@ ЯНВАРЯ 195

кино
	Ломоносовский атлас
	Новсе о географических работах
великого русского ученого
	чЕНИНГРАД, 8. (ТАСС). Вчера на засе-
дании комиссии ло истории Академии наук
СССР с интересным докладом, посвящен-
ным новым данным о составлении М. В. Л4-
моносовым ггографического атлаза, выету-
пил главный библиотекарь библиотеки Ака-
демии наук СССР В. И. Шафрановский.

В 1758 году М. В. Ломоносову было по-
ручено наблюдение за работами географи-
ческого департамента Академии наук, в ко-
тором в ХУШ веке сосредоточивалось со-
ставление географических карт.

Под руковолетвом Ломоносова была осу-
ществлена подготовка пелой серии геогра-
фических карт России, посвященных ее
восточным окраинам, а также районам Не-
вы и Финского залива.

Нелоброжелательно и завистливо OTHO-
спвшиеся к Ломоносову выходцы из-за ру-
`бежа. которых было немало в Российской
Акадеуии наук того воемени, задерживали
работу нал картами. Полностью подготов-
ленные пол руковолетвом Ломоносова карты
были напечатаны лишь после его смерти.

Только в годы советекой власти на основе
архивных матерналов удалось восстановить
выдающуюся роль Ломоносова в тазвитии
  руссхой картографии. В архиве Акалемит

Наук СОСР изучен исключительно ценный
памятник, свидетельствующий 06 интенсив-
  FOR картографической работе. выполняв-
	ween Ломоносовым и его помошнивами.
	Это — макет географического атласа. В не-
го должны были войти 33 карты Россий и
несколько таблиц. Однако М. В. Ломоносову
не удалось довести до конпа свой замысел.
Для пового атласа были напечатаны заглав-
ный лист и предисловие,

Доклад вызвал большой интерее ленпин-
градских ученых.

—о—-
	НОРЫЕ КИНОТЕАТРЫ

ЗАПОРОЖЬЕ, 8. (Морр. «Правды»). Мно-
гле колхозы Запорожекой области в паелед-
нее время-открыли свои кинотеатры, обору-
дованные звуковыми установками. По
сравнению с довоенным временем их число
возросло в полтора раза. Вдвое увеличилась
и сеть сельских кинопередвижек.

Заслуженной известностью пользуются
кинотеатры Ново-Васильзвки, Канкриновки,
Большой Знаменки и других сел.

Замечательных успехоз добилея киноме-
ханик Васильевского района Федор Ивано-
вич Худолей. За год нз его сзансах побыва-
ло 60 тысяч зрителей. Хороших результа-
тов в работе добился и сын его Василий,
тоже киномеханик.
	ОТОВСЮДУ
	<> Избранные сочинения В. В. Докучаева
	выпускает в трех томах [осударственное
издательство сельскохозяйственной литера-
туры. Вышел из печати второй том работ
выдающегося русского ученого, осново-
положника научного почвоведения.

<> Радикофикация станций и разъездов
закончена на Ашхабадской железной дороге.
	Радио проведено в сотни квартир рабочих.
	и служащих.
	Выставка румынского искусства
в Москве

ся чел кт
	Ряд произведений посвящен подпольной
революционной работе румынеких патрно-
тов и теме доужбы румынского народа с
великим Советским Союзом («В подпольной
типографии» Штефана Сони, «Подпольное
собрание молодежи» Тормане Кип. «Ветре-
	ча румычеких крестьян е войнами Совет-
	ской Армин» Т. Валугару, скульптурная
композиция «Встреча» Борис» Караджа и
другие).

Творчество современных  румынеких
художников, представленных на выставке,
показывает, что искусство лемократиче-
ской Румынии делает свол первые успехи,
включившиесь в общую борьбу румынского
‘народа за построение сопиализма. Но дея-
телям нового румынского искусства прэд-
стоит сделать серьезные усилия для решя-
тельного преололения и изжнвания насле-
дня буржуззного формалистического искус-
ства. Оно’ еще сковываст творчество некз-
торых харовитых румынских хумютников.
Стремление к  «живопиесноети»,  вамо-
довлзюттему цвету, увлечение Сезанном мо-
жет лить привести к искажению реальной
действительности и поверхностному ее от-
пажению. Такие картины, как «В забой»
Георгия Шару, «Перед спуском в шахту»
Алберта Вайдта,  «Молотьба» Самуила
Мюннера и некоторые другие, очень инте-
ресные и нужные по своему тематическо-
му замыслу, к сожалению, много потеряли
из-за приверженности их авторов к сезан-
низму, помешавшему им расхрыть духов-
ный облик люхей.
	Только овлаление метолом социалиетиче-
	ского реализма, который требует правли-о
	вого отражения действительности в ее ре-
волюпионном развитин, приведет румын-
ских художников к созданию подлинно
реалистических произведений и тем самым
позволит им решить огромные задачи, по-
стазленные перел ними народом.
	Но уже сейчас, помимо современной
боевой тематической  пелеустремленности
большинетва произведений румынских
	художников, заметны ростки нового творче-
ского метода. Андрей Борди создал типиче-
ский портрет ударницы, либо которой
охухотворево энергией и живой мыелью.
Георгай Лазэр в картине «Ткачихи» идет
по линии углубленного раскрытия харак-
тера нового человека: Чорваши в скульп-
туре «Работница» стремится выявить гор-
д0е чувство человеческого достоинства п
романтическую взволнованность тружени-
цы; Максимилиан Шульман в скульнтур-
ной композиции «Литейщики» сумел пока-
зать пафос свободного труда. Скулыттер
Константин Бараски в скульнтурном пор-
трете А. М. Горького достиг высокого реа-
листическомю мастерства, пластической
зепости и выразительности.

Опираясь на огромные достижения с9-
ветских мастеров искусства, обрашалеь
смелее к здоровым реалистическли и демо-
кратическим тралицпиям румынского искус-
ства второй половины ХПХ века, овлалевая
мировоззрением рабочего класса A pet
тельным образом порывая со всякими бур-
жуазными  формалистическими  течения-
ми, современные румынские художники
и скульпторы создалут произведения, до-
стойные новой,  народно-демократической
Румынии, ветупившей на путь строитель-
ства сопиалистического общества.
	Непоколебимую веру в творческие силы
румынского искусства вселяет и народное
творчество, чулесные образпы которого пред-
оставлены на выставке (домашняя утварь,
одежда, ковры и т, д.). На каждом экспоната
лежит печать богатой фантазии ‘и большой
творческой одаренности румынского народа.

Выставка румынского искусства в Мо-
скве послужит еще болыпему укреплению
бралекой дружбы между советеким ий ру-
мынским народами и будет способствовать
дальнейшему творческому содружеству с0-.
	ветових и румынских художников.
Гр. КОНЯХИН.
	Влтае и о той борьбе, которую вели лтоди,
сидящие сейчас здесь передо мной,

Наконец, вспомнил о своих товарищах
еще и потому, что на протяжении всей своей
сознательной жизни, воспитанные партией и
комсомолом, люди моего поколения всегда
помнили о борющемся Китае, он всегда су-
тествовал в. нашем сознания. Мы помнили о
нем в свои школьные годы, когда во время
демонстраций тащили на палке через город
чучело, изображающее Чан Вай-шги, предав-
шего дело революции. /

Мы помнили о Китае в свой студенческие
годы, когда эти люди, силяшие здесь передо
мной, совершали великий Северный поход
через девять провинций, а мы, собравшись
где-нибудь в университетской читальне,
обсуждали короткие сообщения, появляв-
шиеся в газетах, и спорили, стоя у карты
Витая. .

Мы помнили о Китае и тогда, когда мы
сами надели шинели и пошли воевать с фа-
шизмом. Й поэтому чуветво лружбы и глу-
бокого товарищеского уважения к людям,
сидевшим сейчас передо мной, не было прэ-
CTLIM чувством приязни, вепыхнувшим у
человека, вдруг призхавшего и вдруг уви-
девшего людей, которые ему сразу понра-
ВИЛИСЬ,

Нет, это было чувство, давно жившее в
душе, чувство, в одинаковой мере свойствен-
ное вгем моим товарищам, всем людям на-
шего поколения, каждому советскому чело-
веку с его прямой. строгой и щедрой душой.

А здесь — проето потому, что я видел
своими глазами людей, о которых мы все
так много и так давно думали, имел возмож-
ноеть пожимать руки, которые мы все были
бы рады пожать,— это чувство звучало в
душе с особенной силой...

Примерно об этом я и сказал на митинге,
когда меня попросили сказать несколько
елов.

Велед за мной выступил комиссар диви-
зии. До того, на протяжении всего вечера,
он мне казался особенно скромным, неговор-
ливым, незаметным ‘человеком, особенную
тихость и незаметность которого можно было
выделить даже среди в высшей степени сдер-
жанных китайских военных. Веего за мину-
ту до пачала своей речи он незаметно сидел
в уголке, сгорбившиеь, подперев рукой ще-
ку, между двух солдат, одетый точно так же,
как и они— в такой же ватник. тапочки,
	фуражку.

И вдруг он вышел, тихо, бочком, прошел
К столу, повернулея. лицом к аудитории,
	Бозырнул, снял фуражку, заговорил — и
	.В Москве недавно открылась выставка
живописи, графики, скульштуры и при-
кладного искусства Румынской народной\
республики.

Выставка впервые знакомит советского
зрителя не только с современным румын-
ским искусством, но и с творчэством лучитих
румынских художников ХХ и начала ХХ
веков. Произведения таких художников, как
Теодор Аман, Николай Григореску, Ион Ан-
дрееску, говорят о сильных реалистических
традициях в румынеком изобразительном
искусстве второй половины ХХ века. Пре-
восходный «Автопортрет» Т. Амана, его
ив тонкие и глубоко правдивые офорты,
ряд жанровых сцен Н. Григорэску, напоя-
женные и суровые пейзажи И. Андрееску
свидетельствуют о высоком реалистическом
мастерстве выдающихся румынских худож-
виков ХХ века.

Нх рэзлистическое творчество сильно
таже своим демократизмом. В целом ряде
живописных, графических и скульнтурных
произведений запечатлены образы проетых
людей и прогрессивных деятелей румын-
ского народа.

Портрет руководителя народного восета-
ния 1821 года Тудора Владимиреску, со-
зданный Т. Аманом, портрет видного деяте-
ля революции 1848 года Николая Бэлче-
ску, написанный Жоржем Тэттэреску, кре-
стьянекие портреты и мЕогочисленные
жънровые сцены из жизни крестьян, нока-
занные ярко и с глубокой любовью в кар-
тинах того же Т. Амана и Н. Григорееку,
скульптурные работы Димитрия Пачуря,
Оскары Шпете, Георгия Миря и других —
все этн произведения убеждают, насколько
глубоки были демократические тенденции
в творчестве ведущих румыневих худож-
ников кочна прошлого и начала нынешнего
века. По своему характеру их творчество

зрекликается ве мощным реалистическим
искусством русских художников-демократов
второй половины прошлого столетия.

Демократизы, близость к народу, пони-
мание его забот, нужд и чзяний давали
силу глубокой правды реалистичееким про-
изведениям- передовых румынеких худож-
ников прошлого. Сильные реалистические
и демократические традиции румынского
искусства второй половины ХХ века без-
условно способны и должны оказать благо-
творное влияние на становление и распвет
резлистического искусства  совбеменной
Румынии.

Залы выставки, посвященные творче-
ству современных художников, особенно
привлекают пристальное внимание совет-
ских зрителей, которые стремятся увидеть
в них образы новых людей Румынии и их
творческие дела. Произведения живописи и
скультгуры, представленные в этих залах,
созданы главным образом за последние два
года. По этим произведенняи можно почув-
ствовать Тот пафое созидательной жизни,
которым живет сейчас румынский народ.
Румыния учится, Румыния трудится и
строится — вот о чем прежде всего свиде-
тельствует творчество современных румын-
ских хуложников. В центре их творческих
устремлений — показ новых явлений в
жизни демократической Румынии, изобра-
жение передозых людей, тружеников горо-
да и деревни, взявших свою судьбу в с0б-
стенные руки. }

Эта благородная тема нашла свое отра-
жение в. многочисленных произведениях,
таких, как: «Портрет Илоны Нилош — чле-
на Президиума Великого национального со-
брания» Векки Ринд, «Выступление кре-
стьянки-делегатки на собрании членов
Союза демократических женщин Румынии»
Титипы Калугаоу. «Портрет старого масте-
ра» Карола Торлая, «Трактористка» Нико-
лая Чернеску, портреты ударниц и ударни-
ков работы Адины Наулы Моску и Корины
Локки, «Хлебозатотовки» Марчеллы Кор-
деску, «Учеба в воинекой части армии Ру-
мынекой народной республики» Гавриила
Миклоши, бюст ‘писателя Михаила Садовя-
ну работы Милицы Пэтрашкху, «Сварщина»
	Лелии Зуаф и другие.

Выход очередного номера
газеты «За социапистическую
Югослазию»
	Вышел очередной, 1-й (24) номер газеты
«За сопиалистическую Югославию» — 0р-
гана югославских революционных эмигран-
тов в СССР.

В газете напечатана передовая статья
«Правительство Тито — орудие агрессив-
ной политики империалистов».

В номере напечатаны статьи: Н. Хруще-
ва —— «Сталинская дружба народов — за-
лог непобедимости нашей Роднны», «Год
славных побед», Пьетро Росси — «Борьба
против клики Тито — интернациональный
долг коммунистов», Стоянова и Аджитото-
ва-—-«Титовский гаулейтер Колишевский—
палач македонского народа», Шабана —
«Англо-югославский торговый договор ве-
дет к усилению эксплуатации и обниша-
нию трудящихся масе Югославии», коллек-
тизное письмо югославеких революционных
эмигрантов в Албании -—— «Никакими про-
вокациями титовцам не удастся поколебать
дружбу албанского и югославеких народов»
и другие материалы:

В газетэ публикуются материалы о жизл
ни и трудовых успехах трудящихея CCCP
и стран народной’ демократии.

—)j—
	аселение Таявана поотестует
против агрессивных планов
империалистов США
	ЦЕВИН, 8 января. (ТАСС). Бак передает
агентетво  Синьхуа, председатель Формозской
лиги демократического самоуправления Ce
Сюэ-хун сделала в Шанхае заявление, в ко-
TOPOM выразила протест против секретного
соглашения, заключенного между Соединен-
ными Штатами и кликой Чан Кай-ши. это
секретное соглашение, сказала Се Сюз-хун,
разоблачает попытки американских имперл-
алистов оккупировать остров Тайван (Фор-

м0зу) и превратить его в военную базу для
нанадения на Китайский материк и агрессии
на Дальнем Востоке и показывает, что го-
миндановская клика продала Тайван Соеди-
ненным Штатам.

Население Тайвана, заявила она, клянет-
ел до конца бороться против этих преступ-
ных планов Соединенных Штатов и Чан
Кзй-ши. Население Тайвана в течение
50 лет вело непрерывную националено-ре-
велюционную борьбу против японцев. Оно
болез четырех лет вело борьбу против гомин-
дановских реакпионеров, Население Тайвана
объединилось © народом всей страны. Оно не
позволит  гоминдановеким  реакпионерам
удержать за собой Тайван.

Се Сюэ-хун призвала население Тайвана
вместе с Народно-освободительной армией
сорвать заговор Соединенных Штатов и Чан
Кай-пти и уничтожить остагки гоминдана.

—б—-
	ВИДНЫЙ ГИТЛЕРОВЕЦ—ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
БОННСКОГО «ПРАВИТЕЛЬСТВА»
В ЗАПАДНОМ БЕРЛИНЕ
	БЕРЛИН, 8 января. (ТАСС). Газета
«Нейес Дейчланд» сообщает, что боннекое
сепаратное правительство назначило ны-
нешнэго руководителя западноберлинекого
центрального банка доктора Эрнста своим
представителем в Западном Берлине.

`Доктор Эрнест — личноеть небезызвест-
ная. С 1935 года по 1939 год он был гит-
леровским имперским комиссаром по бан-
ковским и кредитным вопросам, затем ру-
ководителем «управления трофейного иму-
щества», & с 1941 года — крупным пай-
щиком банкирского дома «Дельбрюк, Шик-
лер и В». Эрнст участвовал в составления
антисемитских так назыраемых «нюрнберг-
ских законов».

Несмотря на то, что в 1946 году эти фак-
ты были известны всем партиям берлин-
ского городского собрания депутатов, боль-
шинство избрало его городским казначеем
против голосов Социалистической елиной
партии Германии и некоторых депутатов
гоциал-демократической партии Германии.
10 декабря 1946 года Союзная комендату-
ра не утвердила его назначение.

Сетодня крупный банкир и нацистский
поеступник доктор Эрнет © одобрения англо-
	американских властеи стоит во главе
западноберлянеких банков.
	мгновенно преобразился в трибуна, в опыт-
ного и пламенного оратора.

Он говорил о чувстве дружбы в Совет-
скому Союзу, которое испытывают людя
китайской ормии, о чувстве благодарности
к народу Ленина и Сталина, о чувстве бла-
годарности. к армии, разбившей германский
и японский фашизм, о чувстве благодарно-
сти к стране, которая была для них, как AIA
путников — костер, вдали зажженный среди
НОЧИ.

Он говорил о советских военных уставах,
которые оп изучал, когда еще был. полит-
руком роты.

Он говорял о газете «Правда», прихо-
дившей в Шэньси, в Особый пограничный
район, на четвертый — шестой месяц. после
ее выхода, но все-таки нужной, как хлеб.

Он говорил о московском радио, о дале-
ких отзвуках салютов, которые иногда, в
пещерах Яньани, можно было слышать,
только приложив ухо к приемнику.

Он говорил 0бо всем тем, чем в течение
многих лет помогала Советская Роесия pe-
волюционному Китаю.

Он говорил ‘обо всем этом коротко, но
было бы очень долго перечислять вое то, о
чем он говорил.

Он говорил как человек, хорошо знающий
цену себе, своим товарищам, своей армии,
своему народу и ‘Тому великому вкладу в
дело революции, который сделал этот народ.
И в то же время он говорил как человек,
так же хорошо знающий великую цену ©о-
ветской дружбе и советсхому примеру.

ч говорил об этом не как гостеприйх-
ный хозяин, не как человек, только отдато-
щий лолжное. Он товорил 06 этом со
страстью и CG радостью, говорил об ‘этом
потому, что хотел сказать. именно об этом
й прежде всего 0б этом.

Поеле митинга и короткого концерта ди-
визионной агитбригады мы вышли поды-
шать воздухом на улицу. Была темная ночь.
Дождь попрежнему все еше моросил.

— Где юг?— спросил я.— В какую сто-
рону отсюда Гуйлинь?

— Там,— повернувшись и показав ру-
вой, ответил один из командиров штаба ди-
визии,

И, помолчав, с ожесточением сказал:

— Только бы Бай Цзун-би не удрал во
Вьетнам, к французским фашистам.

— Если они его пропустят с оружием —
пойдем за ним,— отозвался второй.

— Ты так думаешь?

—- Я так хочу!
	(Продолжение следует)
	«Спортивная слава»
	Раннее утро в Москве. Бетонный эллипе
	ИЕ EE OLENA SESE N A MNS RL ED De a ae   ope OaOB. МТС и районов. Лучшие из луч-
авного стадиона страны — «Динамо». На

ших вошли в еборные команды районов.
изуурудном поле несколько рабочих поли-

чтобы защищать их спортивную честь в
ваюти подравнивают травяной покров. Кро-   областной спартакиале. Право провести у
Me HEX, на огромном стадионе сейчас вет   себя спартакиалу Виинничины  лосталось
никого. Но именно в этот ранний час BCTY-   бершадцам: они первыми в области вы-

лам 2 PRAT THANG ЛАНАЛЖМИВИН. -® д _
		ИЗ ПОСЛЕДНЕИ ПОЧТЫ.
	Безграмотные поучения

Чолнили план хлебосдачи. Более полумия-
лиона трудящияхея Винницкой области за-
нимаются физкультурой.

Многообразны вилы спорта в нашей
стране! В этом наглядно убеждаешься, про-
смотрев фильм «Спортивная слава». Легкая
атлетика чередуется © альнинизмом, город-
Кис баскетболом, спиннинг—© теннисом,
парус — с боксом, фехтование — с турнз-
мом, футбол — с плаванием. охота —е на-
	циональными скачками, мотокросе —© вэ-
лейболом.
	кчнооператоров, снимавших фильм,
побывали на спортивных площадках No-
сквы, Ленинграда, Баку. Тулы, Рязани, в
альпинистских лагерях Кавказа, на колхоз-
ных ипполромах Грузин. прохолили таежны-
	ми тропами Дальнего Востока, плавали на
яхтах по Балтике.
	Советские спортемены из года в год кре-
пят связь со спортеменами других стран,
особенно стран народной  демократни.
В кинофильме показаны матч легкоатлетов
СССР — Чехословакия. встреча межлу фут-
больными командами московского «Динамо»
и «Взшаш» (Венгрия). Более 400 веесоюз-
ных рекордов устаяовили в 1949 голу наши
спортсмены, 32 из них превышают миро-
вые. Летом 1949 г. советская мужская во-
лейбольная команда завоевала звание чем-
пиона мира, а женская—чемпиона Европы.
Триумфальным было выступление наптих
спортемевов на всемирных студенческих
играх в Будапеште, где они одержаля
114 побед, отмеченных золотыми мелалямя.
	Так растет спортивная слава вашей Po-
WHEL,
	В нашей стране физическая культура п
спорт являются важным средством коммуни-
стического воспитания трудящихся, улуч-
шения их здоровья, подготовки советского
народа к труду ин защите социалистической
отчизны. Советские спортемены — это ра-

бочие, колхозники, учащаяся молодежь, ин-
теллигениия. войны.
	«Спортеменами не родятся — спортеменз-
ми становятся», — говорится в фильме. Да,
советская власть создала все условия для
того, чтобы трудящиёся могли заниматься
любыми видами спорта, совершенствовать-
ся в них. За это советские спортсмены бла-
	годарят Родину и партию большезиков,
великого Сталина.
	Б. КОТЕЛЬНИКОВ.
	павт в свои права спортивный день нашей
страны.  Репродувлор доносит знакомые
61088:

— С хобрых утром, товарищи! Начи-
наем урок гимнастики,

Тах начинается новый цветной фильм
«Спортивная слава» * — о спортивной ела-
ве пашей Родины, о воспитании здоровых,
сильных, ловких, красивых телом и духом
советских людей — строителей коммунизма.

Фильм убедительно показывает, что спорт
в нашей стране является достоянием миз-
JHOHOB, ITO он прочно вошел в быт жителей
городов и колхозной деревни. В распоряже-
ний физкультурников — етадионы, бассей-
ны, спортивные площадки, лыжные базы,
гимнастические залы. врачебные кабинеты.
Высококвалифицированных педагогов и тре-
неров готовят 11 институтов, десятки тех-
нивумов и другие физкультуркые учеб-
ные заведения. Все это результат огром-
ной заботы партии, правительства и лично
товарища Сталина о развитии физической
культуры и спорта в нашей стране; партня
и правительство хотят, чтобы советский
спорт стал еще более массовым, чтобы по-
высилея уровень мастерства наших спортс-
менов и чтобы на этой основе они в бли-
жайшие годы завоевали мировое первенство
по важнейшим видам сорта. В фильме
«Спортивная слава» наглядно показано, Bak
этот наказ партии и правительства претво-
ряется в жизнь.

Московский завод «Красный пролетарий».
Здесь зародилось Всесоюзное социалистиче-
ское соревнование за массовость спорта, за
создание на каждом предприятии боевых
коллективов физкультуры. Сотна рабочих и
служащих стали сдавать нормы ГТО, ре-
гулярно заниматься легкой атлетикой, пла-
ванием, штангой, гимнастикой, футболом,
волейболом. На заводе создан новый цех —
цех здоровья. Так крзснопролетарцы назы-
вают свой стадион.

25 тысяч зрителей съехалось на стадион
колхоза «Пятилетка в четыре года», Бершад-
ского района, чтобы посмотреть финал сель-
ской спартакиады Виннинкой области. 0б-
ластной спартакиаде предшествовали массо-
вые соревнования на первенство колхозов.

* «Спортивная слава». Произволство Цен-
	тральной студии документальных фильмов.
Сценарий, план и текст Л. Брославского,
В. Викторова, С. Нариньяни; режиссер
Л. Кристи, главный оператор В. Ешурин.
	«Методическая статья» в помощь лекто-
рам пол заголовком «Передовую агробио-
логическую науку в массы!» заняла целую
страницу в газете Краснояружекого района,
Курской области, «За сталинский урожай».
Автор тов. Червяков глубокомысленно по-
УЧает специалистов” сельского хозяйства:

«лектор должен отвечать за каждое сзсе

слово, говорить всегда обдуманно и четко».

Сам тов. Червяков явно пренебрег этими
золотыми правилами. Его произведение —
образеп неломыелия и безответственности.
	ABTOP, повидимому, против воинствен-
ной, наступательной пропаганды. Более то-
го, ему не чужд гнилой либерализм. Он
предлагает лекторам

«ОЧЕНЬ ТАКТИЧНО... (подчеркнуто на-
	ми.— Ред.) бороться с неправильными
ненаучными суждениями...»
	Некоторые «методические» советы п
изыскания Червяковх также более чем
сомнительны. Он пишет:

«Лекчию надо читать на память...»
	«Говорить надо равномерно, не меняя
темпа.. х

арки. По стенам такой арки, под крышей,
слева и справа, обычно две полуниши —
полукомнаты. Здесь на несколько минут,
чтобы отдохнуть, останавливаются носиль-
щики, Здесь иногда, в прилепившейся к ‘во-
ротам крошечной харчевне, они могут, если
есть деньги, съесть чашку риса.

Завтра в одном из сел, которое мы про-
ехали, сельская ярмарка, и нам по дороге
попадается все больше и больше людей,
епешаших добраться туда сегодня к вечеру.
Многие несут на продажу плоды своего соб-
ственного труда. Другие, носильщики риса,
работают по найму — они тащат на нлечах
помещичий рис.

Остановившись окбло группы отдыхаю-
щих носильщиков, я расспрашиваю их, на
каких условиях они работают. Оказывается.
что за свой каторжный труд — за переноску
ста дин (то-есть больше трех пудов) риса на
расстояние в тридцать китайских ли — они
получают гроши, едва достаточные, чтобы
впроголодь прожить с семьей один день. A
удается получить даже такой заработок да-
леко не кажлый лень.
	Уже перед самой темнотой мы добираемся
до села Хуангуну, возле которого в боль-
шом помещичьем доме разместился штаб
ДИВИЗИИ.

Помещичий лом построен на широкую но-
гу. Он очень большой, даже громадный, в
особенности ееля сопоставить его размеры
¢ бедными и тесными глиняными домиками
окрестных деревень. При виде его создается
почти Физическое ощущение того, как все,
что было выкачано яз этих деревень, поете-
пенно скапливалось здесь.

Китайны называют здешних помешиков
людоедами. С таким же успехом можно на-
звать их вампирами или попросту кровопий-
гами. Во всяком случае. это слово будет
точно соответствовать фактическому п0л9-
дению вещей. ;

Среди окружающей бедности, после зре-
MA сотен носильщиков. пол проливным
дождем на лесяткп километров волокущих
пудовые корзины с рнсом,— в этом громад-
HOM, лезушем в глаза, пышиом и голько
недавно вновь отетроенном доме есть что-то
омерзительное.

Сегодня после дороги нам предстоит толь-
ко поужинать, принять участие в маленьком
митинге п лечь спать. Беседы с людьми
откладываются на завтра.

В ожидании ужина командир и комиссар
дивизии, я и мои спутники сидим в большой
комнате, служившей помещику для приема
гостей.
	Статья изобилует ошибками. В ней есть
такие перлы:

«..по причине боязни неуменья rOBOpHTh
публично».
«Конспект по лекции», «будет зависить»,

«почуствовав».

В. оригинале ошибок было еще больше.
Некоторые из них редактор тазеты тов.
Кубикова заметила и исправила. Автор, ко-
торый взялся зз перо, чтобы поучать лек-
торов, пишет «араторствовать», «состема-
тизированные» и т. п.

Сей труд. громко именуемый метохиче-
ской статьей, вышел из нелр канцелярии
отдела подготовки кадров Курского област-
ного управления сельского хозяйства. Crap-
ший методист тов. Червяков настрочил
циркуляр, размножил его и с благословения
начальника отдела тов. Кислова разослал
всем редакциям районных газет.

Халтурные пиркулярообразные статейки
рассылает газетам не только областное
управление сельского хозяйства, но и не-
которые другие учреждения и ведомства.
Странно, что Курский обком и @го отдел
пропаганды и агитации этого не замечают.

Через дверь, вернее, через арку, виден
центральный двор. Он предетавляет собой
большой замкнутый каменный четырех-
угольник с глухой стеной снаружи и е о5ра-
шенными внутрь двухъярусными балкона-
ми, за которыми вглубине — многочислев-
ные комнаты. Позади приемной, через дру-
гую дверь, видны внутренние лворы, по
бокам которых тоже тянутся жилые поме-
щения.

Временно притесненный помещик сейчас
живет с чадами и домочадцами где-то на
третьем или четвертом заднем дворе, но дух
его продолжает присутствовать в этой при-
емной комнате, где мы сидим, в виде много-
численных напыщенных и глупых надписей
над всеми дверями и на всех деревянных
столбах, поддерживающих кровлю. Вешнать
на стенах надписи вообще принято здесь в
богатых домах, и они обычно обновляются
перед каждым новым годом.

В этом помещичьем доме надписи, изобра-
женные красивыми иероглифами на розовой,
назлеенной поверх дерева, бумаге, евиде-
тельетвуют, во-первых, о том, что дом недав-
но построен, и, во-вторых, о том, что это
обстоятельство, очевидно, очень сильным
образом подействовало на самомнение хозяй-
на лома.
	Над центральной дверью самыми круп-
ными иероглифами написано: «Мое жилище
является самым лучшим во всем Юго-Воеточ-
ном Китае». Над второй центральной дверью:
«Мое богатетво можно сравнить только с
богатством моих предков». На левом и пра-
вом столбах при входе надписи свидетель-
ствуют о лирически-пишеварительных на-
строениях хозянна. Слева: «Играет солнын-
ко, дует ветерок, цветут ветки на деревьях».
Справа: «Поют канарейки; летают ласточ-
ки, хозяин и гости кушают и пьют вино».
На следующих двух столбах — налниеи,
призывающие гостей к тому, чтобы они пе-
нили гостеприимство хозяина. Слева напи-
сано: «Хорошо в таком прекрасном обществе
играть в шахматы». Справа: «Я надеюсь
достойно ветретить своих гостей». Hag
дверью, ведущей во внутреннее помещение,
налпись вполне делового характера: «После
нашего удачного раздела с братом пусть мон
богатства будут так велики, как число волн
на реке Сянпзян». А на дверях комнаты,
тде мне предстоит ночевать и которая, как
оказывается, была снальней хозяина, пове-

шена узкая розовая лента с наднисью, обра-
	<> Подготовка к севу хлопка в Донбассе.

_проводится.в южных районах „Сталинской
области, Колхозы этих районов впервые
пасеют хлопок на большой площади. Звенье-
вые-хлопкоробы проходят подготовку в се-
минарах. Сельскохозяйственные артели при-
обретают семена и инвентарь.

<> Мраморный карьер сдан в эксплоата-
цию на Газганском месторождении Самар-
кандской области. Начата добыча белого
мрамора.

<> Краеведческий музей открылся после
капитального ремонта в Ельще, Орловской
области. Его залы пополнились многнми но-
выми экспонатами.

Детская музыкальная школа создана
в Ново-Троицке, Чкаловской области. В нее
принято 80 детей,
	внуки и правнуки продолжат мой род и при-
умножат мои богатства».

Один из моих спутников, переводявший
налписи, смеясь, говорит, что oTHOCH-
тельно приумножения рода — это в общем
личное дело помешика, но что касается даль-
нейшего приумножения богатства, То он
боится, что эти заклинания вряд ли помогут
хозяину дома...

8%.
	Митинг состоялея в самой большой из
комнат помещичьего дома — узком, но по-
местительном зале. Арка, ведущая на ули-
пу, была завешена двумя длинными кусками
материи, слегка хлепавшими при порывах
ветра. В конце зала был поставлен стол, а
все остальное пространство впаотную за-
ставлено стульями и скамейками, на кото-.
рых сидели командиры штаба дивизии и сол-
даты и командиры — представители полков.

Всего было человек двеети, одетых
в одинаковую для всех скромную Форму ки-
тайской Народно-освободительной армии: б0-
тинки или тапочки, ватные или бумажные
штаны навыпуек или с обмотками, ватные
зеленые стеганые куртки и полуфуражки-
полушапки, больше всего, пожалуй, похо-
жие на сшитые из бумажной защитного пве-
та материи ушанки, но только с козырьком,
Бак у наших фуражек. На груди, нал левым
карманзм — небольшие белые матерчатые
прямоугольные нашивки © напечатанной на
них надписью; «Народно-освободительная
армия»; аккуратно затянутые кожаные
ремни ‘и поргупеи.

Во времена партизанской войны возникла
в армии традиция — не иметь  сколько-ни-
будь заметных знаков различия между
командным ‘и рядовым составом. Солдаты
знали в лино своего командира и политрука,
командиры и политруки знали в лино
командующего и комиссара, и этого было
достаточно. В остальном же отсутствие зна-
ков различия в те времена считалось удоб-
пым для конспирации. Правда, все-таки они
в замаскированном виде ‘кое-где сушество-
вали. Это выражалось в том, что, наиример,
карманы на френчах пришивались различ-
ным образом: в одних случаях они вагива-
лись наглухо, в других — прострачивались,
в третьих — нашивались сверху. Аюдям
осведомленным это говорило о более или ме-
нее высоком должностном ранге того или
иного командира. Однако это не было общим
правилом в далеко не всюду соблюдалось,

‘gp
	осталось как своего рода традиция, и сейчас
неопытному глазу часто попрежнему трудно
отличить командира от солдата.

Воманлный состав, в особенности стар-
ий, роже ходит в обмотках, чаще носит
брюки кназышуек, чаше одевается в сукон-
ные фрепчи, а в остальном ничем не отли-
чается от других. Часовые берут на-караул
или отдают честь в тех случаях, когла про-
ходят их командиры, потому что они их
знают в лицо, а в Тех случаях, когда в охра-
няемое помещение проходят незнакомые
командиры, делают это, узнав. что они
командиры, из проверенных документов.

Люди, сидевшие в зале, куда мы вошли,
показались мне на первый взгляд одетыми
совершенно одинаково. Только у несколь-
ких человек, особенно отлачивиихся в боях,
висели на ватниках, на маленьких бархат-
ных колодках. получаемые за совершение
трех выдающихся подвигов ордена Мао
Цзе-луна — болыние звезды с изображением
Мао Цзе-дуна в пентре,— по форме похожие
на нап! орден Кутузова.
	Митинг был короткий. Насколько я успел
заметить и до этого и впоследствии, здесь, в
армий, не либят особенно длинных речей.
	Сначала предложили сказать несколько
слов мне как гостю. Я вышел и увидел
первд собой зал, увидел сотни людей, оде-
тых в военную форму, и их глаза, со спо-
	-ROUHBEIM, дружелюбным интересом обращен-
		Невольно вепомнил.я своих товарищей по
Великой Отечественной войне — советских
военных корреспондентов, из которых каж-
дый был бы рад в эту минуту оказаться на
моем месте, в китайской армии, довершаю-
щей сейчас вооруженную борьбу с фашиз-
мом здесь, на юге Витая.

Веломиил 0 своих товарищах потому,
UTy война с испанским и итальянским фа-
пизмом в горах Испании, с японевим — в
стенях Монголии, с фанским — в снегах
Финляндии, с немецким — на полях MHO-
гих стран, снова с японским — на еоп-
ках Маньчжурии, и эта борьба. кото-
рая довершаетея здесь,— борьба с китай-
скими фашистами и их американскими по-
кровителями,— были звеньями все одной и
той же цепи великих сражений за будущее
	человечества.
Веномнил я о своих товарищах и потому,
	что в дни Отечественной войны, даже в с3-
мые горькие времена ее, за многие тысячи
километров отеюда, мы в землянках и блин-
	‘дажах так много раз вспоминали 0 далеком
	щенной, очевидно, потому что это именно   так что в пелом со времени партизанской
спальня, к потомству: «Пусть мои дети,   войны отсутствие знаков различия пока