Or. Ne 210 (11758)

BAA
	TP A

оток приветствий
		Коллектив работников Аарьковского заво-
	да прачечных машин,

Сергиевский райком ВКП(б) и исполком
районного Совета депутатов трудящихся
Куйбышевской области;

Казаки и казачки станицы Горячеводской
Ставропольского края-

Коллектив студентов, профессоров, пре-
подавателей, рабочих и служащих Мос-
ковского `химико-технологического HHCTHTY-
та мясной промышленности;

Любчанский райком КП(б) Белоруссии
Барановичской области;

Дубновский райком КП(6)У Ровенской
области;

Исполком Новосибирского городского Со-
вета депутатов трудящихся;

тут ля»
	В. В Ч С:

Кагановичский райком `КИ(б)У гор.

Харькова;
Личный состав Северного управления

гражданского воздушного флота, . гор.

Ленинград;
Коллектив работников производственных
	КГУ, 22 «РыРлСОра

предприятий стройтреста № 5, гор. Гал:

лин;
Коллетив работников — Ялуторовского
	мельзавода № 5; .
Трудящиеся Арзамасского района Горь.
	ковской области;
	Кобринский райком КП(б) Белоруссин

Брестской области;
Коллектив работников  Балашювского
	комбикормового завода Саратовской обла-
сти;

Голышмановский райком ВКП(б) Тю-
менской области;

Миорский райком КП(б) Белоруссии и
исполком районного Совета депутатов тру-
дящихся Полоцкой области;.

Коллектив учителей и учащихся средней
школы № 3 гор. Дрогобыч;

Студенты Кубанского медицинского ин-
ститута им. Красной Армии гор. Краснодар;

Колхозники колхоза «Коминтерн» Заче-
пиловского района Харьковской области;

Трудящиеся Тугуро-Чумиканского райо-
на Нижне-Амурской области, Хабаровско-
го края;

Колхозники колхоза «Советская Сибирь»
Сузунского района Новосибирской области;

Колхозники колхоза «Наш ответ» Куйбы-
шевского района Амурской области;

Партийная организация и коллектив ра-
ботников Сузунского лесхоза Новосибир-
ской области;

Трудящиеся Денауского района Cypxas-
Дарьинской области Узбекской ССР;

Медининские работники гор. Талды-Кур-
гана, Казахекая ССР;

Жители гор. Бургаса, Болгария;

Учителя ‘и учащиеся мужской гимназии
гор. Влавния, Болгария;

Жители села Копривлен, Неврокопской
околии, Болгария;

Коллектив работников мельницы гор.
Матэзалка, Венгрия;

Трудящиеся округа Сегеньданьяд, Венг-
рия;

Трудящиеся села Кочорд, Венгрия;

Трудящиеся села Гебе, Венгрия;

Организация Венгерской партии трудя-
щихся гор. Матэзалка, Венгрия;

Трудящиеся предприятий «Ансальдо-Фос-
сати», гор. Болонья, Италия;

Комитет коммунистических ячеек порта
гор. Ливорно, Италия;

Федерация коммунистической партии гор.
Кальяри, остров Сардиния, Италия;

Асти, Италия;
	Профсоюзная ‘организация престарелых
трудящихся и пенсионеров гор. Новара, Ита-
ЛИЯ.
	(Продолжение списна поступивших
приветствий — в слелующих нсмера:’)
	В связи с семидесятилетием товаринте
И. В. Сталина приветствия с сердечными
пожеланиями доброго здоровья и долгих лет
жизни товарищу Сталину прислали:

Коллектив рабочих, служащих и инже-
нерно-технических работников Новогрудской
электростанции Белорусской ССР;
` Рабочие, колхозники и интеллигенция Ро-
мановского района Молдавской ССР;

Трудяшиеся Ильинского района Велико-
	лукской области;

Трудящиеся города Гурьевска Кемеров-
ской области; Г

Трудящиеся Волотовского района Новго-
родской области;

Трудящиеся Кагановичского района Пав-
лодарской области;

Колхозники колхоза имени Кирова Благо-
вещенского района Амурской области;

Утодско-Заводский райком ВКП(б) Ка-
	лужской области;
Черемисиновский _ райком ВКП(б) и ис-

pen tte.
	полком районного Совета депутатов трудя-
	щихся Курской области;
Комсомольцы и мололежь Юратишков-
	ского района `Молодечненской области;
Освейский райком КП(б) Белоруссии и

OE EO

исполком районного. Совета депутатов тру-
		дящихся Полоцкой области;
Трудящиеся Краюшкинского района
Алтайского края; oe
Трудящиеся Сажинского района Сверд-
ловской области; :
Трудящиеся Капустиноярского района
Астраханской области;
Горком ВКП(б) и исполком городского
Совета депутатов трудящихся гор. Рубцов-
	ска Алтайского края;
Студенты Пржевальского учительского ин-
	ститута Иссык-Кульской области;

Коллектив работников Стрыйского стекло-
завода Дрогобычской области;

Железнодорожники станции Янов-Полес-
ский Брест-Литовской ж. д.

Коллектив работников лесозавода Кильтси
Эстонской ССР;

Чулымский райком ВКП(б) Новосибир-
ской области;

Райком ВКП(б) и исполком районного
Совета депутатов трудящихся Кумарского
района Амурской области;

Коллектив работников Сухонского завода
молочных консервов;

Железнодорожный райком ВКП(б) и ис-
щихся гор. Чкалова;

Кицманский райком КП(б)У Черновиц-
кой области;

Роменский райком КП(6б)У Сумской об-
ласти;

Болховский райком ВКП(б) Орловской
области;

Кафанский райком КП(б) Армении;

Кяхтинский аймачный комитет ВКП(б)
Бурят-Монгольской АССР;

“Рабочие и служащие Амурского зерносов-
хоза Куйбышевского района Амурской об-
ласти;

Коллектив работников украинской ме-
ховой фабрики, гор. Харьков;

Рабочие, инженерно-технические работни-
ки и служащие Уржумского леспромхоза
№ 6 Министерства строительства предприя-
тий машиностроения;

Сотрудники Башиирского государственно-
го художественного музея; :

Гродненский райком КП(б) Белоруссии;
	Трудящиеся Джар-Курганского района
Сурхан-Дарьинской области Узбекской
ССР:
	Коллектив работников Аарьковского про-
тезного завода;

Исполком Скулянского районного Совет&
депутатов трудящихся Молдавской ССР;

Трудящиеся Липканского района Молдав-
ской ССР:
	ВОИНЫ!
	Подготовка к выборам
в местные советы
		ЗА МИР, ПРОТИВ
	Во всех союзных республиках
	Учебный год в системе
партийного просвещения
	ПАРТИИНАЯ УЧЕБА НАЧАЛАСЬ
	КИЕВ, 4. (Kepp. «Правды»). В городе
началась партийная учеба. В политиколах
и кружках обсуждали ‘тему «Великие строй-
ки коммунизма». Консультанты встретились
с коммунистами, самостоятельно изучающи-
ми марксиетеко-ленинскую теорию.

В нынешнем учебном году в политшико-
лах и кружках города занимается около
сорока тысяч человек, половина из них —
беспартийные. Самостоятельно работает
над книгой свыше двадцати трех тысяч че-
лозек, почти на пять тысяч больше, чем

в прошлом году.
	Вея сеть партийного просвещения в
Киеве обеспечена  кзалифицированными
пропагандистами.
	ПОМОШЬ ИЗУЧАЮЩИМ ТЕОРИЮ
	МИНСК, 4. (Норр. «Правды»). В город-
ском Доме партийного просвещения нача-
ось чтение цикла лекций по истории
BRI(6) и политической экономии для ва-
мостоятельно изучающих  маркеистеко-
ленинскую теорию. Около шестисот чело-
век прослушали первые лекции: «Предмет
и метод политической экономии» и «Социа-
листическая система хозяйства и законы
ее развития». Присутствовавшие получили
план предстоящих лекций и методическую
разработку по очередной теме.

Чтение пикла лекдий по политэкономии
	начало на ряде других предприятий города.
	НА ПЕРВЫХ ЗАНЯТИЯХ
	САРАТОВ, 4. (По телефону). Красный
уголок  кузнечно-прессовего цеха завода
имени В. И. Ленина. Одним из первых сюда
пришел начальник химической лаборатории
тов. Креков. Он заметно волнуется. Тов.
Ереков и в прошлые годы руководил круж-
ом, но сейчае ему поручили вести кружок
повышенного типа.

Тщательно готовился пропагандист в
первому занятию. Прочитал немало литера-
туры, обдумал ее, составил  конепект.
Занятие прошло интересно. «Маркеизм-
ленинизм в действии» — так называлась
тема. Тов. Креков кратко остановилея на
тлавных этапах истории большевистской
партии, начиная с отдельных марксистских
кружков, объединенных В. И. Лениным в
единую партию рабочего класса, и кончая
всемирно-историческими победами  совет-
ского народа на фронтах Отечественной
войны и в послевоенный период.

В кружке тов. Ирекова занимается
21 коммунист. Все они уснешно закончили
двухлетнюю программу по изучению «Брат-
кого курса истории ВЕ б)» в кружке и
нынче продолжают изучать историю партии
с привлечением произведений классиков
марксизма-ленинизма. р

Слушатели кружка — передовики нроиз-
водства. Сорок лет работает на заводе тов.
Кошкин. За тоды советской власти он вы-
рос из простого рабочего в мастера. По-ста-
хановски работают на производстве слуша-
тели тт. Строкин, Озерова, Кирное, Евсеева,
	Богачев и другие.
Своевременно и организованно проходят
	занятия в остальных 150 кружках повы-
шенного типа, созданных в городе.
		ФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТОВ
	Президиум Верховного Совета РСФСР
утверлил формы избирательных документов
в выборам в местные Советы депутатов тру-
xamuxca Российской Федерации — списка
избирателей, удостоверения на право голосо-
вания, избирательных бюллетеней, прото-
кола Окружной избирательной комиссии о
регистрации кандидатов в депутаты, про-
токола голосования Участковой избиратель-
ной комисеии, протокола Окружной избирз-
тельной комиссии и удостоверения 0б из-
брании депутатом.

Формы избирательных бюллетеней утвер-
ждены пяти видов: по выборам в городские,
сельские и поселковые * Советы — белого
цвета, по выборам в районные и. районные
в городах Советы — голубого цвета, по вы-
борам в окружные Советы — красного цве-
та, по выборам в областные Советы — 3e-
леного ивета и по выборам в краевые Сове-
ты — розового цвета. (ТАСС).
	НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
МОСЕвВЫыЫ
	В районах Москвы широко развертывает-
ся работа по разъяснению «Положения 9
выборах в краевые, областные, окружные,
районные, городские, сельские и поселко-
вые Советы депутатов трудящихся РСФСР».

На фабриках и заводах проводятся лек-
ции и беседы, посвященные предстоящим
выборам. Вчерь такие беседы состоялись в
цехах автозавода имени Сталина, заводов
«Компрессор», «Фрезер» и на ряде других
предприятий.

В механическом цехе завода, пьлифоваль-
ных станков атитатор тов. Якимов позна-
комил слушателей с Положением о выбо-
рах, рассказал о принципах советокого из-

бирательного закона.
	В своих беседах пропагандисты и агита-
торы рассказывают о социалистическом де-
мократизме, о преимуществах советской из-
бирательной системы перед системой капи-
талистической.
	БЕСЕДЫ АГИТАТОРОВ
	ЛЬВОВ, 4. (Корр. «Правды»). В селах
Льровской области началась подготовка Е
	выборам в местные Советы депутатов тру-
дящихея. Во многих колхозах проведены
первые беседы атитаторов о предстоящих
выборах. Колхозники берут обязательство
встретить день выборов — 17 декабря —
новыми трудовыми успехами.

В Ново-Ярычевеком районе проведено
районное совещание председателей сельсо-
ветов, председателей колхозов и секретарей
первичных партийных организаций. 0бзуж-
дены вопросы подготовки в предстоящим
выборам. В сельскохозяйетвенных артелях
имени Молотова, имени Хрущева, «Больше-
	вик» и других колхозах этого района десе-
ды агитаторов вызвали огромный интерес.
В колхозе имени Хрущева села Ямполь вы-
ступил бригалир Михаил Малец. Он заявил:
	— Со времени предыдущих выборов в
нашем селе произошли большие перемены.
Колхоз стал кренко на ноги. В нынешнем
году собран особенно большой урожай. Кол-
хозники живут зажиточно и культурно. На-
ша задача — встретить день выборов новы-
ми достижениями в организационно-хозяй-
ственном укреплении молодого колхоза.

В колхозах имени Леси Украинки, «Пере-
мога» и имени Калинина, Ново-Милятин-
ского района, после бесед о предстоящих
выборах в местные советы колхозникя взя-
ли обязательство — ускорить уборку caxap-
ной свеклы, отлично провести зяблевую
вепашку.

Беседы згитаторов прошли такжесв се-
лах Бусекого, Олесского, Брюховичекого,
Винниковского и в ряде других районов
	одлаети.
	с большим подъемом проходят
	собрания трудящихся, посвященные выборам делегатов на вторую
Всесоюзную конференцию сторонников мира. Народы Советского
	воинНьЬ:.
		Союза непоеклонны в борьбе за
	Наказ бакинцев
	БАКУ, 4. (По телефону). Горячие, энер-
тичные речи в защиту мира звучали на co
брании нефтяников шестого промысла треста
«Сталиннефть». —
	Мастер нефти Анатолий Бистяков, выету-
пивший первым, говорил о неустанной борь-
бе’ всего. прогрессивного человечества за
мир, против поджигателей войны.
	—- Нефтяники нашего промысла, — за-
явил тов. Вистяков, — как и весь еовет-
ский народ, крепят могущество евоей миро-
любивей сопиалистической Родины стаха-
новским трудом. Наша задача — досрочно
выполнить годовой план добычи нефти.
	Скоро в Москве откроется 2-я Бсесоюз-
ная конференция сторонников мирз. Я пред-
лагаю избрать делегатом на конференцию
одного из лучших работников нашего кол-
лектива, мастера подземного ремонта сква-
жин Бедир» Мирзоева. Пусть он. скажет
с трибуны конференции, что нефтяники
Баку не пожалеют сил и труда для дальней-
шего расцвета любимой Родины, что они
будут крепить дело мира увеличением
добычи нефти.
	буздать
	мир, против поджигателей новой
	своему делегату
	Слово берет инженер Мигран Вагинян. Он

товорит:
— Вто время, когда советский народ Be-

дет отромную созидательную работу, строит
гигантские электростанции и каналы, пре-
ображает природу, англо-американские им-
периалисты хотят разжечь пожар новой
мировой войны. Могучий лагерь еторонни-
ков мира сумеет сорвать зловещие замыслы
поджигателей войны! Пусть ‘нали делегат
с трибуны Всесоюзной: конференции <торон-
ников мира заявит, что нефтяники Баку
вместе со всеми людьми доброй воли пре-
исполнены решимости отстоять мир. Мы
сбязуемея работать еще лучше и больше
добывать нефти.

Взволнованную речь произносит ‹тарей-
ший работник промысла Али Мирзоев.

—- Для нас нет большего счастья, чем жить
и работать на благо отчизны. Наш премы-
‹ел еще 10 сентября выполнил девятиме-
сячный план. Все наши усилия направле-
ны на то, чтобы предотвратить войну.

Собрание единодушно избрало делегатом
на 2-ю Всесоюзную конференцию еторонни-
ков мира Бедира Мирзоева.
	агрессоров
			ВИЛЬНЮС, 4. (Корр. «Правды»). В Читве
проходят собрания, на которых избираются
делегаты на вторую Всесоюзную конферен-
	  цию сторонников мира. Трудящиеся города
	И села посылают на конференцию лучших
сынов и дочерей литовского народа. Вол-
лекливы многих предприятий становятся

на стахановекую вахту.
Многолюдным было собрание на BHIb-

нюсской трикотажной фабрике «Спарта».
Начальник швейного цеха Янина Мацияус-
кайте сказала:

— Миллионы людей земного шара во
главе с нашим могучим советским народом
полнялись на защиту мира. Имя великого
вождя народов товарища Сталина вдохнов-
	ляет Bee прогрессивное человечество на
борьбу за мир.

Американо-английские империалиеты пе-
‚решли к открытой агрессии в Корее. Но
сторонники мира сумеют обуздать агрессо-
ров, пытающихея развязать войну! Народы
мира не должны позволить империалистиче-
ским хищникам совершить черное дело.
	Тов. Мацияускайте предложила послать
делегатом на конференцию знатную стаха-
‘новку фабрики Зосю Селицкайте.

Bee выступавшие на собрании присоеди-
нились к этому предложению. Собравшиеся
	единодушно избрали тов. 3. Селицкайте де-
легатом на конференцию.
	Голос армянских женщин
	  что, как бы ни залобствовали заправилы ©
  Уолл-стрита, их черные замыслы будут co-
рваны. Мир победит войну!

Одна за другой на трибуну поднимаются
артистка Ереванского драматического теат-
ра имени Сундукяна лауреат Сталинской
премии М. Симонян, преподавательница
Ереванской школы №51 А. Маркарян и
другие; Они говорят о. том, что женщины
Советской Армении твердо и последователь-
но будут бороться за мир, против войны.
  Собрание единодушно избрало делегата-
ми на вторую Всесоюзную конференцию сто-
ренников мира заслуженную учительницу,
депутата Верховного Совета Армянской ССР
А. Хачикян, народную артистку республи-
ки Р. Варданян.

в Казахстана
	— В позорному столбу поджигателей вой-
ны! Мы, колхозники Казахстана, как. и весь
советский народ, строим счастливую жизнь
‘и требуем мира,— сказал колхозник тов.
Джамбулбаев.

Собрание единодушно фенгило избрать на
вторую Веесоюзную конференцию сторонни-
ков мира колхозницу Героя Социалистиче-
ского Трула Жамалу Рыскулову.
	ческую структуру данного общества, его
бавие.
В своем труде «Марксизм и вопросы язы-
кознания» товарищ Сталин дал класеиче-
ское определение базиса.
«Базие, — указывает” товарищ
Сталин, — есть экономический строй 0б-
щества на данном эташе его развития».
Векрывая внутреннюю механику в 1раз-
витии ©10с0ба производства, устанавливая
связь между развитием производительных
CHI и производственных отношений,
товарищ Сталин в своей работе «0 диалек-
тическом и историческом материализме»
показал, что все изменения в способе про-

сводства всегда начинаются с изменений
в производительных силах. В зависимости.
от изменений в состоянии производительных.
сил и в соответствии © ними изменяются.
и производственные отношения людей,
экономический базис.

В своих трудах по языкознанию товарищ
Сталин подчеркнул, что изменения в пролз-
волетвенных отношениях в свою очередь вы-
зывают соответствующие изменения в идеях,
тзориях, политических и других учрежде-
ниях общества. Следовательно, изменения
в производстве, в производительных силах
отражаются в надстройке именно через базис.

«...Надетройка, — пишет товарящ
Сталин, — отражает изменения в уровне
развития производительных еил не сразу
и не прямо, а после изменений в базисе,
черз преломление изменений в производ-
стве в изменениях в базисе».

Разоблачая  немарксиестские — взтляды
Марра и его сторонников, которые считали
язык надстройкой, товарищ Сталин дал
ясное и четкое определение специфических
особэнностей базиса и надстройки.

Зкономический базис, являясь совекуп-
ностью производственных отношений, охва-
тывает область экономических отношений
людей.

«Специфические особенности базиса, —
пишет товаринт Сталин, — состоят в том,
что он обелуживает общество эконо-
мически».

В основе производственных отношений
людей лежат отношения собственности. (0-
стояние производственных отношений отве-
чает на вопрос: в чьем владении находятся

средства производства, —3 распоряжении все-
ro общества или в распоряжении отлель-
	ЕРЕВАН, 4. (Корр. «Правды»). В Совет-
ской Армении проходят многолюдные ‹обра-
ния трудящихся, посвященные выборам
‘делегатов на вторую Всесотозную конферен-
цию сторонников мира.

На общегородеком собрании женщин сто-
лицы республики выступила заслуженная
учительница, директор средней школы имени
Берия тов. Тоноян. Она заявила:

° —_ Сейчас, когда весь советский народ
‘охвачен великим пафосом труда, американ-
ские империалисты вынашивают cyMa-
сбродный план мирового господства, пора-
Comers свободолюбивых народов. Мы, с0-
‘ветекие женщины, решительно протестуем
против злодеяний, которые творят амери-
канские интервенты в №орее. Мы знаем,

У колхознико
	АЛМА-АТА, 4. (Корр. «Правды»). В го-
родах и рабочих поселках, в селах и аулах
Казахстана проходят выборы делегатов на
вторую Всесоюзную конференцию сторонни-
	ков мира.
В. сельскохозайственной зртели «Алга»,
	Илийского района, на собрание пришли
	120 колхозников.
	По методу инженера Ф. Ковалева
	вопросы планиювания времени стаханов-
цами, организации рабочего места»,
	С ответом Ф. Ковалева ознакомилиеь все
рабочие, инженеры и техники завода. Ею
советы будут учтены в планах работы зав0л-
ского и цеховых бюро по технической про-
паганде.

В пехах создаются технические пколы.
В картонажном цехе подечитано, что при-
менение приемов стахановки тов. Михайло-
вой позволит даже рабочим, ныне перевы-
полняющим ‘нормы, дополнительно изготов-
лять до 800—100 футляров в смену.

всю экономику США и зависимых от США
стран интересам агрессивной политики, чт
ведет к небывалому обнищанию трудящих-
ся, к дальнейшему обострению всех проти-
воречий империализма.

Экономический базие социализма харак-
теризуетея господством общественной с0б-
ственности на средства производства, отсут
ствием эксплуататоров и эксплуатируемых.
Взаимные отношения людей в процесс
производства при социализме основаны Е
товарищеском сотрудничестве и социзли-
стической взаимопомощи ° свободных OT
эксплуатации работников. Здесь обществен-
ный характер ироцесса производства пол
крепляется общественной собственностью #8
средетва производства. Отсутствие антаго-
ниетических противоречий и классовых
столкновений, нерушимое морально-полити-
ческое единство общества является корея
ной чертой сопиалистического строя.

ОРЕЛ, 4. (Йорр. «Правды»). По инициа-
тиве партийной организации в цехе Елецко-
го завола средств связи проводятся изуче-
ние и распространение опыта передовых ра-

чих по методу инженера Ф. Ковалева.

0 начатой работе бюро партийной ©га-
низации завода рассказало в письме инже-
неру Ф®. Ковалеву. В ответном письме тов.
Ковалев дал своим последователям ряд
ценных советов. «Важно, — пишет он, —
чтобы работа была сосредоточена во-
круг решающих профессий и участков. При-
емы и операции очень не дробите. Обращай-
те внимание не только на приемы. но и на
	шения, использует производительные CH-
лы, доставтеиеся ему от старого общества.
Создавая новые, социалистические произ-
водственные отношения, рабочий класе
тем самым обеспечивает неограниченные
возможности для развития произвохитель-
ных cut. Создание новых, социалисти-
ческих производственных отношений в ка-
пей стране, полностью соответствующих
характеру производительных сил, означало
сосдание новзго, самого прогрессивного в
изтерии социалистического способа произ-
водства. Ярким свидетельством этого явля-
ются совершённый нашей страной за корот-
вий исторический срок гагантский скачок
от отеталоети к прогрессу, построение социа-
лизма и успешнее продвижение советекого
народа по пути к коммунизму.

Рабочий класе, осуществляя евою дикта-
туру, ставит нь службу общества все завое-
вания науки и техники. Товарищ Сталин
высмеял примитивно-анархичеекие взгляды
тех, кто под флагом «классовоети» предла-
гал отбросить в сторону технику, созданную
при капитализме. «У нае. — пишет товарищ
	Сталин, — были одно время «мархеиеты».
	воторые утверждали, что железные дороги,
оставшиеся в нашей стране поеле Октябрь-
окого переворота, являются буржуазными,
что не пристало нам, маркеиетам, пользо-
ваться ими, что нужно их срыть и по-
строить новые, «пролетарекие» дороги. Они
получили за это прозвище «троглодитов»...»

Социалистический базис, созданный в на-
шей стране, коренным образом отличается
от капиталистического базиса. Экономиче-
ский базис капитализма характеризует-
ся господством капиталиетической чает-
ной собственности, эксплуатацией наем-
ного труда капиталом, непримиримымн
противоречиями и борьбой между классами.
	Газвив до колоссальных размеров произ-
волительные силы, калтитализм запуталея в
неразрешимых противоречиях. Вырослине
производительные силы вступают в проти-
воречие, в конфликт с капиталистическими
производственными отношениями.  O6me-
ственный характер производетва вступает в
противоречие < частным характером при-
своения. Это основное противоречие капита-
лизма приобретает исключительную остроту
в эпоху империализма, доходя до крайнего
предела в период общего кризиса капита-
лизма, когда с 06060й силой проявляется
загнивание всей капиталистической систе-
мы. Это наглядно видно ныне на примере
США. Ничтожная кучка монополистов, стре-
мящаяся к мировому господству, полчинает
	ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАДРОВ
	СВЕРДЛОВСК, 4. (Hepp. «Правды»).
Свердловский горком ВЁП(б) организовал
постоянный семинар для изучения вопросов
экономики директорами, главными инжене-
рами предприятий, секретарями райкомов и
заводских парткомов. К чтению лекций по
экономическим вопросам привлекаются луч-`
шие научные силы города и руководители
предприятий, добившихся высококачествен-
ных показателей в работе.

Семинары по экономике производства
ортанизуются также при райкомах партии и
на крупных заволах.

оазисе
	Собрание открыла председатель колхоза
Халича Шапекова:

Консультация

ных лиц, групп, классов, использующих
их для эксплуатации других лиц, групп,
классов. Отсюда следует, что на данном
базисе в зависимости от характера соб-
ственности  складываютея определенные
социальные отношения в данном обществе.
В эксплуататороком обществе, основанном
на частной собственности на средетва,
производства, 3TH отношения являются
отношеннями антагонизма, непримиримой
классовой бэрьбы, охватывающей все сто-
роны общественной жизни. В социалистиче-
ском обществе, где основой являетея обще-
ственная социалистическая собственность,
эти отношения выступают как отношения
дружественного сотрудничества воех слоев
общества — рабочих, крестьян и интелли-
гентеяи.
	Б своих трудах товарищ Сталин с особой
силой подчеркнул марксистекое положение.
od исторически преходящем характере бази-
сов. Производственные отношения, учит
товарищ Сталин, не могут долго отетавать от
роста производительных сил и находитьея C
ними в противоречии, так как производи-
тельные силы могут развиваться в полной
мере лишь в том случае, если производетвен-
ные отношения соответствуют характеру, со-
стоянию производительных сил и дают про-
стор для их развития. Отсюда понятно, что
в ходе исторического развития старый базис
должен быть ликвидирован и заменен новым
базнеом. В противном случае произошли бы
воренное нарушение единства производи-
тельных сил и производственных отношений
в системе производетва, разрыв производ-
ства в целом. кризис произродетва, разруше-
ние производительных сил.

Смена старого базиса новым базисом
происходит обычно путем революционного
уничтожения старых производственных отно-
шений и утверждения новых. Новые классы
путем ожесточенной классовой борьбы,
путем революции сметают с дороги старые
господствующие классы, как носителей
старых производственных отношений.

Ликвидация старого бэзиса и замена его
нозым базисом означают не разрушение про-
изводства вообще, а смену старого способа
производства новым способом производства.
Уничтожение капиталистических производ-
ственных отношений, капиталистического
базиса означает не разрушение произво-
дительных сил, как 06 этом вопят идео-
логи буржуазии, а, наоборот, освобожде-
ние. производительных сил от оков. По-
	бэдивший пролетаоиат, уничтожая старые,
капиталнетичекие произволетвенные отно-
	Произведения товариша Сталина по во-
просам языкознания являются выдающимся
вкладом в передовую советскую науку.
Создав прочные марксиетские  теорети-
ческие основы языкознания, товарищ
Сталин вместе е тем развил дальше диалек-
тический и исторический матерпализм, мар-
кеистоко-ленинскую ‘науку 06 общеетве.
Важнейшее значение имеет дальнейшая раз-
работка тозарищьм Сталиным такого корен-
ного вопроса исторического материализма,
каж вопрос о базиее и надстройке.

Основоположники марксизма, как указы-
вал Ленин, впервые выделив из всей сово-
купности общественных отношений эконо-
мические, производственные отношения лю-
дей, как основные, первоначальные, опреде-
ляющие все остальные отношения в обще-
стве, положили тем самым конец хаосу и
произволу во взглядах на общество, OTEDHI-
ЛИ законы его развития.
	В знаменитом «Предиеловии 6 «Ь крити-
ка политической экономии» В. Марке писал:
	«В общественном производстве своей
жизни люди ветупают в определенные,
необходимые, от их воли не зависящие
отношения — производственные отноше-
ния, которые соответствуют определенной
стунени развития их малериальных про-
изводительных сил. Совокупность этих
производственных отношений составляет
экономическую структуру общества, ре-
альный ‘базис, на котором возвышается
юридическая и политическая надстройка
и которому соответствуют определенные
формы общественного сознания»
_(К. Марке, т Энгельсе. Избранные произ-

толения, т. Г, стр. 322).
	Это классическое положение Маркса яв-
TAIT исходным для правильного нонима-
ния базись и надстройки и их взаимодей-
етрия. °

Марке показал далее, что © изменением
экономической основы общества, наступле-
нием сопиальной революции происходит пе-
реворот во всей громадной надстройке. Ха-
рактеризуя историческую тенденцию капи-
талистического общества, Марке научно
доказал, что © ходом развития этого обще-
ства производетвенные  отношения приходят
в непримиримое противоречие с возросшими
троиззодительными силами. Из этого Марке

Г о НА ee
	onshemEOcTH
	революционного уничтожения капитамлисти-
ческого строя и создании нового, социали-
сетичеекюго CTPO0A.
	Чворчески развивая маркоизм в новых
историчееких условиях, Ленин и Сталин да-
ли всесторонний анализ эпохи империалив-
ма, вокрыли загнивание всего капиталисти-
ческого строя от его базиса до надстройки,
показали, что империализм есть умирающей
капитализм. Разработав новую теорию со-
цизлиетической революции, теорию победы
социализма первоначально в одной, отдель-
но взятой, стране, Ленин и Сталин опреде-
лили пути уничтожения капиталистического
базиса и его надстройки и создания социа-
листического базиса и соответствующей ему
надстройки.

Товарищ Сталин, обобщая всемирню-ието-
рический опыт строительства социализма в
СССР, творчески развивая марксизм-лени-
низм, конкретизировал марксиетекое поня-
тие базиса и налетройки, теоретичееки
обосновал пути создания экономического
базиса социализма и соответствующей ему
надстройки, раскрыл великую роль новой
надстройки в построении социалистического
общества и в его развитии по пути к ком-
	ou
	В трудах по языкознанию товарищ
Сталин дальше развивает положения мар-
коизма-ленинизма о надстройке, показывает
сущность надстройки, ее активную роль в
развитии общества, ее классовый характер
в классогом ббществе, закономерности @
развития и еменры.
	Определяя понятие надстройки, товари
Сталин пишет:
	«Надетройка—это политические, пр
вовые, религиозные, художественные

философекие вагляды общества и соответ-
ствующие им политические, правовые
и другие учреждения».
	Из этого определения видно, что   нах
стройка включает совокупность определет:
ных взглядов или идей, а также соответ
ствующие политические, юрилические 1
другие учреждения, организации, которы
поддерживают эти взгляды, проводят их 1
жизнь. Важнейшей среди этих организаций
является государство.
	Характеризуя  мпадстройку, = товарищ
Сталин указывает:

«Специфические — особенности Fat
	строики состоят в том, что оно оболужи
вает общество политическими, юрадиче-
окими, эстетическими и другими идеями
и создает для общества соответетвующи
политические, юридические и други
учреждения».

Надетройкь порождается базлюом. на
	возникает и развивается в соответствий
с данным базисом.
	В классическом труде «О диалектическом
и историческом  материализме» товарищ
Сталин дал глубокий анализ сущноети епо-
соба производетва материальной жизни 909-
щества, как решающей силы, определяющей
характер общественного строя и развития
общества от одного строя к другому.

Одну сторону способа. производетва со-
ставляют преизводительные силы, т. е. ору-
дия производства и люди, поиводящие их в
движение и осуществляющие производетво
материальных благ благодаря известному
производственному опыту и навыкам к тру-
ду. Друтой стороной способа производетва,
являются отношения людей друг к другу
в процессе производетва, производственные
	отношения, которые составляют экозоми-