февраля 1950 г., пятница, № 29 (3442)

RP A ие № р
		СССР

Правительствам СШ
	менение бактериюлогическогм оружия и с
эй пелью вели специальную разведку
	пограничных районов и осуществили ряд
бактериологических диверсий против 0С9-
ветекого (0т0за.
	Советский суд осудил 12 японских во-
онных преступников, виновных в подго-
товке и применении бактериологического
оружия. `/

Было бы, однако, несправедливым 05-
тавить безнаказанными других главных
организаторов и вдохновителей этих чудо-
вищных преступлений.

К числу таких военных преступников
в первую очередь относятся:

1. Хирохито — император Японии. На
	установлено, что по специальным севрет-
ным указам Хирохито на территории
Маньчжурии был еоздан центр японекой
мии по подготовке бактериологической
	GUM 19 HU U DAG iG bat Pe Lab OU av ae
войны и применению бактериологического
	оружия,  запгифрованный, как уже было
	сказано выше, под названиями «Управле-
ние по водоснабжению и профилактике ча-
стей Квантунской армии», а втоследетвии
	«Отряд № 131».
В этом секретном формировании в мас-
	совых масштабах готовились средства
баклериолопической войны против CCCP,
	Китая. МНР. войск США и других госу-
дарств: этот отряд применял бактериоло-
тическое оружие в 1939 г. в районе pe-
	ки Халхин-Гол против Монгольской На-
родной Республики и СССР, ав 1941—
1942 гг. — против Витая.

Генерал Ямада. бывший член Высшего
	Военного Совета Японии и Главнокоман-
дующий Ивантунской армией, показал,
ЧТо
	«731 отряд, расположенный на терри-
тории Маньчжурии, был организован в
целях подготовки  бактериологических
средств войны, тлавным образом против
Советского Союза, а также против Мон-
гольской Народной Республики и Ви-
тая».
	() том, в какой степени была законепи-
	рирована деятельность отряда № 151, еви-
цетельствует следующее показание гене-
рала Ямада:
	‘1 февраля по поручению Советского
Правительства послы СССР в Вашингтоне,
Лондоне и Пекине вручили Правительет-
зам США. Великобритании и Китайской
Народной Республики ноты следующего
содержания:

«Материалами гласного судебного про-
цесса, происходившего в Военном Трибу-
налё Приморского военного округа в г. Ха-
баровске в 25 по 30 декабря 1949 г., над
японскими военными преступниками Яма-
да, Такахаси, Кадзицука и др. установлено,
что японские правящие круги во главе е
императором Хирохито на протяжении мно-
тих лет тайно готовили бактериологиче-
скую войну — одно из самых бесчеловеч-
ных орудий агрессии.
	В своих преступных паанах японские
милитаристы намечали применение в под-
тотовлявшихея ими агрессивных войнах
против миролюбивых народов бактериоло-
гического оружия, которое они преднола-
тали применять в массовых масштабах для
истребления войск и мирного населения, в
том числе стариков, женщин и детей, путем
распространения таких смертоносных эпи-
демий, как эпидемии чумы, холеры, тифа,
запа, сибирской язвы и др.

В специально созданных по указам япон-
ского императора Хирохито и по заданиям
военного министерства и генерального пита-
ба Японии бактериологических формирова-
ниях японской армии выращивалиеь В
огромных количествах смертоносные бакте-
рии чумы, холеры, тифа, сибирской язвы
и других опасных эпидемических заболева-
ний, производиливь снаряды и приспособле-
ния для распроелранения бактерий, гото-
зились специальные воинские команды для
массового заражения населения, водоемов,
жилищ. посевов и скота.
	Эти формирования были ‚строго засекре-
чены и в целях маскировки именовались
«Управление по водоснабжению и профи-
лактике частей Ёвантунской армии» и
«Иптозпизоотическое управление Ввантун-
ской армии», впоследствии переименован-
ные соответственно в «Отряд № 731» и
«Отряд № 100». 0ба эти отряда находи-
лись в  непосредетвенном подчинении
тлавнокомандующего Ивантунской армии
и имели многочисленные филиалы, рас-
положенные на направлениях главных
ударов, намеченных японским оперативным
планом войны против Советского Союза,
	Отряд № 731 был размещен в специ-
ально выстроенном городке в 20 км от
города Харбина в районе станции Пин-
фань, и вся территория этого городка бы-
ла об’явлена запретной военной зоной.
Штат отряда насчитывал до 3 тыс. науч-
ных и технических работников и распола-
гал многочисленными лабораториями и
мощным оборудованием для массового про-
изводетва бактерий в количествах, 0бес-
печизающих возможность ведения бакте-
риологической войны в широких маспгта-

бах.

Как установлено па процессе, отряд со-
стоял из пяти отделов, из которых только
один = третий отдел занимался вопроса-
ми, официально входившими в круг веде-
ния отряда, то-есть вопросами водоснабже-
ния армии. Этот отлел был размещен
ОТЕрыто в городе Харбине за пределами
упомянутого выше специально охраняемого
военного городка. Все остальные четыре
отдела отряла занимались исключительно
в>просами, связанными с подготовкой и
проведением баклериологической войны.
	Первый отдел, именовавитийся исследо-
вательским, занималея изысканиями и вы-
ращиванием смертоносных бактерий и от-
бором тех из них, которые признавались
наиболее эффективными в качестве бак-
териологического оружия.
	Второй — экспериментальный отдел —
занимался проверкой действия различных
бактерий на организмах живых людей, a
также разрабатывал снаряды и методы за-
ражения бактериями территории противни-
ка. В этом отделе было четыре с полови-
ной тысячи специальных питомников для
разведения блох, предназначенных для
распространения чумной заразы. В раепо-
ряжении этого же отдела для производства
преступных экспериментов по применению
бактериологических средств войны при
помои авиации находились специальный
полигон в районе станции Аньда и спе-
циальная авиационная часть.
	Четвертый, так называемый производет-
венный отдел, был предназначен для про-
изводетва в массовом масштабе бактерий,
отобранных в качестве наиболее эффектив-
ных соелетв бактериологической войны.
	Наконец, пятый отдел, именовавигийся
«учебно-пресветительным», ведал подготов-
кой кадров для применения средств бакте-
риологической войны.
	Функции отряда № 100 были анало-
гичны функциям отряда № 731 с тем от-
личием, что в нем вырабатывалиеь бакте-
рии, предназначенные для заражения ско-
та и посевов (бактерии сапа, сибирской
язвы и лр.).

Жак установлено на суде, помимо двух
указанных отрядов. расположенных на Ce-
вере Маньчжурии, на территории Цент-
фального и Южного Китая японцами были
созданы два аналогичных секретных фор-

мирования, именовавшиеся «отряд Эй» и
отряд «Нами».
	Готовясь обрушить на народы ССР,
Китая, Монгольской Народной Республики
и войска США  смертоносные бактерии,
японские изуверы испытывали это сред-
ство массового уничтожения на тысячах
людей, главным образом граждан Китая
и СССР. Только в отряде № 731 было
зверски умерщвлено свыше 3.000 человек
путем производства над ними бесчеловеч-
ных преступных опытов.

На процессе было также установлено,
что японские агреесоры не только гото-
вили, но и неоднократно применяли бакте-
риологическое оружие при осуществлении
своих агрессивных планов: в 1939 г. про-
тив Монгольской Народной Республики и
СССР в районе реки Халхин-Гол; в 1940
—1942 г.г. во время войны против Витая,
me бактериолопические экспедиции япон-
ской армии вызвали эпидемии чумы и
aca.

Тотовя нападеняе на СССР, японские
агребсоры предусматривали широкое при-

Нота Советского Правительства

еликобритании и INI
	ных блох как средства бактериологиче-
	ской войны. Доклад Китано ‘сопровож-
далея -спениальным кинофильмом,  при-
везенным из.отряда № 731, также схе-
мами, на которых были обозначены уча-
сетки, на которых производились опыты
по рассеиванию с помощью авиации
блох, зараженных чумой... Во время до-
клада он демонстрировал различные таб-
лины, наглядно показывающие ‘резуль-
таты проводимых иселедований по’ зара-
жению территорий бактериями чумы.
Лично я, считая enocoé6 применения
блох, зараженных чумой, весьма э0-
фективным, одобрил доклад Китано’ ти
предложенный им с10соб применения
бактериологического оружия. Результаты
опытов по применению: блох, заражен-
ных чумой, были представлены в им-
ператорекую ставку».

Показаниями генерал-лейтенанта. меди-
цинекой службы КВалзицуки генерал-лей-
тенант Китано изобличается в том, что он
в августе 1942 г. участвовал в ортаниза-
ции экспедиции, во время которой было
применено бактериологическое оружие про-
тив китайцев, а также в проведении бесче-
ловечных опытов над живыми людьми. Вак
‘показал Вадэицука, он в августе 1944 г.
при посешении им отряда № 731 заелу-
	новлена показаниями генерала Ямада, ге-
нерал-майора Мацумура, генерал-лейтенан-
та ветеринарной службы Такахаси,  пол-
ковника Тамура и других допрошенных на
судебном процессе обвиняемых и свиде-
телей.

Полковник Тамура, бывш. начальник от-
дела кодров штаба Квантунской’ армии,
показал, что при инструктаже, связанном
е назначением его на эту должноеть в пер-
вых числах января 1945 года,

«...тенерал-лейтенант Kacaxapa Mie

сказал, что я должен буду относиться 6

особым вниманием к отряду № 731,

поскольку этот отряд... готовится к бак-

териологической войне».

Васаясь вопроса разработни отдельных
способов применения  бактериологического
оружия, генерал Ямада показал, что:

«..для изучения ©1060бюв  примене-

ния бактериологпическоге оружия созда-

валиеь специальные комиссии... Предсе-
дателем этих комисоий был начальник
штаба... Решения комиссии по примене-
нию бактериологических средств войны
представлялись командующему Взвантун-
ской армией и после его утверждения
докладывались в генеральный штаб

Японии».

Характеризуя деятельность штаба Вван-
тунекой армии по подготовке бактериоло-
гической войны против СССР, начальник
оперативно-етратегического отдела этого
штаба генерал-майор Мацумура показал:

«...После получения указаний 06 уве-
личении производства  бактериологиче-
ского оружия Касахара мне поручил
изучить вопрос о возможноети его при-

менения против. Советского Союза... Я

этот вопрос изучил и сделал соответст-

вующий доклад Кзсахара, который, как

я уже сказал, одобрил мои  соображе-

ния... Я доложил Васахара о том, что

на случай войны в Советским „Союзом
бактериолотическое оружие должно быть
применено в районе городов: Ворошило-
ва, Хабаровока, Благовещенска и Чи-
ТЫ...».
	Осенью 1944 года Вакахара принял
учаетие в обсуждении вопроса © способах
применения  бактериюлогической бомбы
«системы Wena.

В ноябре 1944 года Касахара участво-
вал в работе специального совещания
выеших штабных офицеров; на котором
обсуждалея вопрос о результатах  бакте-
Тиологической разведки, проводившейся
отрядом № 100 с целью подготовки прак-
тического применения бактериологическо-
0 оружия против CCCP.

Изложенное подтверждает, что Касахара
являлся одним мз организаторов бактерио-
логической войны и непосредетвенно за-
нималея вопросами применения бактерио-
погического оружия, главным образом
против СССР, Монгольской Наролной Рес-
публики и Витая.

Таким образом, данными, установленны-
ми Ha судебном процессе в Хабаровеке и
Приговором Военного Трибунала Примор-
ского военного округа, доказано, что в
подготовке и осуществлении  бактериюло-
гической войны, являющейся тягчайптим
преступлением против человечества, ве-
дущая роль принадлежала не только уже
ранее осужденным по приговору Между-
народного Военного Трибунала для Даль-
него Востока японским военным преступ-
никам и осужденным по приговору Воен-
ного Трибунала в Хабаровске 12 япон-
ским военным преступникам, но и импе-
ратору Японии Хирохито, а также гене-
ралам японской армии Исии Сиро (6. на-
чальник отряда 731), Китано — Масадзо
(также 6. начальник отряда 731), Вака-
Many  Юдзиро (0. начальник отряда
№ 100) и Racaxapa Юкио (6. начальник
штаба Квантунекой армии).

В соответствии с этим и принимая во
внимание,

что еневским протоколом 17 ию-

‘Ha 1925 года запрещено применение
 бактериологического оружия, уже лавно

бактериологического оружия, уже давно
‘осужденного цивилизованными нациями
как тягчайшее преступление, противореча-
щее чести и совести народов, и что, таким
образом, указанные выше преступления
являются грубым нарушением законов и
Одо войны и общепризнанных норм
международного права,

что союзные державы в решении Даль-
	МЕРЫ: НЕ ОЕ И Е ооо” У.

главил экспедиции отряда № 731 в Ви- Шал доклад Китано о деятельности этого

# в 19 1 42 тодах. Во oTP#ta. Rutawo доложил, что
тай в 1940 году, 1941 и 1942 годах. 60 аботников отрада № 931
	выезжала на китайский фронт в районе
южнее Шанхая, где с большой высоты
cOpachipada на территорию © китайским
населением массы блох, зараженных
чумой... И в том месте, где они упали,
возникла эпидемия чумы... Вроме того,
Витано фасеказал мне о том, чт0 в
районе ст. Аньда производились опыты
с бомбами замедленного действия, начи-
ненными бактериями сибирской язвы.
Осколки этой бомбы, ранивигие людей и
	время этих экепедицийи были применены
различные виды бактериологичеекого ору-
жия и вызваны эпидемии чумы, тифа, па-

ратифа и других болезней, повлекшие ги-
бель тысяч мирных жителей Витая.
Свидетель Фуруичи — один из участ-
ников экспедиции отряла № 731, в ey
дебном заседании показал, что заражение
водоемов различными бактериями, отравле-
ние пищи и другие тягчайшие преступле-
ния производились по прямому приказа-

нию Иеии.
	пи) аоии, 4 я
животных,  заража у
Kak установлено показаниями бывш. ой» ° а:

начальника отдела отряда’ № 731 NOAUOH-  Tineerynmas xestexpnocth Tarano ¥3

OW gt
	ковника Ниси, по инициативе Исии бак-
териологическое оружие было применено
против CCCP и МНР в районе реки Хал-
хин-Гол в 1939 году.

В 1945 году, будучи вторично назначен
начальником отряда № 731, Исии подго-
	посту начальника отряда Ю\№ 731 устано-
влена также показаниями генерал-майора
медицинекой службы Вавасима, лично уча-
ствовавшего на совещаниях, на которых
пол руководством Китано обсуждались
	2 февраля в Московском Доме ученых 00-
стоялось традиционное годичное собрание
Академии наук СОСР, посвященное итогам
научной деятельности Академии за 1949
год. В зале собрались видные  созетекие
ученые — предетавители всех’ отраслей
знания, авторы выдающихся открытий,
обогативших науку и народное хозяйство
нашей Родины,

Вступительное слово произнес президент
Академии наук СССР академик CG. WW. Ba-
илов. Он отметил, что характерной 069-
бенностью прошедшего года является зна-
‹пттельное сближение научной работы с за-
просами промышленности, сельского хозяй-
ства, с практическими потребностями на-
родного хозяйства страны. Широкое рае-
пространение получило тесное деловое 00-
дружество научных институтов и лабора-
торий с заводами.

Далее президент подчеркнул большие до-
стижения советских ученых в разработке
проблем крупной теоретической важности,
Замечательные открытия сделаны совет.
скими астрономами: значительны  успохи
биологов, развивающих мичуринское уче-
ние 06 изменчивости и наследетвенноети,
поразительны по разнообразию и 00 6му
археологические находки экспедиций Ака-
	демии наук CCCP.
— Наша обязанность, — сказал акаде-

мик С. И. Вавилов, — оправдать ловерие
партии. правительства, лично товарищи
	Сталина. Шуеть растет и прецветает совет-
ская наука на благо родной страны!

С докладом 0б основных итогах научной
деятельности Академии Наук СССР 4a
1949 год выступил главный ученый секре-
тарь президиума Академии наук СССР ака-
демик А. В. Топчиев.

— „Лоустанная забота партии, прави-
тельства,  товалища Сталина © развитии
советской науки, — сказал докладчик, —
создала небывалые в истории условия для
развития научной деятельности в нашей
стране. В речи на предвыборном собрании
избирателей СОталянского избирательного
округа г. Москвы 9 февраля 1946 года
товарищ И. В. Сталин нарисовал величе-
ственную программу строительства кам-
мунизма в нашей стране.

Докладчик привел убедительные факты,

свидетельствующие о том, что деятели
советской науки, претворяя в жизнь ука-
зания великого Сталина, достигли в 1949
году крупных творческих успехов. Харак-
терно, что в прошлом году количество
‘научно-исследовательских учреждений по
сравнению с 1940 годом возросло в пол-
тора таза, а число научных работников—
ючти в Два pasa.
’ Академик А. В. Топчиев дал краткую
характеристику основных работ, выпол-
ненных в области физикю-математиче-
ских, химических, геолого-географических,
технических. биололических и гуманитар-
ных наук. Большие работы велись y4-
ными в помощь преобразованию пустынь
Средней Азии и Казахстана для обеспече-
ния в этих районах высоких и устойми-
вых урожаев, дальнейшего развития жи
BOTHOBOLCTBA.

Наиболее важными достижениями в раз-
витии технических наук является разра-
ботка основ комплекеного  энерго-химиче-
ского использования топлива, нового метода
оборащения углей, предпосылок для .уско-
рения процессов плавки стали.

В 1949 году продолжались раскопки в
Хорезме, принесшие многочисленные цен-
ные памятники. Интересны открытия
торно-алтайской экспедиции. Врупное зна-
чение для развития хлопководетва имела
деятельность Арало-Вастийской комилекс-
ной экспедиции Совета по изучению произ-
водительных еил при Академии наук СССР,

Большую работу провели в истекшем
году филиалы Академии наук СССР, орга-
низовавшие 329 экспедиционных отрядов и
опубликовавшие 257 научных работ.

На годичном собрании состоялось вруче-
ние золотых медалей и именных премий
Академии наук СООР за 1949 год выдаю-
щимся советским ученым, развивающих
передовые идеи и традиции отечественной

(ТАСС).
	закончилея ХИТ пленум
правления Союза
советских писателей
	Вчера в Москве закончилея продолжав-
шийся восемь дней ХИ! пленум правления
Союза советских писателей СССР.

В его работе принимали участие прозан-
ки, поэты, драматурги, критики, педагоги,
работники издательств и библиотек многих
	городов РОФСР, союзных и автономных
республик.

Докладчики и выступавшие в прениях
отмечали, что после исторических поста:
	новлений ЦК ВАП(б) по идеологических
вопросам многонациональная советская ли-
тература достигла значительных успехов,

Большое внимание пленум уделил воп-
росам развития литературы для детей. По
докладу К. Симонова и солокладу А. Кор-
нейчука о детской литературе выступило
более 30 человек.

Важнейшим вопросом повестки дня пле-
нума был вопрос о литературной критике.
В обсуждении доклада тенерального секре-
таря Союза советских писателей CCCP
А. А. Фадеева о литературной критике
приняли участие 44 человека.

Выступавшие на пленуме подвергли
критике руководство Союза советских пи-
сателей за недостаточное внимание к ли-
Тературам союзных республик. летекой ли-
	`оратуре и литературной критике, выдви-
пув ряд новых важных вопросов.

Тов. А. А. Фадоев в своем заключитель-
	HOM слове Ha вчерашнем утреннем заседа“
НИИ Заявил, что критика, развернувитаяся

на пленуме, послужит делу дальнейшего
развития советской литературы.
	TOON RE A a) RACE

Затем был решен ряд организационных
вопросов. В частности, пленум ввел в 00-
став правления группу писателей. Попол-
нен состав президиума правления (0088
	советских писателей. В него избраны
М. Бубеннов, Н, Грибачев, А. Первенцев,
М. Турсун-Заде, П. Бровко. В Полевой
ЕЕ a
	и М. Ибрагимов.
	Б состав секретариата Союза советских
писателей дополнительно избраны А. (У:
	ТЕ

j BoB и Ф. Панферов.
(ТАСС).
	тическом применении бактериологичеекюго
оружия против СССР, Витая и Монголь-
ской Народной Республики.

Исии организовал и возглавил <екрет-
ный центр японской армии по подготовке
бактериологической войны — отряд
№ 731. Вее преступные изыскания в 00-
ласти подготовки бактериологической вой-
ны и, в частности, все  бесчеловечные
опыты над живыми людьми  производи-
лись под непосредственным руководетвом
Wena.

Йсии непосредственно разработал е10соб
применения в качестве бактериологиче-
ского оружия блох, зараженных чумой;
Исии сконструировал специальные кера-
мические бомбы, так называемые «бомбы
Исии», для применения © помощью авиа-
ции блох, зараженных чумой. —

Исии также лично разработал способы
культивирования в громадных  количест-
вах бактерий, < целью ведения агресвив-
ной бактериологической войны (в частно-
сти, разработал конструкцию так назы-
ваемых «культивалоров Исии»).

Вак было установлено на судебном про-
цессе в г. Хабаровске показаниями гене-
рал-майора медицинской службы Вавасима
Киоси, подполковника Ниси и сотрудника
отряла Фуруичи, генерал Исии лично воз-

«731 отряд официально именовали’ оо егк   В00006Ы, Связанные © исследованиями,
«Управлением профилактики и водоенаб-  ТОВаЯл применен» я в изготовлением бактериологического мате-
жения Квантунской армии», что явля- СРеДОТВ против СССР, СШТА и Великобрита-  ризла и ere практическим применением на

аа sR . тах
	лось известным прикрытием действитель-
ного назначения отряда. С этой же целью
работники 731 отряда ноеили общевой-
сковую форму, без знаков различия ме-
дицинекой службы. Мы опасались, что
большое екопление медицинских работ-
ников может вызвать нежелательные
подозрения относительно действительного
характера работы 731 отряда».
	Характеризуя подготовку к применению
	смертоносных бактерий для массового унич-
тожения людей. Ямада заявил, что:
	«..в 1940 г. в евязи в успешным за-
вершением всех подготовительных работ
по усовершенствованию наиболее эффек-
тивных ©п0собов применения бактерио-
логического. оружия наступил период
масвового производства бактериологиче-
ского оружия в целях его практического
применения в любом направлении, по
первому указанию императорской став-
ХИ».
	Бывший начальник отдела военно-еани-
	тарного управления военного министерства
Японии (впоследствии начальник  военно-
санитарного управления Ивантунской ар-
мии) генерал-лейтенант Кадзицука Рюдзи
пеказал, что отряд № 731 был сформиро-
ваи в 1936 г. по специальному  секретно-
му указу Хирохито.
	«Я лично, -— показал Вадзицука, —
с данным указом и приложенным к нему
штатом отряда был ознакомлен под рас-
писку, путем приложения. в нему своей
собетвенной печати».
	Этот отряд в 1939 году был реорганизо-
	вн: масштабы его деятельности были рас-
ширены и производство бактериологического
олужия резко возросло, а численность лич-
ного состава увеличена в три раза. Эта
реорганизация была также произведена по
другому секретному указу Хирохито. Шо
этому поволу генерал Валзицука показал

ELV 0.

ской армии, который в связи с началом вой-
	ны гитлеровской Германии против Совет-
ского Союза дал указание об активизации и
подготовке бактериологической войны и 06
увеличении производетва смертоносных бак-
	терий, что и было осуществлено Исии.
Вея деятельность Исии отличалаеь 060-
ОЙ РОТОР И пброаеловечноетьтю_ Hy
	войне».

4. Вакамацу Юдзире — тенерал-майор
ветеринарной службы, являлся е 1941 по
1945 г.г. начальником отряда № 100, ко-
терый, как это доказано материалами Ха-
баровского процесеа, занимался производ-
ством бактериологического оружия, а так-
же осуществлял диверсии путем зараже-
ния водоемов, пастбищ и скота бактериями
сибирской язвы, сапа и других эпизоотий.
Этот отряд производил также бесчеловечные
преступные эксперименты над живыми
ЛЮДЬМИ.

Бывший главнокомандующий  Квантун-
ской армией генерал Ямада признал, что
отряд № 100 занималея изысканием ме-
полов применения эпизоотических бактерий
	бой жестокостью и бесчеловечностью. ВУ   ской армией тенерал Ямада признал, что
были установлены тесные связи с японской отряд № 100 занимался изысканием ме-
жандармерией и военно-разведывательными Родов применения эпизоотических бактерий
оттанами Яйонии в Маньчжурии, от кото- и их массовым производством. 0 преступ-
рых отряд № 731 получал в порядке так  лениях, совершенных Вакамацу, генерал
называемых «особых отправок» тысячи лю-  Ямада дал следующие показания:

дей для производства преступных опытов, «Назначение и практическая дея-
неизменно заканчивавшихся смертью этих  тельность отряда № 100 были совер-
людей. шенно аналогичны назначению и дея-
	Бывивий главнокомандующий Авантун-
	ской армии генерал Ямада характеризовал
Исии, как одного из наиболее деятельных
участников преступной подготовки бакте-
риологической войны.
	Ямада показал:

«Отряд № 731 был детищем Исии и
поэтому в 1945 году он снова был наз-
начен на должность начальника этого
отряда... Назначение Исии находилось в
прямой связи с задачами активизации
работы бактериологических отрядов в
это время и в связи е указаниями во-
	лениях, совершенных Вакамацу, генерал
Ямада дал следующие показания:
«Назначение и практическая дея-
тельность отряда № 100 были совер-
шенно аналогичны назначению и дея-
тельности отряда № 731 по подготовке
бактериологической войны с той разни-
цей, что бактериологическое оружие,
изготовленное отрядом № 731, предназ-
началось для массовом уничтожения
живой силы противника, а производство

эпизоотических бактерий отрядом № 100

предназначалось для уничтожения” ско-

та».

Бывший сотрудник отряда № 100 пору-
чик Хиразакура по поводу участия Вака-
мацу в активной подготовке бактериологи-
ческого оружия показал, что Вакамацу в
	енного министерства 00 увеличении   кругу сотрудников оряжь № 100. неодно-
производства  бактериологического ору- кратно говорил:
MUAY,   «На случай войны Японии с Совет-
	3. Нитано Масадзо — генерал-леитенант
	медицинекой службы, изобличен материа-
лами судебного следствия в том, что, яв-
ляясь с августа 1942 года по март 1945
года начальником отряда № 731, непо-
средственно руководил подготовкой к бак-
териологической войне, а также участво-
вал в ортанизации применения бактерио-
потического оружия против Витая в 1942
	- генерал-леитенант  crux (Союзом отряд № 109 должен
изобличен малериа- стать фФабликой по выпуску в массовом
	стать фабрикой по выпуску в массовом

количестве различных бактерий и силь-

но действующих ядов для ведения ди-

версионно-бактериолотической BOHUEI

против Советекого Сотоза».

Хиразакура изобличил Вакамацу также
и в том, что по его указаниям направля-
лись специальные разведывательно-дивер-
	«С этим указом, — заявил Вадзицука,
— я был ознакомлен под расписку, при-
мерно. в феврале 1940 г. в штабе Вван-
	тиеь специальные разведывательно-дивер- невосточной цомиссии от 3 апреля 1946 г.
слонные экспедиции в районы Трехречья и’ квалифицировали нарушение законов и
Хайлара, которые изучали возможность обычаев воины как военные преступления,
произволетва бавтериолотических диверсий а в решении от 19 июня 1947 г. устано-

вили, что «Суровое правосудие должно
быть применено по отношению ко всем во-
енным преступникам...»,

что Дальневосточная Жомиесия 3 апреля
1946 г. решила «..принять вее возможные
меры для того, чтобы” выявить, расследо-
вать, арестовать и заключить под стражу
всех лиц, подозреваемых в совершении во-
енных преступлений...» и установила, что
для рассмотрения дел о военных престун-
никах на Дальнем Востоке Тлавнокоманду-
ющий Союзных Держав должен «назначать
специальные международные военные су-
ды»,

Правительство Союза ССР предлагает
назначить в ближайшее время, в соответ-
ствии с пунктом «А» статьи 5 решения
Дальневосточной Комиссии от 3 апреля
1946 г. (документ ЕЕС—007(3), специаль-
ный Международный Военный Сух и пре-
дать указанному Международному Суду
как военных преступников, изобличенных
в совершении тягчайших преступлений
против человечества, — императора Япо-
нии Хирохито, генералов Исии Сиро, Кита-

но Масадзо, Вакамацу Юдзиро, Касахара
Юкио.
	Советское Правительство ‘ечитает необ-
ходимым также заявить, что все материа-
лы судебного процесса, происходившего в
декабре 1949 г. в Хабаровске над ‘япон-
скими военными преступниками Ямада, Та-
кахаси, Кадзицука и др., изобличающие
указанных в настоящей ноте лиц ‘в co-
вершении тягчайших преступлений, будут
полностью предоставлены в распоряжение
Международного Военного Суда, немедлен-
но после его образования».  “

Вопии указанной ноты тогда же были
вручены Правительствам Австралии, Бир-
мы, Голландии, Индии, Банады, Новой Зе.
ландии, Пакистана, Франции, ВхоляЯЩиИм в
Дальневосточную Комиссию.
	мерно, в феврале 1940 г. в штабе Вван-   году. слопные экспедиции в районы Трехречья и
тунской армии. Кроме того, одним или Преступная деятельность Витано пол- Хайлара, которые изучали возможность
хвумя секретными указами императора! ностью ‘была  разоблачена показаниями   произволства бактериолотических диверсий
Хирохито от 1940 г., во второй полови- бывш.  тлавнокомандующего Квантунской птотив СССР и МИР, а также фактически
	не этого года, дополнительно было созда-
но четыре филиала отряда № 731...»
	Филиалы, о которых говорил на суде тен.
	Вадзицука. и как это было документально
	установлено, в частности, приказом быв-
mero — главнокомантуютщего КВзвантунекой
	шего  главнокомандующего Ивантунекой
армии ген. Умедзу or 2.ХП.1940 г.
№ 398/1-№0, располагались в районах,
	граничащих © Советским Союзом.
	Тенерал-майор медицинской службы Ва-
васима Киоси, начальник отдела отряда
№ 731, также заявил, что отряд № 731
был организован в 1936 г., а филиалы
этого отряда были созданы в 1940 г. m0
указам императора. Ген. Кавасима Киоси
показал по этому поводу следующее:
	«(31 отряд ‘был организован по ’сек-
ретнюму указу императора Японии Хи-
рохито в 1936 г... Указ императора я
видел сам в делах отряда, в период мо-
ей работы в должности начальника 9б-
щего отдела отряда 731... Указ имие-
ратора от 1940 г. предусматривал уве-
личение штата отряда до 3.000 чело-
век, включая сюда и вновь еформиро-
ванные этим указом филиалы в раз-
личных районах Маньчжурии...»
	Таким образом, император Хирохито по-
казаниями тлавных участников  подготов-
ки бактериологической войны бывшего
начальника военного санитарного управ-
ления Квантунекой армии генерал-лейте-
нанта Валзицука Рюдзи, генерала Ка-
васима Киоси изобличается как один из
главных участников подготовки бактерио-
логической войны.

2. Исии Сиро — генерал-лейтенант ме-
дицинской службы» На судебном процессе
‘была полностью доказана активная орга-
  визующая роль Исии в ‘преступной под-

готовке бактериологической войны и прак-

осуществляли такие диверсии. 0 результа-
тах произведенных изысканий докладыва-
лось генералу Вакамацу, который давал
дальнойпгие указания по производству ди-
версий.

В отряде № 100, руководимом Вакамацу,
как это устанавливается показаниями на
судебном процессе бывие: сотрудников этого
отряда Митомо и Хатаки, злодейски умерщ-
влялись люди путем производетва над ними
бесчеловечных преступных опытов.

Показаниями бывш. начальника ветери-
нарното управления Ввантунекой армии
генерал-лейтенанта ветеринарной службы
Такахаси Такаацу` бывш. начальник отря-
да № 100 Вакамацу изобличен в том, что,
будучи тесно связан с разведывательным
отделом штаба Квантунекой армии, он
лично руководил преступными изыекания-
ми бактериологического оружия и подготов-
кой бактериологичееких диверсий.

Такахаси изобличает Вакамацу также и
в том, что онв 1941 г. участвовал на 00-
вещания у бывш. главнокомандующего
Ввантунской армией Умедзу, посвященном
подтотовке бактериологической войны. В
ноябре 1944 г. Вакамацу принимал уча-
сетие в аналогичном совещании, состояв-
шемся в кабинете бывит. главнокомандую-
щего Ямада, на котором Такахаси доклады-
вал свои соображения о планах применения
баклериологического оружия.

5. Кавахара Юкио — генерал-лейтенант,
являясь начальником пгаба Квантунекой
армии с 1942 по 1945 тод, осуществлял
руководство подготовкой бактериолопиче-
ской войны против Советского Cowsa и
принимал непосредственное участие в раз-
работке конкретных методов применения
бактериологического оружия.

Активная роль Racaxapa B подготовке

армии генерала Ямада, генерал-майора ме-
дицинской службы Казасима №иоси,, гене-
рал-майора Мацумура Томакацу и генерал-
лейтенанта Вадзицука Рюдзи.
	Тенерал Ямада, который в августе 1944
года инспектировал отряд № 731, показал,
чо, покладывая о ‘деятельности отряда,
Китано указал, что задачей отряда яв-
ляется .

«...изучение различных вопросов,

связанных © подготовкой средетв для

ведения бактериологической войны... 0

производственном отделе отряда № 731

тенерал Китано мне доложил, что этот

отлел занимается изготовлением специ-
альтых бактериологических препаратов

в больших размерах, достаточных для

проведения наступательных операций».

Заслушав доклад Витано и лично озна-
комившись с работой отряда № 731, Ямада,
по его личному признанию, «был крайне
перажен размахом исследовательских работ
и колобсальными возможностями отряда по
изготовлению  бактериологического  ору-
		0 преступлениях, совершенных Витано,
тенерал-майор Мадумура показал следую:
mee:

«В конце 1944 г., — сказыв Мацу-
мура, — в кабинете командующего Вван-
тунекой армии состоялся доклад началь-
ника отряда № 731 Китано. Китано де-
лал доклад о способах применения в ка-

° честве бактериологического оружия блох,

зараженных чумой... Ямада одобрил

предложенный Китано способ примене-
ния блох, зараженных чумой, как бакте-
риологического оружия»,

По этому поводу Ямада показал:

«В октябре или ноябре 1944 года
генерал Китано сделал мне подробный
	хоклал о результатах применения чум-   бактериологической войны полностью уста-