ОРЫХ
	яфетических языков: чем больше языки
оказывалось яфетических, тем более ограни-
чивалея исторически проверенный материа:
для сравнения; все Чаще стали фигурировали
племенные названия в качестве излюблен:
ного материала сравнения; в названия
племен акал. Н. Я. Марр видел древнейший
лексический материал. Таким путем аду,
Я. Я. Марр стихийно пришел к элементам,
к древнейшим племенным названиям (вна-
чале — в двенадцати, напоследок — 5 ч-
тырем).

Случайный факт был возведен в норм,
Логического обоснования четырех элементов
акад. Н. Я. Марр, естественно, не мог дать,
На неоднократные докучливые вопросы —
почему именно четыре элемента, акад.
Н. Я. Марр давал уклончивые ответы. Ilo-
следний вариант разъяснения гласит: «Не-
‘которые вещи доказывать нет надобности,
их можно показывать... Наблюдение покд-
зывает, что есть всего четыре элемента,
Почему, не знаю» *.

Это значит: недоназуемая тсорема объяв»
лязтся аксиомой. .

Теория, имеющая орудием лингвистичен
‘ского исследования палеонтологический че-
тырехэлементный анализ, не только не есть
маркеистеко-ленинская ‘теория © языке, но
и не может ею стать. От учения 0 четырех
элементах итти к диалектическому материа-
лизму невозможно. Объявлять. элементный
анализ и связанные с ним положения дости-
жениями советской лингвистики значит
дискредитировать малериалистическую нау-
KY © языке.

Насаждая  элементное родство, акад.
Н. Я. Марр отрицает родство языков по
происхождению; выдвигая  стадиальную
классификацию, объявляет расовой генеало-
гическую классификацию: в ней, мол, язы-
ки группируются по расам. В дальнейшем
«расовая» классификация квалифицирует-
ся, как расистекая.

Генеалогическая классификация языков
ни фактически, ни логически не связана е
расовым ‘делением, ни тем более © расизмом.

не дает никаких оснований для лженауч-
ных реакционных расистеких утверждений
гобино-чемберленов и их современных ан-
гло-американских последышей.

Существование родственных языков,
имеющих общее происхождение, общий ис-
ходный языковый материал и объединен-
ных в соответствующие семьи языков, рав-
ным образом зарождение таких языков в
процессе дифференциации общего языково-
го материала есть непререкаемый факт, ко-
торый подлежит не отрицанию, 8 объясне-
HUW. р .

Общностью же происхождения объедине-
ны группы’ родственных языков, выделяе-
мые внутри той или иной семьи языков.
Таковы, к примеру, языки: славянские,
германские, романские, иранские ит. д. в
пределах индоевропейской семьи; картвель-
ские языки — внутри ‘иберийско-кавказ-
ских языков; финские — внутри угрофи-
	СКИХ ИТ. Д.
Славянские, германские, романские т
	другие подобные же группы языков п®х
CTABILTIOT собой понятия генеалогическом
	порядка. Эти понятия так же закономерны,
ках и понятие семьи языков.
	В полемике с Дюрингом Энгельсе писал:
«...«Материя и форма родного языка» ста-
новятся понятными лишь тогда, когда про-
слеживается его возникновение и постепен-
ное развитие, а это невозможно, если остав-
лять 063 внимания, во-первых, его собетвен-
ные омертвевшие формы и, во-вторых, род-
ственные живые и мертвые языки» **.

Следует ли марксистско-ленинекому язы `
кознанию отвергнуть такое родство языков
по происхождению и соответственно тенеа-
логическую классификацию? Нет, не сле-
дует. Эти понятия несовместимы с метафи-
зической стадиальной классификацией акад.
Н. Я. Марра, но ваюлне закономерны © точ-

ки зрения принципов марксизма-ленинизма.

Марксистоко-ленинское языкознание ечи-
тает закономерным формирование новых
языков в процессе дифференциации. Вместе
с тем оно вовсе не отрицает скрещения
языков (процессе интеграции): скрещение
закономерно, как один из процессов, но не
эдинственный процесс.

Палеонтология языка, изучающая древ-
нейшее состояние человеческой речи, в
принципе бесспорна, как углубление исто-
рии, но не как средство заменить или OT-
менить историю языка и маркеистски по
нятый сравнительно-исторический метод.

Марквистско-ленинское языкознание 10
отказывается от сравнения: ни от срав-
нения общих корней в родственных язы-
ках, ни от сравнения типологического в
языках различного происхождения.

Техника этого сравнения должна исклю-
чить произвол, установить закономерное:
формулы закономерных звуковых соответ-
 ствий, устанавливаемых в процессе срав-
нения, являются надежным контрольных
средством сравнительно-исторического зна-
лиза. Напр., мегрельское джа «дерево» пе
сводимо к грузинскому хе «дерево»; зако-
номерным его соответствием служит: груз.
дзел-и «бревно», «кол». Такая техника
анализа оправдана исследовательской прак-
THROM.

Генезлогическая классификация языков
Устанавливается посредством сравнительно
исторического анализа: не зная истории
‘языков, нельзя определить их место в ге
незлогической классификации. Генеалоги-
ческая классификация языков продукт ис-
торического языкознания.

Стадиальная классификация языков В
теории Н. Я. Марра является отрицанием
генвалогической классификации точно та
же, как элементный анализ является отри-
цанием сравнительно-исторического ана’
лиза.

Полемизируя с Дюрингом, Энгельс лест-
но отзывается 06 историческом ‘языкозна*
нии, созданиом путем применения сравни-
тельно-исторического метода.

«...Раз г. Дюринг, — пишет Энгелье,—
вычеркивает из своего учебного плана вею
современную историческую грамматику, 10
для обучения языкам у ного остается толь-
ко старомодная... техническая грамматика
со всей ее казуистикой и произвольностью,
  обусловленными отсутствием исторического

фундамента. ...Яено, что мы имеем дело
с филологом, никогда ничего не слыхавигим
0б историческом языкознании, которое по-
лучило в последние 60 лет такое мощное
	* Fi. я Марр. «К бакинской дискуссии».
1932, стр. 44.
** А -Дюринг», изд. 1950 г., стр. 303,
	(Окончание на 5 стр.)
	«Яфетическая теория, новое языковедное
учение, пользуется безоговорочно двумя 60-
вершенно прочно установленными сред-
ствами в евоих изысканиях: одно Из НИХ ——
особая исследовательская графика, анали-
тический алфавит, ° другое — анализ по
четырем лингвистическим элементам». *

Еще определенней подчеркивается зна-
чение элементного анализа в другом месте,
где акад. Н. Я. Марр прямо заявляет, что.
доступ к истории мышления «открыт па-
леонтологиею речи, опирающейся на четы-
ре лингвистических элемента» и что «по
овладении этим новым срудием исследова-
ния вскрылись связи, нимем не’, гаванные,
между отдельными языками, раскинутыми

но всей территорий Африки, Европы и
	Азии» ^^.

Как осуществляется четырехэлементный
	анализ? На чем основано учение 06 элемен-
	Tax?
Четырехэлементный анализ базируется

на «таблице закономерных разновидностей
четырех элементов» ***;

Согласно этой таблице к элементу Сал
можно свести зал, Wad, Tad, дал, гал... твал,
дгал, цкал, дзгал и т. д. Такие же много-
численные рарианты имеются у трех
остальных элементов. .

В каких языках и когда наблюдаются
переходы звука «с» в звуки: Т, д, Ц, ДЗ, Е,
д...? Ни язык, ни время не могут быть ука-
заны, эти изменения вневременные и в5е-
общие. Стало быть, элементный анализ
не ограничен ни временем, ни языком:
можно еравнивать русское слово с араб-
ским, хеттокое © турецким, . латинским,
финским... Четырехэлементный анализ есть
средство произвольного расчлевения и лю-
бого сопоставления любых слов и их час-
тей в любых языках, — анализ по элемен-
там — универсальная отмычка.

С помощью элементов у Н. Я. Марра
сравнивалтея русское из-рек-ать, армян-
ское лзайн «голос», грузинское эна «язык»,
сванское ракв «сказал», лазское чанапа
«звать», англ. танг «язык».

Благодаря элементному анализу Н. Я.
Марр «устанавливает»  лингвистическую

общность слов: «Яфет», «Прометей», «Ка-

parery ****,
Мегрельское диха «земля», грузинское
дуг-е «кипит», русское дух — сравни-

ваютея по элементам. А какая здесь связь
по смыслу? Мегоельское диха, оказывается,
«обозначало» «не только землю — твердь,
но и. небо — твердь, а по небу и солнце,
огонь» (сравни: грузинское дуг-с «ки-
пит»); далее: небо — тотем получило зна-
чение «духа» ***** Это по нормам «доло-
гического мышления»: элементная па-
леонтология речи да палеонтология мы-
шения, где логические нормы не имеют
значения, поддерживают друг друга и де-
лалот невозможное возможным...

Ocofo следует остановиться на одном.
примере элементного анализа. Груз. слово
«муха» («дуб») признано двухэлементным:
«му» (элемент Бер) и «ха» (элемент Сал).

Первый элемент «му» у акад. Н. Я. Mappa
«увязывается» с китайским му («дерево»),
	морловеким пу («дерево»), грузин. пур-и
(«хлеб»), греч. бал-ан-ое  («жолудь»),
мегр. ко—бал-и («хлеб»)... Второй элемент
ха увязывается с грузинскими же словами;
хе («дерево»), тке («лес») и т. д. ******.
Таким образом, один и тот же элемент му
и его варианты (пу, пур, бал...) означают:
дерево — жолудь — хлеб... Вывод: челове-
чество некогда питалось жолудями. Суще-
ственный для истории культуры вывод из-
влечен из безобидного, казалось бы, сопо-
ставления грузинского с китайским, грече-
ским и др, языками. Между тем все это упи-
растея в элементный анализ слов: муха,
пури, баланое, кобал-и и т. д. Смыеловой
(семантический) пучок: дуб — желудь —
хлеб со всеми выводами по части истории
культуры создан посредством элементного
анализа вопреки фактам истории грузин-
	ского слова «муха»: дацная основа пе рас-
членяется на «му» и «ха», и ни «му», ни
«ха» нельзя связать с основами, обозначаю-
щими «дерево» или «хлеб» ни по совре-
менным, ни по историческим нормам гру-
зинского языка. Не в нашей компетенции
решать вопрос: мог ли человеческий орга-
низм питаться жолудями; кажется, одна
единственная разновидность дуба дает съе-
добные жолуди. Мы ограничиваемея указа-
нием на то, что груз. елово «муха», допро-
пенное без пристрастия, не дает никаких
свидетельств в пользу произведенного эле-
ментного анализа.

Многие выводы акад. Н. Я. Марра, столь,
увлекательные для стороннего зрителя,
«добыты» путем подобного же элементного
анализа.

Акад. Н. Я. Марр требует проверки эле-
‘ментного анализа семантическим анализом
(анализом по значению) «по законам пале-
онтологии речи» и далее данными истории
материальной культуры.

Но как могут уточнить результаты фор-
мального палеонтологического анализа с6-
‘мантические законы палеонтологии речи,
когда дело касается эпохи «дологического
мышления»? Нормы дологического мышле-
ния вряд ли могут ограничить произвольные
операции элементного анализа, данные же
истории материальной культуры у акад.
Н. Я. Марра сами опираются на выводы эле-
ментного анализа. Словом, палеонтолотиче-
ский элементный анализ не только необходи-
мый, но и решающий момент палеонтологиз
ческого исследования человеческой речи по
теории акад. Н. Я. Марра.

Где, когда и кем доказано, что все слова
всех языков земного шара восходят к четы-
рем элементам (Сал, Бер, Йон, Рош)?

Нигде, никем и никогда это не было дока-
‚зано.

Элементы появились в теории акад.
Н. Я. Марра, конечно, неслучайно; элемен-
ты — зто племенные названия. Этим назва-
ниям зкад. Н, Я. Марр уделял особое внима-
ние ка последних этапах изучения истории

* Н, Я. Марр. «К семантической палеон-
тологии в языках неяфетических систем»,
1931, изб. раб., т. II, erp. 256.

** H, я Марр. «Языковая политика яфе-
тической теории и удмуртский язык», 1931,
изб. раб., 1, стр. 288. (Подчеркнуто на-
ми.— А. Ч.,).

*** Н. Я. Марр. «Общий курс учения об
языке», Изб. раб., П, стр. 96.

**** К семантической палеонтологии в
языках неяфетических систем», 1931, изб.
раб., И, стр. 956.

*+*** Н. Я. Марр. «Язык и мышление»,

отд. изд. 1931, стр. 42, изб. раб., т. Ш,
стр. 113—114.
	к*+7** Н. Я. Марр. «Китайский язык и па-
онтология речи», 1926 r., 436. pa6., IV,

aqna а Еда.
	стр. 104—106.
	пейская семья, семитическая семья... Ви-
тайский язык с сиамским и тибетоким пред-
ставляет также самостоятельную генеалоги-
ческую единицу.

Акад. Н. Я. Марр говорит о родстве язы-
ков по «схождению»: но схождением нельзя,
объяснить наличие общих корней в латин-
ском, русском и древнеиндийском. языках.
С друтой стороны, «схождение» баскского
с древним латинским и новыми романскими
языками на протяжении по меньшей мере
двух тысяч лет не сделало баскекий язык
родственным с испанским или французским
языками.

В генезлогической классификации семьи
языков раслюлагаются, если можно так вы-
разиться, рядом друг © друтом, имея само-
етоятольное происхождение, конкретную
языковую индивидуальность и самостоя-
тельные исторические пути развития.

Это, конечно, не означает изолированного
существования данных языков или отсут-
ствия влияния, взаимодействия — вплоть
до смешения — между языками как род-
ственными, так и неродственными. Далее,
это, безусловно, предполагает наличие 09-
ших ‘закономерностей в развитии, обуелов-
ленных одинаковыми процессами в разви-
тии общественно-экономической жизни на-
родов. Выявление этих общих закономерно-
слей развития языков и является одной из
основных задач общей лингвистики.

Теория акад. Н. Я. Марра отрицает раз-
личное по исходному материалу происхожде-
ние языков. Сведя все языки K чезырем
элементам, акад. Н. Я. Марр обезличил язы-
ки, приравняв вее богатство человеческой
речи к производным четырех элементов.
Теория ажал. Н. Я. Марра утверждает исклю-
чительное превосходство индоевропейских
и семитических языков: никакие другие
языки не достигли той ступени, на которой
оказались индоевропейеские языки. — все
другие застыли на, более или менее ранних,
архаичееких ступенях.

Бонечно, одни языки могут сохранить
больше архаических черт, чем другие, но
архаическая ступень не превращается в
низшую ступень, поскольку эти языки
идут от разного исходного катериала и’по-
скольку им не отказано в способности раз-
BUBATECA.

Но более архаическая ступень превра-
щается в низшую ступень развития, раз
утверждают, что все языки идут от одних
и тех же элементов и архаические языки
объявляются навсегда  застрявшими на
древних ступенях развития, не способны-
ми развиваться дальше. Но живых языков,
лишенных способности развиваться, наука
о языке фактически не знает и в принцине
признать не может. Каким бы архаическим
языком не считал акад. Н. Я. Марр китай-
ский язык, последний, как язык живой,
развивался, безусловно развивается и бу-
дет развиваться и преуспевать в соответ-
ствии с хозяйственным развитием Китая

вопреки  стадиальной философии акад.
Н. Я. Mappa.
Ратуя за единство глоттогонического
	процесса, акад. Н. Я. Марр объявлял тенеа-
	логическую классификацию расовой, что в
устах некоторых последователей яфетиче-
ской теории превращается в расистскую
классификацию.

Между тем именно стадизльная класси-
фикация акад. Н. Я. Марра, отказывая оп-
ределенным языкам в способности разви-
ваться, объективно помогает расизму.

Могут заметить: эти недостатки прису-
щи ‘стадиальной классификации и глотто-
гоническому процессу в нынешнем их с9-
стоянии, поскольку «етадиальная’ класси-
фикация недоработана, число стадий не
уточнено и не выявлены отличительные
отадиальные признаки».

Действительно, в одной работе от 1931
года акад. Н. Я. Марр, например, заявляет,
что на яфотических языках говорило все
население не только европейского Среди-
земноморья и примыкающих к нему частей
Африки и Азии, но и Америки, Полинезии
и Австралии; соответственно утверждается,
что яфетические языки лежат в основе всех
других языков. * Следовательно, согласно
новой версии и вопреки старой версии ста-
диальной же классификации яфетические
языки стадиально предшествуют не только
индоевронейским языкам, но вообще всем
другим языкам.

Возможность столь различного понимания
места, которое в стадиальней классифика-
ции отводится наиболее изученным Н. Я.
Марром яфетическим языкам, говорит о том,
что теории стадиальной классификации, как
более или менее определенной теории, у
акад. Н. Я. Марра вообще-то не имеется.

А сама постановка вопроса, принцип,
основная идея такой классификации? Яв-
ляется ли в теории акад. Н. Я. Маюра этот
принцип прогрессивным, научно ценным?

Включая языки в единый глоттогониче-
ский процесс, акад. Н. Я. Марр отказывает
этим языкам в возможности развиваться.

Весь глоттогонический процесс, по- тес-
рии акад. Н. Я. Марра, состоит из застыв-
ших в развитии языков (системы язынов);
языки (системы языков) иллюстрируют
«развитие» единого глоттогонического про-
цесса, но сами не развиваются.

При такой постановке вопроса в теории
акад. Н. Я. Марра стадиальная клаесифи-
кация языков и соответствующий глотто-
гонический процессе являются лишенными
историчности и в силу этого в принципе
метафизичны, ненаучны.

Научное, материалистическов понимание
принципа стадиальности возможно толька
в том случае, если стадии будут прослежи-
ваться в развитии каждой системы языков,
в развитии каждого языка.

Стало быть, стадиальное изучение не мо-
жет заменить собой исторического изуче-
ния: стадиальное изучение должно базиро-
ваться на результатах конкретной истории
конкретных языков; соответственно ста-
диальной классификацией нельзя подменить
генеалогическую классификацию.
	были оказаться именно яфетические языки.
Но этого у акад. Н. Я. Марра не получается;
новой ступенью развития оказываются ин-
доевропейские языки. Это — первое проти-
воречие.

Далее. Яфетические языки, по Н. Map-
ру, трансформировалиеь В индоевроней-
ские, и все-таки продолжают существовать,
застряли на той стадии развития, на какой
находилиеь до трансформации в индоевро-
пейские языки. Это — второе противоречие.
Одно из двух: или ялфетические языки
трансформировались, и тогда они не могут
находиться на прежней стадии развития;
если же они застряли на прежней стадии,
тогда о трансформации говорить.не прихо-
дится.

Породивиий и рожденный могут суще-
ствовать бок о бок в мире живых существ:
с рождением. сына родители не исчезалот.
В языке же не могут вместе существовать
новоразвившийся язык и язык, путем изме-
нения которого возник новый язык (народ-
ная латынь не существует рядом с итальян-
ским языком, ведущим начало от народной
латыни).

Касаясь: вопроса о смене языков в про-
цессе языкотворчества, акад. Н. Я. Марр
пишет:

«Языки всего мира представляют продук-
ты одного глоттогоническото процесса, в за-
висимости от времени возникновения при-
надлежа к той или иной системе, сменявшей
одна другую, причем языки смененных си-
стем отличают народы, отпавшие от общего
мирового движения, независимо от того,
вовлечены ли они снова мировым хозяй-
ством и мировой общественностью в круго-
ворот мировой жизни, прошли новый ието-
рический путь своего высокого культурного
развития с языком оторванной от общего
развития системы или с языком отжившей
системы, или те или другие народы з8-
стряли и хозяйством и общественностью це-
ликом на соответственных ступенях разви-
тия человечества» *.

Смысл этой цитаты сводится к следую-
щему: в процессе единого языкотворчества
одни системы (группы, семьи) языков сме-
няются другими; смененные системы — от-
жившие системы; такие отживигие еистемы
характерны для народов, «отпавших от 00-
щего мирового движения». -

Такие языки (т. е. емененные языки) за-
стревают на определенной стадии; дальше
уже им не двинуться, даже если говорящие
на таких языках народы снова будут «во-
влечены в круговорот мировой жизни миро-
вым хозяйством и мировой общественно-
стью: придется довольствоваться языком
отжившей системы, придется с таким язы-
ком проходить «новый исторический путь
высокого культурного развития».

Это — в лучшем случае; в худшем же
случае можно «застрять» не только язы-
ком, но и хозяйством, и общественностью
на определенной «ступени развития чело-
вечества». `

Словом, выключение из «мировото дви-
жения» прерывает развитие языка, вклю-
чение же обратно в это мировое движение
	не возобновляет развития; следовательно,
базис действует на надстройку только в
определенные периоды.

Стало быть, приговор «емененным язы-
кам», языкам, отпавшим от мирового дви-
жения, окончательный: языки «закрепле-
ны» на определенных ‘ступенях развития
единого  глоттогонического  пронееса,—
история ‘указала им пределы, иже не прей-
денти,

Цодобными отпавшими от «мирового
движения» смененными ‘языками и запюл-
нены первый, второй и третий периоды
	стадиальной схемы акад. Н. Я. Марра.
Только таким застыванием на определен-
ных  стадиах и можно объяснить но
	Н. Я. Марру, что теперь налицо и китай-
ский язык (язык первичного периода) ни
индоевронейские языки (языки четвертич-
ного периода); языки всех четырех стадий
существуют рядом друг с другом.

«Не только т. н. индоевропейские и се-
митические языки,-— пишет Н. Я. Марр, —
но также турецкие, © монгольскими,... с
угро-финекими,... далее китайский, африкан-
ские, океанийские, равно австралийские. ...
коренные американские, все оказались
в той или иной мере, но безусловно род-
ственными друг © другом, а расхождения
этих языков зависят от того, что архаичные
системы языков отхедили от центра языко-
творчества и в основе они почти окаме-
нело сохранились на определенных, перв-
житых всеми другими ушедшими уже впе-
рев, ступенях развития языковой речи -че-
ловечества» *

Так мыслится в теории AL Я. Марра еди-
ный процесс языкотворчества и взаимоот-
ношение различных языков в этом едином
процессе.

В отличие от стаднальной классификации
акад. Н. Я. Марра, генеалотическая класси-
фикация, разрабатываемая на основе мар-
KCHCTCRH  понятого  сравнительно-истори-
ческого анализа, группирует языки по про-
исхождению, по генеалогическому принци-
пу, предполагая разный исходный звуковой
материал у разных языковых групп. В при-
меру: название числа «три» звучит по-ла-
тинеки «трес», на древ.-индийском языке
«траяс». У русского, ‘латинокого, др.-ин-
дийского в данном случае общий исходный
материал, общий корень. С другой стороны,
на грузинском языке «три» звучит «сам-и»,
на турецком — «уч»; груз. «сами» нельзя
генетически увязать ни © турецким «уч»,
ни < латинским «трес»: это разные корни.
Их нельзя сравнивать: грузинский не род-
ственен ни с индоевропейекими языками,
ни © турецким языком.

Родственные языки образуют группу, —
т. н. «семью языков». Таковы, в примеру,
хеттеко-иберийская семья (< живыми’ ибе-
рийско-кавказскими языками). инлоевро-
	* Н. Я. Марр. «Язык». Изб. раб., ИП, стр.
135.
	** Н. Я. Марр. «Почему так трудно стать
	  любителям «искусственных мер» по уско-
рению процесеа перехода к единому общему
языку.

Так понимается вопрос об едином языке
будущего в марксизме-ленинизме.
	Ясно, что точка ‘зрения акад. Н. Я. Map-
ра, предлагающего искусственными мерами
ускорить процесс еоздания единого общего
языка, не может быть признана марксист-
ско-ленинской.
	Таким образом:

Постановка вопроса о надетроечном ха-
рактере языка, являющаяся главной за-
слугой акад. Н. Я. Марра перед советской
лингвистикой, к сожалению, не привела
к правильному расчленению проблемы,
не обеспечила марксистско-ленинского, на-
учного решения вопроса о специфике язы-
ка. как надетроечной категории.
	Что же касается классовости языка, тео-

рия акад. Н. Я. Марра не имеет ничего
общего ев марксистско-ленинским понима-
нием ни в решении, ни в постановке этого

вопроса.
	‚ Труд-магическая теория  происхожде-
ния языка акад. Н. Я. Марра, отрицая за-
рождение языка из потребности общения,
коренным образом расходится с основным
принципиальным положением классиков
марксизма по данному вопросу.
	Теория акад. Н. Я. Марра 0б едином
языке будущего, несмотря на кажущееся
сходство, по существу стоит далеко OT Map-
	ксистеко-ленинокого понимания данного
вопроса.
	иным языкам (семье языков, системе язы-

ков) в едином процессе  языкотворчества

(глаттогении).

Врупные отрёзки единого языкотворче-
ского процесса акад. Н. Я. Марр именовал
стадиями развития. Чем обусловлены раз-
ные стадии? Они выражают «едвиги в язы-
ке и мышлении», обусловленные «едвига-
ми в тохнике производетва»,— таков 0б-
щий ответ.

Каковы должны быть эти «сдвиги в язы-
ке», чтобы можно было товорить о новой
стадии? Иными словами: по каким призна-
кам выделяется «стадия языка»? Оказы-
вается, это неизвестно: определенных кон-
кретных признаков не указано. Ближай-
ший ученик Н. Я. Марра, акад. И. И. Me-
щанинов по этому поводу пишет:

«Вопрос о стадиях. и системах был вы-
двинут на основе общих построений 6e3
конкретного распределения языков по
вновь. предлагаемому принцину. Число
стадий не уточнено, также не выявлены
отличительные стадиальные признаки, си-
стемы же вовее не.проработаны в деталях
отдельных языковых группировок». *

В одной из поздних cBoux работ акад.
Н. Я. Марр попытался дать стадиальную ха-
рактеристиву яфетических‘ языков по син-
таксическим признажам (распорядок слов в
предложении), причем оказалось, что древне-
грузинский в ряде случаев расходится © но-
вогрузинским, из чего акад. Н. Я. Марр 3a-
включает: яфетические языки полиестадиаль-
ны **. Но тем самым в корне меняется вся
постановка вопроса: если ранее языки опре-
делялись по стадиям, то теперь стадии выде-
ляются в языке.

Сколько лингвистических стадий имеется
в наличных языках? Точно не известно. В
одной из поздних работ акад. Н. Я. Марр
ориентировочно распределяет языки по «пе-
риодам их возникновения» в виде следующей
схемы:

I. Языки системы первичного периода:

1. Китайский, 2. Живые языки оред-
не- и дальнеафриканские,

Ц. Языви системы вторичного периода:

1. Угро-финекие, 2. Турецкие,
3. Монгольские,

ПП. Языки системы третичного периода:

1. Пережившие яфетические языки,
2. Хамитические языки (ближне- и
дальнеафриканекие),

[У. Языки системы четвертичного периода:
1. Семитические языки, 2. Проме-
теидекие, или т. н. индоевропейские
языки (индийский, греческий и ла-
тинский) ***. .

В этой схеме языки расположены в четы-
ре хронологических яруса сообразно © тем,
«когда они возникли», «какую ступень раз-
вятия представляют». Как видно из схемы,
развитие пачинается китайским языком, ин-
доевропейскими же языками стадиальное
развитие замыкается.

Какое же место занимают в этой схеме
яфетические языки? Такой вопрос тем более
уместен, что эти языки являютея предметом
специальности ажад. Н.Я. Марра, ввиду чего
естественно ждать паиболыней ясности
именно в суждении по этим языкам. Яфети-
ческие языки отнесены к третичному пери-
оду, они предшествуют индоевропейским
языкам: индоевропейские языки не что иное,
как последующая ступень, яфетические язы-
ки — предшествующая ступень. «Индоевро-
пейские языки представляют ©0б0ю лишь
новую формацию тех же  яфетических язы-
ков» Fee

Как возникла эта новая формация? я:
Марр пишет:

«Индоевропейские языки... порождение
особой степени, более сложной, скрещения,
вызванной переворотом в общественности в
зависимости от новых форм производетва,
связанных, повидимому, с открытием метал-
лов и широким их использованием в хозяй-
стве» жжж*.

В суждении Н. Я. Марра мы имеем здесь
по крайней мере два противоречия. «Откры-
тие металлов и широкое их использование
в хозяйстве», по мнению Н. Я. Марра,
вызвало новую ступень развития речи соот-
ветствующих народов.

Но еще за две тысячи лет до нашей эры,
когда в Средиземноморском районе ‚индоев-
ропейских языков не было в помине, твор-
цами металлургии, как это общеизвестно и
как сам Н. Я. Марр подчеркивает, являлись
яфетические народы. Раз это так, на новой,
«четвеотичной» ступени развития должны
	* «Проблема классификации языков в
свете нового учения ‘о языке», 1935 г., стр. 31.

** См. Н. Я. Марр. «Яфетические языки»,
БСЭ, т. 65.

*#* Н, Я. Марр. «Почему так трудно стать
лингвистом-теоретиком», Избр. раб., т. И,
стр. 405. -

**** Н. Я. Марр. «Иберо-этрусско-итал-
ская скрещенная племенная среда образова-

ния . индоевропейских языков», Избр. раб.,

т. Г, стр. 187

eee HO OT Марр. «Индоевропейские
	языки Средиземноморья», ` Избр. раб., т, I,
стр. 185.
	(Продолжение. Начало на 3 стр.)
	труппы наций, и только ваоследетвии эти

центры объединятся в один общий мировой
центр социалистического хозяйства, с одним

общим для рсех наций языком» *,
	Так понимает марксизм-ленинизм вопрос
05 едином языке будущего, рассматривая
вопрос 00 языке во внутренней связи C BO-
просом о социалистических нациях и их
развитии. -

Из такого бережного отношения к делу
развития социалистических наций и их
национальных языков с внутренней необхо-
димостью вытекает ленинско-сталинская
национальная политика, соформулированная
в слелующих еловах товарища Сталина:
	«Это означает, что партия поддерживает
и будет поддерживать развитие и расцвет
национальных культур народов нашей
страны, что она будет поощрять дело
укрепления наших новых, социалистиче-
ских наций, что она берет это дело под
свою защиту и покровительство против
всех и всяких антиленивских элемен-
тов». ** .

Эти слова товариша Сталина звучат, как
гимн развитию социалистических наций,
ИХ КУЛЬТУР И ЯЗЫЕОВ.
	Учение товарища Сталина о социалисти-
ческих нациях и перспективах их развития
представляет собой суровую отповедь всем
	* И. Сталин. Национальный вопрос и
ленинизм. Сочинения, т. 11, стр. 348—349.
+* Там же, стр. 354.
	Пентральное место в яфетической теории
акад. Н. Я. Марра занимает палеонтология
языка со ‘своеобразным методом анализа по
элементам. С этим внутренне связаны два
основных теоретических положения: 1; 06
вдинстве глоттогонического (языкотворче-
ского) процесса и 2. 0 стадиальнем разви-
тии языков (стадиальная классификация
языков).

Эти-то положения и объявляются обычно
основным достижением теории акад. Н. Я.
Mappa, прогрессивным, революционным уче-
нием, опрокидывающим расистские прин-
ципы буржуазной лингвистики.

Так ли это? Ответить на данный вопрое
можно будет, выяснив: на чем основано
учение-о стадиях? что оно утверждает? кв
чему ведет?

Начнем с узлового момента — с палеон-
тологии языка и ее метода. Палеонтология
языка изучает древнейшие состояния чело-
веческой речи. В яфетической теории ме-
тодом палеонтологии служит анализ по эле-
ментам, так называемый четырехэлемент-
ный анализ.

Формула этого анализа гласит:

«...Вее слова всех языков, поскольку они
являются продуктом одного творческого
процесса, сосфоят всего-навсего из четырех
элементов, каждое слово из одного или двух,
реже трех элементов; в лексическом составе
какого бы то ни было языка нет слова, со-
держащего что-либо сверх все тех же четы-
рех элементов. Эти четыре элемента 0603-
начаем прописными латинскими буквами
А, В, С, В; они, прежде называвшиеся на-
ми же племенными словами — SAL, BER,
YON, ВОШ, — основа формального палеон-
тологического анализа каждого слова; без
предварительного производства такого ана-
лиза, без разложения слова на наличное в
нем количество элементов, одного, двух или
более, нельзя сравнивать, без такого анали-
за сравнительный метод не действите-
лен» *.

Далее у Марра следует указание на
необходимость проверить результаты че-
тырехэлементного формального анализа се-
мантическим анализом «по законам палеон-
тологии речи» и далее — историей матери-
альной культуры, историей общественных
форм.

Четырехэлементный анализ, по Марру,—
необходимая предпосылка сравнительного
изучения: без него сравнительный анализ
недействителен.

Анализ по элементам — это «техника
	нового учения о языке». Она не исключает
сравнения; напротив, это и есть новая тех-
ника сравнения, — сравнения по элемен-
там. Что можно сравнивать? Любые слова
любых языков: грузинское слово можно
сравнивать се китайским так же, каки с
латинским, с арабским — так же, какие
чуватеким, с турецким-—так же свободно,
как и © баскеким...: стоит лишь «устано-
вить», какой элемент (или какие скрещен-
ные элементы) «лежит» в основе елова.

Возникает вопросе: действительно ли весе
слова всех языков земного шара ведут на-
чало от четырех элементов? Й если да —
возможно ли ныне в языках обнаружить
эти элементы? В этим вопросам вернемся
Ниже.

Допустим на мгновение, что весе слова
рем элементам (Сал, Бер, Йон, Рош). Что
следует из этого? В чему ведет утвержде-
ние 0б изначальной общности четырех эле-
ментов? Раз все языки идут от одних и тех
же (четырех) элементов, у всех языков
общее происхождение, — следовательно,
нет и не может быть языков, различных
по исходному языковому материалу, раз-
личных по корнеслову.

Элементами — этим общим исходным ма-
терпалом, по Н. Я. Марру, обусловли-
вается и единство происхождения и в даль-
нейшем — при наличии общих факторов
развития — единство  языкотворческого
(глоттогонического) процесса. Без общего
исходного материала при наличии общих
факторов развития мы имели бы общие за-
кономерности в развитии различных по
исходному материалу. языков. Елинство же
тлоттогонического процесса, по Н. Я. Марру,
специфично, поскольку предполагается
общность и процесва, и исходного мате-
риага.

Но ведь разные языки все же суще-
ствуют: разные — по словарному составу,
разные — по строению слова, разные — по
строю предложения, более или менее раз-
ные по звуковому составу. Факт, букваль-
но, общеизвестный. Откуда эта разница по-
ила? Раз изначальный материал один и
тот же, раз процессе языкотворчества —
вдиный, как возникли разные языки?

Ответ акад. Н. Я. Марра гласит: разные
языки. олицетворяют разные ступени еди-
ного развития; различие языков. обусловле-
но местом, которое принадлежит ‘тем или
	*# Н. Я. Марр. «Общий курс учения о язы-
ке». Избр. раб., И, стр. 16. (Подчеркнуто
нами. — А. Ч.).
			лингвистом-теоретиком», Избр. раб., mare Я. Марр. «Яфетические языки»,
стр. 411. (Hoauepxnyto нами.— А. Ч.). вс. т. 65.

ITT, -
	найти, без этого сравнение He действи-
тельно.

`Таким образом, изначальность четырех
элементов не безобидная гипотеза о том,
что могло быть когда-то; нет, это — орудие
анапиза, без применения которого сравне-
ние не может обойтись, без применения кото-
POTO исследование языков не может вестись.

Акад. Н. Я. Марр неоднократно подчер-
кивал особую важность палеонтологическо-
го анализа по элементам.
	Центр тяжести системы основных поло-
ъений теории акад. Н. Я. Марра лежит в
учении 06 элементах. Общий исходный ма-
териал, как мы имели случай убедиться,
предопределяет положение о стадиальности
развития, 0б единстве глоттогонического
процесса: все слова всех языков земного
шара идут от четырех элементов (Сал, Бер,
Йон, Рош); в любом слове любого. языка
нынб. можно найти тот или иной элемент
(или их скрещение); эти элементы нужно