Г. Ушаков (Ленинград)
ВОЛНА
Основным условием получения удачного фотографического снимка является, несомненно, правильная продолжительность экспозиции. Если же это условие соблюдено, то следующая по важности задача фотографирующего заклю
чается в наиболее рациональном проявлении скрытого изображения.
При проявлении существенно важны три фактора:
1. Состав проявителя.
2. Температура проявителя.
3. Продолжительность проявления.
В отношении состава проявителя фотографическая литература дает величайшее разнообра
зие (как самих проявляющих веществ, так и рецептуры). Выбор того или иного рецепта определяется обычно специфическими особен
ностями работы каждого фотографа и отчасти его личным вкусом. Поэтому вполне разумным является обычный совет всем фотографирую
щим - не бросаться от одного проявителя к другому, остановиться на одной из наиболее авторитетных формул, по которой и вести работу проявления, изучая до конца все свой
ства и особенности избранного проявителя в условиях указанной температуры, являющейся для проявления нормальной.
Несколько сложней разрешается вопрс о температуре проявляющих ванн: как известно, рецептура фотографических проявителей состав
ляется с таким расчетом, чтобы их растворы работали всего выгоднее при температуре в 15 - 180 Ц.
Определенная температура проявителя требует совершенно определенной продолжительности проявления, которое, вообще говоря, длится от 4 до 6 минут. Если же при одном и том же составе проявителя меняется температура раствора, то мы вынуждены изменять так
же продолжительность проявления для того, чтобы получить ту же градацию тонов на негативе. Эта зависимсть заставляет желать, чтобы при употреблении раствор проявителя все время поддерживался при наиболее выгодной температуре в 15 - 18° Ц.
Однако на практике не всегда представляет ся возможным поддерживать достаточно равно
мерную, отличную от комнатной, температуру
проявителя в течение 4 - 6 минут. Кроме того большинство фотолюбителей на температуру раствора проявителя обычно и не обращают внимания.
Д-р М. Андрезен, ученый руководитель фо
тохимических лабораторий известной герман

ТЕРМО-МЕТОЛОВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ

ПО Д-РУ М. АНДРЕЗЕН
К. ЦИМБАЛЮК