1 ПЕКАБРЯ 1950 г., Me 335 (11867)

ТАВДА

Г ВЯ ae EM Tet) EN Page

5 Ser YET Te nL las
	КАНЛИЛАТЫ СТАЛИН.
КОММУНИСТОВ И БЕС
	Люди трудовой
	доблести
	АЛМА-АТА, 30. (Нерр. «Правды»). Ме-
таллурги самого молодого в Казахстане го-
рода Темир-Тау досрочно выполнили годовой
и пятилетний планы. Они сократили. сред-
нюю продолжительность плавки на два ча-
‘ба, съем стали с каждого квадратного мет-
ра пода печи увеличили на две тонны.
	Наилучитих показателей в труде здесь
добился. кандидат в депутаты Еарагандин-
ского областного Совета, первый сталевар-
казах, знатный стахановец Алтынбек Дари-
баев. В этом году он уже дал около 150
скоростных тяжеловесных плавов металла,
в полтора раза. повысил съем стали с каж-
лого квалратного метра пода печи.
	Коллектив стана «400», которым руко-
водит лучший вальцорщик, кандидат в де-
путаты Темир-Тауского городекого Совета
тов. В. Коптелов, недавно за один день вы-
1ал 700 слитков стали. Это — наивысший
показатель с момента пуска агрегата.
	Боваторы производства, люди трудовой
доблести окружены в нашей стране почетом
п уважением. Избиратели оказывают им вы-
сокое доверие, выдвигают их своими канди-
датами в депутаты.

По три нормы в`день вырабатывает пере-
ховой стахановец Алма-Атинского электро-
технического завода кандидат в депутаты
Алма-Атинского областного Совета Мерка-
рим Молдыбаев. С начала пятилетки он уже
выполнил 15 годовых норм.
	Знатный машинист Туркестано-Сибирекой
железной дороги тов. А. Титов — кандидал
в депутаты Алма-Атинекого городского Сове-
та. Благодаря образцовому уходу за маши-
ной он добился, что его паровоз прошел без
калитального ремонта более одното миллио-
на 250 тысяч километров. За десять лет ра-
боты на паровозе стаханозец сэкономил мно-

то тоилива.
	Таких примеров самоотверженного труда
кандидатов в депутаты местных Советов
много. Дозеренные лица и агитаторы ис-
пользуют эти примеры, ведя агитацию за
кандидатов сталинского блока коммунистов
и беспартийных.

ЗЕЕ? с ПЕ
	Стаханавки текстильных
	предприятий
	ИВАНОВО, 39. (Корр. «Правды»). В Ива-
новской области более сорока процентов об-
щего числа зарегистрированных кандидатов
в лепутаты местных Советов составляют
женщины —= стахановки текстильных пред-
приятий, колхозницы, предетавительницы
совотекой интеллигевции.
	В ответ на высокое доверие избирателей
многие кандидаты в депутаты стали на
прелвыборную стахановскую вахту.
	Молодая ткачиха фабрики имени Шагова
тов. Н. Кормилицына, зарегистрированная
кандидатом в депутаты Вичугского город-
ского Совета, в дни подготовки к выборам
на семь процентов увеличила выработку
тканей.
	Ровничница Лежневской прядильно-ткац-
кой фабрики тов. А. Румянцева — канди-
дат в депутаты Лежневекого районного Со-
вета. Став на стахановскую вахту в честь
выборов, она повысила выработку до 137
процентов нормы. С ее машин сходит толь-
ко первосортная продукция.

Кандидат в депутаты Тейковского район-
ного Совета ткачиха хлопчатобумажного
комбината тов. J. Морозова на каждом ткац-
ком станке вырабатывает сейчас по пять
метров ткани в чае вместо 3,5 метра пред-
усмотренных нормой.

Все текстильщицы, выдвинутые канди-
датами в депутаты местных Советов, по-
казывают образцы стахановского труда.
	Пламенный трибун
_ революции
	против вазнайства и <амоусповоенниети,
призывал не выпускать из рук испытани
то оружия большевизма — самокритики,
Самокритика, говорил он, поднимая моту.
чую волну «творческой энергии и ини.
циативы  народных масс, дает богатейшую
зарядку социалистическому строительсть,
ускоряет наше продвижение вперед.
	Всесторонне и глубоко‘ образованный
	марксист-ленииец, С. М. Виров постоять
призывал наши кадры к творческому овла-
дению  марксиетско-ленинской’ теорией,
к неразрывной связи теоретической учебы
с практикой коммуниетического строитель-
	ства. к решительной борьбе ‘против недо-
	статков, мешающих уепепиюму продвиже-
	нию к коммунизму. «Можно знать наизусть
азбуку коммунизма, — говорил С. М. №№
ров, — но если она у тебя He лежит в
сердце, — ничего не выйдет, ты будешь
пезломщиком коммунизма, а He бойцом,
Пели ты хочешь быть живым коммунист-
	ческим борцом — ты должен со веей боль-
	шевистской яростью ополчитьея против
тех недостатков, которые тормозят наше
	строительство».
	< Т лекабря 1934 года от предательской
руки презренной троцкистско-бухаринской
банды атентов империализма потиб выдаю-
щийся деятель большевистской партии ий
советского тосударетва,. член Политбюро И
секретарь ЦК ВВИ(б), вдохновенный трибун
революции Сергей Миронович Киров.

С. М. Киров предотавлял собой образец
большевика, не знавшего страха `в борьбе
за достижение великой цели, постав-
ленной партией. Верный учению Ленина и
Сталина. он все свои силы и исключитель-
	о Е «РР 13-5 М №’

ные способности. всю ©вою яркую жизнь
	Af 208‘

eee бб <-

отдал беззаветному служению делу 06в0005Ж-
	дения трудящихся, делу коммуни?“». .

18-летним юношей, в. 1904 году,
вступил Киров на путь революционной
борьбы. В годы первой русской революции
Киров развертывает кипучую партийную
деятельность в Сибири, становится револю-
ционером-профессионалом. Весь ето боевой
путь до Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции неразрывно связан © ге-
ронческой борьбой большевистской партии
за свержение царского самодержавия, поме-
щиков и буржуазни.

После победы Октябрьской революции
Киров автивно-участвовал в защите Совет-
ской реснублики от внутренних и внешних
врагов. В эти годы он становится видным
военным -большевиетским деятелем, одним
из политических воспитателей Красной Ар-
мии.
С. М. Киров был верным помощником
Ленина ‘и Сталина в создании и укреплении
советской власти, в осуществлении ленин-
ско-сталинской национальной политики нз
Северном Кавказе и в Закавказье.
	Будучи в 1921—1925 годах секретарем
Центрального Комитета коммунистической
партии Азербайджана, С. М. Киров неустан-
по укреплял союз рабочих и трудящегося
крестьянства, беспощадно. громил троцки-
стов и буржуазных националистов, воспи-
THEA национальные партийные и совет-
ские кадры. Возглавляемая С. М. Кпровым
Азербайджанская партийная организация
сыграла большую роль в возрождении и раз-
витии нефтяной промышленности, в восста-
новлении всего народного хозяйства рес-
	публики.
На воех этапах борьбы за построение ©о-
пиализма Киров беззаветно отстаивал
	тенинско-сталинскую генеральную линию
партии. Он входил в то руководящее ядро
нашей партии, которое после смерти
В. И. Ленина, под руководством товарища
Сталина’ отстояло великое знамя Ленина,
сплотило партию вокруг ленинских заветов
и вывело наш народ на широкую дорогу ©0-
циалиетического строительства.
	Партия и народ горячо любили С. М.
Кирова. Он был ` верным соратником и
тругом великого Сталина. В 1924 году
	товарищ Сталин подарил С. М. Бирову свою
книгу «0 Ленине и ленинизме» с надписью:
«Другу моему и брату любимому от автора.
И Сталин».
	С 1926 года С. М. Виров возглавлял
Ленинградскую . партийную организацию.
Под его руководством Ленинградская орга-
низация еще теснее сплотилась вокруг ЦЁ
ВЕН(б), вокруг товарища Сталина. Ленин-
градские болыневики разгромили презрен-
ных врагов народа — троцкиетов, зиновъев-
цев, бухаринцев и развернули самоотвер-
женную борьбу за превращение Ленинграда
в арсенал еоциалистической индустриали-
зации страны. С. М. Киров призывал пре-
образовать тундру Кольского полуострова.
И она засверкала для советского народа, для
социалистического строительства огнями
своих электростанций, заводов, новостроек.
	С гордостью говоря о грандиозных успе-
хах  социалистичеекого строительства,
С. М Киров в 70 же время предостерегал

СТАЛИНСКОГО БЛОК A Декада азербайджанской

литературы

эВ И БЕСПАРТИЙНЫХ   рн omen ¢
	Вчера в Колонном зале Дома союзов CO-
стоялось торжественное открытие декады
азербайджанской литературы и искусств.
В празднично убранном зале собралось о5о-
ло двух тысяч трудящихся столицы.

Вечер открыл заместитель генерального
‘секретаря Союза советских писателей CCCP
Н. С. Тихонов. От имени мобквичей он го-
рячо ‘приветствовал литераторов и артистов
Советского Азербайджана.
	С исключительным воодушевлением в по0-
четный президиум было избрано Политбюро
ЦК ВЕП(б) во главе с великим Сталиным.

Вступительное слово о путях развития
азербайджанской советской литературы про-
пзнее председатель правления Союза совет-
ских писатолей Азербайджана тов. Мирза
Ибрагимов.

Затем выютупили азербайджанские писа-
тели, которые познакомили присутетвую-
ших со своими новыми произведениями.
Тепло были встречены стихи Самеда Вургу-
на, Азер оглы, Гусейна Гусейн-заде, Ахмеда
Джамиля, Мирварид Дильбази, Рафибейли
Нигяр. Мамеда Рагима, Расула Рза, Сулей-
мана Рустама и Зейнала Халила. Переводы
читали русские поэты и мастера художе-
ственвого слова. `

Вторая половина вечера была посвящена
показу творческих достижений  азербай-
джанского искусства. В исполнении соли-
стов и хора Азербайджанского ансамбля
песни и пляски мощно прозвучала’ кантата
Узеира Гаджибекова «Привет Статину»,
написанная на слова Сулеймана Рустама.
Тенло была встречена исполненная заслу-
женным артистом Азербайджанской CCP
Бунияд-заде песня композитора Ниязи, по-
священная товарищу Сталину.
	‚Вонцерт прошел с большим успехом..
—-—oO-—
	НАУЧНАЯ СЕССИЯ
АКАДЕМИЙ НАУК УССР
	КИЕВ, 30. (Корр. «Правды»). Сегодня в
зале заседаний Верховного Совета УССР
открылась научная сессия Академии наук
УССР, посвященная вопросам языкознания.
В работе сессии принимает участие свыше
тысячи ‘человек.
	Под бурные аплодисменты в почетный
президиум избирается Политбюро ЦЕ ВЕН(6)
во главе с товарищем И. В. Сталиным.

Вступительное слово произнес президент
Академии наук УССР академик А. В. Пал-
адин.

Участники <ессии заслушали доклад ака-
демика Г. Ф. Александрова «Работа
И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языко-
знания» и ее роль в развитии обществен-
ных наук». .
	Сессия продлится три дня. В. повестке
дня сессии доклады: действительного чле-
на Акалемии наук УССР Н. 9. Омельянов-
ского «Развитие И. В. Сталиным учения
исторического материализма о базисе и
надстройке», действительного члена, Акаде-
мил наук УССР Л. А. Булаховского «Уче-
ние И. В. Сталина о языке и задачи совет-
ского языкознания», действительного члена
Академии наук УССР А. И. Белецкото на
тему «Значение работ И. В. Сталина © язы-
ке для развития советского литературоведе-
ния», члена-корреспондента Академии пе-
хагогических наук РСФСР профессора
С. Х. Чавдарова «Тоуды И. В. Сталина по
вопросам языкознания и вадачи преподава-
ния языков в средней школе».
		Инициатор патриотическото
начинания
	можности, бригада обязалась ежемесячно
работать один день в месяц за ечет сбере-
женных материалов. Партийная и профсоюз-
ная ортанизации фабрики горячо поддержа-
ли это начинание. Развернулось соревнова-
ние за комплекеную экономию во всех це-

ках.
	В марте нынешнего года бригада Л. ho-
рабельниковой, а по ее примеру и весь цех
детской обуви впервые отработали весь
день, не обращаясь на склад за материала-
мн. В последующие месяцы цех работал уже
по полтора дня на сбереженных материалах.
Это позволило коллективу цеха, где рабо-
тает Л. Корабельникова, пошить десятки
тысяч пар обуви из сэкономленных мате-
риалов. Выпускать не менее одного дня в
месяц продукцию, не обращаясь на склад за
	мотедиалами, становится традицией не толь-®
	го на фабрике «Парижская ВБоммуна», но
и на многих предприятиях страны.
	Свою производственную работу Л. Вора-
бельникова сочетает с активным участием
в общественной жизни. Она — член фабрич-
ного комитета ВЛЕСМ. На Второй Всесоюз-
ной конференции сторонников мира она
избрана членом Советского Комитета защиты
мира.
	Лидия Гаврииловна Корабельникова —
кандидат в депутаты Московского городского
Совета.
	CTaAAAY pl
	Простая и короткая биография у Чидии
Ворабельниковой—одной из замечательных
стахановок. нашей страны.

Тидия Корабельникова родилась в Мо-
скве, в семье рабочего. За несколько дней до
начала Великой Отечественной войны закон-
чила семилетку и намеревалась продолжать
образование. Когда фалтистекие полчища
взроломно напали на нашу Родину, отец
‘и два брата молодой девушки ушли на
фронт. Желая помочь стране в дни тяже-
лых испытаний, Лидия Корабельникова ре-
шила итти на производетво. Она была при-
Hata на обувную фабрику «Парижская Ком-
муна», и с той поры ее жизнь неразрывно
связана с жизнью большого коллектива пе-
редового московского предприятия.

Молодая стахановка непрестанно совер-
шенстровала свое мастерство, работала и
училась. Окончив куреы бригадиров, она
с 1947 года руководит бригадой в цехе дет-
ской обуви. Работая теперь на более ши-
роком участке, Л. Корабельникова стала под-
мечать многое, что раньшо ускользало из ее
внимания.

Присматриваясь в своей работе и труду
других членов бригады, Л. Корабельникова
заметила, что, бережно расходуя материалы,
можно часть их сэкономить для выпуска
дополнительной продукции. Так возникла у
молодой стахановки замечательная идея
комплексной экономии. Подсчитав свои воз-
	Ученый-м
	Сам С. М. ВБиров. показывал пример том,
как надо творчески усваивать. и применять
на деле марксистско-ленинскую теорию, (я
принимал деятельное участие в разработке
теоретических вопросов. Вся ‘деятельность
выдающегося ‘революционера, несгибаемот
большевика была проникнута непоколебн-
мой верой в торжество идей коммунизма,
«Коммунизм волей и усилиями рабочих п
крестьян СССР, — говорил С. М. Бир —
победоносно укрепляет свои незыблемые по-
зиции на одной ттестой части земной суши»,
	С. М. Еиров был неутомимым пропатан-
дистом миролюбивой внелтней политики ©
ветекого государства. В интересах успешной
социалистической стройки, в интересах тру-
дящихся всего. мира, говорил Киров, совет-
ская власть настойчиво проводит политику
мира, и это доказывает волю нашего народ
к сохранению мира и способствует разоба-
ченитю поджигателей новых империалисти-
ческих войн.
	Во всех своих выступлениях С. М. Апрев
подчеркивал великую ортанизующую и №-
правляющую роль партии  Ленинз—
Сталина: «Вся наша партия и весь рабочий
класс снова и снова, на практической раб-
те убеждаются, что единственно правиль-
ным, единственно возможным путем строп
тельства социализма в нашей стране были
остается тот путь, который нам завещал
Ленин и по которому’ ведет нас ленинский
ЦБ во главе с товарищем Сталиным».
	С. М. Киров неустанно воспитывал тру-
дящиеся массы в духе беззаветной предан-
ности и любви к большевистской партии, в
товарищу Сталину. «Трудно представить
cede фигуру гиганта, каким является
Сталин, — говорил С. М. Киров. — За. п
следние годы, с того времени, когда мы ра
ботаем без Ленина, мы не знаем ни одного
поворота в нашей работе, ни одного сколь
ко-нибудь крупного начинания, лозунга,
направления в нашей политике, автором ко-
торого был бы не товарищ Сталин, а кт
нибудь другой. Вся основная работа — зп
должна знать партия — проходит пе указа
нилм, по инициативе и под ‚руководство
товариша Сталина».
	Сергей Миронович Киров был выдак-
щимея политическим деятелем ленинеко-
сталинского типа. Он горячо любил сво
народ и свою социалистическую Род
ну. Советские люди свято чтут память
о С. М. Кирове, отдавшем всю свою жизЕь
без остатка борьбе за торжество иде
Денина——Сталина. Образ С. М. Вирвь
пламенного борца за коммунизм, навеегда
сохранится в серднах советских людей,

ДНЕПРОПЕТРОВСК, 30.’ (Корр. «Прав-
ды»). По Пушкинскому избирательному ок-
ругу города Днепропетровска кандидатом в
депутаты областного Совета зарегистриро-
ван профессор Днепропетровекого металлур-
тического института, доктор технических
наук Александр Петрович Чекмарев.

Имя ученого-новатора хорошо известно
на заводах Приднепровья и Донбасса. Тов.
Чекмарев внес много нового в прокатное
производство. За свои оригинальные MeTO-
ды холодной и точной прокатки Александр
Петрович дважды удостоен Сталинской пре-
МИИ.
	20 лет назад тов. Чекмарев работал на
Днепропетровском металлургическом заводе.
Здесь он получил богатый практический
опыт. Завод стал для него источником твор-
ческого вдохновения в труде. Кафедра
обработки металлов, руководимая А. П. Чек-
маревым, и сейчас держит самую тес-
ную связь с производетвом. Весной теку-
щего года заведующий кафедрой помог раз-
решить ряд сложных вопросов, связанных с
работой бессемеровского и рельеобалочного
цехов завода имени Петровского. На ‘этом
же заводе по инициативе А. П. Чекмаре-
	ва недавно состоялось выездное заседа-
ние кафедры, на котором ученые совместно
с инженерно-техническими работниками и
стахановцами-новаторами  сортопрокатного
	‘цеха широко обсуждали вопросы экономии
	металла путем прокатки NO минимальным
допускам.

Сотни молодых инженеров-прокатчиков,
окончивших Днепропетровский металлурги-
	ческий институт, с большой теплотой отзы-
ваютбя о своем учителе А. П. Чекмареве.
	А. П. Чекмарев является действительным
членом Академии‘ наук УССР. Он возглав-
ляет прокатный отдел Института черной ме-.
таллургии УССР. Ученый-новатор уже опуб-
ликовал свыше 60 научных трудов, многие
из которых вошли в учебники для техниче-
ских вузов, стали непременным пособием
для металлургов.
	Проф. А. П. Чекмарев-—-активный обще-
ственник. Он принимает деятельное участие
в работе Общества по распространению по-
литических и научных знаний.
	Ученый-металлург А. Ц. Чекмарев: — до-
стойный кандидат сталинского блока ком-

мунистов и беспартийных.
	Наказы избирателей

Встречаясь со своими кандидатами, изби-
ратели дают им наказы, вносят много цен-
ных предложений, направленных на улуч-
шение деятельности местных Советов.

На собрании членов артели имени Тель-
мана, Рыбновекого района, колхозники го-
ворили о том, что местные Советы еще ма-
ло проявляют заботы о благоустройстве сел
и деревень. Колхоз имени Тельмана стоят
на берегу реки Оки, однако водоснабжение
села как следует не налажено. Колхозники
поставили вопрос о строительстве водопро-
вода и кирпичного завода, об озеленении
села. Избиратели выразили уверенность, что
их кандидат в депутаты областного Совета
заведующая Рыбновским районным отде-
лом народного образования тов. А. Т. Алек-
сева учтет эти замечания и постарает:я
	зЗыполнНитТь Наказ колхозников.
	РЯЗАНЬ, 30. (Kopp. «Правды»). В 00-
становке большого политического подъема
в городах и селах области проходят ветре-
чи избирателей с кандидатами в депутаты
местных Советов.

На встрече избирателей Октябрьского
избирательного округа гор. Рязани с кан-
дидатом в депутаты областного Совета, за-
служенным врачом РОФСР тов. В. Я. Си-`
негубкиным выступил врач областной
больницы имени Семашко тов. Трубицын.
Он сказал:

— Голосуя за кандидатов блока комму-
нистов и беспартийных, мы будем голосо-
вать за мир, за процветание нашего род-
ного советского  тосударства, за строи-
тельство коммунистического общества, за
великого вожля и учителя трудящихся

товарища Сталина.
		ЗАКРЫЛАСЬ НАВИГАЦИЯ
НА НИЖНЕЙ ВОЛГЕ
	АСТРАХАНЬ, 30. (Корр. «Правды»). Из
Сталинграда в Астрахань прибыли послед-
ние карававы судов. Их рейсами зажончи-
лась навигация на Нижней Волге.
	Дни стахановской вахты мира и подго-
тоБки к выборам в местные Советы речники
Нижней Волги отметили крупными произ-
водственными достижениями. Коллектив па-
роходетва «Волготанкер» по всем показа-
телям значительно перевыполнил годовое
задание, сэкономив сотни тонн топлива.

риканских империалистов в Иране. В поэме
«Говорит негр» Самеда Вургуна слышен
гневный и грозный голос тружеников коло-
	‚ниальных стран, выетупаюшщих против анг-
	л9-азмериканских поработителеи.
	Замечательным достижением — азербай-
джанекой литературы послевоенных лет
является то, что в ряды советских писате-
лей влился новый отряд молодых прозаи-
ков, драматургов и поэтов. Например, за-
служивает внимания повесть «У нас в Ас-
rape» Г. Сеидбейли, впервые выступающе-
го в литературе.

Важнейшим фактором развития азербай-
джанской литературы явилось благотворное
влияние великой русской литературы. Еще
в прошлом веке, когда исторические усло-
вия сблизили азербайджанский народ с рус-
	ским народом, азербайджанекая литература.
	под влиянием передовой русской революци-
онно-демократической литературы стала на
путь реализма. Русская литература была
и остается университетом азербайджанских
писателей. Они учатся у русской литерату-
ры высокой идейности, глубокому постиже-
нию народной жизни, обрисовке характеров,
умению работать над словом.

Благотворное влияние русской литерату-
ры сказалось в том, что азербайджанская
литература достигла: большой идейно-твор-
ческой зрелости и оказалась способной в
свою очередь воздействовать на усиление
реалистических тенденций в литературах
стран Ближнего Востока, в частности Юж-
ного Азербайджана. Под непосредственным
влиянием азербайджанской советской лите-
ратуры растет новая, демократическая pea-
листическая литература Южного Азербай-
джана, отдельные произведения которой так-
же изланы к декале.
	На декаде наряду с литературой будет
представлено и музыкальное искусство. Бу-
дут исполнены лучшие симфонические, ин-
струментальные и вокальные пвоизведення
азербайджанских композиторов, поевянтен-
	ные великому Сталину, борьбе за мир, друж-
	ского народа.
	Отмечая несомненные ‘успехи азербай-
дженевой литературы, достигнутые в после-
военный период, нельзя умолчать также о
ев существенных кедостатках. Еще появ-
ляются произведения на низком идейно-
художественном уровне, недостаточно ведет-
ся борьба за художественное мастерство.

Некоторые писатели слабо владеют ме-
	тодом социалистического реализма, ип
не изжиты до конца многие устаревшие
традиции старой восточной литературы,
элементы псевдонародноети.

ЦЕ &П(б) Азербайджана в 1948 г. резко
осудил псевдонародноеть как чуждое явле
ние в современной азербайджанской литое
ратуре. Исевдонародность приводит к оправ-
данию примитивизма, коености в литерату-
ре и искусстве. Вместо глубокого понима-
ния и изображения реальной жизни, дум и
чувств советских людей, вместо конкретных
картин трудовой жизни отдельные поэты
все еще пишут беспредметные риторические
стихи, возвеличивают свое собственное «я».
Бесконечно, на один и тот же лад, воспе-
вают горы, реки, леса и т. п. Пеевдонарох
ность и воспевание старых, отживших тра-
диций проявляются в ряде произведений
писателей Османа Сарывелли и Ме
Саид-заде. Любование пережитками ир-
шлого заметно и в повести А. Абульфае
«Рабочие дни», напечатанной в журнале
«Вультура и революция» в 1949 году.

Особо следует сказать об отетавании л1-
тературной критики, которая допустила
серьезные идейно-политическив ошибки, 9
неумении литературной критики бороться
против чуждых явлений в литературе, про-
тив идеализации прошлого, теории «едино
го потока», буржуазно-националиетических
поползновений, Именно этим объяеняетея
опубликование порочной книги «Из исто
рии общественной и философской мысли в
Азербайджане ХХ века»  разоблаченног
	‚буржуазчого националиета Г. Гусейнова.
	Нри веех своих достижениях азербай-
джанекая литература продолжает оставаться
в долгу перед народом. Азербайджанские пи-
сатели, драматурги и. поэты должны с0344-
вать высокоидейные, художественно-полио-
ценные произведения, помогающие партий
и государству в коммунистическом воепита-
нии трудящихся, в воспитании молодого п9-
воления в духе бодрости и готовности пре
одолеть любые трудности, в духе любви и
преданности Родине, партии, великому
Сталину.

Долг писателей Азербайджана — 0т8е-
ТиТЬ на сталинскую заботу об азербайджан
ском народе созданием новых высокоидей-
ных и художественно-полнопенных произве-
дений, ярко и правдиво показывающих Ве
тичие советского человека, величие и моту-
щество нашей Родины, уверенно идущей
под руководством великого Сталина К 101
ной победе коммунизма.
	народа. На декаде будет представлен пере-
работанный первый том большого романа
С. Рагима «Шамо», посвященного граждан-
ской войне в Азербайджане. Повесть «На
рассвете» Сабита Рахмана затрагивает болБ-
шую тему из истории большевистекой ор-
ганизации в Баку — создание по инициати-
ве И. В. Сталина знаменитой подпольной
типографии «Нина». Пьеса «Утро Востока»
5. Мамедханлы воспроизводит страницы
героической борьбы трудящихся Азербай-
джана за победу советской власти, рисует
образ замечательного сына великого русско-
го народа 0. М. Вирова.

Одной из важнейших тем азербайджан-
ской советской литературы на всех этапах
ее. развития явилась тема сталинской друж-
бы народов. Из произведений послевоенного
периода следует отметить стихи Сулеймана
Рустама и Расула Рза о великом русском
народе, удостоенную Сталинской премии.
поэму «Над Ленинградом» М. Рагима.

Чувство беспредельной лтобви трудящих-
ся Азербайджана к великим вождям Ленину
и Сталину нашло вдохновенное выражение
в лучших произведениях азербайджанской
литературы. Поэт, Расул Рза закончил сей-
часе работу Hal большой поэмой о
В. И. Ленине. Это одно из крупнейших про-
изведений азербайджанской поэзии поеле-
роенных лет.
	Наряду с произведениями, посвященными
счастливой жизни советского народа, строи-
тельству коммунизма в СССР, азербайджан-
ская литература создала много произведений
о национально-освободительной борьбе на-
рода Южного Азербайджана, изнывающего
под гнетом иранской реакции, о борьбе
народов мира с полжигателями войны.
	Ъ таким произведениям относится удо-
стоенный Сталинской премии сборник стихов
«Два берега» Сулеймана Рустама, взволно-
ванно рассказывающего о том, как на двух
берегах Аракса — на южном и северном —
живут две части одного и того же народа:
на южном берегу — более пяти миллионов
азербайджанцев, находящихся под властью
иранской реакции, героически борющихея
за свое освобождение; на другом берегу —
счастливый, свободный народ Советского
Азербайджана, строящий вместе с другими
народами Советского Союза светлое здание.
коммунизма. Роман «Наступит день» М, Иб-
рагимова рисует широкую картину борьбы
народов Ирана против реакционного режи-

ма, разоблачает гнусные интриги англо-аме-
	а новый подъем
азербайджанской литературь
	Г. ГАСАНОВ
Секретар ЦК КП(б) Азербайджана
Oo
	тературы, являющейся могучим орудием
коммуниетического воспитания трудящихся.
Советский общественный строй  обусловил
рождение новой по своим идейным и худо-
жественным качествам литературы, кровно
связанной е жизнью трудового народа, прэ-
никнутой пафосом служения делу вомму-
низма. Азербайджанская советская литерату-
ра, единая со всей советской литературой в
своих стремлениях и идеалах, родилась как
литература новой, социалистической азет-
байджанской нации. Она выросла в борьбе
против буржуазного национализма, против
низкопоклонства перед буржуазным Запа-
дом, против антирзалистических течений,
устаревших традиций восточной литературы.

Вдохновляемая указаниями партии, азер-
байджанская советская литература разви-
валась в неразрывной связи с жизнью наро-
да, черпая свои идеи, темы и образы в бооь-
бе советских людей за коммунизм. Именно
в советский период азербайджанская лите-
ратура, став литературой социалистическо-
го реализма, смогла выйти на путь широко-
то отражения всего многообразия жизни. Со-
циалистическое содержание азербайджан-
ской советской литературы обусловило рож-
дение новых для нее литературных форм —
прежде всего романа, повести, очерка. Новое
содержание литературы способствовало осво-
божлению поэзии от абстрактно-условных
поэтических средетв.
‚ Азербайджанская советская литература,
отличающаяся стилистическим и жанровым
многообразием, создала большое число про-
изведений, ставших достоянием народа, пе-
реведенных на многие языки народов Совет-
ского Союза. Таковы романы М. С. Ордубзды,
пьесы Дж. Джабарлы, стихи Самеда Вургу-
на, произведения многих других азербай-
джанеких писателей.

На всех этапах путь азербайджанской ли-
	тературы; как и всей советской литерату-
	ры, освещался мудрыми указаниями боль-
шевистской партии, великого Сталина, на-
правляющего нашу литературу на борьбу
за создание произведений высокой идейно-
сти и художественной зрелости.
Исторические постановления ЦЕ ВКП(б)
по идеологическим вопросам, ознаменовав-
тие новый этап в развитии советской ли-
тературы и искусства, сыграли решающую
роль в подъеме азербайджанской литерату-
ры, повернули ее к важнейшим темам на-
шей современности. Появились такие произ-
ведения, как роман «Бастион дружбы»
Абульгасана, посвященный героической
обороне Севастополя; удостоенный Сталин-
ской премии роман «Апшерон» Mextu Ty-
	сейна: «Тайна недр» М. Сулейманова; пьеса.
	«Светлый путь» И. офендиева, показываю-
щие самоотверженный труд нефтяников.

Послевоенное развитие азербайджанской
советекой. литературы характеризуется тем,
что, борясь против проявлений безидейно-
сти и аполитичности, против отвлеченного
романтизма и пеевдонародности, свойствен-
ных творчеству отдельных писателей, про-
тив рециливов буржуазного национализма,
она стала более целеустремленной, активной,
смелой в постановке проблем нашей совре-
менности, в изображении патриотической
деятельности советского человека.

Кипучая жизнь республики, славный труд
бакинских нефтяников, созидательная дея-
тельность строителей Мингечаура, Дашке-
сана и Сумгаита все больше находят свое
отражение в произведениях азербайджан-
ской литературы. За последние годы по-
явилея ряд значительных произведений 0
жизни и трудовой деятельности рабочего
класса. Наряду се перечисленными уже про-
изведениями можно наззать еще поэмы
«Мутань», «Старые друзья» Самеда Bypry-
на, роман А, Садыка «Мингечаур», пьесы
«Большая любовь» Дж. Меджнунбекова,
«Заря над Каспием» И. Васумова, «Минге-
‘чаурские стихи» М. Рагима.

Только за последние четыре——пять лет
‘создан ряд крупных романов и повестей, от-
 ражающих важнейшие пезиолы в история
	революционной
	борьбы азердаиджанекого :
	Вчера в Москве началась декада азер-
байджанской литературы и искусства,
являющаяся большим событием в культур-
ной жизни республики. Творческий отчет
азербайджанских писателей, музыкантов И
артистов перед столицей нашей Родины—
Москвой, перед всем советским народом
явится новым свидетельством торжества
ленинско-сталинской национальной полити-
ки, заботы большевистской партии, великого
Сталина о процветании культуры народов
Советского Союза.

За годы советской власти азербайджан-
ский народ достиг больших успехов В
развитии своей экономики и культуры.
Азербайджан стал цветущей социалиети-
ческой республикой на рубеже Востока, с
высоко развитой промышленностью и пере-
довым сельским хозяйством.

Годы советской власти привели к неви-
данному расцвету национальной по форме,
социалистической по содержанию культуры
азербайлжанекого народа. Заботами больше-
вистской партия и советской власти в Азер-
байджане созданы 20 высших учебных за-
ведений, 60 научно-исследовательских уч-
реждений, республиканская Академия наук,
3.400 культурно-просветительных учрежде-
ний, театры, филармония, консерватория,
воспитаны многочисленные кадры  совет-
ской интеллигенции.

Азербайджанская литература — одна из
древнейших литератур мира. Еще 800 лет
назад поэт Низами создал произведения
мирового значения. Историю азербайджан-
ской литературы украшают имена таких
выдающихся писателей, как Хагани, Неси-
ми, Физули, Вагиф, М. Ф. Ахундов, Мамед-
Вули-заде. Вее лучшее в азербайджанской
классической литературе было связано с
освободительным движением народа, с его
борьбой против феодального порабощения и
засилия ислама, против фанатизма и мю-
ридизма.

Но подлинный расцвет азербайджанской
литературы наступил лишь после установ-
ления советской власти в Азербайджане.
Социалистическая революция открыла ши-
рокие просторы для развития народной ли-