КАНЛИЛАТЫ СТАЛИНСКОГО БЛОКА
КОММУНИСТОВ И БЕСПАРТИИНЫХ
	Женщины Советской Эстонии
	В домашнем кругу ткачих, расположив-
птихея с вязанием в большой уютной ком-
нате, Хелена Пальтс рассказывает:

— Узнала все, как вы просили. Яслей
и детских садов будет построено в Тал-
лине в шесть раз больше, чем есть сей-
чае. Школ втрое станет больше. Десять
кинотеатров новых будет. Дополнительные
детские консультации откроются во всех
районах. 0 новых автобусных линиях, 0
тазификации окраин узнала...

Рассказчица на минуту задумывается,
потом продолжает:

— Шла я сейчас Е вам и на нашей
улице, у доски объявлений, остановилась и
прочитала: «Завод «Электромотор» наби-
рает токарей всех разрядов»; «Морскому
порту нужны механики, оплата по согла-
шению»; «Ралтийская мануфактура». при-
глашает ткачих. Работа на новых высоко-
производительных станках». Тут вспомни-
ла, как четырнадцать лет назад на этой
самой улице в такой же вот декабрьекий
вечер, в мороз, е ребенком на руках, иска-
ла я работу и не могла найти.

— Тысяч тридцать таких нас бродило
тогда в Эстонии вроде тебя, — вставляет
слово одна из собеседниц, уже немолодая
женщина. — Из города в деревню батра-
чить и из деревни в город обивать пороги
фабрик — вот так и ходили.

— Сын у меня в те времена в морском
порту грузчиком работал, — замечает хо-
зяйка квартиры. — Рассказывал, как быва-
ло из Англии пароход привезет всяких без-
делушек для богатых бездельников, а в 0б-
ратный путь трюмы наполнит эстонской
свининой, маслом, пшеницей. Последний ву-
сок хлеба отнимали у нашего народа для
английских лордов...

Разтовор становится все оживленнее.
Вепомнив прежнее, женщины говорят о
последних годах, во время которых Таллин
	В тот вечер на берег Волги пришли
почти все рабочие Сормовского завода. Тут
‘были также капитаны волжских речных
судов, гости из Москвы, представители
других предприятий города Горького.

Й вот торжественная минута наступи-
ла. Над речным простором раздался гудок
парохода. Буксир плавно отошел от берега,
развернулся и ходко пошел вперед. Ему
велед махали руками, торжественно играл
оркестр.

Рядом с конструктором нового буксира
В. М. Керичевым стоял один из волжеких
капитанов. Проводив взглядом буксир, кз-
питан обратился к своему соседу.
	— Спасибо от волгаря,— сказал он, п9-
жимая руку конструктору. — Большое спа-
сибо за такое судно.

...С тех пор прошло несколько лет. Нои
сейчас тысячи речников нашей страны
также благодарят сормовичей за перво-
классные речные суда, которые выпускает
старейший русский завод.
	Речное судно — плод работы многоты-
сячного коллектива. Но у колыбели нового
судна всегда стоят конструкторы. На каль-
ке сперва рождаются те очертания, кото-
рые потом будут воплощены в металл и де-
рево.

Проектированием новых речных судов
на Сормовском заводе руководит главный
конструктор В. М. Керичев. Созданный
сормовскими конетрукторами речной бук-
епр превосходит типовую мощность старых
образцов на 20—25 процентов. Намного
повышена и эксплуатационная скорость.
Также превосходит старые образцы › по
своим эксплуатационным ’ качествам и

далеким, рождалось живое дело сегодняш-
него дня, дело всего коллектива.

Хелену Пальте, инструктора прядильно-
го цеха «Балтийской мануфактуры», кан-
дидата в депутаты Таллинского городского
Совета, в эти дни можно видеть всюду:
в общежитиях, в квартирах текстильщиц,
на агитпунктах.

— Наша! Вея наша! — с гордостью го-
ворят про нее избиратели. — Настоящая пе-
редовая эстонская женщина! ``

жж *

<..Эльмина Отсман — первая эстонская
крестьянка-трактористка» — эту подпись
под фотоенимком несколько лет назад мож-
но было видеть в республиканских газе-
тах. Ломая укоренившееся в эстонской де-
ревне предубеждение, что совладать с ма-
шинами под. силу только мужчине, смелая
девушка сделала почин. Позднее, когда в
республике начали создаваться колхозы и
появились первые комбайны, в журналах п
в кинохронике был запечатлен новый м0-
мент в жизни эстонской крестьянки: «Эль-
мина Отсман — первая в республике жен-
шина-комбайнер».

Путь Эльмины послужил примером для
многих других эстонских крестьянских де-
вушек, ныне успешно овладевающих сель-
скохозяйственной техникой. Члены колхо-
за «Койдула», на полях которого работал
комбайн Эльмины Отсман, единодушно вы-
двинули ее кандидатом в депутаты Виль-
яндиского районного Совета.

Сотни эстонских женщин выдвинуты
кандидатами в депутаты местных Советов.
Жизненный путь каждой из них—красно-
речивое свидетельство огромных возможно-
стей, которые открыл социализм перед тру-
лящейся эстонской женщиной.
	  г. Таллин.
	В. СУББОТИН.
(Корр. «Правды»).
	стал индустриальным центром. Неузнаваемо
изменились и люди. Хелена Пальтс каза-
лась всем прежде робкой от природы,
замкнутой женщиной. Теперь в удивлени-
ем увидели, что она совсем другая. В усло-
виях советской действительности  пол-
ностью _ развернулась ее жизнерадостная,
творческая натура. Опытная прядильщица,
Хелена Пальте несколько раз побывала в
последние годы на первоклассных TeR-
стильных фабриках Москвы и Ленинграда,
изучила там мастерство лучших работниц.
(Сейчас в эстонской текстильной промыш-
ленности она одна из самых активных про-
пагандисток всего нового, передового,

— Годы идут, а сил даже как будто
прибывает, — говорит она.— Да и как ина-
че?! Во всем теперь смысл есть: в работе,
в жизни.

Настоящее и будущее родной фабрики,
судьбы ев людей — эта тема неиссякаема
в° разговорах текстильщиц.

— Есть, подруги, у меня мысль, — го-
ворит Хелена Пальте, продолжая беседу —
На нашей «Балтийской мануфактуре» поч-
тй три четверти всех работниц — моло-
дежь. И в производственных планах нам
делают большую скидку Ha то, что этой
молодежи нужно еще год — другой, чтобы
суметь вырабатывать столько пряжи и тка-
ней, сколько вырабатывают опытные ра-
ботницы. А ведь это какой резерв! И он в
наших руках. Давайте все мы, старые,
опытные работницы, возьмем под свое ру-
ководство по три — четыре девушки. И не
в год— два, как план предусматривает, а
в полгода научим их брать от станка вее,
что можно взять. Подечитаем-ка, сколько
это даст фабрике пряжи и ткани сверх
плана...

Из душевной беседы, начатой кандида-
том в депутаты во своими избирателями, из
	воспоминаний +0 прошлом, уже ставшем
	Конструктор речных СУДОВ
	недавно пущенный в производство тепло-
хол для перевозки сухих грузов.
	Сормовские конструкторы He ТОЛЬБо
создали первоклассные речные суда, но и
помогли наладить скоростное  строитель-
ство их. Теперь на заводе строят суда в
8—10 раз быстрее, чем до войны. За созда-
ние новых типов речных судов главный
конструктор завода В. М. Керичев и боль-
шая труппа инженеров и конструкторов
удостоены Сталинской премии.
	Конструктор В. М. Веричев создает пер-
воклассные речные суда благодаря большим
знаниям и богатейшему опыту. Вся его
жизнь связана с великой русской рекой. Он
родился в семье механика в одном из зато-
нов Волги. Училея в Нижегородском уни-
верситете. Почти 25 лет жизни он отдал
судостроению.
	Широта замыела, точный расчет, еме-
лость и деловитость — таковы черты кон-
структорекой деятельности советского спе-
циалиста В. М. Керичева. Вячеслав Ми-
хайлович не замыкается в своем конструк-
торском бюро. Он профессор, руководит
кафедрой судостроения Горьковского поли-
технического института. Сотни молодых
специалистов обучены им. В. М. Керичев—
автор многих ценных научных трудов. С
ним можно повстречаться и в Горьковском
отделении Всесоюзного’ научного инженер-
но-технического общества судостроения: он
заместитель председателя отделения обще-
ства.

Большую работу ведет конструктор В. М.
Керичев и как депутат областного Совета.
Он теено связан co своими избирателями,
которые повседневно обращаются к нему за
	А. КОЛОСОВ
		советом и поддержкой.
	Исследовательская
	работа колхозников
НОВОСИБИРСК 10. (Корр. «Правды»).
	Во главе многих колхозов стоят люди, 34-
нимающиеся исследовательской работой.
	Сельскохозяйственная артель «Cows
строителей» широко известна в Новосибир-
ской области как лаборатория передового
колхозного опыта. Ее председатель, агроном
тов. Куклин в течение ряда лет на COPTO-
испытательном участке и на полях колхоза
проводит большую научную и иеследова-
тельскую работу. Результаты исследований
используются в производственной практике
артели. Колхоз стал одним из передовых в
	области. Из года в год, применяя достиже-
	ния советской агробиологической науки и
техники, он получает высокие урожзи, сла-
вится развитым животноводством, богатым

re
	трудоднем. В артели — семь Героев Социа-
листического Труда, около 50’ человек на-

траждены орденами и медалями.
	Тов. Куклин, получивший высовое зва-
ние Героя Социалистического Труда, — уме-
лый руководитель крупного хозяйства, хо-
роший организатор и научный работник.
	Он член ‘ученого совета биологического
института Западносибирского филиала Aka-
хемии наук СССР. Сейчае он пишет кан-
		дидатекую диссертацию на тему: влияних
удобрений на урожай зерновых культур В
травопольном севообороте.
	Исследовательскую работу ведет также
att Сопиатиетического Труда тов. Ва-
	Герой Социалистического труда тов. Dar
сютин — председатель колхоза-миллионера
	OH член ученого
	«Красный партизан».
	ЭФФЕКТЫ
	продумать. Взять, в примеру, побелку: вы:
держать ли её всюду В одном колере, или
одну комнату сделать, скажем, в веселень-
ком тоне, под цвет спелого абрикоса е пуп-
ком, в другой кинуть NO потолку узоры, а
третью разделать под грачиное. яичко?
	А сколько хлопот с этими световыми 3-
фектами! Соорудили их на одном из цехов,
Вы только подъезжали ь городу, а уже м.
лометра за три было видно электрическое
сияние, зарево от огненных букв, которые
обошлись в 53.000 рублей. А через неко:
торое время, за полной и всем очевидной
ненадобностью, их благополучно  еняли,
	Приезжий человек еще недавно мот on
подивиться и на другие пламенеющие вы-
крутасы, водруженные над входом B Парк,
на библиотеке, кафе, универмаге и дру
зданиях. Задумано это было  помпезно,
исполнено мастерски. и влетело государотву
в 123.000 рублей. Е сожалению, эти свето
вые эффекты очень быстро испортились, к
их феерическое сияние померкло.

Но не будем жалеть © TOM, чето уд
нет,— обратим лучше свои взоры в зам.
ской Доске почета. Это своего рода. архи-
тектурный шедевр, в котором затейливо пе-
реплелось несколько различных стилей: тут
и роскошный барокко, и стротая готика, п
бог знает еще что. Представьте себе де
круглые островерхие башни в Два этажа с
дверьми и окнами. Между этими башня
воздвигнута высоченная стена из ками
длиной в несколько десятков метров. На од
ной стороне ее громоздятея массивные вы-
ступы трибуны. Другая, собственно, и я
ляет собой то заветное место, где сужден
красоваться показателям работы лучах
цехов и фамилиям самых достойных труже-
ников. Только предупреждаем: He расса
тривайте Доску почета © близкого раестоя-
ния, ибо вы увидите там показатели трех
месячной давности, & это изрядно порпи
впечатление.
	И еще одна интересная подробность:
строительство этого удивительного сооруже
ния еще окончательно не завершено, 4 ke
pero уже потратили... 400.000 рублей!
Первоначально составленная, смета была ‹
теткостью необыкновенной превышена 1
	четыре раза.
..Ha Доске почета красуются фамили
нескольких сталеваров мартеновского цеха.
Между прочим, в этом цехе рабочие чз-
стенько говорят:
— Невелик почет, когда вода за ворот
ник течет.
	Они довольно прозрачно намекают не 1,
что администрация забыла о ремонте крыши
мартеновского цеха, и едва началось %е1-
нее ненастье, — печи залило дождем, моторы
на, кранах закапризничали, и передовой цех
захромал на обе ноги. Но сталевары, как п
вестно, смотрят на мир сквозь синие очки.
Возможно, поэтому им и кажется, чо
подлинная забота о развитии соревнования
и производственной славе завода He Mec?
ничего общего со световыми эффектами. Oun
вот_и аренду заводом самолета, стоящую ва:
ких-нибудь 170.000 рублей в тод, назыв
ют тоже «еветовым эффектом». Не иначе,
тут виноваты синие очки!
	Зато партийный комитет завода и Врама-
торский тгорком партии не замечают эп
странных явлений. Видимо, они смотрят в
них сквозь розовые очки...
	Ал. ИОНОВ,
	СВЕТОВЫЕ
	Было время, когда достопримечательно-
стью Краматорска являлась самая зауряд-
ная мельница-ветрянка. Она стояла на УЦе-
левшем клочке целинной степи — раесох-
шаяся, с дырявыми обомшелыми досками, а
близ нее, подавляя все вокруг <воим вели-
чием, горло вздымались сзаренные электри-
ческими отнями исполинские корпуса заво-
да-гиганта. Две эпохи, казалось, сошлись
на очную ставку...

Спустя еще несколько лет приезжим тут
показывали уникальные машины, мощные
агрегаты, созданные руками краматорских
чудо-мастеров. Совеем недавно здесь же
можно было увидеть еще одну диковинку ——
экскаватор-гигант, равный по высоте семи-
этажному дому и состоящий из 58.000 раз-
личных деталей.

Ныне на Ново-Краматореком заводе тяже-
1070 машиностроения вам дополнительно
	покавывают вещи, к техническому протре-
су хотя и не относящиеся, однако В своем
роде представляющие собой тоже уникумы..

— Скажите,— спрашивают вас, — 8 ВЫ
видели кабинет Ивана Трофимовича?

—~ А есть ли еще где-нибудь такая Доска
почета, как у нас?

_ — А что вы скажете о наших световых
эффектах?

Й в самом деле, ничего не скажешь. При-
ходится только руками разводить.

Кабинет у директора завода Ивана Тро-
фимовича Катеринича выше всяких по-
хвал. Другого такого нет в Донбассе. Вы пе-
реступаете порог, и вами овладевает свя-
щенный трепет. Какие ковры! Какая изящ-
ная ленка! Какая тонкая, искусная рос-
пись! Окна задрапированы шторами из тон-
чайшего шелка цвета морской волны, и
когда сквозь них в кабинет пытается про-
никнуть солнечный луч, то по стенам и
мебели, привезенной сюда из-за тридевяти
земель, начинают бегать причудливые тени.
Тогда даже человеку, не обладающему бота-
той фантазией, может показаться, что он,
как былинный гусляр Садко, попал в под-
водное царство.

А на стене позади директорского стола’
висит огромный, хитроумно исчерченный.
лист под названием «циклограмма», скры-
тый от любопытствующих глаз нежносире-
невой занавеской. На нем, как на экране,
отражается ход выполнения заказов цехами.
Но сведущие люди говорят, что в этой цикло-
‘грамме есть довольно существенные изъяны:
в ней не нашел, например, отражения цех
металлоконструкций,— раскрытый, . зали-
ваемый дождями и не выполняющий госу-
дарственного плана; не «отразился» в ней
и механический цех № 1, крыше которого
на протяжении нескольких лет дают такой,
поистине «текущий» ремонт, что дождевая
вода невозбранно льетея на станки, окра-
пгивая их в цвет ржавчины.

Конечно, заместителю директора по капи-
тальному строительству Евсею Соломонови-
чу Фридману полагалось бы наблюсти за
качеством и сроками ремонта и строго епро-
сить © нерадивых. Но где ж ему всюду по-
спеть?! Тут от одной отделки кабинетов
голова кругом идет. Шутка ли: только аль-
фрейных да лепных работ надо выполнить
на 115.000 рублей!

Да еще не оберепться хлопот © ремонтом
собственной квартиры, стоимость которого
Е. С. Фридман отнес... за счет оборудования
габинетов. Это ж не так. что вынул из го-

сударственного кармана 17.000 рублем да
и выбросил их на ветер! Тут надобно все
									тов. Васютин выступил на заседании уче-
ного совета института с докладом об опыте
	откорма свиней в колхозе «Врасный парти-
	odd >.
	НАУЧНЫЕ ЛЕКЦИИ
В КИШЛАКАХ

СТАЛИНАВАЛ. 10. (Корр. «Правды»). Рес-
	публиванское Общество по распространению
политических и научных знаний 33 послед-
	нее время усилило лекционную пропаганду
	в кишлаках. Только в третьем квартале в
колхозах, МТС и совхозах прочитано около
1.500 лекций на международные, иетори-
ческие, сельскохозяйственные, естеетвенно-
научные и другие темы.

RK чтению лекций привлекаются ученые
й спепиалисты по различным отраслям зна-
ний. Лауреат Сталинской премии тов. Бра-
сичков прочел в кишлаках Вахшекой доли-
ны несколько лекций 0б агротехнике совет-
ского тонковолокнистого хлопка. Доктор
	медицинских наук тов. Вульматов и доцент
	eo ата

тов. Маевский рассказывали в колхозах 06
учении академика Павлова.
		Доверие народа глубоко трогает сормов-
ского конструктора. На, это доверие он отве-
чает самоотверженной работой, новыми до-
стижениями.

Недавно в Горьковеком Доме ученых <о-
брались волжские капитаны, заводские кон-
структоры, научные работники институтов.
Тов. Керичев сделал доклад о новой работе
своего конструкторского бюро.

Взволнованно говорил конструктор. Волею
великого Сталина, волею народа меняется
его родная Волга. Скоро на карте появятся
новые волжекие моря. Для новой Волги нуж-
ны новые речные суда — более мощные,
еще более совершенные. И вот на обсужде-
ние научных работников, волжеких капита-
нов конструктор внес новый проект паеса-
жирского теплохода. Вее в нем проникнуто
большой заботой о пассажирах. На теплохо-
де будет кинозал, музыкальный, танцеваль-
ный салоны, бассейн для плавания, солярий,
комната для игр, телефонная станция, поч-
та. Новому быстроходному теплоходу не бу-
дут страшны ни штормы на волжеких мо-
рях, ни туманы.

Ветречаясь со своими избирателями, Вя-
чеслав Михайлович рассказывает и о других
интерееных замыслах конструкторов, кото-
рые уже осуществляются.

Много сделал В. М. Керичев для развития
речного транспорта нашей страны. Талант-
ливого советского конструктора сормовичи
снова единодушно назвали своим кандида-
том в депутаты областного Совета.
	г. Горький.
	А. ЕРОХИН.
(Корр. «Правды»).
	ГАЗИФИКАЦИЯ ГОРОДОБ
СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

ДЗАУДЖИКАУ. 10. (Корр. «Правды»).
Поиродные газы, которыми богата Север-
	ная Осетия, широко используются населе-
нием городов И рабочих поселков респуб-
	лики. Газифицирован крупный промышлен-
ный центр — город Малгобек.
		ПАМЯТНИК
ГЕНЕРАЛУ И. Д. ЧЕРНЯХОВСКОМУ
	ВИЛЬНЮС, 10. (Корр. «Правды»). Се-
годня в Вильнюсе, на площади имени Чер-
няховского, состоялось открытие памятника
прославленному полководцу Советской Ap-
мин дважды Герою Советского Союза гене-
ралу армии И. Д. Черняховскому.
	Представители заводов, Фабрик, обще-
ственных организаций и воинских частей
возлагают у памятника многочисленные
венки.

Перед памятником проходят церемони-
альным маршем войска Вильнюсского гар-
низона. .
		Экспедиции узбекских ученых
	мические и геологические свойства поз,
определить кормовые ресурсы пастбищ. Б}-
дут намечены породы деревьев для cose
ния лесных массивов.

В гео-ботанических исследованиях Ва[а-
Кумской пустыни и плато Усть-Урт примет
участие Всесоюзный научно-исслеловатеь-
ский институт каракулеводства. Обводнение
пустыни создаст широкие возможноети ди
развития животноводства,
		ТАШВЕНТ, 10. (По телефону). Гидро-гео-
погическая, геодезическая и инженерно-
геологическая экспедиции «Средазгидро-
строя» приступили к изысканиям на трассе
Главного Туркменского канала.

Большую комплексную экспедицию сна-
ряжает Академия наук Узбекской ССР. Уче-
ные изучат большую земельную площадь,
предназначенную для орошения и обводне-
ния. Предстоит исследовать физические, хи-
	ворит секретарь,— теперь давайте разбе-
ремся, почему они достигли такого расцвета
и всё идут вперед, всё растут. Ну, как по-
вашему: ночему?..» Тут наши коммунисты
ясного ответа не дали. «А вот,— говорит
секретарь,— вы не обратили там внимания
на работу партийных организаций? Федор-
то Митрофанович Гринько — государствен-
ная голова, редкостный организатор, и спро-
сите-ка его, как он достиг, таких успехов,
он скажет: «Не будь в колхозе сильной
парторганизации, не помогай она своим
контролем, массово-политической работой,
мы не сделали бы и четверти того, что еде-
лали. Она — душа, радость, свет жизни».

Й были такие беседы первой моей шко-

лой по подготовке на ответственный колхоз-
ный поет.

TOT, и я слышу, как секретарь говорит:
«Ты смотри... ты емотри!..»
	Вечером пошла в контору, гляжу: Ce-
кретарь еще не уехал. Себрал коммунистов
и комсомольцев, сидит посреди комнаты,
рассказывает... Увидел меля, приветно кив-
нул головой: «Присаживайся, Таня. Так
что ж ты мне про себя не рассказала. Ока-
зывается, в пропилом году ты взяла по девят-
надцать центнеров подсолнуха...» Слушаю
его и понимаю, что он уже веё про меня
знает. Но видит он, что я застеенялась, и.
перевел разговор на других людей: дескать,
смотрите, какие у вас золотые кадры! И на-
зывает того, другого, третьего... «Да будь—
товорит,— на вашем месте коммунисты из
колхоза имени Молотова или из «Сибирского
мериноса», или из «Советского пути», они
уже давно бы вывели ваш колхоз в пере-
довики. Ведь вот,— говорит он секретарю
парторганизации,— вчера ты всё жаловал-
ся, что у вас «нет подходящих людей», что
«тут не с кем работать...» Я, помнишь,
спросил тебя: «Ты хорошо знаешь свой кол-
х0з, людей?» А ты: «Да я не только людей,
а, пожалуй, всех телят здесь знаю: не оши-
_бусь, чей телок». А сейчас сам соглаша-
`ещься, что у вас «как-то всё проходило ми-
‘Mo глаз. потому что примелькалось...»
	Наш колхоз тогда во всем отставал, и этот
новый секретарь райкома жил у нас по
лва-—три дня, всё изучал людей. А се-
кретари, которые были до него, носились
по колхозам — не в обиду будь сказано —
пгустрей стрижей: подъедет, бывало, в
правление, выскочит, нагонит страха на
уполномоченного и председателя и — даль-
ше. А этот секретарь и вообще все това-
рищи из райкома поставили задачу —
научить наших коммунистов подбирать,
выдвигать людей, работать © ними.

Вот и меня они приметили.

Всякий раз меня и еще человек десять,
которые были на примете у райкома пар-
тии, стали звать на открытые партсобра-
ния. Секретари райкома и члены бюро часто
беседовали с нами, расепрашивали, помога-
ли... Й вот я уже кандидат партии. Ни-
когла не забуду одной беседы, которую вел
тогда с коммунистами секретарь райкома.

— Ето из вас, -— спросил он,— бывал в
колхозе Молотова?.. Два коммуниста ска-
зали, что они там были. «Ну и ка? Какое
_впечатление?..» Коммунисты стали расска-
зывать про агротехнику, электричество, жи-
вотноводетво, про механизацию. Потом раз-
	Ро Ко

говор пошел про «Сибирский меринос». это
тоже колхоз замечательный. «Ладно,— го-

\ сам всегда ставил меня на участки 38
тлавную, потому что, хотя я и, верно, была
шумливая, веселая (это было перед войной,
мне тогда шел девятнадцатый год), любое
дело у меня спорилось, и подружки, да и вее
женшины любили работать со мной. И
я часто ломала прежний порядок в ра-
Gore, заводила свой, чтобы дело шло лад-
ней. .

Олин раз так ворошим, копним, стогуем
сено, и вижу я: стоит возле копёшки че-
ловек и смотрит, смотрит. А валки У нас
были положены по-новому — не плантия,
а гребешком, чтобы траву продувало и она
скорей сохла. И потом я поставила четырех
подружек в цепь — подача сена из копё-
шек Е стогу шла быстро, чисто. Потом этот
человек осмотрел стог, примерился к очбсу,
ощупал в разных местах сено и — К нам.
Спрашивает, кто это нам посоветовал класть
валки гребешком, перебрасывать сено по
цепочке и всё другое. Женщины показыва-
ют на меня: «Вон она у нас главная».

Он смотрит на меня © удивлением:
по виду мне тогда не давали больше сем-
надпати. И он, видно, подумал: девчушка, а’
руководит.

Тут одна женщина,— она была в людям
осторожна,— сказала:

— Что-то мы тебя, товарищ, никогда
не видали и не знаем, кто ты есть.

Тогда этот товарищ извинилея, объяснил,
что он новый секретарь райкома партии.

Скоро я опять поветречалась с ним. Мы
молотили пшеницу. А бригадир-то был, го-
ворю, пожилой и часто прихварывал. Гово-
pur мнё: «Танька, знобит меня чего-то,
пойду полежу, ты пригляди тут...» Ветала
я за бригадира, и — не нравится мне наша
‚молотьба: люди столпились у молотилки,
двое делают чтб может сделать один, роз-
вязь подают неровно: то охапкой, то венич-
ком. А человек пять и совсем впустую ра-
ботают. Кладут скирды, а мы эти скирды
разоряем, берем под барабан. Скирды разо-
ряем, а возчики все подвозят и подвозят,
и скирдование идет непрестанно. Я посо-
ветовалась с людьми и сделала распоряже-
ние: три возчика возят розвязь для скирдо-
вания, а двое для молотьбы; будем моло-
тить прямо с возов.

Й тут опять вижу: стоят наш пред-
седатель и секретарь райкома. Они, видно,
были на других токах, но там порядок не

тя, -— шепчу шоферу,—выходи и ты. Un,
а я за тобой!»

Но это только. на минутку. [от
вошла в хату. Много молодежи. Девушки,
молодые колхозницы поглядели на меня
удивленно, пошепталиеь, потом, вижу, 31
теплилось в их глазах хорошее, ласково
Чувствую себя, как никогда в жизни: то в}
де бы успокоюсь, то больно’ заволнуюсь,
речи, которые говорили товарищи, то 60866
пропадали, словно He доходили до мо
ушей, то, казалось, сделаны из огня. Помнв
только, что очень меня хвалили. И помню
	как один старик сказал: «Не дюже ли № _
	лода?..» И опять меня стали хвалить: hat
	голосовали -— я не смотрела. Смотрела Ha,
	свои руки. Слышу: «Итак, председатете
колхоза   избрана Ткачева Татьяна Изо!
мовна...» Поднялась и опять вижу ласк”
вые глаза. Поблагодарила народ за доверие
сказала, что отдам все силы и буду pale
тать так, как научила меня партия.
		Было в этой бригаде постоянное ядро —
человек тридцать, большей частью пожи-
лые, — и все подстать своему бригадиру
Якову Бузьмичу. Принял Кузьмич бригаду
вскоре после коллективизации, но осваивал
бригадный распорядок, до крайности медлен-
но и лаже с некоторыми страданиями, и
товорил он тогда, что от всяких дум и иска-
ний (как, бы всё наладить получше) у него
«в голове лаже хруст получается...»
	Но освоив, наконец, непривычное, ощу-
тил в нем дивную силу, непоколебимую
крепость. И с тех пор пуще всего опасался
он, чтобы кто-нибудь извне не нарушил
распорядка, установленного им. 910, мол,
уж раз и навсегда, и не впутывайтесь
больше. не баламутьте. И всякий раз, когда
ему советовали перенять какое-нибудь нов-
шество, он говорил Gro были, пожалуй,
любимейшие его слова) о «заведенности» и
о «положенноети», то есть о том, что пред-
лагаемое новшество расшатает «заведен-
ный» и «положенный» порядок и оттого
ничего, кроме беспокойства, не получится.
	Пусть эта бригада всегда отставала от
других и кончала любую полевую работу
позже всех, но всё же кончала, и Вузьмич
словно бы даже гордился: «Ходим не прыт-
ко, зато ни об один пенёк не спотыкземся».

Участок бригады был бойьшой — около
ста двадцати гектаров, и когда шли поле-
вые работы, правление, по тогдашнему
обычаю, присоединяло в постоянному
ядру лва или три десятка колхозников,
главным образом из молодежи.
	Однажды пошел он посмотреть, как идет
прополка на зерновых участках. Интере-
совало его преимущественно овсяное по-
ле, уж чересчур засоренное овсютом. Две-
надцать колхозниц шли по тем овсам, но
не в линию, не в ряд, как это здесь было
заведено, а в разбив: тут две, там одна, &
близ дороги шесть. И приметил Кузьмич,
что в шестерке этой впереди идет и как
бы начальетвует девчушка лет шестнадца-
ти или, быть может, семнадцати — черно-
глазая. шустрая, голосиетая.
	Словно бы уж много раз видел Бузьмич
эту девчушкху, но чья она — Михеева, Во-
стюкова, Прокудина? — не интересовался
он. Село большое, и много их — черненр-
ких, беленьких, курносых, и каждой вес-
ной. каждым летом подходят все новые,
	так что пожилому человеву и не запомнить
всех.
—- Настасья где? — спросил Кузьмич
про старшую колхозницу на прополке.

— Вон на том краю, — отозвалась чер-
ноглазая.
	— А чего вы ломано идете? Што вам
дал такой порядок?

А та — бойко, звонко:

— Если, Яков Кузьмич, в ряд итти, то
вред. Овеюг не ровно растет: здесь, возле
дороги, вон — смотри! — какие гущины, &
среди поля — прямо пустяк. Мы так уду-
мали: гле его больше, туда и силы больше
дать.

Кузьмич прошел по прополотому учает-
ку, — работа чистая, красивая — даже на
редкость. На проселке — большие навалы
овеюга — хоть целый стог из него мечи!

Пошел на край поля к Настасье:

— Ломано идете?

— Да ведь оно, Яков Вузьмич, способ-
ней. Много чище выходит. Я сперва было
всех в один ряд поставила, а вон Танька
подбила баб на эдак вот.. Да ведь и вправду
эдак много чище.
	— Это которая Танька’
— Да вон у дороги — чернявая.
‹ — Чья она?
— Ткачева.
— Ишь, ты! На губах молоко не обсохло,
» учит.
Еще раз прошел по отработанному полот-

ну, покосился на черноглазую, но не сказал
ничего.
		Через год — полтора нашу организацию
нельзя было и узнать: выросла втрое, по-
вела большую работу... Колхоз пошел в го-
ру, заиграл.

Иду раз по улице, навстречу парнишка:
«Тетя Таня, тебя в контору зовут».

В конторе сидит второй секретарь рай-
кома. ,

— Дело, Таня, такое: позавчера к нам
приходили колхозники из Красного Раз-
долья. Знаепть этот колхоз? Плохо у них. Вы
теперь. растете, как на дрожжах, а там до
сих пор нет еще парторганизации. Так вот
позавчера приходил оттуда народ, просил
порекомендовать хорошего председателя.
Райком выдвинул твою кандидатуру.

Я сперва даже и не поняла — про что
это он. А когда поняла, замахала обеими
руками.

A oH?
	— Ты мне вот что скажи, Таня: пом-
нишь, какой был у вас колхоз полтора года
назад? Так! А бывала ты в других отеталых
колхозах? Бывала! Задумывалаеь, почему
они отстают? Ага, слабая политическая ра-
бота... И не тот подход к людям, к кад-
рам... Так, так! Еще что?.. Не вовлекают
массу, забывают колхозный устав... Нет
плановости и твердости, нет проверки сво-
их же решений... Все это, Таня, из опыта,
который ты сама наблюдала и в котором
сама участвовала.

И вот мы едем в Красное Раздолье. Хотя
до него всего десять километров, но бывать
мне там не приходилось. Остановились у
большой хаты. На крыльце — бородачи,
женщины в темных полушалках...

Секретарь вышел из машины, заговорил
	 с людьми, а я сижу, как пришитая. «Воло-
	— Вам, наверное, говорили, что ват
колхоз вышел на первое место в районе, ч
он раньше всех поставляет государству 327
но, жиры, мясо, шерсть... И что раные
всех мы взялись за травополье, за лющейу
и эспарцет, за лесные полосы. Теперь}
нас на полях через каждые триста пятые
сят метров — линии кленов, тополей, Ace
ней... Мы действительнс добились уст!
чивых урожаев, развернули большое живо
новодСтво...

Ну, и другие показатели. Вот перестраи-
ваем деревню. Построили большой кл
строим дом правления, животноводческий
городок, новую электростанцию, дома №1
колхозников.

В этом году меня выбрали в депутаты
Верховного Совета СССР. А теперь мою ка
дидатуру выдвигают в депутаты районнот
и сельского Советов.

Перед выборами в Верховный Совет я п
бывала во многих колхозах, выступала пе
ред избирателями. И всюду, где только ест
партийные организации, подолгу беседовал
с коммунистами.

Товарищи спрашивали меня:

— Скажи, Изосимовна, колхоз ваш 651
самый отсталый. А теперь он гремит #2
весь край. Расскажи, как ваш колхоз
стиг таких успехов?

Я начинала свой ответ так:

— Всея наша сила -— от партии. 08
душа. свет жизни...
	Алтайский край,.
Локтевский райов
	О далекой той поре Татьяна Изосимовна
Ткачева рассказывает так:

— Бригадир наш был пожилой, нетороп-
ливый и такой упрямый, что уж как завел
в бригаде свой порядок, ничего другого не
принимает. А хорошую, аккуратную работу
любил. И он очень уважал меня за мою ра-
боту, но, бывало, все выговаривал мне: «Ты,
Танька (всегда меня Танькой звал), слов
нет, на работу здорова, но уж невтернеж шу-
ма от тебя много и все мои распоряжения ты
	всегда норовишь искорежить»...