10 ЯНВАРЯ 1950 г., № 10 (11482)
	„Массовое издание в помошь агитаторам
специальных жураалов, так ‘называемых
«Влокнотов агитатора», — лело большое g
важное. Они призваны давать агитаторам
статьи о важнейших решениях партий и
правительства, во-время и снетематически
вооружать агитаторов убедительными. яркя-
уи и дохолчивыми примерами и фактами.
публиковать материалы лля бесед и локла-
	‚ дов по вопросам внутренней и межлународ-
	ной жизни, в каждом конкретном случае
определять задачи агитаторов, рассказывать
о лучших способах решения этих задач.

Издание «Блокнотов агитатора» получило
весьма распространенный характер. Они
излаютея многими обкомами, крайкомами
ВВИ(б) и ИК компартий союзных реепуб-
лик. В ряде мет «Блокноты агитатора»
выходят на нескольких языках и в боль-
шинстве областей выпускаются по два—
три раза в месяц. Разовый тираж их. пре-
вышает теперь полтора миллиона экземпля-
ров. Многие «Блокноты агитатора» пользу-
ются зилуженным признанием. Таковы,
например, «Блокноты агитатора» ЦК ВП(б)
Украины, Сталинградеского, Ростовекого и
Удмуртского обкомов ВАП(б). Агитатовы
всегда в них находят актуальные по теме
и поучительные по содержанию материалы.

Опыт показывает, что успех журналов
для агитаторов обеспечен лишь там, где им
повседневно улеляют внимание партийные
комитеты и при условии, когда редакции
этих журналов. прочно опираютея на пар-
тийный актив, глубоко вникают в практику
агитационной работы.

К сожалению. не все партийные органи-
запии должным образом выполняют указа-
ния ЦВ ВБП(б) об улучшении — издания
«Блокнотов агитатора». Некоторые из
журналов ло сих пор ведутся на низком
идейно-политическом уровне. Статьи и кор-
респонденции, опубликованные за 1949 г.
в «Блокнотах агитатора»  Башкирекого
обкома ВКП(б) и ПК КП(б) Таджикистана,
часто не глубоки по содержанию. В них по-
верхностно освещается опыт передовиков
производства, мало имеется запоминающихся
цифр. и фактов. Ряд материалов по общепо-
литическим вопросам — передовые статьи,
беседы к знаменательным латам — не связан
с жизнью данной области или республики.

В некоторых «Блокнетах» все еше пуб-
ликуются официальные материалы. Это пре-
вращает орган. призванный оказывать прак-
тическую помощь агитаторам. в некий ве-
домственный бюллетень. Именно им стал
«Блокнот агитатора» Марийского обкома
ВЕП(б). На страницах его почти в каж-
дом номере можно видеть разного рода обра-
щения и обязательства, доклады местных
партийных и советских работников.

Некоторые редакции стремятся превратить

«Блокнот агитатора» в руководящий орган
обкома ВКП{6) и обрашаются со своими ма-
теризлами не к агитаторам, а к партийным,
советским и хозяйственным организациям.
Так делает, например, «Блокнот агитатора»
Горьковского обкома ВЕП(б). В нем сплопть
и рядом можно найти выражения: «Долг
партийных организаций... принять меры»,
«сельскохозяйетвенные органы обязаны»,
«директорам МТС следует» и т. д.

Часть «Блокнотов» еше не имеет своего
«липа», слабо отражает состояние веду-
щих отраслей промышленности и сельского
хозяйства евоей области. Многие статьи
чрезмерно велики. Напечатанные мелкям
шрифтом, без выделения наиболее важ-
ных мест, они читаются се трудом и под-
чае плохо усваиваются ‘агитаторами. Под
рубрикой «Пифры и Факты» порой поме-
щается устаревшая газетная информация.

Редакции не всегда соблюдают сроки вы-
хода журнала. Недопустимо отстающим в
этом отношении является «Блокнот», вы-
пускаемый отделом пропаганлы и агитации
Вуйбышевекого обкома ВКП(б). В начале
1949 года бюро обкома отметило, что
«Блокног агитатора» издается нерегуляр-

Новые экспонаты музея
	Н. А. Некрасова
	ЛЕНИНГРАЛ, 9. (Корр. «Правды»). Вчера
в музее-квартире Н. А. Некрасова состая-
лось заседание ученого совета Института
русской литературы Академии наук СССР.
посвященное 72-й годовщине со дня смерти
великого русекого поэта-хемократа..
	Бетупительное слово произнее директор
института профессор Н. Ф. Бельчиков. Про-
фессор В. Е. Евгеньев-Максимов выступил
с докладом «Последние песни» Н. А. Некра-
сова».

— Некрасов был неё только замечатель-
ным поэтом, но и вылдающимея редахто-
ром.— сказал хоклалчик.-— Никогла. одна-
ко, редакторские способности его не прояв-
лялись © таким блеском, как в подготовке
излания сборника стихов «Последние пее-
ни», выпущенного в 1877 году, незадолго до
смерти поэта. Этот сборник являлся своего
рода завещанием великого русского поэта-
хемократа. Нелавно обнаружено неизвестное
высказывание Н. Г. Чернышевского о позэ-
зии Некрасова и, в частности, о сборнике
«Последние песни». Чернышевский гово-
рил: «Если хочешь, чтобы тебя ‘слуша-
ли — надо рыдать и смеяться, как Некра-
сов. На днях я перечитал его от доски до
лоски... Неотразим. Взять хотя бы «По-
селедние песни»... какая сила. КАКОЙ
	ОГОНЬ».

Музей Н. А. Некрасова, находящийся на
Литейном проспекте. за последнее время по-
полнился новыми материалами и личными
вещами поэта. Выставлены принадлежавшие
Н. А. Некрасову бюсты А. С. Пушклна и
Н. В. Гоголя. Ведутся работы по воссозда-
нию кабинета, в котором Н. А. Некрасов,
Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов ре-
дактировали «Современник».
	В январе в музее состоится научная кон-
Фференция, посвященная Н. А. Некрасову. В
ее работе примут участие ученые Москвы,
Ленинграда, Ярославля и других горолов.
		Шо пути к
	В истекшем голу болгарская лемократия
хобилась больших успехов. Это был год
хальнейшего укрепления нафолно-демокра-
тического строя. умножения славных побед
на всех участках хозяйственного и куль-
турного строительства.

Глубокие преобразования, провеленные
народной властью ‹ после 9 сентября
1944 года, т. е. поеле освобождения Бол-
гарии Советекой Армией. изменили лицо
страны. В условиях ожесточенной клас-
совой борьбы происходят дальнейшее
утверждение нового, < социалистичеекого
строя, ломка старого  госуларетвенного
аппарата и замена его лемократическим.
вытеснение эксплуататореких классов из
экономической и общественной жизни.
	за прошедигие пять лет болгарские тру-
хящиеся на многочисленных примерах пох-
твердили свою решимость всемерно укреп-
зять единство болгарекого народа и руко-
волящую роль рабочего класса, поллержи-
вать Болгарскую коммунистическую пар
тию — общепризнанную и направляющую
силу нашей страны. 06 этом свилетель-
ствует все более активное и сознательное
участие наитего народа во веех областях
политической, экономической и культурной
жизни Болгарии. 06 этом говорят и резуль-
таты. выборов в Народное собрание a
окружные народные советы, которые были
провелены 18 декабря 1949 года. Выборы
происходили при небывало высокой актив-
ности избирателей.
	1949 год ознаменован крупными доети-
жениями, особенно в развитин прюмышлен-
ноети страны. Несмотря на многочиелен-
ные трудности. акты врехительства, совер-
иённые преступной бандой Трайчо Ro-
стова, первый гол пятилетнего плана вы-
полнен успешно. Только в течение первого
полугодия еданы в эксплуатацию 540 но-
вых объектов. Вступили в строй новые и
реконструированы старые электроцентрали.
Построены сотни километров линий элек-
тропередачи.  Электрифицировано более
400 деревень. Закончено и пушено в проб-
ную эксплуатацию водохранилище имени
Василя Коларова. Проведена большая pa-
бота по увеличению орошаемых полей. Ёа-
питаловложения в прошлом году составили
более 60 млра. левов.

Нарялу со строительством новых заводов
й Фабрик осуществлены большие работы
по реконструкции и ‘значительному увели-
чению мошностей существующих  пред-
приятий. Реконетруированы два малшино-
строительных Завода, ностроены новые
сталеплавильные печи, литейные и другие
цехи, расширены керамические фабрики и
цементный завол «Вулкан». Успешно идет
постройка двух авторемонтных заводов.
Передан в экеплуатацию ряд  железнодо-
рожных линий. Возведено много жилиш
для трулящихея.

В области сельского хозяйства мы не по-
бились желаемых результатов. Наше сель-
ское хозяйство пока еще отстает от темпов
развития промышленности. Это объяеняет-
ся в первую очерель все еще большой. раз-
дробленноетью крестьянского хозяйства и
низкой техникой. Ляквилапия несоответ-
ствия между темпама развития промьни-
ленности и переуетройством сельского хо-
зяйства составляет OAHY 83 основных за-
дач пятилетнего’ плана. Тем не менее уже
за прошлый гол мы имели некоторые, хотя
еше и первоначальные, достижения. Кар-
динально разрешен вопрос 0б обеспечении
городского населения овошами и зеленью,
как и вопрос о производстве овошей тля
экспорта. Улучшилось произволетво таба-
	‘Ка. Возросла площаль, занятая под техни-
	ческие культуры. Прошлой осенью на зна-
чительно больней площади, чем в 1948 го-
лу, проведена глубокая пахота. План oceu-
него сева в целом перевыполнен.
Политика Болиарской коммунистической
партии, нацеливающая беднянкое и серед-
няпкое крестьянство на создание трудо-
вых кооперативных земледельческих хо-
зяйств (ТЁЗХ) как предпосылки лля лик-
видации вековой отсталости сельского хо-
зайства и крестьянской нужды, веемерное
	задергивая и отдергивая попеременно зана-
веси, играть то на переднем плане ецены,
то в глубине, то на всей епене сразу.

Зрители ровными рядами силели прямо
на земле или на своих аккуратно затяну-
тых ремнями солдатеких раннах. Исключе-
НИЯ В ЭТОМ смыеле не делалось ни для кого,
поскольку лаже всего несколько человек,
усевшихея впереди на стульях или схзмей-
ках, мешали бы смотреть всем остальным.

Сначала сыграл несколько маршей духо-
вой оркестр. Потом было пять или шесть
танцевальных ий вокальных номеров, и, на-
конец, была разыграна пьеса из армейской
жизни — главная часть еегодняшней про-
граммы, Мне кажется не лишним изложить
ее содержание — ве только потому, что
пьеса была талантливо сыграна и горячо
воспринята зрителями. но и потому, что ее
содержание правдиво рисовало быт и нравы
самой армии и человеческие взаимоотно-
щения внутри нее.

Вот содержание пъесы.ЙВ селе, где етойт
штаб дивизий, должно состояться тоехднев-
ное собрание, посвященное подведению ито-
гов предыдущего похода и боев. На это ©о-
браняе из полков, батальзпов и рот съезжа-
ются выборные делегаты, причем, как пра-
вило. это — герои боев и вообще лучшие
бойпы. Но одно отделение, посылая двух
делегатов. вместе с герозм боев — команли-
POM отделения. заранее сговорявшиеь, от-
правило вторым самого отеталого в отделе-
ний солдата. Сделано это было для того,
чтобы он, попав на собрание в чиеле героев
ДИВИЗИИ. Послушал. 0 чем там будет итти
речь. прошел бы школу этого собрания,
полтянулея. захотел стать тоже передовым
человеком.

Но из этого, на первых порах, ничего не
получается. Отеталый соллат, к тому же
еще попавший в места. расположенные не-
подалеку от его лома, думает только о еви-
дании с родными, неохотно слушает орато-
ров и, в конце конпов, притворившиеь, ITO
он болен, ухолит с собрания в отправляет-
ся на место постоя — в дом, гле у женши-
ны, сын которой тоже служит в армаи,
расквартировано несколько делегатов.
	Дальше идут спены, вызывающие еди-
нодушный смех зрителей. Сначала хозяйка
дома хлопочет вокруг симулянта и заботит-
ея о нем. как о сыне, искренне лумая, что
он болен. Потом приходят с собрания его
товариши. им известно его притворетво, но
	они ве подают вила и все вместе ухажива-
ют за‘ним так заботливо и настойчиво, что
он не знают, куда ему леться.

Наконеп. приносят подарки для героев
	боя. Церадивый солдат тоже получает по-
	ANUSMY.
	зяйетва. Это означает, что мы должны Pad
рещить задачу о построении основ социа,-
лизма в сельском хозяйстве.

Горький опыт исторни. пережитые в
послелние три— четыре десятилетия тяже-
лые страдания убедили наш народ в том,
что он не может обеспечить мирное и <а-
мостоятельное развитие своей страны 663
решительной и последовательной борьбы ©
любыми происками имперналистических
хищников. Болгарский нарол убедился в
том, что свободу и национальную чезави-
симость он не может сохранить без неру-
щимой болгаро-советекой дружбы. без с-
трудничества с Советским Союзом, 663. пюл-
держки Советского Союза. Борьба за мир и
суверенитет Болгарии неразрывно связана
с искренней и послеловательной ло конца
бодгаро-советекой дружбой.

Товарищ Георгий Димитров еще в
1943 голу указывал, что дружественные
и братекие отношения с Советским Союзом
так же необходимы для нашей нации, для
ев свободного и самостоятельного развития,
как необхолимы солнпе и воздух для
каждого живущего человека.

Быть верным до конца лагерю мира, Ie
мократни и социализма — таков охин из
самых основных заветов нашего учителя
и вождя товарища Георгия Димитрова.
	Трудящиеся нашей етраны полны реши-
мости всеми средствами, какими они рае
полагалот, беззаветно отстаивать дело мира
демократии и социализма, еще больше
укреплять еотрудничеетво и дружбу с со-
ветским наролом и трудящимися всех стран
народной демократии.
	С полным основанием болгарские трудя-
миеся заявляют сейчас, что их родина твер-
до стоит в общем лагере мира и демократии,
возглавляемом великим Советским Союзом.

С законным удовлетворением и горлоетью
болгарский народ отмечает успехи своего
правительства и в укреплении междлуна-
родного положения страны.

Гнусный предатель Трайчо Коетов и его
банда по указке англо-американских импе-
риалистов и их агентуры на Балканах —
клики Тито — пытались свернуть нашу
страну с единственно правильного для нее
пути — пути ликвилации капитализма и
экеплуататорских классов и построения
социализма. Эти попытки презренных заго-
ворщиков, как и их планы оторвать Бол-
гарию ог лагеря мира, лемократин.и сапия-
лизма, от Советского Союза. потеглели пол-
ный провал.

Разоблачение и ликвилация заговора
явились крупвым успехом ииролюбивого и
демократического болгарского народа. Ha-
несен новый сокрушительный улаф по
стратегическим планам англо-американ-
свих империалистов на Балканах и 060-
бенно сокрушающий удар по планам ти-
товцев в отношении нашей страны.

Разгром трайчо-костовской банды свиде-
тельствует о силе коммунистической пар-
тии, © ее революционной блительноети в
решимости не останавливаться ни перед
чем, когда лело идет об обеспечения нацио-
пальной независимости родины и  сохра-
нении сопиалистического «пути развития.

В процессе борьбы ¢ трайчо-костовщи-
ной народная демократия еще более зака-
зилась, окрепла. Нег сомнения. в том, что
участь Трайчо Воетова жлет каждого пре-
дателя родины, всякого иностранного аген-
та — всех, кто попытается поднять руку
на Отечественный Фронт, на Болгарекую
коммуниетическую партию, руководящую
силу нашего нарола.

В 1950 году труляшиеся нашей стра-
ны с еще большей энергией будут `до-
биваться новых успехов в’ сопиалистиче-
ском преобразовании своей страны, ‘зорко
стоять на страже защиты мира и. дхемокра-
тии на Балканах и в Европе, булут укреп-
лять свою ролину, как независимое госулар-
ство, и братское сотрудничество и неруши-
мую дружбу с великим Советским Союзом.

Опираясь на неопенимую поддержку Co-
ветекого Союза и нашего любимого
товариша Сталина, Болгария уверенно и
твёрдо идет по пути в еоциализму.

COW
	Вылко ЧЕРВЕНКОВ
	Секретарь ЦК Болгарской
коммунистической партии
		но. Бюро вынесло по этому поволу реше-
ние, но не проверило его исполнение. И вот
результат: за десять месяцев прошлого гола
«Блокнот» вышел семь раз вместо десяти.
Январский номер был подписан в печати
только 19 Февраля. № 2 вышел после
7 мая. В июне агитаторы совеем не полу-
чили журнала, а июльский оказалея слвоен-
ным. № 7 «Блоквота» попал в читателю
после 27 октября, а они ожидали его в июле.

Большего забвення интересов агитаторов
с0 стороны редакторов «Блокнота» т.т. Стра-
хова и Капитонова трудно предетавить.
Буйбышевская область — единственная, rae
в 1949 году не была организована
подписка на «Блокнот» и где агитаторы
очень часто не пмеют о нем никакого прел-
ставления. Не удивительно, что около двух
	третей каждого номера журнала остаются
нереализованными.
	«Блокноты агитатора» могут и должны
быть боевыми помощниками пзртийных ор-
ганизаций в агитационно-масеовой работе.
Эти небольшие журналы имеют огромную и
благодарную аудиторию. Политическую аги-
тацию в стране ведут более трех миллионов
агитаторов и докладчиков, которым необхо-
дима повседневная практическая помощь.
	задача партийных организаций заключает-
ся в том, чтобы всемерно улучшить еолер-
жание, издание и распространение «Блокно-
тов агитатора». Следует учитывать, что
для основной массы агитаторов, особенно
в сельских местностях и отделенных рай-
онах, областная газета и «Блокнот агита-
тора» являются главными и нередко ехин-
ственными помощниками в их практической
работе.

Великие задачи строительства коммуниз-
ма требуют вее более широкого развития
творческой инициативы масс. Для решения
этих задач необходимо всемерно повышать
идейный ‘уровень партийно-политической
работы. совершенствовать вее формы
устной и печатной агитации. Большую роль
В этом призваны сыграть «Блокноты агита-
тора». Их долг — шире и обстоятельнее
раскрывать опыт новаторов производства,
передовиков промышленности и сельского хо-
зяйства. Все новое, что рождается в ходе со-
циалистического соревнования; должно быть
достоянием всех и прежде всего достоянием
агитаторов. Важнейшая обязанность «Блок-
нотов» — просто и понятно разъяснить чи-
тателю смысл и значение выдающихся
успехов, достигнутых советским наролом на
всех участках строительства в истекшем
1949 году, показать на конкретных фак-
тах местной жизни замечательные итоги
всенародного сопиалистичеекого соревнова-
ния, развернувшегося в ознаменование
семидесятилетия товарища Сталина, еще
	выше поднимать производственную и поли-
тическую активность трудящихся. Редакции
«Блокнотов агитатора» должны системати-
чески публиковать консультации по мето-
дике агитации, темы и планы очерелных
бесед. указатели литературы к ним, справ-
КИ 0 новых книгах, ответы на вопросы аги-
таторов о внутренней и международной
Жизни.

Повышение идейного уровия «Блокнотов
агитатора» — насущная залача парторга-
низаций. Во весь рост встает эта задача
в особенности в настоящее время, в связи с
подготовкой к выборам в Верховный Совет
СССР. Выборы в Верховный Совет CCCP
требуют всемерного расшарения и углубле-
ния агитационной работы в массах. Полити-
ческая работа партайных организаций ‹ре-
ди трудящихся должна теперь приобрести
исключительно широкий размах, в участию
в этой работе булут привлечены миллионы
агитаторов. «Блокноты агятатора» призва-
ны оказать конкретную помошь партийным
организациям в деле вооружения агитаторав
материалами для проведения ереди трудя-
шихся ярких, водержательных лекций. до-
	кладов и бесед.
л. НИКИТИН.
	искусство Нового Витая на международном
фестивале молодежи в Будапеште.
	Постепенно в Народно-освободительной
армии при всех политотделах чаетей и со-
единений, начиная от полка, были созданы,
теперь уже положенные по штатам, отрз-
ды пропаганды:
	Для того, чтобы представить себе мас-
штаб этого мероприятия и чиело люлей,
работающих в отрядах пропаганды, в объеме
всей. насчитывающей сейчае несколько
миллнонов соллат. Народно-освободительной
арипи, лостаточно сказать, что каждый нол-
ковой отрял пропаганлы евостоит из 30—
40 человек, a кажлый дивизионный — из
10 — 80. В состав таких отрядов входят
небольшие духовые оркестры, музыкаяты,
играющие на китайских народных инетру-
ментах, танцоры, певны и певипы, актеры
п авторы текстов. Hapaay с песнями, сцен-
ками и маленькими пьесами, пользующи-
мися широкой популярностью во всей ар-
MHA, каждый отрял пропаганхирует на ме-
етном материале и ‘свой репертуар, отвеча-
ющий ЧУТЕо улавливаемым особенноетям
политической работы именно в этом полку,
дивизии или армии.

В- результате того. что после поражения
революции 1925 — 1927 голов в Витае на
лвадпать два гола установилея антинарод-
ный гоминлановекяй режим. Китай и по
сей лень оеталея страной ео сравнительно
невысоким пропентом грамотности. Это об-
стоятельстро необхотимо учесть, опенивая
	  осфбепную важность здесь такой формы
	массово-политической работы, как отряды
пропаганлы.
	Конечно, в китайской Народно-оевободли-
тельной армии сосредоточена лучшая, пере-
довая часть народа. В этому надо добавить,
что в районах, уже лавно освобожденных,
дело народного образования 3a поеледние
голы далеко шагнуло вперед, чтб, конечно,
в евою очередь отразялось на уревне rpa-
мотности солдат из чиела жителей этих
освобожденных районов. Но все-таки, если
взять вею армию в пелом, то в ней есть еше
большой пропент неграмотных, для которых
выступления отрядов пропаганлы ценней,
чем для всех остальных, потому что они
заменяют им и книгу. и газету, и листовку.
	Й. наконеп, еще одно важное обетоятель-
ство. Половину армии сейчас составляют
бывшие гоминлановские соллаты, восетав-
шие и перентедитие на сторону Народно-
освободительной армии, добровольно елав-
птлеся или взятые в плен. Трулно переопе-
	нить ту громалную роль, &авую играет В
	огравичение и вытеснение кулачества из
экономической и политической жизни пе-
ревни принесли ‘в истекшем году крупные
успехи. Идея. объединения в ТЕЗХ охваты-
вает все большие массы нё только бедня-
ков, но и середняков: Сейчае в стране ео-
здано 1.605 трудовых кооперативных зем-
ледельческих хозяйств с 161 тые. членов
в них. ТИЗХ владеют 560 тые. га обрабаты-
ваемой земли, что составляет свыше 11 про-
центов всей’ пахотной площади страны.

По рекомендапии нашей партии были
провёдены мероприятия по оргавизацион-
ному укреплению THX и созданию всех
условий для хальнейшего подъема этих хо-
зяйств, для увеличения в них членства и
организации новых кооперативов. .

В результате этих мер только за третий
квартал 1949 гола в члены трудовых
кооперативных земледельческих  хозяйетв
вступили 4.821 человек, а площадь, обра-
батываемая ими, возросла на 20 тые. га.
Благодаря более высокой и лучшей орга-
низации труда. агротехническим меронрия-
тиям и механизации сельскохозяйственных
работ урожай в труловых кооперативных
земледельческих хозяйствах повсеместно
значительно выше, чем урожай на полях
отдельных крестьян. Наши ТЁЗХ становят-
ся Bee donee действенными пропаганли-
стами кооперативной обработки земли.
Они являются первой ступенью для пере-
вола всего нашего сельзкого хозяйства на
социалистический путь.

Большую помошь трудовым кооперати-
вам оказывают машинно-тракторные стан-
ции. 86 МТС, имсющихся в Болгарии, рас-
полагают 86 проц. веего крупного налич-
ного сельскохозяйственного инвентаря, в
том числе 4.754 тракторами. Из месяца в
месяц растет механизация нашего сель-
ского хозяйства.

Наряду с трудовыми  кооперативными
земледельческими хозяйствами развиваются
и крепнут государственные земледельческие
хозяйства, число которых достигло 91, а
обрабатываемая ими площаль-—90 тыс. ra.

Быстрое развитие всех отраслей эконо-
мики сопровождается неуклонным ростом
материального благосостояния трудящихе.
Увеличивается численность рабочего клае-
са, повышается реальная заработная плата
рабочих и служащих. Крупные победы одер-
жаны народной властью в области жилищ-
ного строительства, трудового законодатель-
ства, народного здравоохранения, науки,
искусства и литературы.

Успешно закончив выполнение плана
первого года пятилетки, мы вправе гово-
рить, что наша страна слелала еще один
шаг на пути преврашения Болгарии из
отсталой аграрной страны в индустриаль-
но-аграрную страну.

В новый, 1950 год мы вступили е твер-
ой уверенностью, что успешно оеуше-
CTBHM задачи, поставленные. перед стра-
ной ‹ Георгием Димитровым в докладе на
У съезде коммунистической партии Бол-
гарии,— построить экономические ‘и вуль-
турные основы социализма.

Эти залачи конкретизированы в пяти-
летнем народнохозяйственном плане. Его
выполнение составляет нашу основную
цель на ближайшие четыре года. За это
время мы должны в значительной степени
двинуть вперел индустриализанию ‘стра-
ны, создать мощное энергетическое хозяй-
ство, свою собственную металлургию, свое
собственное машиностроение, резко увели-
чить темпы’ развития горнодобывающей
промышленноети.

Перед народяой властью столт также
очень важная задача — перевести поете-
пенно деревню на новую техчическую
базу, создавая путем добровольного коопе-
рирования индивидуальных крестьянских
хозяйств крупные механизированные тру-
довые кооперативные земледельческие х0-
	дарок, прежде. чем решзется объяснить, что
этот подарок предназначен не ему. Затем,
окончательно доконав его, хозяйка лома
одоляет всех своих постояльцев только что
иепеченными пампушками, приговаривая,
что ей ничего не жалво для таких героев,
как они.

Угрюмый и молчаливый солдат вместе с
командиром отделения возврзщаетея к себе
в часть. Командир отделения докладывает
политруку роты о желании солдата побы-
вать в родной деревне. Политрук роты дает
разрешение, но отправляет вместе с солда-
TOM и команлираь отделения.

Й вот вместе со своим отделённым ко-
мандиром солдат появляется дома. Его отеп
И млалигие брат и сестра ‘убеждены, что его
отпустили на побывку в награду за герой-
ские подвиги. Степ” рассказывает ему о
предстоящем урожае с полученной послё ре-
формы земли и хвалит сына за то, что тот
геройски воевал за революцию, которая да-
ла крестьянам, в частности их семье, эту
землю. Братишка и сестренка, сворясь меж-
ду с0бой, наперебой стремятся услужить
старшему брату и бесконечно мучают его
вопросами, на которые он никак ве может
ответить: как и при каких обстоятельствах
ов соверитил свой героические подвиги?

Сцена кончается полным смятением сол-
дата, он не знает, что ему делать: то ли
сказать родным, что они ошибаются в нем,
то ли, вернувшись к себе в часть, попы-
таться действительно совершить всё те под-
виги, которые ему сейчас приписаны з4-
ранее?

Следующая сцена — снова в армии. Сол-
дат вернулся в свою роту, твердо приняв
это второе решение. Он стараетея во всем
догнать своих товарищей, и они сами‘ дея-
тельпо помогают ему в этом. И когла через
некоторое время кончаетея периол затишья
и предетоят новые бои, политрук принимает
у солдата его торжественное обещание во
время боев первым добратьея ло вражеского
дота, взорвать его я водрузить на развали-
нах знамя.

Последняя сцена. Отделение — на ие-

холной позиции, Сейчае начнется атака,

Вдруг задний фон спены раздвигается в сто-.

роны, и мы видим в глубине еклон выео-
кого, темного, заросшего кустарником хол-
ма и белеющий на вершине бетонный лот.
тделение открывает огонь. Вперед уходят
огненные трассы пуль. На холме тоже свер-
кают огоньки выстрелов. Герой пол при-
крытием огня товарищей со‘ взрывчаткой
И знаменем ползет вперед. в холму, и скры-
	Бастся в вустарнике,
	_ ХУВОЖЕСТВЕННЫЕ СТУДИИ
В РАБОЧИХ КЛУБАХ
	ГОРЬКИЙ, 9. (Корр. «Правды»). Ожив-
	  4J@HHO по выходным дням в просторном,
	светлом зале Дворца культуры завода
«Красное Сормово»: имени А. А. Жланова.
Злесь — мольберты е незаконченными кар-
тинами, рисовальные доски. На холстах —
знакомые корпуса завода, волжские виды,
пейзажи. Хуложники с увлечением рабо-
тают нал картинами. В студии занимается
около 30 рабочих. мастеров’ завода, учени-
ков ремесленных училищ. № заводеким
любителям живописи часто приезжают из-
востные художники. Злюеь читается курс
лекний по вопросам искусетва. Заводская
художественная студия существует, уже
20 лет. За это время ова воспитала много
хороших художников.
	Многие рабочие занимаются в студиях
клубов автозавода имени Молотова и других
предприятий города Горького и Горьковской
области.
	<> Бысоскоурожайные сорта сливы вывел
Научно-исслеловательский институт земле-
делия Казахского филиала Всесоюзной ака-
демии сельскохозяйственных наук. имени
В. И. Ленина Самый урожайный о сорт—
«Ала-Тау». В десятилетнем возрасте дерево
дает до 130 килограммов плодов.

<> Автобусное пассажирское движение по
станице открылось в Белореченской, Крас-
нодарского края. Машины курсируют по
двум линиям, связывающим центр станицы
с ее окраинами,

<> Премьера балета «Сердце гор» компо-
знтора А. Баланчивадзе состоялась в Турк-
менском государственном театре оперы и
балета. Главный режиссер постановки —
лауреат Сталинской премии, народный
артнст Туркменской ССР Алты Карлиев.
	<> Новое вимохранилище создано на ком-
бинате «Массандра» Крымской области.
В нем будет выдерживаться 600.000 дека-
литров марочных вин. Здесь же устраивает-
ся галлерея для хранения миллиона буты-
лок коллекционных вин.
	их воспитании деятельность отрядов про-
паганды. Для того, чтобы выполнять такую
роль, искусство должно быть глубоко илей-
ным, революционным, демократичным по
своему хуху, шюстым и предельно дохолчи-
вым по форме. Ь тому, чтобы их искусство
было именню таким, и стремятея многие
тысячи работающих в китайской армии со-
	 Трутнивов отрядов пропаганлы.
	Их прелетавления — это веегда массовые
красочные зрелища, воних много веселья,
танцев, юмора, много забавных, заниматель-
ных подробностей опирающихся, конечно,
на превосходное знание быта армия. одной
общей жизнью < которой живут эти отряды.
	По все, что происходит на енене, всегда
проникнуто революционной идеей. Taner
двух групп танцоров символизирует смычку
рабочих и крестьян: в коние` его в руках у
танцоров в братеком союзе скрешиваются
серп и молот. Забавная песенка о ленивом
солдате заканчивается словами  гурового
осуждения. В форме песен, куплетов, етихо-
творных диалогов; веегда живых и окра-
шенных юмором, со сцены пропагандиру-
ются самые серьезные веши: основы  пове-
дения солдата Народно-освободительной ар-
мии, основы воинской дисциплины, ирин-
пипы отношения в населению. Актеры пре-
износят тексте глубокой верой в силу рево-
люционного елова, и поэтому идея прелетав-
ления неизменно западает в душу зрителей.

Думается; что в ближайшие годы уже на-
чинающегося мирного строительства кадры
работников китайского революционного
некусства, воспитавшиеся в бесчисленных
армейских отрядах пропаганды. я тенден-
UHH, возникшие в этих отрядах и ломаю-
щие все каноны старого. феодального и бур-
жуазного театра, без всякого сомнения,
сыграют очень большую роль в общем раз-
BATHH и литературы. и искуества Нового
Китая. в революционизирования = этого
искусства, в укреплении в нем новых реа-
дистических и демократических принципов,

В вечер моего приезда в шахтерский по-
селок Юншао представление давал зрмей-
ский отряд пропаганды. Сравнительно ров-
пая и сухая квадратная площалка, расно-
ложенная у самого подножия одного из. ок-
ружающих поселок холмов, была с трех сто-
рон окружена легким штакетником, а чет-
вертую сторону запимала спена.

Сцена  предетавляла собой несколько
	укрепленных подпорками довольно больших
прямоугольных арок с двумя цветными за-
навесями на первой и на второй и © тоже
цветным, синим Ффоном-задником, натяпу-
тым на третьей. Это давало возможность,
	В день приезда. поселившись в одном из
зданий шахтоуправления, мы  нееколько
часов беседовали е командующим ‘армией
товарищем У Вэ-хуа, ралеказавшим о сра-
жении на Ташанеких позициях — самом
славном эпизоле в историн этой армий,
вместе с которой ине — теперь уже в самое
ближайшее время, вернее, в ближайшие
дни и часы — предстоит двигаться на юг,

Вечером, впервые за весе лни, ложль
почти перестал моросить, и на открытом
воздухе был устроен концерт армейского
г/ложественного ансамбля, который злесь
вазывается «отрядом пропаганлы». Мне ло-
велось бывать на выступлениях OTPALOB
пропаганды несколько раз, и, пожалуй,
булет в месту рассказать здесь 06 этом
явлении, играющем важную роль в общей
системе политической работы в китайской
армии.

Хуложественная самодеятельность очень
пгироко. распространена в Китае, Веть мно-
точисленные гамолеятельные, главным об-
разом танцевальные. коллективы в дерев-
нях; есть бесчисленные, необыкновенно п0-
пулярные спели молодежи. самодеятельные
	группы и кружки в начальных, брелнил
школах и универентетах.
Между ‘прочим. ати художественные
	Бружки в школах и университетах “FACTO
использовались коммунистами во время
полнольной работы. помогали Подпольши-
кам в легальной. не возбуждающей подозре-
Кия, форме объединять вокруг еебя’ моло-
дежь.

В контролировавшихся коммунистами
освобожденных районах, где не было боль-
ших городов с театрами и кинематографамя
и где, кроме того, естественно, ни поста-
нозки старого традиционного китайского
театра, ни фильмы, выпускавшиеся кинб-
студиями при гомиядановцах, не могли от-
ветить потребвостям солдат и командиров
революпионной армий, — художественная
саходеятельность развивалась особенно бур-
но. В революционных центрах организова-
лись коллективы, в которые входили и про-
фессиональвые писатели — поэты, ApaMa-
турги, и профессиональные актеры, певцы,
танпоры, и талантливая молодежь, вырос-
шая, работая в армейской самодеятельности.
Такие коллективы делали всё сами: писали
пьесы и епенкл, тексты популярных в ар-
мии песен и музыку & ним, ставили на
сцене новые массозые “танцы, созхтавали
нового THEA наролные  музыкально-тапце-

вальные спектакли.
	Олин йз самых крупных коллективов Та-
Кого типа чехавно достойно представлял
	Эффект совершенно неожиданный и оглу=
шительный. В первое мгновение кажется:
все, ‘что ты вдруг увидел, —это с невероят-
ным мастерством сделанная великолепная
декорация. И только в следующую секунду
начинаешь понимать, что холм — это дей-
ствительно холм, расположенный езади сце-
ны и только вдруг сейчас открывшийг
твоим глазам, что кусты — это настоящие
кусты, и только дот в сотне метров отсюда,
на холме, сооружен находчивым хекоратором
из фанеры, специально для спектакля.

А стрельба тем временем усиливается.
Невидимый горой ползет гле-то в кустах,
огоньки выстрелов мелькают всё чаше, и
чаще... Наконеп, на склоне холма — оглу-
шительный взрыв, яркая вспышка пламе-
НИ, ДЫМ, Дот взорван. Нал ним взлетает
освещенный огнем краспый флаг.

Занавес закрываетея под недолгие, но
громкие аплодисменты. Китайские зрители,
ъиво реагируя во время действия на все
происходящее нз сцене, редко аплодируют
в конце — это не в обычае,— и если это
все-таки случается, то значит успех можно’
	считать необыкновенным.
Зрители встают, поднимая с земли немно-

го отсыревшие ранны, и, переговериваясь,
начинают расходиться.

— Послелнее прелставление здесь, —
говорит командующий. — Завтра к ночи
будем уже в ста ли отеюда.

Я смотрю на расходящихся солдат, взвол-
пованных заключительной спеной епекгак=
ля, зрелишем красного флага, взлетевшего
над взорванным лотом. и влруг вепоминаю
© русской деревне Чернушки и © рядовом
советском солдате, который по снегу полз
к гремевшему и изрыгавшему пламя лзоту
и пеною своей жизни принудил его в мол-
чанию. Я вспоминаю о нашем Алексанлре
Матросове и о приказе Сталина, зачислив-
шем Матросова навеки в списки полка.

Здесь, в Южном Китае, ‘перед’ новыми
боями, в которых завтра примут участие
расхоляшиеся сейчас со епектакля солда-
ты, я заново ошущаю, как далеко — через
раеетояния и годы — светит немеркнушая
слава подвигов, совершенных в Великую
Отечественную войну, и какой сильный
отзвук в серллах находит она здесь.

Да, попетине без преувеличения можно
сказать, что такие имена, как имя Marpo-
сова. навечно занесены не только ‘в списки
того нолка. где елужили эти людн, но и
в епиеки кажлого полка, в любом уголке
земного шара под красным знаменем cpa-
жающегося за счастье человечества.
	(Продолжение следует)