Подобные обозначения для диафрагм мы видим почти во всех объективах. Обычно шкала имеет вид: 4,5; 6,3; 8; 11; 16; 22; 32. Подобная нумера
ция удобна тем, что дает возможность очень легко вычислить необходимое время экспозиции для любой диафрагмы, если оно известно для какой-либо одной из них, ибо в этих обозначе
ниях каждая последующая диафрагма требует удвоенного времени экспозиции по сравнению с предыдущей.
Казалось бы, что эта система обозначения диафрагмы достаточно удовлетворяет нуждам обыч
ной практики. Но существуют и другие системы, в большинстве случаев имеющие целью заменить соотношения между фокусным расстоянием и отверстием диафрагмы величинами относительной продолжительности экспозиции.
В основе всех этих систем лежит какая-либо светосила, принимаемая за «нормальную», и все различие состоит в том, какое отверстие принимается за нормальное. Например, английская система считает исходной светосилу Ф/4 и обозна
чает ее 1, - обозначение 2 относится к диаф
рагме, требующей экспозицию вдвое большую. В любом справочнике можно найти таблицы пе
ревода различных систем диафрагм к нормальной, поэтому на этом вопросе мы останавливаться не будем.
Итак, мы пришли к выводу, что от величины диафрагмы зависит экспозиция и увеличение ее пропорционально квадрату диаметра диафрагмы, причем в обычных обозначениях нумерация диафрагмы ведется таким образом, что каждое следующее деление удваивает экспозицию. Сле
довательно, диафрагма является регулятором экспозиции.
Прежде чем познакомиться с новым замечательным свойством диафрагмы, нам придется несколько уклониться в сторону.
Любителю, производя съемку, желательно получить на снимке вполне резкие планы между какими-нибудь двумя планами. Напр., когда он снимает группу, ему важно иметь резким пространство, начиная, скажем, от трех до пяти
метров. Если взять аппарат и, наблюдая по матовому стеклу за изображением, навести резко на 3 метра, то предметы, находящиеся на расстоянии 5 метров, будут нерезки. Если произве
сти наводку на 5 метров, то потеряют резкость предметы на дистанции в 3 метра. Отсюда вы
текает необходимость делать наводку на какую то среднюю точку и, диафрагмируя, получить достаточную резкость переднего и заднего планов. Чтобы уяснить себе все эти явления, необ
ходимо установить, что, собственно, разумеется под понятием «резкость» и «нерезкость».
Предположим, что в плоскости Р (см. рис. 1) имеются две точки А и В, которые мы рассма
триваем, помещая глаз в точку С; расстояние между точками А и С обозначим Д. Постепенно будем приближать точку В к точке А. Тогда наступит момент, когда мы перестанем различать две точки, а увидим только одну. Это явление
наступит тогда, когда изображения обеих точек на сетчатой оболочке глаза сойдутся на одном и том же нервном окончании.
Раздвинем снова точки А и В, чтобы глаз мог их видеть раздельными, и назовем через Е расстояние А - В, a ∠АСВ через α, который мо
жно измерить отношением Е/Д
Это отношение для нормального глаза является величиной постоянной и равняется величине, близкой к 1/1500. С другой стороны, величина Е меняется в зависимости от оасстояния Д, т. е.
если. Так как мы обычно рассматриваем фотоизображение на рас
Рис. 2
Рис. 1
стоянии около 20 см, т. е. когда
то нормальный глаз, рас
положенный на расстоянии ясного зрения от изображения, не сможет различить, как две отдельные точки, точки, находящиеся друг от
друга на расстоянии меньше чем -(напр., на расстоянии 1/10 мм).
Теперь рассмотрим случай при работе с фотоаппаратом (см. рис. 2). Положим, что мы произвели наводку на расстояние Р. Какое же нам дадут изображение две точки: А и В, располо
женные в плоскости Ф, которая находится на рас
стоянии Е от объекта О, причем Е отличается от Р. Мы увидим, что такие две точки дадут на матовом стекле (Р1) не точки, а два кружка А и В. Постепенно сближая точки А и В, мы получим в конце концов на матовом стекле кажущееся совпадение изображения точек А и В.
Заметим, что для того, чтобы мы могли легко различить глазом обе точки, расстояние между центрами двух кружков должно быть не меньше,