ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ ЩУКО
17 января 1939 г. скончался академик архитектуры В. А. Щуко.
Смерть вырвала из рядов активных строителей социализма талантливого архитектора-художника.
С именем В. А. Щуко связан целый ряд выдающихся произведений архитектуры. Жизненный путь Владимира Алексеевича — это непрерывная цепь творческих исканий и удач.
Особый расцвет дарования В. А. Щуко относится к периоду после Великой Октябрьской революции. Он
оформляет театральные постановки и революционные праздники, участвует в различных конкурсах на про
ектирование общественных зданий, строит театр в
Ростове-на-Дону, библиотеку имени В. И. Ленина в Москве, памятник Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде, памятники Ленину, Марксу и Энгельсу у Смольного и т. д.
С 1931 г. Владимир Алексеевич, совместно с архитектором Иофаном и проф. Гельфрейхом, работает по составлению окончательного проекта Дворца Советов. Смерть застигла В. А. Щуко в разгар его творческой работы на посту основного руководителя архитектурной мастерской строительства Дворца Советов.
В лице В. А. Щуко советская страна потеряла крупнейшего архитектора-художника, стремившегося
в своих работах отразить пафос великой сталинской эпохи, создать произведения, достойные страны социализма.

На высшую ступень

IV пленум правления Союза советских архитекторов и II конференция московских архитекторов обсудили важнейшие вопро
сы, волнующие не только архитектурную общественность, но самые широкие массы.
Пленум заслушал доклад президента Академии архитектуры В. А. Веснина о творчестве великого русского зодчего М. Ф. Казакова, к юбилею двухсотлетия со дня рождения которого широкая советская обще
ственность проявила огромный интерес. Это лишний раз подчеркнуло огромное значение для нашего строительства изучения и твор
ческого использования ценного наследия прошлого.
Основное внимание пленум уделил проблемам массового типового строительства школ, детсадов, яслей, родильных домов.
Сталинская забота о человеке вызвала невиданное в мире строительство в СССР культурно-бытовых учреждений. Однако, типо
вые проекты прошлых лет, ныне отмененные правительством, страдали весьма существенными недостатками. Это проектирование но
сило зачастую вредительский характер и приводило к разбазариванию средств и стройматериалов, тормозило развертывание массового строительства.
Утвержденные правительством в основном типовые проекты детских учреждений на 1939 г. намечают правильный путь к изжи
тию указанных недостатков. Правительство поручило наркоматам и соответствующим организациям доработать проекты. Это задание оказалось невыполненным. В резуль
тате, и в последних проектах имелся ряд недостатков. Задача всей архитектурной об
щественности (совместно с педагогами и врачами) — создать в ближайшее время дей
ствительно полноценные типовые проекты школ, детских садов, яслей, родильных домов. При этом следует избегать упрощенчества, уже нашедшего проявление в небрежном отношении некоторых авторов новей
ших проектов к внешнему образу детского учреждения, к художественному оформлению фасада и к вопросам интерьера, вну
треннего оборудования. В значительной мере это объясняется тем, что выдающиеся мастера архитектуры все еще стоят в стороне от типового проектирования.
Пленум обсудил отчет о работе Союза советских архитекторов Украины. Недостатки, присущие Союзу архитекторов Украины, как показали прения на пленуме ССА и на московской конференции, свойственны и сою