9 МАЯ 1950 г., № 128 (11601)

TP A

обождения

Пятая годовщина осв
	Чехословакия освобождена от немецко-
фашистского ига в результате всемирно-
исторической победы Советского Союза в
Великой Отечественной войне. Тяжелый
период в жизни наших наролов кончился ©
появлением на улицах Праги советских тан-
Ков.

Народы Чехословакии на собственном
опыте убедились, что господство буржуазии
и союз с империалистами Запада означали
порабощение, путь к гибели, к смерти.
Великая страна социализма открыла нашей
родине путь к свободе, в новой жизни,
в, социализму.

Каждый трудящийся Чехословакии знает,
какая судьба постигла бы наш народ, от-
данный западными катиталистами и преда-
тельским чехословацкйм правительством на
растерзание гитлеровекому фашизму, если
бы не было Советского Союза и его доблест-
Hof  армии-освободительницы. Ченекий и
словацкий народы были вырваны из когтей
смерти Советекюй Армией. »

Поэтому празднование пятой годовщины
освобождения Чехословакии превратилось в
манифестацию горячей любви и блатодар-
ности нашего народа Советскому Союзу и
руководителю славной победы товарищу
Сталину.

Победа Советского Союза в Великой Оте-
чественной войне открыла новую, самую
замечательную эпоху в истории чеш-
ского и словацкого народов. Она помогла
нам, как и ряду других государств, вырвать-
ся из загнивающего лагеря империализма,
покончить © правительством банкиров, фаб-
рикантов и помещиков и перейти к <трои-
тельству социализма.

Могучая сила Советского Союза обеспе-
	чила Чехословакии независимость и лает
	напему народу возможность строить социа-
лизм в благоприятных условиях. Только при
пелдержке Советского Союза и благодаря
дружбе с ним наша страна стала действи-
тельно независимой в экономическом и
суверенной в политическом отношении. Сей-
час заводы Шкода не принадлежат уже
французским  капиталиотам Шнейдер —
Крезо, наши Витковицкие металлургические
заводы не принадлежат уже Ротптильду, 8
наши нефтеперегонные заводы — Стандарх
ойл компани. Они стали теперь’ достоянием
трудового народа. Сейчас правительства за-
падных капиталистических держав не`могут
уже вмешиваться в наши внутренние дела,
навязывать нашему правительству реакци-
онные меры, направленные против трудя-
щихся, как они это делали в домюнхенекой
республике и как делают сейчас во всех
маршаллизеванных странах. Сейчас уже
не может повториться Мюнхен 1938 года,
когда западные капиталистические государ-
ства посылали в нам лордов Ренсименов,
чтобы они решали судьбу нашей страны и
отлавали ее на растерзание фашистеким
извергам.

Теперь западные империалисты так бе-
шено травят нае именно потому, что Halll
народ вырвался из-тд их ига и п с06-
ственной воле строит свою новую жизнь.
Bee это стало возможным только благодаря
тому, что мы опираемся на дружбу и союз
с могучим Советским Союзом. Благодаря
этой опоре мы были спасены в последние
гохы от интервенции империалистов и
смогли посвятить себя  созидательному
труду.

‚Без помошти Советского Союза было бы
совершенно невозможно строить социализм
ни в нашей республике, ни в других
наролно-демократических странах. Болтать
о возможности построения социализма без
помощи Советского Союза могут только та-
кие англо-американские агенты, как Тито и
	  его преступная фаптистекая банда. Без по-
	мои. Советского Союза мы не могли бы
оставаться независимыми в экономическом
	отношении и стали бы итрушкой в руках
запалных империалистов. Достаточно только
	вспомнить, как в 1947 году, когда нас
постигла катаетрофичебкая засуха и угро-
жал голод, Советский Союз моментально
	Скупой на похвалу командир части,
представляя Шаповалова, говорил © нем,
как о человеке высокого социалистического
сознания, упорного’ характера, сильной во-
ти, большой культуры, обширных и проч-
ных военных знаний. Три тода подряд
Шаповалов бессменно руководит частью.
Бомандование части подобрало ему образ-
цовый офицерский состав. р

Командиры  вЗВодов — лейтенанты Лев
Ионычев, Владимир Тихонов — все евои
знания и волю направили Ha воепи-
тапие. курсантов, нашли путь к душе
каждого воина, возбудили в своих под-
чиненных живой и глубокий интерес в
учебе. Безупречно изучив ©вое дело, соеди-,
нив высокую требовательность ©  больше-
вистской принципиальностью, лейтенанты
	тщательно готовят каждое занятие, стре-
мятся изо дня в день повышать качество
занятий, терпеливо и настойчиво учат мо-
лодежь, никогда не бывшую на войне,
сложному воинскому мастерству. Они уме-
ют заинтересовать слушателей десятком
	живых примеров из фронтовой жизни. Да
это и понятно. В дни войны © 0с0бой силой
сказалиеь превосходство мировоззрения и
высокие моральные качества советоких
=. ©

людей. Великая освободительная цель борь-
бы, поставленная перед налтим народом
мудрым вождем, вела советских воинов, и
в первую очередь коммунистов, на беспри-
мерные подвиги, каких еще не знала исто-
рия человечества.

Пемотают офицерам командиры отделе-
ний, недавно выпущенные и оставленные
в части младшие сержанты: Василий
Карлин, Николай Овечкин, Николай Сус-
пицын, все — земляки из одной области,
они ценят крепкую боевую дружбу и вой-
сковое товарищество. За время учебы и
работы в ‘части эти младшие сержанты
отлично усвоили положения строевого уста-
ва. Их уважают старшие начальники и,
несмотря на их командирскую требователь-
ность к подчиненным, любят курсанты.
Глядя на этих молодых, стройных, подтяну-
тых людей, чувствуешь, что рано или поздно
станут они офицерами.

Все ло одного курсанты — молодые сол-
даты. Лето они.провели в лагерях, закали-
лись, физически окрепли, приобрели новые
знания и навыки. в тактике и опневом де-
	ле, научились 063 промаха стрелять из
BUNTOBEH и пулемета, далеко и метко бро-
		ee

let bel mE А

93 =>

лет существования народно-демократичево=
го строя и положение трудящихся крестьян.
В домюнхенекой республике мелкие и сред-
ние крестьяне были обременены непосиль-
ными налогами, страдали от кризиса сбыть
и низких пен на сельскохозяйственные
продукты, & также от недостатка земли.
Сейчас класе крупных помещиков ликви-
хпрован, a земли переданы трудящимся
крестьянам. Сейчас крестьяне не имеют
долгов, сбыт их продуктов обеспечен
по выгодным ценам, уменьшены налоги:

Однако окончательное избавление мелко-
го и среднего крестьянина от изнуритель-
ного труда, от засилья кулака ` возможно
только © созданием современного крупного
кооперативного хозяйства, на основе коллек-
тивного труда. 7% млн. га сельско-
хозяйственной земли у нас раздроблено на
33 Млн. Клочков, принадлежащих
1.400 тые. хозяйств..

Наша партия, и здесь руководствуясь
ленинско-еталинским учением, видит, что

1 привлечь крестьянина к строительству CO-

циализма можно только путем наглядного
убеждения в выгодноети коллективных форм
труда. Мы делаем первые шаги к социализ
стической перестройке деревни. В 3.000 де-
ревень уже созданы трудовые кооперативы,
& еще в 1.500 деревнях работают подгото-
вительные комитеты по созданию кооперати=
вов. Возникают также первые десятки про-
  изводетвенных кооперативов высшей формы;
в которых доход распределяется уже только
по труду, а земельная рента отменена.
Олновременно мы строим машинно-трак-
торные станции. У нас создано уже 267 ма-
шинно-тракторных станций и 176 вспомо-
тательных станций. Опыт Советского Сою-
за, пример советских колхозов и МТС,
высокий уровень советского сельскохозяй-

‘ственного производства являются. для нас
‚  большой помощью в выполнении задачи

включения нашей деревни в строительство
социализма.

Налти успехи в строительстве социализма
вызывают у некоторых членов партии
самоуепокоенность. Они забывают, что чем
быстрее мы двигаемся вперед, тем боль-
ше мы наталкиваемея на бешеное со-
противление  вытесняемых  капиталисти-
ческих элементов, которые опираются на
международную ‘реакцию. Поэтому фев-

‘  ральекий пленум ЦЕ компартии Чехоело-

вакии обратил серьезное внимание на ‘этот
недостаток и призвал нашу партию 5 повы-
шению революционной блительности и усиз
лению борьбы против буржуазного нацио-
нализма на всех участках. Последние про-
цессы нескольких групп шпионов и вреди-
телей показали нашему народу, что импе-
риалисты рассматривают засылку своих
агентов к нам © приказом проводить полрыв-
ную и вредительскую работу против респуб-
лики как составную часть военных планов,
направленных против лагеря социализма.
Мы учим партию, что Bee ee члены
должны последовательно охранять идейную
чистоту партии, уничтожать все национа-
листические тенденнии ‘и усиливать чув-
ство международной солидарности. = «

В дни пятой годовщины нашего 9св0б0-
ждения мы отчетливо сознаем, что счастли-
вое социалистическое будущее налией стра-
ны неразрывно связано & великой страной
социализма —с Советским Союзом и со всем
международным лагерем социализма. 9т0
будущее неразрывно связано © совместной
борьбой всех прогрессивных и демократичеч
ских сил мира за мир, за срыв военных пла-
нов англо-американсвих имперяалистов, свя-
зано © победой лагеря мира, во главе вото-
рого стоит могучий Советский Союз.

За все, чего мы достигли, за кашу ©во-
боду и независимость, за нашу новую жизнь,
35 боскорыетную и постоянную номощь
мы благодарим Советский Союз, страну
Ленина — Сталина.

Нет на свете такой силы, которая могла
бы разорвать союз и дружбу чешекого и
и народов © народами Советского

01033.

В классе находится заместитель началь-
ника по политчасти, неулыбчивый  го-
лубоглазый офицер Иван Ковтун. Курсая-
ты отвечают на вопросы четко и ясно. дни
на «отлично» ‘уевоили заданный материал.
Занятия для них не просто учеба, а радост-
ное творчество. Политинформация и полит-
занятия, вея еистема политической работы
пропагандирует великие ‘идеи Ленина —
Сталина, сплачивает солдат, повышает их
коммунистическую сознательность; Курсан-
ты воспитываются в духе самсотверженно-
то труда, дисциплины, любви к военной
службе. Им ежедневно прививается чувство
советской военной гордости, горячей любви
& военному делу, нетерпимость ко всему,
что сколько- СОА 1 может подорвать честь
полразлеления.
	Мы шоходим по казармам, ставшим
для бойцов близкими, как одной дом.
Оружие и книги — друзья солдат. Офи-
церы, коммунисты, защищавишие грудью
Сталинград и взявшие штурмом Берлин, —
их требовательные наставники.
	Время идет быстро. Темнеет, наступает
ночь. № двадцать три часа прозвучал
сигнал отбоя, погаели огни, все 3a-
тихло, и казармы погрузились в неподвиж-
ную тишину. Только слышались шаги
дневальных да за окнажи шелковый шелест
молодой листвы на деревьях. Ночные звуки
убаюкивали слух утомившихся за день лю:
дей, и они засыпали быстро, едва голова
касалась белоснежной подушки.
	— Сержанты — огромная сила в а]-
мпи,— прощаясь, сказал командир части.

Мне вспомнился случай, происшедитий на
мосту через канал Тельтов, и я рассказал
о нем.
	— 4юбой наш сержант на голову выще
того английского полковника, освобожден-
ного из плена в Берлине, — сказал коман-

дир.

Английский полковник, 0 котором я г9-
ворил, был командиром Нортамберландеких
фузилеров и сдался в плен в Северной Аф-
рике, у крепости Тобрук, вместе © генерал-
лейтенантом Ним и генерал-лейтенантом
0’Воннор. Он последовал примеру своих
бездарных генералов, бросил оружие и под-
нял руки. У него нехватило духа сражать-
ся с таким мужеством, как сражался за
честь и независимость нашей Родины слав-
ный советский патриот сержант Лавринович,
	Полковник С. БОРЗЕНКО,
Терой Советского Союза.

“ехословакии —
	Рудольф СЛАНСКИИ
	Генеральный секретарь компартии
Чехословакии

Бсенародное
	празднество
	ПРАГА, 8 мая. (Саб. корр. «Правды»).
Вчера в Праге на излюбленных горожанами
улицах и площадях до позднего вечера про-
должалиеь народные гуляния с танцами, му-
зыкой, выступлениями театральных коллек-
тивов. Во всех 19 краевых центрах рес-
публики состоялись парады военных ча-
стей, демонстрации, митинги. Повеюду ВЫ-
ступазшие на митинтах ораторы говорили
0 том, что чехословацкий народ вечно и
свято будет хранить братскую верность
народам СССР. =

Посольство CCCP в Чехословакии только
за один сегодняшний день получило более
300: телеграмм из всех уголков страны. 3a-
водевие коллективы, собрания едяных сель-
CRUX кооперативов и отдельные граждане
передают в телеграммах свое спасибо Совет-
ской Армии и товарищу Сталину за 062060-
ждение Чехословакии от гитлеровской овку-
пации, благодарят советский народ и его
правительство за бескорыстную. помощь в
восстановлении страны.

Трудяшиеея воздают почести советским
солдатам и офицерам, павшим в боях за
освобождение Чехословакии. На могилы пав-
ших советеких воинов на Олыпанеком клад-
бище в Праге в торжественной обстановке
были возложены венки от президента рес-
публики, от правительства, от ЦЕ компар-
тии, от молодежи и различных массовых
организаций. Большой венок из. красных
цветов возложила на могилы участвовавшая
в церемонии советская делегация. Руководи-
тель делегации заместитель Председателя
Совета Министров. СССР Маршал Советского
Союза Н. А. Булганин поблагодарил трудя-
щихся города Праги за бережное и сердеч-
ное отношение к памяти посибирих воинов.

Вчера состоялся больнюй прием по слу-
чаю пятой годовщины освобождения Чехо-
словакии Советской Армией от немецко-
фаптистеких захватчиков.

На приеме присутетвовали: презилент Че-
хословацкой республики Клемент Готвальд,
глава советской правительственной делега-
цин — заместитель Председателя Совета Мя-
нистров СССР Маршал Советского Союза
Н. А. Булганин, члены делегации М. А. Сус-
лов, В. А. Зорин и А. И. Родимцев, члены
делегаций Китая, Болгарии, Польши, Вен-
грии, Румынии, Монгольской народной рес-
публики, Кореи, Албании, Германской демо-
кратической республики, Франции, Ита-
лии и других стран, прибывшие. в Прагу
для участия в праздновании пятой годов-
щины освобождения Чехословакии . С0-
ветской Армией; генеральный ‹екретарь
коммучистической партии Чехословакии
Р. Сланский, премьер-министр А. Замотоц-
кий, зам. премьер-министра и минцетр ино-
странных дел В. Широкий, генеральный
секретарь коммунистической партии Слова-
кии (. Баштованекий, члены  чехослован-
кого правительства, многочисленные пред-
ставители чехословацкой общественности,
члены делегаций трудящихся, прибывиейх
со всех концов Чехословакии в Прагу для
участия в празднике. .

На приеме присутствовали также посол
СССР в Чехословакли М. А. Силин, члены

советского посольства и динломатичесвие
представители стран нафодной демократии.
—_-
	СЕССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СОБРАНИЯ ВЕНГРИИ
	БУДАПЕШТ, 8 мая. (ТАСС). Сегодня от-
крылась очередная сессия Государственного
собрания Венгерской народной республики.

На первом заседании Государственное
собрание приняло к сведению отетавку
председателя президиума республики Арпа-
да Сакашича и единодушно избрало пред-
седалелем президиума республики Шандора
Ронаи, кандидатура которого была выдви-
нута Венгерским народным фронтом неза-
BHCHMOCTH.

Заслушав резолюпию о мире, принятую
Национальным собранием Чехословакии,
депутаты Государетвенного собрания под
бурные аплодисменты одобрили предложе-
ние чехословацкого Национального собра-
	ния и елинодушно присоединились & УБа-.
	занной резолюции.

О ПЕВОТОРЫХ ВОПРОСАХ.
СОВЕТСКОГО Я>ЫКОЗНАНИЯ
	(Окончание. Начало на 4 стр.)
	и плодотворное развитие, — и поэтому-то
г. Дюринг отыскивает «высоко образова-
тельные элементы» языкознания не у
Бопиа, Гримма и Дитца, а у блаженной
памяти Рейзе и Беккера» *.

Сравнительно-исторический анализ при-
меняется Энгельсом в его работах; напри-
мер, в труде — «Происхождение семьи,
частной собственности и государства», где
сравниваются слора, обозначающие «род»
в родственных языках: латинском, грече-
ском. хр.-индийском, готском ит. д. **.
	Все, что добыто положительного, факти-
чески надежного в историческом изучении
языков индоевропейских, семитических,
иборийско-кавказских,  урало-алтайских,
все, что имеется фактически точного в <3-
мой яфетической теорни акал. H. fl. Mappa.
обязано технике такого анализ, технико
историко-сравнительного анализа.
	Разумеется, этот анализ не всесилен, его
методика не во всех существенных момен-
тах уточнена. В частности, установление
звувовых закономерностей наталкивается
на большие затруднения, особенно при &на-
13° мешанных (скрещенных) языков. Ho
это значит, что сразнительно-исторический
зиализ нуждается в усовершенствовании, а
не в замене произвольным элементным ана-
ЛИЗОМ.
	Марксистсво-ленинская история языков
олжна строиться на фактах строго прове-
ренных, точно установленных.
	Факты историн языков должны 068ве-
шаться методом материалистической диа-
лектики; это — единственный метод севет-
ской науни вообще, и в частности, лингви-
стики. Только такая история языков будет
подлинно научной. Советская история язы-
ка, материалистическая история языка,
противополагается. всякой иной истории
языка.  объяеняемой  идеалистически —
буль то фослеровское понимание, когда
причиной изменений выступает дух, ` будь
то позитивистское толкование, когда пси-
хологистическая социология  Дюрктейма
выступает в качестве базы лингвистики
(Мейе), или когда лингвистика объявляется
частью сопиальной психологии (Соссюр).
	Водораздельная линия между буржуаз-
ной, идеалистической лингвистикой, e
одной стороны, и советской, материалиети-
ческой лингвистикой, с другой стороны,
естественно, должна определяться противо-
положением идезализму марксистского ма-
териализма.
	В яфетической теории Н. Я. Марра
не дана подлинная критика принципиаль-
ных основ идеалистической лингвистики.
Декларативно ополчаясь против идеализма
вооблце, акад. Н. Я. Марр ни слова не го-
ворит о нпеихологизме — об этом основном
источнике ‘илеализма в самых влиятельных
	* Энгельсе. . Анти-дюЮринг, 125 1.

303—304.
** Энгельс. Происхождение семьи, част-

ной собственности и государства, гл. Ш,
Ирокезский род, изд. 1950 г., стр. 86.
		течениях индоевропеистики (неограммати-
ческое направление — Пауля, французский
воциологизм — Соссюра, Мейе). Остается
совершенно незамеченным воинствующий
идеализм Фоселера. Вовсе ‘не затрагиваетея
вопрос о формализме в грамматике и сред-
ствах его преодоления.
	По сути дела настоящей борьбы с кон-
кретными идеалистическими течениями в
яфетической теории акад. Н. Я. Марра нет.
Это и понятно, поскольку в яфетической
теорни Н. Я. Марра борьба ведется во имя
элементного анализа, во имя стадиальной
классяфикации, и Поскольку сам акад.
Н. Я. Марр не емог подняться до правиль-
ного понимания марксизма-ленинизиа.
	Основанная на элементном анализе яфе-
тическая теория Н. Я. Марра не находила
и не находит никакого применения в вуль-
турном строительстве народов Советского
Сотоза. Все, что делается положительного в
этом отношении (составление грамматик и
словарей — школьных, = исторических —
разработка норм литературного языка
ит. д.), делается помимо лингвистической
теорни акад. Н. Я. Марра по той простой
причине, что при решении указанных не-
отложных задач от элементного анализа
нельзя ждать никакой помощи.
			оказал нам помощь и спас OF голода.
Налим большим преимуществом является

TO), что; строя социализм, мы не одиноки,

мы можем опереться на опы? и пример. (0-
ветского Союза. Общие проблемы строитель-
ства социализма теоретически разработаны
и применены ‘на практике величайнгим
гением — товарищем Сталиным, Веесоюз-
ной Боммунистической партией (большеви-
ков). Поэтому Halla партия может вести
рабочий класс по’ уже испытанному пути
и успешно руководить строительством со-
циализма.

Мы добились немалых успехов за пять
лет новой жизни. Сопиалистический сектор
в промышленноети достиг 98 процентов. В

строительстве, где до февраля 1948 года ка-

питалистический сектор составлял более
90 процентов, он уменьшилея сейчас
до 5,5. В торговле сопиалистический сектор
увеличилея за это же время с 16 №
86,5 пропента.

‚ В результате выполнения двухлетнего
хозяйственного плана 1947—1948 гг. про=
изводетво выросло на 28 процентов. План
первого года пятилетки был выполнен Ha
102,8 процента. Мы достигли и значитель-
но превысили довоенный уровень развития
нашего хозяйства. Пятилетним планом на-
мечается дальнейшее быстрое его развитие.

И в этом мы руководствуемея поимером
Советекого Союза. На опыте его огромного

строительства, мы убедились, что материаль-
ной базой строительства социализма яв-
ляется индустриализация, развитие тяжелой
промышленности и тяжелого мапгинострое-
ния. Для нае этот опыт имеет особенно боль-
ое’ значение потому, что структура нашей
сравнительно высокоразвитой промышлен-
ности была такова, что больше развита была
промышленность предметов широкого потреб-
ления, которая зависит от импорта сырья из
капиталистических стран и от экспорта го-
	товых излелий. это ставило наше хозяйство
	В зависимость от капиталистического рынка.
Пример Советекого Союза показывает так-
же, что нельзя осуществить ‘социалистиче=
ское строительство без неустанного повыше-
ния производительности труда, без развития
инициативы пгирочайпгих массе трудящихся.
Развитие социалистического соревнования,
Bee увеличивающееся  чиело ударников
и борьба за повышение норм способствовали
TOMY, что’  производительность труда по
сравнению © 1947 столом повысилась на
16 процентов и превысила довоенную про-
изводительность труда на 3,2 процента.

Растет и численность рабочего класса.
Число рабочих в промышленности ‘уве-
личилось по сравнению с довоенным перно-
дом на 12,4 процента. Больше всего выз
росло чиело рабочих в Словакии. Руковод-
ствуясь сталинским учением о националь-
ном вопросе, здесь проводитея широкая
индустриализация. Уже ‘в 1948 тоду про-
мышленное ° производство в Словакии,
ранее ‘отсталой аграрной области, новы-
силось вдвое по сравнению © 1937 годом,
а в этом году увеличится втрое. Десяткам
тысяч семей нё нужно теперь покидать
родину в поисках работы, как это было
раньше. . .

Плановое ведение хозяйства, рост произ-
водительности труда и подъем нашего хозяй-
ства дают нам возможность систематически
повышать жизненный уровень трудящихся.
Значительно улучигилось снабжение насе-
ления продуктами питания, предметами
первой необходимости. Выросла реальная
заработная плата рабочих и служацтих.
	В капиталистической Чехословакии была
огромная безработица. В 1933 тоду без
	работы был один миллион трудящихся.
Теперь у нае нет безработных.
	Коренным образом изменилось за ПЯТЬ

ee ee ЗЕ
	сать гранату, < оружием преодолевать ре-
ку, ходить в атаку < преодолением есте-
ственных и инженерных препятствий,
	ориентироваться в Любой обстановке на
	местности, в кромешной ночной темноте
бесшумно пробираться через минные поля.
	Лагерная учеба ло сих пор. вспоминается
	как лучшее время года. Важдое учение со
стрельбой боевыми патронами переживалось
с волнением, как настоящий бой. На стрель-
бище в совершенстве усвоены все приемы
стрельбы. Приклад винтовки прочно удержи-
вается в плече, при прицеливании голова
не напряжена, правая щека плотно прижата
к прикладу, дыхание спокойное и ровное.
Курсанты любят оружие и хорошо знают его
материальную часть, правила разборки и
сборки, умеют самостоятельно устранить
любую задержку при стрельбе. В оружии —
сила, воина.

На вопрос, чем’ он объясняет. успехи,
Шаповалов. не задумываясь, ответил:
	— Жизнью по уставам. «Устав, — учит
товарищ Сталин,— это свод ‘законов для
	Красной Армии на годы». Наш девиз:
	учиться сегодня лучше, чем вчера, & 3а5-
тра — лучше, чем. сегодня. Офицеры,
подводя итоги своей работы за день,
мужественно критикуют с<вои недостатки,
обдумывают, как добиться лучших резуль-
татов. Таков уж этот народ, всегда охва-
чен чувством настоящего творческого бес-
покойства и неудовлетворенности достигну-
тым.

Шаповалов не говорит, но это ясно и
без слов: успехи в боевой и полити-
ческой подготовке не свалились с неба. За
них ‘идет ежедневный терпеливый бой.
Командование затратило немало труда, во-
спитывая личный состав, и в первую оче-
	‘редь, сержантов, приучая их к военной
	точности и`аккуратности, постоянно ставя
перед ними задачи повышения квалифика-
ции. Шаповалов требует, чтобы сержанты
хоропю знали своих подчиненных, их ин-
хивидуальные особенности и запросы, не
злоупотребляли внеочередными’ нарядами и
выговорами.
	Начался первый урок. Тема политзаня-
тия: «Быть бдительным, строго хранить
военную тайну». Толково, с привлечением
брюшюр и газетных статей, командир взво-
	да. он же и л секретарь парторганизации,
	лейтенант Ионычев рассказывает о значе-
	нии военной тайны.
	Мы ограничились критическим анализом
линть основных положений общелингвисти-
ческой теории акад. Н. Я. Марра.
	Конечно, было бы неправильно прирав-
нивать лингвистическое наследие акад.
Н. Я. Марра в элементной палеонтологии
речи. Было бы несправедливо считать па-
леонтологию речи наиболее существенным
	результатом почти полувековой неутомимой:
	творческой научной работы Н. Я. Марра.
	Акад. Н. Я. Марр ценен для советской
‘лингвистики не благодаря элементной ` па-
леонтологии речи, а несмотря на эту пале-
онтологию. Применяя  сравнительно-исто-
рический анализ, впоследствии им. же, в
сожалению, отвергнутый, акад. Н. Я. Марр
поднял на большую научную высоту изу-
чение иберийско-кавказсвких (яфетических)
языков, выявив их богатейшую историю,
равно как громадное значение народов, но-
сителей данных языков, в культурной
исторни человечества.

‚ Ноу акад. Н. Я. Марра были серьезные
ошибки в общелингвистических теоретиче-
ских построениях. `Без преодоления этих
ошибок невозможно строительство и укреп-
ление  материзлистической лингвистики.
Если гдё и нужны критика и самокритика,
то именно в этой области.

Перед советской языковедческой наукой
стоят задачи огромной ответетвенности. Для
решения их необходимо критичееки пере-
смотреть линтвистическое наследие акад.
Н. Я. Марра и, что самое важное, пере-
строить научную работу в области языко-
знания с тем, чтобы разработать систему
советской лингвистики, основанную на
принципах маресизма.
	Арн. ЧИКОБАВА.
	Профессор Тбилисского Государственного
	университета имени Сталина.
		в Норвегии
	с Советским Союзом»
	ниях и митингах, отмечают необходимость
всемерного укрепления и расширения куль-
турных связей между норвежским и совет-
ским народами во имя тех общих целей,
которые ставит перед собой все прогрес-
сивное человечество, — во имя борьбы за
мир, против угрозы войны.

В 0сло ежедневно. происходят многолюд-
ные собрания, организованные обществом
«Норвегия — СССР». Залы Народного дома
и городского рабочего клуба, где проводят-
ся такие собрания, нереполнены.
	ра, коменданта переправы, сутки пюд огнем
с успехом переправлял через канал войска.
Несмотря на свою молодость, он был членом
великой партии Ленина — Сталина. Подвиг
ето подтверждал, что сержанты в Великой
Отечественной войне служили образцом ис-
полнения воинекото долга. Являясь ближай-
шими и непосредственными начальниками
солдал, они стали большой онлой в нашей
армии. Командиры рот руководили бойцами
через командиров взводов, последние — че-
рез сержантов.

Этот полузабытый эпизод вепомнился на
занятиях сержантекого состава. Это подраз-
деление отличается высокой выучкой и
диецинлиной,

Ранним утрох вместе с офицером Дми-
трием Шаповаловым мы стояли в светлой,
просторной комнате политпросветработы у
стены, на которой под изображением Золо-
той Звезды рукой художника торжествен-
ными буквами были начертаны фамилии
ховяти Героев Советского Союза, воститан-
пых частью.

К нам подошло несколько  куреантов,
будущих командиров отделений и расче-
тоз, Все сверкало на них: начищенные сало-
ги, надраенные пуговицы, белоснежные под-
воротнички, во всем облике их чувствова-
лось, что это отличники боевой и политиче-
ской подготовки. Я спросил курсанта,
назвавшегося Каримом Бабаевым:

— Ч вы можете сказать о героях Ba-
шей части?

— Могу сказать: Владимир Лавринович,
Сейткасям Аптиров, Сеитнафи Сеитвелиев и
Дмитрий Редькин были сержантами... Мы
тоже учимея на сержантов и хотим во воем
быть похожими на них. с

— На смертельно раненного в бою Лаври-
новича двигался немецкий танк. Машина
уже давила гусеницами ноги смельчака, но
OH Hamer в себе мужество, ‘сорвать чеку
противотанковой гранаты и сунуть ее в
спицы ведущего колеса. Взрыв гранаты
сорвал гусеницу, танк завертелся на месте,
экипаж ero был пленен, — подсказал
второй курсант. Светлые глаза его сверкну-
ли, как будто он увидел перед собой вспа-
ханное снарядами поле боя и подбитый тан,
и героя, продолжавшего жить в востомина-
ниях. У своих однополчан -— Герсев Совет-
		Успех «Недели дружбы
	ОСЛО. 8 мая. (ТАСС). Успех проходящей
Wemoomnr «Начали лплзебтт е Советеким
	Союзом» отмечается по всей стране. Из
Фредрикстада, Бергена,  Кристиансунна,
Драммена и многих других городов посту-
пити сообщения о том, что там состоялись
	WIN намечаются массовые собрания и ми-
	тинги, посвященные «Неделе дружбы с Co-
ветским Союзом». Представители науки,
искусства и прогрессивных общественных
организаций, выступающие на этих собра-
	Шло сражение за Берлин. Через пЕирокий
ханал Тельтов, над фермами взорванного и
рухнувшего в воду моста, саперы навели
временную переправу. Через это есоружение
пох ураганным огнем торопливо переходили
танки, артиллерия, грузовики © пехотой.
(оветские войска неудержимо рвались к
рейхстагу. И вдруг ¢ той стороны канала,
и3-за оплетенных колючей проволокой стен
торящего завода, выбежала огромная толиа
изможденных, оброеших мужчин, в обрыв-
ках военной формы нескольких европейских
армий. Толпа заполнила мост, нарушила
порядок, остановила движение малтин.

И тогла вперед вышел юный боец в раз-
зевающейся плащ-палатке. На красивом ли-
це его алел шрам. Видно, осколок снаряда
раньше, чем бритва, прошелея по его заго-
релым, покрытым первым, золотистым пуш-
Ком щекам.

— Crofi!— громовым голосом Брикнул
боеп.— Немедленно назад! Дайте дорогу
танкам! `

Толпа, повинуясь властному окрику, на
мгновенье остановилась, попятилась. Но ма-
ленький воснущатый человечек в берете,
co значком 8-й английской армии, непомер-
но расхваленной в зарубежной прессе, по-
шел на советского бойца, развязно бормоча:

— Я— кёнл, я кёнл!

— Полковник.— перевел кто-то из Ha-
ших танкистов непонятное слово.

Казалось, еще минута, и обезумевшая под
0бетрелом толпа, увлеченная пагубным при-
мером веснущатотго человечка, сметет бойца,
преградившего ей путь, превратит образцо-
вый порядок, царивиий на мосту, в хаос.

— Кёнл? — возмутился боец. — Да зна-
еть ли ты, кто такой я?.. Я, брат, — cep-
ант Советской Армии-— Боец сбросил с
плеча плаш-палатву и в доказательство по-
казал ровненький, любовно оберегаемый по-
тои с поперечной желтой наптивкой.— Пря-
тазываю очистить пероправу. Мы тут на-
ступаем, а вы...

Английский полковник, только ITO OCHO-
божденный ‘из плена, взглянул на советского
воина, на его чистый потон и, круто повер-
нувиись, развинченной походкой ушел <
Моета. Лицо его выражало растерянность.
	п ГЕН и Пр

‘Сержант этот, заменивший убитого маио-
		ского Союза — учалея солдаты по-настоя-
шему воевать и ненавидеть, и любить.

Мы разговорилиеь. Фурсанты звеликолеп-
но знакомы < биографиями мариталов — пел-
ководцев сталинской школы. Курсанты хо-
ропю знают, что все у них еще впереди —
многие прославленные военачальники начи-
нали свой блёотящий военный путь рядо-
выми солхатлами и командирами отделений.
	До мельчайших подробностей изучили
они боевой путь своей части, называли
города, взятые штурмом, за которые Вер-
ховный Тлавнокомандующий шесть раз 0бъ-
являл благодарность ‘их части. Блатодар-
ность великого вождя и полководца вдохнов-
ляла на новые подвиги, покрывала боевое
знамя неувядаемой славой.
	Законные наследники этой немеркнущей
славы — курсанты учатся на героической
истории своей части, сознавая, сколь вели-
ка. Честь служить под знаменем, овеянным
беесмертием великих сталинских побед. Эта
честь обязывает учиться на «отлично». И в
школе действительно нет отсталощих.

— Нам нельзя учиться спустя рукава,
Товарищи, служившие до нас в части,. хо-
рошю воевали, наш долг — хоропю учить-
ся— став рядом с Бабаевым, оправив. пояс
и олернув гимнастерку, вотавило в беседу
курсант Дмитрий Гарда.

— Герои части как бы незримо всегда
находятся среди нас повеюду: в лагерях, на
стрельбищах, в казармах, на отдыхе и BO
время занятий. Провиниться, получить взы-
скание — значит оскорбить их благородную
память, — добавил Владимир Марик.

Курсанты все разом взглянули на това-
рища, потом на своего начальника, и взгля-
ды их как бы сказали, что этого человека
уважают и глубоко любят в школе.
	Шаповалов, улыбнувшись своим думам,
проговорил:
	— Пятнадцать лет назад я вот так BO
учился, окончил школу, и меня назначили
командиром отделения. С тех пор побывал
я на двух войнах, дослужился до большого
воинского звания, ежедневно обучаю `воен-
ному делу и стараюсь воспитывать солдат
в духе беззаветной преданности Родине,
Сталину, болыпевистской партии, так, как
в свое время воспитывали меня.