$ ИЮНЯ` 1950 `г., № 157 (11629)
	вивать ‘советское языкознание Ha основе
о на теории

oan Ren это ПОГазттрает. Baw Vue
	Bee это показывает, как учение акзу,
Н. Я. Марра далеко отстало от марвсистеко-
ленинской теории общественного развития,
которая и должна быть положена в основу
построения марксистской истории языка,
Такую подлинно научную, маржсистскую
матерналистическую историю языка совет-
ские лингвисты могут смело противото-
ставить всякой иной истории языка, п-
строенной на идеалистических основах
(т. е. всем видам буржуазно-идеалистиче-
ской истории языка).
	ков с другими народами и языками (вапр.,

южноруеское акзнье-—-под чузашеким влия-
нием,  рубское ‘полногласие — отелоевие

языков ло-инлоевропейской сталии и т. 1.).
	Таким образом, сравнительво-историче:
ские грамматики славянских, германских в
хругих индоевропейских языков были 33-
	живо похоронены Н. Я. Марром и его после-
	дователями. Взамен старого в этой сфер
акад. Марром и его школой He было прел-
ложено ничего нового, более. или менее исто.
ричееки достоверного и-фактически обоено.
ванного. кроме некоторых гипотез. 3
	У современных последователей Н. Я.
Марра постоянные ссылки на социально
схождение и расхождение — при объясне-
нии рохства языков. при объяснении общ-
ности и различия языковых процессов #
языковых явлений у таких народов. кав
елавянские, германские и т. п., преврати-
лись в безответетвенную антиисторичесвую
«игру» веледствие отеутствия новых ков-
кретных разыскзний в области взаимодей-
ствия и скрещения разносистемных языки
на лоевнейших стадиях их развития.
	Сзмим сторонникам учения акад. В. 4,
Марра, если они хотели стать историками
древнейшего периода какого-нибудь языка,
например, русского, приходилось ставовить-
ся на эклектическую, половянчатую TORY
зрения, колеблющуюся между учением зкад,
Н. Я. Марра и традиционным буржуазных
сравнительно-историческим языкознание,
В этом отношении характерны такие рае
суждения проф. Ф. П. Филина в его. «Очерке
истории русского языка до ХГУ столетия»:
	«Славяне, как и любая индоевропейская
группа народностей, оформлялись в течение
тысячелетий в процессе схождений и рас-
хождений многих и разнородных человече
ских коллективов. В связи .с этим перед He
вым учением о языке встал целый рях ел0х-
нейших проблем древнейших елавяно-кимер-
ских. бвлавяно-сарматских, славяно-вельт-
ских и других связей... Из многочисленных
и неустойчивых коллективов, повидимому,
еше в начале сложения родового строя поете-
пенно оформляются славянские племена..
С окончательным устаяовлением родовог
строя этно-языковые отношения в какой-то
мере стабилизируются. К этому времени п
нужно относить окончательное сложение
славянской группы племен как известного
язынового эдинства...х Тем самым пре
знается наличие общей основы у всех ела
вянских языков. Но тут же делаются ог
‚ворки: «...в славянских языках нет ничего
‚«исконного», что можно было бы возвебти
к какому-то идеальному праязыковому един
ству». И все же «бесспорно, что в 0870
ряле случаев раздичные варианты одного н
того же язления представляют собою изме.
нения общей исходной формы, бывшей ког-
да-то принадлежностью всех славянских
языков и диалектов».
	M TyT c полной очевилностью признается
надичие общей языковой основы или 0-
Mero языкового фонда у «всех славянских
языков и диалектов». Тем самым допускает
ся исторически образовавшееся «родство»
славянских языков, проявляющееся в сход:
	ных или однородных процессах развития их
систем.
	Еще менее оснований отрицать, напрЕ-
мер, близкое родство между языками BX
точнославянекой группы: русским, YEP
инским, белорусеким и их развитие из 06-
шего источника. Совершенно правильно пи
сзли недавно редакторы «Русско-украйнсйо
го словаря» 0б украивеком языке: «Пр
исхоля из одного, восточнославянского, KC
ня, отражая и утверждая извечную дру
бу и братскую связь русского и украине
ского народов, их языки на протяжении 010
	летий развивались во взаимосвязи и 641
нении».
	Таким образом, советское языкознание He
может встать на путь отринания не METI
физического, а исторически образовавшегоя
в опрелеленных конкретно-историчесвих у(-
ловиях— материального родетвз языков 1
связанной е ним известной олворолноети из
развития. Тем самым оно обязывается, R20
ме стадиального изучения языков. занять-
ся и сравнительным изучением историчесвя
возникающих систем родственных языков
на новых методологических основах—м2]-
кспетекой историп материальной в духовной
культуры, Сравнительно-историческое изу
Чение систем родетвенных языков-—елавяп-
ских. германских, пранеких и т. д.— должно
быть возрожлено ANA новой жизни. 08
	щенной ярким светом марксистской мето-
IONOrAy.
	Бывод.
	обусловленные качественные сдвиги в Cé-
мантике слов. связаны с резкими качествен-
ными изменениями грамматического строя
языка. И в этой области ощутительна мате-
риалистическая направленность теории
зкал. Н. Я. Марра. Грамматические кате-
гории и значения, по Марру,; порозждены  об-
щественной жизнью и отражают объектив:
ную действительность. Ho как? Это
остается неясным. Н. Я. Марр указывал на
то, что во Флективных языках (таких, как
русский) грамматические значения приоб-
рели очень абстрактный характер. «Флек-
тивная морфология, будь то склонение. буль
то спряжение,—— пишет акад. Марр,— пред-
стает ‘перед нами как выражение в над-
стройке, само с0бою разумеется, лишь каЁ
отражение внешних отношений между пред-
метами в пространстве или времени. выра-
жаемых е помощью признаков, которые ви-
чего больше. не означают, каж эти лишь аб-
страктные отношения, без внимания в пред-
метзам и их особенностям в социальном или
индивидуальном отношении» 2.

Н. Я. Марр отличает более позднюю «грам-
матику, отрешенную от жизни» и древ-
нейшую грамматику; как бы погруженную
в жизнь На древнейших стадиях развития
языка грамматические формы и категории
как бы непосредственно отражают обще-
ственные отношения, реальное содержание
жизни. Стадиальная грань между этими ти-
пами грамматического «мышления» у Н. Я.
Марра неясна, что губительно огражается
на историко-грамматических соображениях
последователей нового учения о языке. Так.
проф. Н. Ф. Яковлев в своей «Грамматике
литературного. кабардино-черкесекого язы-
	ка» пишет: «Первоначально, ва начальной
	ступени развития первобытной общины,
	благодаря непосредственной связи языка. и
мышления с материальной деятельностью
людей, логические и грамматические формы
совпадали с реальным их содержанием.
В классовом обществе, благодаря презраше-
нию языка в надстройну, грамматические
формы и формы .мышлевия во многих слу-
	чаях оказываютея в противоречии вав друг
	По учению акад. Н. Я. Марра, каждый
язык составляет одно из звеньев единого
глоттогонического (языкотворческого) про-
цесса: «Он — результат сложных историче-
ских скрещений», «схождений. и раехож-
дений» разных языков. Таков, например, и
современный русский язык. По’ словам
проф. ©. П. Филина, сгруппировавшего
взгляды акад. Н. Я. Марра на русский
язык, как в процессе создания русского
языка. так и в дальнейшем его развитий.
вплоть до настоящего времени, принимали
участие многие племена и народности. поз-
лнее напиональности. так или иначе объеди-
	няемые общностью  социально-экономиче-
ских условий.

При таких взглядах о самобытноети рус-
екого языка. рубекого народа и русской
культуры ‘говорить, в сущности, не прихо-
дитея. В борьбе с буржуазным национализ-
мом Н. Я. Марру было важно усиленно под-
черкнуть интернациональные основы руе-
ского языка, его изначальную связь е дру-
гими языками СССР. ‹9теюда новое учение
0 языке лелает вывол.  что между русеким
	ЯЗЫКОМ и языками многих других нацио--
	нальностей Союза имеется историческая
общность; генетичееки они переплетаются
между собою в прелшествовавшей стадии
развития» 2%. Не объясняется лишь одно,
почему грамматический строй и материаль-
ный ‘состав ‘русского языка и, например,
грузинского или эстонского — совсем рзз-
ные. .Нри такой методологической устрем-
зенности учения акал. ВН. Я Марра к показу
«общности» всех языков мира, сложвой
«скрешенности» всякого языка, понятвы
его утверждения, что «языки одного и
того же класса различных стран, при илев-
тичности социзльнай структуры, выявляют
больше типологического сродства друге
другом, чем языки различных класеов одной
ий той же страны. олной п той же нации» *5,
	Этот тезие, конечно, антиисторичен. Так,
в феодальную эпоху возможно сосущество-
вание разных языков среди разных обше-
ственных групп одного и того же народа
(правда. обычно — для разных социальных
функций), в периол же капиталистическо-
го развития в пределах напии господствует
общенациональный язык. Кроме того,
Н. Я. Марр думал, что грамматику языка со-
звает класс, а не народ. Вее это говорит
0 том, что учение зкад. Н. Я. Марра не мо-
жет служить надежной и бесспорной базой
для построения истории языка.
	Б этом случае необходимо непосредетвен-
но исходить из учения классиков марксиз-
ма-ленинизма о типах производственных
отношений, о ‘социально-экономических фор-
мациях, о закономерностях развития обще-
ства в период феодализма. в период разло-
жения феодализма и создания буржуазных
связей, об основных классовых противопо-
ставлениях ий разделениях в каждую эпоху
и 06 исторически обусловленных обще-
ственными отношениями типах социальных
мировоззрений (Ведь «каков образ жизни
людей, — таков образ их мыслей»; по афо-
ристической формуле И. В: Сталина).
	Именно на этой почве и должна CTPORTECA
	вонкретная ‘история кажлого языка — 6
учетом индивидуальных исторических евое-
образий его развития: Между тем в этой об-
ласти исследования; например. в отношении
руеского литературного языка феодальной
эпохи дело у нае обстоит явно неблагопо-
лучно. Много говорится 0б общерусской
основе литературного языка Киевской Руси.
Однако классовая база и классовые разли-
чия в древнерусском литературном языке.
	@H. OF. Mapp. Избранные работы, т. II,
стр. 310.
	= Там же, т. П, стр. 278.

“od. Филин. «Генетические .взаимоот-
ношения русского языка с языками других
народностей СССР в работах Н, Я. Марра>.
Сборник «Всесоюзный центральный комитет
нового алфавита Н. Я. Марру». М. 1936,
стр. 130.

35 Н. Я. Марр. Избранные работы, т. И.
	е работы, т. И,

Краткий курс»,
	. 415.
ть «История ВКП(б).
	1938, стр. 116.
	с другом, так и с реальным их содержанием»
(стр. 26).

Самым знаменательным в этом рассужде-
нии является утверждение, что язык стал
надетроечной категорией лишь в классовом
обществе. Где корень этой ошибки? В таких
«законах»  непосредственного выражения
клаесовых отношений в грамматических ка-
тегориях по учению зкад. Н. Я. Марра:
«Степени сравнения-—<оциального проис-
хождения. Они надстройка классового, со-
словного строя. притом ‘слово, служащее те-
перь для образования высокой степеня,
сравнительная она или превосходная, выра-
жзло первично не ту или иную высшую
ступень того понятия, которое выражается
прилагательным, с которым он слит (так! —
В. В.). a принадлежность в тому высокому
слою, сословие ли это, или класс, который
без всякого надбавочного показателя. суф-
фикса или префикса. был господствующим,
его название, тотем — социально раедени-
‘ваемым как высокая ступень, а суффакс,
слово с той же функниею образования сте-
пени сравнения, на деле означал принадлеж-
вость к соответетвенному господствующему
слою... Стенени еравнения, как вообще при*
лагательвые. получают оформление после
	родового строя...» ®.
	капиталистического развития осталось
Н. Я. Марру неизвестным. Поэтому-то ов и
придерживался своеобразно воспринятой
теории «единого потока» в оценке и пони-
мании путей развития литературной на-
ционально-языковой культуры в эпоху ка-
питализма. Сзмо coGow разумеется, что
Н. Я. Марр не мог воспользоваться и

сталинским учением о социалистической
нации и — Ha основе его — поставить во-
прое 0 закономерностях развития языков
социалистических наций.
	Буржуазное формальное сравнительно
историческое языкознание после более чем
столетнего периода своего почти безраздель-
ного господетва зашло в тупик. Антинеторя-
ческой теории .«праязыков». уводяшей В
глубь библейских сказаний и романтико-
идеалистических иллюзий о едином перво-
начальном языке человечества, Н. Я. Марром
были нанесены сокрушительные удары. Пол
ними — тав казалось большинству последо-
вателей Н. Я. Марра — должны были во-
обще рухнуть и понятие «родства» языков
п понятие группы или «семьи» родствен-
ных языков. Понятие «праязыка» в буржу-
азном  западноевропейеком” языкознании
метафизично. Оно ве имеет пол собой ни-
какой историко-материальной базы и при-.
меняется в Формально и упрошенно ревон-
струируемой схеме общего или исходного
языка для самых разнообразных семей и
групп языков, складывавшихся в очень д8-
лекие доисторические и исторические эпохи.
Естественно, что термин «праязык» и свя-
занное сним понятие должны быть отбро-
шены советеким языкознанием. Н0 значит
ли это, что вместе © понятиями «праязыка»
и «прародины» выбрасываются и те непре-
ложные факты материальной общности 4B
близости, материального родствз таких, на-
пример, языков. как славянекие: руеский,
польский и чешский и т. д., или еще теснее:
русский, белорусский и украинский (в 50-
торых предполагается общая славянская
основа)? Конечно, нет. Этя факты требуют
объяснения. Конкрётно-исторического объ-
яснения всем этим явлениям родства и свя-
зи языков и групи (семей) языков, легшим
в основу генеалогической классификация
их, Н. Я. Марром в учении о стадиальном
развитии языка не дано. Н. Я. Марр искал
новых путей для разрешения всех этих во-
просов. по принципу тезиса и антитезиса,
очень часто впадая в «противоположные
общие места».

В корне отрипая генеалогическую класси-
 фикацию языков. он хотел раскрыть истори-
ческие этапы скрещения языков и народов

нз широких пространетвах мировой истории
й найти здесь объяснение возникновения
систем родственных языков.

Значение работ Н. Я. Марра в этой обла-
сти состоит в привлечении к решению этно-
лингвиетических вопросов огромных мате-
риалов археологии, этнографии, истории
материальной культуры. Однако выдвину-

тые акад. Н. Я. Марром принципы «ехо-
	жения» и «расхождения» народов и язы-
ков, опирающиеся на пзлеонтологический,
элементный анализ самой разнонародной
речи, не привели и не могут привести к
конкретно-историческому истолкованию
фактов «общноети», етруктурной близости,
материального ролства таких групп языков,
как славянские, романские, иранские и
T. п., т. е. тех фактов. которые не столько
лобыты формальным сравнительно-истори-
ческим индоевропейским языкознанием п
егб методами, сколько сами породили эту
область буржуазного компаративизма.

Hi. fl. Mapp придавал слишком мало зяа-
	чения внутренним процессам однородного
	изменения языков, объединенных в силу
социально-исторических причин  общно-
стью лексического фонда и структурных
приемов: Поэтому Н. Я, Марру не. удалось
ни лать удовлетворительное историко-мето-
лологическое объяснение вопросу о проис-
хождении языкового «родства». ни векрыть
конкретно-исторические условия возникно-
вения отдельных языковых систем или бо-
лее мелких лингвистических группировок,
объелиняемых ‘наличием более или менее
тесных материальных связей. Взгляты
акад. Марра на пропесе сталиального раз-
вития общечеловеческого языка, на систе-
мы языков «по периодам их возникнове-
ния». на генезис отдельных языков. напр.,
русского, и т. п. постоянно менялись в свя-
зи в неустойчивостью результатов палеон-
тологического, элементного анализа. Мате-
риально-языковая общность  ближайше
«родственных» языков и групп языков ое-
талась конкретно не-объясненной и даже—-
€ отпадением палеонтологического анали-
за — для нового учения о языке необъяе-
Heol.

Между тем никто не может отрицать
огромную важность исторического изучения
материальных связей между родственными,
однотипными языками О’трицая велел за
Н. Я. Марром антийсторическую и реакпи-
онную теорию «праязыков», советское язы-
кознание не может удовлетвориться пере-
сказом, по большей части, онтибочных ета-
диально-исторических и этногенетичееких
домыелов акад. Н. Я. Марра. В поелелнее
время оно даже совсем прекратило свои
разыскания в. этой области и стало робко
ожидать открытий от новых археологиче-
ских и этногенетических иеследований co-
ветских *историков. 910 положение, несом-
ненно, требует коренного изменения.

Само собою разумеется, что материальное
родство языков состоит не только в общно-
сти известной ‘части словарного фонда
(включая сюда и словообразовательные мор-
фемы), но и в большей или меньшей олно-
	тинности грамматической структуры. Выяс-
няя историко-общественные основы образо-
		славянские), советское языкознание не мо-
жет не считаться и с фактом последующей
общей направленности языковых изменений
у соответствующих групп родственных. на-
родов (так же как и с реальными истори-
ческими связями этих народов). Нет необхо-
химости и при выяснении социально-исто-
рических причин возникновения различий,
напр.., между славянскими языками и наре-
чпями, каждый раз непременно прибегать

Б всылке на окрещение этих Народов и язы-
	движения мышления, т. е. различные формы
суждения и умозаключения. Она, наоборот,
выводит эти формы одну из другой, устанав-
ливает. между ними отношение субордина-
ций: а не ‘координации, она. развивает: выс-
шие формы из низших»  .

Естественно, ‘что ‘та же задача в силу
лиалектической связи языка ив мышления
встает и перех общей теорией языка. Иесле-
дование в этом плане форм простого и слож-
ного предложения, а также более сложных
синтаксических единств еще почти не нача-
то в советском языкознании ни по отноше-
нию к живым современным языкам, ни п9
отношению в истории форм и типов предло-
жения в ‘истории отдельных языков. Во вся-
ком случае, в этой области учение акал.
Н. Я. Марра не может оказать никакой по-
мощи.

Гораздо больше можно извлечь из работ
акад. Н. Я. Mappa ценных указаний по’ во-
провам марксистской теории слова в значе-
ния. 00 вопросам’ еемантики. У слов, —
пишет В. Я. Марр, — нет ‘иных значений,
«кроме порожденных определенным строем,
созланным определенной: хозяйственной
жизнью. и вытекавтим из этого строя ми-
ровоззрением»  8. Следует признать, что ма-
териалистическое учение акад. В. Я. Mappa
д слове и значении, ©’ «законах семантики»,
представляет собою качественно новый этап
в истории разработки вопросов исторической
лексикологии. И это составляет тем большую
заслугу Марра; что. наша’ отечественная
наука еще в до-советский период, опережая
в этой области современное ей буржуазное
западноевропейское языкознание, выдвину-
ла и обосновала принцип закономерности
(а не случайности) семантических измене-
ний слов (работы А. А. Потебни и акад.
М. М. Покровекого).

НН. Я. Марр выдвинул тезис об историче-
ской изменчивости самой категории слова,
о качественных едвигах в ее общественном
осознании. обусловленных исторяей матери-
альной культуры, историей способов нро-
изводства и евязаяных с разными стадиями
в развитии мышления. Однако установить
исторические закономерности семантических
изменений слов на разных стадиях разви-
тия языка и евязать эти закономерности ©
законами истории общественной жизни, от-
крытыми маркеизмом, Н. Я. Марру не уда-
лось. Он пользовался для этого очень сом-
нительным и ненадежным, почти фантасти-
ческим, = инструментом — пзлеонтологиче-
ским, элементным анализом. Впрочем, есть
основания думать, что Н. Я. Марр (в отли-
чие от большинетва своих последователей)
в теории не считал применяемый им пале-
онтологический анализ по элементам уни-
версальным, одинаково пригодным для взех
стадий и всех эпох развития языка, Т. 6.
вполне метафизическим.

«...Техника построения слова была не
только формально, но и идеологически раз-
лична, как самое мышление в различных
стадиях человеческого развития, — писал
акад. Н. Я. Марр— Вопрос не только в
том, что до телеграфа, телефона и аэропла-
на не было соответственных слов, но в
том, что еловаьне составлялись так, как
составлены они. Не составлялись слова и
так, как составлены более обыденные сло-
ва. напр., в русском «создатель». «со-
весть»... Это слова эпох логического мы-
шления. слова, построенные по логически
 пролуманному плану, а ве по ассоциации
образов и связанных с ними функций»  .
Это, в сущности, означает, что в конкрет-
ной истории лексических систем какого-
нибудь развитого языка, например, русско-
го. палеонтологический, элементный анализ
вообще неприменим (даже с точки зрения
Н. Я. Марра).

В области истории языка учение акад.
Н. Я. Марра дает очень общие указания на
необходимость при изучении истории сло-
варя исходить из резльной филиации зна-
чений, «устанавливаемой их эволюциею, от-
вечающей в такт на эволюцию истории ма-
тернальной культуры и общественных отно-
шений» ?° В применении же в изучению
современной лексической (словарной) еиете-
мы какого-нибудь языка из учения акад,
Н.Я. Марра можно извлечь лишь отвлечен-
ные рекомендации исследовать слова в си-
стеме языка в связи ве общественным миро-
воззрением. как «произведение обществен-
ной жизни», учитывать взаимодействие
лексических и трамматических значений, 3
также дизлектическую связь слова и пред-
ложения. Эти утверждения не противоре-
чат руководящим высказываниям классиков
мэрксизма-ленинизма, но не. лают разверну-
того маркеистекого определения или опиеа-
ния слова и значения ни в философском,
ни в историко-лингвиетическом плане.

У нае еще нет вполне удовлетворитель-
ного и полного определения слова ake WIA
современного русского языка и языков одно-

слового состава или семантического строя
слова на разных стадиях развития языка A
для языков разных систем; у’ нас еще нет
глубокого и веестороннего историко-мате-
риалистического объяснения закономерно-
стей связи значений слов с историей обще-
ственных мировоззрений и с историей мате-
риальной культуры. Следовательно. и в 0б-
ласти семантики слова современному иселе-
дователю живого языка приходится. учтя
общие принципы семантического учения
акад, Н. Я. Марра, обратиться непоеред-
ственно к руководящим указаниям класеи-
ков марксизма-ленинизма для правильной
хиалектико-мзтериалистической и историче-
ской постановки вопроса о слове, как 06
Языковой единице, обозначающей и 0605-
щающей предметы и явления действитель-
ности, отраженные в общественном созна-
НИИ.

Естественно перейти отсюда Е вопросу 0
грамматических категориях как непосред-
ственных или опосредствованных отраже-
ниях общественной прахтики, Что в этом
направлении дает учение акад. H. A. Mappa
советскому лингвисту? Не так много. По
словам Марра, законы семантики затраги-
вают ближе воего и грамматический строй
языка. «У семантики существует своя
грамматика с ее морфологией» ?!. Социально-

родных систем; у нас еще нет описания CMEI-
	17 Ф. Энгельс. Диалектика природы, 1934,
стр. 100.
№ Н. Я. Марр. ‚Избранные работы, т. И,
стр. 198. `

1 Там же, т. И, стр. 418.

20 Там же, т. Ш, стр. 242.
21 Там же, т. [, стр. 7190.
	Изучение групп (семей)
	родственных ЯЗЫКОВ
	(Окончание. Начало на_3-й стр.)
	Это, конечно, чрезмерное преувеличение.
Н. Я. Марр не выдвинул и не разрешил во-
проса о закономерностях развития языков
социалистических напий; Нельзя сказать
также, чтобы учением акад. Н. A. Mappa
были заложены твердые  материалистиче-
ские, маркеистекие основы построения исто-
рии национального языка. Напротив, можно
решительно утверждать, что антиисторизм
В построении истории конкретного языка
является характерной чертой преобладаю-
mero большинства работ, связанных © но-
вым учением о языке.
	Естественно возникает вопрос: можно ли,
замкнувшись в заколдованный круг нового
_ учения о языке акад. Н. Я. Марра, глубоко,
с  лиалектико-материалистической точки
зрения, изучить, описать и объяснить CH-
стему такого развитого языка; как, напри-
мер, современный русокий язык? Ведь еелн
общая марксистская теория языка уже с0-
вдана акад. Н. Я. Марром и если новое уче-
ние ‘является единственной базой для по-
строения частных лингвистических дисцит-
лин, то именно сюда следует обращаться за
марксистско-ленинеким объяснением всех
основных лингвистических категорий: пред-
ложения, словосочетания, слова, фразедло-
гического единства, сложного предложения,
сложного синтаксического целого, разных
грамматических, лексических и стилиете-
ческих категорий, словом, всех главных по-
нятий, определяющих общее направление п
метод изучения современного русского язы-
ка. Многое ли дает для такого изучения 0б-
щая теория языка акад. Н. Я. Марра? Очень
мало. И в этом смысле прав, хотя и прямо-
линейно резок, проф. А. С. Чикобава: «Вее,
что делается положительного в этом отно-
шении (составление грамматик и словарей—
школьных, исторических, разработка норм
литературного языка и т. д.), делается по-
мимо лингвистической теории ажад. Н. Я.
Марра по той простой причине, что при ре-
шении указанных неотложных задач от эле-
ментного анализа нельзя ждать никакой
помощи» («Правда». 9 мая 1950 г.).
	Б самом деле, вопрос о предложении в его
отношении в. суждению, вопрос об историче-
ских закономерностях возникновения и раз-
вития разных типов предложения в языках
разных систем и в истории отдельного язы-
КЗ с точки зрения диалектического и исто-
рического материализма совсем не решен в
учении Н. Я. Марра. В «Общем курсе учения
0б языке» у Марра есть такое определение
предложения (повидимому, для системы всех
флективных языков): «Предложение — это
выражение словами, сигнализирующими. по-
нятия и представления, определенной мыс-
ли, отражающей во взаимоотношениях слов
данной фразы взаимоотношения предметов,
и когда эти взаимоотношения находят’ свое
формальное выражение в спепиальных для
этой цели произволящихся изменениях
слов,— это то, что в грамматике называется
склонением, и оно достигается не только
выражением взаимоотношений предметов, но
и согласованностью обозначающих эти пред-
меты слов, как согласованы в жизни члены
любой производственной организации» №.
	Несомненна общая материалистическая
направленность этого определения предло-
жения. Но несомненен также типичный для
материализма Марра механистический, вуль-
тарный, прямой и ‘непосредственный пере-
ное общих социологических категорий и по-
нятий в сферу грамматических отношений
(зналогия межлу согласованностью слов в
согласованностью в жизни членов любой
производственной организации). Кроме того,
определение предложения у Марра вненето-
рично, следовательно, статично и метафи-
зично. Поэтому-то это марровекое определе-
ние предложения не непользуется советски-
мя азыковедлами.
	Акад. И. И. Мещанинов в своем труде
«Общее языкознание» определял предложе-
ние таким образом: «Предложение... пред-
ставляет с0б0ю пельную грамматически
оформленную единипу, выражающую непо-
средетвенную действительность мысли»
Как известно. Марке и Энгельс характери-
зовали язык, как непосредственную дей-
ствительность мысли*. Следовательно, опре-
лёление предложения акад. И. И. Меша-
нинова неясно и неточно. Ведь то же самое
можно сказать и о слове, а при другом по-
нимании «единицы» — 0 языке в пелом.
Поэтому в другом своем труде «Члены прел-
ложения и части речи» акал. И. И, Меща-
нинов предпочел воспользоваться тем опре-
делением предложения, которое было изло-
кено акал. А. А Шахматовым.
	Естественно, что при теоретическом ис-
следовании проблемы предложения в его от-
ношении к суждению с позиций хиалевтико-
материалистической логики необходимо ис-
ходить из ленинской теорни отражения и из
руководящих ‘указаний В. И. Ленина в его
статье «К вопросу о дналектике».
	С этой точки зрения следует описать
основные типы предложений в каждом язы-
ке в их отношении к действительности и
формам суждения, учитывая общие особен-
HOCTH строя данного языка и возможные
конфликты п несоответствия между формой
и содержанием. По характеру отражения
действительности различаются‘ модальные
разновидности предложения, ‘напр., в руб-
ском языке: побудительные, разные смыс-
ловые варьянты вопросительных и Т. п.
Категория модальноети. выражающая отно-
шение речи к действительности, совсем не
ибеледована в плане общей марксистской
теории языка. Межлу тем, важность ее диа-
лектико-материалистического освещения
очевидна. Известно. что разработка теории
предложения в идеалистическом западноев-
ропейеком буржуазном языкознания зашла
в тупик. По одному из последних подечетов
(немецкого романиета Jepxa) количество
разных определений предложения уже пере-
ступило пределы двух сотен.

Известны слова Ф. Энгельса о диалекти-
ческой логике: «Диалектическая логика, B
противоположность старой, чисто формаль-
ной логике, не довольствуется тем, чтобы
	перечислить й сопоставить 0е3 связи формы
	и Н.Я. Марр. Избранные работы, т. И,
стр. 49
‚5 И. И. Мещанинов. Общее языкознание.
Ji, 1940, erp. 27.

16 K. Mapxe u ®. Surempc, Coa. t. IV,
стр» 434.
	Можно ли применить это учение о грам-
матической категории, как 6 простом,
непосредственном, зеркзльно-мертвом акте
(Ленин, Философские тетради, 1938,
стр. 336), хотя и социального происхожде-
ния. к исследованию современных языков?
Конечно, нет.

Можно было бы остановиться еще на ряде
лингвистических категорий, не получивших
дизлектико-материалистичеекого «© объясне-
ния в учении акад. H. &. Mappa a ero
последователей (например, о так называе-
мых «понятийных категориях»), но и 0ез
того ясно. что теория акад. Н. Я. Марра не
	вооружает исслелователя живых современ-
ных языков маркеистсеким методом изучения
	их грамматики и лексики (словаря).
	в его лексико-семантической системе, тзк
же, как и пережиткв в его строе и в его
словаре предшествующих стадий развития,
остаютея „невыясненными.  неиселедован-
НЫМИ. .
	Еще меньше позитивного может дать уче-
ние акад. Н. Я. Марра для решения вопроса
06 образовании напиональных языков и о
путях их развития в условиях капитали-
стического и сопиалистического обществз.
Новая постановка вопроса о нации, об обрз-
зовании напиональных языков. о развитии
национальных языков в капиталистическом
ий сопиалистичееком обществах. данная в
	трудах В. Й Ленина и Й. В Сталина. не
была в достаточной мере использована
зкал. Н. Я. Марром. Учение Ленина я
Сталина о национальных языках определяет
основные исторические виды или типы фор-
мирования национальных языков и основ-
ные исторические ззкономерности течения
этих процессов.

По существу евоему национальный лите-,
ратурный язык представляет с0бою каче-
ственно новую систему литературного язы-
ка, глубоко уходящую своими ворнями в
паролные основы. Учение И. В. Сталина 0
буржуазных и сопиалистических нациях
вносит новые сущеетвенные коррективы в
марксистекую теорию образования и разви-
тия национальных языков. Изучение
классовых раеслоений в языке буржуазной
нации и классовой направленности разных
‚стилей. национально-литературного языка в
условиях буржуазного развития тесно евя-
зано с построением исторической стилиети-
ки литературного. языка на основе мар-
ксистеко-ленинекого учения, © изучением
стнлей как систем выражения классовой
итеологии. Эта` задача была совсем чужда
Н. Я Марру.
		Между тем в учении акал. Н. Я. Марра—

под влиянием той же борьбы с буржуазным
национализмом— наблюдаются явные‘ иска-

жения марксистекого понимания националь-
ного языка.
	Для Н. Я. Марра национальный язык —
это классовый, феодальный. буржуазный
или мелкобуржуазный (бывает и такая мо-
дальность). «тан наз. национальный язык,
будто всего народа» ” , «Не существует на-

‹ ционального, общенационального языка, а
  есть классовый язык...2?8.
	В етатье «Письмо и язык» Н. Я. Марр
вносит некоторые уточнения в ©в0е преж-
нее понимание национального языка не
тольво как классового буржуазного, но и как
языка «мертвого и ...стабилизированного».
Он пишет: «В «Языке и письме» ударение
делалось на то. что когда просвещение
обращалось в орудие идеологического усы-
пления жизненных движений трудящихся,
письмо (раньше. еобственноеть одних гос-
подствующих классов) было пушено в
массы. демократизировано именно для
усыпления проблесков классового самосо-
знания трудящихся и идеологического по-
рабошения угнетеяных, для предупрежде-
ния или ликвидации нарождавигихея рево-
люционных движений экеплозтируемых со-
циальных слоев... На самом же деле, хотя
национальный письменный язык и был бур-
жуазным или феолально-буржуазным, он в
период своего роста и раецвета вовсе не был.
мертвым и стабилизированным. он был жи-
вым  стандартизовамным языком  господ-
ствующего общественного слоя. Иным он и
не мог быть: его созидали когда-то мололые
еще общественные слой, черпавшие свои
творческие организаторские силы в завое-
ванных ими средствах новой высокой тех-
вики. Эти елои выносили язык в более ши-
рокую и творческую общественность, борясь
 е идеологической ограниченностью и к5ос-
ностью обреченных исторней на крушение
сопиальвых слоев» 29.
	Учение Ленина © двух культурах и двух
нациях в пределах каждой нации в период
	*’ Н. Я. Марр. Избранные работы, т. И,
р. 355. .

28 Там же, т. И, стр. 415. -

:° Там же, т. И, стр. 380—381.
	История языка и учение
	о «стадиальных переходах».
		Общее марксистекое языкознание 10лжио
созидаться  дружными усилиями советеких
специалистов по ‘разным: языкам на 068088
творческого применения учения Mapsea,
Энгельса, Ленина, Сталина к конкретному
пзучению всех языков мира в их генезис,
социальной истории, в их исторических CBI
зях и взаимодействиях. Научное наелелие
акал. Марра должно быть использовано, #0
марксистекое языкознание гораздо глубже,
шире и полнее «нового учения о языке?
акал. Н. Я. Марра. Нельзя превращать уче
ние акал. Марра одновременно и в логу, ив
руководство к действию. Сам Н. Я. Mapp
был против этого. Оп хотел. чтобы его уче-
ние встретило «не только. прием и пассивное
усвоение, но и революднонно-творчеекое
отношение и, если понадобится, переработ-
ку... Иначе один хол—назал». Должны быть
критически— позиций маркенстеко-ления-
ского языкознания— пересмотрены все. 0-
вовные ‘положения и выволы лингвистиче-
ской теории акал. Н. Я. Марра.
	Академик В. ВИНОГРАДОВ.