иайский парад и демонстрация трудящих

ло на 1-й стр.)
	 Учебе свидетельству-
Московекого Ерасно-

го училища имени Вер-
СР — старейшего учи-
Армии, созданного в 1917
› В. И Ленина и И. В.
	дготовилю для Советекой Ар-
	бокий Одер. 34 воина дивизии удостоены
	звания Героя Советского Союза. Велед за
	мотоцивлистами движутея автомобили 0
стрелками.

Начинается марш. артиллерии = могуче-
го рода войск, ‘который товарицу Сталнн
назвал богом ВОЙНЫ.
	Проходит одна из. старейших в Советской
Армии гвардейская зенитно-артиллерийская
часть. к
	Сталинская артиллерия не знает себе
равных в мире. Ее еокрушающую силу
испытали на себе гитлеровские армии и
зпонские самураи; -

За зенитными установками проезжают
знаменитые «катюши» — гвардейские ми-
нсметы, уничтожавшие своим огнем живую
силу противника и его технику.
	Нз площали появляется противотанковая
артиллерия... Проходят все новые и новые
артиллерийские части. Новые и новые типы
орудий сменяют друг друга в этом могучем
марше. С кажлой новой колонной вее боль-
шие калибры, все солиднее размеры пушек.

Вот оно, могущество советской техники,
HCRyCoTBO конструкторов, мастерство рабо-
чих!
	Первокласеная техника находится в-ру-
вах умелых советских воинов.
	На площадь вотупают танки, стяжавшие
себе добрую боевую славу на фронтах Оте-
чественной войны. Проходит олна из старей-
ших бронетанковых частей Совелекой Ар-
мии — гвардейская Краснознаменная ордена
	Ленина Вантемировская танковая. дивизия.
	В’ четком строю движутея боевые маши-
ны. Земля содрогается от их тяжелой по-
ступи. Проходят знаменитые танки «Т-3З4».

З&а ними — самоходные пушки и ‚могучие
танки «Иосиф Сталин».
	Наша Родина -—— родинё танка. Советские
люди В минувшей войне создали лучшие
бронированные машины, & советские пол-
ководцы показали непревзойденные образ-
цы маневренных и молниеносных танковых
операций. Волнующее зрелище представ-
ляет прохождение этих стальных гигантов.

Военный парад’ завершает огромный
сводный оркестр. :
	Первомайский парад произвел неизглахи-
мое впечатление, убедительно показав, что
Советская Армия, Авиация и Военно-Мор-
ской Флот зорко стоят на страже мира и
безопасности нашей великой Родины, что
советские Вооруженные Силы встретили
Первое мая новыми достижениями в боевой
и политической подготовке. -
	пионеров. Юные москвичи, они как, бы оли-
цетворяют` юность советской столицы. Ра-
достью светятся их лица. Сердца преиепол-
нены счастья: дети видят на трибуне мав-
золея улыбающегося им родного Сталина.

Двое пионеров — мальчик и девочка —
вбегают по ступеням на трибуну Мавзолея
и преподносят букеты цветов Иосифу
Виссарионовичу Сталину и Вячеславу
Михайловичу Молотову.

Незабываемые минуты... Колонна самых
юных участников демонстрации © цветами
в руках восторженно приветствует товари,
Сталина, руководителей партии и прави-
тельства.

Над пионероким строем проплывает стро-
ка из трехметровых букв, увитых цветами:
Слава Сталину!

Как символ мудрости, как знамя великих
побед нашего народа, пионеры проносят
портрет товарища Сталина. С нежностью и
теплотой они украсили этот портрет весен-
ними цветами,

Площадь заливает море красных знамен.
1.200 алых стягов! На площадь олновремен-
но вступают знамоносцы колонн Вировеко-
го, Ленинского, Враснопресненекюго,. Совет-
ското, Сверлловского, Дзержинского, Шер-
банковского, Бауманского, Первомайского,
Куйбышевского, Красногвардейского, Моло-
товекого районюв.

Еще минута — и ‘площадь расцветает
шелками вымпелов спортивных обществ.
Красные, голубые, золотистые, оранже-
BLIC -—— OHH гармонируют этому сияющему
	майскому дню. Физкультурники! В их ко-
лонне 24 тысячи человек, но это лишь ма-
ленькая частица советских физкультурни-
ков. В налией стране их насчитываются
многих ‘миллионы. 0 физкультурном движе-
нии неустанно заботятся партия, прави-
тельство, великий Сталин.
	ИПроплыли спортивные вымпелы, и над
площадью снова заалел пурпур знамен.

Шли люда разных возрастов, разных про-
фессий.
	Небывалой по своей грандиозности была
демонстрация трудящихся Москвы 1 Мая —
в день солидарности трудящихся мира, в
день братства рабочих всех стран.
	Трудящиеся демонстрировали несокру-
шимое морально-политическое единство со-
ветекого народа, его готовность итти вперед,
к победе коммунизма под знаменем Ленина,
под водительством Сталина. Над колоннами
были высоко подняты портреты великих
вождей революции, основателей большевист-
ской партии и советского. государства
В. И. Ленина и И. В. Сталина.
	Сколько душевной теплоты, сколько
искренней сыновней любви вкладывали
демонстранты в свои приветственные воз-
гласы*
	— Нашему родному Сталину — слава!
— Товарищу Сталину — ура!
— Сердечный привет великому Сталину!
	Сталин! ‘Это самое дорогое имя было на
устах каждого демонстранта. Оно пламене-
ло на тысячах стягов. Люди произносили
имя Сталина, как символ” счастья и могу-
	щества нашей Родины, как символ мира и I
	дружоы всех народов.
	Червенкова, генерального севретаря.
Венгерской партии трудящихся Матиаса
Ракоши и премьер-министра Иштвана
Доби, генерального секретаря JK Py-
мынской рабочей. партии Георгиу-Деж
й  премьер-миниетра Румынбекой  народ-
ной республики Петру Гроза, премьер-
миниетра Албанской народной‘ республики и
генерального секретаря ПЕ Албанской тру-
довой партии Энвераз Ходжа и председа-
теля президиума народного собрания Алба-
нии 0мера Нишани.

Над головами манифестантов — портре-
ты вождя китайского народа, председателя
Центрального правительства Китайской на-
родной республики Мао Цзе-дуна, премьера
государственного административного совета
и министра иностранных дел Витайской на-
родной республики Чжоу Энь-лая и секре-
таря ЦЕ Коммунистической партии Витая
Лю Шао-ци,

На плакатах демонстрантов начертаны
слова первомайского призыва:
	— Пусть живет и здравствует единая,
независимая, демократическая миролюби-
вая Германия!

Москвичи несут портреты‘ президента
Германекой демократической республики
Вильгельма Пика и премьер-министра
Отто Гротеволя, а также портреты пред-
седателя кабинета министров Корейской
народно-демократичеекой республики Бим
Ир Сена и председателя президиума Вер-
ховного народного собрания Вим Ду Бона,
премьер-министр» Монгольской народной
республики маршала Чойбалеана.
	Демонетранты проносят портреты вождя
французских рабочих и трудовых крестьян
Мориса Тореза, вождя итальянского народа
Пальмиро Тольятти, вождя американского
революционного рабочего класса Уильяма
Фостера, генерального секретаря ЦЕ Комму-
нистической партии Испании  Долорее
Ибаррури, генерального секретаря ЦК Бом-
мунистической партии Антлии Гарри Пол-
лита, президента демократической респуб-
лики Вьетнам Хо Ши Мина.
	Борьба за мир, против поджигателей вой-
ны кровно связана, © борьбой народов за де-
мократию и социализм. Под руководством
коммунистических партий все новые и но-
вые слои трудащихея поднимаются на ак-
тивную борьбу © империализмом.
	Советские люди вышли на демонстрацию,
верные ленинско-сталинской дружбе наро-
дов, принципам пролетарского интернацио-
нализма. На транспарантах, высоко подня-
тых над колоннами демонстрантов, мы чи-
таем мудрые сталинские слова: «Интерна-
ционалист тот, кто безотоворочно, без ко-
лебаний, без условий готов защищать СССР
потому, что СССР есть база мирового рево-
людцнонного движения, а защищать, двигать
вперед это революционное движение невоз-
можно, не защищая СССР. Ибо кто думает
защищать мировое революционное движение
помимо и против СССР, тот идет против ре-
волюции, тот обязательно скатывается в па-
герь врагов революции».
	Советский народ с законной гордостью
смотрит на результаты своей борьбы и ра-
боты. В первомайском оформлении колонн
ярко отражены успехи предмайского социа-
пистического соревнования, новый могучий
полъем во всех областях социалистического
строительства и культуры.
	Волонна Ленинского района несет огром-
ный транспарант: «Марксистско-ленинская
	теория —— великая сила советекого народа в
борьбе за коммунизм». Высоко полняты ма-
			‚расой площал
	Идут коллективы 481038808 туену
Сталина, завода «Динамо» имени Ring,
металлургического завода «Серии можт»
и многих других предприятий,
	Московский железнодорожный уж—
крупнейший в стране. Транспортники сту-
лицы демонстрируют свою готовноеть уси-
лить борьбу за дальнейшее увеличение по-
трузки, ускорение оборота, вагонов, сниже:
ние себестоимости перевозок, ‘за еще боле
щирокое распространение передовых методов
труда, за повышение темпов и Качества
железнодорожного строительства, за узуч-
шение обслуживания пассажиров.

Ha площади возникает красочная
картина колхозного поля. Кольшшутся туч-
ные колосья пшеницы. Видны золотистые
стебли льна, розовые и белые цветы влеве-
ра. Speer высокий урожай, охранявмый
полезащитной лесной полосой. Колонна Ми-
нистерства сельского хозяйства CCCP
оформлена нд тему «Сталинский план пре-
образования природы в действии».
	Еще мгновенье — и на площади выра-
стает цветущий сад, Работники Министер-
отва сельского хозяйства РОФСР несут в
своей колонне 180 декоративных яблоне-
вых деревьев, осыпанных белоснежными
цветами. В центре сада — портрет великого
преобразователя природы И. В. Мичурина.
	шнчуринсвие сады успешно продвигаются
в новые районы страны.
	Студенты, и профессора Тимирязевской
сельскохозяйственной зкалемии, кл всегда,
шли под знаменитым девизом Мичурина“
«Мы не можем ждать милостей от природы:
взять их у нее — наша задача».
	В праздничном шествий участвуют мно-
гочисленные деятели ‘советской науки, лите-
ратуры, искусства, кинематографии. Нах их
колоннами — плакаты, транспаранты, пока-
зывающие, что в нашей стране созданы вы-
сокоидейные и патриотические произвоте-
ния литературы и иекусства,

На фоне алых знамен — силуэт чайки —
эмблема Московекого Художественного те-
атра имени Горького. Артисты несут щиты
с названием спектаклей, удостоенных
Сталинских премий, —«Чузжая тень», «Зеле-
ная улица», «Победители». Плакаты, под-
нятые над колонной Московской консерва-
тррии имени Чайковского, повествуют о
том, что среди ее воспитанников и препода-
вателей — 56 лауреатов Сталинских пре-
мий, 91 лауреат всесоюзных конкурсов и
151 лауреат международных конкурсов
исполнителей.’ Работники «Мосфильма»
шли с панно — увеличенными во много раз
кадрами из кинокаргин «Падение Берлина»
и «Сталинградская битва» — выдающихся
произведений советекой кинематографии.

Москвичи, как и все советские люди,
выражают глубочайшую благодарность и
сердечную признательность партии, прави-
тельству, родному товарищу Сталину 38
постоянную заботу о непрерывном подъеме
материального благосостояния нашего из-
рода. В колоннах можно видеть множеств
цифр, напоминающих 0 неуклонном росте
материального и культурного уровня жизни
трудящихся Советского Союза.

—- 110 миллиардов рублей! — эта циф-
ра свидетельствует о том огромном выигры-
ше, который получает население от ново-
го — третьего по ечету — снижения цен
на товары массового потребления.

А вот еще плакат, яркий и запоминаю-
щийся:

— В Советском Союзе учится foxes
55 милтиОНовВ человек!
	Согретые сталинской заботой, советские
люди продемонстрировали вчера, что они и
впредь будут горячо бороться 3% новые
успехи в социалистическом соревновании, 3%
досрочное выполнение народнохозяйствен-
ного плана 1950 года, за неуклонное повы-
шение произволительности труда — основу
дальнейшего снижения цен на товары мас-
сового потребления.

‚ Советским людям несвойственно успо-
ваиваться на достигнутом. Они вышли Ha
первомайскую демонстрацию под глубоким
впечатлением первомайских призывов ЦК
ВКП(5), воолушевляющих на борьбу 38 но-
вый мощный подъем хозяйства и культуры,
за дальнейшее укрепление могущества ©0-
циалистического государства.

Жесть © половиной часов продолжалась
трандиозная демонстрация. В ней приняло
участие свыше миллиона человек.
	Фото А, Устинова и С, Коршунова
	ся па
	кеты книг Маркса, Энгельса, Ленина,

Сталина.
Советская наука, служащая интересам
ъезных успехов. Совет-

народа, добилась сер
ские ученые овладели секретом получения
		AVAL ER Оса

окруженные вниманием и заботой партии и
правительства, помогают развитию социз-
листической промышленности и <ельского
хозяйства. Колонна Ленинского района, где
сосредоточено множество научных и учеб-
ных заведений, проносит портреты выдаю-
щихся ученых нашей страны. Студенты и
преподаватели института стали, горного и
нефтяного институтов выетупают © Пан,
на которых показаны успехи борьбы совет-
ских людей за внедрение новой техники,

Олицетворяя творческое содружество уче-
ных и производетвенников, станкостроители
завода «Ераевый пролетарий»— завода ско-
ростных методов обработки металла — по-
казывают свои достижения в области тех-
нического прогресса, в. повышении культур-
ного уровня рабочих. Они заслуженно гор-
	AATCA ‘своими лучшими людьми. Над их Bo-
тонной — портреты  стахановцев  лауреа-
	бер 3 295  ТЕ

тов Сталинских премий тт. Белова, Маркова,
Уголькова, Смирнова, Шумилина, Ячие-
невой. Надпись на панно. гласит: «В 1 Мая
краснопролетарцы дали 60 станков сверх
плана четырех месяцев».

Много любви вложили в украшение своей
праздничной колонны трудящиеся Сталин-
ского района, которым в незабываемый день
12 марта выпало счастье голосовать на вы-
борах в Верховный Совет СССР 3a гениаль-
ного вождя народов товазиша Сталина. Они
несут панно, отображающие ‘веливую вдох-
новляющую и организующую роль товарища
Сталина во вевх побелах нашего народа.
	Волонна электрозаводцев несет красоч-
ные картины, на которых запечатлены вы-
ступления товарища Сталина на ХУШ еъез-
де партии, на собрании избирателей Сталип-
ского избирательного округа Москвы 9 фев-
раля 1946 года.

С радостными  вестями вышли на де-
монстрацию многочисленные коллективы
Сталинекого района. 16 заводов и фабрик
района досрочно выполнили план четырех
месяцев. На миллионы рублей сверхила-
новой продукции выпустил к 1 мая только
один Электроламповый завод.

О досрочном выполнении своих обяза-
тельств в предмайском социалистическом CO-
ревновании рапортуют сотни предприятий
столицы. Неиссякаема творческая инициа-
тива советских. патриотов! Первомайскую
колонну Щербаковского района возглавляют
работники завода «Калибр» — предприятия
коллективной стахановской работы.

Над площадью плывет картина, изобража-
ющая молодого рабочего лауреата Сталин-
ской премии Владимира Уткина и предло-
женный им лицевой счет бережливоети.
Текст гласит: «На заводе 1.000 последова-
телей. Владимира Уткина. 350 тысяч руб-
лей сэкономлено ими на инструменте и
вспомогательных материалах». Надпись На
другом панно: «<8a годы послевоенной
сталинской пятилетки заводом освоено и
внедрено в производство 280 новых видов
приборов, автоматов и инструмента». Новое
панно — новая картина: «Калибр»-—завод-
сад». На его территории произрастают все
виды подмосковной флоры.
	«Трехгорка» к 1 мая дала 414 тысяч
метров тканей сверх плана» — с таким
транспарантом вышли па демонстрацию
рабочие и работницы знаменитого тек-
стильного предприятия. В воздухе — пере-
лив многоцветных красок. Врасива и доб-
ротна продукция трехгорцев!
	На предприятиях Москвы растет сорев-
нование за выпуск изделий отличного ка-
чества. Вот идет коллектив Ираснохолм-
ского комбината, где по почину Александра
Чутьих зародилось это замечательное дви-
жение. Яркие панно рассказывают о новых
успехах комбината в соревновании за вы-
пуск выеокосортных тканей. 121 бригада
и весь ткацкий цех завоевали почетное
звание бригад и цеха отличного качества!
	Обувщики фабрики «Парижская Комму-
на», где работает инициатор соревнования
за комплекеную экономию Лидия Корабель-
никова, показывают пример ‘социалистиче-
ской бережливости. До конца года коллек-
тив предприятия обязалея изготовить из
сэконоиленного сырья 170 тысяч пар обу-
ви. Десятки тысяч пар в счет этого обяза-
тельства уже выпущены.
	CAY офицеров, из среды KOTO-

„лись десятки генералов.
анатом проходит пехота. На три-
„вах вотыхивают аплодиементы в
авных пехотинцев, в честь Воору-
д Сил Советского Союза, стоящих на
® мира и безопасности нашей Родины.
аршируют суворовцы — будущие офи-
ope Советской Армии. Ими любуются: Им
рукоплещут с трибун. В образцовом строю—
воспитанники Калининского и Тульского
суворовских училищ. Скоро исполняется
150 лет со дня смерти великого русского
	пОткЮвоДЦа, чье имя носят самые юные
советские воины.
	Б выправее и четкости строя суворовцам
не уступают питомцы Ленинградского на-
химовокого училища, которое уже шесть раз
участвует в парадах на Красной площади.
Они проходят учебу на, легендарном крейсе-
ре «Аврора», громом своих пушек возве-
стившем 25 октября’ 1917 тода начало
новой эры — эры Великой социалистиче-
CEOK революции.
	Раздается звонкое цоканье полков. На
	площадь под звуки бодрого кавалерийского
марша вступают конные части.

Рысью проходят эскадроны Ераснозна-
	менной высшей офицерской ` кавалерийской
школы имени С. М. Буденного.
	Их ведет Герой Советского Союза, про-
славленный конник. гвардии генерал-лейте-
нант Н. С. Осликовский. Остро блестят обнз-
женные клинки,

Как вылитые, сидят на холеных конях
всадники части, которой командует тов. Ли-
товченко. У знамени —— чемпион СССР по
конному спорту капитан И. Лысогорский.
	Ровными рялами движутся тачанки. За
ними —— конная артиллерия.
	На площади появляются  твардейцы
стрелковой Таманской Браснознаменной ор-
дена Суворова дивизии имени М. И. Бали-
нина. Много раз упоминалось имя командира
этой дивизии в приказах Верховного Главно-
командующего, когда гремели салюты в
честь войск, освободивших Орел и Полтаву,
форсировавших широководную Виелу и глу-
	Начинается первомайская демонстрация
трудящихся Москвы.
	энамя Московского Совета, узенчанное
орденом Ленина, проносит знаменитый ста-
хановец — старший мастер завода «Ка-
либр», депутат Верховного Совет» СССР
Николай Алексеевич Российский. Знамя
сопровождает групна знатных людей сто-
лицы, в числе которых — депутаты Вер-
ховного Совета СССР. машинист депо
Москва-Сортировочная В. Г. Блаженов, ди-
ректор Туберкулезного института 3. А. Ле-
бедева, помощник мастера Краенохолмекого
комбината А. С. Чутких, депутаты Верхов-
ного Совета РСФСР мапгиниет метрополи-
тена Е. Д. Мишина, ‘мастер завода «Крас-
ный богатырь» В. Е. Зенова.
	В этой группе идут работница фабрики
«Парижская Коммуна» Лидия Корабельни-
кова и мастер фабрики кожаных изделий
Федор Кузнецов — зачинатели нового дви-
жения за строжайшую экономию сырья,
материалов, топлива и электроэнергии. Это
движение становится всенародным, векры-
вая новые огромные резервы еопиалисти-
ческой промышленности, транспорта, сель-
екого хозяйства.
	энамя Московского Совета. сопровождают
лауреаты Сталинских премий артистка
М. Ф. Ковалева, архитектор Г. А. Захаров,
бригадир В. В. Хрисанова, стахановец
фабрики «Красный Октябрь» В. И. Санаев,
киноактер Б. Ф. Андреев, научный работник
П. Г. Степанов. В этой же группе-проелав-
ленный каменщик ©. Д. Шавлюгин, заслу-
женный мастер спорта Н. Н. Озеров, акаде-
мик А. И. Опарин, писатель А. В. Софронов,
начальник стана «750» завода «Серии
молот» И. И. Туртанов.
	..Звучат фанфары. Раздается дробь ба-
рабанов. Ha площаль вступает колонна
	Объединенные единым чувством, совет-
ские люди демонстрировали свою монолит-
ную сплоченность вокруг партии Ленина —
Сталина, вокруг великого Сталина. Безгра-
нично народное доверие героической боль-
шевистской партии. Над колоннами демон-
странтов — портреты. руководителей пар-
тии и правительства.

Демонстрация в Москве, как и во веех
	других городах и селах страны, показала,
что советский народ един в своем стремле-
нии продолжать борьбу за мир во всем ми-

ре. На кумачовых полотнищах ярко горели
слова:

— Бражский привет всем народам, 6o-
рющимся за мир, за демократию, за социа-
Лизы!

Слова братского привета демонстранты
обращали в странам народной демократии,
идущим по пути строительства социализма.

Демонетранты провозглашали здравицу в
честь великого китайском народа, одер-
жавшего историческую победу в борьбе про-
тив империализма и его гоминлановеких
	прислужников, в честь Китайской. компар-
тий. открывшей китайскому патолу путь ®
	тии, открывшей китайскому народу путь к
социализму. Советские люди шлют привет
народам Югославии, ведущим освободитель-
ную борьбу против фашистского режима
клики Тито, против лакеев империализма.
На транспарантах демонстрантов-—призыв к
укреплению лружбы народов Англии, Co-
единенных Штатов Америки и Советского
Союза в их борьбе за мир во всем мире.
	_ Многие транспаранты и панно были по-
священы достижениям стран народной де-
мократии, укреплению могучего фронта ето-
ронников мира. Выражая признательность
прогреесивным деятелям всех стран, тоу-
	дящиеся несли портреты активных борцов
	3& мир, з& демократию, за социализм,

Над праздничными колоннами — порт-
реты президента Польской республики Бо-
леслава Берута и председателя Совета ми-
нистров Юзефа Циранкевича, президента
Чехословацкой республики Клемента Гот-
вальда и премьер-министра Антонина Запо-
тоцкого, председателя Совета министров
	Болгарской ‘республики и секретаря ЦК
Болгарской коммунистической партии Вылко

i

у
			Москва, 1 мая 1950 года. Парад на Красной площади.