1 января 1950 г., суббота,
	№ 6 (3419)
	КРАСНЫ
		Почему работа клуба признана
неудовлетворительной
	не уделяют, о художественной самодеятель-
ности вспомннают накануне празтников.
	ности вспомннают накануне праздников,
чтобы вскоре о ней забыть.
	Бесплановоеть — вот что особенно ме-
ет налаживанию хорошей  культурно-
	‚Шаст налаживанию хорошей  вультурно-
‘проеветительной работы. В прошедшем году
шесть месяцев клуб работал вообще  0ез
всякого плана. Нет даже элементарного
учета того. что елелано за это время.
	Яишь в дни смотра был. наконец, избран
совет клуба. Многие матросы и старшины
	охотно помогали бы ‘клубу. Такие активи-
CTH, как тт. Сазонов. Муравьев;  Шокель.,
	сты, как тт. Сазонов, Муравьев,  Шокель,
Каманов, Завалишкин и другие, могли бы
многое сделать для оживления культурно-
проеветительной работы. но беда в том, что
актив нё организован, им не руководят, его
не направляют.
	Bee эти недостатки происходят также и
потому, что очень уж часто меняют у нае
начальников клуба. 33 год их сменилогь
THI. р
	Б результате смотровая комиссия при-
знала неудовлетворительной работу клуба,
те начальником т. Статьин. Необхолимо
	‘быстро и решительно взяться за устранение
	отмеченных недостатков. Омотр привлек,
внимание флотской общественности. в нем
активно участвовали многие матросы, стар-
шины и офиперы. Надо использовать эту
возросшую активность моряков для того,
чтобы оживить воспитательную работу,
деятельность художественных коллективов,
сделать клуб подлинным культурно-просве-
тительным пентоом.
	Майор Я. ИЛОНОВ.
	Umino бывает по вечерам в клубе, где
начальником т. Статьин. При клубе работа-
ют секции бокса, борьбы. гимнастики.
Здесь можно поиграть в шахматы. Иногда,
хотя и релко, послушать выступления
участников художественной самодеятельно-
ети. В библиотеке — большой выбор книг.

_И все-таки военные моряки недовольны
цеятельностью своего клуба, во время смот-
ра его работа признана неудовлетворитель-
ной. Это не случайно — культурные 3a-
просы старшин и матросов неизмеримо вы-
росли, они хотят многое знать. хотят быть в
курсе всех важнейших событий жизни етра-
ны. а в клубе  лекционная работа —
ваиболев отсталый участок,
	‚ Плохо пропагандируются достижения нз-
его народа в выполнении пятилетнего
плана я. в частности, успехи коллективов
местных предприятий. Ни разу еще не
устраивались встречи со стахановцами 34-
волов и фабрик и колхозниками — мастера-
ми высоких урожаев.
	Доклады и беседы бывают, но тематика
их непродуманна, не связана с задачами,
которые стоят в данное время перед моря-
ками. Клуб вовсе не организует лекции на
военно-технические и сотественно-научные
темы.

Старшины и матросы © бельшим жела-
нием участвуют в коллективах художеет-
венной самодеятельности. Есть немало ода-
ренных исполнителей. Удалось сколотить
два самодеятельных оркестра — духовой и
	струнный, драматический и другие кружки.
Но должного внимания этим коллективам
	В Рижском нахимовском училище часто
организуются литературные вечера а H0-
сещеняе театров. Воспитанники принимают
хеятельное участие в работе кружков худо-
жественной самодеятельности. Все это спо-
собетвует идейному воспитанию юных м0-
рявов.
	Большой интерес вызвали литературные
вечера, посвященные творчеству Пушкина,
Горького. Маяковского. На вечерах вости-
танники выступали © чтением произведе-
ний этах писателей. исполняли отрывви из

их пьес.
	Много полезного узнали  нахимовцы 0
приоритете русоких ученых и инженеров
на вечере, названном «910 сделали рус-
ские».
	Воспитанники ценят и любят свою библи-
отеку, в которой собрано много произведе-
ний русской классической и советской ли-
тературы. Работниками библиотеки состав-
лены списки книг для воспитанников раз-
личных возрастов, в которых указано, что
необходимо прочитать. Читатели › питут
свои отзывы о прочитанном. По произведе-
ниям, вызравшим наибольший интерес
воспитанников. проводятся литературные
конференции. На’ конференции по роману
«Буря» присутствовал автор этото романа
— писатель В. Дание. Он тассказзл ребя-
	- овые
	У нахимовцев
	ЛУЧШИЕ СПОРТСМЕНЫ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ
	Боксер Георгий Литвинов
	ной победы, выиграв личное первенство
Дальневосточной зоны. Вмесле co своей
командой, занявшей первое место, он полу-
чил право ‘на участие в финальных состя-
заниях РОФСР 1947 гола.
		В странах
народной
демонратии
	КИТАЙ
	— (Секунданты, за ринг! — послыша-
лась команда судьи, и почти. одновременно
раздался резкий звук гонга. Минутный от-
дых окончен. Й снова на тинге один Ha
один остаются два боксера: отариий матрое.
Литвинов, защищающий спортивную честь
Приморья, и предетавитель Читы Поляков.
От исхода этого боя в значительной ете-
пени зависит, чья команяа выйдет на пер-
вое место в Дальневосточной зоне и поедет
в Москву тля участия в финальных сотев-

нованиях на первенство Pocculicrolt Pere-
рации. .
	Первая схватка прошла в обоюдной раз-
веке сил, и поэтому о преимуществе кого-
либо из бойцов судить еще трухно. Что по-
кажет вт003Я?
	.ЛГротивники сошлись, обменялись с6-
рией уларов. У обойх олна мысль — побе-
ить! Это не значит. что каждый из них
	‘будет добиваться победы любыми  средст-

Е ое ааа За
	вами. Coparcromy  бокееру свойственен
культурный стиль: ведя бой, он стоого сле-
дит 35 тем, чтобы не нанести партнеру за-
прешенного удара, чтобы поединок был кот-
DORTHBIY. а
	Темы боя нарастает. Вот Литвинов ук-
лоняется от атакующего партнера, но в
следующую ке секунду напалает сам...
	Ъак бесконечно длинна  трехминутная
схватка для боксеров и как, коротка оне
для тех, кто наблюдает за боем!
	На трибунах сидят друзья Аитвиновз,
участники этих же Зостязаний: Подавшиеь
вперед, внимательно следят за поединком
Бориеенков и Хромов —— старпьины того же
корабля, на котором служит Литвинов. 06а
комсомольна — активные физкультурники.
Бокс на корабле — один из номулярней-
ших вилов спорта. Не случайно, что шесть
боксеров корабля держат первенство чаети,
‘четверо являются чемпионами Тихоокеан-
‘ского флота.
	  Но не только олним боксом увлекаются
моряви этого передового по боевой учебе
корабля. Шлюпка, плавание. воднов поло,
легкая атлетика, волейбол, многие другие
Виды спорта пользуются популярностью у
экипажа. Эдесь все моряки, за небольшим
исключением, — эпачкисты ТТО первой
 ступени, большая группа успешно  завер-
шает слачу норм второй стунени. На обще-
флотских шлюпочных гонках спортивную
честь корабля защишали лво команлы.

В нынешнем толу усилиями спортивного
комитета, руководимого офицером Ольхови-
ковым, активиотов-физкультурников, с 1по-
MOUIDIO партийной и комсомольской оотани-
заций корабль вышел в число передовых на
Флоте по массово-спортивной работе.
	...Й вот сейчас, наблюдая за выеступле-
нием на ринге товарища по службе, Бори-
сенков и Хромов волнуются, пожалуй,
больие гамого Литвянова.
	Атаки боксеров етановятея все более чз-
стыми. Порога кажлая секунда...
	 Взрыв аплодисментов нарушает тишину
аля. Это Литвинов нокаутировал Полякова.
Зрители торячо привететвуют победителя.
Ружоплескания усиливаются, котла Bop
ный советской спортивной этике Литвинов
первым бросазтся к Полякову и, бережлю
полдерживая ето, помогает сойти е ринга.

В этих соревнованиях старший матрос
	Teopruk  адитвинов лобялея  уоелятель-
	ния, укрэпаяющиею силу, выностизость,
вырабазывающие эластичность мышц. 050-
бое место в этой учебе отволилось трениро-
вочным боям с партнерами.
	Упорство, строжайший спортивный‘ ре-
жим дали свои плоды. В 1948. году Георгий
Литвинов стал чемпионом Тихоокеанского
флота и Приморекого края среди тяжелове-
сов, был вторым на первенстве Военно-Моэ-
оких Сил, вошел в лучшую пятерку бокее-
ров Вооруженных Сил. Успехи не кружили
PMY голову. а кажлое поражение (их. тоже

было немало) вызывало горячее стремление!
тренироваться еще упорнее, овладевать
тактикой. .
	Боксер Шитвинов заметно conepuseHet
вуетея, приобретает опыт, осваивает тех-
Ниву и тазтиву ведения боя. В 1949 толу
он завоевал звание абсолютного чемпиона.
Тихоокеанского флота, занял второе место
в розыгрыше личного первенства РОФСР и
в составе соборной команты Российской Фг-
деращии впервые участвовал во везсоюзных
состязаниях по бокех.

На этот раз жребий свел Иитвинова ©
	одним из сильнейших мастеров кожанон,
перчатюн, экс-чемпионом страны заелужен-
ным мастером спорта Нарасардовым. В
этом бою ссобенно ярко прояРили
спортивные качества 25-летнего бокеера-

Создание народных
правительств в провинциях
	ПЕБИН, 6 января. (ТАСС). Атентетво
Синьхуа передает, что 31 декабря в тлав-
ном городе провинции Суйюань — Tyficye
было официально создано народное прави-
тельство провинцин Суйюань, & 1 января
в Аантоне было создано народное прави-
тельство провинции Гуандун.

Председателем народного правительства
провинции Гуандун является Е Изянь-ин,
& предеелателем народного правительства
провинции Суйюань-— Лун Шзи-у.
	пациональная конференция
по вопросам металлургии
	ПЕВИН, 6 января. (ТАСС). Бах пеоедает
атектетво Синьхуа, министеоство тяжелой
промышленности созвало недавно в Пекине
национальную конференцию по вопросам
металлургии. Был разработан план восста-
повления металлургической промыталенно-
сти Китая на 1950 гол.

Главное место в нлане отводится Мань-
чжурни, тде сосродоточена значительная
часть тяжелой промышленности страны.

В прошлом металлургическая промыш-
ленность Китая чосила колониальный ха-
рактер. В стране было мало сталепрокал“
ных заводов, поэтому большая часть произ
водимото в стране чутуна эвепортирова-
лась в имнериатястическияе страны.

Национальная конференция по вопросам
металлургии разработала кочкретные меро-
приятия для устранения этого невормально-
TO положения. у
		Меньше всем ‘думал котельный маши-
пист Георгий Литвинов о том, что станет
боксером. Даже внешне он мало подходит
к этому виду спорта. Спокойный, немного.
	застенчивый сибиряк, с мягкими движе-
HHAMH, OH и на ринг выходит несколько!
	меллительно, пожалуй, чересчур епоконо.
Но. вот начинается бой, и Литвинов мгно-
венно преображзется. 35 внешней медли-
TAIBHOCTEH и спокойствием скрывается
‘темперамент отличного бойпа.
	  Роке — суровый и мужественный вид
спорта. Может быть, именно этим бокс
и привлек. Георгия Литвинова. с Он стал
непременным посетителем спортивного зала
Дома офицеров. Бывало, наблюдая за
схваткой боксеров, моряк мысленно пред-
ставлял себя на месте одного из них, так
страстно лобивающегося побелы.
	Бсесторонняя физическая подготовка,
регулярные занятия треблей, гирями, лег-
кой. атлетикой, плаванием помогли мо-
лолому моряку сравнительно быстро осво-
итьея © новым тля него спортом.
	Частые походы надолго отрывали моряка
or спортивного зала. Нелегко было ЛДитви-
	нову и другим бокеерам в корабельных
	увловиях продолжать систематические TYO~
нировки. Но они не оставляли упражне-
ний. Группа боксеров — старшины 1-й
статьи Борисенков и. Хромов. мичман Пет-
ров, старший матрое Литвинов и другие с
разрешения командира оборудовали на ко-
рабле место для занятий, сами олелали под-
весные тренировочные снаряды — грушу,
специальные мешки, с помощью которых
отрабатываются резкость и сила ударов. Ре-
гуляоно в любой обетановке проводились
	утренняя зарядка, спепиальные упражно-
	‘“олленктив стрелков-стендовинов
	В Военно-морском политичееком учили- ваниях на первенство Ленинградского воен-   ва, Низковского и Бузьмина. Она заняла
ще имени А. А. Жданова хорошо работает чого округа, команда училища заняла тре- тервое место и завоевала Кубок.
коллектив охотников. и стоелков-стендови- тье место, а на первенстве города-— пятое. та лье споалат ти аплатеова.
	ков. возглавляемый т. Варельским.
	За последнее время секция стендовиков
увеличилаюь почти втрое,
	9 октября минувшего гола проводились
оБружные соревнования на Вубок командо-
вания ВО. От училища участвовало шесть
команд в составе 30 человек. Блестящих
	Третий спортивный разряд по стрелково-
стенховому спорту получили тт. Метлицкий,
Карельский, Демидов, Низковский, Вузьмин;
Шелятов и многие тоугие.
	Ленинград.
		ААВ ль fe

Заметно улучшаются результаты стрельб. успехов добилась команда в составе тт. ha-
Летом прошлого года, участвуя в соревно- рельского, Метлицкого, ПШелягова, Демило-

По расчетам многих зрителей первая же
атаха мастера должна была сокрушить ма-
лоопытного бокеера, сразу же лишить ето
воли и возможности в дальнейшему еопро-.
тивлению.

Отлнахо Литвинов He только стойко вы-
держал могучий натиск Навасарлова, но и
сам перешел в атаку. Опытный боец Нава-
CAPIOR He раз пыталея сбить упорного про-
тивника на помост, но моряк билея самоот-
верженно ло последней секунлы решающей
‘схватки. Литвинов проиграл этот бой, но
‘проиграл почетно. Недаром Назасарлов 050-
‘бенно тепло пожал руку своему партнеру,
‘недаром сотни зрителей горячо аплолирова-
ли Литвинову. Этот, хотя и проиграчный
‘бой, был справедливо расценен как залог

=

‘будущих побед спортемена-моряка.

ва свою короткую спортивную биографию.
Георгий Литвинов провел в общей слож-
‘ности 56 боев. 45 он выиграл, из них BO-
CeMb-HOEAYTOM, а шесть—с явным пре-
‘имуществом. °
			там о своей жизни и своих творческих
планах:

В клуб училища нередко приезжают TO.
сти — артисты рижеких театров. Они да-
ют концерты, проводят беседы. Недавно-со-
стоялась встрёча е участниками Всемирно-
го конгресса сторонников мира в Нрате и
Межхунарохного фестиваля молодежи в Бу-
лапеште. Работники театра Юного зрителя
Латвийской ССР приняли шефство над учи-
лищем. Они выступают е шефокими кон-
пертами. помогают художественной самоде-
	‘тельности нахимовцев. В кружках вамо-
	деятельности участвуют почти вее воспи-
танники. Самодеятельные коллективы на-
шего училиша на последней олимпиаде за-
воевали первое место и сейчас стремятся
удержать это первенство.

Воспитанники часто бывают в рижеких
театрах. Перед посещением спектаклей про-
водятся беседы. Нам, например, было под-
робно рассказано содержание и значение
оперы «Борис Годунов». Ватем состоялась
встреча с постановщиками оперы. После
этого мы слушали «Бориса Годунова» ©
еше большим увлечением,

В училище регулярно выходят два жур-
нала — литературный и исторический. В
них помещаются лучшие сочинения восли-
танников. Стенные газеты выходят в каж-
JOM подразлелении,
	А, КУРАЧИН.
		72-летие освобождения Софии
русскими войсками
	СОФИЯ, 6 чнваря. (TACC). Baepa в
концертном зале «Болгария» о состояяось
торжественное заседание, посвященное
12-летию со лня освобождения Софии от
турецких захватчиков русскими войсками.

В почетный президиум были избраны
члены Политбюро ЦК ВЕП(б) во главе е
великим Сталиным и Политбюро Болгарской
коммунистической партии. С докладом вы-
ступил предеедатель Софийского городского
народного совета Иван Цашов.

Собрание единодушно приняло привет-
ствие вождю народов  Генералиссимусу
И. В. Сталину.
	ВЕНГРИЯ
	Несколько месяцев назал Политическое
‘управление Тихоокеанекого флота выпу-
стило листовку, посвященную отличнику
‘боевой и политической подготовки котель-
‘ному малниниету корабля Н. старшему ма-
тросу Георгию Литвинову.

«За выдающиеся успехи в физической
‘подготовке, — говорится в листовке, —
‘старигий матрос Литвинов имеет целый ряд
поошрений от командования. Принимает
‚активное участие в общественной работе
на корабле, пользуется большим авторите-
TOM у личного состава».

Спорт помогает моряку образцово неети
службу. В карточке поонфений и взыека-
ний старшего матроса коммуниета Литви-
нова значатся 18 благодарностей и многие
другие поотения.
	Н. ЛЕВИВА.
	Улучшение условий жизни
трудящихся
	БУДАПЕШТ, 6 января. (TACO). Буда
пенгтское радио сообщает некоторые  дан-
ные, свилетольствующие о неуклонном по-
вышении жизненного уровня трудящихся &
цемократической Венгрии.

В 1940 году, передает радио, в сренем
ежемесячно заключалось 5.995 браков. В
первые 8 месяцев 1949 года в соеднем
сжемесячно завлючалоь 7.116 браков.
Значительно снизилаеь смертность грудных
детей. В 1949 году смертность детей в
возрасте Jo года снизилась на 36 процен-
тов по сравнению с 1938 годом. В 1938
гоу было вето 37 детских яслей, а в
1949 году уже насчитывалось 178 дет-
ских яслей.

В 1938 году при фабриках и заводах
было только 12 детоких салов, а в 1949
тоду — 270 дотоких садов, которые обелу-
живали 13.200 детей. В 1938 гоху было
83 туберкулезных диспансера, з в 1949
тоду — 171. В 1945 году в стране было
257 больниц © 28 тые. коек. В январе
1949 года работали уже 308 больниц ©
А8 тыс. коек.

oveps . Aa.  Волосова  «Преображенная
степь»; стихотворение (. Смирнова «Вес-
ной этого года» и др.

П. Игнатов. «Записки партизана». Го-

сударетвенное издательство художественной
литературы. 1949 г. 630 стр. Пена 13

руб. 75 коп.
	В сборник включены три книги: «В
предгорьях Кавказа», «Подполье Краснода-
ра» и «Голубая линия», рассказывающие
0 борьбе партизан Вубани с фашистевими
захватчиками, }
	В. Натаев. «3a власть Советов». Роман.
	Детиздат. 1949г. 554 стр. Цена 18 руб.

С. Макашин. «Салтыков-Щедрин. Био-
трафия». — Государетвенное издательство
художественной литературы. 1949 г. 511
стр. Цена 10 руб. 50 коп.

Енига раесказывает о раннем периоде
жизни и деятельности Салтывова-Шедрина.

Н. А. Ашукин. «Москва в жизни и твор-
честве А. С. Пушкина». Издательство «Мо-
сзовский рабочий». 1949 г. 224 стр. Це-

на 8 руб. 50 коп.
«fon XXXII, альманах третий». Изда-

тельство «Литературная газета». 1949 г.
489 стр. Цена 12 руб. 50 коп.
В альманахе помещены: стихотворение
	Н. Грибачева «Московские  зарисоввй»;

вознаграждение, полученное им, было край:
не ничтожно, Давыдов в одном из пиеем
писал: «. предоставленное мне, Ala Boa
хещения моих убытков ‘право передать или
продать за границей мои изобретения
немыслимо... в особенности для русевого
офицера...».

После того как Давыдов был отстранен
от работы над своим изобретением, он 0бра-
тился в Морское ведометво с просъбой отз
пустить ему средства для дальнейшего усо-
вершенствования мины. По приказанию уп-
равляющего Морским министерством мину
Давыдова расематривал выдающийся руб-
ский адмирал Г. И. Бутаков, который в
своем заключении пивал, что «...эти мины
представляют орудие войны достаточно 38-
вонченное, чтобы допустить. его быть ввез
денным в употребление, независимо от но-
вых изобретений и улучшений, которые
могут идти своим чередом».

Но даже после этого Морское ведомство
отказало Давыдову в средствах для продол-
жения работ над подводными минами. Вы-
хающемуся изобретателю оставалось тольЕэ
е горечью писать военному министру:

«...B 13 лет рабочей жизни моей, я имел
в несчастию возможность убедиться, Bak
трудно в России, русскому человеку, 050-
бенно не принадлежащему прямо к какому
либо официальному приходу, добиться пох-
держки, сочуветвия и признания полезнэ-
сти трудов его, как бы не было доказано
фактами и опытами...».

Не имея возможности продолжать работу
в области минного оружия, Давыдов пере»
ключил свою энергию и изобретательноеть
на разработку приборов автоматической
стрельбы для корабельной артиллерии.

Заслуга Давыдова в развитии минного
оружия огромна. Помимо Toro, dro он
	‘разработал несколько образцов мин, пуч-
	ших мин своего времени, он впервые вы-
ступил против взглядов на минное оружие
как оружие только оборонительное.
Работы Алексея Павловича Давыдова на-
метили новый путь в развитии отечеетвен-
ного минного оружия, по которому впоелед-
ствий пошли многие выдающиеся изобле-
	татели. Имя славного патриота своей Pee
	дины, замечательного русского офицере
А.П. Павылова веегла бузут помнить ©»
	BeTCKHEA военные MOPAR.
	Капитан 1 ранга С. РОГУЛИИЛ.
	англичанином для того, чтобы провести в
России светлую идсю или полезное изобре-
тение...».

В течение 1864—1865 гг. Давыхов раз-
работал и изготовил новый, более совер-
шенный образец ударно-механической ми-
ны, которая, кетати, при необходимости
тегко могла быть переделана в тальвани-
ческую. Под давлением общественного мнз-
ния в конце 1866 года была назначена
специальная комисвия из прелставителей
Морского и Инженерного ведометв для рае-
смотрения предложений Давыдова.

Комиссия признала, что испытанные ми-
ны, равно как и прежние — бомбические,
являются вполне совершенным оружием.
«Имея эти два рода мин, можно утверди-
тельно сказать, что обе Двины, Буг, Амур
и все порты Финекого залива, Черного мо-
ря и Восточного океана совершенно ‘063с-
печиваются ими от вторжения броненое-
цев, и положенные в известном расстоя-
нии, отраждают приморские пункты oT
бомбардирования... Над этими изобретения-
ми, необходимыми ныне для морской оборэ-
ны государства, Давылов трудился 12 лет,
делал все опыты на свой счет и затратил
большой собственный капитал. Такие по-
лезные труды и патриотическое беекоры-
стное пожертвование заслуживает щедрого
вознаграждения...» 2).

0 результатах работы комиссии BOEH-
ный министр в апреле 1867 года доложил
Государетвенному совету, который  поста-
новил выдать Давыдову небольшое вознаг-
раждение, отнюдь не покрывавшее всех его
расходов. Одновременно: «Государственный
Совет, в Департаменте Государетвенной
Экономии, рассмотрев представление Воен-
ного Министра о вознаграждении отетавно-
го поручика Давыдова... положил: ...е 0с-
тавлением за ним, Давыдовым, права пе-
редачи упомянутых изобретений и в дру-
гие государетва...» 3).

Жак истинный патриот своей Родины,
Давыдов 6 возмущением отверг такое
разрешение. Несмотря на то, что денежное

2) Краткое изложение изобретенного Да-
выдовым способа воспламенения пороха,
для ускорения по произволу процесса сгора-
ния заряда, и применение этого изобретения
	к подводной мине или торпедо, 1969 г.,
стр. 79. а
	3) Там же, стр. 653.
	телю в порт и потом перейти в репитель-
ное наступление, то без сомнения неприя-
тель мало того, что пострадает от мин, но
от этого по ‘всей вероятности придет в 38-
мешательетво и расстройство, чем и доста-
вит успех в avake. A Tak как вынимать, в
таком случае поставленные эти мины,
должен будет сам неприятель, то должно
быть опасно и самое вынимание их и, та-
ким образом, повидимему огромный недо-
статок в минах, здесь же будет составлять
достоинство их...». ‘

Позже Давыдов снова неоднократно под-
нимал 2010006 06 использовании мин.
	С самого начала своей деятельноети Да-
выдову приходилось вести жестокую боръ-
бу с «верхами» Инженерного ведомства.
Царские чиновники всячески преклоня-
лись перед иноетранной военной техникой
и предпочитали изобретениям замечатель-
ных русеких новаторов предложения иност-
ранцев, в большинстве своем искателей
легкой наживы. Тав было е торпедой И. Ф.
Александровского, такая же судьба ожида-
ла и подводные мины Давыдова. Несмотря
на официзльное признание их лучшими из
всех существовавших в то время, Давылэ-
ву было отказано в материальной помощи
для продолжения работ по усовершенство-
ванию образцов мин, на изготовление кото-
рых изобретатель истратил все свои еред-
ства.
	В то же время Инженерное ведомство за-
казало больное количество мин механику
«из немцев» Яхтману, хотя его мины по
тактико-техническим элементам значитель-
во уступали минам Лавыдова.
	Не случайно в 1862 году передовые лю-
ди России развернули в печати широкую
кампанию в защиту Давыдова и в его лице
— выдающихся русских новаторов, против
нозкопоклонства перед всем иностранным.
В № 67 «Кроншталтекого вестника» за
тот год была напечатана статья  «Заме-
чательное изобретение г. Давыдова», в Ео-
торой, в частности, говорилось: «;.. нам ва-
жется, что изобретение г. Давыдова заслу-
живает самого серьезного внимания, что-это
дело товударетвенной важности... Неужели
и на г. Давыдове оправдается пословица
«нивто в евоей стране пророком не бывал».
Неужели все умное и дельное должно при-
хотить Е нам из-за границы. Неужели необ-
	французом или
	ходимо родиться немцем,
	Русский изобретатель-патриот
	мошности батареи уже чехватало AAA Boe
пламенения запала. Лавыдов предложил
прибор, названный им «реле-воединитель».
При включении реле на цепь работала
лишь слабая батарея; более мощная под-
включалась только в момент касания кэ-
рабля о мину. При помощи реле-соединя-
теля стало возможным таБже проверять и?-
правность запального устройства. Прибор
был испытан в 1863 тоду и принят на. во-
оружение, получив официальное название
«реле Павылова».
	В это же время Давыдов предложил дон-
ную «бомбическую мину», воторая имела
прочный чугунный корпусе шарообразной
формы, Бомбические мины предполаталось
устанавливать нз тно в районах с неболь-
	ими глубинами, доступными для плава-”
	ния мелко сидящих судов. Помимо прямого
назначения —— разрушать неприятельские
суда, эти мины, подобно бомбам, должны
были поражать неприятеля осколками. ‘Tix
применение поэтому считалось наиболее
выгодным в местах возможной высадеи де-
сантов.

Улучшая ЕОНСТрУкЦИии  ПОДВОДНЫХ МИН,
Давыдов занимался также вопросами их
тактического применения, как он писал. —
маневрирования. Замечательно, что уже в
то время, на заре развития минного ору-
жия, он предвидел широкие возможноети
использования подводных мин. Давыдов
впервые поставил вопрос об их наетупа-
тельном (активном) применении, а также
0 необходимости глубокой теоретической
разработки методов использования минного
оружия.

В 1857 году в записке в Морской уче-
ный комитет Давыдов писал: «...Не долж-
но также предполагать, что подводные мн-
ны служат только для обороны, напротяв
они с пользою могут быть употребляемы
при атаке, напр. положим, что в блокиру-
емому военному порту идет вспомогатель-
ный, сравнительно довольно сильный
флот, то в таком случае брошенные около
выхода из порта мины обезоласят вполне
тыл, если бы поишлось ретупить в дело 6
	подходящею помощью, или как бы неухыш-
	лено. лхавши ‘возможность пройти неприя-
	‘Середина ХХ века характерна бурным
развитием в России нового для того времэ-
ни минного оружия. Это об’яеняется ши-
ровим использованием морских подводных
мин, которые были применены русскими
впервые в истории войн во время Врым-
ской войны, притом в огромных масштабах.
Так, нанример, на балтийском театре во-
венных действий для обороны 0 стороны
моря Кронштадта, Ревеля, Свеаборга и дру-
тих портов было поставлено за два года
(1854 и 1355) свыше тысячи мин. Ми-
ны применялись также и на  черномэр-
еком театре — на реках Дунай, Буг, у Оча-
вова и Керчи. Лишь из-за консерватизма и
невежества главнокомандующего русскими
войсками в Крыму князя Меншикова’ ми-
ны не были использованы для защиты
Севастополя со стороны моря,
	Несмотря на общую экономическую от-
сталость царской России и рабекое прекло-
нение правящих кругов и Чиновников
перел иностранной техникой, русские заня-
ли ведущую роль в развитии и примене-
нии минного оружия. Это произошло бла-
тохаря самоотверженному труду передовых
русевих изобретателей.

Среди новаторов минного оружия 60—
70-х годов прошлого столетия выдающееся
место принадлежит Алексею Павловичу
Давылову, известному изобретателю прибо-
ров ‘управления артиллерийским огнем.
Имя А. П. Давыдова незаслуженно умалчи-
валось военными историками царской Рос-
“un.
	Дзвылов ознакомился в минным ору-
жием, когда служил волонтером в должно-
сти старшего артиллерийского офицера
Гельсингфорсского отряда гребной флоти-
лии. Выйля по окончании войны в отстав-
ВУ в чине поручика, он всю свою жизнь
посвятил изобретательской деятельности.
	Учтя тактические и технические. недо-
етатки первых мин, Давыдов в 1856 голу
разработал и изготовил на собственные
средства ударную мину с механическим
запальным устройством. В этой мине вос-
пламенение порохового заряда происхохило
	при разбивании капеюлей специальными
	бойками, которые спусвались при ударе
корпуса судна о мину. Мина, разработан-
ная Давыдовым, имела ряд преимуществ
перед всеми образцами минного оружия то-
то времени и явилась прообразом современ-
ных ударно-механических мин;
	Свою первую иину изобретатель предлэ-
жил Морскому ведомству. В 1857 году в
Кронштадте по ходатайству Морского уче-
ното комитета производились ев испыта-
ния. В выводах снециальной комиссии го-
ворилось: «Комиссия находит, что мины
Давыдова по простоте механического уст-
ройства и по сильнейшему их действию
имеют неоспоримое преимущество перед
минами: прежних систему  ),
	Вроме того, Давыдов представил на
расемотрение комиссий чертежи и модель
другой мины, которую он назвал  электро-
	магнитной. Последняя представляла or
четание. ударной и гальванической.
MHA, ¢ To только разницей, что в ной
	спусв бойков производился при помощи
электромагнитов, которые питались от He-
большой батареи, размещенной на берегу,
Для срабатывания электромагнитов требо-
валось, по. словам Давыдова, всего два ба-
тарейных ящика, в то время как дла
гальванических мин — CTO ящиков,
	Электромагнитную мину при прохожде-
нии своих кораблей можно было делать
безопасной: для этого стоило только разомк-
HYTh Tels, связывавшую ее с батареей.
Испытания этой’ ‘мины в 1859 —

1860 тг. в Равеле дали положительные ре-
зультаты,
	Bo время ревельских опытов Давыдов
обратил внимание на то, что в гальваниче-
ских минах, включенных продолжительное
время в цепь сильной батареи, быстро раз-
руталаев изоляция проводов. Это, как
правило, выводило мины из строя, так Еле
	1) Приведенная выдержка из протокола
комиссии и другие выдержки, помещенные
ниже и не оговоренные особо, взяты из до-
кументов, хранящихся в Центральном Госу-
	дарственном. Архиве: Военно-Морского Фло-
та.