Инж. М. Д. КУРДЮМОВ

Фундаменты и другие подземные сооружения Дворца Советов

Дворец Советов, величественный памятник гениальному вождю пролетариата Владимиру Ильичу Ленину должен незыблемо стоять в веках. Вот почему к качеству основания и конструкций фундаментов этого грандиозного сооружения предъявляются исключительно серьезные требования.
Не имеющие прецедентов в истории гигантские размеры сооружения и его колоссальный вес расширяют значение вопроса о фундаментах до степени проблемы. Достаточно отметить, что в то время, как на
грузка от отдельных колонн величайшего американского небоскреба «Эмпайр Стэйт Билдинг» достигает 4 700 т, нагрузка на фундамент от отдельных колонн Дворца Советов достигает 14 тыс. т.
Полное и всестороннее изучение геологии строительной площадки Дворца Советов и прилегающих к ней территорий явилось первым условием для правильного разрешения задачи создания прочных фундаментов
и выбора методов производства работ по их возведению.
Строители Дворца Советов выполнили весьма обширную программу геолого-исследовательских работ.
Для получения ясного и полного представления как о порядке напластования грунтов, так и об их физических и механических свойствах здесь впервые в СССР бы
ло применено колонковое бурение крупного диаметра, давшее возможность извлекать образцы пород с ненарушенной структурой. Геологическое строение участка оказалось весьма сложным; однако, для наиболее на
груженных частей Дворца, а именно, для высотной, башенной части и для большин
ства окружающих вестибюлей и фойе, оно оказалось в достаточной мере однородным.
Геологический разрез этого участка представляется в следующем виде (рис. 1): верх
ний слой относится к насыпным грунтам и к грунтам четвертичных отложений, состоя
Рис. 1. Схематический поперечный разрез подземной части Дворца Советов. Фрагмент.