BAA
	TP A

Декада азербайджанской
литературы
	В творческой, деловой обстановке прохо-
дила позавчера, встреча участников декады ©
московскими поэтами и критиками, посвя-
шенная обсуждению азербайджанской ©о-
ветской поэзии. Докладчик доктор филоло-
гических наук М. Рафили отметил, что с0-
ветская азербайджанская поэзия за послед-
ние годы обогатилась значительными про-
изведениями. Получила всеобщее признание
поэма Расула Рза, посвященная основателю
большевиетской партии и советекого госу-
дарства В. И. Ленину. Выдающимися про-
изведениями явились поэма Мамеда Рагима
«Над Ленинградом» и книга Сулеймана
Рустама «Два берега». Много новых заме-
чательных стихов и поэм создал крупней-
ший азербайджанский поэт Самед Вургун.
	Выеступившие московские литераторы
подвергли подробному творческому анализу
многие произведения азербайджанской по-
эзни. Отмечая несомненные достижения
поэтов братской республики, выступавитие
указали на недостатки в их творчестве.
	Вчера мастера искусств Азербайджана
выступили в Концертном зале имени Чай-
ковекого. Накануне участники декады встре-
тились с трудящимися Ленинского района
столицы, побывали в гостях у избирателей
28-го избирательного участка Советского
района. В тот же вечер азербайджанские ар-
тисты встретились с писательской общест-
венностью столицы, Заслуженный деятель
искусств республики Шамси Бадалбейли в
своем вступительном слове охаражтеризо-
вал творческие достижения артистов Совет-
ского Азербайджана.

В концерте успешно выступили заелу-
женный артист республики, лауреат
Сталинской премии Рашил Бейбутов, заслу-
женные артисты Азербайджанской ССР
Идрие Агаларов, Агабаб»  Бунияд-заде,
артисты Захра Рагимова, Рафик Атакиши-
ев, Сабир Алиев и Эльмира Агаева,
		Tl A PT UNH A РР
	Повышать уровень партийно-
политической работы.

Горьковская областная
партийная конференция
	ANT иногла только по сводкам. Секретарь
Уренского райкома ВЕП(б) тов. Исаев кри-
тиковал обком за то, чтоон чрезмерно увле-
кается текущими хозяйственными вопроса-
ми в ущерб партийно-политической работе
и толкает на этот путь райкомы партии.
Почти все директивы. идущие из обкома,
касаются главным образом хозяйственных
вопросов.
	Серьезные требования предъявляли деле-
гаты конференции отраслевым отделам об-
кома. Речь шла о том, что эти отделы слабо
выполняют возложенные на них задачи. 0т-
дел малииностроения, например, занимается
всем, вплоть до организации отгрузки и сбы-
та продукции, и не интересуется партийно-
политической работой на предприятиях. Ра-
ботники сельскохозяйственного отдела заня-
ты преимущественно текущими делами, ко-
торые надлежит решать советским орга-
нам.
	На конференции отмечалось, что обком
но всегда учитывает то обетоятельство,
что к руководству партийными организа-
циями пришло немало молодых работников,
которые особенно нуждаются в повседнев-
ной помощи.
	— Все мы хотим работать так, как тре-
бует партия, но не все умеем это делать) —
сказал в своем выступлении секретарь Се-
меновского райкома партии тов. Жиганов. —
В сожалению, обком партии мало учит мо-
подых работников методам большевистского.
руководства.
	Секретарь Балахнинского горкома пар-
тии тов. Богданов говорил о том, что обком
не обобщает опыта работы инструкторов
райкомов и горкомов, не заботится о том,
чтобы повысить их квалификацию.
	Ряд недостатков в деятельности райко-
мов партии объясняется тем, что работни-
ки обкома редко бывают в районах, не ока-
зывают должной помощи райкомам в нала-
живании партийно-политической работы.
Делегаты конференции критиковали секре-
тарей обкома партии тт, Смирнова, Ососко-
ва, Морозова и Поспелова за слабую связь
се партийными организациями. Секретари
обкома не выступают с политическими до-
кладами, их не знают рабочие даже на не-
которых крупнейших предприятиях города.

Семинар работников
райкомов партии
	ЛЬВОВ, 5. (Норр. «Правды»). При Львов-
ском обкоме КП(б)У состоялся двухнедель-
ный семинар секретарей и заведующих
сольскохозяйственными отлелами райкомов.
	Участники семинара обменялись-—опытом
работы партийных организаций по органи-
зационно-хозяйственному укреплению моло-
тых колхозов области и постановке политя-
ческой агитации на селе.

На семинаре изучались решения партии
и правительства по вопросам колхозного
строительства и основы советской агробио-
логической науки. С лекциями выступали
секретари и заведующие отделами обкома
паутии, специалисты сельского: хозяйства.
	Работники райкомов партии посетили
Львовский сельскохозяйственный и зоовете-
ринарный институты, побывали в двух
переловых колхозах области.

Состояласв горьковская областная пар-
тийная конференция. С отчетным докладом
о работе обкома ВКП(б) выступил секретарь
обкома тов. Л. Смирнов.
	Конференция подвела итоги большой и
Базносторонней деятельности областной пар-
тийной организации по руководству хозяй-
ственным и культурным строительством.
Промышленность области успешно справ-
ляется с государственными планами и зада-
ниями. Многие предприятия досрочно завер-
шили выполнение пятилетних планов. За
десять месяцев нынешнего года выпущено
валовой продукции на 65,7 шюц. больше,
чем за весь 1940. год. Производительность
труда в промышленности превышает довоен-
ный уровень на 57,4 проц. Горьковские ма-
шиностроители освоили выпуск легковых
автомобилей новых марок. речных судов,
	станов и других видов продувции,

Заметные успехи достигнуты и в разви-
тии сельского хозяйства. В этом году 0об-
ласть досрочно выполнила план хлебозаго-
товок. Проведена значительная работа по
укрупнению мелких артелей. Сейчас глав-
ное внимание партийных организаций со-
средоточено на организационно-хозяйствен-
ном укреплении объединенных колхозов.
	Вав отмечалось на конференции, партия-
ные организации области стали более ква-
лифицированно руководить хозяйством, луч-
ше сочетать политическую и. хозяйствен-
ную работу. Обком партии. теперь глубже
вникает в деятельность роркомов и райко-
мов, усилил работу по марксистско-ленин-
скому воспитанию кадров, всех коммуни-
стов. Партийные организации улучшили
политическую агитацию в массах.
	Вместе с тем делегаты конференции под-
вергли острой критике серьезные недостат-
ки в деятельности обкома, горкомов и рай-
комов партии. В выступлениях делегатов
приводились факты, свидетельствующие 0
том, что многие горкомы и райкомы партии
все еще недооценивают значения партийно-
политической работы. Вместо укрепления
советских и хозяйственных органов некото-
рые горкомы и райкомы нередко подменяют
их, пытаются решать все хозяйственные за-
дачи силами партийного аппарата.

Делегаты конференции справедливо укз-
зывали, что такая практика  прису-
ща и обкому партии, который часто берет
на себя не свойственные партийным орга-
	нам функции, что приводит в ослаблению
партийно-политической работы. Работники
	обкома слабо связаны с партииными орга-
низациями, о положении дел на местах су-
		ВИЛЬНЮС, 5. (Корр. «Правды»). Co-
стоялея пленум ЦЕ КП(б) Литвы. Пленум
обсудил доклад секретаря ЦК КП(б) Литвы
тов. Снечкуса о мерах по укреплению кол-
хозов республики. Докладчик ий выступав-
шие в прениях отмечали, что трудящиеся
крестьяне Литвы окончательно и беспово-
ротно стали на путь колхозов. Сейчас в
колхозы объединилось 88,6 пропента, кресть-
янских хозяйств республики,

За короткий период крупные коллектив-
ные хозяйства наглядно показали свои
огромные преимущества перед мелкими
сельскохозяйственными артелями. Они луч-
ше провели сельскохозяйственные работы,
обеспечили более широкое применение ма-
шин, подняли свою доходность.

Докладчик и выступавшие в прениях под-
вергли критике недостатки ‘партийно-
организационной и партийно-политической
работы в Варенском, Вильнюсском и других
	районах.
	Конференция уделила большое внимание
идеологическим вопросам. В своих выступ-
лениях делегаты говорили 0 необходи-
мости конкретнее руководить всеми уча-
стками идеологической работы партийных
организаций. 0с0бое внимание было 06-
ращено на то, чтобы быстрее устранить
недостатки в партийном просвещении. В 0б-
ласти насчитывается несколько тысяч
коммунистов, которые не охвачены еще
никакими формами политической учебы.
В некоторых кружках и политшколах заня-
тия проводятея нз низком идейном уровне.

Секретарь парторганизации паровозоебо-
рочного цеха завода «Красное Сормово»
имени А. А. Жданова тов. Веселов критико-
вал отдел пропаганды и агитации обкома
партии за то, что он плохо знает нужды
згитаторов и пропагандистов. В издаваемом
обкомом «Блокноте агитатора» материалы
печатаются с большими опозданиями.
	В Горьковекой области много театров,
клубов, кружков художественной самодея-
тельности. Но, как отмечалось на конферен-
ции, обком недостаточно вникает в их дея-
тельность.
	Делегаты конференции ‘увБазывали на
слабую работу партийных  ортанизаций
среди интеллигенции. В частности, не про-
является необходимой заботы о воспитании
молодых научных кадров. Секретарь пзрт-
организации медицинекого института тов.
Воскресенский критиковал обком партии за
то, что он не вникает в деятельность 3у303-
ских партийных организаций.
	Многие делегаты говорили о верьезных
недостатках в работе газеты «Горьковская
коммуна». Газета проявляет робость в кри-
тике недостатков работы областных орга-
низаций, слабо связана с предприятиями и
колхозами.
	Конференция прошла под знаком больше-
вистекой критики и самокритики. В поста-
новлении конференции намечены практиче-
ские мероприятия, направленные на даль-
нейпий подъем партийно-политической ра-
боты и успешное решение хозяйственно-по-
литических залач, стоящих перед областью.
	С охромным воодушевлением конферен-
ция послала  приветственное письмо
великому вожлю и учителю товарищу
	И. В. Сталину.
А. ЕРОХИН.
	(Корр. «Правды?).
г. Горький, 5. (По телефону).
	Пленум обкома
о партийных собраниях
	СВЕРДЛОВСЕ, 5. (Корр. «Правды»).
На днях пленум областного комитета
ВКП(б) обсудил доклад секретаря 06-
кома тов. Недосекина о практике подготов-
ки и проведения партийных собраний. До-
кладчик и выступавшие в прениях отме-
чали, что в значительной части первичных
парторганизаций собрания проходят редко и
на недостаточно высоком идейном уровне.
Ленинский и Молотовский райкомы г. Сверд-
ловека, Нижне-Тагильский, Карпинский и
некоторые другие горкомы встали на путь
мелочной опеки первичных партийных ор-
танизащий. Серьезным недостатком многих
партийных собраний являетея все еще низ-
кий уровень критики и самокритики.

Пленум обсудил также доклад председа-
теля исполкома областного Совета тоз. Ни-
колаева © ходе выполнения трехлетнего
плана развития общественного продуктив-
ного животноводства в колхозах и совхозах
	области.
	соревнования
	«Мы обязались достигнуть на своей печи
в течение 1950 года миллиона рублей эко.
°номии и дать Родине 12 тысяч тонн стал
сверх плана. Обязательство по экономи

И 2 вы 2.
	мы уже выполнили, сохрани Нашему го   о

сударству миллион рублей. За 10 месяце   у

м FPRAKH way)   FP OANA Henn...
	мы выдали 10.500 тонн. сверхплановог
		выполнение своего обязательства»,
	11 ноября газета сообщила о новом успеть

передовых металлургов. Работая скороетны.
	ми методами, они сократили продолжите.

о и
		we ee ee А

среднем на № час 23 минуты. Это — на.
лучший результат, достигнутый в перво
MADTeHOBCKOM цехе комбината.
	Так трудятся сейчас советские патриоты
© ©
	м ee

на всем Южном Урале. Газета пишет о пр
изволетвенном подъеме в честь  выби
	eee Р--

на предприятиях Уфалея, олатоуста, №

ge ар ва
	пейска. Миасса и други

х городов области. Ih
	В Ч ee eR

Коркино сообщают 3 ноября, что в эти хи
	«нередко можно видеть, как от перед
вых шахт треста’ «Калачёвуголь» отпраь
ляются эшелоны‘ угля с надписью м
вагонах: «Родине—от калачёвских шахте
	ров в счет декабря>.
	Страницы «Челябинского рабочего» рас
сказывают о TOM, как ширитея сорри
вание рабочих ведущих профессий, в.
чавшееся по почину знаменитого здато-
устовского  сталевара Василия  Амосом,
0 ‘том, как на Уральском автомобтль-
ном заводе имени Сталина уже сотни те.
нических контролеров внедряют колье
метод технического контроля, предложен.
ный Руфиной Рассомахиной. 06 инициати
ве Сергея Бармасова, заведшего лицевой
счет экономии инструмента. 0 соревнов.
нии строителей  «Челябметаллургстря»,
скоростными методами вводящих в экспау.
атацию новые дома и целые поселки,

Страницы «Челябинского рабочего» по
вествуют о том, как коллективы предпри.
тий выполняют заказы великих сталински
строек. На строительство Куйбышевено
гидроэлевтростанции идут из Челябинен
мошные тракторы. Идут эшелоны © мета
	лом.
«На вагонах надпись: «Магкитогорск-
	Куйбышевгидрострою». Это металл, до
срочно изготовленный прокатчиками Маг
нитки для строительства гигантской гидро
электростанции на Волге».
	Побывавигий на строительстве епециаль-
ный корреспондент «Челябинского рабоч
го» П. Смирнов в своем очерке «Куйбыше-
гидрострой» передает хорошие отзывы
строителей о продукции челябинцев — о,
поставляемых ими металле, машинах и уз.
ханизмах. Заместитель главного инженер
«Куйбышевгилростроя» тов. Левченко rou
ит:
P «— Мы сейчас строим широкую шоссе.

ную дорогу, связывающую гидрострой с

городом Куйбышевом. Кроме автомашин,
	все остальные механизмы, применяемые Hi
	сооружении дороги, прибыли из Челябян
ска. Уральцы дали нам прекрасные траг
торы, скреперы и бульдозеры»,

..Так ©O страниц газеты ветает терм
читателями картина влохновенного с:
	пистичеекото соревнования. Редакция «1.
	лябинского табочего» правильно  Делзе,
связывая освещение вопросов агитапионис
массовой и организационной работы по вн.
борам в местные Советы © задачами борьбы
за новый подъем нашей социалистической

промышленности.
	торговли является следствием того, что Бе
тебский, Барановичекий, Гродненский и
лоцкий обкомы, многие горкомы и райком
партии плохо. осуществляют контроль №
работой книготоргующих организаций, нед
оценивают значения распространения вн
в народе.

ЦЕ &П(6б) Белоруссии наметил ряд мер по
улучшению и развитию книжной торговли,
В ближайшие месяцы решено создать пе
сколько областных книжных 643, открыт
два образцовых книжных магазина в Ми:
ске и много магазинов в районных центрах
республики.
	ные немецко-фапгистекой армией в [631
тате внезапного и вероломного нападения
на СССР. исчерпаны и война впредь 6748
	решаться постоянно действующими Gan
	рами —— прочностью тыла, моральным дух
армии, количеством и качеством дивиет,
вооружением армии и организаторекимя
способностями начальствующего состава. В
всем блеске проявились преимуществ
сталинской военной науки, сталинского в
енного и полководческого искусства и EN

превосходетва над буржуазной военно
лженаукой.
	Победа под Москвой оказала громадаи
влияние на ход и исход всей второй мировой
войны. Агрессивная ‘империалиетичеекая
Япония, страшась мощи советских вой,
держала почти полуторамиллионную ар
	в Маньчжурии и в Корее. ослабляя сви.
	силы в борьбе © англо-американцами в 686
сейне Тихого океана.
	Казалось бы, разгром гитлеровеких вой
под Москвой должен был многому научить
всяких претендентов на мировое господство.
Однако, как свидетельствуют факты,
уроки истории не смогли усвоить bypayay
ные горе-полководцы типа Макартура. [с
видимому, лавры Гитлера не дают спать по
	жигателям войны из англо-американског
блока.
	Опыт историн учит, что всех претенден-
	тов на мировое господство ждет одинакова
учаеть.
	Битва под Москвой является яркой стр
ницей в героической летописи. Великой
Отечественной войны. Она продемонетрие
вала могущество нашей социалистической
Родины и ее вооруженных сил, крепкое м
рально-политичеекое единетво советского
оощества, монолитную  сплоченноеть @-
	ветекого народа вокруг партии Ленина
Сталина.
	Советские люди, занятые сейчае ми
ным созидательным трудом, под знаменем
большевистской партни успешно строй
коммунизм. Последовательная и решитеть-
ная борьба за мир и сотрудничество между
народами обеспечили нашей стране симта-
тии и поддержку сотен миллионов людей #0
всех странах.

Советский — Союз под  руководетвом
товарища Сталина является авангардом
трудящихся всех стран в их благородно
	is
борьбе за прочный мир, демократию и @
ЦИЗлиИзмМ.
	JAMBA картина
	Челябинский трубопрокатный завод...
	Всё знают здесь старших вальцовщико?
стана № 2 Павла Сухорукова и Николая
Пономарева. Это они в свое время положили
начало массовому движению на заводе 38
увеличение производительности трубопро-
катных станов. В номере за 1 ноября газета
«Челябинский рабочий» посвящает яркие и
интересные материалы соревнованию трубо-
прокатчиков, развернувшемуся ныне с новой
силой в честь выборов в местные Советы.

Сначала первенство в соревновании,
рассказывает газета, держала бригада Cy-
хорукова. Но, изучив методы ее работы,
Пономарев заявил о намерении добиться
большей выработки, чем у Сухорукова.
	«За счет чего,— говорил он,— Сухоруков
достигает высокой  производительности
стана? Он добился увеличения подачи труб
при прокатке, выигрывает на секундах...
Но Сухоруков теряет секунды на других
операциях, например, на смене оправки.
Если использовать и эти секунды, то мож-
но будет дать еще больше труб. Потом
я хочу еще выиграть время за счет сокра-
щения пауз, возникающих из-за ожидания
гильз, ускорить смену валков и настройку

стана».
	Добившись резкого сокращения BCHOMO-
гательного времени нз всех операциях про-
катки труб, Пономарев вышел вперед в

соревновании.

«Павел Сухоруков был рад успехам сво-
его друга, но от борьбы за первенство не

отказался».
	Его бригада установила еще более жест-
кую норму на каждую операцию и вскоре
добилась внозь первенства. В бригаде По-
номарева смена валков и настройка стана
производятся за 1 час 20 минут при нор-
ме в два часа, а в бригаде Сухорукова
средняя затрата времени на эту же опера-
цию составляет 1 час 10 минут.

Соревнование, начатое двумя HosaTopa-
ми, как сообщает «Челябинский рабочий»,
становится все более и более массовым.
	Особая ценность напечатанных газетой
материалов о трудовых подвигах трубопро-
катчиков состоит в том, что они рисуют
живую картину социалистического соревно-
вания. Они показывают, как пример передо-
виков увлекает массы, что переживают ра-
бочие, вступая в соревнование, считая ©0-
ревнование своим собственным, родным де-
лом,

Такую же картину дает и страница
«Челябинского рабочего», посвященная до-
стижениям коллектива Магнитогорского ме-
таллургического комбината имени Сталина.
Выступающие здесь работники комбината
в законной гордостью пишут о своих слав-
ных победах в соревновании за экономию.
Это соревнование, начавшееся по почину
сталеваров Захарова, Зинурова и Семенова,
дало уже тысячи тони дополнительного
металла и сейчас, в дни избирательной
кампании, способствует дальнейшему росту
производства.

<...Ни днем, ни ночью не умолкает мощ-

ное гудение печей, — пишет инженер тов.
Октябрев.— Возле них беспрерывно несут
	трудовую вахту те, чье слово крепче самой
стали, которую они выплавляют».
	5 ноября один из инициаторов движения
скоростников-металлургов Магнитогорска —
тов. Захаров сообщает:
	МИНСВ, 5. (Норр. «Правды»). Централь-
ный Комитет ВП (6) Белоруссии принял ре-
шение об улучшении книжной торговли в
республике. ЦЕ отметил, что в республике
медленно развертывается = строительство
книжных магазинов, особенно в районных
центрах. Плохо оборудованы существующие
магазины и базы.

Слабо поставлена пропаганда книги. Га-
зеты и журналы мало публикуют рецензий
на новые произведения, нерегулярно ин-
формируют читатёлей о литературе, поету-
пающей в продажу.

Неудовлетворительное состояние книжной

ГРУЗЫ ДЛЯ ГЛАВНОГО
ТУРКАЕНСКОГО КАНАЛА
	АРАЛЬСК, 5. (Корр. «Правды»). Воды
Северного Арала покрылись льдом. Морские
суда зашли на зиму в порт. Последним пря-
был теплоход «Коммуна», доставивший в
Кара-Калпакию грузы для строительства
Главного Туркменского канала, а оттуда
привел караван барж с кара-калнаковим и
хорезмеким хлопком. Теплоход последний
рейс завершил раньше срока.
	Портовые рабочие и моряки Аральска в
свое время взяли обязательство без промед-
ления доставлять грузы для великой строй-
ки коммунизма. Свое обязательство они с
честью выполняют. Перевалка грузов, пред-
назначенных для стройки, на морские суда
производилась скоростными методами. Вод-
ники Северного Арала доставили на ново-
стройку тысячи тонн сельскохозяйственных
продуктов, промышленных товаров, много
строительных материзлов, механизмов и ин-
	БЛАГОУСТРОЯСТВО
БЕЖИЦЫ
	БРЯНСК, 5. (Козр. «Правды»). Бежи-
па — крупный индустриальный центр об-
ласти — благоустраивается с каждым днем.
За послевоенные годы восстановлены и вы-
строены большие предприятия, . сотни
многоквартирных жилых домов, культурно-
бытовые учреждения. Только коллектив
паровозостроительного завода получил десят-
ки тысяч квадратных метров жилой площа-
ди. Выросли кварталы красивых зданий, про-
ложены новые улицы, залитые асфальтом.

В городе имеются большой кинотеатр с
двумя зрительными залами, Дворец культу-
ры паровозостронтелей, школы, поликли-
ники, клубы, библиотеки, детские сады и
ясли, стадион, гостиница. Восстановлены
институт? транспортного мапгиностроения,
	машиностроительный техникум и Фельд-
шерско-акушерская школа, ремесленные
	училища и школы Ф50.

струментов.
	1616]
	ИС,
		in

to
need
			UB
	le
			Развитие книжной торговли в Белоруссии

РАЗГРОМ ГИТЛЕРОВСКИХ BOHCK
ПОД МОСВВОЙ_
	°
В ПОЗНЯК
	Герой Советского Союза,
генерал-лейтенант
		дусматривал разгром всей главной ударной
группировки немецко-фажшистеких войск под
Москвой. В сталинеком плане сочетались
активные оборонительные действия совет-
ских войск, имевшие .своей целью измотать.
и обескровить наступавшего врага, и мош-
ное контрнаступление Советской Армии с
задачей разгромить немецкую группировку
и отбросить ее далеко от Москвы.

Сталинский план предусматривал cocpe-
доточение сил и средетв, достаточных кав
лля отражения ударов противника, тах, и для
перехода в контрнаступление. Таков был
новый метод действия, о котором товарищ
Сталин учит как о «контрнаступлении поеле
успешного наступления противника, He
давшего, однако, решающих результатов, В
течение которого обороняющийся собирает
силы, переходит в контрнаступление и нано-
сит противнику решительное поражение».
	Гениальный полководец учел силы про-
тивника, его положение, прозорливо Ескрыл
	намерения врага, его сильные и слабые сто-
	роны и сумел еще в ходе оборонительного
сражения обеспечить сосредоточение таких
сил, которые в нужный момент могли ре-
ытительно изменить обстановку в нашгу поль-
зу и позволили перейти к наступлению.
	Выполняя план великого Сталина, совет-
ские войска готовились к решающей схратке
за столицу нашей Родины.
	В непосредственном соприкосновении с
врагом развернулись армии Западного фрон-
та, значительно усиленные свежими стрел-
ковыми соединениями, частями противотан-

ковой артиллерии, танковыми формировани-
anu.
	Но указанию товарища Сталина оборона
советских войск усиливалась противотан-
ковыми и противопехотными препятствия-
ми, войска зарывались в землю и готовили
систему противотанкового и противопехот-
ного огня, усиливалась мощь зенитной
обороны войск. Одновременно население
Москвы и прилегающих районов в ‚тылу на-
ших войск самоотверженно работало на
	строительстве оборонительных рубежей,
	Девять лет назад под водительством

товзрища Сталина Советские Вооруженные
Силы перешли под Москвой в решительное
контрнаступление против гитлеровских за-
хватчиков. Разгром гитлеровских войск на
подступах кстолице явился решающим воен-
ным событием первого года войны и первым
крупным поражением фашистских агрес-
соров.
_ Разгром немецкой армии под Москвой
был достигнут благодаря превосходству
сталинской политики и стратегии, сталин-
ского полководческого искусства над аван-
тюристическими политикой и стратегией
фашистов.

.‚ Немецко-фашистские захватчики, исходя
и; опыта своего наступления в Западной
Европе, рассчитывали на молниеносный
разгром СССР.

Фашистская Германия начала свою гра-
бительскую, захватническую войну против
СССР в выгодных для нее условиях. Гитале-
ровская армия была полностью отмобили-
зована, имела современный опыт ведения
войны и превосходетво в количестве танков
и самолетов. Под напором численно превос-
ходящих сил и техники врага, использовав-
шего преимущества внезапности нападения,
Советская Армия была вынуждена отету-
пать © боями в глубь страны. В упорных.
оборонительных боях она изматывала и
уничтожала силы врага. Уже в августе
1941 года планы гитлеровской молниенос-
ной войны были опрокинуты стойким сопро-
тивлением Советской Армии, всего советско-
го народа.

Провалились надежды фашистеких поли-
тиканов на внутреннюю слабость СССР и
его армии. Провалились их надежды на
возможность вывести Советский Союз из
войны одним ударом. По мере продолжения
войны росло сопротивление и увеличива-
лись силы Советской Армии.

По призыву товарища Сталина весь
советский народ поднялся на Великую Оте-
чественную войну против немецко-фапиет-
ских захватчиков.

Партия Ленина— Оталина явилась вдахно-
зрителем и организатором всенародной борьбы.

все попытки фашистов овладеть Тулой были
	отражены советскими войсками, но восточ-
нее Тулы немцы овладели городами Сталино-
горек и Венёв и рвались к Кашире.
	Рядом мощных контрударов Советская
Армия приостановила продвижение флан-
говых группировок врата и нанеела им
жестокое поражение, вынудив отказаться
от наступления и перейти к обороне. Гит-
перовское наступление захлебнулось в кро-
вн фашистских захватчиков и в чаду
горящих танков с черной свастикой на
броне.
	Насмерть стояли советские воины, от-
станвая грудью столицу своей Рохины.
	6 декабря 1941 года по приказу
товзрища Сталина советские войска, оборо-
нявшие  столипу, усиленные  подошед-
шими резервами, перешли в реши-
тельное контрнаступление. Первые удары
обрушились на выдвинутые вперед флан-
говые группировки врага. Через десять дней
напряженных боев  немецко-фашистские
войска оказались разгромленными сначала
на своих обоих флангах, а затем и в центре.
Начался их беспорядочный отход, во мно-
гих местах перераставший в паническое
бегство. На поле сражения оставалиеь горы
трупов захватчиков и разбитой боевой тех-
ники. В 25 декабря в результате нашего
контрнаступления немецко-фашистские вой-
ека потеряли многие десятки тысяч чело-
век убитыми, ранеными и нленными,
свыше тысячи танков, около полутора ты-
вяч оруднй, свыше двенадцати тысяч авто-
	машин и много другого оружия и военных
материалов.
	Б результате контрнаступления и после-
дующего стратегического наступления враг
был отброшен далеко от Москвы.

Гениальный сталинский план разгрома
немцев под Москвой был успешно ocymecr-
взен. Товарищ Сталин лично руководил обо-
роной Москвы, непосредственно. направлял
действия Советской Армии, вдохновлял бой-
цов и командиров.
	Победа советских войск под Москвой
имела громадное значение, не только воен-
Hoe, но и политическое. Навсегда была
ликвидирована опасность, нависшая нал
столицей нашей Родины. Была похотонена
	легенда © «непобедихости» немецко-фа-
шиетской армни.
	Товарищ Сталин ярко показал геему ми-
	‘ру, что временные преимущества, получен-
	превращая Москву и ев окрестности в
непристулную креность.
	Из различных областей Советского ©ою-
за и из самой Москвы в месту сражения
прибывали вновь сформированные воинские
соединения и части, шли поезда с боепри-
пасами и другим военным снаряжением.
	За линией фронта, вне направлений тан-
ковых ударов противника, были сосредото-
чены крупные группировки резервов. Они
располагались севернее, южнее Москвы и у
самого города в готовности основной своей
массой в нанесению ударов по немецко-
фашистским войскам, обходящим Москву, и
частью сил к поддержке советских войск,
оборонявших столицу.
	Врупные силы сталинской авиации при-
крывали город, действующие и резервные
армии были в полной готовности поддер-
жать как оборону, так и контрнаступление
наших войск.
	Товарищ Сталин в докладе 0 двадцать
четвертой годовщине Великой Октябрьской
социалистической революции 6 ноября
1941 года дал глубокую оценку общего по-
литического и военного положения, указал
Ha слабые стороны фантистской Германии
п ее армня, на преимущества СССР и его
союзников в войне против Германии и про-
зорливо предсказал «неминуемую гибель
немецко-фашистского империализма».
	7 ноября 1941 года состоялея парад
войск wa Красной плошади. С трибуны
ленинского мавзолея прозвучали историче-
скне слова вождя: «Товарищи красноармей-
цы и краснофлотцы, командиры и полит-
работники, партизаны и партизанки! На вас
смотрит весь мир, как на силу, способную
уничтожить грабительские полчища немец-
RMX захватчиков... Пусть вдохновляет вас в
этой войне мужественный образ наших вели-
ких предков — Александра Невевого, Дими-
трия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия
Пожарского, Александра Суворова, Михаила
Кутузова! Пусть осенит вас победоноеное
знамя великого Ленина!
	..Лод знаменем Ленина — вперед к побе-
де!». Советская Армия ответила на выету-
пление своего полководца усилением ударов
по врагу.

16 ноября немцы началя свов последнее
наступление на Москву. Ценой тяжелых
потерь им удалось на своем северном флан-
гё овладеть городами Влин и Солнечногорск
	и выйти Е каналу имени Москвы; на юге
	Под руководством партии советские. люди
превратили вею страну в единый боевой
лагерь. Под водительством величайшего
полководца всех времен и иародов товарища
Сталина советский народ и его вооруженные
силы готовили сокрушительные удары по
врагу.
	Дорого достались немецко-фашистским
армиям их временные ‘успехи летом и
осенью 1941 года, приведшие их на подету-
ны к Ленинграду и Москве. Потеряв свыше
четырех с половиной миллионов солдат и
офицеров убитыми, ранеными и пленными
и громадное количество боевой техники,
немецко-фаптистекая армия так и не смот-
ла решить ни одной из своих стратеги-
ческих залач в кампании 194 года.
	hak известно, немецкое командование
ставило перед собой задачу во что бы то ни
стало взять Москву. Для овладения Мо-
сквой гитлеровекое командование сосредото-
чило крупную группировку в пятьдесят с
лишним дивизий, из них восемнадцать тан-
ковых и моторизованных. На флангах этой
группировки были созданы крупные тан-
ковые тараны. Для поддержки наступления
	на Москву были брошены и основные силы
германской авиации.
	План. немецко-фашистского командова-
ния в последнем ноябрьском наступлении
на Москву заключался в том, чтобы овла-
деть на юге Тулой, Каширой и Рязанью, а
на севере — Влином и Дмитровом. В поеле-
дующем войска, наступающие в обход Мо-
сквы, должны были соединиться в востоку
от нее, завершить окружение как самой
Москвы, так и советских войск, обороняю-
щих ее.
	И. В. Сталин разработал и претворил в
жизнь тениальный стратегический план
	разгрома врага. Прежде всего этот план пре-