Главное здание Академии наук СССР. Общий вид. Автор проекта акад. арх. А. В. Щусев.
Проф. В. Д. КОКОРИН

Главное здание

Академии наук СССР

Архитектура — одно из средств, которыми на многие века закрепляются слава и деяния великих людей и народов. Счастлив и горд тот зодчий, на долю которого вы
падает честь и труд сильными формами и долговечными материалами выразить в со
оружении все то великое и славное, чем живет наша страна и к чему стремятся ее народы.
Одним из подобных сооружений, которые будут осуществляться в Москве в годы тре
тьей пятилетки, является архитектурный комплекс зданий Академии наук СССР, над проектом которого в настоящее время работает академик архитектуры А. В. Щусев.
Главное здание Академии наук будет оформлять собой одну из ответственнейших частей города. Архитектурное решение все
го комплекса объемов этого здания должно выражать выдающееся государственное значение Академии наук СССР. Вместе с тем, близость грандиознейшего памятника В. И. Ленину — Дворца Советов, — непосред
ственное соседство большой территории ЦПКиО им. М. Горького и набережной ма
гистрали с прозрачным мостом ставят перед архитектором задачу, результатом решения которой должен явиться архитектурный ансамбль, уравновешивающий контраст волнующей вертикали Дворца Советов и спокойных горизонталей парка культуры и отдыха, реки и моста.
Это, однако, не следует относить только к зданию Академии наук. Уравновесить вертикаль Дворца Советов не сможет в отдель
ности ни одно из прилегающих к нему со
оружений, в том числе и здание Академии наук.
В данном случае это здание является узловым местом, назначение которого состоит
в увязке около себя композиционно сложного местного ансамбля примыкающих не
посредственно к нему объектов с тем, чтобы
в сумме они могли противопоставить себя величественной вертикали Дворца Советов и до некоторой степени разрешить задачу контрастности форм, не входя в противоречие, а сочетаясь с Дворцом.
В этом отношении задачу следует считать решенной, так как здание Академии вполне оправдывает свое положение и является узловым композиционным моментом для ансамбля данной части города.
Проект академика архитектуры А. В. Щусева является результатом большой предварительной работы, проделанной в продолжение последних двух лет.
Автор проекта дал хорошее плановое решение здания. Оно в меру компактно и в то же время использует возможности за
стройки свободной территории открытого участка. Красивая форма плана оправдана функционально и просто разрешает такие сложные основные узлы композиции плана, как грандиозный конференц-зал с главной лестницей и кулуарами, библиотека, вестибюли и анфилады музейных комнат.
Удачное решение плана предопределяет высокие качества интерьеров, что в достаточной мере характеризуется перспективными видами конференц-зала, главной лестницы, залов музея и др.
Архитектурный абрис здания решен нарастающим высотным силуэтом, составлен
ным из отдельных корпусов, входящих в комплекс Академии. Этот прием продолжает композиционное решение плана и заключает в себе большие возможности для полноценного архитектурного решения фасадов. Каждый корпус говорит о себе и о своем на