_& ДЕКАБРЯ 1950 г., № 338 (11810)

ПРА

Ответ Мао _Цзе-дуна
промышленникам
	и торговцам Гяньцзиня
	ПЕКИН, 3 декабря. (ТАСС). Председа-
тель Центрального. Народного правительства
Маю Цзе-дун поелал приветствие более чем
42 тыс. промышленников и торговцев города
Тяньцзиня, которые провели митинг под
лозунгами борьбы против американской аг-
рессии, за оказание помощи Корее и защиту
своей родины.
	В ответе на телеграмму, присланную ему
участниками митинга, Мао’ Цзе-лун пишет:
	Я прочел вашу телеграмму от 39 ноября.
Вы ясно поняли реакционный характер аме-
риканских империалиетов, начавитих агрес-
сию против Китая и Кореи, и мы привет-
ствуем это. Вы не дали обмануть и запугать
себя. Включившись 30 ноября в патриоти-
ческое движение сопротивления американ-
ской агрессии, оказания помощи Корее и
защиты своих домов и страны, вы продемон-
стрировали свои справедливые цели. Это
нужно приветствовать.
	Американские империалисты выступают
с лживой пропагандой против китайского
народа. Ни один патриот не должен верить
этой лжи. Американские империалисты, ко-
торые вторглись в Корею и на Тайван и ко-
торые подвергают бомбардировке районы
Северо-Восточного Китая, применяют всяко-
го рода гангетерские методы, чтобы запутать
китайский народ. Каждый патриот должен
решительно выступать против агрессии аме-
риканских империалистов и не бояться их
угроз.

Героические действия китайских народ-
ных добровольцев, оказывающих сопротив-
ление США, помогающих Корее и зашищаю-
щих свои дома и свою страну, заслуживают
похвалы. Вее патриоты страны — рабочие,
крестьяне, интеллигенция, промышленники
и торговцы объединились, как один, против
американской империзлистической агрессии.
	Я надеюсь, что все промышленники и тор-
говцы, патриоты своей страны. вместе с
	широкими массами народа создадут против
империалистической — агрессии единый
фронт, который будет крепче, чем когда-
либо раньше. Это принесет несомненную и
окончательную победу китайскому народу
в священной борьбе против империалисти-
	ческой агрессии.
—O—
	IAPO]I ФРАНЦИИ ПРОТЕСТУЕТ
	От собственного корреспондента
«Правды»
	цех, а поезда метро выплескивали все новые
и новые толпы людей, стремившихся попасть
На МИТИНГ.
	He описать бурю горячих откликов, воз-
никшую после того, когда докладчик Ив
Фарж, сообщив собравшимся о выступлении
Трумэна, воскликнул: «Мы, выступая от
имени 500 миллионов человек, подписав-
ших Стокгольмское Воззвание, говорим: во-
енные преступники,  берегитесь! Ваши
преступления повлекут за собой для вас и
для ваших лакеев самую ужасную кару!»
	В полном сознании своей могучей силы ий
своей исторической ответственности за судь-
бы родины и всего человечества француз-
ские борцы за мир вместе со сторонниками
мира во всем мире усиливают борьбу про-
тив Угрозы войны.
	Вак и ранее, в авангарде этой борьбы
идут самые верные, последовательные, са-
мые энергичные защитники мира — фран-
цузский пролетариат и его коммунистиче-
ская партия.
	«Пусть на каждом заводе, в каждой ма-
стерской, нз каждой стройке, в каждой де-
ревне, в каждом квартале наших городов
мирные люди заявят торжественный нротест.
Пусть отовсюду будут направлены делега-
ции и послания посольству США, ООН и
избранникам народа, независимо от их по-
литической принадлежности. Пусть фран-
цузский народ единодушно заставит пвави-
тельство выступить против готовящегося
преступления и высказаться за немедленное
мирное урегулирование войны в Корее и
созыв в ближайшее время совещания пред-
ставителей великих держав в целях
безусловного отказа от использования атом-
ного оружия и истребления человечества».
Эта программа, провозглашенная ЦВ Фран-
цузекой коммунистической партии 1 дека-
бря, прозвучала, как могучий набат.

В тот же день утром прекратили работу
в знак протеста против нового припалка аме-
риканских истериков рабочие многих па-
рижеких предприятий. Повсюду проходили
митинги, по цехам циркулировали петиции
протеста, их подписывали сотни и тысячи
рабочих. Делегации относили эти петиции в
американское посольство, в парламент, пре-
	oH ATCHTY.
	Всеобщая конфедерация труда, верная своей
традиции защиты мира, призывает все
профсоюзные организации, всех членов проф-
союзов, всех трудящихся немедленно по-
дать свой мощный голос и выразить волю
рабочего класса... Действуйте быстро и ре-
шительно, в полном единетве, чтобы оста-
новить преступную руку тех, кто хочет
толкнуть мир BO мрак и залить ею
Кровью».
	Так отвечает на провокацию Трумэна
трудовой народ Франции. Этот бурный вее-
народный протест вызывает мрачные раз-
думья в правящих кругах страны. Они все
яснее отдают себе отчет в том, что французы
не позволят использовать себя как пушеч-
ное мясо в американской войне. С другой
стороны, эти круги сознают, что расширение
агрессии Трумэна — Макартура на Даль-
нем Востоке может поставить под угрозу
американскую помощь французекому прави-
тельству в его «грязной войне» против на-
рода Въетнама. Надежды на то, что амери-
канцы вооружат французекую армию в
Европе, также поблекли: с одной стороны,
корейская война поглощает огромное коли-
чество американской техники, с другой, —
американские генералы предпочитают во-
оружать фашистекую армию Западной Гер-
мании.
	В этой обетановке французекая буржу-
азная пресса все раздраженнее атакует. аме-
риканизированных хозяев Франции и тре-
бует, чтобы правительство поступало более
осмотрительно, не давая Вашингтону оконча-
тельно связать себя по рукам и ногам. Так,
газета «Монд» в передовой заявила на дру-
гой день после выступления Трумэна: «Ёше
пожалеют, что. Франция в такой серьезный
момент сохраняет бесцветное поведение».
В том же номере она напечатала резкую
статью «0 расчете риска», в которой под-
вергает критике авантюристическую поли-
тику США, которую американская пропаган-
да до сих пор хвастливо именовала «поли-
тикой рассчитанного риска». «Монд» осуж-
дает американское правительство за то, что
оно осталось глухим к предупреждению
Чжоу Энь-лая и к советам Неру. Газета до-
казывает, что ни бомбардировки Маньчжу-
рии, на которых настаивает Макартур, ни
угрозы Трумэна не спасут положения зме-
риканских войск в Ворее.
	В заключение «Монд» настойчиво призы-
вает как можно быстрее покончить войну
в Ворее, хотя бы даже ценой поражения
американской армии, и уж во веяком случае
не ввязываться в войну с Китаем, тем более,
что «у США нет ни военных, ни психоло-
гических средетв, позволяющих бросаться
В Такую войну».
	Выступление крупной французской бур-
жуазной газеты, тесно связанной с про-
мышленными кругами и министерством
иностранных дел, характерно для умона-
строений довольно широких кругов фран-
цузской буржуазии. Конечно, эти круги
выступают против расширения войны Ha
Дальнем Востоке вовсе не потому, что они
руководствуются пацифистсекими настроени-
ями. Нет, они ненавидят новый, демократи-
ческий Китай и новую Корею не меньше,
чем Трумэн и Макартур. Они охотно преда-
ли бы эти страны огню и мечу. Но, зная
по собственному опыту в Индо-Китае, что
войны против народов, борющихея за свою
своболу, в наш век ведут лишь к истоще-
НИЮ И поражению завоевателя, они прекрае-
но понимают, что, увязнув в Азии, США не-
избежно ослабили бы помощь своим сател-
литам в Европе. Эта перспектива страшит
утративших  самостоятельноеть француз-
ских капиталистов, которым становится
тошно при одной мысли о том, что они мо-
гут остатьея наелине со своим собственным
	народом, BCA громче  провозглашающим
боевой лозунг — «За мир, за хлеб, за

свободу».
Ю. ЖУКОВ.
	г. Париж, 3 декабря. ^
	Котда в жаркий июньский день газеты
возвестили о начале войны в Корее, многие
обыватели Парижа только пожали паечами:
«Ropes? Это далеко, и нас не касается».
В политических салонах и в кругах дельцов
этой войне были даже рады: «Теперь аме-
риканцы попробуют на собственной шкуре,
что такое война на Дальнем Востоке».
	Вскоре, однако, к злорадетву примешался
откровенный испуг: во-первых, стало яено,
что вооруженные силы американских агрес-
воров отнюдь не столь сильны, как их
изображали воинствующие генералы из Пен-
тагона; во-вторых. как мрачно острили в
Париже, «американский чорт предъявил
векселя на проданные души», потребовав
от своих маршаллизованных сателлитов
поставок пушечного мяса на корейский те-
атр; в-третьих, разнузданная пропаганда
войны, как бумеранг, обратилась против
тех, кто ее разжигал: во Франции началась
паника на рынках, перевод капиталов за
границу, а в испанском поеольстве выстрои-
лись очереди за въездными визами. Эти
страхи возобновились с еще большей силой
в связи с разгромом американских войск
в северных районах Кореи. Оказалось, что
хотя Корея и далеко от Франции, но липия
корейского фронта проходит и через Па-
DH.
	Трудовой народ Франции понял подлин-
ное значение и размах событий в Корее
раньше, чем политиканы и дельцы из па-
рижеких салонов. «Мир неделим! — заявля-
ли французские патриоты.— Если Макарту-
ру не дадут по кровавым лапам в Корее,
американские агрессоры обнаглеют еще
больше, и тогда угроза третьей мировой
войны обострится».
	Трудящиеся Франции © напряженным
вниманием следили за развитием драмати-
ческих событий в Корее, высказывали свои
горячие симпатии героической корейской
армии, проводили забастовки протеста про-
тив отправки французских солдат в Корею.
	Но особенно усилилось напряжение на па-
рижском фланге корейского фронта в по-
следние дни, когда стало ясно, что, бросая
вызов великому Китаю, американские
агрессоры <тремятся расширить очаг вой-
ны. Теперь уже не только трудящиеся
Франции, но и некоторые буржуазные кру-
ги начали откровенно проявлять тревогу и
протестовать против этой новой американ-
ской авантюры.

Особенно характерна реакция француз-
ского общественного мнения на провокаци-
онное заявление Трумэна 30 поября, полное
военных угроз по адресу Китая.

В тот памятный везер Париж гудел, как
встревоженный улей. Радио передавало
каждый чае подробное изложение этого исте-
рического выступления и отклики на него.
На улицах, в метро, в автобусах люди толь-
ко 0б этом и говорили.

«Боже мой, боже мой, они совсем со-
шли с ума»,—говорила одна встревоженная
девушка.—«Нет, позвольте, я спрашиваю:
зачем они явились в Корею? — восклицал
седой, прилично одетый человек.—Ёорейцы
и китайцы — дома, они у себя, а амери-
канцы? Они вломились в чужой дом, а ко-
гда им дали сдачи, они начинают вопить,
что на них напали. Ну, знаете...»
	«Я не люблю политики и не разбираюсь
в ней, — сказал плечистый молодой чело-
век с выправкой спортсмена, — но я вам
скажу: тот, кто, потерпев поражение в бою,
хочет отыграться на женщинах и детях, —
мерзавец».

В девять часов вечера на зимнем велодро-
ме Парижа открылся митинг. Франпузская
делегация, вернувшаяся со Второго Всемир-
ного конгресса сторонников мира, давала
отчет народу Парижа о проделанной работе.
Живое человеческое море окружило огром-
ное, неуклюжее и мрачное строение велодро-
ма. 30 тысяч человек втиснулось в. этот
колоссальный зал. похожий . на заводской
	ястерии
	От собственных корреспондентов «Правды»

24 ноября американские газеты под кри-
чащими заголовками опубликовали приказ
генерала Макартура о начале «решающего
наступления» американских интервенцио-
нистских войск в Ворее. Предпринимая это
наступление, Макартур бахвалился, что оно
в самый короткий срок закончится полной
победой американских войск над корейской
Народной армией. «К рождеству американ-
ские солдаты с победой вернутся домой», —
хвастливо провозглашал Макартур.
	Однако уже через лень обнаружилось,
чо широко разрекламированное наступле-
ние Макартура провалилось. Корейская
Народная армия с помощью китайских
добровольцев сумела не только  отра-
зить атаку интервентов, но, перейдя в
контрнаступление, прорвала фронт амери-
ванских и южнокорейских войск и, развивая
наступление, погнала их на юг.

Сейчас всем очевидно, что провал «реша-
ющего наступления» Макартура явилея не
только военным, но и крупным морально-
политическим поражением американских
интервентов. Чтобы приободрить приуныв-
ших сообщников США по агреесивному Се-
веро-атлантическому блоку, все более явно
намеревающихся, пока не поздно, улизнуть
в кусты, а также для того, чтобы попытатьея
воздействовать при помощи шантажа на
китайский народ, в Вашингтоне вновь было
решено прибегнуть к языку угроз и запу-
тивания.

Известно, что пугало угроз американские
ваправилы пускают в ход всякий раз, когда
они терпят провалы в своих внешнеполи-
тических авантюрах. Так было и на сей раз.
	Тон задал президент. 30 ноября Трумэн
	выступил в Вашингтоне на пресс-кон-
ференции с заявлением, в котором он

развязно угрожал Китаю и Корейской
	Народно-Демократической Республике. Цель
этого очередного истеричеекого заявления
американского президента состояла в том,
чтобы попытаться запугать китайский и
корейский народы.

Но и на этот раз агрессоры провалились.
Своим воинственным заявлением президент
США запугал прежде всего младших партнё-
ров США по агрессивному Северо-атланти-
ческому блоку.
	Азк свидетельствуют сообщения европей-
ских корреспондентов американских газет,
заявление Трумэна вызвало целый перепо-
лох в правящих кругах стран Северо-атлан-
тического блока. В Вашинттон посыпалнеь
тревожные запросы из Лондона и Парижа.
Английский премьер срочно собралея в
Вашингтон. 0собенно бурную реакцию вы-
звало заявление Трумэна со стороны обще-
ственного мнения европейских стран.
	В Англии царит «чувство серьезного
беспокойства. и недоверия к политике
Соединенных Штатов»,— тревожно сообщает
из Лондона корреспондент газеты «Нью-
Йорк тайме» Раймонд Даниэль. Париж-
ский корреспондент этой же газеты пере-
дает, что заявление Трумэна, серьезно встое-
вожило депутатов французского Националь-
ного собрания. .
	Не менее характерно отношение к заяв-
лению Трумэна и в кругах Объединенных
Изций. Американские корреспонденты при
00Н сообщают, что официальные предетавя-
тели западноевропейских стран выражают
	В связи е заявлением Трумэна «серъезное
опасение». «Еели замечания президента, —
пишет в газете «Дейли компас» Иоганнес
	(тил—имели своей целью укрепить нози-
	Пленум Демократического
	ХЕЛЬСИНЕЙ, 3 декабря. (ТАСС). Вчера
в Хельсинки открылся пленум совета пра-
вления Демократического союза женщин
Финляндии (ДСЖФ). С докладами о деятель-
нити и задачах ЛСЖФ выступили предее-
	искатель воды. Мы встретились с ним в
Заунгузских Кара-Кумах.

Человек замечательного роста, с суровым
лицом и скупыми движениями стоял перед
нами. Из-под громадной шапки внимательно
смотрели горячие орлиные глаза.

_ — На колодцы Чарышли отовсюду ве-
Дет полуночная звезда, — тихо, словно ду-
мая вслух, сказал Язмед.

И он долго молчал затем.

С нежеланием, помрачневший Язмед воз-

вращалея к прошлому, будто оберегал от
Него, не пускал туда.
_ Язмед стал пастухом, как, только поднялся
на ноги. И тогда же он впервые увидел чело-
века, погибшего от жажды. То был туркмен
богатырекого роста. Он шел по пескам долго,
упрямо. И под одним барханом упал. Орлы
не успели прилететь на добычу — человек
высох, стал похож на большую куклу из
каленой глины. и никакой клюв уже не мог
пробить его кожу. Пустыня выпила из не-`
то все, до последней росинки в жилах... A3-
мед понял: пески убили человека! Ма-
ленький пастух пережил ужас беззащитно-
сти. Язмед пас чужие отары и строил во-
лодцы в пустыне более тридцати лет, пре-
следуемый этим ужасом. И он видел его у
всех, кто был рядом. «Вола!.. Вода!..» —
товорили все, ложась спать и вставая. В
этим воспоминаниям должна быть закрыта
двель...

Подлинная жизнь Язмеда началась зна-
чительно позже, с тех пор, как появился
в пустыне колхоз «8-е марта». Колхоз `иа-
чал наступление на пустыню. Это было по-
разительно! Он наступал на пустыяю с вос-
тока и, запуская вперед, раздвигая свой по-
ля, теенил пески на запад. Он словно пре-
следовал зыбучего врага. А впереди, все
тлубже удаляясь в Кара-Вумы, двигался со
своей фермой колхозный бригадир Язмел,
оставляя за собою колодцы на землях ста-
рой Дарьи... Нет, Язмед никогда не испы-
тывал жажды. Он страдал от сновидений,
в которых являлись сады, звон арыков A
цветушие поля на землях старой Дарьи.
Володны были бессильны оживить это CO-
кровище. .

— Нет! — жестко рассмеялся старый
искатель воды. — Колхоз не устал и Я3-
мед не устал! Мы будем строить великий
канал, поведем большую воду, Аму-Дарью.
поведем!

...Очастье в широте мира, если не тесна
обувь, — говорит туркменская пословица.
Великий канал словно распахнет дверь в

новую страну.
	ции англичан и французов, то они прова-
лились».

Передовая часть американского народа
отвечает на истерику Трумэна усилением
борьбы против поджигателей войны. В свя-
зи © заявлением президента Национальный
комитет коммунистической партин США
призвал всех американцев, независимо от
их политических взглядов, выступить е ре-
шительным протестом против угрозы войны,
разжигаемой Уолл-етритом.
	От имени американской рабочей партии
с протеетом против заявления Трумэна вы-
ступил председатель партии Маркантонио.
Ow отметил, что угрозы, подобные тем, Е
которым только что прибегнул Трумэн, «1е-
лают нашу страну предметом презрения и
ненависти со стороны честных людей».

Беспокойство за судьбы мира, которому
угрожает  авантюристическая — политика
американских агрессоров, с каждым днем
все шире распространяется среди амери-
канцев. Несмотря на бешеный разгул ми-
литаристекой пропаганды и свирепый тер-
‘DOP, протесты американского народа против
политики правящих кругов растут.

Характерным проявлением этого служат
два беспрецедентных митинга, состояв-
шихся в Лейк-Саксессе в тот самый день,
когда Трумэн на преес-конференции зака-
тывал очередную военную истерию. Две
тысячи женщин во главе с председателем
женского комитета защиты мира доктором
Влементиной Паолоне, услышав по радио о
заявлении Трумэна, явились в Тейк-Саксесс
для того, чтобы протестовать против пре-
ступных действий поджигателей войны.

Олна за другой поднимались на трибуну
молодые девушки и пожилые женщины. В
их речах звучали гнев и возмущение пре-
ступными действиями американских под-
жигателей войны. Они требовали немедлен-
ного прекращения военных действий в Во-
рее и мирного разрешения корейского кон-
фликта.

Одновременно большая группа молодсжя
собралась в вестибюле помещения 00Н. Над
HX головами появились наспех написанные
плакаты «Долой атомную бомбу!», «Мы хо-
тим мира!»

Здесь не было длинных речей: короткие,
взволнованные выступления юношей и де-
вушек выражали переполнявшие их чувства
ненависти к поджигателям войны, их стрч-
стное желание мира. Митинг ‘единодушно
избрал группу из нескольких человек, ко-
торой поручил добиваться свидания с аме-
риканским делегалом в ООН 0етином и пе-
редать ему требования молодежи: отказ от
использования атомной бомбы, вывод всех
иностранных войск из Кореи, переговоры
между пятью великими державами, вклю-
чая Китайскую Народную Республику, о
мирном разрешении корейского конфликта,

Американские делегаты в ООН и на этот
раз уклонились от встречи с представите-
лями сторонников мира. Однако нельзя
недооцпенить моральный эффект, который
произвели 0ба эти митинга сторонников
мира в стенах здания Организации Объеди-
ненных Наций. ^

Военные угрозы зарвавшихея американ-
ских авантюристов не запугают народы, б0-
рющиеся за мир. Они лишь еще более укре-
пят решимость сторонников мира добить-
ся обузлания беснующихеся поджигателей
	войны.
Г. РАССАДИН,
	И. ФИЛИППОВ.
г. Нью-Йорк, декабрь.
	союза женшин Финляндии
	датель союза Анна Невалайнен, 0 внутри-
политическом положении Финляндии —
Херта Куусинен, об итогах Второго Веемир-
ного конгресса сторонников мира — член
финляндской делегации на конгрессе Хелля
Мелтти.

ban
И.

Сепаратные «выборы»
в Западном Берлине
	БЕРЛИН, 3 декабря. (ТАСС). Сегодня в
западных секторах Берлина проводятся «вы-
боры» в сепаратное западноберлинское го-
родское собрание.
	Утром во время открытия избирательных
участков на пустынных улицах Западного
Берлина можно было видеть лишь отряды
штуммовской полиции. Население не про-
являет большого желания принимать уча-
стие в этой избирательной комедии. В пер-
вые часы выборов проголосовало лишь
незначительное число избирателей.
	БЕРЛИН, 3 декабря. (ТАСС). В первые же
часы «выборов» в Западном Берлине выяс-
Нилось, что многие избиратели не могут
принять участия в голосовании, так как их
фамилии, которые всего лишь несколько
дней тому назад находились в избиратель-
ных списках, неожиданно «исчезли» оттуда.
Речь идет, в основном, о лицах, известных
своими демократическими убеждениями.
	По сообщению агентства АДН, руководи-
тели 8 ‘западноберлинских партий, стремясь
в тому, чтобы процент участия в голосова-
HHA был как можно выше, заранее догово-
рились исключить из списков избирателей
всех «неблагонадежных» лиц, главным об-
разом членов массовых демократических ор-
ганизаций. Впоследствии эти действия на-
меревались объяснить «техническими ошиб-

КАами».
	Вак указывает АДН, перед началом вы-
боров было вычеркнуто из избирательных
списков не менее 50.000 избирателей.
	Они раскинутея по всей трассе канала и
его водоотволов и составят плошаль в пол-
миллиона гектаров. Ветанут по каналу го-
сударственные лесные полосы BbICOKO-
ствольных пород. За их спиной поднимется
защитный заслон лесов шириной в два с
половиной километра. А за этими лесами
раскинутся кустарники, сдерживающие пес-
ки. Эта мощная зеленая анфилала будет
сопровождать воды канала, сопровождать
неотступно, всюду, куда они пойдут.

Леса создалут новый облик Вара-Кумов,
защитят и украсят жизнь, которая бурно
закипит здесь. Жизнь, созданная заново, и
заново созданная природа ..

С четырехсотого километра Главный Турк-
менский канал вольется в Узбой — сухое
ложе древнего Окса — каспийского русла
Аму-Дарьи — и пройдет по нему пятьсот
километров — по всему пространству цен-
тральных и западных Вара-Вумов. В этих
просторах живут каракулеводческие кол-
хозы. Шестьсот тысяч овен беспрестанно
движутся в районе Узбоя — богатства ве-
AHKHe,

Извилистой лентой вьется Узбой по
взбудораженному и застывшему океану
пустыни,

На Каспий, на Каспий!

А пустыня попрежнему пепенеет, объ-
ятая пламенным зноем, и кажется совер-
шенно бездыханной. Пробираются по ней
меж барханов, по «такырам» редкие тропы.
И все тянутся на север, к Узбою.

Неизменно идет возле русла бесконечная
караванная дорога.

Берега Узбоя, его грунт и окрестные
почвы резко отличаются от пустыни. У ру-
сла — своя пойма, «старицы». По берегам
лежат плодородные земли. А само русло
настолько свежо. что кажется, что вода из
него ушла только вчера: дно ровное, бере-
га крепкие. Все так живо напоминает ре-
ку! Нет только воды. Ровным и толстым
слоем лежит соль по дну Узбоя. Соляная
лавина застыла на десятках километров,
будто льды сковали реку и лежат на ней,
не подвластные солнцу.
		Че
	rH
					В американском посольстве наглухо
закрылись тяжелые железные ворота, вы-
ставлен военный караул. Рядом занял по-
зицию французский полицейекий патруль.
Во делегации шли и шли нескончаемой
чередой, не обращая внимания на все уси-
ливающийся ледяной декабрьский дождь.
Они молча вручали свои резолюции протеста
и уходили. Сконфуженный американский
солдат относил эти резолюции к начальству
и возвращался на пост. Вначале американ-
цы приоткрывали ворота, чтобы брать резо-
люции, потом, когда делегации стали более
многочисленными, начали принимать их че-
рез решетку. Стоявшие на тротуаре пари-
жане обменивались впечатлениями: «Боят-
ся... Спрятались за решетку...», «Господин
Брюс сам себе устроил тюрьму в центре Па-
рижа...», «Еще бы, они видят, как ветретили
народы затею Трумэна...»

Грозно гудят пригороды Парижа. На днях
прекратили работу многие электрические
подстанции Парижа, забастовали рабочие
газового завода в Buiter, завода Прееи
в Безон, завода СИНА в Сюрени и многих
других.

Бюро Всеобщей конфедерации труда, под-
держивая инициативу передовых рабочих
коллективов, поднявшихся на защиту мира,
заявило вчера: «Нужно, чтобы народ Фран-
ции ясно дал понять поджигателям войны,
	что они не могут рассчитывать Ha него.
	совершавший поездку по трассе Главного
Туркменского канала, рассказывал пасту-
хам о жизни, которую принесет канал.

На великой артерии вырастет много сел
и городов. Новейшая архитектура их будет
достойна величия сталинской эпохи, вели-
THA жизни советского человека. Города эти
будут иметь театры, научные учреждения п
промышленность. Они утонут в садах; их
бассейны и фонтаны будут сверкать и зве-
неть в зеленой листве парков.

Жизнь прихлынет из пустыни к артерии
Главного Туркменского канала и расцветет
здесь. Вся магистраль его будет. предетав-
лять непрерывные возделанные поля, ви-
ноградники, хлопковые плантации и сады.
Она будет представлять линию многолюд-
ных населенных пунктов, залитых элек-
трическим светом, благоустроенных, окру-
женных зелеными анфиладами мощных и
непрерывных лесов. Здесь расположатся
поселки и города колхозов, кочующих сей-
час в пустыне. Населенные пункты будут
связаны асфальтовыми шоссе, телеграфом я
телефоном.
	На канале и в его зоне будет создано
более тысячи новых крупных, полностью
электрифипированных колхозов, тридцать
пять новых административных районов,
семьдесят МТС и построено более сорока за-
BOJvB.

Два громадных энергетических центра на
канале, в глубине пустыни, дадут вновь
созданной жизни неувядаемую юность —
электричество для быта и для работы.

Все это — точная картина.

В Кара-Кумах уже созданы образцы, по-

казывающие, на что способна советская
жизнь в самых, казаловь бы, невероятных
условиях.
° Неподалеку от колодцев Сезенли ярко за-
жигаетея ночная пустыня — светятся cep-
ные заводы. Путь к ним от Сезенли торный,
й мы направились на один из них — Дар-
вазу.

Баменный городок Дарваза стоит в зыбу-
чих песках, в самом сердце Кара-Кумов.
Ночью он похож на корабль, плывущий по
безбрежному океану. Заводской корпус сто-
ит на острие горы и напоминает капитан-
скую рубку. И в цехах завода, как на ко-
рабле: тихо, людей мало, в строгом ритме
двигаются и вращаются электрические ма-
шины и механизмы.

Большинетво рабочих на заволе——туркме-
	ны. это высококвалифицированные рабочие.
Они любят свое предприятие. В горолке у
	НИХ — школы, библиотека, клуб, магазины.

ляли русло; угадываются знаки древнего
орошения, пепел жилища. Не видно на
Куртыш-баб ни птицы, ни человека. Во-
да — горькая и никого не поит. А вокруг
упрямо живет пустыня.
	Колодцы Сезенли. Здесь расположилась
каракулеводческая ферма колхоза имени
ВБарла Маркса.
	В песках стоят кибитки.
	Сразу же за той «распахнутой дверью»
раскинутся пветушие земли старой Дарьи.
Главный Туркменский канал вдохнет жизнь
в каждый их уголок. Это будет гигантская
и необозримая хлонковая плантация в три-
ста тысяч гектаров. Она примет облик не-
обыкновенный — все пространетво земель
старой Дарьи будет залито электричеством,
и его энергия найдет применение всюду, на-
чиная от вспашки земли и подачи воды на
хлопковые поля, кончая уборкой их.

Бультурные советские центры с заводами
и предприятиями будут построены на землях
старой Дарьи. А вее эти земли оденутся в
листву деревьев от края и до края.

Новый коммунистический оазис раскинет-
ся на триста сорок километров и сольется
на северо-востоке с Ташаузским оазисом, а
на юго-западе перешагнет древний узел
пустыни — Чарышли.

Чарышли завтра — город. Он будет виден
	  далеко, с разных концов придут к нему до-
	роги, и, несомненно, по одной из них приедет
в город Язмед Каррыев — древний искатель
воды и строитель колодцев Чарышли. Язмед
пройдет под тенистыми кронами. И знаме-
нитый искатель воды отдохнет под зеленой
и прохладной сенью. у Фонтана. Нетороп-
ливый и внимательный, он пройдет по ви-
ногралникам и плантациям хлопка и опе-
	НИТ ИХ.
* *

Из мглы Заунгузеких Кара-Кумов Глав-
ный Туркменский канал войдет-в централь-
ные Кара-Кумы — самую суровую область
пустыни. Тут она раздвинулась еще шире.
Оранжевый, воспаленный цвет. разлился
бескрайно.

Пески.

Немилосерлное солнце.
	Раскаленный воздух зыблется, дрожит,
трепешет. Релкие травы высохли 10 жел-
тизны. Все живое здесь жаждет. Каменнопо-
добный саксаул угрюмо карабкается по пе-
скам, по дюнам; яростно цепляется за каж-
дую отененную пядь ощеренный «верблюж-
ник». Зеленеет то. что добыло влагу. И все
это — и зеленое. и сухое, даже сыпучий
песок — останавливается и обходит мерт-
вые «такыры» — непроницаемые поля ока-
менелой глины, ровные и крепкие, как
асфальт. Пески. «такыры» и снова пески.
Сурово поле битвы за влагу. Где остановить-
ся взору нового в этих местах человека, где
найти пристанище? Так хочется увидеть ле-
ревцо. Но воображение подавлено и не ри-
	`сует лесных картин. А ведь леса будут
	злесь, будут в самом настоящем виде!
	етом все дети этого городка, от трех хо
пятнадцати лет, улетают на самолетах в
субтропические горные долины Копет-Да-
га на собственную детскую дачу завода.
И там они живут и отдыхают до осени.
А отцы их проводят отпуска на курортах
й в домах отдыха.
	— ‘маловаться на жизнь нельзя, — ска-
зал на чистейшем русском языке туркмен,
управляющий флотационной машиной.
	Ларваза — дерзкий вызов пустыне.
	У городка и завода нет своей питьевой
воды ни капли. Ежедневно воду привозят
сюда из Ашхабада самолеты-цистерны. Воз-
душные водовозы курсируют в пустыню ©
точностью часового механизма. И завод ра-
ботает так же ровно и ритмично, как любой
завол в Москве.
	— Ванал даст нам воду по трубопрово-
лу, — заметил директор завода Николаев, —
у нас будут сады и свое пригородное хозяй-
	CTBO.
	Солнце клонится к закату. Отара тол-
пится на водопое, и шумят пастухи. Вер-
блюд усердно и терпеливо работает у ко-
лодца. Повернув в пустыню, он тянет из
глубокого источника, через блок, длинней-
шую волосяную веревку. Верблюд уходят
далеко в пески, и только тогда появляется
из колодца громадная кожаная бадья с во-
дой. Верблюд возвращается к колодцу и
опять начинает «тянуть бадью». Таких ба-
дей надо поднять несколько сот. Овцы по-
лучат порцию воды на два, а то и на три
дня... Картины многовековой давности...
	А жизнь рвется вперед.

В крайней кибитке пастухи склонились
над картой Главного Туркменского канала.
Где пойдет вода? Угодья колхоза им. Карла
Маркса колоссальны. Захватит ли их ка-
нал все или только частью? Й как будет
жить эта ферма, что ютится в песках у да-
леких колоднев Сезенли? Седой, костлявый
старик в выпветшем халате протянул ру-
ки к карте, словно оберегая ее. Он’ гово-
PHT, волнуясь, повторяя два слова:
«Сталин!.. Спасибо!..» Глаза старика по-
влажнели. дрожит голос. и руки дрожат.
	Пастух Мерет Оразов приник к карте;
пылает черное anno Мерета, обрамленное
черной, уже седеющей бородой.

Густой голос его трубит:

— Так!.. Коммунизм не забыл Кара-Ву-
мов. Теперь — здравствуй, Волга! Русский
товарищ, приезжай к нам в Кара-Кумы на
пароходе. Русский и украинский товарищ,
давай руку — наши каналы братья, наши
электростанции — сестры.

В колхозе им. Карла Маркса большое
хозяйство — много тысяч голов скота, цен-
ные стада каракульских овец, богатый тру-
додень. Его люли вошли в широкий совет-
ский мир. Й хотя колоссальны пространства
пустыни, по которым кочуют фермы, кол-
хозники бывают в городах и мечтают о
таких же домах, электричестве, театре.

— Теперь все будет,— объявил Me-
рет.— Наш Узбой засветится!

В чабанской кибитке было шумно ‘весь
вечер. Туркменский поэт Беки Сейтаков,
	На совхозной ферме, что стоит у колодцев
Гелин-Элен, — гость: пришел Айколи.

Ему рады.

В кибитку зоотехника Мадреймана На-
сырова набилось много людей. Все хотят
рассказать Айколи о великом канале и о
своих мыслях.
	Сосредоточенный и задумчивый CHINT
Айколи Мамыев — известный чабан фермы.
Издавна знакомая картина родного места
раскинулась перед ним. Кибитки фермы,
окруженные песками, стоят у обширного
«такыра». Есть и дома. Идет стройка, люди
кладут стены новых .домов. делают кирпич
Все это привычно, и Айколи знает, для чего
предназначается — ферма большая, нужд
много, стада кочуют во всех направлениях
и далеко, строить надо везде. Айколи
приходит с пастбищ в Гелин-Элен редко.
Там, возле отар. — одна его кибитка и
пески; безмолвно, а в Гелин-Элене — люди,
шумно, вечерами слышна песня. Он послу-
шает людей, песни и уйдет в пески опять.
п надолго. Так протекает жизнь. Ничего
особенно не изменилось и на этот раз —
за время отсутствия Айколи в Гелин-
Элен, а все кажется новым!
	АИколи слушает, что говорят в кибитке
о канале, и молчит. Только глаза вылают
его — то настораживаются, то светятся и
	теплеют.

(Окончание следует)
	Узбой сделал гигантскую петлю на Ce-
вер.

Это древнее урочище Куртыш-баб.

—- Вода!

Самая настоящая вода в Узбое! По ней
рябит ветер. На’ берегах и в пойме Уз-
боя — глубокие следы трудолюбивых рук:
некогда они приводили в порядок, закреп-