щих из песков, суглинков и супесей. Ниже залегают коренные породы каменноугольного возраста — известняки и мергели различ
ной степени карбонатности, причем пласты их чередуются в следующем порядке. Сначала идет слой известняков сильно трещи
новатых, местами слабых, на глубину в 8—9 м — первая, так называемая Дорогоми
ловская, толща известняков. Ниже этого слоя обнаружено залегание глинисто-мерге
листых пород, мощностью в 6,0 — 6,5 м. Ниже идет вторая, Хамовническая, толща известняков, мощностью в 6 — 7 м. Этот слой известняков отличается высокой механиче
ской прочностью и слабой трещиноватостью и является полноценной скальной породой. Затем опять идут мергеля, частью доломитизированные, с отдельными прослойками известняка. Мощность этого второго слоя мергелей — около 7 м. Далее, под вторым слоем мергелей, залегает третий слой известняков с небольшими прослойками мерге
лей, являющийся переходным к основным известнякам Московского яруса. Все три пласта известняков пропитаны водой, заполняющей их трещины.
Пройденная на строительстве в 1934 г. опытная шахта на глубину 39 м от уровня набережной Москва-реки прорезала все напластования, вплоть до третьего слоя из
вестняков, и дала возможность наблюдать породы в состоянии их естественного залегания по всему, характерному для строительной площадки геологическому профи
лю. Тогда была полностью оценена высокая надежность каждого из трех слоев известняка при выборе его как основания.
Эта оценка находила, в частности, свое обоснование и подтверждение в том обстоя
тельстве, что коренные породы за время своего существования испытывали давление
Рис. 3. Бетонирование блоков фундаментов под главные колонны высотной части. Справа — готовый, распалубленный блок. В центре — свежий блок в опалубке, прикрытый рогожами.
Рис. 2. Сварка арматуры железобетонной кольцевой балки, опоясывающей «главные фундаменты».