3 СЕНТЯБРЯ 1950 г., № 246 (11718)
	ШИГИТСЯ И КРЕПНЕТ. ДВИЖЕНИ
	СТОРОННИКОВ МИРА
	Сторонники мира продолжают расширять кампанию, напра-
	вленную на запрещение атомного оружия, требуют сокра-
щения ‚ всех видов. вооружений, осужлают пропаганлу
			ПОЛЬША
	‚ за новую войну.
	Протест депутатов
Национального собрания
Франции
	ПАРИЖ, 2 сентября. (ТАСС). Депутаты
Национального собрания от департамента
Сена Фернан Гренье и Дениза Жиноллэн по-
сетили министерство внутренних дел и за-
явили статс-секретарю Эжену Toma протест
против запрещения распространения во
Франции журналов «Советский Союз», «Со-
ветская женщина» и «Советская литера-
тура».

Кроме того, Фернан Гренье и Дениза, Жи-
ноллэн указали статс-секретарю на недо-
пустимость того факта, что книги, послан-
ные из Москвы в частные адреса, были
конфискованы на французской таможне.
Тома не емог ответить ничего вразумитель-
ного по ‘поводу фактов, указанных депута-
тами Национального собрания.
		ПОЛИТИКА АГРЕССИИ
	ОБРЕЧЕНА НА
	военного строительства в Японии. Нод

видом Tak называемой «полиции» бы-
стрыми темпами восстанавливается япон-

ская армия. Недавно Макартур отдал приказ
о сформировании «резервного полицейского
корпуса» в 75 тысяч человек, и. таким 0б-

разом, численность «полиции» прибли-
жается ктремстам тысячам человек, т.е. пре-
вышает довоенную в шесть раз. На помощь
битому в Корее американскому воинетву
Макартур торопится послать японских на-
емников, вербуемых среди подонков обще-
ства. Обнаглевшие реваншисты во главе
© японским Эквислингом Иосида открыто
заявляют о поддержке американской агрес-
CAH против азиатских народов.

С каждым днем усиливается закабале-
ние Японии американским капиталом.
85 процентов промышленных корпораций
Японии уже находятся под контролем круп-
нейших американских концернов. Капитало-
вложения США в японскую экономику
достигли к началу 1950 года 2,5 милли-
арда долларов, т. в. увеличились по ерав-
нению с 1936 годом в 650 раз. Японские
монополии и банки выступают в роли млал-
ших партнеров Уолл-стрита, извлекая свою
долю прибылей в результате жесточайшей
эксплуатации японских трудящихся.

Захватив командные посты в `японской
экономике, Соединенные Штаты интенсив-
но восстанавливают военно-промышленный
потенциал Японии. В связи с подготовкой
в нападению на Корейскую народно-де-
мократическую республику правительство
США еще в начале этого года передало
японским конпернам большие заказы на
вооружение. По официальным японеким
данным, штаб Макартура с начала войны в
Корее по 19 августа разместил в Японии
военные заказы на сумму в 13.379 мил-
хионов иен.

Хозяйничанье американских империали-
стов в Японии принесло новые бедствия
япояскому ‘народу. Цены на продовольствие
и предметы первой необходимости возросли
по сравнению © довоенным периодом более
чем в ето раз, заработная плата равна лишь
половине нищенской заработной платы
1939 года. Число безработных уже достиг-
ло 13 миллионов человек, по меньшей мере
16 миллионов японцев не имеют жилищ.
’Обнищание народных масс приняло ката-
строфические размеры.

Превращая Японию в базу агрессии на
Дальнем Востоке, американские империа-
листы с помощью предательской клики
Иосида стремятся подавить  демократиче-
ское лвижение японского народа, obecne-
чить свой «тыя» в Японии. Штаб Мак-
aptypa запретил забастовки и демонстра-
ции трудящихся, ввел антирабочие зако-
ны по образцу американского закона Таф-
та——Хартли, поошряет разбойничьи налеты
полиции на помещения демократических
партий и организаций, производит аресты
и судебные расправы над демократами. В
то же время американские власти покро-
вительствуют воённым преступникам, под-
держивают деятельность черносотенных и
реваншиетеких оэганизаций.
	Фашистекая сущность политики амери-
канских империалистов в Японии нашла
свое яркое отражение в разнузданном ан-
тикоммунистическом терроре. В начале ию-
HA Этого года штаб Макартура, как из-
вестно, приказал японскому правительству
запретить политическую и общественную
деятельность членов ИК Японской компар-
тии и руководящих работников газеты
«Акахата» — центрального органа компар-
тии. По всей стране запрещены коммуни-
стические и другие демократические газе-
ты. Цолиция устраивает дикие’ облавы на
коммунистов. Преследованиям подвергаются
все прогрессивно мыслящие люди.

Японекая компартия борется за созда-
ние демократической, миролюбивой Янонии.
Американская военщина и антинародное
японское правительство, нанося удар по
компартии, рассчитывают нанбети удар по

Прошло пять лет со дня безоговорочной
капитуляции империалистической Японии
и окончания второй мировой войны. С чув-
ством глубочайшей благодарности вспоми-
нает все прогрессивное человечество слав-
ный подвиг советского народа и его воору-
женных еил.

Хищнический японский нипериализм на
протяжении многих десятилетий нес раз-
рушения и смерть народам Азии. Волчьй
аппетиты японских самураев не знали гра-
ниц. В памяти народов живы чудовищные
преступления японских милитаристов: раз-
бойничий захват Кореи, оккупация Мань-
чжурии, вторжение в Центральный Китай,
неоднократные нападения ua CCCP, arpec-
сия на Тихом океане, порабощение стран
Юго-Восточной Азии. Империалистичёская
Ялония мечтала разделить се фашистекой
Германией господетво над миром. Однако
планы германских и японских агрессоров
потерпели полный провал.

Советский Союз разгромил гитлеровскую
Германию. Стремясь максимально сократить
сроки окончания второй мировой войны,
ликвидировать дальневосточный очаг агрее-
сии и установить мир и безопасность на
Дальнем Востоке и во всем мире, Советский
Союз — в точном соответствии со своими
международными обязательствами вступил
в войну против империалистической Япо-
нии. Героическая Советская Армия наголо-
ву разбила вооруженную до зубов миллион-
ную Квантунекую армию — основную удар-
ную силу японского импернализма. Доблест-
ные воины страны социализма, избавивигие
человечество от кошмара Майданека и 05-
венцима, спасли его и от ужасов бакте-
рнологической войны, которую лихорадоч-
но готовили японские изверги.

Советская Армия принесла освобожде-
ние не только народам Европы, томившим-
ся под игом гитаеровекого «нового поряд-
ка», но и народам Маньижурии и Кореи,
страдавшим от японских захватчиков.
Победа советского оружия вдохновила на-
роды Азии на борьбу за свободу и незави-
симость, против империалистического раб-
ства. Заря освобождения взошла над Во-
стоком,

В послевоенный период Советский Союз
неуклонно продолжает политику, направ-
ленную к обеспечению мира и безопасности
па Дальнем Востоке. Нредставители СССР в
Дальневосточной комиссии и. Союзном сове-
те для Японии, защищая интересы народов
Азии и самого японского нарола, требуют
неукоснительного выполнения Потедамекой
декларации о ломилитаризации и демокра-
тизации Японии. Они разоблачают маневры
правящих кругов США, отревнихся от Пот-
сдамекой декларации и систематически сры-
вающих работу межлународных органов по
контролю над Японией.

Советский Союз неоднократно выступал с
вонкретными предложениями о быстрейшем
заключении мирного договора © Японией.
Однако правительство США отвергло эти
нредложения и упорно саботирует заключе-
ние мирного договора, основанного на Пот-
сдамской декларации. Американские захват-
чики стремятся навязать японскому народу
сепаратный «мирный договор», ничем не
отличающийся от западногерманского ок-
купационного статута. Непременное усло-
Bue Этого «договора» — предоставление
Соединенным Штатам японских военных
баз, т. е. продление оккупации страны на
неопределенный срок с целью дальнейшего
ее закабаления.

После провала захватнических планов
американского империализма в Китае пра
вящая клика США в большей степени, чем
когда-либо, делает главную ставку на Яно-
нию как базу для военных авантюр
против Советекого Союза и национально-
	освободительного движения в Азии.
Американские империалисты, . развязав
	агрессивную войну в hopee, используют
для этой пели японские авиационные и
морекие базы и расширяют масштабы

мускулатуры. Нередко в редакциях расска-
зы неряшливо обрабатывают, в сыром виде
выпускают в свет, забывая © том, что
рассказ, в котором на малой площади нужно
многое сказать, требует от писателя вдохно-
венной работы, строгой отточенности каждой
фразы, яркости каждого эпитета.

Но если «тонкие» журналы, и в частно-
cru «Огонек», являющийся по положению
своему основным журналом советской. новел-
лы, несмотря на обилие материалов еред-
них, а порой и вовсе неудачных, вее же да-
ли советской литературе серию хороших и
интересных рассказов, то таким ведущим
журналам, как «Знамя», «Новый мир»,
_ «Октябрь», в в этом отношении вовсе нечем
  похвалиться. Весь прошлый и восемь меся-
es этого года они вообще рассказов не пе-
 чатали. Вее реже и реже появаяются рас-
еказы на страницах газет.

Писатели, среди которых есть немало от-
личных, влумчивых, острых и талантливых
рассказчиков, все реже обращаются к этой
прекрасной литературной форме. Уже давно
молчат как рассказчики Н. Тихонов, В. Ка-
таев, Л. Соболев, В. Гроссман, обота-
тившие в своё время советекую лите-
ратуру рассказами, замечательными и по
своей художественной силе, и по своему 09-
шественному звучанию. Редко выступают
© рассказами такие опытные авторы, как
П. Павленко, В. Ильенков, В. Овечкин,
Ве. Иванов, В. Кожевников, 9. Грин,
К. Паустовский.

Так почему же именно рассказ отстал
сейчас в своем развитии от других, GypHO
растущих жанров советской литературы?
Почему опытные и талантливые рассказчи-
ки, забывая о форме, в которой они особен-
но сильны, переходят к другим формам
литературы? Почему молодые, растущие пи-
сатели, напечатав два — три удачных рас-
сказа, подчас торопятся позабыть о \своих
удачах в этом жанре и садятся за повести,
романы, эпопеи?

Причина отставания рассказа кроется,
как нам кажется, в том, что за последние
‘годы этот ответственный и боевой жанр
оказался вне внимания литературной 0б-
щественности. Наши литературные крити-
ки миро откликаются на повести и рома-
ны, Но они, как правило, совершенно не за-
мечают даме самых лучших рассказов. Ведь
это факт, что новые полные поэтической
силы сказы П. Бажова, опубликованные в
последние годы, совершенно обойдены кри-
тикой. Первые выступления таких новых
писателей, как ЦП. Кравченко, И. Фролов,
	всему антиимпериалистическому движению
в Японии, хотят сломить борьбу японского
народа за, мир и демократию, за националь-
ную независимость страны. °

Миллионные массы японского народа все
отчетливее осознают, какая угроза на-
висла над их страной. Японские патриоты
усиливают борьбу против превращения
Японии в колонию Соединенных Штатов и
арену новой войны. На улицах японских
городов каждый день появляются листовки,
призывающие к борьбе против американской
политики возрождения японского милита-
ризма, Трудящиеся Японии протестуют про-
тив отправки вооружения из японских пор-
тов в Ворею, использования японеких воен-
ных баз, вербовки в Японии так называемых .
«добровольческих» отрядов, направляемых
в Корею. Японский народ требует запреще-
ния атомного оружия, число подписавшихся
под Стокгольмеким Воззванием приближает-
сяк 2.200 тысачам.
	Через пять лет носле разгрома японекого
агрессора империалиеты США оплакивают
безоговорочную капитуляцию Японии. «Ва-
шингтон ноет» пишет, что «пропагандиро-
вавшаяея во время войны политика безого-
ворочной капитуляции имела вредные по-
следствия», так как в Азни-де «не осталось
стабилизирующей силы», т. е; империа-
листической Японии — жандарма азиатских
натюодов.

Подлая интервенция американской воен=
щины в Ворее, посягательства Соединенных
Штатов на 0. Тайван, разбойничьи налеты
на города Китайской народной республики,
поддержка агрессивных войн английских и
французских вахватчиков свидетельствуют
0 том; что американские империалисты вы=
ступают еще более наглым агрессором,
жандармом народов ‘Азии, чем ‘яюнские
самураи. Несколько ‘дней тому назад
цалач в тенеральеком мундире Макартур
откровенно заявил, что США намерены
«пронести англо-саксонскую цивилизацию
через Японию в Азию».

Олнако агрессивные планы трумэнов и
макартуров, идущих по кровавому пути
германских и японских людоедов, обречены
на провал. Никогда не удастся импернали-
стам США лишить народы Азии плодов
победы нал японскими захватчиками. не
удастся повернуть колесо истории вепаять.
	В международной обстановке на Дальнем
Востоке и во всем мире после второй мировой
BORA! произошли коренные изменения,
Сильнейшим ударом по всей системе импе-
риализма была историческая победа вели-
Кого китайского народа. Огромным вкладом
в дело укрепления мира, является Советеко-
китайский Договор о дружбе, союзе и взаим-
ной помоши, направленный к тому, чтобы
‘не допуетить повторения агрессии и нару-
шения мира со стороны Японии или любого
другого госуларствая которое прямо или кое-
венно объединилось бы с Японией в актах
агрессии. Выросла и окренла Корейская
народно-демократическая реепублика, сумев-
шая дать должный отпор зарвавшимея аме-
риканским агрессорам. Пять лет героиче-
CEH сражается против империалистических
захватчиков Демократическая республика
Вьетнам. Успешно борются за свое 9св0бо-
ждение народы Бирмы, Малайи, Филиппин,
Индонезии. Врепнет могучий фронт мира,
свободолюбивые надоды преисполнены pe-
шимости сорвать преступные планы поджи-
гателей новой войны.

Советский Союз сыграл решающую роль
в разгроме гитлеровской Германии и импе-
риалистической Янонии, Друг и защитник
азиатских народов, CCCP неизменно стре-
милея в быстрейшему урегулированию
послевоенных дальневосточных проблем на
демократической основе’ Верный принцинам
мудрой сталинекой политики мира между
народами, Советский Союз и впредь будет
нерушимо стоять на страже мира и безопас-
ности на Лальнем Востоке и во всем мире.
		Стокгольмеким Воззванием проходит под
лозунгами мира и дружбы индийского на-
рода с народами Советского Союза и стран
народной демократии.

В Биканире собрано 2.300 подписей.
В числе подписавшихся под Стокгольмеким
Воззванием 5 профессоров местного коллед-
жа и известный поэт Мукул. Подписывая
Стокгольмекое Воззвание. директор высшей
школы города Биканир заявил, что он глу-
боко возмущен американской агрессией в
Корее.

Почти 1.000 поднисей собрано в Рам-
пуре.

В Миразпуре еоздан Комитет сторонни-
ков мира, в который входят представители
всех прогрессивных организаций. На mu-
тинге, организованнон этим комитетом,
принята резолюция, клеймащая варварские
бомбардировки американской авиацией Ko-
рейских городов и деревень. Участники ми-
тинга требовали, чтобы индийское прави-
тельство отказалось от своей позиции под-
держки в Совете Безопасности американ-
ской резолюции по корейскому вопросу.
		ВАРШАВА, 2 сентября. (ТАСС). На ве-

чернем заседании Всепольского съезда сто-
ронников мира после окончания прений
и выступления советской делегатки Ванлы
Василевской делегаты съезда единодушно
приняли резолюцию, в которой, в частности,
говорится: 7

Польский съезт сторонников мира от
имени веего польского народа, жаждущего
в мире строить основы лучшей жизни, при-
соединяет свой т0лое к голосу о народных
масс всего мира и требует запрещения
атомного сружия, уничтожения запасов
всяческих срелств массового уничтожения,
требует всеобщего ограничения вооружения
и эффективного контроля над ним, запре-
щения любой агресени и вооруженных ин-
тервенций в отношении между народами и,
в частности, прекращения американской
агрессии в Корее, вывода всех агрессивных
войск с иностранных территорий, прекра-
щения варварских бомбардировок населен-
ных пунктов и гражданского населения и
уничтожения культурных достижений ми-
ролюбивых народов, прекращения ремили-
таризации Западной Германии американ-
скими оккупантами, наказания гитлеров-
ских военных преступников и полного осу-
ществления Потедамеких решений.

В заключение съезда делегаты избрали
членов Всепольского комитета сторонников
мира и делегатов на второй Всемирный кон-
гресс мира в Лондон®.

Первый Всепольский съезд сторонников
мира явился могучей демонстрацией воли
трудящихся масс Польши в миру.
	ФРАНЦИЯ
	Конгрессе Объединения
свободных немецких профсоюзов
	БЕРЛИН, 2 сентября. (ТАСС). На вечер-
нем заседании конгресса после окончания
прений по докладу Алекса Штарка состоя-
лось торжественное вручение «Знамен
мира» профсоюзам—победителям трудового
соревнования, организованного Центральным
правлением профсоюзов в честь 3-го кон-
rpecca Объединения свободных немецких
профеоюзов (ОСНП).

Делегаты конгресса обратились с призы-
вом ко всем трудящимся Германской денмо-
кратической республики еще пгире развер-
путь трудовое. соревнование в четвертом
квартале текущего года за досрочное вы-
полнение народнохозяйственного плана
1950 года. чтобы создать прочную основу
для успешного выполнения первого пяти-
летнего плана.

Затем был утвержден отчет ревизионной
комиссии и заслушано сообщение предсе-
лателя мандатной комиссии.
	Из отчета мандатной комиссии следует,
что на конгрессе присутетвуют 1.468 деле-
гатов, в том числе 936 мужчин и 532 жен-
щины. Вроме того, в работе конгресса в ка-
чЧестве гостей принималот участие 550 пред-
ставителей из Западной Германии.

На заседании состоялись выборы нового
правления ОСНИ.
		ШАНХАЙ, 2 сентября. (ТАСС). Бак пере-
лает Вьетнамекое информационное агент-
ство, заместитель прелседателя подготови-
тельного комитета Вьетнамекого националь-
ного комитета сторонников мира д-р Ле
Динь опубликовал заявление, призываю-
щее весь въетнамский народ усилить кам-
панию по сбору подписей под Стокгольм-
ским Воззванием. В своем заявлении д-р
Ле Динь обратилея к местным государствен-
ным учреждениям и народным организаци-
ям прислать подготовительному комитету
Въетнамского национального комитета сто-

ронников мира данные о сборе подписей.
		ПАРИЖ, 2 сентября. (ТАСС). В период
подготовки ко второму Веемирному конгрес-
су сторонников мира во Франции усили-
вается кампания по сбору подписей под
Стокгольмским Воззванием.

Демократическая печать ежедневно соой-
щает о сборе новых подписей под Сток-
тольмским Воззванием. Так, член Постоян-
ной комиссии оргавизации «Борцы за мир
и свободу» депутат Национального еобра-
ния OT департамента Алье Марсель Пуйз
обратился недавно к мэрам городов депар-
тамента Алье с открытым письмом, в Кото-
ром призывал их подписать Стокгольмекое
Воззвание. На письмо Марселя Пуйэз отклник-
нулись мэры городов Агонж, Шапп, Сэн-
Леже-сюр-Вузанс, Майе-д’Эколь, Шатель-
пероон, Вома, Бесеэ, Шато-еюр-Алье, Энэ-
ле-Пато, Люно, Лаво-Сэнт-Анн и Арфэй. Во
многих из перечисленных городов этого де-
партамента в состав муниципальных ©ове-
тов в основном входят социалисты, радикал-
социалисты и независимые.

ПАРИЖ, 2 сонтября. (ТАСС). Газета
«Фманите» сообщает, что вчера ‘докеры
Руана и Гавра отказались разгружать суд-
но «Помероль», прибывшее во Францию с
американскими военными материалами.
Вначале это судно прибыло в Руан, но из-
за отказа докеров разгружать его оно вы-
нуждено было нокинуть порт. По распоря-
Kenn французекого правительства, «Поме-
роль» было направлено в Гавр, но и здееь
американские военные материалы не были
выгружены, так как гаврекие докеры не
пожелали быть еообщниками поджигателей
	ВОЙНЫ.

ИНДИЯ
	ПАРИЖ, 1 сентября. (ТАСС). Вак со9б-
щила недавно испанская газета «Мундо
обреро», несмотря на жесточайший террор,
в Испании продолжается сбор подписей пол
Стокгольмеким Воззванием. Со всех концов
страны поступают коллективные и индиви-
дуальные письма, в которых говорится о
присоединении к Воззванию. Недавно Воз-
	звание подписали член Мадридской чкаде-
	мии изящных искусств, член Мадридской
академии юриспруденции и законодатель-
ства и многие другие предетавители интел-
лигенциия.

Широкая кампания по сбору подпиеей
под Стокгольмеким Воззванием проводится
среди испанвев, находящихся в эмиграции
в различных странах мира. Но данным газе-
ты «Мундо обреро», под Воззванием уже
поставили свои подниеи свыше 301 тыс.
испанских эмигрантов, в TOM числе
183.333 человека во Франции и Северной
Африке, 35.217 человек в Уругвае, 27.556
человек в Мексике и т. д.

Сбор подписей продолжается.
	ФИНЛЯНДИЯ
	Произвол греческой
	охравьи

АФИНЫ, 1 сентября. (ТАСС). Газета «Де-
мократикое» сообщает, что органами
	зефалии (греческое гестапо) арестована
делегация матерей и жен заключенных,
приговоренных к расстрелу, после того, как
делегация посетила советское посольство.
ч10бы вручить обращение, которое она пе-
редала и доугим иностранным посольствам
(Англии, США, Франпия и Швеции).
		Выступление Трумэна
_ по радио *
	НЬЮ-НОРЕ, 2 сентября. (ТАСС). Вчера
Белый дом транелировал по радио выступле-
ние Трумэна, озаглавленное «Доклад стра-
не». Американский президент предпринял
новую попытку оправдать агрессивную
внешнюю политику США, в частности, аме-
риканскую водруженную интервенцию в Во-
рее, чему он посвятил большую часть своего
выступления. В выступлении содержались
нападки на Советский Союз, которому Тру-
мэн пытался приписать несуществующее
нежелание международного сотрудничества.
Выступление президента Трумэна ‹пред-
назначено для оправаания в глазах амери-
канцев проводимой гонки вооружений и ра-
стущих военных расходов, которые, как он
признал, потребуют от американского наро-
да новых тяжелых жертв. Трумэн вновь вы-
разил претензии США на роль всемирного
руководителя,
	ХЕЛЬСИНКИ, 2 сентября. (ТАСС). Сего-
дня в Финляндии начинается месячник
борьбы за мир. В связи с этим объединение
профеотозов г. Хельсинки опубликовало об-
ращение ко всем членам профсоюзов и всем
трудящимся с призывом усилить борьбу за
мир. В обращении указывается, что к
17 сентября — день, когда в Финляндия
откроется Национальный конгресе сторон-
ников мира,— каждый рабочий, каждый
член профеоюза должен подписать Сток-
гольмекое Воззвание. Обращение призывает
к созданию на всех предприятиях местных
комитетов сторонников мира.
	ДЕЛИ, 1 сентября. (ТАСС). В различных
частях Индии ширится движение сторонни-
ков мира. В союзе княжеств Раджаетан
	успешно проходит ебор подписей под Сток-
гольмским Воззванием. В Джодпуре собрано
более 2.000 подписей. Сбор подписей под

хоротпо знать, что рассказ это не ступень-
ка на пути в большую литературу, а огром-
ный по своему значению жанр литературно-
го творчества, жанр важный. благородный,
трудный, требующий усидчивости, зрелого
мастерства и настоящего вдохновения, что
именно так расценивали эту форму и Чехов,
и Горький, и Алексей Толетой — велико-
лепные мастера этого жанра. Они учили ли-
тераторов взыекательно: выбирать тему рас-
сказа, чтобы тема эта была большой, от-
ражала новое, главное в жизни, чтобы рас-
сказ запечатлевал типичные черты совре-
менного общества.
	«От рассказа требуется четкость изобра-
жения места действия, живость действую-
щих лиц, точность и красочность языка, —
расказ должен быть написан так, чтобы
читатель видел всё, 0 чем рассказывает
автор»,— писал начинающему  литератору
М. Горький, высоко пенивший этот трудный
литературный жанр.
	Великая сталинская эпоха, в которую все
мы имеем счастье жить, отмечена небыва-
лым трудовым подъемом миллионных масс.
Это эпоха грандиозных проектов и гигант-
еких дел, эпоха небывалого расцвета народ-
ных талантов, эпоха небывалого величия
Человека. Ежедневно и ежечасно все ‘зри-
мей, вее ощутительней проступают в нашей
жизни черты коммунизма. И именно рас-
сказ наряду с повестью и романом дол-
жен помогать нашим писателям полнее и
лучше запечатлевать. замечательные собы-
тия. свидетелями которых они являются,
помогать рассказывать о подвигах, свер-
шаемых во славу Родины советским челове-
ком —<амым свободным и красивым чело- `
веком на, земле.
	Поэтому невнимание к рассказу особенно
нетерпимо. Печать, критика, литературная
общественность должны отмечать выда-
ющиеся рассказы и с той же принципиаль-
ностью клеймить всякую халтуру, которая
подчас появляется под этой рубрикой. Все-
ми мерами — от объявления закрытых и
открытых литературных конкурсов до пе-
риодического издания сборников лучших
рабеказов —= мы должны прививать литера-
торам вкус к рассказу и содействовать пи-
рокому творческому соревнованию среди
писателей в создании лучших новелл ©
нашей соротекой жизни.
	сабота о постоянном росте и совершен-
ствовании рассказа — большая задача на-
шей литературной критики и литературной
	оощественности.

В. Кочетов, произведения которых согреты
дыханием современной жизни, остаются до
сих пор незамеченными.

«Литературная газета», печатающая 0бо-
зрения «толстых» журналов, ни разу даже
не упомянула о художественных произведе-
ниях, выходящих в журналах «тонких».
А ведь, казалось бы, кому, как не органу
Союза советских писателей, располагающе-
му изрядным местом, надо показывать при-
мер чуткого отношения к литературным
явлениям, радоваться появлению каждого
нового яркого имени и жестоко бичевать
халтурщиков, использующих выеокообязы-
вающую рубрику «рассказ» для того, что-
бы проташить на страницы журнала не-
брежный плод ленивого ума.

Автор рассказа в отличие от автора по-
вести или романа не встречает серьезной,
внимательной, глубокой критики своих про-
извелений по мере их публикации и полу-
чает общественную оценку своего труда
только е выходом сборника. Отдельно вы-
ходящие рассказы, как бы хороши они
ни были, критики вообще не замечают.
Именно это невнимание к ответственному
художественному жанру и служит одной из
причин того, что с рассказом сейчас небла-
Гополучно.

На президиуме Союза советских писате-
лей, где обсуждался вопрос о рассказе, мо-
лодой литератор, вступивший в литературу
несколькими талантливыми рассказами, с
болью говорил о том, как в <толетых» жур-
налах этот жанр пренебрежительно игно-
рируетея. Поздравляя его © успехом ero
рассказов, известные литераторы всерьез
заявляли ему:

— Рассказ — это хорошо, но когла же
будет настоящая работа, когда за повесть,
за роман сядете?

Писатель © гневом привел это ‘непра-
вильное суждение. Оспаривать его просто
смешно, ибо нелепость такого утверждения
очевидна.

Непревзойденный в мировой литературе
мастер рассказа А. П. Чехов в узких, каза-
лось бы, рамках этого жанра достиг необы-
чайной широты и глубины изображения
	жизни. Его рассказы наполнены богатейшим.
	поэтическим содержанием. Напоминая 00
умении «коротко говорить о длянных ве-
щах», Чехов утверждал, что «краткость —
сестра таланта».

Но барски-пренебрежительное . отноше-
ние к рассказу, RAE в жанру, не стоя-
щему внимания, существует, и © нм
надо бороться. Молодой писатель должен
	Больше рассказов—хороших и разных
		ные явления, запечатлевать яркие ТИПЫ
своих современников. Недаром Ленин и
Сталин так охотно прибегают в своих тру-
дах к художественным произведениям на-
ших классиков, метко используя запечат-
ленные в них образы для разъяснения сущ-
ности современных явлений политической
		Рассказ писателя Сергея Антонова «Вес-
на» занял в журнале «Звезда» всего не-
сколько страниц. Но Читаешь его, и перед
тобой на фоне сегодняшней колхозной жиз-
ни проходит вереница замечательных тру-
жеников социалистической деревни. Важ-
дый из них, точно рыхваченный из жизни,
наделен своими, яркими чертами, и все они,
делая одно общее дело, работают, мыслят,
товорят каждый по-своему, у каждого свои

мечты и ДУМЫ.
	Читатель полюбит и демобилизованного
из армии юношу, избранного председа-
телем колхоза, которого все в деревне
уважительно именуют Василием Варпо-
Ричем, и девушку Нюшу, еще ребячли-
руЮ, в ходе короткого действия становя-
щуюся настоящим большим тружеником, и
трактористку Пашу, которая плачет у
остановившейся машины и готова, позабыв
060 всем, не спать ночей у трактора, и ли-
хого танцора Дёну, впервые осознающего
свои способности и силы под благотворным
влиянием Василия Карповича, и суетливого
Савельича. Мы видим светлую и чистую
любовь Василия и Нюши, вырастающую 113
общих трудовых интересов. Ощутимо вы-
ступает в рассказе и вторая большая Te-
ма — весна новых человеческих отношений,
не мыслимых ни в каком ином обществе,
Кроме нашего. социалистического. ,
	Лругой рассказ — украинского писателя
Юрия Яновского «Династический вопрос» —
занял в журнале «Огонек» всего полторы
страницы. Й повествуется в Нем, как по
началу кажется, всего лишь O TOM, Kak
старый рабочий однажды осле Октябрь-
ской домонстрацни тайком от жены и не-
ветки «похитил» любимого внука и унес
его на завод показывать свою домну. Но
какая гамма благородных чуветв советсго-
о человека раскрывается в этом расеказе,
с каким теплом ноказана в нем прекрасная
туша старого доменщика Григория Силоро-
вича, у которого вся его большая, яркая
жизнь. всв его воспоминания, все сего-
лняшние заботы и ралости связапы с род-
ным заводом, с искрометными огненными
реками расплавленного металла, с вдохно-
венным трулом металлургов!
	И. наконен. рассказ А. Колосова «Новое по-
	лез, занявший всего полтора десятка стра-
НИ в книжке. На этой, казалось бы, не-
	Б. ПОЛЕВОЙ
©
	большой для художественного произведения
площади с пленяющей сердечностью и про-
стотой, так свойственными перу А. Koxceco-
ва, на фоне борьбы колхозников’ за освоение
целины развертывается повесть о Том, как
молодая, только еще становящаяся на ноги
партийная организация возвращает в ряды
активных борцов председателя колхоза
Максима Андрианыча, человека, остановив-
тштегося в своем развития, самоуснокоивие-
гося, почившего на лаврах. Нелегко идет
процессе перевоспитания, но партийная нрав-
да побеждает, и председатель под благотвор-
ным воздействием коммунистов и комсомоль-
цев как бы встряхивается, распрямляется,
вновь становится боевым колхозным вожа-
ком, для Которого не страшны никакие
трудности, который сам готов пойти и на-
род повести сумеет на л110б0е большое и
хорошее дело.

И весь этот материал о росте человека,
о партийной работе в колхозе, материал,
которого иному литератору хватило бы для
объемистого романа, закономерно уместился
на нескольких страничках!
	Перечисленные рассказы, такие разные и
по форме, и по содержанию, и по теме, и по
манере авторского письма, показывая нашу
социалистическую действительность в ин-

тересных ее проявлениях, раскрывают черты
коммунизма В сознании COBETCRAX людей,

дают читателю примеры для подражания.
	Рассказ — боевой и оперативный жанр
литературы. Он позволяет писателю бы-
стро откликаться на все новые явления
общественной жизни, дает возможность вы-
разительно и Коротко, порой воего на He-
скольких странинах, запечатлеть новое, ич-
тересное, живое, что ежедневно, ежечасно
рождает наша социалистическая жизнь, 30
краев наполненная трудовым творчеством.
	Этот благородный и трудный литератур-
ный жанр имеет прекрасные традиции в рус-
ской классической литературе. Почти все
выдающиеся писатели прошлого писали рас-
сказы. Чехов, Салтыков-Щедрин, Толстой,
Горький, Короленко умели в маленьком рас-
сказе отображать характерные обществен-
	В послевоенные годы было опубликова-
но немало рассказов, показывающих,
что советская литература располагает
кадрами умелых, наблюдательных, талант-
ливых  рассказчиков. Такие рассказы,
как «Степное солнце» П. Павленко, «Отче
наш» В. Катаева, «Рассказ о родине»
Н. Емельяновой, «Дочь лесничего» Е. Ус-
пенской, «Чужие берега» Ю. Нагибина,
«Горы поют» 0. Гончара, «Часечник»
В. Фоменко, «Уполномоченный райкома»
П. Кравченко. «Неумирающие корни»
А. Калинина, «В середине лета» Д. Осина,
как и новые замечательные сказы П. Бажо-
ва и рассказы старейшего советекого новел-
листа М. Пришвина, а тавже многие и мно-
гие другие представляют собой хороший
вклад в литературу. Они много говорят уму
и сердцу читателя и с благодарностью чита-
ются и перечитываются.

И все же, несмотря на великолепные
классические традиции. которые имеет рус-
ский рассказ, несмотря на то, что наша
современная литература располагает кад-
рами хороших расеказчиков, оценивая весь
большой поток рассказов, который идет
главным образом через так называемые тон-
кие журналы, приходится отметить, что
жанр рассказа сейчас серьезно и недепусти-
мо отстазт от остальных манров советсной
литературы.
	Среди сотен рассказов, которые  печата-
ются ежегодно в «тонких» журналах —
«Отгоньке», «Смене», «Советском воине»,
«Работнице», «Креетьянке», «Молодом кол-
хознике» и других, есть много серых и бес-
помощных, малокровных по содержанию,
вялых и примитивных по форме. Часто не
только авторы, но и сами редакции, безответ-
ственно относясь в весьма обязывающей
рубрике «рассказ», преподносят . читате-
лям незаконченный набросок. В таких рас-
сказах мало пафоса, отсутствуют взлет
мысли и настоящее творчество, язык
их вял, олнообразен, ‘лишен ощутимой