°С ДЕНАБРЯ 1950 г., № 340 (11812)

ee le иди

НАРОДЫ ПРОТЕСТМЮТ ПРОТИВ МОВОР   репрессии в Анелки
	против сторонников мира
	ЯОНДОН, 5 декабря. (ТАСС). Вчера ме-
стная организация консервативной партии
в Илинге (Западный ОФондон) исключила
д-ра Вударда из консервативной партии за
его участие в движении сторонников мира.
Вудардх являлся деле юм Второго Веемир-
ного конгресса сторойНиков мира и был
избран членом Всемирного Совета Мира.

В связи с этим Вудард заявил корреепон-
денту «Дейли уоркер»: «Я никогда в жиз-
ни не видел больщей глупости... Все, что
эти глупцы могли сделать, так это попы-
таться заставить меня сказать, что я про-
тив коммунизма. Я сказал им, что имеется
по крайней мере один миллиард людей на
земле, которые верят в коммунизм, и что
их нельзя сбрасывать со счетов. Мы долж-
ны сотрудничать с ними, если мы хотим
мира».

Как указывают, когда на собрании ме-
стной организации консервативной партии
Вударду сказали, что его действия нахо-
дятея «в полном противоречии с политикой
консервативной партии», он ответил, что
будет продолжать бороться за мир, и доба-
вил: «Вы не сделаете из меня примиренца.
Я повстречал множество прекрасных людей
с тех пор, как присоединился к движению
сторонников мира».

Вудард получает многочисленные пиеь-
ма, в которых выражается солидарность и
поддержка его деятельности в защиту мира.

ен
	Падение курса акций
на нью-йоркской бирже
	НЬЮ-ИОРВ, 5 декабря. (ТАСС). Пораже-
пия американских войск в Корее вызвали
новое падение курса акций на нью-йорк-
ской бирже. После значительного енижения
курса акций на прошлой неделе вчера курс
акций снова упал на 1—4 доллара за
акцию.

По еообщению корреспондента агентетва
Ассошиэйтед Пресс, многие биржевики ре-
шили продавать акции ввиду «мрачных
перспектив», перед которыми оказались от-
ступающие американские войска в Корее.
	Ьуре акций «Дженерал моторе  корпо-
рейшн», «Юнайтел Стейте стил  корпо-
	рейшн» и других крупнейших компаний но-
низилея, несмотря на рекордные прибыли
этих компаний в последнее время.

Согласно индексам Доу-Джонеа, 4 декаб-
ря к закрытию нью-йоркской биржи cper-
ний курс акций 30 промышленных компа-
ний составил 222,33, тогда как 24 ноября
он составлял 235,47. Понизились также то-
варные цены, в том числе цены на хлопок,
каучук, зерно. Агентетво Ассошиэйтет
Пресс связывает понижение товарных цен
е «неблагоприятными сообщениями из
	Борей».
	_ ЧОНДОН, 5 декабря. (ТАСС). Как сооб-
maer газета «Дейли уоркер», многие орга-
низации, объединяющие в целом свыше
1 млн. человек, направили Эттли телеграм-
хы и петиции, в которых содержатся требо-
вания о том, чтобы «Англия ни в коем слу-

чае не оказалась вовлеченной в войну с
Китаем». -
	«Дейли уоркер» публикует список opra-
низаций и коллективов рабочих, направив-
ших Эттли телеграммы подобного водержа-
ния. В нем значатся: рабочие Вулиджеского
арсенала, рабочие заводов компании «Стан-
дарх мотор», преподаватели технического
колледжа в Ковентри, учителя одной из бир-
мингамских школ, а также целый par
	KO x
3a
	ФРАНЦИЯ
	заявление Министров иностранных дел
восьми государств является наилучшим пу-
тем к ликвидации раскола Германии, к обес-
печению мира путем заключения мирного
договора с последующим отводом оккупаци-
онных войск и к восстановлению Tepma-
нии как миролюбивого государства в усло-
	внях экономического и политического един-
ства».
	БЕРЛИН, 5 декабря (ТАСС). Как пере-
дает агентство АДН, Союз свободной немец-
кой молодежи в Киле выразил решительный
протест против заявления Трумэна. «He-
мецкая молодежь, — подчеркивает Союз. —
хочет мира».
	СПА
	БОЕННОЙ ИСТЕРИИ В США

ЗАЯВЛЕНИЕ WKOY SHb- AS
	капитуляции первоначально предусматриз
валось, что Япония не будет иметь армии,
военно-морекого флота и военно-воздушных
сил, тайной полиции и жандармерия,
то есть, что Япония не должна быть Hepe-
вооружена. Тем не менее правительстве
Соединенных Штатов так же, как оно в нз-
стоящее время открыто неревооружает 93-
падную Герианию, вейчае открыто пере-
вооружает Японию. Общеизвеетно, что
оккупационные войска Соединенных ПШта-
тов восстанавливают японскую армию под
видом японской полиции; воестанавливают
японский военно-морской флот через по-
вредетво управления морской охраны;  ©9-
храняют и реконструируют японекие воеч-
но-морекие порты; восстанавливают ‘япен-
ские военно-воздушные силы, обучая япон-
ских летчиков, а также сохраняют и рекон-
етруируют японские авиабазы. Америкав-
ские оккупационные влаети возрожяают
агреесивные силы Японии, освобождая
большое число главных японеких военных
преступников, а также разрешают деятель-
ность большому числу фашистских элемен-
тов.
Правительство Соединенных Штатов при
помощи своего военного контроля пытается
превратить Японию в колонию Соединен-
ных Штатов и иепользует Японию в каче-
стве орудия Соединенных Штатов, толкая
ев на путь агрессии против народов Азии.

7. Чтобы улучшить благосостояние
японского народа, Центральное народное
правительетво Китайской Народной Респуб-
лики горячо желает развития японской
мирной промынтленноети на основе елу-
жения интересам японского народа. В то
же самое время в соответствии C OCHOB-
ной политикой, предусмотренной в отноше-
нии Японии после ее капитуляции Даль-
невосточной комиссией, экономическая ба-
за японской военной мощи должна быть
уничтожена и не должно допускаться ее
восстановление. Однако фактически, дей-
ствуя в интересах американского монополи-
стического капитала, американские окку-
пационные власти восстанавливают япон-
скую военную промышленноеть и разви-
вают и иснользуют ев в целях осуществле-
ния агрессии против Вореи и китайского
Тайвана. Эта политика, проводимая прави-
тельством Соединенных Штатов, ведет
лишь в нарушению мирной жизни япон-
ского народа и к усилению эксплуатации
экономики японской нации.

8. План мирного договора се Японией,
предусмотренный в меморандуме правителъ-
ства Соединенных Штатов, грубо нарушает
общие военные цели союзных етран, 0о-
ровшихея против Японии, нарушает sce
международные соглашения, касающиеся
политики в отношении Японии, и, более
TOTO, полностью игнорирует коренные ин-
тересы китайского народа, который вел ге-
роическую войну против Японии, а также
игнорирует чаяния японского народа в от-
ношении его будущего. Правительство С9-
единенных Штатов ставит единственную, со-
вершенно эгонстическую пель-—насильствен-
ной оккупации Японии, порабощения япон-
ского народа и превращения Японии в аме-
риканскую колонию и военную базу для
агрессни против народов Азии. Поэтому
предложения, выдвинутые в меморандуме
правительства Соединенных Штатов по Be-
просу о мирном договоре с Янонией, не от-
вечают интересам китайского и японского
народов, Витайский народ горячо желает
скорейшего заключения всестороннего мир-
ного договора с Японией вместе с другими
союзными в период второй мировой войны
странами. Однако база для мирного договора
толжна полностью соответствовать Каирской
декларации, Ялтинскому соглашению, Поте.
дамской декларации и Основной политике в
отношении Японии после капитуляции.
Только мирный договор е Японией, оеновы-
вающийся на этих международных согла-
шениях, может привести к демократизации
Японии, может уничтожить агрессивные ги-
лы Японии и воспрепятствовать возрожде-
нию агрессивных сил Японии, Только де-
мократическая Япония, свободная от иност-
ранного влияния, может способствовать де-

лагали поетавять вопрос 00 ответетвенно-
сти генерала Макартура перед комнетент-
ной международной организацией. Предета-
вители Китая и Советского Союза сделали
все, чтобы добиться единогласного решения
по столь важному вопросу, и в итоге
т-жа Апнель и г-жа Бранка Фиальо вместе
со всеми голосовали за предложение: «Мы
требуем, чтобы международная авторитет-
ная комиесия расемотрела преступления, е0-
вершенные в Корее, и, в частности, вопрое
0б ответственности генерала Макартура».

Г-н Мур попыталея скептически подойти
к борьбе за мир. Он сказал, что «толу-
би He сражаются, сражаются только
орлы и. коршуны». Австралийская де-
легатка г-жа Стрит ему  возразила: «Голубей
иногда кушают — с зеленым горошком или
без оного. Мы не хотим, чтобы голубя мира
сожрали, вот ночему мы боремся за мир».
Г-н Мур ей зааплодировал.

В наших газетах много писали о выетуп-
лении г-жи Пак Ден Ай. Это были воистину
самые высокие минуты конгрееса. В Совете
Безопасности судили и засудили Корею, от-
казавшиеь даже выслушать ее предетавите-
лей. В Варшаве Корея наконеп-то получила
слово. Маленькая женщина перед притих-
шим залом громко обвинила детоубийц, на-
родоубийц. Совесть человечества, предета-
вители восьмидесяти стран торжественно
подтвердили, что Корея не одна, что никогда
народы не выдадут ее на заклание. Совет
Безопасности пометил бомбардировщики,
разрушающие ЁКорею, цветами Объединен-
ных Наций. Над конгрессом мира реяло го-
лубое знамя с белым голубем, ‘и конгреее
потребовал не мести, не начала новых войн,
но немедленного прекращения военных дей-
ствий в`Ворее. Из пяти частей евета люди
приехали в Варшаву не для того, чтобы раз-
дуть костер ненависти, а для того, чтобы
тоговориться, установить подлинный мир.
	Я осмелюсь сказать, что ‘варшавекий
конгреес был куда более предетавительным
органом человечества, нежели прекрасная в
замыеле и печальная в ее будничной жизни
организация, заседающая около Нью-Йорка.
Достаточно напомнить, что в Варшаве име-
лись подлинные предетавители самого боль-
шого государетва мира — Витая. Их уча-
стие в работах комиссий, их выступления и
предложения придали еще больший вее пря-
нятым конгрессом решениям,
	(Окончание на 4-й. стр.)
	ПЕКИН, 5 декабря. (ТАСС). Бак передает
агентство Синьхуа, министр иностранных
дел Китайской Народной Республики Чжоу
Энь-лай сделал 4 декабря заявление по во-
просу о мирном договоре с Японией, в ко-
тором говорится:

Изучив меморандум, врученный 26 ок-
тября 1950 года советником государетвен-
ного департамента Соединенных Штатов
г-ном Даллесом советскому представителю
в Совете Безопаености г-ну Малику, а так-
же меморандум, врученный 20 ноября г-ном
Маликом по поручению Советского прави-
тельства г-ну Даллесу, Центральное народ-
ное правительство Китайской Народной
Республики . уполномочило меня сделать
следующее заявление по вопросу © мир-
ном договоре © Японией:

1. Начиная © 18 сентября 1931 года
японский империализм осуществлял во-
оруженную агрессию против Витая и раз-
рушил обширный район нашей страны, вы-
звав большие жертвы и причинив большой
ущерб имуществу народа нашей страны.
В результате 8-летней героической войны
сопротивления китайский народ нанес пора-
жение японскому нмпериализму и одержал
победу в антияпонской войне. Естествен-
но поэтому, что Китайская Народная Рес-
публика должна принять участие в подго-
товке, еоставлении и заключении мира с
Японией. Я торжественно заявляю, что
Центральное народное правительство Ви-
тайской Народной Республики является
единственным ваконным правительством
китайского народа и что оно должно при-
нять участие в подготовке, составлении и
ваключении мирного договора < Японией.
Остатки резкционной клики гоминдана He
имеют никакого права представлять китай-
ский народ и поэтому не имеют права при-
нимать участие в каком-либо обсуждении
и конференции, касающихея мирного до-
говора се Японией. Центральное народное
правительство считает, что всякая подго-
товка и составление мирного договора ©
Японией, независимо от их содержания и
результатов, будут являться незаконными
и нелействительными, если Битайская На-
редная Республика не будет принимать в
них участие,

2. В еоответетвии с Договором о дружбе,
союзе и взаимной помощи, заключенным
между Китайской Народной Республикой и
Союзом Советских Социалистических Рес-
публик 14 февоаля 1950 г., правительства
двух стран — Китая и Советского Союза —
согласились добиваться заключения в воз-
можно более короткий срок совместно ©
другими союзными во время второй мировой
войны державами мирного договора с Яно-
нней. Это показывает, что основная’ поли-
тика Центрального народного правительства
Китайской Народной Республики состоит в
том, чтобы добиваться скорейшего заклю-
чения всестороннего мирного договора ©
Японией с тем, чтобы окончить состояние
войны с Японией и дать японскому народу
возможность в ближайшее время достичь
демократии и мира. Правительство же
Соединенных Штатов, напротив, приняло
политику отсрочек в отношении мирного
договора с Японией, чтобы осуществлять
длительную военную оккупацию Японии.
С 1947 года правительство Соединенных
Штатов неоднократно пыталось нарушить
процедуру заключения мирного договора с
Японией, подрывало принцип, в соответ-
ствии с которым мирный договор с Японией
должен быть сначала совместно обсужден
и подготовлен  Совещанием министров
нностранных дел четырех держав — Витая,
Советского Союза, Соединенных Штатов и
Великобритании, —а также  подрывало
принцип единогласня великих держав. В
настоящее время правительство Соединен-
ных Штатов не только пытается подорвать
процедуру мирного договора с Японией, но
также нытается разрушить основу для вее-
стороннего мирного договора с Японией.

3. Каирская декларация, Ялтинское co-
глашение, Потсдамская декларация и Основ-
ная политика в отношении Японии после
капитуляции, согласованная и принятая
	по вопросу о мирном договоре с Японией
	ные документы, в подписании которых уча-
ствовало американское правительство, — яв-
ляются основной базой для веестороннего
мирного договора с Японией. Однако статья
первая меморандума, направленного прави-
тельством Соединенных Штатов правитель-
ству Союза Советеких Социалистических
Республик, идет настолько далеко, что
предусматривает: «Участники. Любая или
все нации, находящиеся в состоянии войны
с Японией, которые готовы заключить мир
на предлагаемой основе и так, как может
быть согласовано». Это значит, что амери-
канское правительство открыто отказалось
от базы для всестороннего мирного договора,
с Японией, заложенной в Каирекой деклара-
ции, Ялтинском соглашении, Потедамекой
декларации и Основной политике Дальневос-
точной комиссии в отношении Японии после
капитуляции. В меморандуме правительство
Соединенных Штатов явно пытается иеполь-
зовать свои собственные предложения и так
называемое достижимое соглашение в каче-
стве основы для мирного договора е Япо-
нией вместо международных соглашений,
заключенных союзными странами, таких,
как Каирская декларация, Ялтинское согла-
шение, Нотедамекая декларация и Основная
политика Дальневосточной комисеии в отно-
шении Японии после капитуляции, Оно так-
же пытается принудить других еоюзников
принять свои предложения и тах называе-
мое достижимое соглашение. В противном
случае правительство Соединенных Штатов
будет нагло продолжать подготовку в сепа-
ратному мирному договору в соответствии со
своими вобственными планами без участия
других гоюзников.

4. Что касается Тайвана и островов
Пэнхуледао, то в соответствии е Кзлрской
декларацией было решено, что они будут
возвращены Китаю. Что касается южной
части Сахалина и Вурильских островов, то
в соответствии с Ялтинским соглашением
было решено, что они будут возвращены и
переданы СССР. Нет никакого основания
возобновлять обсуждение этих «территори-
альных вопросов, которые уже были реше-
ны. Требование правительства Соединен-
ных Штатов заново решать эти территори-
альные вопросы является вопиющим нару-
шением существующих международных со-
глашений, умышленным нарушением за-
конных прав и интересов Китайской На-
родной Республики и CCCP, а также по-
пыткой таким путем достигнуть своих аг-
реесивных целей. Этот факт ясно доказы-
вает, что правительство Соединенных Шта-
тов уже проводит вооруженную агрессию
против китайского острова Тайван. Что ка-
сается архипелага Рюкю и островов Бонин,
то в Каирекой декларации и в Потедамской
декларации не содержится никакого реше-
ния 06 опеке, а тем более о назначении
«Соединенных Штатов в качестве управ-
ляющей власти». Эти стремления прави-
тельства Соединенных Штатов представляют
собой не что иное, как попытку прикрыться
именем Объединенных Наций для осущест-
вления длительной оккупации архипелага
Рюкю и островов Бонин и создания военных
баз лля агрессии на Дальнем Востоке.
	0. Б соответствии в Потсдамской декла-
рацией оккупационные войска должны быть
выведены из Японии. Однако правительство
Соединенных Штатов не проявило ни ма-
лейшего признака намерения эвакуировать
оккупационные войска из Японии в бли-
жайшее время, & вместо этого использует
Японию в качестве военной базы для втор-
жения в Корею и Китай. Правительство
Соединенных Штатов в своем меморандуме
правительству Союза Советеких Социали-
стических Республик требует включения в
мирный договор е Японией разрешения про-
должать совместную ответетвенноеть япон-
ских органов и американских войск за под-
держание международного мира и безопас-
ности в районе Японии. Это равносильно
принуждению японского народа сотласить-
ся с тем, чтобы войска Соединенных Шта-
тов в течение длительного времени находи-
лись в Японии для осуществления агрессии
против народов Азии.

6. В Основной политике Лальневосточ-

HbIO-HOPR, 5 декабря. (ТАСС). По со-
общению газеты «Дейли уоркер», 80 про-
тестантеких священников из западной ча-
ети штата Нью-Йорк опубликовали заявле-
ние, в котором протестуют против угрозы
Трумэна расптирить пламя агрессивной вой-
ны. Священник Пибоди из Салема (штат
Нью-Йорк) распространял среди верующих
в церкви в Буффало заявление, содержа-
щее призыв к руководителям США и к
Организации Объединенных Наций хобить-
ся прекращения военных действий в Корее
	и мирного урегулирования корейского во-
проса.
	Тазета «Дейли уоркер» пишет, что де-
легаты районной конференции профсоюза
рабочих автомобильной промышленноети,
состоявшейся в Детройте, единодушно вы-
сказались за запрещение атомного оружия.

Свыше 100 студентов Уэйнского универ-
ситета и групна молодых рабочих компа-
нин «Мидлэнд стил компани» и автомо-
бильного завода фирмы «Плимут» напра-
	вили Грумэну телеграмму протеста против
его заявления.
	ИНДОНЕЗИЯ
	ПАРИЖ, 5 декабря. (ТАСС). Газета
«Юманите» сообщает, что вчера делегации
рабочих автомобильных заводов «Рено»,
«Пежо» и «Испано-Сюиза», работников во-
допроводной сети парижского пригорода
Шуази-ле-Руа, рабочих парижеких пред-
приятий готового платья, а также делега-
ции населения различных округов Парижа
н парижеких пригородов посетили амерн-
танское посольство и передали резолюции
протеста против провокационного заявле-
ния Трумэна.

По сообщению «Юманите», на многих
предприятиях в Париже и его пригородах
рабочие в знак протеста против заявления
Трумэна на короткое время прекращают
работу. Собрания и митинги протеста про-
тив заявления Трумэна имели место в горо-
хах Санс (департамент Йонна), Лань (депар-
тамент Воклюз), Сент-Этьенн (департамент
Тузра) и других.
	ЗАПАДНАЯ ГЕРМАНИЯ
	БЕРЛИН, 5 декабря. (ТАСС). Как сооб-
maet агентство АДН из Саарбрюкена, сек-
ретариат правления коммунистической пар-
тии Саарской области опубликовал воззва-
ние, в котором выражает решительный про-
тост против заявления Трумэна.

«Пусть американским поджигателям вой-
иы,—гГоворитея в воззвании,—станет яено,
что народы не допустят продолжения игры
с факелом войны, которая может навлечь
несчастье на людей во всем мире.

В то время, когда война снова угрожает
	нашей стране, для всех немцев Пражекое
	ТААГА, 5 декабря. (ТАСС). Бак сообщают
из Джакарты, широкие слои населения Ин-
донезии с глубоким негодованием ветретили
заявление Трумэна.
	Газета «Педоман», выходящая в Джа-
карте, предупреждает, что если американ-
ские империалисты осуществят евои угро-
ЗЫ, то это печально кончитея для них ‘же
самих. В ответ на угрозы Трумэна подни-
мается мощная волна негодования народов
Азии. Многомнллионные народные массы
Азии, независимо OT их религиозных и но-
литичезских убеждений, объединяются В
	общий фронт борьбы против американских
згрессоров.
	Makaptyp — злейший враг народов
	ПРАГА, 5 декабря. (ТАСС). Как передает
лондонекий корреспондент агентства Теле-
прессе, выетупая на‘митинге в своем изби-
рательном округе в конце прошлой недели,
видный правый лейборист, член парламента
Стэнли Эване заявил, что Макартур ведет
себя, как «бык в магазине фарфоровых из-
делий».

Эване заявил; «Макартур отводит себе
роль нового политического мессии, который
призван освободить мир от коммунизма сн-
лой оружия. Но этого нельзя сделать...
Нельзя уничтожить коммунизм. Было бы
глупо притворяться и думать, что недавние
события в Корее не поколебали веры ан-
гличан в политические цели и военные
способноети командующего войсками 00Н».

Народы Азии, заявил Эванс, «не будут
бороться за сохранение разложившихея и
продажных режимов, таких, как режим Ли
Сын Мана и режим Чан Вай-пиг».
		РЕЗОЛЮЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА
ПРОГРЕССИВНОЙ ПАРТИИ США
	’ НЬЮ-ЙОРК, 5 декабря. (ТАСС). Нацио-
нальный комитет прогрессивной партии
СЛГА одобрил. резолюцию, призывающую к
неидленному мирному урегулированию KO0-
рейского конфликта, а также к созыву ©о-
зещания четырех держав для выработки ©о-
тлашения по германскому вопросу.

(суждая заявление Трумэна, содержащее
угрозы по адресу Китая, Национальный ко-
уитет прогрессивной партии указывает, что
единственной возможностью спасти жизни
УНогих тысяч американцев, сражающихея в
настоящее время в Корее, и не дать распро-
странитьея пламени войны является пре-
вращение военных действий в Корее. «С
этой целью мы призываем президента
немедленно внести в Организацию Объеди-
ненных Наций следующие предложения:
1. Отдать приказ © прекращении отня.
2. Назначить специальную комиссию для
предничества, в которую должны войти
представители Соединенных Штатов, Совет-
ского Союза, Индии и Китайской Народной
Реепублики. Комиссия должна встретиться
с представителями Южной Кореи и Север-
Hoi Roped Jaa Toro, чтобы добиться урегу-
лирования конфликта, предусматривающего

отвод всех иностранных войск и еоздание
объединенной, независимой и демократиче-
свой Кореи:

Мы призываем в осуществлению следу-
ющих дополнительных мероприятий, необ-
ходимых для того, чтобы облегчить мирное
урегулирование основных разногласий:
1. Допуск Китайской Народной Республики
в Организацию Объединенных Наций для
того, чтобы обеспечить ей законное право
представлять 475-миллионный народ, что
откроет путь к общему урегулированию дел
на Дальнем Востоке. 2. Совещание четы-
рех держав — Соединенных Штатов, Анг-
aun, Франции т Советекого Союза — по
германскому вопросу, которее откроет путь
в мирному урегулированию дел в Европе.

Мы вновь призываем Организацию 0бъ-
единенных Наций добиться соглашения о
запрещении применения атомного оружия
ий воех других орудий массового уничтоже-
НИЯ.

Час поздний, но мир еще можно спасти...
Мы призываем всех американцев, незавиен-
мо от разногласий по другим вопросам, объ-
единиться и потребовать от президента
Трумэна мира вместо бомб».
		Ree
		Совешание Трумэна и Эттли
	ВАШИНГТОН, 5 декабря. (ТАСС). Вчера
Трумэн и премьер-миниетр Англии Эттли,
	которых сопровождают их советники, нНА-  странами членами Дальневосточной комис-
чали переговоры в Белом доме. вии 19 июня 1947 года, — международ-

ТС: Ey ot... ee

интересовался политическими убеждениями
делегатов: нас объединяло одно —— борьба
за мир.

Американские и американствующие газе-
ты пытались и пытаются скрыть от свойх
читателей работу конгреееа мира. Преело-
вутый «железный занавес» опустился ена-
чала в Дувре перед делегатами. Потом этот
занавес попытался отделить Америку и 3а-
падную Европу от Варшавы — среди раз-
личных изобретений нашего века имеется
одно, 0 котором мало пишут, — поклонники
«американского невольничества» научились
делать железный занавес из целлюлозы:
газетными листами, газетной ложью они
пытаются отгородить своих сограждан от
правды.

Ворреспондентов «Се суар» и других ле-
вых газет, направлявшихся в Шеффилд,
лейбористы не впустили в Англию. Поляки
впустили в Нольшу корреспондентов веех
американских и американствующих газет.
Что еказать 0б этих людях? Они рыекали
по кулуарам конгресса в надежде, что под-
слушают какую-то «тайну». Они не слу-
шали речей. Они восторгались в «Бристоле»
«высоким качеством водки», которой их
нотчевали гостеприимные поляки. Поеле это-
го они садились за работу — писали то,
что от них требовалось. В Варшаве во время
конгресса дети яростно собирали автогра-
фы делегатов, это было сильнее той стра-
сти к перышкам и Е маркам, которую я зна-
вал в дететве.  Возле гостиницы, где жили
делегаты и журналисты, с ‘раннего утра
толнились ребята, протягивая выходящим
альбомы, тетрадки, листки бумаги. Вор-
респондент «Ивнинг-ньюс» напивал, что
«возле гостиницы толпятся дети, просящие
кусочек хлеба». Я хочу, чтобы об этом узна-
ли и лондонекие читатели «Ивнинг ньюс»
и дети Варшавы. Пуеть знают англичане,
как низко и глупо их обманывают. Пуеть
	знают юные поляки, как понимают англий-
	ские джентльмены и порядочность и при-
знательность за гостеприимство. Мне
остается добавить, что корреспондент «Ив-
нинг Ньюс» и его коллеги, которые доволь-
ствуются в Лондоне кусочком польской Ky-
рицы и польским яичком, выдаваемыми по
карточкам, жадно накидывалиеь на вар-
шавские обеды и, вынив вдоволь, сообщали
в евои газеты о голоде, якобы царящем в
Польше.

Вот еще один пример того, как американ-
ские и американствующие корреспонденты
	вонгоесса_
	были, что пять частей света не лежат в их
жилетном кармане. Я пережил патетические
дни в’Праге, когда каждые четверть часа
приземлялея самолет с западными хделега-
циями. Специальные поезда один за другим
уходили в Варшаву. Свыше тысячи делега-
тов в течение сорока восьми часов были пе-
реброшены из Лондона, из Парижа в Вар-
шаву. Вряд ли г. Ачесон поблагодарит че-
хослованких летчиков и машинистов.

Вряд ли г. Эттли в евою очередь поблаго-
дарит поляков, которые в течение несколь-
ких дней подготовили зал для заседаний,
помещения для делегатов восьмидесяти
стран. Имя польской столицы, испепелен-
ной фашистами и восстановленной гением
народа, евязано с одним из самых трагиче-
ских эпизодов мировой войны. Отвага и са-
моотверженность жителей Варшавы тогда
потряели человечество, Отныне имя Вар-
шзвы связано е крупной победой в борьбе
за мир, и взгляды всего человечества были
вновь обращены к этому городу.

ты, будь то «Дейли геральд» или «Об», пы-
тались убедить евонх читателей, что кон-
гресе мира востоит из приверженцев одной
политической партии, эти газеты писали:
«Коммунистический конгресс»... Между тем
делегаты принадлежали к самым различным
политическим партиям, и конгресс объеди-
нил сторонников самых различных идеоло-
гий. Среди английских делегатов было евы-
ше семидесяти членов лейбористской пар-
тии. Среди французских делегатов были
члены радикальной и католической партий.
Данию в политической комиссии представ-
ляла г-жа Анпель, депутат либеральной
партии, Бельгию — депутат социалиетиче-
ской партии г-жа Блюм. На конгрессе бы-
ло много священнослужителей различных
церквей, и одними из самых ярких речей
были выступления шведского пастора и ка-
толического аббата из Италии. На конгрессе
присутствовали квакеры, представители на-
циональных партий Сирии и Ливана, борцы
за равноправие негров из английских и
французских колоний, индийские философы,
итальянский роялист, американцы, голосу-
юнгие за демократов (то есть за г. Трумэна),
	скандинавские социал-демократы. Виклто не
	ной комиесии в отношении Японии после‘ лу мира и безопасности Азии.

понимают долг честного зкурналиста, На
конгреесе, как я уже упомянул, присут-
ствовала г-жа Апнель, видный член дат-
ской либеральной партии. Во время одного
из заседаний она прислала мне следующую
записку: «Я только что узнала, что агент-
ство Рейтер опубликовало сообщение, будто
я заявила о невозможности работать вместе
с советскими прелетавителями, Это abco-
лютная ложь, ничего подобного я не гово-
рила, и я, напротив, думаю, что с советской
делегацией оказалось гораздо легче догово-
риться, чем я предполагала раньше. Я хо-
чу, чтобы вы 06 этом знали». Я об этом знаю.
Но я хочу, чтобы 0б этом узнали и англича-
не, которых ежедневно кормят (не по кар-
точкам) выдумками атентетва Рейтер, и
датчане, голосующие за г-жу Апнель. Пусть
сами рассудят, кто и зачем изготовляет
«железный занавес».

На конгрессе делегаты свободно выража-
ли свою точку зрения, норой весьма отлич-
ную от мнений большинства. Всех слушали,
Выелушали и г. Рогге, который пространно
изложил точку зрения г. Ачесона. Вряд ли
стоит долго останавливаться на этом вы-
ступлении — по своему уровню оно больше
подходило для собрания членов клуба
«Дьвы» где-нибудь в Оклахоме, чем для
Всемирного конгресеа. Г-н Рогге высказал
сожаление, что Китай ведет самостоятель-
ную политику, не считаясь с советами ни
Белого дома, ни самого г. Рогге. Он сказал:
«Я н моя жена готовы вступить в вонтакт
е делегатами Китая». Китайцы вежливо
улыбнулись, и г. Рогге сошел с трибуны
при общем молчании,

На конгрессе выступили английский ли-
берал, по профессии юрист, г. Мур и
г-жа Аппель, Они резко критиковали как
выступления других делегатов, так и пред-
лагаемые резолюции. Никто не прервал их
ни одним словом, они могли убедиться, что
такое свобода не по-шеффилдеки...

Документы, предложенные конгрессу, в
частности, бращение к ООН, долго и всеето-
ронне обсуждались в различных комиссиях.
Многие вопросы вызывали оживленные спо-
ры, и принятые решения были результатом
взаимных уступок. Так, например, предета-
вительницы Бразилии и Данни, считая, что
американские войска совершили в Kopee
подлинные злодеяния, не хотели, однако,
чтобы генерал Макартур был немелленно.
	объявлен военным преступником. Они пред-

В 1852 г. Герцен впервые увидел мело-
вые утесы Дувра. Англия тогда раскрывала
свои двери перед лучшими людьми Европы,
перед Гюго и Герценом, Гарибальди и Кошу-
том, Герцен умел, однако, не только видеть,
он умел предвидеть. Он писал о будущем
Англии: «Не утратится... ни одного права,
не уменьшится ни одной свободы, умень-
шитея только способность пользоваться эти-
ми правами и этой свободой!.. Трагическая
безвыходность состоит именно в том, что та
идея, которая может спасти народ и уетре-
мить Европу к новым судьбам, невыгодна
господствующему классу, что ему, если б он
был последователен и смел, выгодно только
тосударство с американским невольниче-
ством!»

Пронгло сто лет. Возле меловых утесов
Дувра стоял один из самых крупных уче-
ных нашего времени — Фредерик Жолио-
Вюри.Имя его известно любому английскому
студенту. Жолио-Ёюри не искал в Англии
убежища, он только хотел, вместе с другими
честными людьми, выступить в защиту ми-
ра и культуры. Английский полицейский
поставил на его паспорте штемпель: въЪ634
запрещен.

Такой же штемпель поставили на пас-
порте французского депутата, секретаря
парламентской группы франко-английской
хружбы. Бывшего французекого министра,
Командора ордена Британской империи
т. Жюстена Годара английские полицейские
обыскали и тотчас выслали из Англии.
В Англию приехал делегат Сирии. Он
был торячим приверженцем английской
конституции и, подъезжая 5 меловым Уте-
сам, прославлял свободы Великобрита-
нии; он делал это тем более уверенно, что
на его паспорте красовалась добротная анг-
лийская виза. К делегату Сирии подошет
английский полицейский и зычно крикнул:
«Руки вверх!» Так была развеяна еще одна
иллюзия,

Г-н Эттли летом заявил, что согласно анг-
лийским правам и свободам никто не может
запретить конгресс в Шеффилде. Права и
свободы остались на месте — с НИМИ легко
ознатомитьея в любой библиотеке. Однако
	прелсказания Герцена  ебылиеь: яд
	разучились пользоваться этими правами в
	Илья ЭРЕНБУРГ
	этими свободами. Могут ли ученые Англии,
мотут ли Блэкетт и Дирак спокойно снести
	оскорбление, нанесенное +Волио-Вюри? М0-
	гут ли честные английские социалисты
пережить, что в Англию не впустили Ненни?
Могут ли рядовые англичане принять запрет
конгресса, торжество держиморд, у которых
в одном кармане хартия вольностей, а в дру-
гом обыкновенная дубинка?

Что касается правящих лейбористов, то
они достаточно быстро оевоили азбуку аме-
риканского невольничества. Они даже не
пытаются выдать себя за джентльменов, их
вполне устраивают нравы Миссисипи или
Джорджии. Это уж не диккенсовские елад-
коголосые злодеи, это развязные шерифы из
гангстерского фильма. Они грубо работают.
Они теряют секретные приказы о срыве
конгресса. Они кричат «руки вверх» и
оскорбляют большого ученого, которому хол-
жны были бы поклониться в пояс любой
Бевин ин любой Эттли.

Я никак не хочу преувеличивать ответ-
ственноеть английских правителей, ибо эти
правители в лучшем случае должны быть
названы управляющими, которые (неуклю-
же и неумно) выполнили инструкции, полу-
ченные ими из Вашингтона. Мне уж не раз
приходилось отмечать, что среди правящих
кругов Америки свирепствует заболевание,
обычно называемое манией величия. Гое-
пода из Вашингтона решили, что в их вла-
сти заткнуть рот народам всего мира. Было
предпринято все: английским правителям
посоветовали разрешить конгресе и потом
сорвать его — затянуть вопрое о визах до
последних дней, постараться сосредоточить
одних делегатов в Англии, других во Фран-
ции и помешать их быстрому отъезду на
восток. Проезд через Западную Германию
был закрыт, специальные рейеы самолетов
запрещены. Вашинттонекие маниаки. удов-
летворенно ухмылялись, они думали, что
вонгресе мира не состоится.

Их нужно лечить, этих душевнобольных,
	они перестали понимать реальность, они за-