3 ИОНЯ 1950 г. № 154 (11626)

тр.

за мир, против войны
	Чикаго закончилась конференция. в
защиту мира. На конференции собралось
свыше ‹семисот делегатов от различных.
научных, женских. молодежных, профеоюз-
ных. религиозных: организаций и церковных
общин. Среди них—ученые, рабочие, фер-
меры, студенты, домашние хозяйки.

Вместе собралиеь люди разных профес-
сий, различных политических убеждений и
верований. Ho их объехиняет одно ‘общее
стремление к миру. В числе участников кон-
ференции — ученые-атомниви: професеор
Корнельского университета Филипп Морря-
сон и профессор физики университета в Дет-
ройте Кетрин Чемберлен, епископ Уолле,
настоятель церкви при Чикагеком универся-
тете Джон Томпеон, священник Мелитш, ру-
ководители Американского всеелавянекого
конгресса Кржицкий и Пиринский и другие.
Писатель Томас Манн. который должен был
участвовать в конференции, но не емог при-
быть. обратилея к делегатам © приветствен-
ной речью, переданной в механической зву-
козаписи.

Абсолютное больтинетво делегатов кон-
ференпии выступило за установление дру-
жбы между американским и советским на-
родами. «Надо покончить с клеветой против
СССР», — сказала делегатка из штата Мичи-
тан Флоренс Фаг.
	В дискуссии, развернувшейся в четырех
комитетах конференции, представители раз-
личных слоев населения резко критиковали
внешнюю политику правящих кругов США,
направленную на продолжение гонки во-
оружений, на подготовку к войне. Делегаты
из разных штатов, не являющиеся офици-
зльными ораторами, говорили о провале
«плана Маршалла». Они разоблачали истин-
ный смыел экспансионистских планов аме-
риканских монополистов, с которыми связа-
на так называемая «техническая помощь
отсталым районам», предусмотренная так
называемым четвертым пунктом программы
Трумэна,

На одном из заседаний произошел ха-
рактерный случай. Когда олин оратор
пытался доказать, что США будто бы наме-
рены помочь другим народам в ликвидацаи
экономической и культурной отсталости,
пожилая женщина бросила уничтожающую
реплику: «0 какой «помощи» другим наро-
дам злесь говорят, если в самих Соединен-
ных Штатах не ликвилированы трущобы? »
	Несмотря на попытки отдельных лиц
сгладить остроту дискуссии в комитетах и в
особенности критяку внешней политаки
США, рекомендации, принятые в этих коми-
тетах, являются по существу осуждением
той агрессивной «тотальной дипломатии»,
которая провозглашена Ачесоном.
	Комитет по вопросам международной тор-
говли и внешней политики в своей резолю-
ции потребовал немедленного прекращеняя
«холодной войны» и установления тесного
политического и экономического готрулни-
чества народов в рамках Организации 0бъ-
единенных Наций. Члены комитета настаи-
вают на признании Соединенными Штатами
Америки Китайской народной республики,
требуют возобновления торговли с Китаем
и странами Восточной Европы.
	Делегаты чикагской конференции уде-
лили большое‘внимание проблемам атомной
энергии. Подготовка изуверской атомной
войны, проводимая милитаристами США,
несет прямую угрозу и американскому на-
роду. Вот почему так настойчиво и твердо
делегаты выступали за запрещение атом-
ного оружия, за установление строгого кон-
троля над выполнением этого решения и за
использование атомной энергии исключи-
тельно в мирных пелях.
	— Соединенные Штаты потеряли свои
моральный престиж вместе с атомной бом-
бой, сброшенной на Xapocumy,— заявил
фермер Ханзен.— Дружба с другими наро-
дами,— продолжал он,— должна быть глав-
ной основой американской внешней полити-
ки. Девяносто пять процентов американских
газет сегодня говорят ложь о Советском
Союзе. Надо отбросить эту ложь и активно
бороться за мир.

Бурными аплоцисментами конференция
выразила свое одобрение той части речи
профессора Моррисона, в воторой он требо-
вал использования атомной энергии в мир-
	Пемецкая молодежь
	БЕРЛИН, 1 июня. (ТАСС). Как сообщает
берлинская демократическая печать, вече-
ром 30 мая 10 тысяч западногерманских
юношей и девушек. возврашщевшихея домой
	с Общегерманского слета молодежи, были ок-
	ружены на английской зональной границе
близ Любека огромным отрядом вооружен-
ной полиции. Несмотря на то, что молодежь
в безупречном порядке шла колоннами с пе-
нием песен, полиция преградила ей даль-
нейший путь, применяя насилие и натрав-
ливая собак. В результате многие члены
Союза свободной немецкой молодежи полу-
чили ранения и увечья.

Полицейские власти заявили, что прежде,
чем вернуться домой, молодежь должна
пройти строгую «регистрацию» и подверт-
нуться медицинскому осмотру под тем пред-
логом, что в Берлине якобы вспыхнула эпи-
демия тифа. Лживое сообщение 06 этой
«эпидемии» было передано‘ находящимея
под англо-американским контролем инфор-
манионным агентством JIA.
	Но сообщению американского агентства
Юнайтед Пресс, на зональной границе близ
Херрнбурга, по приблизительным подсчетам,
против немецких юношей и девушек вы-
ставлено 2, тые. хорошо вооруженных поли-
пейских. 10 катеров с портовой полицией
патрулируют в любекской бухте, чтобы по-
мешать западногерманской молодежи обойти
полицейский кордон водным путем. Мест-
ность вокруг «котла», в котором находится
молодежь, изобилует «волчьими ямами» и
опеплена густой бетью проволочных заграж-

лений.
	Любекские представители агентства
Юнайтед Пресс сообщат, что, несмотря на
все провокации, молодежь сохраняет стро-
гую дисциплину.

Молодые борцы за мир и единство Гер-
мании заявили журналистам о своей уве-
ренности, что регистрационные данные, ко-
торые полицейские власти хотят силой по-
лучить, будут, несомненно, переданы по ме-
сту их жительства и что там участники
слета будут лишены работы. Молодежь ре-
шительно протестует против этого незакон-

ного требования.
Стало известно также о наглой провока-
	ных пелях..В резолюции, принятой коми

тетом,  обсуждавшиам проблему атомной

энергий, предлагается поставить вне зако-_
на атомное оружие, как оружие- массового

уничтожения, считать военным преетуп-

ником то правительство, которое первым

применит атомное оружие.

Настроение. болынинетва делегатов ярко
выразил священник из Нью-Йорка Боум,
когла он еказал: «В отвёт на «тотальную
дняломатию» мы должны организовать все-
общее движение за мир». Боум предложил
собрать миллионы подписей американцев
под петипией о запрещении атомного ору-
жия. Его предложение было одобрено коми-
тетом, обсуждавшим проблему атомной энер-
гаи,

Простые люди Америки see более ясно
начинают понимать, что борьба за мир не-
отделима от борьбы за своболу и демокра-
тию. В речах рядовых делегатов конферен-
UNG отчетливо прозвучал протест против
наступления фашиетвующей реакции США.
Сторонники мира выступали е призывом в
борьбе против реакционных законопроектов
Мундта— Никсона. против террора и пресле-
дования, которым подвергаются в США лю-
‘ди прогрессивно-демократических убежде-
‘ний, против расовой дискриминации.
	Многие делегаты в своих выступлениях
протестовали против полипейского террора,
которому подвергается коммунистическая
партия США. «Поеследование коммуни-
CTOB,— заявил делегат из Нью-Джереи,—
означает, что завтра политический террор ©
новой силой обрушится на тех, кто высту-
пает за мир и демократические свободы».
Комитет. обсуждавший проблему граждан-
ских свобод в США, единоглаено принял ре-
золюцию, в которой призывает всех сторон-
ников мира активно бороться против реак-
ционного законодательства, добиваться от-
мены закона Тафта — Хартли. Резолюция
требует пресечения полицейского террора,
проводимого Федеральным бюро раселелова-
ния в отношении прогрессивно мыслящих
людей.

Агентура милитаристеких кругов пытает-
ся всячески противодействовать объедине-
нию всех миролюбивых демократических
вил СИА, их сотрудничеству с миллионами
сторонников мира в других странах. Зача-
стую прямые пособники поджигателей вой-
ны выступают под фальшивой маской по-
борников мира, обманывая американский на-
род ‘и тем самым облегчая монополистам
США полготовкх новой войны.
	На заключительном пленарном заседании
конференции было принято обращение к
змериканекому народу.
	«Мы призываем всех американцев, —
говорится в обращении, — подняться н&
борьбу в защиту мира и не отступать перед
трудностями этой борьбы. Вее группы насе-
ления, партии, организации,  общеетвь
должны сделать защиту мира своей перво-
степенной задачей. Мы призываем амери-
канских матерей и отцов посвятить свою
жизнь этой благородной цели с тем. чтобы
наши дети наныи в будущем мир. Мы при-
зываем к всеобщему миру, движение в за-
щиту которого должно стать хухом нашего
времени».
	Принятая на пленарном заседании кон-
ференции резолюция предлагает создать по
всей стране местные группы в защиту мира
различного характера, проводящие на ме-
CTAX деятельность в защиту мира, созвать
в городах и штатах конференции в защиту
мира для доведения до сведения населения
программы. припятой на конференции.
	В заключение на пленарном заседании
был создан нозый постоянный националь-
ный «Комитет сторонников. мирного пути».
Тремя почетными председателями комитета
избраны: негритянский епископ Уолле, Эми-
ли Грин Бэлч и Томас Манн, сопрелседате-
лями избраны: профессор Иби, священник
Томпсон. д-р Вронбах и негритянский <вя-
щенник д-р Джернагин. На заседании был
избран также исполнительный комитет в
составе 31 человека. широко представляю-
птий основные группы, принимавигие уча-
сетие в конференции.
	Г. РАССАДИН.
И. ФИЛИППОВ.

г. Чикаго, 31 мая. (Соб. корр.)
	сорвала провокации
	ции, совершенной в Гельмигтедте. Прибли-
зительно % тыс. молодых людей, возвращаю-
шихся домой с Общегерманского слета мо-
лодожи, собрались в ночь с 30 на 31 мая
на вокзале в Гельмштедте, чтобы продол-
жить свой путь по железной. дороге. Одна-
ко западногерманская железнодорожная ад-
министрация отказалась предоставить им
билеты. Молодежь начала искать ночлег. В
это время на нее напала многочиеленная
банда фашистов и уголовных преступников.
Английская военная полиция наблюдала 34
происходящим, не вмепгиваясь.
	Из различных частей Германии начина-
ют поступать сообщения о протестах немеп-
кого населения против террора западногер-
манской полиции по отношению к немецкой
молодежи.

БЕРЛИН, 2 июня. (ТАСС). Как сообщает
тазета «Нейес Дейчланд», утром 1 июня
западногерманские власти вынуждены были
разрешить 10 тысячам молодых борцов за
мир, возвращающимся с Общегерманекого
слета, молодежи, перейти зональную границу
близ Любека в Западную Германию. Неза-
долго до этого молодежь была оцеплена боль-
шим отрядом вооруженной полиции. Юноши
и девушки решительно отклонили требова-
ние о персональной регистрации и в св0ю
очередь потребовали, чтобы их пропустили
через границу в их голубых блузах и со зна-
менами (Союза свободной немецкой молодежи
(СНМ). После длительных переговоров за-
падногерманекие полицейские власти вы-
нуждены были принять условия членов
CHM.

Молодежь вошла в Любек с развевающи-
мися знаменами, с пением песен и возгла-
сами в честь Германской демократической
республики, президента Вильгельма Пика,
премьер-министра Гротеволя, в честь вели-
кого Сталина.

В связи с этой победой молодежи член
центрального правления СЕПГ Франц Далем
пишет в газете «Нейес Дейчланд»: «Смысл
этой победы западногерманской молодежи
ясен: перед всем немецким народом и перед
всем миром молодежь продемонстрировала,
что она полна решимости бороться ва мир и
елинство демократической Германии».
	западногерманских властей
	Рост и укрепление Сотоза
свободной немецкой
	молодежи
	Хх новым творческим успехам
		` Закончилась декада эстонской литерату-
ры в Москве. В жизни эстонского народа
декада — крупнейшее политическое собы-
тие. Она — новое, яркое проявление сталин-
ской дружбы народов, показатель роста со-
пиалистической культуры всех народов Со-
зетекого Сотоза, и в том числе эстонекого

народа, которому советская власть предоста-

вила все условия для расцвета своей нацио-
нальной по форме, социалистической по со-
держанию культуры, помогла создать новую,
советскую литературу.

В декаде нашли свое выражение тради-
дни исторической дружбы между эстонским
и русским народами, дружбы, которая раз-
вивалась в течение столетий и оказала
огромное влияние на развитие эстонской
культуры и литературы. Буржуазные ли-
пературоведы и буржуазные напионалиеты
в течение десятилетий прилагали бешеные
усилия, чтобы скрыть от эстонского народа
вю подлинную историю, они отрицали
влияние великой русской литературы на
формирование молодой эстонской литерату-
ры и пыталиеь направить ее на путь рас-
тленной буржуазной культуры Запада.

Разгром группы буржуазных национали-
в помог векрыть целый ряд искаже-
ый В эпосе эстонского народа и истории
эстонской литературы. Так, например, с0-
ем недавно, при подготовке к декаде но-
зто издания эпоса эстонского народа «Ва-
ловипоэг», было обнаружено, что это пройз-
заение в буржуазное время, а затем даже
в советский период издавалось с умышлен-
пыми искажениями. Буржуазные наКиона-
листы скрывали имеющую принципиальное
значение строфу, говорящую о тесной исто-
рической связи эстонского народа с Рос-
сней:

Таково былое эстов

До времен, когла Россия
Под крылом своим могучим
т врагов нас защитила.
	Злаготворное воздействие великих рус-
ских писателей ощутила вся передовая’
этонская реалистическая литература в ли-
це ее лучших представителей: Юхана Пийва,
Аугуста Битеберга, Антона Тамеааре и осо-
венно Эдуарда Вильде. Большое значение
ля развития эстонской драматургии и ста-
новления эстонекого театра имели пьесы
Алексея Максимовича Горького, которые
уже в начале 900-х голов с болышим успе-
хои шли на сцене эстонского театра.

(овременная советская литература ока-
зывает большое влияние на творчество писа-
телей Советской Эетонии.

В время декахы связь эстонеких писа-
телей е писателями Москвы еще более ок-
ренла. Обсуждения произведений эстонской
литературы, которые проводились в Союзе
советских писателей СССР, в ведущих изда-
тельствах столицы, помогли правильно опе-
нить достижения и недостатки в творче-
м наших писателей, помогли им глубоко
понять свои ошибки в выборе тем, в paspa-
(о их содержания, в облаети маетер-
3 художественного слова.

(суждение прозы показало, что совре-
иная тема преоблалает в произведениях
ищих писателей. Широкие круги советских
читателей ‘по достоинству’ оценили: талант-
швую повесть Г. Леберехта «Свет в Коор-
и». Во время декады подверглиеь обетоя-
тельному разбору новые произведения Upo-
заиков —Р. Сирге, 9. Мянника, 0. Тоомин-
3 и других. Высокую оценку получил
рассказ Р. Сирге «Лаг», в котором автору

гура парторга Нирка. Это какой-то мане-
кен, повторяющий заученные фразы. Автор
плохо знает жизнь крестьянства, и поэтому
его драма вышла неудачной. Он не сумел
показать в ней главного: того, что коллек-
тивизация в- Эстонии прохохила на основе
огромного опыта братских советских реепуб-
лик и этот опыт был основой больших уепе-
хов колхозного строительства” в. Эстонии.

Эстонская поэзия также была предметом
широкого обсуждения во время декады.
Поэзия за последние годы еделала больной
шат вперед. Поэты е успехом выражают то
новое. что происходит в вашей республике.
Поэт Н. Тихонов сказал об эстонской поэзии,
что она не имеет особого внешнего блеска,
но зато облалает большой внутренней силой
и теплотой и, что самое главное, она пра-
Вильно и хоропю отражает Эстонию п 6
говременную жизнь. Положительную оцен-
ку на декаде получила «Эстонская поэма»
Ю. Шмуула. Поэт сумел выразить в ней вы-
сокий патриотизи, передать любовь эстон-
ского народа в великому Сталину, сумел по-
казать военародный характер войны против
гитлеровских захватчиков и непобедимую
силу советского народа.

Хороший отзыв получили также стихотво-
рения Деборы Вааранди — «Юный грало-
строитель», Ильмара Сикемяэ — «Спящая
девочка» и Феликса Rorra — *Pacenas
портного».

Обсуждение векрыло и ряд недостатков в
эстонской поэзии. Поэты еще слабо показы-
Bator рабочий класс Эстонин, строительство
ве промышленности. Появляются расплыв-
чатые и политически неопределенные по-
изведения, как, например, «Болото Уссиве-
ре» Хуго Ангервакса или некоторые стихи
Валентина Рушкиса. Наша поэзия должна
стать более боевитой. В этом отношении на-
ши поэты должны брать пример с. молодого
поколения: Ю. Шмуула, Бэкмана и Мани-
вальда Кезамаа.

Почти все писатели и критики во время
обсуждений творчества эстонских литерато-
ров выступали против неразборчивости тех
переводчиков и редакторов, которые без от-
бора переводят все подряд: и хорошее и’ пло-
хое. Имеют место и другие недопустимые
явления. Некоторые поэты-нереводчики са-
мовольно меняют размер поэтических про-
изведений и переводят их так, как им забла-
гораесудится. Переводя «Эстонекую поэму»
Ю. Шмуула, поэт П. Антокюльский дошел
даже до того; что сам сочинил совершенно
новую концовку. Сильно страдает и каче-
ство переводов. Переводчики допускают
упрощения, не передают богатства языка,
исключают из перевода образы, которые дает
автор.

Нали писатели, поэты, артисты познако-
мились с замечательной московской аудито-
рией. И повеюду они убеждались, как
велика и сильна сталинская дружба на-
родов нашей страны. Она выражалась в
теплом приеме, который был оказан пред-
ставителям молодой эстонской советской
литературы и молодого эстонского советского
искусства.

Мы глубоко благодарны товарищам мос-
квичам, & в их лице всему советскому на-
роду за братскую помошь и внимание, кото-
рые были оказаны. нам, представителям

эстонекого народа, во время декады в Мо-
скве. Несомненно, декада благотворнейнтим
образом скажется на дальнейших успехах

мололой советской эстонской литературы.
	А. КЕЛЬБЕРТГ.
Секретарь ЦК КП(б) Эстонии.
	Hmow dexadvt
эстонской литературы
	удалось очень ярко показать исторические
события в жизни эстонского народа — лето
1940 года, когда трудящиеся свергли
власть капиталистов и кулаков.
Произведения Эдуарда Мянника в основ-
ном охватывают период Великой Отечествен-
ной войны. В ‹борниках своих рассказов
«Проба сердец» и «Пятнадцать шагов»
писатель убедительно показал главное, что
произошло в жизни эстонского народа в
годы войны,—это рождение и формирование
нового, советского человека, для которого
идеи коммунизма стали ведущей и опреде-
ляющей силой всей его дальнейшей жизни.
Освальд Тооминг выступил недавно © ро-
маном «Зеленое золото». Герой романа —
коммунист лесничий Реммельгае, бывший
фронтовик, энтузиаст  сопиалистичеекого
строительства, горячо борющийся за осу-
ществление сталинского плана преобразова-
ния природы. Писатель сумел понять и оце-
нить то великое, новое, что происходит сей-
час в жизни эстонского народа, сумел вопло-
тить в своем романе, хотя и не свободном от
художественных нехостатков, реальную меч-
ту народа о прекрасном будущем и увлечь
читателя перспективой этого будущего.
Московские писатели предъявили эстон-
ским собратьям справедливые требования:
повышать художественное. мастерство, ¢
ббльшей художественной силой показывать
происходящие в Эетонии социальные про-
цессы. Они говорили о том, что эстонские
писатели еще недостаточно глубоко показы-
	вают руководящую роль партии и раскры-
	вают образы большевиков.

В эстонской литературе появилиеь пер-
вые яркие образы коммунистов: парторг
Муули («Свет в Коорди» Г. Леберехта), лей-
тенант Кайвае («Шестая атака» 9. Мянни-
ка), Ярвие (роман 0. Тооминга «В годы ко-
ричневой чумы») и др. Но у нае еще до еих
пор нет полноценного произведения, в кото-
ром быд бы дан художественный образ
вождя эетонского пролетариата Виктора
ЕКингисепиа, революционеров Яна Томпа и
Яна Креукса, писателя-большевика и госу-
даретвенного деятеля Иоганнеса Лауриети-
на и других.

Лучшие произведения эстонской драма-
тургии и особенно выдающегося ее пред-
ставителя лауреата Сталинской премии Ау-
густа Якобсона получили высокую оценку
во время декады. В своих драматических
повестях Якобсон дал внечатляющую кар-
тину двух миров, борьбы двух идеологий.
Якобсон первым в эстонской литературе
начал борьбу против буржуазного на-
ционализма, космополитизма и внешней
аполитичности, он беспощадно сорвал мас-
ку с эстетствующих буржуазных интелли-
гентов, которые замыкаются в свою инди-
видуалистическую скорлупу и преклоня-
ются перед растленной западной буржуаз-
ной культурой. .

Наряду с Якобсоном хорошие драматиче-
ские произведения создали писатели Ааду
Хинт и Освальд Тооминг.

Резкой критике подверглась драма
И. Семпера «Перелом». Критики отмечали,
что Семпер дал в пьесе только схемы, не су-
мел по-настоящему показать образы новых
людей. В особенности неудачна, бледна фи-
	ОБЗОР ПЕЧАТИ
	БЕРЛИН, 2 июня. (ТАСС). Газета «Три-
бюне» сообщает, что за время проведения
соревнования «Готовься к труду и защите
мира» резко возросло число членов Союза
свободной немецкой молодежи. В Общегер-
манскому слету Союз   СНМ о насчитывал
1. 275. 028 человек. Только за 8 последних
дней перед елетом в Союз СНМ вступили
67.070 юношей и девушек. Число членов
организации юных пионеров увеличилось на
241.457 человек и достигло 1.036.393 че-
ловек. Во время подготовки к Общегерман-
скому слету члены Союза СИМ собрали
8.248.061 подпись под воззванием сток-
гольмекой сессии Постоянного комитета Вее-
мирного конгресса сторонников мира.
		Лондонское радио о заявлении
Мюрдаля
	ЛОНДОН, 1 июня. (ТАСС). Вак сообща-
ет лондонское радио, исполнительный секре-
Tapp Экономической комиссии OOH aga
Европы Мюрдаль сообщил в Женеве, что (9-
ветекий Союз сотласен обсудить соглашение
о поставках зерна между Востоком и Запа-
ЛОМ.
	Олнако, говорится в сообщении лондон-
ского радио, даже если соглашение будет
достигнуто, останется еще немало трудно-
стей. Прелположим, что страны Восточной
Европы обязуются поставить конкретное ко-
личество зерна на Запад. Но смогут ли з-
палноевропейские страны гарантировать
поставки некоторых конкретных видов ма-
пганного оборудования?
	бе стороны, указывается далее в с000-
щении, сильно стралают от нынешнего но-
ложения дел. По официальным данным, ©
пюня 1949 гола по июль 1950 г. Западная
Европа должна будет затратить 1.100 мил-
лионов холларов на один только импорт
зерна из США и Канады. Совершенно яе-
но, что наша долларовая проблема стала
бы менее острой, если бы можно было полу-
чать больше зерна из Восточной Европы и
Советекого Союза.
		УХО СОВЕТОКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
	С ЗАСЕДАНИЯ COBETA ПО ОЛЕНЕ
	HbIO-HOPR, 2 июня. (ТАСС). Вчера
открылась 7-я ееееия Совета по опеке OOH.
В начале заседания представитель Советека-
го Союза Солдатов сослался па заявления
	Центрального народного правительства Ви-
тайской народной республики, в частности.
	Ha последнее заявление, в вотором оно по-
требовало устранения предетавителя гомин-
дАновской группы из Совета по опеке, как
не представляющего ни Китая, ни китай-
ского народа, и назначило в совет евоего
представителя Мын Юн-ченя. Представитель
СССР внес предложение о том, чтобы Совет
по опеке исключил из своего состава пред-
ставителя гоминлановской группы.
	‚ Советекое предложение было поставлено
	на голосование и отклонено. От голосования
воздержались представители Англии и Ар-
гентины.. После голосования представитель
Советекого Союза покинул заседание сове-
та, предварительно указав, что Советекий
Союз не будет принимать участия в работе
Совета по опеке до тех пор, пока в нем при-
нимает участие представитель гоминданов-
ской группы, и не будет признавать закоп-
ными любые решения или рекомендации,
принятые © участием предетавителя гомин-
дановекой группы.
		Газета, оторванная от жизни
	люционной самокритики масе. Не только
личный заработок интересует советского
человека — его интересы несравненно
пгире, благороднее, значительнее. Моя ра-
дость и гордость, — писал М. Горький, —
новый человек. строитель нового государ-
ства. Святой долг газеты — показывать
этого человека, строителя коммунизма.
	Чем богаты страницы «Советекой Молда-
вии», так это произведениями ее штат-
ных сотрудников. Редакция печатает их без
всякого останову и в любых размерах. Мно-
го в них притом еловесной ‘шелухи:
	«Днестр, казалось, устал катить свои
волны и уснул в прихотливо изогнутом
ложе. Должно быть, старику снятся чудес-
ные сны. зит п.
	(Н. Антоненко. «Бендеры»).
«Судьба... всегда была там, где не было
счастья (?).. Черное крыло судьбы...»
ит. д.
(В. Танин. «Светлая судьба»).

Целые страницы отводит редакция для
материалов своих сотрудников. Так. А. Ро-
гов и 0. Агеев заняли страницу в номере
3a 1 февраля. Номер за 6 ноября был по-
делен между сотрулниками редакции так:
П. Аникин взял вторую странипу целиком,
А. Омелин. А. Рогов и В. Танин-—третью
етранипу. В номере за 12 апреля две страни-
	цы были отведены «очерку» сотрудников
редакции В. Николаева и Н. Аникина.

Значительно ослаблена в газете партий-
ность, а в ряде ее выступлений она просто
утрачена. Вот, скажем, передовая статья,
посвященная комсомольским конференциям.
Она построена на изолированно взятом те-
зисе: «Комсомол — самодеятельная органи-
зация». Великую роль партии в жизни ком-
сомола газета упустила из виду.

4 января 1950 г. «Советская Молдавия»
выступила е передовой статьей «Главное в
работе сельских Советов» — статьей, извра-
шающей партийные принциниы, клевешу-
щей на сельские Советы, на советский актив.

Много статей, заметок, писем, посту-
пивших от авторского актива, лежит под
спудом в Редакдии,

Нельзя мириться с таким стилем работы.
Уровень газеты должен быть поднят до
	уровня высоких требований, которые
предъявляются к парторганизации Молдав-
ской реслублики.
	ро горкома тов. Дроздову объявило выговор.

Бюро горкома ВКП(б) обязало секретаря
партийной организации горисполкома тов.
Бурмистрова проверить и обсудить на пар-
тийном собрании состояние работы с жало-
бами и заявлениями трудящихся в гор-
исполкоме и его отделах.
	Тщетно искать на страницах газеты
глубокого анализа деятельности предприя-
тий, критики недостатков в работе мини-
стеретв, управлений и трестов.

Месяцами молчала газета о серьезном
отставании пищевой и местной промыш-
ленности, 0б отставании в строительстве.
Только в последнее время’ она заговорила об
этом отетавании — и то весьма несмелым,
слабым голосом, просто повторяя уже ска-
занное на партийных конференциях, в 60-
общениях республиканского статистическо-
го управления и т; д.

Редакция явно избегает серьезной, глу-
бокой, острой критики. Весьма характерна
в этом смысле напечатанная в номере от
19 марта статья «Охранять общественные
земли колхозов от расхищения». Речь идет
06 имеющих место в республике фактах рас-
хищения общественных земель. Но с какой
бесстрастностью написана статья! Это
какая-то «сводка». Ни. один виновник
безобразий не назван в статье по фамилии.
Просто удивительно. как могла редакпия
пропустить такое беззубое выступление по
серьезнейшему политическому вонросу.

Редакция газеты «Советская Молдавия»
смотрит на жизнь полузакрытыми глазами.
Лишенная чувства нового, с трудом видит
она советского человека и, не умея распо-
	знать его новые черты, измышляет.
	В номере за 4 Февраля описывается с0-
ветская рабочая семья. Очерк Г. Григорьева
называется «Семья машиниста». Весь очерк
посвящен исключительно заботам о деньгах,
которыми автор измеряет и жизнь, и работу.

Далекая от передовых советских лю-
дей, несущих в жизнь новое, газета «Со-
ветекая Молдавия» беспомощна и в показе
важнейшей стороны советской жизни —
сопиалистического соревнования.
	«Когла все разошлись к своим стан-
кам, рассказывает газета в очерке «Семья
Матвеевых»,-—он подмигнул брату Влади-
	миру:
— А ну, давай, кто кого?»
	Й далее газетные столбцы назойливо и
нарочито твердят: «Ну, Ето кого?»
	В статье «В добрый путь» М. Савченкова
соревнование двух колхозных бригадиров
также сводится к стремлению «обставить»
друг друга, как выражается сам автор.

Релакции невдомек. что социалистическое
	соревнование является методом CTPOHTC.1b-
ства коммунизма, выражением деловой рево-
		по МАТЕРИАЛАМЛ. «ПРАВДЫ»
	«ЧУТКО ОТНОСИТЬСЯ К ПИСЬМАМ ТРУДЯЩИХСЯ»
	похтвердились.
	ве жалобам трудящихся
	Тов. Дроздов допускает грубость и нетак-
тичность при приеме посетителей, обращаю-
щихся к нему за разрешением различных
	бытовых вопросов.
	За формально-бюрократическое отноше-
ние в рассмотрению жалоб трудящихся бю-
	В начале ноября прошлого тода среди
механизаторов сельского хозяйства Молда-
вии поднялось движение за подготовку че-
тырех — пяти тысяч новых трактористов..
Механики, комбайнеры и трактористы Во-
ронковской ордена Ленина МТС обратились
0 страниц газеты «Советская Молдавия»
№ всем мехамизаторам сельского X0-
зяйства республики с письмом, в котором
предлагали, чтобы каждый механик-трак-
торист или комбайнер к весне 1950 года
фучил одного — двух новых механизато-
ров.

Цочин имел первостепенное значение для
республики. 1949 год был для нее годом
больших побед социализма — к осени более
354 тысяч крестьянских хозяйств на пра-
вом берегу Днестра вотупило в колхозы.
(оветское государство создало пелую сеть
новых МТС. Тракторный парк старых МТС
803106 также значительно.

Таким образом, движение за подготовку
четырех-пяти тысяч новых трактористов
вырастало из самой жизни. Это было глубо-
в0 народное движение.

- Ho газета «Советская Молдавия» не pa3-
тлядела ни существа этого движения, ни его
значения. Обращение воронковских меха-
низаторов она сопроводила тусклой пере-
довой статьей.

После нескольких информационных заме-
тов и двух весьма глухих упоминаний о за-
мочательном движении газета напечатала
бъющие мимо пели писания своего работ-
ника И. Герасимова: «Они поведут маши-
ны». В этом «произведении» смысл движе-
ния был выхолошен.

Этим, собственно, и ограничился интерес
«Советской Молдавии» в почину воронков-
клх исханизаторов. Между тем, как недав-
	Но вскользь заметила газета,
«подготовка механизаторских’ кадров по-
	ставлена в республике неудовлетвори-

тельно».

Тазета не уделяет внимания и молодым

колхозам республики. А ведь это должно
являться для «Советской Молдавии» прямо-
таки первой заповедью. Попытки же газе-
ты заглянуть в один-два молодых колхоза
не увенчались успехом в силу свойствен-
ной ей поверхностности взгляда.
о В Молдавии созданы такие отрасли про-
мышленноети, как производетво тазовой
аппаратуры, сельскохозяйетвенного инвен-
таря, строительная индустрия, растет пище-
вая промышленность.
	При обсуждении передовой статьи «Нрав-
ты» от 18 апреля ©. г. «Чутко относиться

у 4-е
	ПА РР

в письмам трудящихся» на заседании бюро
Суоленокого горкома ВКП(б) факты нечут-
кого, формально-бюрократического отноше-
HAS заместителя председателя исполкома
Смоленского горолекого совета тов. Дроздова
	В ЗАШИТУ ЭЖЕНИ КОТТОЯ
	ВАРШАВА, 2 июня. (ТАСС). В связи ©
судебным преследованием во Франции пред-
седателя Международной демократической
федерации женщин Эжени Коттон генераль-
ный секретариат Международной федерация
бывших политзаключенных направил нз ее
Имя телеграмму. в которой говорится:
	«Генеральный секретариат Международ-
ной федерации бывших политзаключенных
самым энергичным образом протестует про-
тив возбужденного против вае следствия в
связи с проводимой Союзом франпузеких
женшин кампанией за мир во Вьетнаме.
	Это возмутительное поведение по отно-
шению к вам, старейшему борцу за мир,
направлено против веемирного движения
сторонников мира.

Бывшие политические заключенные и
участники движения сопротивления, объеди-
ненные в федерации, ответят на этот позор-
ный поступок французских властей усилен-
ной кампанией против преступных намере-
ний империалистических поджигателей вой-
ны, а также массовым подписанием и сбо-
ром подписей под стокгольмеким  воззва-
	НИеМ».
		A
	Выход очередного номера газеты
«За прочный мир,
за народную демократию!»
	ВУХАРЕСТ, 2 июня. (ТАСС). Сегодня вн-
шел очередной, 22 (82), номер газеты «За
прочный мир, за народную демократию!»
Передовая статья озаглавлена: «Профессио-
нальные союзы в борьбе за мир». На первой
странице напечатан текст обращения «Рим-
ского собрания против атомной угрозы».
	Газета опубликовала сокращенную речь
генерального секретаря Коммунистической
партий США Юджина Денниса на заключи-
тельном ‘заседании пленума Национального
комитета Коммунистической партии США
«За коммунистическую принципиальность и
рашительность в деле создания рабочего и
народного единства», а также статьи— пред-
седателя Китайского комитета защиты мира
	Го Мо-жо «На страже мира во всем мире»;
члена ЦЕ Французской коммунистической
партии Франсуа Бийу «План Шумана —
план войны и национальной измены»; чле-
па руководства Итальянской коммунистиче-
ской партии Мауро Скоччимарро—«Трудо-
вой план Всеобщей итальянской конфедера-
ции труда и политическая борьба в Ита-
awa»; Е. Полака-——«Национальные коми-
оты в Чехословакии». Опубликована также
статья «Подлые пропагандистские трюки
фашистской клики Тито».

Газета поместила информацию об Обще-
германском слете молодежи и другие мате-
риалы.