Ускорить темпы жилищного строительства

«Всеми силами стремиться к улучшению жилищных условий трудящихся масс, к уничтожению ску
ченности и антисанитарности старых кварталов, к уничтожению негодных жилищ, к перестройке ста
рых, постройке новых, соответствующих новым условиям жизни рабочих масс, к рациональному расселению трудящихся» (из программы Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).
За годы советской власти в Москве проведена огромная работа по коренной перестройке города. Купеческая Москва еще в 1913 г. была городом карликовых домишек, среди которых возвышалось лишь 107 домов, высотою в 6 — 7 этажей. А сейчас кроме этих высоких домов в Москве насчитывается 646 новых 6 — 7-этажных домов. А всего Московским советом, ведомствами и жилищными кооперативами в Москве построено свыше 5 тыс. новых домов. За годы первой и второй пятилеток в Москве построе
но 1700 тыс. м2 жилой площади. За один 1938 г. построено и сдано в зксплоатацию 323,4 тыс. м2 жилой площади.
Но несмотря на значительный качественный и количественный рост жилого фонда жилищное строительство в Москве резко отстает от общих темпов развития хозяйства пролетарской столицы и от установленного сталинским генеральным планом реконструкции об’ема работ. Так, только в одном 1938 г., в соответствии с установками генерального плана реконструкции столицы, необходимо было по
строить 1200 тыс. м2 жилой площади, а фактически из этого количества было построено и сдано в эксплоатацию лишь около 27%.
Жилищное строительство — дело большой политической важности, в котором заинтересованы широчайшие массы трудящихся. Правительство отпу
скает огромные средства на борьбу с жилищной теснотой. Третьим пятилетним планом намечено строительство и сдача в эксплоатацию в городах и поселках 35 млн. м2 новой жилой площади. В 1939 г. в Москве строится 1 300 тыс. м2 новой жилой площади, из этого количества 192,6 тыс. м2 должен по
строить и сдать в эксплоатацию Московский совет. Значительная часть нового жилищного строитель
ства Моссовета и наркоматов выполняется поточноскоростными методами.
Первые ощутительные результаты скоростного строительства уже имеются. На Ленинградском шоссе в короткий срок построен большой (17,5 тыс. м2), 4-этажный, 48-квартирный дом для учителей. Каменная кладка дома началась 15 февраля 1939 г., а че
рез 62 рабочих дня он был построен и 28 апреля сдан в эксплоатацию. Строительство дома для учи
телей осуществлено трестом «Мосжилгорстрой(управляющий т. Плотников, главный инженер — т. Проферансов, начальник строительства — инженер т. Шур).
Если ценный опыт строительства дома для учителей будет широко использован Московским сове
том и наркоматами на жилищных стройках Москвы и, в первую очередь, в массовом скоростном строи
тельстве 24 домов, то план сооружения жилищ в этом году будет не только выполнен, но и перевыполнен. Однако, освоение опыта скоростного строительства идет крайне медленно — об этом свидетель
ствуют итоги первого квартала 1939 г. Стройки Московского совета выполнили квартальный план лишь на 58,4%, не лучших результатов добились жилищные стройки наркоматов и ведомств. Это — результат консерватизма и неповоротливости наших строительных организаций и неумения руководите
лей трестов и строек культурно работать, широко внедрять передовой опыт стахановцев и новые методы работ.
Каменные работы на наших стройках выполняются в сравнительно короткие сроки, но затем, когда закончено сооружение «коробки», начинается новый этап строительства — «начинка» здания, продолжающаяся в течение многих месяцев. В результате плохой организации производственных процессов и консерватизма строительных организаций,
упорно применяющих давно устаревшие методы последовательного выполнения работ, строительство 6 — 7-этажного дома затягивается на два, а иногда и на три года.
На стройке дома для учителей работали по-новому. Основой работы являлся детально разрабо
танный график, предусматривавший совмещение различных производственных процессов и широкое применение сборных элементов. На строи
тельной площадке работы были организованы па скоростному методу — они были сведены к монтажу, сборке здания из различных элементов, изготовлен
ных на подсобных предприятиях. На стройку такиеэлементы как переплеты окон доставлялись и ставились на место в совершенно готовом виде: с вре
занными приборами, остекленные и окрашенные. Перегородки поступали на стройку уже обитые рогожей и дранкой. Водопроводная сеть дома, отопление и канализация прибывали на стройку в готовом виде и на месте только монтировались. Ко вре
мени окончания работ по каменной кладке первого этажа в подвале заканчивался монтаж центральной котельной и подводки системы отопления. Через несколько дней отопление было пущено в ход и в подвале начались штукатурные работы. Когда ка
менщики производили кладку второго этажа, — в первом этаже производился монтаж отопления, водопровода, канализации, отделочные работы, про
водка электричества и т. д. Так росли и быстро получали окончательную отделку один за другим все этажи скоростной стройки, начатой в зимних условиях.
Президиум Московского совета, отмечая хорошую работу, объявил благодарность всему коллективу строителей дома для учителей. В постановлении Моссовета от 10 мая записано:
«Придавая серьезное политическое значение опыту скоростного строительства, впервые применяемого в жилищном строительстве гор. Москвы, Президиум Моссовета призывает коллектив рабочих и инженерно-технических работников Управления жилищного строительства и Управления культурно-бы
тового строительства, занятых на строительстве жи
лых домов, бань, школ, детских садов и детских яслей в гор. Москве, полностью использовать опыт скоростного метода строительства коллектива строи
телей треста «Мосжилгорстрой» и на основе социа
листического соревнования обеспечить выполнение плана жилищного и культурно-бытового строительства в 1939 году».
Скоростные методы — основа нашей борьбы за план строительства 1939 г. Успех скоростного строительства обеспечивается широким применением механизмов и массовым индустриальным производ
ством строительных деталей. Скоростные стройки предъявляют огромный спрос на облицовочный кир
пич, щитовой накат, сборные перегородки, элементы железобетонных перекрытий, металлические конструкции, сборные крыши, готовые столярные изделия, щитовой паркет, ступени, плиты, косоуры, сухую штукатурку и т. д. Все эти материалы необходимы стройкам в достаточном количестве и высокого качества. Широкий переход к скоростным методам строительства надо обеспечить резким увели
чением выпуска готовых строительных деталей и сборных конструкций.
В резолюции XVIII съезда ВКП(б) по докладу товарища Молотова о третьем пятилетием плане развития народного хозяйства СССР обращается внимание «на необходимость решительного внедре
ния в практику скоростных методов строительства, для чего требуется развитие строительной индустрии, всемерное укрепление террито
риальных строительных организаций, превращение строительной индустрии из отстающей в передовую отрасль народного хозяйства, с широким развитием комплексной механизации и применением стандарт
ных строительных деталей и конструкций, построив необходимые для этого предприятия».
Указание XVIII съезда ВКП(б) о скоростном строи
тельстве надо выполнить четко и быстро.