`СОВЕТСКОГО СЕВЕРА
	Двалцать` лет назад был образован Яма-
Иризткия напиональный окоуг.
	ло-Нененкий национальный округ.

Свое 20-летие жители Обского Запо-
лярья отмечают в знаменательные дии под-
тотовки к выборам в местные. Советы депу-
татов трудящихся, в обстановке высокой
политической и трудовой активности корен-
	ного населения, возрожденного кжизни боль-
	певиетекой партией, советской властью.
	Ло Великой Октябрьской социалиетиче-
ской революцин население нашего окру-
„= — ненцы. ханты, селькупы, коми—бы-
	ло лишено элементарных условий челове-
ческой жизни, коренные жители тундры 0б-
	рекались на голод, нужду и постепенное
вымирание.

После Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции началось быстрое воз-
	рождение народов Севера.
Образование национального округа, по-
	ee ee ЕЕ ен

вседневное внимание и забота партия, Co-
BeTCKOrO правительства И товарища
Сталина. неоценимая помощь великого
	русского народа внесли огромные перемены
в жизнь п быт трудящихся Брайнего Севе-
ра. На территории округа созданы очаги
социалистической промышленности: KOH-
сервные комбинаты, рыбозаводы и мотор-
но-рыболовные ставции, являющиеся
вполне современными механизированными
предприятиями.

Растут п крепнут колхозы, открывигие
для бывших кочевников широкий путь
обеспеченной и культурной жизни. Быстро
развивается оленеводство — эта важнейшая
отрасль хозяйства Севера. За последние три
года количество оленей в обобществленных
стадах значительно увеличилось.

Колхозный строй с его нвограниченными
возможностями позволил создать новые. от-
расли сельского хозяйства — животновод-
ство, полеводство, звероводство и другие, ко-
торых раньше не знало население Севера.
33 последние годы колхозы завели посевы
овощей п картофеля, обзавелись крупным
рогатым скотом и лошальми. Многие арте-
ли лобились высоких урожаев.
	Ванули в прошлое беспросветная нужда
	И темнота населения Севера. 3a последние
	10 лет более чем в десять раз увеличились
неделимые фонды колхозов и в три раза их
валовой доход.

К своему юбилею народы нашего округа
приходят с большими успехами в развитии
	своей культуры. До революции на отром-
ной территории округа было всего четыре
школы, в которых обучалось менее ста де-
тей. Ненны и ханты не имели’ евоей писъ-
MOHHOCTH, они. были сплошь неграмотными.
Сейчае успешно выполняется закон о вее-
обуче. Со лня образования округа в десять
раз возросла сеть школ и почти в двадцать
раз увеличилось число учашихся в них.
	До революции на территории округа He
издавалось ни одной газеты. Теперь мы
имеем окружную и 7 районных газет. На-
селение выписывает около 20 тысяч экзен-
пляров газет и журналов. Сеть культурно-
просветительных ‘учреждений расширилась
	в 16 раз.
Успешно развивается народное здраво-

охранение. До Великого Октября на терри-
тории нашего округа не было ни больнип,
ни врачебных пунктов. Сейчас в самых от-
даленных уголках округа население полу-
чает квалифицированную медицинскую по-
	MOULD.

Крупнейшим достижением является 60з-
дание и рост кадров из ереды коренного на-
селения Севера. Показательным в этом OT-
ношении может быть то, что кандидатами в
депутаты местных Советов в нынешнюю
избирательную кампанию выдвинуты вос-
новном представители коренных народно-
стей Севера — стахановцы промышленных
предприятий, передовые колхозники и ин-
теллигенция.

Наряду с успехами в нашей работе есть
немало и серьезных недостатков. Партий-
ные, советские, хозяйственные организации
и все трудящтиеся округа сознают эт0. Они
прилагают усилия & тому, чтобы устра-
нить эти недостатки, еще полнее и всесто-
роннее использовать богатые природные и
сырьевые богатства Советского Севера,
больше давать стране сырья и промышлен-
ной продукции, неуклонно развивать э5о-
	НОМИБУ.
	Паграждение орденами
WwW медалями
	работников. народного хозяйства
и культуры Ханты-Мансийского,
Чукотского, Ямало-Ненецкого

и Корякского национальных округов
	В связи с двадцатилетием Ханты-Манеий-
ского национального округа Тюменской об-
ласти и достигнутыми успехами в развитии
народного хозяйства и культуры Указом
Президиума Верховного Совета СССР or
9 декабря 1950 года награждена большая
группа работников этого округа.

Орденом Ленина награждены: бригадир
колхоза имени Сталина Березовского района
П. А. Захаров,. первый секретарь Ханты-
Мансийского окружкома ВКП(б) Н. В. Ива-
ненко, рыбак колхоза «Вторая пятилетка»
Микояновского района И. Г. Кошелев, рыбак
В. Т. Кугин, телятница колхоза «Красный
северянин» Сургутского района А. М. Вуш-
никова, рыбак колхоза имени Валинина
Кондинского района П. 3. Ложев, председа-
тель исполкома Ханты-Мансийского окруж-
ного Совета депутатов трудящихся А. Н. Ло-
CKYTOB, охотник колхоза «Первое мая» Be-
резовекото: района А. Е. Молданова, предсе-
датель колхоза имени Сталина Березовского
района В. П. Попов, слушатель Высшей пар-
тийной школы при ЦК ВКП(б) М. Я. Савин.

Орденом Трудового Крабного Знамени на-
граждены 16 человек, орденом «Знак Поче-
та» — 24 человека, медалью «За трудовую
доблесть» — 43 человека и медалью «За
трудсвое отличие» — 60 человек.
		оложение о выборах в Верховный
	(Окончание. Начало на 1-Й стр.).
	THAABA VI
Порядок выставления кандидатов в депутаты
	Статья 55. Окружная избирательная ко-
миссия обязана зарегистрировать всех. кан-
дидатов в депутаты Верховного Совета
РСФСР, выставленных общественными ор-
ганизациями и обществами трудящихся ©
соблюдением требований ` Конституции
РСФСР и «Положения о выборах в Верхов-
ный Совет РСФСР».

На каждого кандидата в депутаты Ок-
ружная избирательная комиссия состав-
ляет протокол регистрации по установлен-
ной форме. Один экземпляр, протокола ре-
гистрации высылается немедленно в Цен-
тральную избирательную комиссию вместе
с заявлением кандидата о согласии балло-
тироваться по данному избирательному
округу.

Статья 56. Отказ Окружной избиратель-
ной комиебии в регистрации кандидата В
депутаты Верховного Совета РСФСР может
быть обжалован в двухдневный cpok в
Центральную избирательную комиссию, ре-
шение которой является окончательным.

Статья 57. Фамилия, имя, отчество, воз-
раст, занятие, партийность каждого заре-
гистрированного кандидата в депутаты Вер-
ховного Совета РСФСР и наименование! об-
щественной организации, выетавившей
кандидата, опубликовываются Окружной
избирательной комиссией не позднее, чем
за 25 дней до выборов. .

Craren 58. Bee зарегистрированные кан-
дидаты в депутаты Верховного Совета
РСФСР подлежат обязательному включению
в избирательный бюллетень.

Статья 59. Окружные избирательные
комиссии обязаны не ‘позднее, чем за’ 15
дней до выборов в Верховный Совет
РСФСР. напечатать и разослать BCeM
	Участковым избирательным комиссиям H3-
	бирательные бюллетени.

Статья 60. Избирательные бюллетени
печатаются по форме, установленной Цен-
тральной избирательной комиссией, на
языках населения соответствующего изби-
рательного округа в количестве, обеспечи-
вающем всех избирателей.

Статья 61. Каждой организации, выета-
вившей кандидата в депутаты Верховного
Совета РСФСР, зарегиетрированного в Ок-
ружной избирательной комисоии, равно
как каждому гражданину РСФСР, обеспечи-
вается право беспрепятетвенной агитации
за этого кандидата на собраниях, в печати
и иными способами, согласно статье 129
Конституции РСФСР.
	либо колхозную книжку, либо профеооюзный
билет, либо иное удостоверение личности и
после проверки по списку избирателей и от-
метки в списке избирателей получает изби-
рательный бюллетень установленного 0б-
разца. я

Статья 70. Избиратель в помещении, от-
веденном для заполнения избирательных
бюллетеней, оставляет в избирательном бюл-
летене фамялию того кандидата, за которого
он голосует, вычеркивая фамилии осталь-
ных, затем избиратель направляется к из-
бирательному ящику и опускает в него
избирательный бюллетень.

Статья 71. Избиратель, не имеющий воз-
можности в еилу неграмотности или какого-
нибудь физического недостатка самостоя-
тельно заполнить избирательный бюлле-
тень, вправе пригласить в помещение, где
заполняются избирательные бюллетени, лю-
бого другого избирателя для заполнения из-
бирательного бюллетеня.

Статья 72. Выборная агитация в поме-
щении для выборов во время подачи голосов
не допускается.

Статья 73. Лиц, явивнтихся в помещение
для выборов е «Удостоверением на право
голосования», согласно статье 21 настоя-
шего «Положения о выборах в Верховный
Совет РСФСР», Участковая избирательная
комиссия заносит в список избирателей, ко-
торый подписывается председателем и се-
вретарем Участковой избирательной комис-
сии.

Статья 74. Ответственность за порядок
в помещении для выборов несет председа-
тель Участковой избирательной комиссии, и
его распоряжения для всех присутствующих
обязательны.

Статья 75. В день выборов, в 12 часов
ночи, председатель Участковой избиратель-
ной комиссии объявляет подачу голосов,
законченной, и комиссия приступает в
векрытию избирательных ящиков.
	ме протокол голосования в двух эвземпая-
рах, подписываемых членами Участковой
избирательной комиссии, в том чиеле обя-
зательно председателем и секретарем.
	Статья 83. Б протоколе. голосования
Участковой избирательной комисеии должно
быть указано:

а) время начала и окончания подачи го-
лосов;

6) общее чиело. избирателей, состоящих в
списке избирателей;

в) число избирателей, получивших из-
бирательные бюллетени;

г) число избирателей, принявших уча-
стие в голосовании;

д) число бюллетеней, признанных недей-
ствительными;

е) число бюллетеней, в которых вычерк-
нуты фамилии всех кандидатов;

ж) чиело голосов, поданных за каждого
кандидата в депутаты;

3) краткое изложение заявлений и жа-
лоб, поданных в Участковую избиратель-
ную комиссию, и принятые Участковой из-
бирательной комиссией решения.

Статья 84. После окончания подечета го-
лосов и подписания протокола председатель
Участковой избирательной комиссии огла-
шает на заседании комиссии результаты
голосования.

Статья 85. После подписания протокола
голосования предеедатель Участковой изби-
рательной комиссии обязан немедленно по-
	Верховного Совета РСФСР
	ГЛАВА УП
	` Статья 49. На основании статьи 140
Конституции РСФСР право выставления
кандидатов в депутаты Верховного Совета
РСФСР обеспечивается за общественными
организациями и обществами трудящихея:
коммунистическими партийными организа-
циями, профессиональными союзами, коопе-
ративными организациями, организациями
молодежи и культурными обществами.

Статья 50. Право выставления кандида-
тов в депутаты Верховного Совета РСФСР
осуществляют как центральные органы об-
щественных организаций и обществ трудя-
щихся, так и их республиканекие, крае-
вые, областные и районные органы, разно
как общие собрания рабочих и служащих
по предприятиям и учреждениям, военнослу-
жащих по воинским частям, общие ©обра-
ния крестьян по колхозам и селам, рабочих
и служащих совхозов — по ©овхозам.

Статья 51. Кандидат в депутаты Верхов-
ного Совета РСФСР может баллотироваться
только в одном округе. .

Статья 59. Кандидаты в депутаты Вер-
ховного Совета РСФСР не могут состоять
членами Окружной избирательной комис-
спи и Участковых избирательных комиссий
того округа, где они выставлены кандида-
тами в депутаты:

Статья 53. Не позднее, чем ва 30 дней
хо выборов, все общественные организации
или общества трудящихся, выставившие
кандидатов в депутаты Верховного Сове-
та РСФСР, обязаны зарегистрировать кан-
дидатов в Окружной избирательной комис-
сии;

Статья 54. Общественная организация
или общество трудящихся, выставившие
кандидата в депутаты Верховного Совета
РСФСР, обязаны для регистрации кандида-
та представить в Окружную избирательную
Бкомиссню следующие документы:

а) протокол собрания или заседания, на
котором был выставлен кандидат в депута-
ты, подписанный членами Президиума, ©
указанием их местожительства; в протоко-
ле должны быть указаны: наименование
организации, выетавившей кандидата, мес-
то, время и количество участников собра-
ния или заседания, фамилия, имя, отчеет-
во кандидата в депутаты, его возраст, мес-
тожительство, партийность, занятие;

6) заявление кандидата в депутаты 05
его согласии баллотироваться по данному
избирательному округу от выставившей его
организации. ~
	Статья 62. Выборы в Верховный Совет
РСФСР производятся в течение одного
дня — общего для РСФСР.

Статья 63. День выборов в Верховный
Совет РСФСР устанавливается Президиумом
Верховного Совета РСФСР не позднее, чем
за два месяца до срока выборов. Выборы
производятся в нерабочий день.

Статья 64. Ежедневно в течение по-
еледних 20 дней перед выборами Участко-
вая избирательная комиссия опубликовы-
вает или широко оповешает избирателей
каким-либо иным способом о дне выборов и
месте выборов.

Статья 65. Подача голосов избирателями
производится в день выборов от 6 часов утра
до 12 часов ночи по местному времени.

Статья 66. В 6 часов утра в день выбо-
ров председатель Участковой избирательной
комиссии в присутствии ее членов проверяет
избирательные ящики и наличие составлен-
ного по установленной форме списка изби-
рателей, после чего закрывает и опечаты-
вает ящики печатью комиссии и пригла-
шает избирателей приступить в подаче го-
лосов.

Статья 67. В помещении для выборов от-
водятся особые комнаты или оборудуются
отдельные кабины для заполнения изби-
рателями избирательных бюллетеней. В этих
комнатах или кабинах во время заполнения
избирателями избирательных бюллетеней
запрещается присутствие кого бы то ни бы-
ло. в том числе и членов избирательной 5о-
	миссии, кроме голосующих.
	Статья 68. Важдый избиратель голосует
лично, являясь для этого в помещение для
голосования. Подача голосов избирателями
производится путем опускания в избира-
тельный ящик избирательных бюллетеней.

Статья 69. Явившийся в помещение для
выборов избиратель предъявляет секретарю
или уполномоченному на то члену Участко-
вой избирательной комиссии либо паспорт,
	Статья 76. В помещении, где Участковая
избирательная комиссия производит под-
ечет голосов, при подсчете голосов имеют
право присутствовать специально на то
уполномоченные представители обществен-
ных организаций и обществ трудящихся, &
также представители печати.

Статья 77. Участковая ‘избирательная
комиссия, вскрыв ящики, сверяет чиело по-
данных бюллетеней с числом лип, получив-
ших бюллетени по списку избирателей, и
результаты еверки заносит в протокол.

Статья 78. Председатель Участковой из-
бирательной комиссии оглашает в присут-
ствин всех членов Участковой избиратель-
ной комиссии результаты голосования по
каждому бюллетеню.

Статья 79. Признаются недействительны-
ми бюллетени, в которых при голосовании
оставлено более одного кандидата, а также
бюллетени не установленного образца,

Статья 80. При возникновении сомнений
в действительности избирательного бюлле-
теня вопрос разрешается Участковой изби-
рательной комиссией путем голосования,
	что отмечается в протоколе.
Статья 81. Подечет голосов, поданных
	за каждого кандидата в депутаты Берхов-
ного Совета РСФСР, и запись результатов
голосования ведется отдельно по каждому
Бандидату.

Статья 82. Участковая избирательная
томисеня составляет по установленной фор-
	слать один экземпляр протокола голосования
в запечатанном виде с нарочным в Окруж-
ную избирательную комиссию.
	Статья 86. Все избирательные бюллете-
ни (отдельно действительные и отдельно
признанные, недействительными) должны
быть опечатаны печатью Участковой изби-
рательной комиссии и вместе со вторым
экземпляром протокола голосования, дела-
производством и печатью Участковой изби-
рательной комиссия сданы председателем
Участковой избирательной комиссии на
хранение: в городах — исполнительным ко-
китетам городеких Советов депутатов трудя-
щихся, а в городах с районным делением —
исполнительным комитетам районных Сове-
тов: в сельских местностях — исполнитель-
ным комитетам районных Советов депутатов
трулящихея.

Статья 87. На исполнительные комитеты
Советов депутатов трудящихся возлагается
обязанность хранить избирательные бюлле-
тени впредь до указания Президиума Вер-
ховного Совета РСФСР.
	Статья 88. В помещении, где Окружная
счет голосов, имеют право присутствовать
при подечете голосов специально на то
ных организаций и обществ трудящихся, а
также представители печати.
	Статья 89. Окружная избирательная ко-
миссия производит подсчет голосов на оено-
ваний протоколов, представленных Учаетко-
выми избирательными комиссиями, и уста-
навливает количество голосов, поданных за
каждого канлилата в депутаты.
	Статья 90. Окружная избирательная. во-
миссия составляет протокол голосования в
двух экземплярах, подписываемых членами
Окружной избирательной комиссии, в том
числе обязательно председателем и секрета-
рем.

Статья 91. В протоколе голосования Ок-
ружной избирательной комиссии должно
	быть указано;
8) число Участковых избирательных в9-
	миссий по округу;
6) число Участковых избирательных ко-
миссий, представивших протоколы голосо-
	вания,

в) общее число избирателей по округу;

г) число избирателей, получивших изби-
рательные бюллетени;

д) число избирателей, принявших Уча-
стие в голосовании;

е) число бюллетеней, признанных недей-
ствительными;

ж) число бюллетеней, в которых вычерк-
нуты фамилии всех кандидатов;

3) чиело голосов, поданных за каждого
кандидата в депутаты;

и) краткое изложение заявлений и жа-
лоб, поданных в Окружную избирательную
комиссию, и принятые Окружной избира-
тельной комиссией решения.
	Статья 82. После окончавия подсчета го-

NOCOB H подписания протокола председатель
Окружной избирательной комиссии на 3а6е-

даний комиссии оглашает результаты вы-
боров.
	Статья 93. Кандидат в депутаты Верхов-
ного Совета РСФСР, получивший абсолют-
ное большинство голосов, т. е. больше по-
ловины всех голосов, поданных по округу и
признанных действительными, считается
избранным.
	Статья 94. Председатель Окружной изби-
рательной комиссии выдает избранному
кандидату в депутаты удостоверение 06 из-
брании его депутатом Верховного Совета
РСФСР.
	Статья 95. После подписания протокола
голосования председатель Окружной изби-
слать один экземпляр протокола голосова-
ния в запечатанном виде с нарочным в Цен-
тральную избирательную комиссию.
	Второй экземпляр протокола, вместе с
протоколами голосования Участковых изби-
рательных комиссий, делопроизводетвом и
печатью Окружной избирательной комис-
сии, председатель Окружной избирательной
комиссии сдает на хранение исполнительно-
му комитету соответствующего краевого,
областного, городекого (в городах республи-
канского подчинения) Совета депутатов тру-
щих пли Президиуму Верховного Совета
	Статья 96. Если ни один из кандидатов
не получил абсолютного большинетва голо-
сов, Окружная избирательная комиссия от-
мечает об этом особо в протоколе, сообщает
в Центральную избирательную комиссию и
одновременно объявляет перебаллотировку
двух кандидатов, получивших наибольшее
количество голосов, а также назначает день
перебаллотировки не позднее, чем в двух-
недельный срок после первого тура выбо-
ров.
	Статья 97. Если поданное количество
голосов по округу составляет меньше по-
ловины числа избирателей, имеющих право
голосования по этому округу, Окружная из-
бирательная комиссия отмечает об этом 060-
бо в протоколе и сообщает немедленно в
Центральную избирательную комиссию. В
этом случае Центральная избирательная ко-
миссия назначает новые выборы не позд-
нее, чем в двухнедельный ерок после пер-
вых выборов.
	Статья 98. Перебаллотировка кандидатов
в депутаты, равно как новые выборы вза-
мен признанных недействительными, про-
изводятся по спискам избирателей, состав-
ленным для первых выборов, и в полном
соответствии с настоящим «Положением о
выборах в Верховный Совет РСФСР».

Статья 99. В случае выбытия депутата
из состава Верховного Совета РСФСР, Пре-
зидиум Верховного Совета РСФСР не позд-
нее, чем в двухмесячный срок после выбы-
тия депутата из состава Верховного Совета
РОФСР, назначает в соответствующем изби-
рательном округе выборы нового депутата.

Статья 1060. Всякий, кто путем насилия,
обмана, угроз или подкупа будет препят-
ствовать гражданину РСФСР в свободном
осуществлении его права избирать и быть
избранным в Верховный Совет РСФСР, —
карается лишением свободы на срок до двух
лет.

Статья 191, Должностное лицо Совета
или член избирательной комиссии, совер-

В связи с двадпатилетием Чукотского
национального округа ‘Камчатской области
Хабаровского края и достигнутыми уепеха-
ми в развитии народного хозяйства и куль-
туры Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 9 декабря 1950 года награждена
большая группа работников этого округа.

Орденом Ленина награждены: председа-
тель Восточно-Тундровекого райисполкома
К. Ф. Верещагин, доярка колхоза «Ударник»
Марковского района К. А. Воронцова, косто-
рез Уэленского промкомбината Чукотского
района Вуквутагин, бригадир оленеводче-
ской бригады колхоза «Светлая жизнь»
Марковского района В И. Дьячков, секре-
тарь Чукотского окружкома ВЁЬИ(б) Г. Е.
Кант, председатель Чукотского окрисполкома
Отке, первый секретарь Чукотского окруж-
кома ВЁП(б) И. Ф. Петров, председатель
колхоза «Пионер» Чаунского района И. И.
Рынтыргин, оленевод колхоза «Иллирней»
Восточно-Тундровекого района Тальвавтын.

Орденом Трудового Красного Знамени на-
	  граждены 23 человека, орденом «Знак По-
	чета» — 39 человек, медалью «за трудо-
вую доблесть» — 33 человека и медалью
	  «За трудовое отличие» — 27 человек.
		В день 20-летнего юбилея округа первое
слово любви и привета, сердечной блатодар-
ности, пожелания доброго здоровья и мно-
гих лет жизни трудящиеся округа обраща-
ют к вождю, отпу и учителю советских
народов-— Иосифу Виссарионовичу Сталину.
	А. МАЛИНОВСКИИ.
	Секретарь Ямало-Ненецкого
окружкома ВКП(б).
	Славное двадцатилетие
		Особенно большие успехи в развитии
культуры. Сотни семей ханты и манси п
грязных, дымных юрт и чумов пересели-
лись в новые благоустроенные дома и ста-
ли заниматься животноводством, огороднн-
чеством. звероводетвом.
	В 1912 году на территория теперешнего
округа было 80 церквей и три десятка
школ; в которых дети ханты и манси н3-
считывались единицами, ла и те, не. окан-
чивали школу. Сейчае в нашем округе
имеется 271 школа, в том числе 92 на-
циональные школы. В них обучается
20 тысяч детей. При 72 национальных
школах открыты интернаты, где дети 1з-
ходятся на полном государственном обесие-
чении.
	В самом молодом северном городе — Хан-
ты-Мансийске, кроме начальных, семилет-
них и средней школ, создано педагогическое
училише, выпускники которого  составля-
тот сейчас 40 проц. веех ‘учителей в окру-
ге. В роде имеются также фельдшерское
училище,  торгово-кооперативная KOA,
школа по подготовке специалистов для Е0л-
х0зов и другие.
	В жизнь коренного населения прочно
входят радио и кино. В пяти районах окру-
га выходят газеты. Действует разветвлен-
ная сеть культурно-просветительных УЧ
реждений: дома народов Севера, клубы, из-
бы-читальни, две культбазы, ›большое ко-
личество красных чумов и библиотек.
	В округе работают больницы,  мед-
пункты, родильные дома, детские ясли 1
детские сады, в которых заняты сотни
врачей и других мелипинеких работников,
	Большие успехи достигнуты в округе 38
эти 20 лет, крупные перемены произошли
в жизни его людей. Но остается еще и
много нерешенных задач. В ближайшие
годы предетоит завершить перевод кочевого
и полукочевого населения на оседлость, fo-
лее широкйй размах придать развитию прэ-
мышдленности, сельского хозяйства и куль-
туры, еще выше поднять благосостояние
населения. Нет сомнения, что трудящиеся
округа приложат весе усилия, чтобы ¢
честью справиться и с этими задачами.
	Н. ИВАНЕНКО,
	Тяжела и безрадостна была доля ханты
ин манси до Великой Октябрьской социали-
отической рэволюции. Царское правитель-
ство проводило здесь зверскую колонизатор-
скую политику, обрекая коренное население
на вымирание, Мрак и невежество царили
на огромной территории Обского севера, как
и на других северных окраинах парской
России. Болезни и эпидемии ежегодно упо-
сили тысячи лтюлей.
	Великая Октябрьская социалистическая
революция спаела народы Севера от неиз-
бежного вымирания и открыла им широ-
кий путь социалистического развития. Хан-
ты и манси стали равноправными в семье
советских народов.
	Благодаря заботам большевистской: пар-
тии, Советского правительства и товарища
Сталина, получая огромную братскую по-
мошь великого русекого народа, ханты и
манси добились больших успехов в хозяй-
етвенном и культурном строительстве.
	На обширной территории округа разви-
вается’ лесная ‘и рыбная промышленноеть.
За последние 20 лет здесь построены пР-
сколько рыбозаводов, ‘крупный консервный
комбинат, стекольный завод. Леспромхозы
округа оснащены созременной техникой, в
лесу работают тракторы, автомашины, элек-
тропилы, лебедки и другие механизмы.
	Б глубокой тайге выросли благоустроен-
ные поселки со школами, клубами, меди-
цинскими и другими культурно-бытовыми
учреждениями. Из года в год растут уло-
вы рыбы. В текущем году округ выполнил
пятилетний о план добычи рыбы на
113 проп.
	Издавна. считалось, что на 0беком се-
вере: вследетвие суровых природных усло-
вий якобы нельзя развивать полеводетво
н огородничество. В последние годы бляа-
годаря огромной помощи Советского пра-
вительства земледелие проникло далеко
	на север — до Полярного круга и даже
значительно севернее его.
	Непрерывно расширяется общественное
животноводство. Поголовье оленей выросло
в шесть раз. Возникла новая доходная от-
расль — клеточное звероводство. на колхоз:
	вых зверофермах разводятся черно-серебри-
стая лиса и песец.
	В связи с двадцатилетием Ямало-Ченец-
кого национального округа Тюменской обла-
сти и достигнутыми успехами в развитии
народного хозяйства культуры Указом
Президиума Верховного Совета СССР от

тель колхоза имени Ленина Тазовского райо-
на А. М. Вэлло, председатель исполкома
Ямало-Ненецкого. окружного Совета депута-
тов трудящихся Ф. И. Ершов, охотник кол-
хоза «Нарьяна Нгэрм» Приуральского райо-
va П. Д. Ледков, рыбак колхоза «Новая си-
за» Тазовского района Д. В. Лырмин, первый
секретарь Ямало-Ненецкого  окружкома
ВКП(б) А. Я. Малиновский, охотник колхоза
«Родина» Надымекого района А. Нядынги,
охотник колхоза имени Кирова Ямальского
района Н. Папангуй, пастух колхоза «Вер-
ный путь» Шурышкарекого района И. Ф.
Пиналей, бригадир колхоза «Путь Сталина»
Шурышкарского района С. С. Тояров, брига-
дир. колхоза «Красный: рыбак» Приураль-
ского района Н. В. Филиппов.

граждены 14 человек. орденом «Знан Поче-
та» — 18 человек. мелалью «За трудевую
	поблесть» — 52 человека и медалью «За
	труровее отличие» — 53 человека.
		Порядок голосования
	ГЛАВА УШ
Определение результатов выборов
	В связи с двадцатилетием Ворякского на-
ционального округа Камчатской области Ха-
баровского края и достигнутыми успехами
в развитии народного хозяйства и культу-
ры Указом Президиума Верховного Совета

Озденом Ленина награждены: второй се-
коетарь Корякского окружкома ВЕП(б) Г. И.
Векерев, охотник колхоза именн Сталина
Тигильского района М. И. Заев, бригадир
оленеводческой бригады. Таловского олене-
совхоза Пенжинского района И. К. Вававы-
гин, бригадир оленеводческой бригады кол-
хоза «Ударник» Карагинского района Е. А.
Никифоров, поелседатель Корякского окр-
исполкома М. М. Обухов.

граждены 14 человек, орденом «Знан Поче-
та» —25 человек, медалью «За трудовую
доблесть» — 25 человек и медалью «За
трудовое отличиз» — 18 человек.
		ИТОГИ ДЕКАДЫ
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
	Вчера под председательством А. А: Фа-
деева состоялось расширенное заседание
презилиума правления Союза советеких пи-
сателей СССР, посвященное итогам только
что закончившейся в Москве декады азер-
байлжанской литературы и искусства.

Москвичи проявили к декаде самый жи-
вой интерее; На- вечерах присутствовало
свыше 20.000 трудящихея столицы.

В Союзе советских пиезтелей СССР в дни
декалы состоялись творческие обсуждения
азербайджанской прозы, поэзии, драматур-
гии, детской литературы, литературной кри-
Фики и литературоведения.

Декада показала большой рост азербай-
джанской литературы и искусства, выли-
лась в яркую демонстрацию сталинской
дружбы и сотрудничества советских наро-
дов.

От имени участников. декалы выступил
предеедатель правления Союза советских
писателей Азербайджана Мирза Ибрагимов.
Он горячо благодарил трудящихея столицы
за внимание, проявленное к гостям в дни
декады.

Президиум наметил ряд конкретных мер,
направленных на укрепление творческих
	Секретарь Ханты-Мансийского
окружкома ВКП(б).
	замечательные перемены
	ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ. 11. (По
	телефону). Двадцать лет назад были 0б-
разованы Чукотский и Корякский нацяо-

нальные округа. В их состав вошли север-
ные районы Камчатской области, населен-
ные чукчами, коряками, ительменами. ла-
	мутами, ро И другнии народно-
СТЯМИ. ‘
	Эамечательные перемены произошли в
этих двух национальных округах за минув-
шие двадцать лет. Подавляющее большин-
ство населения давно перешло от кочевого
на оседлый образ жизни, переселилось из
дымных и грязных яранг в добротные дома,
объединилось в рыболовецкие п оленеводче-
ские колхозы. Государство построило на тер-
ритории национальных округов густую сеть
рыбокомбинатов, которые принимают рыбу
от колхозных рыбаков и обрабатывают ee.
Государственные моторно-рыболовные и мо-
торно-зверобойные станции предоставляют
колхозникам технику, помогают увеличи-
вать уловы рыбы и добычу морского зверя.
За минувшие три года продукция чукотеких
зверобоев выросла вчетверо. Пункты Загот-
пушнины снабжают охотников ружьями,
боеприпасами и необходимыми товарами.
	Колхозный строй двинул вперед оленевод-
ство.
	Огромные успехи достигнуты в развитии
национальной культуры. Чукчи и Коряки
при советской власти получили свою писе-
	менность. До революции на Чукотке п на
территории Корякского округа было веего
девять школ, в которых обучались дети куп-
цов и местных чиновников, & сейчас в обоих
национальных округах работают 169 ва-
чальных, семилетних и средних школ, пе-
	дагогические училища, школы, готовящие
колхозные кадры.
	В Хабаровском педагогическом и меди-
цинском институтах, в Ленинградеком ин-
ституте имени Герцена созданы отделения
народов Севера. Многие жители Чукотского
и Ворякского округов получили здесь выс-
шее образование и вернулись домой специа-
листами, Во всех национальных селениях
работают избы-читальни, красные яранги,
	библиотеки, киноустановки. На Чукотке
	открыто 12 районных домов культуры и
клубов.
	В национальных округах е каждым го-
дом все шире развертывается строитель-
ство. Недавно в селе Седанке пущена кол-
хозная гидроэлектростанция. Электрические
лампочки зажглись в домах бывших кочев-
ников. Строятся новые предприятия, куль-
турно-бытовые учреждения, жилища.

Трудящиеся Чукотского и Корякского на-
циональных округов на заботу партий и
правительства отвечают увеличением добы-
чи рыбы, морского зверя, пушнины. Круп-
нейший в Корякском окрутё Карагинский
	А 8a I ой
рыбокомбинат досрочно завершил годов
план.
	шившие подделку избирательных докумен- ‘связей русских и азербайджанских писате-
тов или заведомо неправильный подечет го-   лей. на дальнейшее расширение пропаганды
	л0с0в,— караются лишением свободы на
срок до трех лет.
	  лучших трюизведений азербайджанской лИ-
	тературы среди народов Советского Союза.