключить тайное со-
тлашение между французскими колонизато-
рами и остатками гомнндановских эле-
ментов», пишет: «Ни въетнамское прави-
тельство, ни вьетнамский нарол не были
удивлены намерениями заключить тайное
соглашение между французскими колониза-
торами и остатками китайских гоминданов-
ских армий. Это мы предвилели давно.
Вьетнам граничит с тремя китайскими про-
винциями— Гуанси, Гуандун и Юньнань—
и рассматривается разгромленными армиями
генерала Бай Цзун-си как «надежное ме-
сто».

Со своей стороны, французские колони-
заторы, которые терпят поражение в Индо-
китае, заинтересованы в использовании
войск гоминдановекого генерала Бай Цзун-
ви в качестве пушечного мяса против
вьетнамского народа и вьетнамской арини».

Газета обвиняет французских колониза-
торов в использовании гоминдановцев. для
борьбы с вьетнамской народной армией, для
раззедывательной работы и для грабежа
контролируемых въетнампами районов.

Высигие гоминдановекие офицеры, пишет
газета, были зачислены во французекую
армию или им было предоставлено убежи-
ше в удерживаемых французами городах.

Лектории в Орловской области
	ОРЕЛ, 7. (Иовр. «Правды»). здесь от-
крылея лекторий по вопросам литературы
и искусства. Он работает по выходным дням.
	Первая лекция на тему «Образ
Й. В. Сталина в искусстве» состоялась в
ни подготовки ‘к 70-летию товариша
Сталина. С успехом прошли также лекции
о мировом значении русской литератузы.
	В программе лектория — советская и
	классическая литература, драматургия, му-
зыка, изобразительное искусство. & чтению
лекций привлечены преподаватели Орлов-
ского педагогического института, MY3EI-
кального училища, члены Всесоюзного 0б-
щества по распространению политических
й научных знаний,

Всего в городах и селах Орловской обла-

сти работает более четырехсот лекториев.
	«СЛАВА ТРУДУ»

Вчера в Министерстве  кинематогра-  щание товаришу Сталину выполнить и пе-
Gun CCCP состоялся просмотр нового   ревыполнить пятилетний план.
документального фильма Центральной Авторы сценария фильма — Е. Кригер и
студии документальных фильмов «Слава Р. Григорьев, режиссеры — Р. Григорьев,

р А. Медведкин, М. Славинская, главный опс-
PYAY>., ратор — ВБ. Небылицкий.
	Фильм рассказывает о героическом труде
	миллионов советских людей, давших 00е

о В ближайшие дни фильм «Слава труду»
-  выходит на экраны кинотеатров.
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Порою в произведении жизненная правда,
богатейший ` материал действительности,
определившие собою основное содержание
романа, подменяются «действительностью»
сочиненной, условными, выдуманными си-
туациями. Особенно заметно это в тех ме-
стах романа, которые посвящены воспоми-
наниям Гаврика и Петра Бачей о прошлом.
Эти воспоминания героев произведения о
своем прошлом подчае идут не столько от
жизни, сколько от литературы. Гаврику и
Петру Бачей, конечно, могли не раз веном-
ниться во время Отечественной войны вие-
чатления их детства. Но почему исключи-
тельно детства, и притом именно того
периода, который описан в повести «Белеет
парус одинокяй»? Почему у них такой «про-
вал памяти» на остальные годы их жизни,
и притом важнейшие, связанные с совет-
ской эпохой? Реальная жизненная связь
двух поколений, связь прошлого и настоя-
шего в судьбах героев уступает здесь место
связи литературной—связи между произве-
дениями «Белеет парус одинокий» и. «За
власть Советов». Отсюда и условность, a
как следствие этого, и нежизненность не-
которых ситуаций, нарушающая единство
RHHTH.

Недостатки романа существенные. Но
они — отнюдь не главное в книге, . на-
оборот — они противоречат тому  вер-
ному и прекрасному, - что составляет душу
этого произведения. Ведь героический
пафос этой книги — в глубоко реалистиче-
ком, мастереком изображении подвигов,
дум, яркого мира мыслей и чувств советских
патриотов.

Литературная критика, оценивая пооизве-
дение, его идейно-художественные достоин-
ства, обязана определить прежде всего суще-
ственное, главное в нем. В грубейшим опеяб-
кам приводит захваливание серого, недора-
ботанного произведения. Но не меньший
ущерб наносит статья критика, если он,
непомерно раздувая недостатки, имеющиеся
в романе, по существу зачеркивает достоин-
ства произведения, воспитывающего в чи-
тателях чувство животворного советского
патриотизма. Чего стоят усилия некоторых
критиков, пытавигихся доказать, что роман
В. Катаева «За власть Советов» лишен
советского патриотизма!

Мы надеемея, что в дальнейшей работе
над текстом романа автор устранит недо-
статки и добьется еще более яркого выявле-
ния того, что присуще его новому произве-
дению, что завоевало этой книге любовь
советских читателей.
	M.=KYSHEUOB,
	Черноиваненко. Писатель показал его уме-
лым руководителем, неплохо разбирающим-
ся в людях. Он храбр. и отважен — его
мужество служит примером другим. Он суров
и требователен, но он находит и пламенное,
прожигающее слово, и теплую товарище-
скую шутку, столь необходимые в трудный
момент. По складу своего характера Гаврик
отнюдь не сентиментален, его чувства как
бы всегда заперты в самой глубине его
сердца. Но зато как чудесно проявляются
в решающие моменты благородство и вели-
чие его большевистского характера!

Вспомним хотя бы такой эпизод... Фа-
пгистские изверги расстреляли у входа в ка-
такомбы группу безоружных пленных крас-
ноармейцев. Это кошмарное зрелище ‘чудо-
вищной расправы прошло на глазах под-
польциков. Оккупанты хотели запугать
партизан. Но советских людей He застра-
щать. Запугать? «Пусть попробуют!!!» —
с яростью восклицает Тазрик, выражая
тневные чувства народных  метителей.
И тут же мягким н даже нежным’ голосом
добавляет: «Там, в лагере, спят наити дети —
пионеры Валентина и Петя. Так не нужно
им это рассказывать. Вы знаете, что такое
детская душа? Ее так легко поранить. Они
уже и так сильно хлебнули горя».

Но вот о том, что Гаврик создал большой
актив подпольщиков среди населения горо-
да, автор просто информирует читателя.
Много выиграл бы роман, если бы автор и
эти волнующие события воплотил в яркие
реалистические картины. Шире и полнее
предстала бы перед читателями деятель-
ность секретаря подпольной большевистской
организации. Тогда прекрасные черты ха-
рактера Гаврика выявились бы не только
во взаимоотношениях с довольно узким кру-
гом подпольщиков, получило бы более пол-
нокровное воплощение такое важное каче-
ство большевика, как неотрывная связь
© народом. с массами.
	Тогда, видимо, не оказался бы и столь
Узким круг выведенных в романе образов
подпольщиков, нагляднее и с большей худо-
жественной силой была бы показана народ-
ность. массовость партизанского движения.
	Неполно раскрыта в романе деятельность
одесских партизан. Хотелось бы видеть
в романе более яркое, более глубокое ее
изображение. Самоотверженная борьба со-
ветских людей против фашистских оккупан-
тов, героическая действительность дней
Великой Отечественной войны изобилует
событиями, которые читатель хочет видеть
отраженными в монументальных картинах

эпического повествования:
	Роман о советских патриотах
	святыню, советское знамя, чтоб сохранить
и передать его воинам Советской Армни. Нз
всю жизнь запомнит мальчик героя-комсо-
мольца, на всею жизнь прекрасный облик
патриота будет служить Пете образцом му-
жества и преданности Родине.

Да, героично было детство отца, озарен-
ное пламенем революции 1905 года, но сей-
час перед Петей неизмеримо более грандиоз-
ная борьба за нашу советскую Родину, во
всем величии раскрылась перед ним могу-
чая, несокрушимая, прекрасная сила совет-
ского патриотизма.

Попав в катакомбы, в партизанский от-
ряд, юный Петя проходит школу настоящего
большевистского воспитания, приобщается
в борьбе советских патриотов с врагом. Пре-
восходна сцена, где взрослые подпольшики
с глубоким волнением слушают живой, непо-
средственный рассказ мальчика о том, как
он видел на Красной площади в Москве
Иосифа Виссарионовича Сталина. И в этот
миг партизаны из сырой тьмы катакомб, из
захваченного врагом города обращаются
мыеленно к великому вождю народов, ощу-
щая свою теснейшую связь со всей стра-
ной. В повседневной героической практике
партизанского отряда юный Петя учится у
большевиков-—Дружинина, Гаврика Черно-
иваненко, Синичкина-Железного и других
подпольщиков мужеству, стойкости, дисци-
плинированности, самоотверженному выпол-
нению своего долга перед отчизной. В. Ка-
таев убедительно показал, как мужает и
закаляется характер Пети, как превраптает-
ся советский мальчик в отважного партв-
зана. 2
Писатель создал поэтичный образ юной
комсомодки Валентины. На наших гла-
зах Валентина из девочки-подростка, ко-
торая играла с Петей в прятки в закоулках
	катакомо, превращается во взрослую девуш-.
	ку. Но это не проето возрастное измене-
ние -—— Валентина становится мужествен-
ной, отважной Комсомолкой, бесстрашной
советской патриоткой, народной героиней.
И это происходит под воздействием могучей
силы большевистского примера, в резуль-
тате того воспитания, которое она получи-
ла от своих старших товарищей — больше-
вИКов-ПодполЬщЩиковВ.

Писателю удалось передать несокруши-
мый героический дух советских патриотов.
	Творчество В. Ватаева, крупного совет-  в этом прежде всего раскрывается их ха-
	 ‘рактер. Сражаясь за власть Советов, они,
вжеминутно рискуя жизнью, уничтожают
врагов, за власть Советов илут на казнь, с
горло поднятой головой. Глубока и непоко-
лебима вера героев романа в торжество на-
шего дела, и она придает им силы в
тридцатимесячной борьбе с оккупантами,
она помогает им праодолеть неимоверные
трудноети неравной борьбы и выйти из нее
победителями.

Почти двадцать лет не был в родном
городе Петр Васильевич Бачей. И вот,
захватив © 60бой сына, он отправляется
в Одессу. Но прошло только несколько
дней после их приезда, и разразилась война.
Отеп ушел на фронт, а мальчика, несмотря
на все попытки, не удалось эвакуировать
из города. Перед оставлением Одеесы наши-
ми войсками Черноиваненко назначается
руководителем партизанского отряда и се-
кретарем подпольного райкома партии; он
принимает подпольную кличку «Гаврик».
В одесских катакомбах, ставших базой под-
польщиков и партизан, встречаются глав-
ные герои романа. Отсюда они ведут герои-
ческую самоотверженную борьбу с врагом.

Петя видит в поступках своих старших
товарищей пример самоотверженного слу-
жения социалистической Родине. И именно
эти живые вдохновенные примеры форми-
руют характер мальчика, воспитывают в
нем действенный, героический советский
патриотизм. Такова встреча мальчика ©
матросом Николаем Андреичевым. ‘
	...Чослелний бой героических защитников
Олессы. Морская пехота дралась до послед-
него человека. Комсомолец-матрое Николай
Андреичев смертельно ранен, минуты его
жизни сочтены. Его последняя мыель не о
спасении собственной жизни, а-о советском
воинском знамени. Спасая его, моряк пол-
зет по степи, пока не падает без сил У ло-
мика, где находился Петя. Мальчик выбе-
жал к нему. Но моряк уже не мог говорить.
Он зсматривается в лицо мальчика — это
последний человек, которого он видит в сво-
ей жизни. Враг перед ним или друг? Петя
понял, что хотели сказать глаза умираю-
щего матроса. «Я — пионер, — сказал Петя
с усилием, чувствуя, как у него сжи-
мается горло...-—- И я клянусь...» И он при-
	нимаст из холодеющих рук героя воинскую
	ского писателя, заслуженно завозвало шв-
рокую популярность. Его новый большой
роман «За власть Советов»*, нанечатанный
впервые в журнале «Новый мир», сразу же
привлек внимание советских читателей.
Ham читатель — юный и взрослый —
	Наш читатель -— юный и взрослый —
запомнил и полюбил героев повести «Белеет
парус одинокий», появившейся более де-
сяти лет назад, С глубоким знанием детской
психологии, поэтично была рассказана В
ней история двух мальчиков — Гаврика и
Пети. Й, что следует подчеркчуть, пафос
этой книги был в изображении револю-
ионных событий 1905 года. В органиче-
ской и теснейшей связи с этими событиями
	раскрывалиеь характеры героев романе.
новом романе, представляющем собой

одну из чаетей задуманной автором четы-
рехтомной эпопеи, мы снова встречаем зна-
комых героев В. Катаева. Но теперь малень-
кий бездомный рыбак Гаврик стал секрета-
рем райкома партии товарищем `Черноива-
непео, Петька «с Банатной угол Куликова
поля» — советским юристом Петром Василь-
эвичем Бачей. Девочка Мотя — ныне пред-
Seyareis рыбачьего колхоза Матрена Пере-
пилицкая. В новом произведении Катаева
спова на первом плане двое детей: Петя и
Валентина. Но мальчик Петя, сын Петра
Васильевича Бачей, уже московский пио-
нер, Самые яркие воспоминания его дет
тва — посешение мавзолея Ленина, свет-
лая. радостная картина первомайского па-
рада па Брасной площади, когда любимый
(Сталин с тенлой улыбкой отвечает на при-
вотствия народа... В вовом, социалиетиче-
ком мнре выросла и школьница Валенти-
на — образ, особенно удавишйся автору.
Роман посвящен героической борьбе со-
веских патриотов е врагом в годы Вела-
	кой Отечественной воины.
“Осповлой замысел. главная идея романа
	ee ee СК РЕНИ РИ

хорошо выражены в его заглавии — «за
	власть Советов».
Да. именно за власть Советов, за горячо
	любимую советскую ‹ Родину, 34 дело
ЛенинаА—Сталина сражаются герои романа,
советские патриоты. Именно этими BHICORH-
ми помыслами определяются. их поступки,
	* Валентин Катаев.
		Роман. Рисунки О. Е Верейского. Стр. 956,
	тираж 30.000 экз. Детгиз.