О перестройке планировочного и проектного

дела Моссовета

Президиум Московского совета отмечает, что во исполнение исторического решения СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. о генеральном плане реконструкции г. Москвы проведена огромная работа.
Однако, в результате недостаточного внимания за последние годы со стороны Моссовета к важнейшим вопросам реконструкции Москвы, планировка города, проектирование, архитектурное оформление основ
ных магистралей, отвод участков, текущее благоустройство города, озеленение и орга
низация подземного хозяйства не подняты на уровень тех задач, которые выдвинуты постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б)
о генеральном плане реконструкции г. Москвы.
Крупнейшим недостатком является то, что значительная часть капитальных жилых до
мов размещалась, вопреки решениям СНК СССР и ЦК ВКП(б), не на основных первоочередных магистралях, а на второстепенных улицах и даже в переулках.
Застройка отдельных участков магистралей и набережных проводилась без единого архитектурного замысла и ансамбля.
Грубейшей ошибкой в проектном деле является случайное привлечение к проектированию и строительству на важнейших ма
гистралях столицы архитекторов независимо от их опыта, способности и творческой направленности, в результате чего дело проек
тирования приведено в такое состояние, что, наряду со снижением качества проектирования, оно нередко являлось прямым тормозом развертывания строительства.
Постановление СНК Союза ССР от 1 октября 1935 г. «О порядке застройки го
рода Москвы» наркоматами, ведомствами и Моссоветом нарушалось, имела место прак
тика самовольной застройки отдельных уча
стков города, захламление его временными строениями, переоборудование различных зданий под жилье, нарушение красных линий и невыполнение требований вертикальной планировки.
Размещение строительства школ проводилось на затесненных участках, без учета будущей реконструкции кварталов, на магистралях с напряженным уличным движением.
Отдел планировки, Отдел городских земель, Госстройконтроль и милиция не организовали борьбы против нарушителей правил застройки г. Москвы.
Совершенно нетерпимым является отставание инженерно-транспортных работ от планировки города. Быстрое развитие го
родского транспорта и уличного движения не получило необходимого отражения в работе Отдела планировки.
Отсутствие перспективного плана разви
тия подземного хозяйства, четкой организации этого дела и контроля за строитель
ством подземных сооружений приводило к частому разрытию улиц города и безответственности за состояние подземного хозяйства.
В неудовлетворительном состоянии находится резервная зона города, лесопарковый защитный пояс, благоустройство, озеленение и внешнее оформление города.
Отсутствие надзора и необходимого ухода за зеленью в парках, кварталах, на бульва
рах и строительных участках приводило к порче и бесцельной вырубке зелени.
В целях улучшения дела проектирования и планировки г. Москвы, Президиум Московского совета, во исполнение постановления СНК СССР от 19 июня 1939 г., постановляет:
1. Для рассмотрения наиболее важных вопросов планировки г. Москвы и проекти
рования новых сооружений образовать Архитектурно-планировочную комиссию (Архплан).
2. Организовать Управление планировки г. Москвы, включив в его состав Отдел планировки, Отдел городских земель, От
дел подземных сооружений, Геодезическую контору, Контору по исследованию грунтов.
Создать в составе Управления планировки г. Москвы Инженерно-транспортный отдел, Отдел по регулированию застройки ре
зервной зоны и контролю за сохранностью зелени в лесопарковом защитном поясе и Отдел внешнего благоустройства и парков города.
3. Возложить на Управление по планировке г. Москвы разработку детального проекта планировки города, резервной зоны и лесопаркового защитного пояса, отвод земельных участков под застройку и выда
чу архитектурно-планировочных заданий и других технических данных на все виды строительства.
Обязать Управление по планировке строго контролировать выполнение договоров на застройку и в особенности соблюдение установленных сроков строительства.
4. Создать в каждом районе г. Москвы Отдел районного архитектора, объединив в нем существующие группы районного архитектора и уполномоченного Отдела городских земель, подчинив его непосредственно Управлению по планировке города.
Установить, что задачей Отдела районного архитектора являются: разработка крас
ных линий, проектов застройки кварталов, выдача архитектурно-планировочных зада
ний (согласованных с Управлением), отвод участков и отбивка красных линий в нату
ре, выдача красных вертикальных отметок, контроль за ведущимся строительством и
Постановление Президиума Московского совета PК и КД от 27 июля 1939 г.