12 января 1950 г., четверг, № 10 (3
			423)
	ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНОВ
	Грубый зажим критики
	ла и собранию, что он не зажимает крити-
RY, & делает справедливое замечанию до-
Клалчику.
	Видимо, испуганный угрозами предееда-
теля, секретарь партбюро Ширитюв пере-
вернул четыре листа доклада с фактами и
примерами недостатков в работе отдельных
комм униелов и подразделения в целом и
‘перенел к лотгомту разлелу.
	  Нока секретарь говорил об успехах, Ро-
дионов молчал, но как только перешел к
‘анализу причин недисциплинированности
‘отдельных коммунистов и начал приводить
Факты и нифры,. т. Родионов заявил:
	Е с УСТ Пета”

‘факты и цифры, ..
— Прекратите
	‚ командования!
	обсуждать  деиствия
	ских знаний, как Родионов сразу же сбил
выступавшего репликой:
	— Вы лучше расскажите 0 том, как вы
едми работаете...
	Родионов под всякими предлогами и
зываетея выполнять партийные поручения,
не учится, редкс читает газеты и журналы,
мало общается с подчиненными. не знает.
HK HV.
	До конца собрания Родионов зажимал
все попытки его критиковать. Он обрывал
выступавших в прениях коммунистов,
угрожал им, сокращал тетламент тем, кто
начинал критиковать недостатки. в работе
полразлеления-
	Воммуниеты тт. Тихоновский, Сиразитди-
нов и другие дали серьезный отпор зарвав-
шемуся зажимщику критики. Они потребо-
вали от Родионова об’аснить свое антинар-
тийное поведение Ha собъании.
	Вазалось бы, что после такой отповеди
Родионов поймет недопустимость своего
поведения, HO получилось наоборот. В
своем выступлении он неожиданно для всех
с такой же яростью напал на докладчика и
выступавших © критикой  коммуниетов.
Родионов пылалея всю вину за педостатки
в работе подразделения, за свою бездеятель-
ность свалить на других и тем самым
оправдать с0бя и свое антипартийное по-
ведение па собрании. Коммунисты сно-
ва потребовали от Родионова признать
свои ошибки, но он этого так и не слелал.

Партийное собрание правильно оценило
возмутительное поведение т. Родионова и
записало об этом в своем решении, указав
на нетерпимость зажима критики. Но это-
го мало. Коммунист Родионов должен по-
нести суровую ответственность за свое ан-
типартийное поведение на отчетно-выбот-
ном собрании, за зажим критики и само-
критики. И чем скорее это будет сделано,
тем‘ лучше.
	Маной М. МАЛЬИ НОВ.
	Исполняющий обязанности начальника
хозяйственного подразделения офицер Ро-
дионов не терпит критики. Ежедневно в
его адрес поступают десятки писем. 3a
каждым письмом стоят живыю люди. Они.
пишут о своих нуждах. Родионов читает п
отбрасывает письма в сторону. не прини-.
мая решительных мер к устранению недо-
четов. Он вызывает в себе одного за
доутим своих подчиненных и начи-
нает кричать на них, угрожая BabICRaHINA-
ми. В потразлелении царит нервозность.
	отеутетвуют учет и отчетность. люти 1200-.
	татот беспланово.
	„ ретья палата“
американского конгресса

представляются незначительной частью.
лоббиетов, вилно, что эти расходы достига-
ют огромных сумм,

Только за втемя первой сессии конгрес-
са прошлого, 80-го созыва расходы той
части лоббистлов, которые представили от-
четы, составили сумму в пять миллионов
полларов. По данным американской  а6е0-
циации манинистов, обративиейся во вре-
мя выборной кампании 1948 тода к пое-
зиленту © требованием подвергнуть тща-
тельному расследованию деятельность л0б-
бистов. последние  израсходовали в 1948
году «на оказание вллячия в конгрессе»
по крайней мере 12 миллионов долларов.

Особенно бурная деятельность была раз-
вернута лоббястами Национальной асеоциа-

тии промышленников в 1946 году в связи
в борьбой вокруг антирабочего закона Таф-
та-—_Хартли. Промышленные матнаты, до-
бившиеся в конце концов принятия  кон-
греесом этого закона, лишающего  амери-
канских трулящихея элементарных прав и
запищающего интереы промышленных
магнатов, израсходовали (по данным а0со-
циации мангиниетов) через лоббистов около
100 уиллионов долларов.

Практика конгресса изобилует  бесчис-
ленным количеством примеров, дающих
представление о масштабах и характере де-
ятельности лоббистов. Многие законопроек-
ты вносятея на обсуждение вонтресса, одо-
бряютея или отклоняются в результате
махинаций лоббистов, ревностно охраняю-
ших интерееы промышленных монополий и
ворпоратий,

Вот несколько примеров. Шри помощи
лоббистов, залгицаютщих интересы Нацио-
нальной аесониации оэлектровомпаний, ее
‘члены добились в 1948 году принятия
конгрессом постановления, предуоматрива-
ющего снижение на 16 миллионов холла-
ров ассигнований на расптирение госудаюст-
	венных подетанции и государственных
электропередаточных линий. СОтараниялеи
поббиетов этой же ассоциации был замо-
	ожен завон 09 строительстве посударствен-
ных гилростанций на реках Миссури, Ко-
лумбля и Св. Лаврентия, Расширение ro-
суларетвенных электропередаточных линий
й сооружение новых гидростанций не от-
вечади интересам  электрокомпаний, Они
привели бы к снижению стоимости элек-
троэнергии и, следовательно, к уменыше-
Вию прибылей владельцев электростанций.
Из официальных отчетов, конечно, пре-
уменьшающих фактические затраты, из-
вестью. что одна лишь Национальная ac-
социация электрокомпаний  израсходовала
в связи с этим на деятельность лоббистов,
т. е. на подкуп конгрессменов, около
500.900 LOLLAPOB.

— ПШ настоянию известного в Вашингтоне
лоббиета Слотера, предотаваяющемю  инте-
Bech зерновых бирж Чикаго, Канзае-Сити
и Миннезтолиеа, конгрессе принял закон,
запреелотщий правительственным  кредит-
ным корпорациям покупать и брать в аоен-
ду зерновые элеваторы. Этот запрет был
выголен об’единениям влалельцев элевато-
ров. Он сохранял за ними монопольное по-
ложение на зерновом рынке и давал в03-
мозеность назлзывать фермерам более низ-
кие пены на сельскохозяйственные  про-
тукты, За эту «операцию»: Слотер получил
от зервовых бирж вознаграждение в сумме
34.000 pommanos.

В течение всех послевоенных лет амери-
канские катиталисты-домовладлельцы с 1по-
мою лоббистов и другими средствами Be.
хут настойчивую кампанию против меро-
приятий, могупиих в кажой-то мере расшти-
рить жилищный фонд страны и тем самым
улучшить жилищные условия  американ-
CRUX трудящихся.

Деятельность лоббистов раепространяет-
ея лалеко за пределами США. Многие лоб-
бисты представляют при конгрессе инте-
ресы различных иностранных реакционных
режимов, получающих от правительства
США материальную, финансовую и всякую
иную поддержку.

Такова практика лоббизма. Это — яр-
кое выражение продажноети всей парла-
ментской системы США, прямого подкупа
депутатов отдельными монополиями и бан-
ками. Лоббизм ярко характеризует антина-
родную сущность «долларовой демократии»
и рисует в подлинном свете хваленый
«змериканский образ жизни».

Правящие круги ОША — верные и по-
слушные исполнители воли Уолл-стрита.
Пути и каналы, Через которые короли
Уолл-стрит направляют и контролируют
хеятельность правительственных органов и
контресеа СИА, чрезвычайно многообраз-
ны. Олним из таких mytell, c помошью ко-

ого амеуиканскай  монополистичесвий.
	капитал использует В своих интересах о
	сударственный аппарат и представительные
органы Соединенных Шлатов, является ci
тема «лоббизма». «Лобби»—это вестибюль,
вулуары. этим собирательным именем на-
зываютея в США мноточисленные атенты
уонополистических об’единений, кортора-
ций, концернов, компаний, офудующие ва
кулисами американского ‘конгресса — в
вулуарах сената и палаты представителей,
Тоббистами бывают обычно ловкие полати-
‘ческие дельцы, журналистские  проныры,
умеющие завязывать прочные связи ©
влиятельными членами конгресса, предета-
вителями его постоянных комиссий и т, д.
Многие конгрессмены — сенаторы, чле-
ны палаты поедставителей или другие
политические деятели, потерпев  пора-
жение на выборах или ‘уйдя в отетавку по
другим причинам, часто  подвизатотся на
‘поприще лоббизма.
В настоящее время среди лоббистов име-
‘ются 15 бывших членов контресеа, Роберт
Ремепек -—— видный член палаты предста-
вителей. неизменно избиравигийся в кон-
rpece на шютяжении почти 20 лет, ныне
заполучил поет главного лоббиста американ-
ской  воздушно-транепортной  компачии
«Эйр транспортейшн ассосиейшен оф Аме-
тика». Официальная ежегодная ставка
Ременека — 25.000 лолларов. Лоббистом

стал также бывший сеналот Уиллер — и3-
	вестный  мракобее-прогитлеровец, ярый
антисоветский клеветник. Лоббистеким биз-
несом занимаются сейчас члены палаты
предетавителей Картер Мачаеко, Джеральд
Лендие и. другие.
_ Леятельность лоббистов считается Hop-
мальной,  узаконенной. Ona  зареги-
стрированы и имеют в Вмшингтоне mocTo-
янные штаб-квартиры, осаждают кулуары
конгресса, проникалот на заседания сената,
палаты  поелставикелей и их раэтичных
комиссий. Лоббисты ортанизуют специаль-
ные увеселительные заведения для членов
контресса, устраивают пышные банкеты,
приемы, балы, во время которых обрабаты-
вают нужных им сенаторов и членов па-
латы представителей, совершая таким об-
разом свой темные дела.

По данным амераканокото В внешней
и внутреннюй торговли, в Ваптингтоне иод-
визалтея постоянные «представительства»
более 3000 крупных промьыиленных и
	тортовых монополий. Елинетвенное их на-
	значение соетоит в том, чтобы вести. заку-
лисную деятельность в конгрессе в инте-
ресах этих монополий. Официальное изда-
ние конгресса  «Конгрешенел  куотерли»
определяет общее количество зарегиетриро-
ванных лоббиетев в 1383 человека, т. е.
примерно по три на одного члена контгрес-

В свое-время президент Вудро Виль-
сон, отмечая засилие лоббистов в Ваппинг-
тоне, говорил: «Мельзя бросить кирпич,
чтобы неснонаеть в когочнибуль из них».
` Кулуары, в которых царствуют лобби-
сты. по праву называют в СПА «третьей
палатой» конгресса, оказывающей огром-
ное влияние на всю внутреннюю и вкеш-
ню политику СМА.

rod
DEC
и
зап
НЫ!
ДУ

ВЫ

лол
мол
кие
ДУБ

34.

т ат:
	Америванские промьинленные и банков-
ские монополии и корпорации не жалеют
стедетв Дия своих лоббистеких атентов при
конгрессе. Они знают, что затраты, произ-
веденные на лобби, какими бы они ни бы-
ли болыптими, окущятся е дихвой. По выра-
жению журнала «Нью рипаблик», «на
подкармливание и обхаживание членов
конгресса тратятся огромные деньги». В
1946 тоду пот давлением общественного
MECH конооесе вынужден был принять
защен, согласно которому лица, получаю-
me 500 пли более долларов, «чтобы сто-
собствовать быстрому прохождению WIM
провалу некоторых законопроевтов, AOE.
ны регистрироваться у секретаря сената
или клерка палаты представителей и пред-
ставлять финансовые отчеты». Однако этот
закон, отнюдь He испугавший лоббистов,
остался на бумате. Расходы, производимые
ими ва «обработку» и подкуп контресеме-
нов, составляют одну из наиболее строго
охраняемых тайн... Но из отчетов, которые

В странах
народной
демократии
	ВЕНГРИЯ
	Успех выставки
«Боевая жизнь Сталина»
	БУДАПЕШТ, 10 января. (ТАОС). Has
передает будапентекое радио, открытую в
Будапеште  выставкм «Боевая жизнь
Сталина» посетило свыше 200 тысяч 9е-
ловек. В связи с большим интересом к
выставке в Буданеште  Венгеро-советское
общество, ортганизовавшее выставку, pe-
шило продлить ее до 15 января. Затем
мзтериалы выставки будут экспонированы
в провинциальных городах.
	Соревнование
токарей-скоростников
	БУДАПЕШТ, 10 января. (ТАС). Ha
будацештеком электротехничееком заводе
«Ганц» 40 процентов рабочих, включив-
шись в социалистическое соревнование,
выполняют норму больше чем на 200 про-
центов. Метод скоростной резки металла
применяют на заводе 15 процентов тока-
рей. Многие рабочие-фрезеровитики, свер-
ловшики переходят на обслуживание боль-
шого количества стааков.
	КИТАЙ
	Не терпит Родионов тех, кто говорит
о его недостатках. Однажды он написал до-
кумент, вызвал машинисткх и приказал ей
сочно перепечатать. В процессе работы ма-
шинистка т. Влейменова обнаружила ряд
ошибок и еказала об этом автору. Родионов
немедленно снял ее с работы. За три меся-
	Ца своеи деятельности на посту иеполняю-
	щего обязанности начальника Родионов
енял с работы несколько машинисток 38
Я с их стороны «проступки».
	Офицер Ратников однажды выступил 6
критикой Родионова. Он написал о безобра-
зиях в подразделении, о путанице в плани-
ровании и снабжении. Родионов узнал 00
этом и немедленно принял все меры. чтобы
избавиться от не утохного ему офицера.
	( недостатках в подразделении пыталея
рассказать коммупистам на отчетно-вьтбор-
ном собрании секретарь партийной органи-
зации т. Ширшов. Ho стоило ему пе-
рейти к фактам. к анализу недостатков в
работе подразделения, как его немедленно
перебил предеехательствовавший Ha codpa-
ний Ротионов:
	— Это вранье! Вы заблуждаетесь...
	Представитель политического отдела,
присутствовавший на собрании, пытался
предупредить Родионова о недопустимости
зажима критики. Но председатель не умол-
кал. Он остановил докладчика и более пяти
минтт доказывал поелставителю политотде-
	Представитель политотдела опять пПри-
звал к порядку т. Родионова, Однако никто
из коммуниетов не предложил собранию
немедленно вывести из состава президиума
‘зажимщика коитлки,
	Нерелтительность собрания привела К
тому, что т. Ширшов остальную часть до-
клада посвятил рассказу только о положи-
тельных сторонах работы партийной орга-
низации. В результате докладчик не сумел
ВоЕрыть причины недостатков, направить
партийное собрание на острую критику
недочетов в работе партийной организации.
Поэтому в целом доклад получилел сухим,
поверхностным и односторонним, он не
уловлетворил коммуниетов.
	B своих выступлениях коммунисты пы-
‘тались восполнить пробелы доклада, HO
встретили отпор CO стороны председателя
собрания. Член ВЕШКб) т. Лебедев подверг
‘критике внутрипартийную работу бюро.
Он сказал о том, что бюро не контролиро-
вало выполнения партийных поручений.
Когда т. Лебедев говорил вообще м не касал-
ся конкретных лиц, т. Родионов сидел спо-
койно. Но стоило т. Лебедеву коснуться
личности председательствовавшего, указать
ему на то, что он, Родионов, не выполнял
данных ему поручений, совершенно не

работает нал повышением своих политиче-
	Производственные успехи
рабочих государственных
предприятий
	ПЕВИН, 11 января. (ТАСС). Атентетво
Синьхуа сообщает, что более 8.600 табо-
чих государственных предприятий Тянь-
цзина в письмах председателю Центрально-
го народного правительства Мао IIse-
дуну сообщают ю своих производственных
достижениях в 1949 году и обязуются
успешно выполнить производственный план
1950 года.

1.700 рабочих Тяньцзинекого металлур-
гического завода в своем новогоднем поела-
нии Мао Цзе-дуну пишут: «Мы пе-
ревыполнили наш производственный план
1949 года на 25 процентов. 3a семь
месяцев после возобновления работы мы
выпустили в 2,1 раза больше стали, чем
3а три 6 лишним года при реакционной
томиндановокой власти. Среднемесячный
выпуск стали в настоящее воемя состав-
ляет в 4,9 раза больше, чем в дни гомин-
лановской власти. В новом году мы будем.
добиваться увеличения производства стали
До 3,3 раза больше, чем в 1949 году».

Рабочие текстильной фабрики № 2 Ви-
тайской текстильной корпорации в Тявъ-
пзЗине также сообщают ю росте продукции
в пределах от 6,4 до 30 процентов mo
сравнению с уровнем произволетва при го-
мичлановской власти. Рабочие бумажной
фабрики № 1 Тяньшзинокой бумажной nom-
пении рашортуют о перовыполнении произ-
водетвенного плана.
		Увеличение расходов
на здравоохранение
	ВАРШАВА, 11 января. (ТАСО). Ва-
тавекое радио сообщает, что предложен-
ный законодательному сейму правитель-
ством Польской республики бюджет на
1950 год предусматривает больние расхо-
ды на здравоохранение.

Бюджет министерства здравоохранения
Польской республики в этом году будет
увеличен по сравнению c 1949 годом на
3,5 миллиарда злотых и будет составлять
свыше 19 миллиардов злотых.

Большие расходы предусматривалотся на
обучение новых кадров врачей и санятар-
ного персонала. Для высших учебных ме-
дицинских заведений в этом году предназ-
начаются 3.526 миллионов злотых, т. е,
на 1.393 миллиона больше, чем в: прош-
лом году. Намечается открытие новых выс-
ших медицинских заведений,

Расходы на профессиональное обучение
работников здравоохранения возросли боль-
ше чем на 300 млн. злотых. На курсы и
обучение персонала службы здравоохране-
ния государство в 1950 году отпустит на
510 млн. злотых больше, чем в 1949 то-
ДУ.
Ассигнования на научно-исследователь-
ские инетитуты возросли на 370 миллио-
нов злотых. 0е0б0е место отводится охране
материнства и младенчества. В этом году
расходы по этой статье составят 2.525
миллионов злотых, т. е. на 740 миллионов
больше по сравнению е минувшим годом.

На борьбу с болезнями и лечение мини-
стерство здравоохранения в 1950 году из-
расходует свыше 8.464 млн, злотых,
также значительно больше, чем в минув-
шем голу. Возроели расходы на борьбу ¢
туберкулезом, на врачебную помощь сту-
дентам и на пропаганду здравоохранения
и гигиены, .
	КОРЕЯ
	Теснее связь с беспартийными воинами
		них активное участие приняли беспартии-
ные воины.
	Партийная организация автивно вовле-
кает беспартийных воинов в общеетвенпую
деятельность.

Коммунисты служат примером u B pa-
боте и в учебе, Они помогают беспаотий-
вым воинам в службе, в овлалении маок-
систеко-ленинской теорией. Офицер М№-
гильный, например, в 1948 году отставал
в мапкеистско-ленинекой учебе, слабо ус-
воил годовую программу. Помощь ему ока-
зали коммунисты тт. Черкашин и Поляков.
В тезультате этого в минувшем году
т. Могильный добился высоких показат-
лей ив боевой и в политической подго-
TOBES.

Полобные примеры не единичны. Гот
тому назад отставал в учебе летчик т. Пет-
ренко. Ему тоулно давалась воздушная
	стрельба. этому товарищу помог коммунист
т. Семенчуков. Вскоре т. Петренко хорошо
овладел искусством воздушной стрельбы.
	На прошедших отчетно-выборных пар-
тийных собраниях в подразделениях ком-
	Молодежный вечер
	комсомолец Семенец, потребовалось срочно
произвести замену одного из моторов.
Спаянность коллектива, крепкая дружба
позволили выполнить эту работу в pe-
корлно короткий срок.
	На вечере выступили также представи-
тель одной из армейских частей солдат
Простянекий, лучший  агролесомелиоратор
района Варканова и другие.
	Состоялось вручение подарков отлични-
вам учебы и передовикам труда. Их полу-
	чили секретарь лучшей комсомольской 0-
	ганизации одной из
sant  Поотопопов,
	частей старший сер-
активный участник
	Наша партииная организация огромное
внимание уделяет укреплению связи комму-
нистов с беспартийными воинами, Вомму-
нисты систематически выступают перед
личным составом © докладами и беседами
по вопросам внешней и внутренней поли-
тики советекого правительства, расеказы-
вают о боевых традициях части и задачах
боевой и политической подготовки.
	Б минувшем году по поручению па]-
тийного бюро коммунисты тт. Павлов и
Черкашин выетупали перед беспартийными
воинами с доклалами «Ленин и Сталин о
дисцинлине». Коммуниет т. Возунов рас-
сказал, за что наша часть награждена
двумя орденами Ерасного Знамени. Вомму-
чист т. Таратин сделал доклад. о расцвете
совелекой культуры.

Вроме того, им проводило отЕры-
тые партийные собрания. Например, когда

перед летным составом ветала задача под-
готовить материальную часть в экенлоала-
	ции в зимних условиях, в части были про-
ведены открытые партийные собрания, В
	На молодежный вечер, который состоял-
ся в Н-ской части Черноморского флота,
собрались лучшие люди гарнизона, передо-
вики предприятий, стахановцы колхозных
полей. Доклад 900 ‘укреплении войсковой
дружбы и товарищества сделал секретарь
комсомольской организации части  лейте-
нант Вуличенко. Затем выступили отлич-
ники боевой и политической подготовки
частей, стахановцы предприятий, колхоз-
ники. Они рассказали 06 успехах в труде
и учебе, подчеркнули больное значение

дружбы и товарищества.
	Старшяй сержант РКоренков привел
случай. когла на самолете, где механиком
	ас ме a FE
	мунисты подвели итоги работы е беслар-
тийными воинами. Вместе с успехами B
этом деле они отметили серьезные упуще-
ния, подвергли суровой критике тех това-
ришей, которые недооценивают живую
связь с беспартийными воинами в решении
повседневных задач боевой учебы. Они
критиковали тех‘ коммунистов, которые He
служат примером для беспартийных. летчи-

ков, допускают проступви, по службе, сла-
бо повышают свой  илейно-политический

уровень. От тт. Черновпова, Озола и дру-
TUX коммунисты потребовали в  кратчай-
ший срок устранить недочеты в политиче-
ской учебе.

Зольшим недостатком в работе партий-
ной организации было то, что ее руковеди-
тели не проявили доленой заботы о росте
комсомола. oO

Воммунясты дали наказ вновь избран-
ному составу бторо усилить работу е бес-
партийными воинами, повседневно руково-
дить работой комосмольской организации,
заботиться 5 укоеплении ве рядов.

Подполковник Б. НУРБАТОВ,
	матросской художественной самодеятельно-
сти сержант pens, солдаты Проетянский,
	Цапарь и ApYrue.
	B заключение состоялись массовые игры
и танцы, Присутствовавшие остались до-
вольны проведенным вечером.
	Молодежные вечера в нашей части про-
водятся регулярно. В соседнее подразхеле-
	ние ив тайонный центр нерелко выез-
	жают участники матросской художествен-
ной самодеятельности,
	В. ФОМЕНИО
	Черноморский флот.

Reh рим

бовании к связи С. Н. Архипов не говорит
ни слова. Он утверждает: «Связь должна
быть надежней, быстрей, живучей, незави-
симой от внешних условий и скрытной от
противника» (стр. 18).

Рассчитывая свою Енигу на досфлотов-
цев, автор юбязан был строго придержи-
ваться Корабельного ‘устава. Отетупле-
ние от этого документа ничего, кроме
путаницы, не дает, Неточные, неряш-
ливые определения то w дело ветреча-
ются в книге С. Н. Архипова. Он пи-
шет: «В боевой обстановке командир Ko-
рабля находитея на главном командном
посту» (стр. 5). А в Корабельном уставе
сказано: «В бою командир корабля нахо-
дится в главном командном пункте (ГЕ) »
(ч. Гот. 70). Пост и пункт — понятия
совершенно разные,

Автор утверждает: ‚ «Основное достонист-
во средств зрительной связи состоит в их
малой видимости, что повышает скоыт-
ность связи» (стр. 65). Утверждение непра-
вильное. Малая видимость — недоста-
ток зрительной связи, а не ее AOCTONUCTBO,
Что же касается скрытности, то обратимся
к 67-й странице книги С. Н. Архипова.
Там сказано: «Скрытность этого вида свя-
зи мала потому, что сигнал, поднятый на
рее, виден веем, кто находится на расстоя-
нни прямой видимости от корабля». Со-
поставляя эту фразу с утверждением на
65-й отроанице книги, читатель  недоуме-
вает: чему же верить?

В ошибках и нелочетах книги виноват
не только автор. но и 66 редактор — ка-
питан 2 ранга В. А. Протонопов. Не при-
ложил он руку в ней, не посоветовал авто-
ру переработать и дополнить свой труд не
на словах, & на деле. Переиздание книги—
не менее ответетвенное дело, чем издание
ее в первый раз. 06 этом, очевидно, забыли
в Воениздате. Забыли о советском читателе,
ожилающем хоролтих книг о технике и бое-
	вых средствах флота.
fl CEBEPOB.
	командующий терманекими флотом адмирал
Шеер переключил весь радиообмен со свое-
ro флагманского корабля на береговую ра-
диостанцию в Вильгельмсгафене. Этим он
ввел в заблуждение англичан, и у них, кАк
признаются они сами, не было ясного пред-
ставления о местопребывании и намерени-
ях немцев».
	Итак получается, с Одной стороны,
неумелое использование немцами радибевя-
зи помогло англичанам разгадать замысел
противника, & с другой — немцы столь
умело использовали радиосвязь, что ввели
в заблуждение англичан. Вак говорят, кон-
цы не сходятся с концами. № сожалению,
это не единственный пример путаницы в
	книге ©. Н. Архипова.
	книге, но не сказано ничего. Достаточно
и приведенного выше, чтобы убедиться в
серьезной ошибке автора, в неправильном,
об’ективистеком подходе к освещению из-
бранной им темы. Эта ошибка при попу-
стительстве благодушных редакторов изда-
тельства блатополучно перекочевала из пер-
	‚вого и второге в третье издание ЕнНиги
C. Н. Архипова.

Ёнига имеет и литой существенный
	порок, & именно: недостаточно продуманный
‘подбор фактов, иллюстрирующих материал.
 Автор пишет: «Личный состав службы на-
‘блюдения и связи во время Великой Ore-
чественной войны показал свои высокие
моральные качества, знание дела и 0ез-
заветную преданность Родине» (стр. 87).
Справедливые слова! Но они повисают в
воздухе, поскольку автор, сделав такое
декларативное заявление, охотнее исполь-
зует примеры из боевого опыта иностран-
ных флотов, чем из опыта отечественного,
Совсем не привести ни одного примера из
боевой деятельности наптего флота автор,
‘естественно. «не мог. Но вее дело в том, что
‘эти примеры выглядят и бледно и мало по-
учительно. Боевой опыт наших флотских
связистов, особенно в годы Великой Отече-
ственной войны, даст богатейший иллюст-
ративный материал, который вполне можно
и нужно было использовать,

С. Н. Архипов часто ссылается в книге
на Ютландекий бой. Но, приводя примеры
использования связи в этом бою, он допу-
скает путаницу, В книге сказано: «На-
кануне выхода германского флота в море
перед Ютландеким боем немцы вели уси-
ленные радиопереговоры, которые навели
антличан из мысль, что готовится какая-
то операция. Они выслали свой флот в
море, который и встретил немцев». Это на-
писано на стр. 17, А на стр. 49 читаем
совсем другое: «В 1916 г. накануне выхо-
да терманекого флота в море, в результате
	которого произошел  Ютланлекий bof,
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

и связи внесли советские ученые и инжене-.
ры. создавшие наиболее совершенные об-
разцы во всех областях техники, Радиосвязь
и радиолокация, являющиеся основой сов-
ременной ’елужбы наблюдения и связи,
обязаны своим появлением великому рус-
CROMY ученому — изобретателю радио
А. С Попову» (стр. 4).
	Ваписав это, автор больше нитде ни сло-
ва не говорет о приоритете нашей Родины
в различных областях науки и техники,
непосредственно связанных © темой книги.
Он не называет имен рубских новатотов,
двигавших вперед расвитие средств связи
и наблюдения на кораблях. Автор опнсы-
вает различные электротехнические  при-
боры корабельной связи и забывает даже
упомянуть ©е том, что первую в мире элек-
трическую лампу накаливания изобрел
А. Н. Лодыгин. Ни слова не сказано о за-
слугах зачинателя мировой электротехники
В. В. Петрова, о тениальных изобретени-
ях П. Н. Яблочкова, Б. С. Якоби и других
русеких ученых. С. Н. Архипов описывает
устройство сигнального прожектора, но 3a-
бывает сказать, что первый прожектор
изобрел В. Н. Чиколев. Он говорит о флаж-
ном и механическом семафорах, о сигналь-
ных полотнишах, о флажных сигналах и
даже ие упоминает о том, что все эти
средства изобрели и впервые применили
новаторы  руссгого флота, такие, Бак
А. Бутаков, Н. Чистаков и другие. Столь
же одноеторонне выглядит в книге 0. Н.
Архипова описание всех других средств
наблюдения и связи.

Нет нужды продолжать здесь перечис-
ление имен русских ученых WH новаторов.
	о Которых можно было многое сказать в

9& последние годы наши издательства
выпустили немало книг, освещающих ту
или иную область науки и техники и
в то же время помогающих воспитывать
читателя в коммунистическом духе, в духе
советской национальной гордости.

Тем большую досаду и недоумение вы-
зывают отдельные произведения, в кото-
рых волросы науки в техники освешщалотся
неправильно. Правда, таких книг единицы,
но это вовсе не означает, что о них не еле-

дует говорить:
	Ъ числу подобных неполноценных прю-
изведений относится недавно выпущенная
Воениздатом книга, посвященная наблюде-
нию и связи на военном корабле *). Енига
фасечитана, как оказано во введении, на
массового читателя, прежде всего на нашу
молодежь, на членов ДОСФЛОТ’а, на всех
TeX, кто собирается посвятить себя служ-
бе на флоте.

В сожалению,  инженер-контр-адмирал
С. Н, Архипов не справился с этой зада-
чей. На книге написано; «Третье издание,
переработанное и дополненнае». Эта надпись
не соответствует действительности. В
новом издании книги остались старые по-
роки и ошибки. И главная опгибка заклю-
чается в замалчивании той выдающейся
роли, которую сыграли в создании  кора-
бельных средетв связи и наблюдения рус-
ские и советекие ученые, Этому важному
вопросу автор уделил веего лве фразы.
Процитируем их: «Огромный вклад в дело
развития корабельных средетв наблюдения
	*) С. Н. Архипов. «Наблюдение и связь
на военном корабле». Воениздат, 1949 год.
	Цена   р. 25 к.
	Перечисляя требования к наблюдению,
он пашет: «Наблюдение должно быть дей-
‘ствительным в любых условиях. В bow
‘средства наблюдения не должны выходить
из строя, а поврежденные средства должны
‘быстро восстанавливаться, Иначе товоря,
наблюдение должно быть шивучим» (стр.
14). Сотлаюно такому определению, автор
под действительностью наблюдения подра-
зумевает его живучесть. Определение явно
неправильное. Оно противоречит Корабель-
ному уставу, в котором сказано: «Наблю-
дение должно быть настолько действитель-
ным (непрерывным, точным, бдительным,
живучии), чтобы полученные результаты
этого наблюдения можно было использовать
для уснешного развития боевых действий
` корабля» (ч. Г, ст. 187). Как видим, 10-
рабельный устав включает в понятие «дей-
ствительность наблюдения» не только его
живучесть, как это сделано в книге, но и
‘пепрерывность. точность. бдительность,

Не ечитзется С. Н. Архипов с Ворабель-
ным уставом, перечиеляя требования и в
связи. Устав пред’являет к связи совер-
шенно четкое требование: «точность (068
искажений) приема и передачи всех cHo-

шений», 06 этом чрезвычайно важном тре-
	Улучшение
материального положения
‚ промышленных рабочих
	ПХЕНЬЯН, 11 января. (ТАСС). Совет
министров Корейской народно-демократи-
ческой республики принял на-днях реше-
ние 0 пересмотре ставок заработной платы
промышленных рабочих и утвердил новое
	положение 0 тарифных ставках. Это по-
пожение предусматривает ковое  повыше-
ние заработной платы. ввотит  зазницу
	межлу зарплатой квзалифицированных и
пеквалифицированных рабочих ит. п. C
1 января новая система зарплаты уже
введена на 8 крупнейших предприятиях
Северной Кореи.

Газета «Нодон синмун» в передовой
статье подчеркивает, что это решение,
принятое в целях дальнейшего  под’ема
промышленности, транспорта и капиталь-
ного строительства, обеспечивает новое п0-
вышение материального и культурного
уровня трудящихся и сыграет важнейшую
роль в деле успешного вавершения двух-
летнего плана.