OHNE

=

‚Речь Ars

‘OF

at

КОГО

на торжественном заседании, посвященном пятой годезщии
	освобождения Чехеслов
	акии Советской ApMHeH —

\
	Я при этом вспоминаю победный поту
Советской Армии от Сталинграда в Берлин,
(Бурные аплодисменты). Вы понимаеь
рав бы выглядела судьба нашей страны т
нашего народа, если бы ие было этого по»
доносного` похода. Нашлась ли бы в ин
сила, которая могла остановить жесте
наступление фашистской реакции, явля.
щейся детищем гибнущего капиталистиче
ского мира, если бы не было Советского (у.
юза, его огромной силы, трудящегося совет.
екото народа, его ‘героической Советекой
Армии и его вождя товарища Сталина

Ответ ва aToT BOUPOC HEIFe Copepmetn
явен. Только социализм мог поставить пе.
гралу фашиетской опасности, только соци
лизм и иоммунизи могли вести настоящую
войну против фашистской опасности, тольм
коммуниетическая партия, построенная 14
принципах Маркса и Энгельса, создании
бессмертным Лениным и руководнии
товарищем Сталиным, могаа организовать
необходимые силы, Вызвать такой геронзи,
не знаютиий границ, такое невиданное само
пожертвование, что фашистская редки,
перед которой весь калиталистический п
мешанский мир падал на колени и кап.
лировал, была смертельно и наголову разбита,
Только коммунистическая партия, руков
димая Сталиным, могла организовать единый
антифаптистский фронт, могла добиться того,
что в мае 1945 года наступил день великой
победы над гитлеровским фашизмом,

В обрашении товарища Сталина mip
товорилоеь, между прочим, и о вас;

«..юдна группа немецких войск в ий
Чехословакии все еп уклоняется от tam.
туляции, Но я надеюсь, что Ерасной Ариш
удастся привести ее в чуветво».
	Й это удалось.
	на торжественном заселании в Праге, посвященном 5-летию освобождения
	Товарищи!

От имени Советского Правительства и
Центрального Вомитета Всесоюзной Комму-
нистической партии большевиков, от имени
советского народа, от советских Вооружен-
ных Сил’и лично от товарища Сталина
советская делегация передает вам и всем
трудящимся Чехословацкой Республики
сердечное приветствие и поздравление
в связи с празднованием пятой годовщины
освобождения Чехословакии от немецко-фа-
нистеких захватчиков. (Все встают. Бурная,
продолжительная овация. Раздаются 603-
гласы: «Да здравствует Советсний Союз!»,
«Да здравствует товарищ Сталин!»),
	Пять ает тому назад Советская Армия в
результате своих петорических побед осво-
бодила народы Чехословакли от гитлеров-
ского гнета п вернула им свободу и неза-
ВИСИМОСТЬ.

2 мая 1945 года Советская Армия 38-
вершила разгром гитлеровских войск и
овладела столицей Германии — Берлином.
Однако крупная немецкая группировка
войск в Чехословакии под командованием
Шернера уклонилась от капитуляции перед
советскими войсками и продолжала сопро-
тивлятЬьея, чтобы выиграть время и в по-
следний момент совершить чудовищное 3л0-
деяние — разрушить Прагу;
	Для уничтожения этой группировки гит-
леровеких войск на помощь чехословацкому
народу и восставшим патриотам Праги по
приказу Верховного Главнокомандующего
товарища Сталина были двинуты советские
войска из-под Берлина.

3-я и 4-я Гвардейские танковые армии
под командованием генерал-полковника Ры-
балко, генерал-полковника Лелюшенко, под
общим командованием Маршала Конева, со-
вершили стремнтельный марш-маневр, из-
под Берлина прошли © боями через Дрезден
и Рудные горы, разбили фашиетекую груп-
пировку войск Шернера, пленили около
миллиона немецких солдат и офицеров и
вступили в Прагу. (Бурные, продолжитель-
ные аплодисменты).
	Чехословакия была освобождена и ве сто-
лица Прага спасена от разрушения. Этой
выдающейся боевой операцией закончилась
война в Европе, «Вековая борьба славян-
ских народов°за свое существование и свою
независимость, — говорил товарищ Сталин
в своем Обращения в народу 9 мая 1945
года;— окончилась победой над немецкими
захватчиками и немецкой тиранией».
	Без разгрома гитлеровской Германии ч6-
хословацкий народ, порабощенный немец-
кими фашистами — этими самыми жесто-
кими и коварными насильниками, быд бы
обречен на медленное истребление и выми-
рание.

Как известно, Чехословакия явилась од-
ной из первых жертв захватнической. по-
литики фашистской Германии, которой со-
действовали реакционные правительства
Англии и Франции, договорившиеся в Мюн-
хене открыть путь для агрессии фашист-
ской Германия па Восток и Юго-Восток,
В результате этого сговора Чехословакия
была оккупирована, ве армия разоружена
п распущева и самостоятельность чехосло-
вацкого государства ликвидирована,
	Трудящиеся Чехословакии we забудут
тяжелые и мрачные годы гитлеровекого roe-
подства. Жестоким террором немецкне фа-
шиеты пыталиеь вложить боевой лух ев0бо-
долюбивого чехословацкого народа. Тысячи
патриотов Чехословакии, борцов за осво-
бождение своей страны, были замучены в
фаптистских застенках. Вечно булет жива
память о мучениках Лидице и 0 многих
других отважных боерцах за великое дело
освобождения нарола от фашистского ига.
	Гитлеровским насильникам не удалось,
однако, сломить волю чехословацкого народа
к борьбе за свободу и независимость своей
Родины. Сотни тыеяч чехословацких пат-
риотов во всех районах страны, вдохновляе-
мые героической коммунистической партией
Чехословакии, вели самоотверженную борь-
бу против фашистских извергов. Однако сил
патриотов Чехословакии было недостаточно,
чтобы сбросить гитлеровское господство, п
они 6 надеждой взирали на Советскую Ap-
NOW, Rak на свою освободительницу, имея
на это все основалия. Лело в том, что еще
в начальном периоде войны товарищем
Сталиным перед Советекой Армней была по-
етавлена задача — нести знамя обвобожде-
ния и3-под игз немецких захватчиков не
только своему советскому народу, но и п0-
рабощенным народам Европы.

7 ноября 1941 г. в Москве, на Красной
площади, обращаясь к красноармейцами a
краснофлотпам, командирам и’ политработ-
никам Советской Армии, товарищ Сталин
говорил:

«На вас смотрит весь мир, как на силу,
способную уничтожить грабительекие п04-
чища немецких захватчиков. На вас смот-
рят порабощенные народы Европы, подпав-
шие пол иго немецких захватчиков, как На
своих освободителей. Великая освободитёль-
ная миссия выпала на вашу долю. Бульте
же достойными этой миссии!»

Ц вот сегодня, в этот торжественный
день, будет вполне уместным отиётить, что
эту великую освободительную миееню Co-
ветская Армия, ве солдаты, офицеры, гене-
ралы и маршалы 6 достоинством выпол-
нили. (Все встают, устраивают бурную
овацию).
	Торжественное
	ПРАГА, 6 мая. (ТАСС). Сегодня в Нацио-
нальном театре состоялось торжественное
заседание, посвященное пятой годовщине
освобождения Чехословацкой республики
героической Советской Армией от немепко-
фашистских огккупаатов.
	Ha заселании присутетвовали горячо
встреченный собравшимися президент Чехо-
словацкой республики КБаемент Готвалья,
премьер-министр Антонин Залютоцкий, вид-
ные государственные и общественные дея-
тели, руководители коммунистической пар-
тии, предетавители культуры, искусства и
наука, представители фабрик и заводов й
		странами народной демократии и Советским
Союзом (бурвые аплодисменты), решительно
бороться © малейшиии попытками 08
оелабить, ибо самое; на первый взгляд,
незначительное сомнение в необходимости
этой дружбы неизбежно приведет к отходу
от принципов пролетарского интернациена-
лизма,. от принципов Ленина— Сталина,
приведет к измене своену народу, в проник-
новению в управление государством наем“
ников и лакеев капитализма.

Примером этому может служить печаль-
ный урок Югоблавии.

Белградская банда Тито — Ранкови-
ча — Джилава, состоящая на службе в
качестве шпионов и провокаторов у англо-
американских империалистов, при помощи
шантажа и террора, захватив. в. Югославии
власть. в короткий. срок уничтожила ре-
зультаты героической борьбы югославского
‘народа и югоблавских партизан за свободу.
Известно, что.В результате `Ваботы этих
лавеев капитализма жизненный уровень
народов Югославии упал и продолжает па-
дать, крестьяне обременены  непосильными
налогами, лучшие ‘представители народа,
высвазывающиеся за дружбу со странами
народной демократии и за ограничение хо-
зяйничания англо-американских капитали-
стов, подвергаются неслыханному террору.

Хозяйство Югославии в ущерб уловлетво-
рения нужд своего народа лакейски приспо-
сабливается в интересам капиталиетиче-
	Чехословакии Советской: Армией
	Товарищи! Советский Союз и Чехослова-
БИЯ © давних пор связаны узами дружбы,

Еще задолго до второй мировой войны 00-
ветский Союз веячески поддерживал нацио-
нальное и государственное развитие Чехо-
вловакии. В 1935 foay между нашими
странами был заключен договор о взаимо-
помощи. Советский Союз до конца был ве-
рен этим свойм международным обязатель-
ствам и в дни Мюнхена оставался един-
ственным защитником национальной свобо-
ды и независимости Чехословакии.

ВКогла создалась угроза гитлеровского
нападения ва Чехословакию, Советское
Правительство неоднократно заявляло о го-
товности Советского Сотоза оказать военную
помошь Чехословакии. (Аплодисменты). Од-
нако из-за предательства англо-франпузских
империалистов и их пособников в реакпион-
	ных тогда правительствах Полыни, Румынии
и самой Чехословакии предложение Совет-
ского Союза не было принято. В страхе
перед Красной Армией, преследуя свои
капиталистические, классовые пели, эти
господа предали национальные интересы
Чехословакия и позорно капитулировали
перед немецкими фашистами.

В годы второй мировой войны дружба
между Советским Союзом и Чехословакией
была скреплена кровью, пролитой двумя
братекими народами на полях сражений
Великой освободительной войны.

В 1941 году на тврритории Советекого
Союза были созданы чехословацкие воин-
ские части, которые плечом в нлечу с совет
скими войсками сражались против гитле-
	ровекой зрмийя за освобождение свови Ро-
	ДИНЫ.

За героизм и. мужество; проявленные в
боях с немецкими фашистами, сотни воинов
Чехословацкого корпуса награждены выс-
шими советскими орденами и медалями и
ряд из них удоетоен звания Героя Советеко-
го Союза.

За время войны успешные действия co-
единений и частей Чехоблованкого корпуса
неоднократно отмечаливь в приказах Вер-
ховного Главнокомандующего Советской Ар-
мии товарища Сталина. (Бурные апледис-
менты).

Товарищи! Поражение фаптистско-герман-
ской армии принесло и другую великую
историческую победу Чехословакии. Волею
трудящихся, под руководством своей ком-
мунибтической партии Чехословакия пре-
образовалась из буржуазной республики в
народно-демовратическую республику. Это
преобразование обеспечило широкое при-
влечение трудящихся к управлению rocy-
дарством, подорвало Корни капитализма и
явиловь решающим условиём выдающихся
успехов народов Чехословацкой республики
во всех областях хозяйственного и культур-
ного строительетва.

Однако не всем это преобразование при-
шлось по душе. Реакционные партии и их
предетавители, подстрекаемые англо-амери-
канскими империалистами, веячески сабо-
тировали восстановление хозяйства страны,
препятетвовали принятию законов о нацио-
нализании промышленных предприятий, ©
земельной реформе, срывали лружбу ¢ Co-
ветским (01030м и странами народной лемо-
кратни, вели линию на восстановление В
стране старых буржуазных порядков.

В феврале 1948 года чехословацкий нз-
род разбил планы реакции, нанее реакции
решительный удар, взял власть в своя руки
н уверенно пошел вперед по пути 6трои-
тельства гоциализиа. Это была великая
победа трудящихся Чехословакии. (Anne-
дисменты).

Плоды этой победы ныне видны всем.
Промытиленные предприятия Чехословакии
напионализированы и принадлежат народу.
Первый двухлетний план восстановления и
развития народного хозяйства Чехословакии
был выполнен успелтно, а выполнение пла-
на первого года пятилетки свидетельствует
о дальнейших успехах Чехословацкой на-
родно-демократической республики. В Чехо=
словакии теперь добывается угля, произво-
дитея электроэнергии, стали, цемента, обу-
ви, шерстяных тканей больше, чем ‘в
довоенном, 1937 году. Становится все более
индустриальной  сельскохозяйственная в
прошлом Словакия, где за последние годы
ветупило в строй много новых заводов. Вы-
полнив план 1950 года, словацкая про-
мышленность в три раза превзойдет уровень
производства 1937 года.

Изменилось положение и в сельском хо-
зяйстве страны, В результате земельной. ре-
формы сотни тысяч гектаров помещичьей
земли переданы государством в руки кре-
стьян. Врестьяне получают помошь от сво-
ero государства машинами, семенами; кре-
дитами. Слеланы первые шаги по пути с0-
циалистического строительства в леревне,
где создано немало единых сельскохозяй-
ственных кооперативов. Опыт их работы
	показывает. что коеетьянетво Чехословавин`
	становится на правильный путь, ведущий в
социализму.

‚Задача воциалиетического преобразования
Деревни — трудная и сложная. но крестьяне
Чехословакии имеют важное преимущество:
они могут учиться у крестьян Советекого
Союза (аплодисменты), создавших -высоко-
производительное социалистическое вельеков
хозяйство без капиталистов и помещиков,
без подневольного труда, обеспечивающее
зажиточную ий культурную жизнь коеетьян.

Общеетвенно-эвономические преобразова+
НИЯ и общий подЪем народного хозяйства
	Чехобловакии обеспечивают  неуклонный
рост материального и культурного уровня
трудящихся масс. В Чехословакии жет 6e3-
работицы =— этого бича рабочего класса ка-
питалиетических стран, растут реальная за-
работная плата рабочих и доходы крестьян,
осущеетвляютея широкие социально-куль-
турные мероприятия. Двери высших учеб-
ных заведений широко открылись для рабо-
48й и’ крестьянской молодежи.
	Растет и крепнет братская дружба между
всеми народами, населяющими Чехослова-
RH. )

Трудяшиеся вашей ‘бтраны теперь ра-
ботают не. на капиталиетов, а на себя, Ha
свое народно-демократическое государство.
Это рождает новое отношение к труду, что
находит ев0з выражение в массовом. развер-
тываний воциалиетического соревнования и
узарничества, С каждым дном все шире н
шире раскрываются творческие силы и епо-
собноети миллионных М№Масе трудящихся,
проявляюлея таланты, которых в народе
неиссякаемый родник.

Таким образом, за короткий срок народы
Чехословакии достигли больших успехов,
Величие этих успехов етановитея особенно
наглядным, вели посмотреть на прошлое.
Известно, что после первой мировой войны
Чехословакии для восстановления хозяйства
страны понадобилось десять лет. Теперь,
после. второй мировой войны, хозяйство
народно-демократической Чехословацкой
республики, несмотря на огромные разру-
шения, восстановлено было MOUTH 3a gba
года.
°_ Межлу первой и второй войнами буржу-
азная Чехословакия пережила два жестоких
экономических кризиса, а безработица врё-
менами достигала миллиона человек. Те-
перь, в условиях сопиалистического плано-
вого народного хозяйства, трулящиеея ва-
шей страны избавлены и от кризисов и от
безработицы.

Достижения послевовнной Чехословацкой
республики за такой сравнительно ворот-
RH срок являются ярким показателем
преимуществ наролно-демократического
строя и тех неисчерпаемых возможностей,
какие заложены в народной власти.
	Советский народ искренне радуется успе-
хам братского чехословацкого народа. Ието-
рические преобразования в Чехословакии,
поставившие ев на путь етроительетва со-
циализма, и все эти успехи ‘обеспечены
благодаря успешной деятельнобти народно-
демократического правительства и руковод-
ства славной коммунистической партии
Чехословакии, возглавляемых евоим боевым
руководителем товарищем Ёлементом Гот-
вальдом. (Всё встают. Бурная  овация.
Раздаются возгласы: «Да  злваветвует
товарищ Готвальд!»).

Нам известно, что в своих выступлениях.
руководители правительства Ннародно-демо-
кратической Чехословакии не раз отмечали.
что-своими выдающимися успехами народы
Чехословакии обязаны также огромной и
братской помощи Советского Союза. (Бурные
аплодисменты). Эта: помощь закономерна и
является выражением той политики дружбы,
кавую Советский Союз осуществляет
в отношения Чехословакии и всех других
стран народной демократии:

У Советского Союза и стран наролной
демократии одна общая цель = строитель:
ство сопиалиетического общества. (Бурные
аплодисменты). В этих условиях взаимная
помошь и неруптимая равноправная дружба
являются законом наших взаимоотношений
и нашего дальнейшего продвижения вперёд.
	Наши страны связаны договорами о
дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи,
поэтому мы должны и впредь. широко и
взаимно пользоваться опытом. технически-
ми достижениями в области промышленно-
го пройзволетва, сельского хозяйства. нау-
Ки, культуры и оказывать друг Кругу на ое-
пове взаимной выгоды помощь сырьем. про-
довольствием, машинами. оборудованием.

Широкие и веесторонние связи стран
народной демократаи © Советёким. Союзом
обеспечивают им технико-экономическую
независимость от капиталистических @тран,
освобождают от воздействия анархии миро-
вого капиталистичеекого рынка, от кризи-
	сов, от грабежа империалиетических хиш-
	ников. Дружба с Советским Союзом помо=
гает странам народной демократии быетрее
осуществлять  инлустриализацию своих
стран, убреплять плановое руководетво
развитием народного хозяйетва, системати-
чеёки повышать жизненный уровень тру-
дящихея Мабс,

Это совершенно не похоже HA то, что
происходит в капиталистических страпах,
де при посредетве так называемого плана
Маршалла и другими путями империалиеты
навязывают свою волю другим странам,
попирают их экономическую и госулар-
етвенную самостоятельноеть, преврашают
эти страны в рынок для сбыта своих зале-
жалых товаров, подрывают промышлен
ность и хозяйство этих етранои Тем самым
`умножаю? безработицу и нищету;

Империалистам и их пособникам, раз-
умеется, не нравитея дружба между Совет-
ским Союзом и странами наролной лемо-
кратии. Они не прочь расшатать и подо-
	рвать эту дружоу. Лля осуществления этой
пели они прибегают в самым низменным

средствам.
Наша обязанноеть-—всемерно укреплять

сотрудничество и братскую дружбу между
	ПРАГА, 6 мая. (ТАСС). Сегодня на TOD-
к бственном. заседании в Праге, посвящен
ном пятой годовщине освобождения . Чехо-
еловакии Советской Армией, с речью вы-
ступил премьер-министр Чехословацкой
республики Антонин Запотоцкий. В своей
речи он сказал:

«В эти дни мы, граждане Чехословацкой
республики, отмечаем пятую ` годовщину
освобождения наших народов от ига страш-
ной фашистской оккупации.
° В эти дни мы вбпоминаем 0 тех, кто нае
освободил. Мы вспоминаем о трудовом на-
роде Сбюза Советёких Сониалистических
Республик, о славной Советской Аржии, 0
ев героических бойцах, о ее. командирах и
тенералах. Мы вспоминаем о них с оеобой
блвголарностью, с любовью и безграничным
уважением к тому, кто был непоколебимым
организатором невиданного сопротивления,
организатором. окончательного разгрома
германского фашизма и объединенной ме-
ждународной реакции. Мы вспоминаем на-
шего друга и освободителя нашего народа” —
Генералиесимуса Сталина. (Все. встают,
устраивают бурную, продолжительную оза-
цию, раздаются дружные голоса: <

заравствует . Сталин!>).
Советекий народ, Советская Армия и пра-

вительство Советского Союза вместе с на-
ми сейчае испытывают радостные чувства,
которые испытываем мы, вспоминая воскре-
шение нашего народа после тяжелых дол-
гих лет фашистской оккупации, направ-
лечной на экономическое и культурное уни-
	ских стран. } : чтожение нашего народа.
Народы Югоелавии достойны лучшей Доказательством огромной симпатии и
сульбы. и мы верим. что недалеко то воемя,   братекой дружды Советекого Consa 5 нам
	когда они одержат победу над фашистской
кликой Тито —=Ранковина. (Апловиементы)}.

Трудящиеся стран народной демократии
должны извлечь уроки из примера Югосла-
вай и быть беспошалными ко ввяким по-
пыткам нарушить наше единство — к по-
пыткам ослабить единый фронт Ннародно-
демократических стран и Советекого Союза.

Товарищи! В области международной
жизни тлавной задачей является теперь
борьба за мир. Защита мира’ дело всех
народов‘ мира. Воля народных Macc w их
настойчивая борьба за мир могут пресечь
происки поджигателей войны.

Современная международная обстановка
характеризуетея усилением подготовки анг
л0-американских империалистов в войне.
Однако поджигатели новой войны пытают-
ся всячески рекламировать свое показное
миролюбие, скрыть свою подготовку в но-
вой войне п объявить движение за мир яко-
бы ненужным и излишним делом.

Мы не должны позволить обмануть себя
этой вражеской пропагандой и усыпить
бдительность борцов за мир.

Война несет народам неисчиелимые бед-
ствия и страдания, поэтому народы не хо-
гят войны. Миллионы трудящихся убежда-
ются в том, что зашита мира — дело всех
народов мира. Вот почему растет и ширитея
могучее движение сторонников мира, кото-
poe 6 каждым днем становится все’ более
массовым, вее более действенным.

Постоянный комитет Веемирного ковгреёс-
са сторонников мира принял обращение 6
сборе подпибей людей ‘доброй воли всего
мира под требованием запретить атомное
оружне и объявить военным преётупником

TO правительство. которое первым приме-:

является присутствие на этом торжествен-
ном заседании сбой почетной делегации. Я
привететвую 0% имени правительетва, от
имени Национального фронта, от имени веего
напего народа руководителя делегации, за-
местителя Прелеедателя Совета Министров
Союза ССР маршала Николая Алекесанлрови-
ча Булганина. (Бурные аплодисменты).
Я приветствую секретаря Центрального №0-
митета славной Всесоюзной Поммунистиче-
ской партии (большевиков) Михаила Андре-
евича Суслова (бурные аплодисменты), я
привететвую заместителя министра иноз
странных дел СССР нашего дорогого и нам
близкого Валериана Александровича Зорина
(бурные аплодисменты), я приветствую од-
ного из славных участников борьбы против
фашистских орд. дважды Героя Советского
Союза генерзл-лейтенанта Александра Ильи-
ча Родимцева. (Бувные аплодисменты). .

Своими бурными овациями вы выражаете
бесконечную благодарность, которую чув-
ствует весь наш нафод. в (010зу Советских
Социалистических Республик не только за
освобождение, но и за вею дружескую нпо-
мощь, которая нам оказывалась в разные
трудные времена. Я снова привететвую нз-
ших дорогих гостей и провозглашаю: «Дз
здравствует вечлая дружба и. союз ‘наролов
Чехословакии и наролов Советского Союза!»
(Все встают и устраивают бурную овацию,
раздаются возгласы: «Да здравствует Совет-
сний Ссюз!>).

Вместе с нами патую годовщину на1его
освобождения отмечают и Советекий Cows
H pee народно-лемократические республики,
многие из которых так же, ках и наша рес-
публика, благодарны Советекому С0103у за
epoe освобождение от фашистского порабо-
	НиТ это оружие. Этот призыв нашел отклик
мнллионов людей во всех етравах.
	Движение сторонников мира — огромная
моральная и политическая сила. Эта сила
может и должна быть в полной мере исполь-
зована для разоблачения преступных пла-
нов поджигателей войны. для борьбы ©
агрессорами. Без народов и против воли #а-
родов империалиеты не ‘емогут развязать
войну, поэтому наша обязанность-— поднять
на борьбу за мир BCOX Людей, Ботерые
не желают войны, (Апясднемаяты).
	Надежным оплотом мира и безопасности
народов являетея лагерь сопиализма и де-
мовратии, объединяющий Советский Союз
й государства народной демократии. Ието-
ричеекая победа народной революции в Вй-
тае поставила в ряды борцов за мир великий
китайский народ и другие народы Востока.
(Все встают, устраивают овацию в честь
Народного Нитая. Раздаются возгласы: «Да
здравствует Мао Цзб-дун!»). Настойчивая
борьба за выполнение стоящих перед нами
задач п новые наши успехи в деле социали-
стического отронтельства еще более умножат
вилы сторонников мира и не позволят поджи-
гателям войны осуществить свой замыслы.

Товариши! Нять лет, прошедигих со дня
освобождения войсками Coserckoh Армин
вашей Родивы,-— большой и важный этап
в жизни новой Чехословакии.
	Эа эти голы вы на собственном опыте
убедились, что Можно с успехом обойтись
без капиталистов и помещиков (аплодис-
менты), что рабочие, крестьяне и трудовая
интеллигенция сами MOTYT ¢ убпехом
управлять страной и решать говударствен-
ные лела в интересах Народа. (Аплоди-
сменты).

Позвольте мне еще раз горячо поздравить
вас с 5-Й годовшиной освобождения от @а-
шистского. ига и пожелать новых и еще
больших побед в строительстве социалисти-
чёской Чехословакии, в борьбе за ее даль-
нейшее пропветание, за счастье народов
Чехоеловакни. (Всё встают, Бурная овация.
Раздаются возгласы: «Да зйравствует Co-
ветсний Союз!», «Да зправствует товарищ
Сталин!», «Да злрабствует ВКП(б) >).
	шения. Не лольно Прага, но и Варшава, Бу-
хареет, София и Будапешт приветствовали
на своих улицах победоносные войска Совет-
ской Армии. Участие делегатов народно-дб-
MORPATHUECKAX республик на наших торже-
етвах свидетельствует в том, какие огром-
ные заслуги в борьбе против фашизма имеет
перед всем миром и прежде веёго перед тру-
дяшимиея всего мира Советский Союз.
	‚ Без Советского Союза, 03 его огромных
жертв, без немерквущего героизма Совет-
ской Армни, без дальновидной стратегий
товарища Сталина не были бы выне также
свободными народно-демократический Китай
и Корея. Вьетнам н многие другие етраны
не могли бы начать победоносной борьбы
против предателей, наемников капнтали-
стической реакции и колониального угнете-
ния. Они эту борьбу могли начать после
того, как гитлоровекому фашизму ‘и всему
международному фронту реакции было нане-
свно сокрушительное поражение.

Я приветствую в нашей среде делегации
Из этих молодых восточных республик и
делегации коммунистических партий капи-
талистических стран. в которых рабочий
власс и прогрессивные слон народа ведут
свою упорную борьбу против реакции; нро-
THD поджигателей войны и против капита=
ancriuecko эксплуатации. Они, послав в
нам делегаций, тем самым проявили симпа-
тин и участие к нашей победе, веря, что и
на их улице котгда-нибуль будет праздник.

На этом торжественном заседании йевоз=
можно подробно раесказать о событиях, ко=
торые предшествовали нашим победным
дням. Однако необходимо было бы напомнить
© Мюнхене и позорной измене co стороны
так называемых’ союзников из западных
капиталиетичееких стран, напомнить о пола
вом банкротстве политики чешской буржуй:
aun, банкротетве ве внешнеполитичеекой
ориентации. Достаточно для этого только
вспомнить день 15 марта 1939. года, когда
германские гитлеровекие орды заняли Пра-
гу. Тогда Гитлер прибыл в Градчаны в
хвастливо заявил, что он клалет оеновы но-
вой Европы, Европы фалистекой, eymecrso-
вание которой обеспечено на тысячелетия,
Извеетно, как па это реагировали мещане.
Нашлись коллаборапионисты, нытики, мало-
веры. Многие потеряли веру, поддались ned-
симизму, когда германские войска захватили
Польшу и Западную Европу; Со ежатым
дыханием все трудящиеся узнали о том, что
22 июня 1941 гола германские армии. счиз
Тавшиеся непобедимыми, напали на Совет-
кий Союз.

‚ Надо бы вспомнить и о том, как шли epa-
жения под Ленинградом, Mocxsoll a Craaun-
гралом и когла, наконец, 2 февраля 1943 го-
да Сталин мог дать войскам, борющимся no
Сталинградом, прибаз, в котором он поздрав-
лял их с успешным завершением ликвила-
ции вражеской группировки, окруженной
под Сталинградом, В кратких словах при-
каза было сказано очень многое, Посмотрите
теперь на замечательный фильм-эпоцею
«Сталинградская битва», и вы поймете, кд-
ких жертв это’ стоило, какой героизм, какую
волю необходимо было проявить для того,

чтобы выдержать битву, которой на было в
истории войн.
	9 мая 1945 гола Сталин отдал диете
тый пряказ, в котором говорилось, 110 «Bole
ска 1-го Украинского фронта, в ии
стремительного ночного маневра пузых
соелинений и пехоты сломили сопротивление
противника и сегодня, 9 мая, в 4 946 yr
освободили от немецких захватчиков (№
цу союзной нам Чехоеловакии — ropo [р
т встают и устраивают будную 01°
цию).

Таким образом был положен вов №
Подетву фашистских оккупантов в Пра,
Были закончены уличные бои, которые на.
чаливь в Праге 5 мал 1945 года ежи
гитлеровскими войсками и восставшим nate
лёнием Праги,

Прага была освобождена, освобождена бы.
ла и республика, чешскай и словацкий ва.
роды могли приступить в мирному труду и
етроительству.

Мог ли кто сегодня после опыта п труда
стей, которые пережил Ваш чехословацкий
народ, поверить. что oTO  строительти
	народ, поверить, что это отроительсти
можно было бы провести без дружбы!
Союзом Советских Социалиетнческих Р&
публик, 063 прочного союза и сотрудниче
ства е ним ин всеми другими народно-дем
кратнчеекими республиками? Мог ан кп.
поверить, ‘что 683 ликвидации старой бур:
жуазной демократии, без ликвидации капи:
талистической системы хозяйства, 0ез борь-
бы против национального шовинизма, без
строительства социализма моно сохранять
вдинетво Чехословакии, поетронеь прочную
	дружбу чехов и словаков, урегулировать 0т=
	ношения в натими ближайшими 00еедями—
	поляками, венграми и немцами, ууолечить
свободу и независимость, и обеспечить для
всех спокойствие и мир.

5 лет, минувшие после нашего освобоя=
дения, на всё эти вопросы дали ясный 0т=
вет. Без Советского Союза нё было бы pas
грома фашизма, не было бы свободы чехов
и словаков, не было бы Праги и, наверное
бы, не существовало здание Национальном
театра, в котором мы заседаем. Наверное бы,
целый ряд исторических зданий Праги; ко
лыбель нашего искусства, из которых воз
ник наш Национальный театр, наверно
лежали бы в развалинах.

Из всего этого, из всего нашего опыт
рождается наша любовь и благодарность (+.
ветекому Союзу и товарищу Сталину. (Вы
встают и устраивают бурную овацию в
честь товарища Сталина). Из этого выте
кает безграничная вера в социализм, пре.
данноеть дружбе и социализму народн
демократического лагеря мира.

Только предатели и подлецы типа Тито!
его компании могут клеветать ва ебпиализу,
обливать грязью Советский Cog. Эти пре
датели прикрывают фразой о социализие 1
470 они продались капиталистам, т,
они являются врагами единого фронта тр
дящихся ин международного фронта в
прогрессивных сил, срывающих планы 104
жигателей войны, сил, во главе которм
стопт Советский Союз ‘и веливий побои
мира — Сталип, неутомимо борющийся &
всвобщий мир.

Мы хотим сохранить свою национаый
самобтоятельноеть:

Мы не составляем планов на тым“ \
тия, как это делали гитлеровекие фаши »«
Мы ограничиваемся пятилетними плаву
На основе которых мы орЕанизуем 80 и
H3BOACTBO Tak, чтобы оно отвечало пот
Ностям сегодняшнего дня и самого ближе
шего будущего. Мы развиваем ударничест
‚  социалистическое соревнование, 00
шающее производительность трудё,

’ По примеру Советского Союза; в котом
‘социализм построен, мы хотим нашу pee
‚публику И ее экономику строить так, чтобы
повышалея жизненный уровень народа, 91
бы была обеспечена радостная и счастливая
ЖИЗНЬ Нашего нынешнего молодого покое
НИЯ.

Мы убеждены в том, что мы ото сдам
булучи объединенными в Нациопалии
фронте чехов и бловавов;. руководимые #0
мунистической партией п ©е председателей,
презилентом товарищем Клементом Готваль-
дом. (Бурные аплодисменты в честь Hie
мента Готвальда),

В лень пямй годовщины Нашего ово
бождения мы обошаем и клянемся: мы №
Rorya ne забудем нашей благодарноети
ветекому народу и его армии, (Всо встают
и устраивают бурную бвацию),

Пружбо п союзу с Союзом Советских 0
циалистических Республик мы никотда 1
изменим!

Народно-демократическому фронту ми
социализму и товарищу Сталину мы 868148
булем преданы!».

Заключительные слова премьер-министр \
Запотоцкого встречены бурной, продолжи Г
тельной овадией в честь Советского Cons
В честь вождя народов —= великого Сталина,

\
	заседание, посвященное пятой годовццине освобождения
Чехословакии Советской Армией
	Собравшиеся горячо встретили советскую
правительственную делегацию; возглавля-
емую замветителем Председателя Совета
Миниетров Союза ССР маршалом Советского
Союза Н. А. Булганиным.

Тепло былн ветречены тавже члены де-
легаций. прибывшие на празднование пятой
годовщины освобождения Чехословакии:

С болыной речью о пятой годовщине
освобождения Чехословакии героической Co-
ветской Армией выступил премьер-министр
Антонин Запотоцкий. Его речь неоднократ-
но прерывалаеь бурными, продолжитель-
ными аплодисментами в честь‘ героической
Советской Армии, принесшей свободу и
независимость чехобловациому народу, в честь
великого Советского Союза, в честь о6в0б0-
	«Да здравствует. Советский С0юз!», «Да
здравствует Сталин!»
	Па заседании с прявететвенными речамп
выетупили руководители делеганий, при-
бывших из Китая и стран народной демо-
кратии и других государств.
	Нредседательетвующий предоставляет
слово генеральному секретарю коммуниети-
ческой партия Чехословакии Сланскому для
оглашения текста приветствия освободите-
лю п лучшему другу чехословацкого народа
Генералиссимусу И. В. Сталину. С огромным
	нодъемом присутствующие одобряют текст
приветствия товарищу И. В. Сталину. В
зале снова гремят возгласы: «Да здравствует
	товарищ Сталин!»,
	дителя и лучшего друга чехословацкого
народа великого Сталина.

С огромным интересом была выслушана
речь главы советекой ‚правительетвенной
делегации маршала Советского Союза
товариша Н. А. Булганина. Речь Н. А. Бул-
ганина неоднократно прерывалась бурными,
продолжительными овациями в честь вели-
кого Советского Союза, в Чееть гениального
учителя трулящихея веето мира великого
Сталина. Присутетвующие неоднократно в
едином порыве ветавали 60 своих меет, когда
упоминалось имя великого Сталина, Совет-
ского Союза, идущего в авангарде борцов за
мир во всем мире. В зале неоднократно раз-
давались ‘приветственные возгласы, повто-
ряемые дружно всеми присутетвующими: