1. От долгого проявления при недодержке. 2. При проявлении в старом проявителе или в проявителе с недостаточным количеством сульфита.
3. От недостаточной промывки перед поступлением в фиксирующий раствор.
Устранение означенных недостатков негативов и позитивов производится купанием их в следующих растворах:
Раствор А.
Марганцево-кислого калия 3 г. Воды 100 куб. см.
Раствор Б. Метабисульфита калия 25 г. Воды 100 куб. см.
Негативы перед купанием в растворе марганцевокислого калия должны быть предваритель
но размочены минут 10 - 15 в воде. Купать их нужно минуты 2 - 3. Негатив должен принять на просвет коричневую окраску. Затем идет быстрое споласкивание водой и погружение в раствор метабисульфита калия. В данном растворе происходит осветление негатива, заключающееся в переводе перекиси марганца, имеющей бурый цвет, в серно-кислый марганец - вещество бесцветное и легко растворимое в воде, причем попутно с осветлением уничто
жаются и все три вида вуалей. Кроме того с осветлением происходит также и незначительное ослабление негатива.
Если первая операция не дала желаемого результата, то негатив промывают в воде самым тщательным образом и вновь подвергают купа
нию в растворах марганцево-кислого калия и метабисульфита калия. Если промывка будет недостаточная, то наступит довольно сильное равномерное ослабление негатива. Ослабление бу
дет здесь почти тождественным с ослаблением марганцевокислым калием с серной кислотой.
Надо заметить, что регулировать во втором случае степень ослабления очень трудно. Здесь необходим большой навык.
Вообще процесс осветления негативов описанным способом капризен и требует большой чистоты работы: плохо промытые негативы могут покрыться вместо исправления новыми пятнами.
Зато при осветлении отпечатков этот способ дает прекрасные результаты. Желтые, покры
тые пятнами, позитивы, становятся чистыми - «осветленными». Особенную чистоту приобре
тают света. После осветления также наступает небольшое ослабление отпечатка, в большинстве случаев не оказывающее отрицательного действия.
Ход работы при осветлении позитивов несколько отличен от осветления негативов.
Отпечатки не требуется предварительно размачивать. Высушенный позитив или только что вынутый после фиксирования из промывной воды кладется в раствор марганцевокислого калия.
Купание отпечатков в нем надо производить не более 30 - 40 секунд, затем, производя короткое, но энергичное споласкивание, погру
жать в осветляющий раствор. При всех манипуляцих кюветы необходимо покачивать или же отпечатки все время перекладывать.
При недостаточно полном удалении пятен или окраски, вторичное осветление позитивов может происходить только после тщательней
шей промывки, иначе произойдет почти полное исчезновение изображения.
В заключение необходимо указать, что данный способ производит осветление пятен и окраски, явившихся вследствие неправильной
работы с проявляющим раствором. Дефекты, получившиеся в фиксажном растворе и являю
щиеся продуктами разложения гипосульфита, указанным способом удалить невозможно.
В КРУЖКЕА. Кузнецов (Москва)