Итоги, внушающие тревогу!

Прошло первое полугодие 1939 г. За этот срок москвичи получили только от строительных органи
заций Моссовета 71,3 тыс. кв. м новой жилой пло
щади. Наркоматы и ведомства сдали в эксплоатацию за этот же срок 96,2 тыс. кв. м. Проведено 22 км новых троллейбусных линий; построено 252 тыс. кв. м усовершенствованных мостовых; проложено 16 км водопроводных магистралей, 13 км разводящей сети и т. п.
Однако, цифры этого перечня могли бы быть значительно более внушительными. На первое по
лугодие планом Моссовета был предусмотрен объем капитальных работ по жилищному и коммунально
му хозяйству в сумме 303 млн. руб. К сожалению, это задание не выполнено. Ход строительства про
должает резко отставать от плановых наметок. Объем фактически выполненных работ исчисляется суммой в 185 млн. руб., что составляет только 61% к полугодовому плану.
Особенно неудовлетворительно план капитальных работ выполнялся по газовому хозяйству, по строительству водопровода, по банно-прачечному хозяйству и по строительству дорог.
Но и организации Моссовета, ведущие строительство жилых домов, еще далеки от выполнения государственного задания. Стройтресты Моссовета дол
жны были сдать в первом полугодии 78,8 тыс. кв. м новой жилой площади, сдали же они только
71,3 тыс. кв. м, т. е. 90,4% плана. Симптоматично, что во II квартале процент выполнения планового задания по вводу в эксплоатацию снизился до 81,9 по отношению к плану этого квартала и, таким образом, оказался меньше среднего процента вы
полнения за все первое полугодие. Объясняется это тем, что в начале года было закончено строительство немалого количества жилых домов, по которым основные объемы строительных работ проведены еще в прошлые годы. Это так называемые «пе
реходящие» стройки, имеющие порой двух-трехлетнюю и большую давность. Во II квартале для вы
полнения плана сдачи в эксплоатацию новой жилой площади требовалось осуществить значительно больший объем работы, чем в I квартале. Этого стройорганизации не сумели сделать. Так, по плану на первое полугодие предполагалось выполнить ра
бот по строительству жилых домов на сумму 86 млн. руб., фактически же выполнено только на 42,3 млн. руб., т. е. менее 50% плана.
Между тем, именно во II квартале строители достигли превышения норм выработки на одного ра
бочего в день против норм, установленных планом. Вот соответствующие цифры: выработка рабочих, занятых во всех трестах Управления жилищного строительства, составила за первые пять месяцев текущего года 58,73 руб. на человека в день при плановом задании в 58,05 руб., т. е. 101,1% к плану. Следует отметить, что в I квартале норма выработ
ки была несколько ниже запланированной (за ис
ключением Мосгражданстроя и спецтрестов), а в апреле и мае она по всем трестам превысила пла
новое задание. Таким образом, налицо здоровая тенденция к росту производительности труда, к превышению по этому важнейшему показателю плано
вых наметок. Это свидетельствует о некотором улучшении организации работ на стройплощадках, о лучшем использовании механизмов, об упорядо
чении снабжения строительными материалами, о большем применении сборных конструкций и стандартных стройдеталей.
Но тем более законен вопрос: как могло случиться, что, перевыполняя нормы выработки на одного рабочего, тресты Моссовета и наполовину не
выполнили предусмотренного планом на первое полугодие объема работ?
Прежде всего следует отметить, что организация труда, распорядительность и четкость во всем про
цессе строительных работ на площадках, в трестах и управлениях еще во многих случаях оставляют желать лучшего. Нельзя упускать из виду, что не
редко за благополучной для данного треста средней нормой выработки на одного рабочего скрывается значительная недовыработка по отдельным катего
риям строительных рабочих, по отдельным видам работ, сторицей перекрытая по другим видам работ. Например, известны факты, когда рабочие, занятые на установке оконных рам, дают в день нормы выработки, превышающие 300 — 400 руб. Объясняется это очень просто: эти рабочие устанавли
вают не обычные оконные рамы, а оконные блоки, применение которых во много раз повышает производительность труда.
Другое, не менее важное, обстоятельство состоит в том, что строительные организации на протяже
нии всего полугодия имели значительную нехватку рабочей силы. Так, недоукомплектованность рабочими по трестам Управления жилищного строитель
ства в апреле и мае составляла 28,7% к запланированному количеству рабочих, а по трестам Управле
ния культурно-бытового строительства — 37,9%. В
этом повинны как руководители стройорганизаций. так и Бюро по организованному набору рабочей силы при Президиуме Моссовета (т. Павлов).
Все еще плохая организация работ и недоукомплектованность кадрами не исчерпывают причин не
выполнения планового задания. Однако, именно эти два обстоятельства являются решающими. Без бы
строго преодоления этих недостатков нельзя всерьез рассчитывать нагнать во второй половине недовы
полненное в первом полугодии и выполнить план второго полугодия.
А сделать это необходимо.
На III квартал Президиум Моссовета установил план капитальных работ по жилищному и комму
нальному хозяйству в сумме 157 млн, руб., в том числе по жилищному хозяйству — 47 млн руб. и по коммунальному — 110 млн. руб.
Выполнение этого государственного задания требует от строителей организованной и напряженной работы. Центральной задачей всех строительных ор
ганизаций является борьба за дальнейший рост про
изводительности труда. Плановое задание на III
квартал о доведении нормы выработки на одного рабочего в день до 77 руб. по Управлению жилищ
ного строительства и до 71 руб. по Управлению культурно-бытового строительства должно быть безусловно выполнено.
Вместе с тем, должны быть приняты решительные меры для укомплектования стройорганизаций нужным им количеством строительных рабочих различных квалификаций.
Между тем, судя по предварительным данным о ходе строительства в июле — первом месяце III квар
тала, — сколько-нибудь значительных изменений к лучшему не имеется.
Это заставляет бить тревогу, вновь и вновь напомнить строителям о той почетной и ответствен
ной задаче, которая возложена на них партией, правительством и всеми трудящимися: исторический документ — сталинский генеральный план рекон
струкции Москвы — претворяется в жизнь руками строителей; в первую очередь от них зависит свое
временное и доброкачественное выполнение этого замечательного плана превращения Москвы в лучший город мира.