6 января 1950 г., пятница, № 5 (3418)
	КРАСНЫИ ФЛОТ
	ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНОВ _
	Политработник, отооваршийея от Mace
	тичности, принципиальности в анализе яе-
достатков партийно-политической работы,
не помог партийной организации наметить
залачи работы на дальнейший период,
	Большую Часть своего выступления
т. Вопенкин посвятил разносу т. Ненахо-
ва. Он говорил 00 OTCYTCTBAH должных
партийных качеств у секретаря, о низком
уровне доклада. Вместе с тем т. Копенкин
пыталея отвести от себя критику, кото-
рая, правда без указания фамилии, все
же была высказана и докладчиком и ком-
MVYHECTAMH IO ero amecy.
	В том. что отчетный доклад секретаря
партийной организапии был неудовлетво-
рительным, большая YONA вины ложится
и на т. Вопенкина. Он присутствовал на
совещании в политотделе вместе с секре-
тарем партийной организации, но этим, в
сожалению, и ограничилось все его уча-
стие в подготовке к собранию. Не волно-
вало политработника и то, что не было
заранее вывеншени об`явление о предетоя-
щем отчетно-выборном партийном codpa-
нии, 90 часть коммунистов не знала, ка-
кие вопросы будут обсуждаться.
	В подготовке к отчетно-выборному с05-
ранию, как в зеркале, отразился стиль
работы т. Копенкина. В этот период в
подразделении не проводились политиче-
ские информации: Матросы и старшины
не получали ответов на вопросы, которые
возникали у них при чтенин газет и жу?-
налов. Политические информации, как го-
ворили 06 этом коммунисты тт. Сафонов,
Штепа и другие выступавшие Ha отчет-
но-выборном собрании, проводились нере-
тулярно и раньше.
	На собрании коммунисты остро постз-
Вили в01рос о выращивании и воспитании
отличников боевой и политической подго-
товкя. Они говорили, что в этом важном
деле существуют серьезные недостатки. В
	частности, в число отличников почему-т
попалают недисциплинированные матросы
	и старшины. Например, старшина Бука-
	Отчетный доклад секретаря партийной
организации старшины 1-й статьи т. Не-
нахова не был глубоким по содержанию.
Докладчик не сумел дать анализа причин
перечисленных им недостатков, не рае-
сказал, как боролась партийная организз-
ция за укрепление боеготовности  подраз-
деления и повышение воинской дисципли-
ны, за передовую роль KOMMYHUCTOB B
учебе и службе. В.докладе отсутствозала
деловая большевистская критика и ©а59-

EPRTHRG.
	Докладчика поправили коммунисты. 5
своих выступлениях они указали секретз-
рю; что он мало бывает среди матросов,
топускает в обращении с коммунистами
приказной тон, слабо контролирует сзмо-
стоятельную учебу. Были отмечены тах-
жё недостатки в руководстве  комсомоль-
ской организацией, деятельностью атитато-
ров, спортивно-массовой и  культурно-
просветительной работой. Наряду с этим
коммунисты оказали доверие т. Ненахову,
избрав его заместителем секретаря партий-
ной организации,

Активность коммунистов (в прени-
ях выступили все присутствовавиияе на
собрании), острая критика деятельности
секретаря показали, что члены партийной
организапии стремятся. выправить недо-
(TATRA, допущенные за отчетный период,
усилать помошь командиру в боевом обу-
чении и политическом воспитании воен-
ных моряков. 0 этом же свилотельствуют
принциниальность и  деловитость, прояв-
ленные коммунистами при обсуждении про-
екта решения по отчетному докладу.
	Конечно, секретарь паутийной органи-
зации ках руководитель повинен в УПу-
шониях, о которых говорили участники
собрания. Но нельзя забывать, что т. Но-
нахов состоит в рядах партии менее двух
лет. И ему, молодому секретарю, требз-
валакь серьезная. помощь в работе и в
первую очередь помощь со стороны полит-
работника. Олнако политработнию т. Ко-
пенкин не оказывал секретарю такой по-

NOCIA,
	В своем выступлении на партийном с05-
	рании он не показал примера caMORPH-
	рев и матрое Раеказов, числяшиеся от-
личнивами, неоднократно нарушали Boun-
ский порядок. Политработник знал об этом,
но никаких мер не принял, чтобы развен-.
чать таких «отличников». Дело дошло до т9-
го, что накануне отчетно-выборного собра-
ния тт, Букарев и Рассказов совершили
серьезный проступок. Несмотря на это,
портреты их на витрине отличников про-
должали оставаться и в день собрания, а
т. Рассказов даже упоминалея в докладе
секретаря партийной организатии и вы-
ступлениях коммунистов как агитатор. —
	Бесспорно, что партийная организация
и ee бывший` секретарь т. Ненахов мало
работали ‹ отличниками, ной т: Вюненкян
не заботился о расширении рядов отлич-
ников; лишь на политинформациях 0H
векользь упоминал фамилии матросов и
старшин, ставших  отличниками, чтобы
потом забыть о них. ,
	Можно привести и другие примеры, сви-
детельствующие, что недостатки в работе
партийной организации явились в значи-
тельной мере следствием слабого руководет-
ва партийной организацией со стороны по-
литработника. В подразделении плохо рабо-
тал коллектив агитаторов. Тов. Кюпенкин не
заботился об учебе агитаторов, не помогал
им вести агитацию, увязанную с решеня-
ем насущных задач, стоящих перед, под-
разделением. Секретарь партийной органя-
зации не руководил комсомольской органя-
зацией, и т. Копенкин проявлял полней-
шее равнодушие к союзной работе. Чем
же другим, как не этим, можно об’яснить
тот факт, что только на одном из заседа-
ний комсомольского бюро. был поставлен
разбор персональных дел ряда членов
ВЛЮСМ; состоящих на учете в этой opra-
низации.
	Bee эти факты товорят о TOM, что п-
литработник т. Копенкин оторвался от
жизни партийной и комсомольской орга-
низаций и потерял чувство ответетвенно-
	Майор А. ЗУБОВ.
	сти за партийное дело.
	Помощь командованию
в воспитании курсантов
		[ овые
	Многое сделал в прошедшем году клуб
Военно-морского училища имени Фрунзе в
помошь командованяю по воспитанию
курантов. Для будущих офицеров прочи-
таны лесятки лекций о советском патрио-
	тизме. COBSTCHOH национальной горлости.
	Большое внимание уделялось пропаган-
ле истории нашей большевистской пар-
тии. Ряд лекций был посвящен воинской
присяе и уставам Вооруженных Can
СССР. Доклады по международному полэ-
жению проводятея систематически.

В клубе был прочитан цикл лекций, по-
священных жизни и деятельности И. В.
Сталина. С большим успехом прошел Be-
чер на чему «Образ И. В. Сталина в ис-
кусстве и литературе». Отрывки из произ-
ведений советских писателей, посвящен-
ных великому ‘вождю, читали лаурезт
Сталинской премии артист Толубеев, за-
служенный артист республики Адашевский
и другие.

Открылся также лекторий по истории
русской музыкальной культуры. Лекцию
на тему «Великие традиции русской клас-
сической музыки» прочитал т, Должан-
ский. В концерте приняли участие ленин-
градекие мастера сцены. Читается цикл
лекций по истории русского изобразитель-
ного искусства.

Ленинград—один из крупнейших вуль-
турных центров нашей страны, располага-
ющий замечательными музеями. Для того
чтобы повысить культурный уровень кур-
сантов, клуб систематически организует
экскурсии в Ленинградский филиал Му-
	зея В. И. Тенина. в Государственный 9р-
	Паши пре
	митаж, в Военно-морекой ‘и Артиллерии-
ский музеи, в Этнотрафический, Тезтраль-
ный и другие музеи города. Часто провэ-
дятея экскурсии по историческим местам,
связанным © революционной деятельностью
В. И. Ленина и И, В. Сталина в Шетро-
граде.

Серьезное внимание ‘уделяется органи-
запии художественной самодеятельности.
Выступления хора, оркестра народных ин-
струментов, хореографического коллектива
пользуются заслуженным успехом не толъ-
ко среди личного состава училища, но и
у трудящихся Ленинграда, перед которы-
ми эти коллективы часто выступают. На
последней олимпиаде художественная ‹а-
модеятельность училища занялф первоз
место среди других военно-морских учеб-
ных завелений.

Однако в деятельности клуба имеются
и серьезные недостатки. Влуб мало зна-
комит курсантов © трудовыми подвигами
советских людей. Не ортанизуются ветре-
чи моряков со знатными стахановцами и
‘старейшими производственниками ленин-
‘традских фабрик и заводов, не проводятся
трат © учеными. Традиции Советских
Вооруженных Сил пропагандируются сла-
5%, а между тем такая пропаганда имеет
первостепенное значение для воспитания
курсантов.

Смотр привлек внимание партийных и
комеомольских организаций к деятельно-
‘ети клуба. Надо надеяться, что при их по-
мощи недостатки, выявленные в ходе
смотра, будут быстро устранены.
	Б. НИКОЛАЕВ,
	QAOW CHUA
	В странах
народной
демократии
	>

ЧЕХОСЛОВАКИЯ
	Первый том Собрания
Сочинений И. В. Сталина
на словацком языке
	ПРАГА, 5 января. (ТАСС). Вак пере=
дает Чехословацкое телеграфное зтентство,
по решению Центрального комятета, комму-
нистической партии Словакии предпряня-
то издание Собрания Сочинений И, В.
Сталина на словацком языке. Первый том
Собрания Сочинений вышел в свет тира-
жом в 50 тысяч экземпляров.
	КИТАЙ
	‚Выход в свет
первого номера журнала
«Народный флот»
	НАНЬИН, 0 января. (ТАСС). Вак пере-
дает атентотво Синьхуа, в день Нового
года вышел в свет журнал «Народный
флот», издающийся для бойцов китайско-
0 народного флота. Этот журнал являет-
ся органом штаба народного флота Boe-
точного Витая. В журнале помещен авто-
граф председателя Центрального народного
правительства Китая Мао Цзе-дуна, в ко-
тором он пишет: «Мы должны строить
флот, способный защитить нашу страну и
остановить любое вторжение империали-
остов».
	ВЕНГРИЯ
	5 венгеро-советском
обществе
	БУДАПЕШТ, э января. (ТАСС). Генб-
ральный секретарь венгеро-советекого 09-
щества Дьерль Бернат расеказал предста
вителям печати о плане работы общества
на 1950 год. Одной из основных задач
венгеро-советекого общества, сказал Дъердь
Бернат, является удовлетворение растуще-
то интереса широких народных масс Венг-
рии к стране осуществленного социализма.

Газета общества — еженедельник «УЙ
вилаг», указал Дьердь Бернат, выходит
сейчас тиражом в 200 тысяч экземпляров.
Общество намерено проводить ежемесяч-
ные доклады и конперты на 60 крупных
предприятиях. Будет увеличено количе-
‹тво передвижных выставок, оленных га-
зет-плакатов, рассказывающих 9 жз-
ни Советского Союза. Выставкя и кино-
сеансы будут организованы в самых отда-
ленных местностях страны. В феврале
будет проведен месячник венгеро-совет
ской дружбы. Мероприятия общества ах-
ватят всех тоудящихея страны.
	АЛБАНИЯ
	Успешное выполнение
годового плана
	ТИРАНА, 5 января. (ТАСС). Албанеков
телеграфное атентотво продолжает с006-
mare o6 успешном выполнении годового
плана. предприятиями Албанской народной
республики.

Судоверфи города Дуррес перевыполнили
план на 11 проц. Рабочие ремонтных ма-
стереких  государетвенного предприятия
строительства моетов и дорог в городе Ти-
рана выполнили обязательства, принятые
в честь 70-летия товарища И. В. Сталина,
на 4 дня ранее срока. Рабочие мастер-
ских обязалиеь лосрочно выполнять плая
	1950 гола.
	заботу и внимание. Между работниками
библиотеки и военными моряками установи-
лась тесная дружба. Число читателей биб-
лиотеки быстро растет. На налием корабле,
например, теперь нет ни одного офицера,
который не прочитал бы лучиие прюиззе-
дения советеких писателей, удостоенных
Сталинской премии.
	Но, несмотря на эти положительные ре-
зультаты, нам хочется сказать и о том, чем
недовольны офицеры, какие пожелания
высказывают они для улучшения библио-
течной работы. Плохо то, что имеется мало
технической литературы. Нет, например,
таких нужных книг, как «Теоретические
основы электротехники», «Корабельные
двигатели», выпущенных в свет в доста-
точно больших тиражах. Между тем спрое
на техническую литературу все время воз-
растает и пополнение технического отдела
библиотеки совершенно необходимо.
	В помещении Дома офицеров библиотека
нередко организует обсуждение новых книг
и читательские конференции. Но офицеры
кораблей далеко не всегда имеют в03м0-
ность Участвовать в них. А почему бы
не организовать обсуждение ®ниг непосред-
ственно на кораблях? Организуя такие 0б-
суждения на кораблях, библиотека еше
больше укрепила бы ювои связи ¢ читале-
лями. улучшила пропатанху книги.
	ениги
	Инженер-лейтенант И. GYPAC,
	Смотр Домов офицеров и клубов повы-
сил интерес в Культурно-просветитель-
ной работе в нашем гатнизоне. Военные
моряки отмечают, что в Доме офицеров
немало делается для культурного обелужи-
вания офицеров и членов их семей. Хоро-
шо работают  общеобразовательные круж-
хи, занятия в которых проходят регулярно
и организованно,

Часто выступает тезлр флот» © интерес-
	ными спектаклями. Вееобщее одобрение по-
лучили лекции-концерты, посвященные
творчеству классиков русской музыки. Не-
редко выетупают на сцене Дома офицеров
и большие тезтральные коллективы. Прек-
раеное впочалление оставили, например,
выступления Центрального театра Врасной
Арии.

Олнако руководители Дома adeno не
всегда требовательны E выступлениям
тастролеров и допускают иногда на сцену
явных халтурщиков, вроде некоего «отгз-
дывателя мыслей».

Говоря о работе Дома офицеров нашего
тарнизона, надо отметить также инициа-
тивную деятельность библиотеки, возглазв-
ляемой капитаном Примак. Эта библиотека
организовала доставку книг на корабли.
Езжлую неделю в установленные дни
работники библиотеки приходят Ha
корабли, принося с code  разнообраз-
ную литературу, заранее  заказанную
офицерами, Читатели весьма ценят эту
	книги:
	Н чему приводит самоуспокоенность
	Большой интерес у коммунистов вызвал
раздел отчетного доклада секретаря  парт-
организации т. Макшанцева; посвященный
вопросам партийного руководства Комсомо-
лом. Ла это и понятно, ибо. комсомольцы
составляют большую половину состава эки-
пажа и от уровня партийного руководства
комсомолом во MHOTOM зависит качество
боеРой и политической подготовки на к5о-
	радле.
	Олнако дело в этой области партийной
работы обетоит далеко не так блестяще,
как 0б этом докладывал секретарь. Вомму-
нисты векрыли на собрании серьезные
недостатки. Тревогу вызвал тот факт, что
среди комсомольцев есть товарищи, нару-
пающие воинеклю дисциплину. Члены
ВЛЕСМ Тверлохлебов, Власов не служат
примером для молодежи. Партийная орга-
низация ориентировала бюро организации
	ВЛЕСМ главным 000а30м на проведение
общих мероприятий а He на инди-
вилтальную работу с  комсомольцами.
	Особенно слабо осуществлялось руководство
ROMCOMOALCREMH организациями подразделе-
	ний. гле секретарями тт. Мокшин и Павли-
		ский актив. Lak, натример, по ето зада-
нию коммунисты созывали комеомольцев на
занятия кружка по изучению Устава
	BAKCM
0 слабох и неконкретном партийном
руководстве комсомольской работой на ко-

рабле говорили коммунисты Александров,
Немченко. Валеев. Грибайло.
	В ходе собрания было вскрыто, что вом-
сомольская организация  неудовлетвори-
‘тельно работала с отличниками боевой и
политической подготовки.

Партийное бюро  подвертлось критике
й 34 недостаточное внимание к стариинам-
комсомольцам, У которых имеется много
нелосталков в воспитательной работе © под-
чиненныхи.

В прениях по докладу т. Макшанцева
выступила. большая часть KOMMYHHCTOB
организации, и все они в той или иной мере
касались состояния партийного руководства
 комсомолом. Собрание показало, что незна-
 чительные успехи в этой области партий-
ной работы вызвали у секретаря партийной
организации самоуспокоенность, которая
заслонила нелостатки.

Майор Я, БЯЛЫЙ,
	В своем докладе т. Макшанцев отметил
некоторый положительный опыт партийной
организации в руководстве комсомолом: Вом-
муниеты изыскивали ‘новые формы поли-
тико-воспитательной фаботы среди моло-
дежи. Одной из таких форм явилась по-
мошь коммунистов в организация и прове-
JOSHUA мололежных вечеров.
	Отдельные коммунисты часто беседуют с
комсомольцами о необходимости их пере-
довой роли в боевой и политической под-
тотовке, о советеком патриотизме. Ha co-
браниях комсомольской юрганизажии и на
	озседании бюро организации ВЛВОМ часто
	присутствуют коммунисты, помогая наме-
тить правильные решения по обсуждаемь
вотросам.

. Партийная ‘организация мало учила ком-
сомольский акТИВ практике внутрисоюзной
работы. Это привело к тому, что заседания
бюро организации ВЛЕСМ проходили нере-
гулярно. Вонросы внутрисоюзной. работы и
задачи комсомольцев в повышении боевой
и политической подготовки обсуждались
		В книге четыре главы: «Социальная сущ-
ность войн», «Социально-экономические ос-
новы войн», «Социальная сущность армии»,
«Постоянно действующие факторы, решаю-
щие судьбу войны».

«Вооруженные Силы ‘СССР в Великой
Отечественной войне». Материалы для по-
литических занятий с солдатами, матросами,
сержантами и  старшинами Вооруженных
	Сил СССР. 1949 г. 102 стр. Цена 1 руб.

В Военном издательстве вышли новые
	Детство и от-
‹нига  . Пере-
нова 1949 Е
	Г. Леонидзе. «Сталин». Детствс
рочество. Эпопея в стихах. Книга 1.
	вод с грузинского Н. Тихонова. 1949 Г.
163 стр. Цена 10 руб.

П. Чувиков. «Краткий очерк марксист-
	ско-ленинской теории о воине и армии».
1949 г. 192 стр. Цена 4 руб. 50 коп.

Коммунисты критиковали т. Маканцева
за т0, что он опекал комсомольекую  орга-
низацию, часто поручал коммунистам де-
лать то, что обязан был делать комсомоль-
	Ответы на вопросы читателей
	стве основной базы своего господства в
Азии и бассейне Тихого океана. С этой
целью США затратили огромные оредства
на укрепление реавпионного гоминданов-
ского режима и разжигание гражданской
войны в Китае.

Эти планы американского имперлализма
потерпели полный провал. Народная рево-
люция в Китае оказалась неизмеримо
сильнее реакционного агрессивного блока
китайских феодалов, компрадорской буржу-
азии и американских империалистов. Ве-
ликий китайский народ одержал историче-
скую победу,

=

В послевоенный период англо-американ»
ские империалисты отказались от вышол-
нения потсдамских и других соглашений и
отЕрыто ветушили на путь подготовки н0-
вой войны против Советского Союзз и
стран народной демократии, возглавив ла-
герь редкционных, антилемократических
сил.

Но в результате великих побед Совет“
ского Союза демократический, антиимие-
риалистический лагерь неизмеримо окреп
и усилился. Благодаря осуществлению ве-
ликой освободительной миссии CCCP.
BO sTopell мировой войне оказалось
возможных Утверждение  демократиче-
ских ‘режимов в странах Централь
ной и Юго-Восточной Европы. ОСобытиями
отромного значения являются создание
Германской демократической. республики и
победа китайского народа, сбросивиеего с
себя вековой гнет феодалов, реакции и
чужеземное иго империализма. Таким 00-
разом, после второй мировой войны еще
более сузилась база капитализма и еще
более углубился общий кризис его, начав-
шийея в результате первой мировой вой-
ны и побелы Октябрьской революции.

Именно в связи в усмехами ла-
теря мира, демократии, социализма ве В
большее бешенство приходят. поджигатели
новой войны, возглавляемые  американ-
скими и английскими империалиставе,
Зарвавшиеся и потерявикие чувство реаль-
ности, они пытаются запугать Oo-
ветский Союз. Олнако не нам, а им-
периалистам, arpeccopay надо бояться
войны. Не может быть сомнения, что
вели империалисты развяжут третью ми-
ровую войну, то эта война явится моги-
лой уже не для отдельных капиталисти-
ческих государств; & для всего мирового
вапитатизма.
	Полполисвник И. ТИХОНОВ,
	жала интересы тех реавционных в&руг)в
ОША и Антлии, которые стремились ляшь
& устранению Германии как опасного кон-
курента на мировом рынке. Одновременно
они строили расчеты на .оелабление СССР,
намереваясь в послевоенное время поста-
вить нашу страну в зависимость от США и
Англии. В платы реакционных крутов США
и Англии не входил разгром фапгизма.

Характерно, что и после открытия вто-
рого фронта на европейском континенте
основную задачу разгрома и уничтожения
гитлеровского «нового порядка» в Европе
решали Советские Вооруженные Силы, 06-
воболивиие ‘народы стран Восточной и
Юто-Восточной Европы и самой Германяи
от фаштистокото ига. Более того, антличане
й американцы всеми силами старались He
допустить глубокого проникновения со-
ветских войск в Центральную и Западную
Европу, старались сохранить все, что мож-
ню было, из. остатков  разваливавшегося
фалгистекого «нового порядка» в Евроне,
По той же причине во Франции, Италии,
Греции, Западной Германии англичане и
американцы направили евои усилия преж-
де всего на подавление CHI внутреннего
сопротивления и борьбу в коммунистами,
являвшимися душой освободительного ABH.
жения.

Таким образом, в разгроме гитлеровской
Германии и освобождении народов Евро-
пы от фаптистекого рабетва решающая
роль принадлежит Советскому Союзу, вы-
несшему на своих плечах основную тя-
жесть войны и сокрушившему военную
машину гитлеризма.

Вскоре после капитуляции гитлеровекой
Германии Советский Союз нанес сокруши-
тельный удар по империалистической Ятю-
нии, по ее главной ударной силе — Вван-
тунской армия. Этой победой Советекий
Союз нанес решающее поражение Японии,
принудив ее в безоговорочной катитуля-
пии. От японского рабства были 0свобож-
дены народы Маньчжурии, №юреи, Витая.
Вторая мировая война закончилаюь.
	Отнажо на Востоке, так же каки в Ёв-
Done, политика американских реакционе-
ров сводилаюь не к полному уничтожению
милитаризма и фашизма, а в установлению
господства американского капитала. После
победы над Японией вместо проведения
темократических преобразований амери-
канские реаклионеры стали активно &
	 OTKDEITO оказывать помощь и поддержву
	антиналолным режимам в Витае и Ворее,
	рассчитывая использовать Витай в каче-
	тие событий ® такому положению, при 50-
тором правительства Англии и ОША были
поставлены перед необходимостью создания
антло-советско-американекой  антифашиет-
ской коалиции, что отвечало интересам
всех свободолюбивых народов.
	Цели СССР в войне состояли в разгроме
и уничтожении фашизма и освобождении
стран, полнавших под иго гитлеровской ти-
рании. Цели  тобподствующих — клаесов
в США и Англии сводились в УДа-
лению с мирового рынка конкурентов в
лице Германии и Японии и утверждению
мирового господства американекого капита-
na. Это различие в целях сБазалось уже в
ходе войны, ярко проявивитиеь в скрытом
и явном саботаже открытия второго фрон-
та на Западе ео стороны англо-американ-
цев.
Известно. что второй фронт в Западной
Европе, неемотря на взятые антгло-амери-
ханцами обязательства, не был открыт ни в
1942, ни в 1943 годах. Своей провокаци-
онной игрой англо-американекие реакцио-
неры дали возможноеть Гитлеру в течение
трех лет, не опасаясь за свой тыл, вести
войну на одном советеком фронте, восредо-
точив здесь огромные массы своих войск и
боевой техниви. В этот период Советский
(0103. ведя войну © вооруженными силами.
титлеровокой Германии и 66 сателлитов
один на один, разбил немецко-фаштистокие
войска под Москвой. Сталинградом, Kyp-
ском и коренным образом изменил общий
ход Великой Отечественной войны в свою
пользу. Результаты и последотвия побед
советеких войск в 1942—1943. гг. измени-
ли вее дальнейшее течение второй мировой
войны.

Решающие победы советских войск над
титлеровской армией в 1944 году предо-
пределили победоноеный исход борьбы ©
гитлеровской Германией. Под ударами со-
ветских войск развалилась гитлеровская
коалиция и завершилась военно-полити-
ческая изоляция Термании. Советский
Союз продемонстрировал перед всем миром
способность своими собственными силами
завершить разгром фапгистской Германии и
осуществить освобождение всех оквупиро-
ванных ею стран Европы. Только тогда,
когда стало очевидным, что Советский
(ююз олин покончит с гитлеровской Tep-
манией, в июче 1944 года знгло-амери-
канские войска начали высадку десанта’
на северо-западном побережье Франции.

Пюлитива оттягивания сроков открытия.
второго фронта в Западной Европе вырз-

O характере второй мировой войны
_и роли в ней Советского Союза
	Офицеры Павлов, Эрлихмен и другие
просят раз’яснить характер второй мн-
ровой войны и роль в ней Советского
Союза,

>
		претендента на мировое господство, KR KO0-
TOPOMy они сами стремились.
	Основной задачей Великой Отечест-
венной войны Советского Союза против
гитлеровексй Германии было устранение
опасности порабощения, нависшей над на-
шей страной, оказание помощи всем наро-
дам, норабощенным германеким фашизмом,
полное уничтожение гитлеровской военной
машины и питлеровекото государства, раз-
гром и уничтожение фашизма.
	Все передовое и прогрессивное человече-
ство с глубоким сочувствием следило за
единоборством Советекого Союза © титле-
ровокой Германией и. ее сателлитами. Одна-
ко различные . вру в Евреи
Америке по-разному отнеслиюь К 9710-
му  единоборслву. Подавляющее  боль-
пинство английского и американского
наролов было настроено в пользу СОСР и
решительно потребовало от своих прави-
тельств об’елинения © Советским Союзом
для борьбы в. фашистской Германией. В ре-
зультате образовалась  антигитлеровекая
коалиция СССР. США и Великобритании,
ведущей силой которой был Советекий ©о-
юз. Реакционные же круги США и Вели-
кобритании пытались использовать водру-
женную борьбу  Советекого Союза с гит-
леровекой Германией для взаимного исто-
шения Германии и СССР, вследствие чего
США и Айтглия смогли бы занять rocnog-
отвующее положение.

Чтобы во время войны образовалась ан-
тигитлеровекая коалиция трех держав,
нужно было перед этим предотвратить с93-
‘дание единого фронта калиталистических
‘государств против CCCP. Нужно было
расстроить антисоветокие планы прази-
‘тельств Англии, Франции и стоявших за их
‘спиной империалистических кругов, кото-
‘рые рассматривали гитлефовекую Германию

как уларную силу против СООР и име-
	‚ли пелью толкнуть ее на войну с Советским
‚ Сотозом, » затем  поживиться за счет
‚СССР. Сталинская внешняя политика 0(0-
ветского государства обеспечила своевуе-
  менное разоблачение коварных замыслов
империалистов, позволила привести разви-
	движение, задушить рост прогрессивных
вил, подавить борьбу рабочего класса про-
тив капитализма.

Фошистекие государства грубо растоп-
тали принцин суверенного. и свободного
развития малых стран. Открыто и нагло
проводя политику агресеии, политику 3a-
хвата и грабежа чужих земель, государет-
ва оси силой оружия добивались своего
мирового госнолетва и установления  da-
шистского режима во всем мире. Захват
гитлеровекими войсками Чехословакии,
вторжение японских империалистов В
центральные районы Витая и последующие
акты агрессии показали, что фашистские
государства несут смерть и порабощение
веем свобололюбивым народам.
	Поэтому основным отличием между пер-
вой и второй мировыми войнами явилось
то. что вторая мировая война против го-
сударетв оси «приняла е самого начала
характер войны антифашистской, 0евобо-
тительной, одной из задач которой явля-
1оеь Также восстановление  демократиче-
ских свобод. Ветупление Советокого Союза
в войну против государетв оси могло лить
усилить, — и действительно усилило, —
атетифапиотский и освободительный харак-
тер второй мировой войны» (Сталин).
	Однако правящие круги Англии u Co-
елиненных Штатов Америки, вступивших в
войну в Германией, преследовали свои пе-
ли в войне. не имевшие ничего общего с
освободительными задачами борьбы против
фашизма. Англо-америванские реакционе-
ры не стремились освободить Герма-
нию. Италию, Японию и порабощенные
ими страны от фашистской тирании. Они
не хотели и боялись демократических пре-
образований в странах фапгистекого режи-
ма и во всей Европе. Реакционная империа-
листическая буржуазия США и Англии
Ридела в гитлеровекой Германии не угрозу
свободе и независимости других стран, не
врага лемократических свобод, а прежде
вето ударную силу против Советекого Со-
1022, конкурента на мировом рынке, пре-
	тенлента на колонии и сферы Влияния,
	Узрксизм-ленинизм учит, что война есть

спутник . капитализма, что «война длЯ

капиталистическвих стран является Ta-
ким He естественным И законным
	состоянием, как эксплуатация рабочего
класса» («История ВЁП(б). Враткий курс»,
стр. 154). Развивая маркеистоко-ленинское
учение о войне, товарищ Сталин показал,
что“ войны в эпоху империализма возника-
ют? как закономерный результат развития
мировых экономических и нолитических
сил` На -ба3е  монополистического калита-
лизиа и по своему размаху неизбежно при-
обретают мировой характер. Говоря о про-
исхождении первой и второй мировых войн,
товари Сталин указывал:
	«Маркеисты не раз заявляли, что gl
талистическая система мирового хозяйства
таит 8 себе элементы общего кризиса и
военных ‹ столкновений, что ввиду этого
развитие мирового капитализма В mare
время происходит не в виде плавного и
равномерного продвижения вперед, & через.
кризисы и военные катастрофы.
	.B результате первого ‚кризиса капи-
талистической системы мирового хозяйства
возникла первая мировая война. в резуль-
тате же второго кризиса возникла вторая
мировая война».
	Однако, несмотря на общиность источни-
ков и причин. пороливигих 0бе мировые
	войны, вторая мировая воина 10 CBOEMY
	характеру существенным образом отлича-
лась от первой мировой войны,
	Главные фапеистскяе госуларства-агрес-
соры — Германия, Япония и Италия, —
прежде чем развязать вторую мировую вой:
ну, уничтожили У ©еебя последние остатки
демократических свобод, установили внут-
ри своих стран жестокий террористический
	режим. имевший пелью залушить рабочее