ПРАВДА

«Нас вырастил Сталин»
	Рассказы стахан
	овцев — лауреатов Сталинских премин
	Политехнического института. Он часто чи-
тают лекции. Их слуйазт студенты, научные
	работники, профессора. Ученые конеульти-
руются у Нежевенко и его товарищей, 0б0-
	гащая теорию’ стахановоким опытом.

Так множатся ‘и расиветают народные
таланты. Неиссякаемый, все усиливающий-
	ся свежий поток произведений «людей от
станка», который вливается в нашу литера-
туру, в частности и книга «Нас вырастил
Сталин». — живое и яркое свидетельство
взлета творческого духа натнего народа.
Творчество стало могучей движущей силой
в труде советских людей. Не случайно толь-
ко за один прошлый год в произврлетво бы-
ло внедрено свьише 450 тысяч изобретений
и рационализатореких предложений. Новый
опыт, повсечаено творимый стахановцами,
с замечательной быстротой становится до-
состоянием самых широких масе рабочего
	класса и двигает советсвую промьшлев-
	ность вперед. :

Авторы книги неоднократно подчерки-
вают, что одна из главнейших забот нова-
тора,-—— применив ‘что-либо новое, распро-
странить его повесместно.

«У нас в стране -— пишет буровой
мастер треста «Туймазанефть» И. Kyn-
риянов,— сам уклад жизни такой, что
не позволяет человеку ни застаиватьея,
ни таить от других свои достижения и
опыт. Обмен опытом стал потребноетью

советского человека».
	В обмене передовым опытом натти ра09-
чие вилят мошное средство укрепить, воз-
высить социалистическое Отечество. Внига
«Нас вырастил Сталин» отражает тот rocy-
дарственный подход к делу, который
присущ стахановцам — активным строите-
лям коммуниетического общества. Их уме-
ние в малом заметить большое, на свой труд
взглянуть глазами миллионов, 3а одной
	сверхплановой деталью ощутить MOTOR ма-
шин, за куском сбереженной кожи увидеть
	тысячи пар обуви —— это черта новая, ком-
мунистическая.

Закройшица ленинградской фабрики
«Скороход» 0. Муштукова  расеказывает,
что, заведя лицевой счет экономии, первой
записью она внесла в него 46 рублей 50 ко-
пеек. Но за этой кебольшой суммой ета-
хановка сумела увидеть многие миллионы .
рублей, которые можно сэкономить, если
ее почин подхватят рабочие веей страны.
	А работницы Вупавинекой тонкосуконной
фабрики М. Рожнева и Л. Кононенко?
Только еще начиная соревнование за сбере-
жение сырья и материалов, они уже думали
одеть в сверхплановую ткань тысячи лю-
лей. Расчет стахановок оправдался. Лишь
за прошлый год ‘коллектив Купавинской
фабрики изготовил из сбереженных мате-
риалов более ста тысяч метров добротной
TRH.

Так по-хозяйски,  по-государственному
творцы новой жизни распоряжаются своим
добром.

Проникновенная забота о процветании
Родины, неутолимая жажла творчества —
вот`т0 главноб, о чем повествуют нам рае-
сказы ‘рабочих, собранные в книге «Нас
вырастил Сталин». Авторов книги — два-
дцать два, но со страниц ее веет дыханием
многих тысяч и тысяч. Ибо замечательные
черты, присущие лучшим представителям
нашего рабочего класса, — это черты совет-

ского народа, воспитанного партией больше-
ВИБОВ.

«Нас миллионы, любовно вырашенные
великой коммунистической партией, род-
ным отцом и учителем товарищем
Сталиным, — пишет, заключая книгу, зу-
борезчица Уральского автозавола имени
Сталина Н. Назарова.—И каждый из нае
считает для себя самым дорогим. самым
	заветным —— неустанно трудиться во имя
коммунизма».
	Начало учебного 1004
	В СТАРЕЙШЕМ РУССКОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ -
	Сегодня сотни тысяч студентов начинают.

свой новый учебный год.
(Среди советской молодежи заслуженной
популярностью пользуется Московский го-
сударственный университет имени Ломоно-
сова. В беседе с корреспондентом «Правды»
ректор университета академик A. H. Heeme-
янов рассказал: —

— В старейшем русском университете
сегодня начинается 196-й учебный год. В
нынешнем году ‘в: его многотысячный сту-
денческий коллектив Влилось 2.100 юно-
шей и девушек, зачисленных Ha первые
куреы 12 факультетов. Они съехались из
разных концов Советекого Союза.

Среди принятых на первый вуре — пред-
ставители пятидесяти - национальностей.
Для отбора студентов из национальных
республик были евозданы приемные комие-
сии при местных университетах и инети-
тутах в Якутии, Башкирии, Дагестане, Се-
верной Осетии, Азербайджане, Армении,
Киргизии. Много заявлений было подано
окончившими срелние школы с золотой и
серебряной медалями.

В числе студентов нового’ приема — уча-
стники Великой Отечественной войны, пе-
редовики промышленных предприятий,
колхозов и ©0зхозов. Поступавшие в универ-
ситет юноши и девушки показали на прием-
ных экзаменах глубокие и разносторонние
знания.

— Забота партии, правительства и
товариша Слалина о Московском универси-
тете, — заявил в заключение А. Н, Не-
смеянов, — вдохновляет наш коллектив на
дальнейшие успехи в учебно-воспитатель-
ной работе в новом учебном году.

УСПЕХИ НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЫЯ
	КИЕВ, 31. (Норо. «Правды»}. Шесть ©
половиЕой миллионов учащихся Украины
начинают 1 сентября новый учебный год.
В нынешнем году школы получили боль-
woe количество учебников и учебно-
наглядных Нобобий, пополнились учебные
кабинеты, библиотеки. Школьные помеще-
ния отремонтированы, оборудованы, обеспе-
чены топливом. Многие школы начнут учеб-
ный год в новых, только что отстроенных
зданиях. В республике сейчас насчитывает-
ся 29.5 тысячи школ.
	Большая работа по подготовке школ. в но-
вому учебному году проведена в западных
областях. Там открыто дополнительно 48
школ. Вроме того, 123 семилетних школы
реорганизованы в средние. В школы
областей послано-в этом году около восьми
с половиной тысяч учителей.
	Церед началом учебного года в районах
ий городах реснублики прошли учительские
совещания. На них были обсуждены вопро-
сы, связанные с дальнейшим улучшением
учебно-воспитательной: работы.
	НОВЫЕ ШЕОЛЫ БЕЛОРУССЫИ
	МИНСВ, 31. (Морр. «Правды»). Среди
прекраеных зланий возрождающейея бело-
русской столицы много школ. С каждым го-
дом количество их вее увеличиваетея“ Но-
вое благоустроенное помещение получили
учащиеся 42-й средней школы. Это одно
из лучших школьных зданий города. В кем
просторные, светлые классы, хорошо обо-
рудованные физический, химический и био-
логический кабинеты, библиотека, большой
спортивный зал.
	Ь началу учебного года в городах и селах
республики построено более четырехсот но-
вых школ. Всего после войны в Белоруссии
восстановлено и возведено заново около трех
се половиной тысяч школьных помешений.
	Школ в республике стало на несколько
сот больше, чем было ло войны.

АРТА изн
	тийная организация
	`Из этого факта партийная организация
не извлекла никакого урока. В течение се-
зона она не выдвинула перед обкомом ни
одного насущного вопроса работы театра.
А их очень много.

Обсуждение спектаклей, разбор актерско-
го исполнения осуществляется здесь пре-
имущественно критиками, приезжающими
по заланию Всероссийского театрального
общества. Итоги этих разборов нигде не под-
водятея и выводы не делаются. Справедли-
вые замечания нередко остаются нереализо-
ванными.

Так, в частности, произошло с обсужде-
нием спектакля «За вторым фронтом». При
постановке пьесы была приглушена ее
основная тема — столкновение двух миров.
Почти все внимание режиссера и актеров
было обращено на психологические пережи-
вания членов семьи Кросби. Главный ре-
жиссер и на сей раз отверг правильные кри-
тические замечания, и спектакль не полу-
чил должного патриотического звучания.
Прислушаться к критике, добитьея 06у-
ществления справелливых замечаний, помо-
гающих усилить идейное качество епек-
такля, было прямым долгом коммуниетов
театра. Но они этого не сделали.

Партийная организация ограничивается
лишь слушанием доклалов дирекции 06
итогах работы за год или за сезон. Но
й по этим докладам принимаются крайне
общие решения. № тому же и выполнение
их никем не контролируетея и не обеспе-
чивается.

Тяжелым грузом лежат на Тульском те-
этре последетвия неудовлетворительной ра-
боты в прошлом году. В пелях уменьшения
дефицита руковолетво театра решило раз-
дробить труппу на мелкие коллективы, что-
бы давать одновременные выступления в
нескольких местах. При этом не было про-
явлено заботы 06 улучшении качества. спек-
таклей, о повышении актерского маетер-
ства. :

Порочная практика работы театра отри-
цательно проявилась во время летних га-
стролей. В ущерб идейно-художественной
полноценноети спектаклей, руководствуясь
лишь коммерческими соображениями, здесь
сделали етавку на «кассовую», развлека-
тельную пьесу. Современные советские
пьесы составляли меныше одной трети по-
вазанных спектаклей. По «гастрольным 0б-
стоятельствам» (так записано в решении
Е из общих собраний в театре) были

озобновлены спектакли «Не ждали» (пока-
ых 12 раз) и «Мачеха».

В актерском коллективе раздавались oT-
дельные голоса протеста против такой «ли-.
нии» руководетва театра. но не поддержан-
	Рост активности колхозных парторганизаций
	зах области. эти организации, как правнло.
	‚мноточисленные. Во многих из них избраны
	партииные бюро. Первые шаги новых пар-
тийных организаций показывают, что они
энергично берутся за свою работу. ~
Новые партийные организации основное
внимание сосредоточивают на расстановке
своих сил на важнейших участках колхоз-
ного производетва и развертывании широ-
кой массово-политической работы, на реше-
нии перспективных вопросов. Так, на-
	Пополнение кадров
пропагандиетов
	ИЗВЕВСВ, 31. (Спец. коро. «Правды»).
Партийные организации Ижевска широко
используют на пропагандистской работе
коммуниетов, окончивигих городекой вечер-
ний университет маркеизма-левинизма. Ha
новый учебный год 114 выпускников ут-
верждены пропагандистами в районных и
заводских партийных школах. кружках по
истории партии и изучению биографий
В. И, Ленина и И. В. Сталина. 55 человек
выделены консультантами в помощь само-
стоятельно изучающим марксизм-ленинизм.

одного театр
	ная партийной организацией критика глу-
пилась. По окончании гастролей из театра
вновь ушла значительная группа актеров,
НО И ЭТО не тревожит партийную организа-
ЦИЮ.

Запущенный участок в Тульском теат-
ре — идейное воспитание коллектива. В го-
родской университет маркеизма-ленинизма
в прошлом году было принято 16 работни-
ков театра. Но только трое актеров сдали
переволные экзамены в университете.

Партбюро принимало решения 0 необхо-
димости повышения политических знаний.
Но трудно осуществлять решения, если
сами члены бюро не проявляют особого
интереса к овладению теорией. В запущеп-
ности идейно-политического воспитания ий
кроются причины низкого уровня’ работы
партийной организации и нетерпимого отно-
шения к критике.

Тульский обком ВЕЦ(б) не. уделяет. вни-
мания партийной организации областного
театра, глубоко не вникает в жизнь твор-
ческого коллектива. Характерный факт:
будучи на одном из партийных собраний в
театре, представитель обкома заведующий
сектором культиросветработы А. Залутов-
ский свое выступление посвятил... наведе-
нию порядка в зрительном зале.

А. Залуговский да еще заместитель заве-

дующего отделом пропаганды и агитации
А. Федоров — единственные представители
обкома партии, которые хоть изредка бы-
вают в театре и беседуют е его работниками,
С горечью рассказывают актеры, что даже
на премьерах не видят они сокретарей и
других руководящих работников обкома.
. В декабре прошлого года ` бюро обкома
ВЁП(б) обсуждало работу областного отдела
по делам искусств. При этом большое вни-
мание было уделено театру, деятельность
которого подверглась резкой критике. Каза-
лось, на основе решения обкома первичной
парторганизации  надлежалю разработать
практические мероприятия по улучшению
работы коллектива. Но с этим ренением в
обкоме не сочли нужным ознакомить даже
секретаря парторганизации.

Представители горкома и райкома партии
также время от времени бывают на собра-
ниях коммунистов театра. Но не было слу-
чая, чтобы кто-нибудь из партийных работ-
ников подробно поговорил © коммунистами
H секретарем партбюро о содержании пар-
тийной работы в театре, о том, как следу
поставить обсуждение творческих вопросов,
организовать идейное воспитание творческо-
го коллектива.
	В. МАЛЫХИН.
(Корр. «Правлы»).
г. Тула.
	пример, партийной организацией колхоза
«Врасная заря», Нриморекого района, по-
ставлен перед райкомом партии вопрос 06
оказании помощи колхозу в электрифика-
ции, проведении землеустройства и разра-
ботке плана постройки новой деревни:

Участники совещания высказали поже-
janie, чтобы обком и райкомы партии
усилили руководство колхозными первич-
ными парторганизациями.
	Чефство над молодыми

машинистами
	ВОРОШИЛОВТРАЛ, 31. (Корр. «Правлы»),
	Ь этом году. на работу в депо етанции Нопа.с-
ная пришло много выпускников школы
паровозных машинистов.
	По инициативе партийной организации
катровые мнинисты берут шефетво над мо-
лодыми паровозниками. Старые машинисты
охотно передают молодым свой опыт работы.
Они помогают им изучить профиль пути,
особенно в местах, трудных для вождения
поездов в зимних уеловиях.

К пятнадцатилетию стахановсокого движе-
ния ‘Профиздат выпустил КНИГУ «Нас
вырастил Сталин» *. Это сборник рассказов
лауреатов Сталянских премий —— Рабочих и
мастеров. Раскрывая идею, завлюченную в
названии книги, материалы сборника выра-
	зительно иллюстрируют размах стаханор-
ского движения, подъем культурно-техниче-
ского уровня’ рабочего класса.

Авторы книги удостоены высокой награ-
ды за славные дела, свершейные ‘ими В
1949 году. Четвертый год послевоенной
пятилетки быт отмечен ростом. боциалисти-
ческого соревнования и новаторотва. За этот
год: советские люди значительно умножили
свой производственный опыт, обогатили его
новаторскими изысканиями и достижения-
ми. Пенность сборника «Нас вырастил
	Сталин» определяется прежде’ всего тем,
что `0б этом замечательном опыте раюеказы-

ват сами творцы его, передовые люди про-
мышленности.

Книга, кок зеркало, отражает рост ©0-
ветского производства. Показательно, что
значительная часть авторов — Шесть чело-
век — мастера скоростных методов. Это 2ю-

ди разных профессий—фрезеровитик Д. Ма-
кеев. токари И. Подвезько и Г. Нежевенко,

бурильшик И. Куприянов. мастер И. Белов,
проходчик А. Медведев. Но путь У НИХ
один — путь дерзаний, преодоления пре-
патетвий. новых дерзаний и норых успехов.
	Вот Дмитрий Михайлович Макеев, фрезе-
ровщик Воломенского завода тяжелого стан-
костроения. Церейля на скоростную работу,
он в своих творческих поисках пришел в
мысли заменить однорезцовую Фрезерную
толовку многорезцовой.

«..Мы провели многочисленные опы-
ты, постепенно увеличивая‘ количество
резцов, — пишет .стахановец.—Это была
по существу научно-исследовательская
работа.  Завершилаеь она применением
оригинальной фрезерной головки, в кото-
рую собрано восемь резпов © отрицатель-
ными передними углами».
	Макеев достиг ускорения резания по
сравнению © обычным режимом в десять раз.
	Есть ли, однако, предел для дерзаний
новатора? Такого предела нет. фрезеровщик-
скоростник стал еще и многостаночником.
Сначала два, потом три станка. Пятьеот —
шестьсот процентов нормы...
	В делах этого рабочего-новатора высту-
пают черты, присущие всем нашим ста-
хановпам.
	«Таков уж закон советеких людей —
никогда не успокаиваться на достигну-
том, постоянно стремиться к, новому и луч-
шему», —
	пишет другой из авторов книги, строгаль-
щик завода «Электросила» имени С. М.
Кирова Б. Лежнев.
	золотое качество наших передовых лю-
дей— чувство нового-——помогает им ломать
устаревашие представления и нормы, едавая
в архив отжившие свой век технологические
инструкции, Чтобы зорче полмечать новое и
умело внедрять его в производство, стаха-
новцам_ нужно глубокое и всестороннее
знание дела. В нынешних условиях, как пи-
шет один из авторов книги, без-знания фи-
зики, математики, механики, маптиноведения
	нельзя работать творчески. Трух рабочего
	все более сближаетея е инженерным трудом.
	Зуборезчик Уралмашзавода В. Пономарев
рассказывает о том, как его попросили про-
честь лекцию в Политехническом инетитуте:
	«Обложилея я технической литерату-
рой, ‘чертежи пюлготовил. Готовлюсь, и
удивительно мне: рабочий я или техник?»
	Из раесказа токаря Одесского завода ра-
дпальных станков Г. Нежевенко читатель
узнает, что этот рабочий состоит членом
ученого совета механического факультета
	* «Пас вырастил Сталин». Рассказы лау-
реатов Сталинских премий. Профизлат. 1950 г.
	Б январе Тульский областной театр про-
водил конференцию зрителей. Докладчик —
главный режиссер театра В. Лебедев гово-
рил в наполовину пустом зале. Немного ока-
залось и желающих выступить. Тем не ме-
нее высказывания зрителей векрыли серьез-
ные недостатки в работе театра.
	В его репертуар просачиваются малопен-
ные в идейном и художественном отноше-
нии пьесы, из-за текучести актерского со-
става снижается уровень спектаклей. Зри-
тели критиковали свой театр за отрыв от
общественности, за слабую помошь худо-
жественной самодеятельноети.

Критика была справедливой. Однако в
заключительном слове главный режиесер
грубо отверг все замечания зрителей. Он
обвинил выступавших в незнании дела, в
предвзятости и заушательетве. Естественно,
такая конференция не способствовала улуч-
шению работы театра, укреплению его
связи со зрителями.

Вак же реагировала партийная организз-
ция на такое недопустимое отношение к кри-
тике со стороны главного режиссера театра
члена партии В. Лебедева? Никак! Ё столь
серьезному факту она отнеслась совершенно
безучастно.

И это не случайно. Партийная организа-
ция театра не оказывает своего активного
влияния на коллектив, не ставит на 0бсу-
Жждение вопросы художественного творче-
ства. Не было случая, чтобы в повестке дня
партийного собрания когда-нибудь значился
творческий отчет актера-коммуниста.

За последние лва года коммунисты тват-
ра лишь ‘однажды обсуждали вопросе 06
идейно-художественном качеетве поставлен-
ного спектакля, и то не по своей инициа-
тиве. Обсуждение состоялось после того, как
в местной газете появилось письмо группы
слушателей областной партийной школы о
недостатках показанной театром пьесы
«Успех» Е. Минна и А. Минчковекого.

У партийной организации была возмож-
ность во-время разобраться в пьесе и опре-
делить свое мнение задолго до ее показа. Во
время работы над спектаклем некоторые
коммунисты высказывали свои сомнения в
целесообразности его постановки. Но пар-
тийная организация прошла мимо этого, не
поставила перед обкомом партии вопроса о
порочноети пьесы. А согласно Уставу
ВКП(б), она, как парторганизация учре-
жденческого тина, обязана была о недочетах
в работе администрации сигнализировать в
руководящий партийный орган.

В обкоме тоже формально отнеслись к
утверждению репертуара. В результате
театр поставил слабую пьесу, которую вы-
нуждены были потом снять © репертуара.
	СИМФЕРОПОЛЬ, 51. (Порр. «Правды»).
Здесь состоялось областное совещание сек-
ретарей первичных партийных организаций
Ерупных колхозов.

Секретарь обкома ВЕП(б) тов. Полян-
ский рассказал участникам совещания 0
состоянии оргонизационно-хозяйственного
укрепления укрупненных колхозов и`о роли
в этом деле первичных партийных органи-
заций. Партийные организации образованы
теперь почти во всех укрупненных колхо-
	Партийная работа
в школах
	YRAJOB, 31. (По телефону). Накануне
нового учебного года обком партии провел
первый областной семинар секретарей
школьных партийных организаций.

Участники семинара заслушали и обсуди-
ли доклад о задачах школьных партийных
организаций, а также несколько пелитиче-
ских и методических докладов. Особенно
большой интерес вызвал доклад о состоянии
и задачах преподавания русского и других
языков в свете работ товарища Сталина
«Маркеизм и вопросы языкознания».

РИ

И
Ч

СТ
	it
		520 стр., тираж 50 тщые. экз., цена 11 руб.   Ол. КОРЯКОВ.

cate nak em Le нЕ ив БЬЕТ.

Сталинские труды по языкознанию
И советская школа
		За последние месяцы произошел глубо-
кий переворот в советском языкознании.
События развертывались с быстротой и еи-
‘WOH, возможной лишь в нашем государстве,
в, котором общественные интересы науки
органически связаны е живыми потребно-
стями и культурными нуждами народа.

9 мая ©. г. в «Правде» была открыта
свободная дискуссия по вопросам языко-
знания «с тем, чтобы путем критики и са-
мокритики преодолеть застой в развитии
советского языкознания и дать правильное
направление дальнейшей научной работе в
этой области». Борьба мнений еосредоточи-
лась вокруг основных вопросов языкозна-
ния. Между советеклми языковедами обна-
ружились резкие разноглаеня в оценке
лингвистической теории акад. Н. Я. Марра
ий его «учеников», теории, которая выла-
валась ее сторонниками за выешее дости-
жение маркеистеко-ленинского язывозна-
	НИЯ.
	мального «сравнительно» исторического ме-   учении Н. Я. Марла:
	тода буржуазного языкознания и другие.
	Понятие семьи языков в этой ‘программе   знания:
	узевии п. 41. марра, критика формального
сравнительного метода буржуазного языко-
знания; маркеистеко-ленинское учение 0
языке как об исторически складывающемся
явлении, обусловленном социально-экономи-
ческим процессом, — и так далее, все в
том же духе.

Легко заметить, что у представителей
теорий Марра или так называемого «нового
учения о языке» сложилея шаблон или тра-
фарет построения прохрамм. Все эти «мар-
ристекие программы», начиненные одними и
теми же неправильными, немзрксистекими
формулами, различались между собой лишь
в конкретной части, касающейся материала
разных языков. Нричем эта конкретная
часть нередко механически ировалаеь с
очень. старых программ, Основфые же мето-
дологические положения! прогр ыы как буд-
то переписаны с одного“тина \ого образца,

пущенного в ход кем-то и «учеников»
ХР а 1$

неправильными формулами, на базе которых
невозможно развивать советское языкозна-
ние. Многие из этих учебников заражены
болезнью «нового учения 0 языке». Еели
студент откроет, например, книгу Р. 0. Шо
в Н. С. Чемоданова «Введение в языковеле-
ние», то он почти на каждой странице
найдет какую-нибудь из ошибочных, немар-
коистеких формул теории Н. Я. Mappa.
Вот пример: «Язык... по пути своего ието-
рического пролвиженил претерпевает корен-
вые сдвиги, когда одно качественное cocroa-

ние переходит в другое качественное состоя-
ние, Промежутки между этими качествен-

ными сменами именуются стадиями, харак-
теризующими ступенчатое, как говорит
Н, Я. Марр, дхвижение речи... Понятие cra
дии выступает, следовательно, как основа
Hoe при построении истории языка»
(Р. 0. Шор и Н. С. Чемоданов. «Введение в
языковедение», 1945 г., стр. 234).
	В трудах товарища Сталина векрыта
ошибочность теории стаднального развития
языка. И. В. Сталин учит, что переход от
одного качества языка к другому качеству
происходит «путем постепенного и лли-
	RAP MAVEN БН АУД 6-10 и учеников»
Н. Я. Марра. т

В таких приемах составлейия программ
наглядно обнаруживалиеь засойные явло-
ния в учении Н. Я. Марра, которсе для са-

мих учеников Марра уже был не только не

«Повым», но и не наводившизни на какие
а а О
	воъявляетея «расистевим»; сравнительно-   языке вак 00 исторически складывающемея
исторический метод рассматривается как   явлении, обусловленном социально-экономи-
своеобразный резкдионно-буржуазный ра-   ческим процессом, —и так далее, вее в
ковый нарост. Таким образом, программа   том же лухе.
	этого важного, основного метолологичееского
	курса по языкознанию была насквозь про-   теорий Марра или так называемого «нового

п иняты. Из: - ,

ca vacéutie sant а ен низана немаркеистскими взглядами, в корне   учения о языке» сложилея шаблон или тра-

и ОО и обра-   ПРоТиворечащими сталинскому учению о фарет построения программ. Все эти «мар-
‹ мы» j

зования. Составлены новые программы по   ЯЗЫК. Достаточно сопоставить ‘некоторые   ристекле программы», начиненные отними п
	всем предметам разных языковедческих
ЦИКЛОВ.
	Нрежние программы, отражавшие прин-
ципы учения Н. Я. Марра, так называе-
мого «нового учения о языке», страдали
многочисленными крупными пороками.
В числе этих пороков были: неправильное,
немарксистское понимание общественной
сущности языка, — отношение к языку, как
Е надстройке над экономическим базисом:
теория класеовости языка, противоречащая,
по словам И. В. Сталина, всему ходу исто-
рии народов и языков; беззаетенчивая,
рекламная пропаганда всех вульгарно-ма-
териалистических и идеалистических поло-
жений и предположений Н. Я: Марра и его.
«учеников»; неизбежно вытекавший отею-
да антиисторизм, сопровожлавшийея KDBE-
ливым шельмованием сравнительно-ието-
рического метода и высокомерным третиро-
ванием всех достижений  еравнительно-
исторического языкознания в области изу-
чения групп (семей) языков, в области
изучения языкового родства таких наций,
как, например, славянские.

Немарзеистекая, неправильная целевая
установка прежних языковедчееких про-
грамм непосредственно очевидна при анали-
3е их содержания с точки зрения сталин-
свого учения о языке. В программе по курсу
	введения в языкознание, составленной
проф. Н. С. Чемодановым, выдвигались, на-
пример, такие вопросы: язык как обще-
ственно-идеологическая категория; учение
Н. Я. Марра о качественном (стадиальном)
развитии языков; гипотеза Mappa о первич-
ных элементах звуковой речи; влияние
классовой идеологии на развитие националь-
ных языков в капиталистическом обществе;
общественно-историческая и классовая обус-
ловленность значения слова; критика фор-
t
	из приведенных здесь формулировок про-
граммы с такими, например, положениями

учения И. В. Сталина о языке:
— Марксист не может считать язык над-

стройкой нал базисом:
	Академик В. ВИНОГРАДОВ
>
	Работы И. В. Сталина по вопросам языко-
знания внесли яркий свет-во все сферы, во
все области языковедческой науки и ее
практического применения. Определились
пути и задачи марксистского языкознания.
Изменилась организация научно-иселедова-
тельской работы в области лингвиетики. В
направлении, указанном И. В. Сталиным,
начала двигаться и развиваться теоретиче-
ская мыель советских языковедов и фило-
софов. Осознана необходимость полной пере-
стройки всей системы подготовки специали-
CTOB но разным отраслям языкознания.
	циквидация аракчеевекого режима в язы-
кознании, отказ от ошибок Н. Я. Мавра.
	внедрение марксизма в языкознание —— вот

путь, на котором, как указал И. ВБ. Сталин,
можно оздоровить советское языкознание.

Сейчае, на пороге нового учебного года,
вопросы постановки языковедчееких дис-
цинлин в высших филологических учебных
заведениях нашей страны, а также вопросы
обучения языку в средней и начальной шко-
ле приобретают особенно острый и жизнен-
ный интерес.

В выеших филологических учебных за-
ведениях (на филологических факультетах
университетов и педагогических инетиту-
тов, в институтах иностранных языков п
вообще в институтах, имеющих своей за-
дачей подготовку филологов ¢ широким
языковедческим кругозором) характер по-
строения всех курсов но языкознанию, их
методологическая база, их общие понятия

предносылки должны целиком опреде-
‘ляться руковолящими указаниями власси-
‘ков марксизма-ленинизма.
	В свете основополагающих  радот
И В Сталяна постановка куреов по лин-
	гвистическим дисцичлинам должна подверг-
нуться коренно? тройке. Конкретные
		а А EIEIO EERE RINGER ANU EO TO

— Трудно найти что-либо марксистское   очень. старых программ, Основтые же мето-

WTI TY wma wvrea wrtarmnt me ewe...
	$ теории стадиального развития языка;
— История говорит, что напиональные
	языки являются не клаосовыми, & общена-   пущенвого в хол кем-то и
	DOTHEIMH языками.
	Программа по исторической грамматике
русского языка, составленная проф.
Ф. П. Филиным, характеризуется теми же
ошибочными установками «нового учения о
языке» Н. Я. Марра. В ней говорилось:
	ran.   ЧО9ВЫ@ размышления. Отеюда, 1! „т  299 Навоваопил оломентов нового Ra-
в п 5 . юда Тюожно заклю- р ery р .
«Методологическая основа курса — глав- чить, как велик был вред, на   есенный. по- чества, новой структуры языка, путем по

The положения  маркеистеко-ленинекого   лобными программами государ! твенному де-   Тепенного отмирания элементов старого
языкознания, выдвинутые классиками мар-   лу подготовки снециалиетов а y 19 качабтваю,
кгизма-лониннома п паолоабллтонитто сотах meee oo 9 4
	всизма-ленинизиа и разработанные акад.
Н. Я. Марром и его продолжателями».
	ем, Н какое широкое поприш} для свобол-

ал Пир оба о
	АСК. “

i}
ного научного маркеистекого   исслеловани
	  «Говорят,— продолжает далее И. В. Сталин,
—— что теория етадиального развития языка
Является марксистской теорией, так как, она
признает необходимость внезапных взрывов,
как условия перехода языка от старого
качества к новому. Это, конечно, неперно,
ибо трудно найти что-либо мареойстское
В этой теории» (Н. Сталин «А рксизмы и
вопросы языкознания»).

Только развертывание пибокой иселедо-
вательской работы во весх областях и отра-

слях языкознания, создание новых марксист-
ских учебных пособий и учебников по

гвиетов в полному освобождению от ошибок
Н. Я. Марра, к глубокому внелрению мар-
геизма в языкознание, в языковедческие
вурсы, в систему филологического 0бразова-
ния. При этом следует всегда руководетво=
	У BOTRCH yRasanHem If. B. Craanna, gro «HE
rw WA y

олы Ww ! ‘  Бакая наука не может развиватьея и пре-
ЫГ. . rHe- anil,
Старые учебники 0 13 Ti (4€CRMM дис-   успевать без борьбы мнений

без свободы
плинам  наполневы. Е Жсистекими,   критики».
	В дискуссии с одинаковой ретнительно-
стью и свободой раздавалиеь голоса и кри-
тиков, и защитников теории Н. Я. Марра.
В ходе дискуеспи чрезвычайно наглядно и
для всех очевидно раскрылась невероят-
ная путаница взглялов пс самым важным
вопросам языкознания, парившая среди
большей части советских лингвистов. =

Полную ясность в коренные вопросы
языкознания внеели гениальные труды
товарища И. В. Сталина — «Относительно
марксизма в языкознании», «№ некоторым
вопросам языкознания» и «Ответ това-
ришам», объединенные позднее в издании
«Марксизм и вопросы языкознания». В этих
трудах не только разоблачена антимаркеист-
Chal сущность лингвистических взглядов
Н. Я. Марра и его последователей, во с не-
обыкновенной ясностью, точностью, с неос-
норимой силой убеждения и глубиной обое-
	нованы главные поло’«“еня нарксистекого
языкознания. А
		PERE AM EINE SE REST

В числу «главных положений марксист- Языков было открыто тингви ‘там трудами
сво-ленинского языкознания» здесь, между   И. В. Сталина.

ПАУ. читала нача prereset 2h НЕ ар Че
	прочим, отнесены такие принципы Так на-
	Нозая постановка языковед! ских курсов
в свете гениальных работ И. В, Сталина тре-
бует от советских языковедов б\ лыного твор-
ческого нзпряжения, большог! созидатель-
ного труда. Важдый преподав тель языко-
	зываемого «нового учения о языке», как В свете гениальных

«происхождение известных нам групп и бует OT CoBeTCRUY а
	систем из многочисленных древнейших
языков первобытного общества в путях
сложного процесса схождений и расхожле-
	Е С УС

ций и качественное изменение древних язы- еж ны ое ыы
ковых тинов в современные, стадиальноеть ию материала  вурса ед

в развитии речи» ит. п Тут же указыва- ственно верным путем творчее! ого MaDRCHS-
лось Ha необходимость сокрушительной Ma, тем путем, который указ: 1 товарищем

О а Е ас
	  по созданию
ве трудов
Подготовить
‚Зия, которые
‘сталинского
увная задача
вов выешей
	Сталиным.
	Предетоит огромная работа!
учебных пособий На 00
И. В. Сталина по языкозвания
такие учебники и учебные по!’
отвечали бы задачам ленино, ”
учения о языке, — первая и}
советских языковедов, рабоы
	общности языков в! ЦИПЛИНам
	вритики сравнительно-исторяческого мето-
да и учения о внутренних законах развития
языка, «Эта критика, — по словам проф.
Ф. П. Филина, — особенно важна... в связи е
отсутствием пособий по исторической грам-
матике русского языка, написанных на
оскове нового учения о языке».
	В программе по курсу. «Введение в гер-
манскую филологию», составленной проф.
М. М. Гухман и Н. С. Чемодановым, можно
было прочитать такие Формулы и темы:
проблема материальной обтинла а