$ АПРЕЛЯ 1350 г., № 98 (11570)
	PARR CLARE il

ВУДАПЕШТ, 7 апреля. (ТАСС). Сегодня
  орузлешта в Москву выехала советская
елытвенная делегация ве главе с за-
усптелеи Председателя Совета Министров
(ССР Маршалом Советского Союза К. Е. Во-
ишиловым, которая находилась в Венгрии
  азн © празднованием пятилетия осво-
фидения страны войсками Советской Ар-
и, привокзальной площади для прово-
yo аогации собрались сотни тысяч жи-
пей Рудалепгга,
  Позвление советской делегации н» пло-
диз было встречено бурными аплохиемен:
ин и иескончаемыми приветственными
муками, в которых венгерские трудя-
  цися выражали свое чувство любви и пре-
  уизости советскому народу. и его великому
ухю и учителю товарищу Сталину..

Даегацию провожали генеральный. се-
уитць Вентерской партии трудящихся
  зе Ракоши, члены венгерского прави-
зтытва во rane ¢ председателем Совета
  иниетров Венгерской народной pecny6-
  дл И. Доби, члены президиума Вен-
  резй народной, республики, вилнейшие

° ищетвенные деятели страны, ‘советник
  уольства СССР в Венгрии М. В. Смирнов,
Wh состав советского посольетва и. сотруд-
ви дитюматических миссий стран народ-
И демократии и др.

(ри провожающих были иностранные
готы, прибывтиие в Венгрию na празд-
80188.

Перед отходом поезда глава советской де-
pram маршал В. Е. Ворошилов обратился
;позожающим с краткой речью, в которой
о

Дорогие хрузвя! :

Покидая гостеприимную столицу Вентер-
  01 народной республики, позвольте мне
  имени советской делегации выразить
  убкую благодарность венгерскому . пра-
  иельству и вентерскому нароху:за, оказан-
  ый нам сердечный прием. В этом истинно
		БОТЛАШЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ
_ НА РАВНОПРАВИИ:
И ВЗАИМНОЙ ВЫГОДЕ
	Отклики в Китае на учреждение
советско-китайских смешанных обществ
	НЕВИН, 7 апреля. (ТАСС). Как передает
агентство Синьхуа, со всех концов страны
в Пекин поступают сообщения о горячей
поддержке населением Китайской народной
республики соглашений об учреждении со-
ветско-китайских смешанных обществ.

Управляющий нефтяной компанией «бен-
трал Чайна петролеум компани» Чжоу
Цзи-дэ в заявлении представителям печати
указал: «С помощью Советского Союза Ки-
тай сможет сейча добывать свою собствен-
ную нефть, в то время как ло сих пор
Китай всегда был рынком ебыта для анг-
лийской и американской нефти. Нам при-
ходилось платить огромные суммы денег
империалистам».

Начальние горнорудного управления на-
родного правительства провинции Чжэпзян
Ку Лэ-хуань заявил: «Без помощи Советского
Союза мы не смогли бы так развернуть горно-
рудное дело сразу же после окончания войны
освобождения на материке, как сейчас».

Член Национального комитета Народного
политического консультативного совета
Сето Мэйтон указал, что эти три советско-
Битайских соглашения сократят сроки пре-
вращения Китая из страны атрарной в про-
хышленную. ,

Другие видные китайские деятели в
Маньчжурии и в других районах етрапы
подчеркивают контраст между этими согла-
шениями, основанными нз равенстве, и по-
пытками американского правительства пре-
вратить Китай в свою колонию.

Представителя молодежных и женских
организаций выражают благодарность Co-
ветекому Союзу за проявленный им дух
	внтернационализиа,
—_—oO—
			Мамонты американскою
_ контФесса
	Вопли поджигателей войны об опасности,
которая угрожает Ванингтону с его кон-
греесменами, не взволнуют ни одного аме-
риканца, еохранившего здравый рассудок.
Горточее для военной истерии выбрано дей-
ствительно неудачно. Не такое сокровитие
для американекого народа конгресс, чтобы
средние американцы стали в первую оче-
рель заботиться о его переселении в ку-
вурузу. Веем известно, что подлинная, ре-
альная власть в США принадлежит не пар-
ламенту, а Уолл-стриту. Стало бъыть, первы-
ми полезли бы в кукурузу не конгресемены,
& морганы, хюпоны, рокфеллеры со своими
банками и правлениями концернов. Они,
однако, как люди дела, не лезут ни в куку-
рузу, ни в другие злачные места, исходя из
того, что’ находятся в Нью-Йорке в безопас-
HOCTH.
	Будут ли конгрессмены прятаться в Ве-
фезде или в пустынях за Миссисипи, будут
ли заседать вместе сенат и палата пред-
стазвителей или ‘раздельно, — никакого зна-
чения это не имеет ‘и никакого реального
интерееа для американского народа не пред-
ставляет. Не парламентом управляется го-
сударство США, & закулисным правитель-
ством «невидимой империи» — банкирами,
магнатами угля, стали, ‘нефти, электриче-
ской энергии.
	Из всех проектов нам кажется вполне
приемлемым лить один, да и то вне всяких
военных соображений. Этот проект сочинен
самым диким из конгрессменов, преслову-
тым Джоном Ренкиным, занимающим место
далеко вправо от здравого смысла, но на
сей раз выдвинувшим вполне осмысленное
предложение. Недаром старая пословица го-
ворит: дура врет, врет, да, и правду скажет.
	Ренкин приглашает конгрессе вместе с
правительством, вместе со всёми министег-
ствазги переехать в его штат Кентукки и co
всеми удобствами разместитьея в знамени-
той Мамонтовой пещере, самой большой не-
щере. на земном шаре. В ней некогда обита-
ли пещерные люди, и не исключена воз-
можность, что там укрывались и мамонты.
Будучи пещерным человеком по своему ум-
ственному складу, Ренкан не без основания
полагает, что для американского конгрес-
са в нынешнем его состоянии наиболее пол-
ходящим местом является пещера.

От переселения реакционных конгресс-
менов в Мамонтову пещеру решительно
ничего не изменится в политике США. Ведь
и теперь ‘народы мира рассматривают
многих политических деятелей США как пе-
щерных людей.
	чъаль, ‘что мамонты’ перевелиеь на зем-
ле. Некогда римский император Калигула
ввел свою лошадь в сенат. Американекий
император Морган мог бы ввести мамонта
В Палату представителей США, как их с0-
временника.

Проекты мамонтов американского кон-
гресса только смешны. 0б этих шутовских
планах нельзя говорить серьезно. Но авто-
ры проектов — не просто шуты гороховые.
Это поджигатели войны, способные на ве-
личайшее злодейство.

Подвергая планы и проекты господ рен-
киных  беспощадному,  разоблачающему
осмеянию, прогрессивное человечество сры-
вает происки организаторов военной истерии.
	Л. ЗАСЛАВСКИЙ.
	Производство военной’ истерии, неббходи-
м0е для раздувания военного бюджета и для
разжигания войны, стало богато финанси-
руемым и хоропю оплачиваемым бизнесом в
США. Оно имеет своих специалистов и вы-
работало евою технологию. Дело это’ хло-
потливое и сложное, так как, будучи осно-
вана на лжи, военная истерня непрестанно
остывает и требует постоянного разогрева-
ния новыми и новыми приемами. Военная
истерия не выдерживает воздействия, окз-
зываемого на народные массы движением
сторонников мира. Парализует военную
истерию в США и 10 спокойствие, с коим
относятся к военному шантажу народы  Со-
ветекого Союза и стран народной демократии.

Работа нечистых мастеров военной иесте-
рии весьма затруднена. Им никак не удает-
ся поднять накал до нужного градуса. Атом-
ный шанталк на время разжег военную иете-
PHIO, 14 H TO He B TeX размерах, какие нуж-
ны торговцам и спекулянтам народной
кровью. Сверхатомный шантаж уж не имеет
и Такого эффекта. Можно с полной уверён-
ностью предеказать, что сверх-сверхатомный
шантаж вызовет ‘лишь еверхразлражение
	многих американцев от сверхглупоети фа-
	Аельщивов и Кочегаров военно-истерическо-
го огня:

В топку военной. истерии ныне подбро-
шено новое горючее весьма сомнительного
качества. Наиболее реакционные ‘члены
американского конгресса пытаютея поднять
шум вокруг вопроса 0 необходимости якобы
из интересов обороны перенести столицу
США: из Вантингтона в другое место. более
	безопасное.

В примеру, член палаты представителей
республиканец Поль Каннингэм (из пртата
Айова) предлагает перенести столицу в его
родной город Де-Мойн. Он приводит в защи-
ту своего проекта такое военно-стратегиче-
ское соображение: вокруг Де-Мойна прости-
раютея поля с высокой кукурузой.—— среди
кукурузы укроютея все правители СИА,
сверху их и не расемотришь.

У кукурузника Каннингема есть конку-
ренты. Райт Петмэн от штата Техас предла-
гает упрятать конгрессменов в глубине кон-
тинента, где-нибудь к западу от Миссисипи,
__С проектами выступают, заразившиеь во-
енно-стратегической холерой, и другие, не
менее остроумные американцы. Некий док-
тор Ральф Лэпп, услужающий Уолл-стриту
по атомной чаети, предлагает разделить кон-
гресе на составные части: сенат поместить
в городе Александрии (не в Египте, впро-
чем, а в штате Виргинии), а палату прел-
	ставителей в городе Вефезда (не в еван-
гельско-палестинеком, а в штате Мэриленл).

Вся эта шумиха имеет своей задачей пол-
держать остывающую военную истерию на
некоем, хотя бы ‘минимальном уровне, а
сверх того внушить американскому народу
лживую и нелепую мыель о том, будто под-
жигатели войны заботятел об обороне США,
будто Америке угрожает какая-то опасность.
Но уж одно то, что эту мыель приходится
вЕолачивать в умы американцев такими
средетвами, показывает, в какой мере недо-
верчиво относятся в ней широкие амери-
канекие круги. ‚Вели бы они знали нашего
великого драматурга Островского, они мог-
ли бы сказать словами одной купчихи ее
мужу-самодуру: вто тебя. Тит Титыч. оби-
	дит? THI cam Beakoro обидить.
	Товарищ Ворошилов и другие члены де-
легации могли убедиться здесь не только
в том, что наш трудящийся народ вдохно-
венно трудится над построением лучшей
жизни, но и что весь вентерекий народ
е любовью и благодарностью отмечает го-
довщину освобождения нашей страны и
искренне славит Советский Cows, Совет-
скую Армию и нашего величайшего xpyra
	и защитника — мудрого и любимого
Сталина.
	Чем больше расширяется политический
Еругозор венгерского народа, тем глубже
наша благодарность нашему освободителю
и другу — советскому народу.

Члены советской правительственной xe-
легации везде и в самых различных фор-
мах встречались с проявлением этой благо-
дарности.

Мы просим советскую делегацию пере-
дать наше чувство любви и благодарности
Советекому Правительству, всему друже-
ственному COBETCROMY народу, нашему
дорогому и любимому Сталину.

В заключение своей речи Матиае Рако-
ши провозгласил здравицу в честь Совет-
ского Союза, его героической армии-осво-
бодительницы, в честь советско-вентер-
	ской дружбы и вождя всех народов —
великого Сталина.
	Советскую правительственную делегацию
до венгеро-советской границы вопровождают
председатель Совета‘ народного хозяйства
Венгрии, заместитель генерального ‘секре-
таря  Венгерекой партии ‹ трудящихея
	3. Герэ, заместитель прелселателя прези-
	диума Бенгерской народной. республики
в. Бишш, министр иностранных дел Д. Кал-
лаи, посол ССОСР.в Венгрии Е. Д. Киселев
и др.

При проводах делегации был выстроен
почетный карзул Вентерской народной ар-

мии и были исполнены советский и венгер-
СКИЙ ГИМНЫ.
	«Аельсингии саномат» поспешил закрыть

собрание. Повихимому, дальше в политику
вдаваться было опаено!

Нельзя не признать, что ‘нв удаются
финским правящим кругам их попытки
изобразить дело тав, что они якобы придер-
живаются какого-то нейтралитета.

Не удастся это и финской печати, играю-
щей решающую роль в ихеологической‘ обра-
боткё населения. Когда дело: касается разъ-
яенения ‘народу значения  логовора 0
дружбе, сотрудничестве и взаимной по-
мщи  межлу Финляндией и  Совет-
ским (Союзом, показа Oro, ITO пред-
ставляет собой Советский Союз.—финские
газеты молчат. Но стоит только телеграф-
ным агентетвам Вашингтона или Jonzona
	передать какую-либо клевету о Советском.
	Союзе, как она немедленно находит. видное
место на страницах печати.

Вопреки всем усилиям феакций, хви-
жение финского нарола за ‘мир и укрен-
ление дружбы < СССР развертывается Bee
сильнее. На собраниях и митингах звучит
голос народа, требующий наладить подлин-
ные дружественные отношения 60 своих
великим восточным‘ соселом.
	В Хельсинки на днях в дождливую погоду.
	собралось несколько тысяч человек, чтобы
выразить свое дружественное отношение к
Советскому Союзу. В Туркх, где хозяева го-
рода не дали помещения для проведения co-
брания, организованного народными демо-
кратами в связи со встречей участников. эста-
феты мира, на центральной площади города
собралось около восьми тысяч человек. 06
этих событиях ни слова не сказано в фин-
ских газетах. Еще бы! Ведь на бобраниях
трудящиеся требовали улучшить отношения
с Советским Союзом, ихлущим в авангарле
	борьбы за мир.
И. КИЙРАНЕН.

г. Хельсинки, апрель.

дактор районной газеты Илья Стегачев,
председатель колхоза Игнат Хворостянкин,
лесовод Никифор Кнышев. Рамки повество-
вания о кубанской станице раздвигаются
писателем. Перед нами большое ’ художе-
етвенное обобщение фактов и явлений. Уже
не одна станица встает перед нами, а бовет-
ская деревня во всей ее сложности, в пол-
ноте ее бытия, в многообразии ее характе-
рэв.

Читателя подкупает больной размах,
© которым подходит писатель к жизни, под-
купает его смелость в постановке коренных
проблем, неукротимая воля в решению боль-
ших задач. Он страстно’ заинтересован
жизнью, он вторгается в эту жизнь. Неред-
ко в мыслях Сергея Тутаринова воплощены
мыели автора книги;

«Вот оно, старинное казачье поселение,
бывшее когда-то крепостью наших предков,
лежит перед нами, и мы видим эту станицу
и такой, какая она была, какая есть, и та-
кой, какой еше будет... Вак известно из
истории, деды и прадеды наши поселялись
в этих местах, где кто мог, строили курени,
кому и гле вздумается, —тогда люли не зна-
ли. что такое план, &.0 красоте никто и
не думал, оттого и досталиеь нам в На-
следство. эти кривые улочки и переулки,
эти разбросанные дома. Теперь под руко-
водством нашей родной коммунистической
партии на Кубани выросли новые люди,
они-то и хотят сделать свой станицы бла-
гсустроенными, красивыми...»

Тенеральный нлан реконструкции станиц
вылвигаетея председателем райисполкома
Сергеем Тутариновым перед’ кубанским ‘5а-
зачеством. Перестройка станичного уклада
на новый, городской лад, создание агрогоро-
да в степи — таковы задачи, к практиче-
скому решению которых приступает нова-
тор. Это не маниловскле мечтания, не про-
жектерство, это — продуманный план,
трезвый расчет, реальная перспектива. Мы
знаем, что в наши дни на Украине уже
строятся селения нового тина, такие селе-
ния, в которых условия жизни и быта
сходны с городекими условиями, Такие
селения строятся под Виевом, н% берегах
Днепра и в других районах  @транеь

Нет ничего удивительного в том, то ‘идея
Сергея Тутаринова He повисает в воздуш-
	гс ТУР — изза SVC

братского чувства дружбы венгерекого. на-
рода к Советскому Союзу и его большой

зан РЕ.
		во всенародное торжество. и явилось мо

Е И
	р-он ER EA BR ORNS EG MS”

ной демонстрацией единения венгерского
народа с советским народом.
	За короткое. время пребывания в ваше

с,
	о а У ADAAETCH надежным фор-
постом в армии борцов за мир, демократию
	о АРА ЛНАХ -

H социализм. Мы возврашаемся к себе на
родину с цолной уверенностью в том, что
Вентерская народная республика как была,
так и будет нашим искренним другом.

Пусть здравствуют все народы, еоставля-
ющие единую братскую семью. борющиеся
38 торжество демократии, за счастливую
жизнь. всех простых людей!

Цусть здравствуют народы, которые ведут
борьбу за мир для всех народов мира!

Да здравствует венгерский народ!

Да здравствует советский нарол!

Да здравствует великий Сталин!»

Затем выступил генеральный секретарь
Вентерской партии трудящихея, замести-
тель председателя Совета министров Вен-
герской народной республики Матиае Р
ROU, ,

От имени правительства Венгерской на-
родной республики и Центрального коми-
тета Венгерской партии трудящихся. ска-
зал он, благодарю советскую правительст-
венную делегацию и особенно нашего
любимого маршала Ворошилова за то, что
своим посещением и участием в празхнествах
они сделали их еще более торжественными
и радостными и дали нам новый стимул в
том, чтобы мы с еще большей энергией про-
должали борьбу за подъем налней страны,
за построение социалистической Венгрии.
	Mt HE
и в
) BE

Я №
		Сева,
ROR-
HHO
ROWS

aure
	HHO

0 Wi
TA tt
		КТ
Yar:
				«Чистка» госдепартаментом
дипломатов Латинской Америки
	МЕБСИВО-СИТИ, 5 ‘апреля. (ТАСС). По
имеющимся здесь сведениям,  госдепарта-
мент США развил большую активность, до-
биваясь снятия в постов ряда не угодных
Вашингтону дипломатических предетавите-
лей стран Латинской Америки, аккредито-
ванных при Организации Объеданенных
Наций. В ход пущены различные средства
возлействия на правительства стран Южной
и Центральной Америки— дипломатический
нажим, экономическое давление и другие
методы «убеждения», которые столь часто
пускает в ход вашингтонская динломатия,
распоряжающаяся в некоторых республиках
Латинской Америки, как у себя дома. При-
иной  настойчивых дломогательств. гоеде-
партамента, требующего удаления из Нью-
Йорка ряда. не угодных ему латинозмери-
ванских, дипломатов, являетея слишком
большой, по мнению Вашингтона, интерес,
проявляемый ими к вопросу о скорейшем
урегулировании важной международной
проблемы — представительства Китайской
народной республики в органах 00Н. Про-
изводитея свовобразная «чистка» диплома-
тов стран Латинской Америки.
	Но интересе к вопросу о представитель-
стве Китая в 00Н является не единственной
причиной происходящей «чистки» предста-
вителей стран Латинской Америки при ООН.
Проводя пресловутую «тотальную» диплома-
тию, госдепартамент потребовал от прави-
тельств ряда латинозмериканских респуб-
лик перемещения или ‘удаления с липлома-
тической службы тех представителей при
Организации Объединенных Наций. которые
	позволяют «вольность»-——иногда выступать  .
	или голосовать не так, как хотелось бы Ва-
шингтону.

Несмотря на возмущение, которое наблю-
дается в  латиноамериканскях странах
бесцеремонными действиями и подозритель-
ной активностью дипломатии Вашингтона,
удаление и перемещение латиноамериканских
	  динломатических представителей  продол-

жаетея под воздействием политических и
экономических «аргументов» Уолл-стрита.

инского народа
	От собственного
корреспондента, «Правды»
	Вначале все’ шло так, ках задумали ор-
ганизаторы собрания. Одним из первых сло-
во получил американец Раумонд Патана.
Его выступление было настолько невразу-
мительным, что о нем просто нечего ска-
зать. Примерно в, таком же духе выступали
и другие ораторы.

Но вот на трибуну поднялся писатель
Ярно Пеннанен. ‘

— H xoay говорить об одном вопросе,
который волнует сейчас многих из нае,
но 0 котором мы обычно не говорим, —
заявил он.— Посмотрите кругом, что у нас
творятся? Книжные полки в магазинах
заполнены американскими и английскими
романами, на обложках которых мы видим
	снимки окровавленных рук и голов, видим
	романы, герой которых отличаются лишь
тем, что умело пользуются пистолетами и
бутылками яда, режут и обманывают друг
друга. Все эти произведения наглядно пока-
зывают тот застой, который сейчас наблю-
дается в так называемой западной культуре.

И в 10 же самое время в соседней с
нами, стране происходит нечто прямое про-
тивоположное. В этой стране растут и раз-
виваютея новая культура. новое искусство,
новая литература, показывающая человека
новой эпохи, стремящегося улучшить
жизнь на земле. 0б этом новом человеке
мы почти ничего не знаем, потому что все
советское у нас считается «пропагандой»!

Выступление писателя Пеннанена и
высказанные им мысли вызвали среди
собравшихся огромный интерес. Многие
присутетвовавшие попросили слова. Пред-
седательствующий — один из редакцион-
ных работников «беспартийной» газеты

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	ГАШЕЙ
	О. романе С. Бабаевского
<Свет над землей»
		} Финляндии сейчас проходят многолюд-

10 митинги и собрания, посвященные
ий годовщине со дня подписания
кивора о дружбе, сотрудничестве и взаим-
11 помощи между Финляндией и СССР.
  утинги и собрания показывают, что
вид Финляндии искренне стремится к
1508 с народами Советекого Союза. Разве
в показательно ве возрастающее число
иов общества «Финляндия — Советский
(ms: 760 организаций объединяют’ по-
м 170 тысяч чоловек. 0 том, ка-
и большой интересе в Финляндии про-
вмемя к Советскому Союзу, наглядно по-
щывает такой небольшой пример. Член 0б-
та «Финляндия — Советский Союз»
нее Ювонен в свое время жил в Совет-
‘tw Союзе. Узнав of этом, трудящиеся
ияндии с разных мест начали посылать
›ущество просьбы, чтобы Ювонен при-
Шик ним и, как очевидец, рассказал о (о-
ухом Союзе,
  коре Ювонен стал желанным гостем
родах и селах страны. В течение полу-
14 лет Ювонен произнес сотни речей. Во
фея выступлений Ювонену было задано
 0 8.500 вопросов о Советском Союзе,
Пужны ли еще другие доказательства того,
№ бинский народ действительно интере-
уемя Советским Союзом, хочет знать
ивы правду, и только правду?

3 эм фоне еще отчетливее выступахт.
шемерная позиция финских правителей
11: называемой «беспартийной» печати.

Имавно в Малом зале университета Хель-
 шиви состоялось собрание интеллитенции,
в мтором был прочитан ряд докладов
Ц му «Финляндия и другие страны».
Шание было организовано с, нелью
`биакомления с положением в других <тра-
щи улучшения культурных связей е
TMH, однако докладчиков предупредили,
бы они не касались <политиких.
	СВЕ

1% Ш

«порой просвещения» назвал Ленин
RY из первых сельских электростанций,
Ц туржественном открытии которой он
Преумтвовал осенью 1920 года. Выету-
  1 вскоре после этого ` перед делегата-
Всероссийского съезда Советов,
team передавал слова волоколамекого кре-
‘ыунина, выражавшего радость по поводу
110, чо в деревне появился «неестествен-
‘wi caer, который будет освещать нашу
но темноту». В. И. Ленин го-
  Урил:
   шчно ‘не удивился этим словам. Юо-
  а, для беспартийной ( крестьянской
  Миы электрический свет ееть свет

Четественный», но для нас неестествен-
  m 1, чю сотни; тысячи лет могли жить

Чильяне и рабочие в такой темноте, в
  Мщее, в угнетении у помещиков и капи-
талетов. Из этой темноты скоро не выско-
Чит, Но нам надо добиться в настоящий
Умелт, чтобы каждая электрическая стан-
ЦП, построенная нами, превращалась дей-
изитетьно в опору просвещения...».
Электрическая лампочка, кав и бритва из
ли, как и зажигалка из меди, вошла в
Итхох немецкого бюргера и Франпузекого
руера раньше, чем в быт русекого кре-
‘нина. Но сам по себе этот Факх еще
№ иределял уровня культуры и просвеще-
и в долине Эльбы или на полях Вандеи.
Ви приобретают тот или иной смысл в
Мвисимости от того. каким пелям они слу-
2ат, в чьих руках находятся, какую ФУНБ-
Ш выполняют. Техника в руках капита-

‚ Шиа — одно дело, та же техника в руках

удеников — дело другое.

ши колхозники позднее земледельцев
ал, познакомились ©  злектричеством.
№ (ни опередили зарубежных крестьян на
Пи прогресса‘ и цивилизёции. Крупное 0б-
Цктвенное хозяйство на земле, которое
верилось и расцвело в намей стране,
ляется высокой формой организации ре-
‘ъянской жизни, знаменует прогресе этой
&тзни. «Базждая семья живот в своем дворе,
М5 среди пустыни», — так писал о кресть-
cro ограниченноти, Бальзак. Фермер-
8 хозяйство в наши дни отмечено теми.
& чертами идиотизма деревенской жизни,
Ки во времена; о которых повествовал.
дикий французекий реалист. Электролам-
	Протест американских журналистов в Праге против американской
. внешней политики
	грубо нарушающей международные догово-
ры и соглашения, в ‘частности Потедам-
ское соглашение. Непосредственным поволом
5 принятию Уилерами их решения явился
инцидент © тремя чехословацкими самоле-
TAMU, которые происками американских
атентов недавно были направлены в Запад-
ную Германию. Уилер подтвердил, что аме-
риканские власти недостойно обращались
с пассажирами этих самолетов, пожелавши-
ми вернуться в Чехословакию.
	‘вильному пониманию роли большевистского
вожака в деревне:

В романе идет речь о техническом про-
‘`гресее в сельском хозяйстве, о’ новой тех-
цике, вошедшей в деревенский обиход. Пи-
сатель расбказывает 6 трудностях в деле
освоения этой техники, Он заостряет про-
блему овладения электромотором, овладе-
ния могучей силой, данной советеким стро-
ем крестьянству. Электромотор сегодня на-
до знать так же хорошо, как хорошо знает
крестьянин трактор, электрической энер-
тией надо распорядиться умело, так же, как
деревня научилась использовать энергию
стальной конницы. Тот же Хворостянкин
электрифинировал до абсурда свой кабинет,
а в0? 0 внедрении электричества в сель-
скохозяйственное производство не поду-
мал... знакомить народ © техникой, созла-
вать кадры спепиалиетов в деревне — в
этом задача дня. Вызывать у людей новые
потребности, новые интересы — 06 этом по-
мышляют и хлопочут и Копхратьев, и   Ty-
таринов.

Опубликована первая книга романа
С: Бабзевекого. В этой книге говорится о
начальной порз электрификации херевни на
Вубани, С интересом ждем мы продолжения
писательского рассказа о новой жизни, о
‘новой культуре, о новых людях. Хочетея
пожелать писателю взыекательнее работать
над формой своего произведения. Иногда
С. Бабаевскому отказывает чувство меры —
и тогда появляются досадные хлинноты,
лишние страницы в его повествовании.
	Порой литератору недостает художествен-
ного вкуса — он засоряет евое письмо сор-
няками провинциальной, местной речи и за-
ставляет евоих современников говорить тем
языком, на каком  изъяснялея Аким из
«Власти тьмы» Л. Толстого или мужики из
очерков Глеба Успенского. В новом романе
обеднен образ Ирины Любашевой. Она не
повзрослела по сравнению с той порой, ко-
торая описана в «Кавалере Золотой Звезды»,
наивен   ее разговор е Тутариновым в Мо-
скве, которым заканчиваетея первая кнага
романа.

В целом же «Свет нах землей» — произ-
ведение значительное, радующее нас прав-
дивым и художественным отображением де-
ревенской действительности, показом людей,
творящих новое. Роман «Свет над землей»
относится в разряду тех книг, которые
служат делу познания жизни. Эти книги

помогают и строить жизнь,
И. РЯБОВ.
	‚ ПРАГА, 7 апреля. (ТАСС). Сегодня в Пра-
те американские журналисты Джордж Уилер
и Элеонора Уилер (Джордж Уилер, помимо
корреспондирования в американскую пе-
чать, является преподавателем одного из
выеших ‚учебных заведений) обратилиеь к
чехословацкому правительству с просьбой о
предоставлении права убежища для них и
их четверых детей. Уилер, прибывший с
семьей в Чехословакию три года назад, за-
явил. что он принял это решение в знак
	протеста против внешней политики США,
	тора. Мы видим партийного  работни-
ка во весь рост, слышим его голос, знако-
мимея с принципами и методами его рабо-
ты. Писатель показывает секретаря райко-
ма в его связях с самыми различными
людьми — от руководящих работников до
рядовых крестьян. Кондратьев умело руко-
водит деятельностью Тутаринова, помотая
тому исправлять опибки, порожденные вос-
торженностью ‘и некоторой отвлеченностью
его мечтаний. Партийный работник дает
широкий простор критике и самокритике —
этой движущей силе развития нашего обще-
ства. Секретарь райкома обладает драгоцен-
ным качеством —— открывать душу челове-
ка, находить в человеке здоровые, ценные
задатки, развивать их.

У партийного работника, изображенного в
романе, можно учиться большевистскому
стилю в большом и малом. Нисатель говорит
06 отставииих от требований времени комму-
нистах, которые еще встречаются в деревне.
Если снятый © поста председателя райис-
полкома Хохлаков ставовится  политиче-
ским обывателем, не сумев преодолеть в
себе мелкие чувства уязвленного самолю-
бия, зависти и ревности к человеку, обо-
гназшему его, то председатель колхоза
«Красный кавалерист» Хворостянкин ока-
зывается плохим рожаком по причине непо-
мерного своего самодовольства и тенден-
ции управлять людьми на правах «удель-
HOM) кНяЗЬка»:

Писатель разоблачает и Хворостянкина,
показывая этого’ «лажированного комму-
	виста» в9 всем его неприглядном вид и
раскрывая. существо его. самюдовольной
болтовни.

Вопрое о кадрах на новом этапе в жиз-
ни деревни — большой и ‘острый вопрос.
Работники нужны всюду, нужны люди,
умеющие руководить коллективом, нужны
интеллигенты. И Еондратьеву, и Тутари-
нову приходится“ сталкиваться © пробле-
мой кадров. В романе показано; как
на смену отставшим и’ обанкротив-
шимся вожакам приходят новые работви-
ки. Писатель вводит в роман новое дей“
ствующее лицо — агронома Татьяну Нецве-
тову, коммунистку. В качестве парторга
Болхоза «Красный кавалерист» Непветова
противостоит Хворостянкину, и хочется ве-
рить, что она сумеет ‘и перэвоспитать тех
отсталых колхозников, 0 которых говорил
на большом собрании старик Чикильдин, и
научить коммуниста Хворостянкина пра-
	ном пространстве, а находит отклик у пе-
редовых людей станицы, нодлерживаетея
ими. В этом уестремлении вперед и выше
сказывается уровень сознания станичников,
и кавалеру Золотой Звезды не приходится
лолго ломать копья в споре с консервато-
рами и рутинерами,
	«...Юще не так давно именно здесь, в
Усть-Невинской, не только деды, но и отцы
наши жили в темноте и невежестве; в этой
же Усть-Невинской веками интересы людей
были прикованы к своему двору, к своей
изтороди; здесь, возле хат наших отцоз,
извечно жил звериный закон — властвуй,
разоряй, уничтожай слабого и обогащайся....
А что ты видлинь ныне? Усть-Невинская
идет в ногу с самыми передовыми ropo-
дами — дз ЕТО мог 0б этом и подумать?
А люди ее стали и сильнее и красивее...
Человек стал умнее, благоподнее!»
	Вавалер золотой эвезлы убеждает своего
друга инженера Виктора Грачева, руково-
дившего стройкой электростанции в Усть-
Невинской, не возвращаться в город, a
остаться в станице, работать © эдектромо-
тором в деревне, ибо «миссия его здесь сев-
com другая...» (Подчеркнуто нами.— И. Р.)
Сергей Тутаринов глубоко прав, он высту-
пает как большевик, когда неустанно про-
пагандирует свото идею «света над землей»,
проникающего в глубаны ‘ крестьянского
сознания, перестраивающего психологию
деревенского обитателя. -

Разумеется, в деревне еще не все. стали
носителями нового, высокого и светлого
сознания. Есть еще люди с отсталыми
настроениями и взглядами. 0 них говорит
на большом собрании колхозник ` Петр
Чикильдин, обличая перед народом пред-
свдателя колхоза «Красный кавалерист»
Хворостянкина, еще не поднявшегоея до
уровня настоящего руководителя в деревне.
«Мы тут решаем насчет коммунизма,
а у тебя в колхозе самого простого
порядка нету..—— говорит  Чикильдин.—
Людям мы намечаем богатую да удобную
жизнь, а ты, Игнат Савельич, присмотрись,
может, кто ещз непригожий к той жизни...
Ect же у нас, чума их побери, такие
граждане, какие числятся в ‘колхозе, епраз-
Би и там еще что ты им подписываешь, &
они торговлей живут... Это же не колхоз-
ники, а какие-то спекулянты. 06 этом пред-
	готе“и подумать издо...»,
В романе правливо . показана . роль
	партпыного руководства. Образ секретаря
райкоиа Кондратьева — большая. удача ав-
	почка, зажигалка и бритва, конечно, весь-
ма приятные детали внепгней культуры, но
они не меняют наших понятий о внутрен-
нем, хуховном мире частного собственника.
Изменение природы человека, перестройка
ето нравственного мира. облагораживание
его облика происходят в условиях нового,
сопиалистического. общества, в условиях
подлинного прогресса и подлинной цивили-
зации.

Новая книга С. Бабаевского рассказывает
о победе и утверждении сониализма в де-
ревне, о победе и утверждении социалисти-
ческого сознания обитателя этой деревни.
«Свет над землей» — это не только элек-
тричество,  озаряющее деревню, это и
свет в душе деревенского жителя. Вомму-
	нистическое просвещение проникло во вее
Уголки нашей земли, коммунистические
	идеи овладевают мыслью и чувством волхоз-
НИКОВ И КОЛхХоЗНиЦ.
	Роман «Свет над землей» (журнал
«Октябрь», № 9, 1949 г.) является про-
должением книги С. Бабаевского «Бавалер
Золотой Звезды». Мы видим в романе героев,
< которыми встречались раньше. Попреж-
нему в центре внимания романиста нахо-
хится Сергей Тутаринов. представитель мо-
лодого поколения колхозной деревни; зетив-
ный строитель социзлистического уклада в
ней. смелый и волевой человек, увлечен-
ный мечтой о коммунизие. Рядом с ним мы
видим Николая Кондратьева, партийного ра-
ботника, руководителя и воспитателя. Снова
перед ‘читателем встают фигуры колхозного
вожака Стефана Рагулина, станичных элек-
трификаторов Виктора Грачева и Семена
Гончаренко. На страницах романа мы встре-
чаем знакомые имена героинь первой книги
Вабаевского — Ирины Любыневой, Глафи-
ры Несмашной, Натальи Кондратьевой. Но-
вые персонажи входят в этот круг наших
старых знакомых. На сцене появляются
колхозный агроном Татьяна Пецветова, ре-